Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжениюАдминистрации
г. Тюмени
от 20 января 2011 г. N 17-рк
Ведомственная целевая программа
"Основные направления развития культуры города Тюмени
на 2011 - 2013 годы"
1. Правовое обоснование разработки ведомственной целевой программы
Ведомственная целевая программа "Основные направления развития культуры города Тюмени на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с:
Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании";
Федеральным законом от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле";
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";
Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Основами законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 N 3612-1;
Законом Тюменской области от 16.02.2004 N 204 "О государственной охране, сохранении и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Тюменской области";
Уставом города Тюмени;
решением Тюменской городской Думы от 06.07.2006 N 411 "О Положении о программах развития города Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 13.12.2007 N 42-пк "Об утверждении Положения об организации библиотечного обслуживания населения, комплектовании и обеспечении сохранности библиотечных фондов библиотек города Тюмени";
распоряжением Администрации города Тюмени от 25.08.2006 N 1473-рк "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и выполнения ведомственных целевых программ";
распоряжением Администрации города Тюмени от 30.12.2009 N 1180-рк "Об утверждении перечня муниципальных услуг (работ)"
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
2.1. Библиотечное обслуживание населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек города Тюмени.
Получателями библиотечных услуг являются все возрастные категории населения. Сохраняется тенденция ежегодного увеличения охвата населения библиотечным обслуживанием, в среднем на 1,2%
Библиотечная система города обладает рядом преимуществ: обеспечивает бесплатный, свободный доступ к библиотечным фондам и справочно-поисковому аппарату; ориентирована в обслуживании на все социальные группы; предлагает разнообразный спектр услуг; гарантирует высокий уровень проводимых культурно-досуговых мероприятий; укомплектована квалифицированными кадрами.
Вместе с тем существует ряд проблем.
Одной из них является нерациональное размещение учреждений муниципальной библиотечной сети на территории города Тюмени. В основном библиотеки сосредоточены в центральной его части, что затрудняет посещение библиотек жителями, проживающими в отдаленных микрорайонах.
Отдельную группу составляют жилые районы, в которых отсутствуют публичные библиотеки. Данная проблема частично решается за счет использования внестационарных форм библиотечного обслуживания: действует 29 пунктов выдачи, функционирует передвижная библиотека (библиобус), которые в отличие от стационарных библиотек не могут предоставлять населению полный объем библиотечных услуг.
Для обеспечения равномерного доступа жителей к информационным услугам необходимо открытие библиотек в ряде существующих микрорайонов и новостройках. В этой связи следует обозначить густонаселенные микрорайоны Восточного округа - МЖК, 4, 5, 6 м/р-ны, район ул. Воровского и обширный массив Калининского округа, расположенный в рамках улиц - З. Космодемьянская - Московский тракт - черта города - Червишевский тракт.
Несмотря на то, что количество муниципальных библиотек (25) соответствует нормативным требованиям, имеющихся библиотечных площадей (7811 кв. м.) недостаточно для оказания услуг и хранения библиотечных фондов. В настоящее время городская библиотечная сеть имеет только 78% требуемых площадей. Общая площадь библиотечной сети за последние годы не увеличилась и составляет 31 кв. м. на 1000 человек населения; между тем, на 1000 жителей, в соответствии с нормативами, требуется не менее 40 кв. м.
Актуальной проблемой библиотек является комплектование фондов. В соответствии с Постановлением Администрации города Тюмени от 13.12.2007 г. N 42-пк "Об утверждении Положения об организации библиотечного обслуживания населения, комплектовании и обеспечении сохранности библиотечных фондов библиотек города Тюмени" ежегодное пополнение фонда - не менее 250 документов в самых разных форматах (книги, периодика, аудио-, видеодокументы, электронные документы, базы данных и др.) из расчета на 1000 жителей или не менее 62,5 тыс. экземпляров. В рамках бюджетного финансирования на данные цели, по итогам анализа за 3 года, приобретается в среднем около 40 тыс. экземпляров.
С целью комплектования фондов с учетом читательских интересов проводится анализ инфраструктуры обслуживаемого района, социального и возрастного состава пользователей. Формирование фондов требует от работников точного знания задач, стоящих в данное время перед библиотекой, а также постоянного изучения контингента пользователей, их потребностей, интересов, литературных вкусов, мотивов обращения к документам. И это оказывает существенное влияние на комплектование фондов в части увеличения количества наименований книг, доли фондов на электронных носителях, роста экземплярности периодических изданий. Кроме бюджетного комплектования активно используются такие дополнительные формы, как книгообмен, пожертвование (дар), организация и проведение презентаций авторских книг.
В 2009 году на 100% завершено формирование электронного каталога. Однако его наличие не даст пользователю точной информации о местонахождении запрашиваемого издания, если не будет создана единая информационная сеть, объединяющая все библиотеки города и обеспечивающая доступ к сети Интернет. Поэтому приоритетной задачей развития муниципальных общедоступных библиотек является совершенствование ресурсной базы, прежде всего в части автоматизации и информатизации библиотечных процессов.
В среднесрочной перспективе планируется работа по автоматизации основных библиотечных процессов, непосредственно связанных с обслуживанием пользователей, а также комплектования, обработки документов, издательской деятельности, информационно-библиографического обслуживания (доступ к собственным электронным ресурсам, интернет-ресурсам). На сегодняшний день имеют доступ к сети Интернет и электронную почту 12 библиотек или 48% от общего количества библиотек (25 ед.)
Кроме этого, будет продолжена работа по размещению баз данных электронного каталога на библиотечных сайтах для предоставления доступа удаленным пользователям.
2.2. Предоставление дополнительного образования.
Система дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства на территории города Тюмени представлена 6 муниципальными автономными учреждениями. По направлениям деятельности - это достаточно развитая целостная система, которая включает в себя 3 школы искусств, 1 художественную школу и 2 центра детского творчества. Учреждения дополнительного образования являются основными "поставщиками" кадров для средне-специальных и высших учебных заведений города Тюмени, куда ежегодно поступают не менее 10% выпускников муниципальных учреждений дополнительного образования детей.
Охват населения начальным художественным образованием составляет 9,9% от общего количества детей и подростков школьного возраста. Ориентируясь на общероссийскую практику, данный показатель должен достичь уровня 12%.
Развитие города Тюмени исторически определило концентрацию помещений школ искусств, музыкальных и художественных школ в центре города. На данный момент более половины микрорайонов Тюмени не имеют таких учреждений, что затрудняет доступ желающих получать данную услугу по месту жительства.
Рост контингента обучающихся невозможен без увеличения учебных площадей. Особенно актуален данный вопрос в связи с внедрением вариативного подхода к реализации образовательных программ в школах искусств и созданием студий по различным направлениям искусства для населения различных возрастных категорий, что позволит расширить спектр предоставляемых услуг и удовлетворить все потребности населения, связанные с реализацией творческого потенциала.
В настоящее время существует необходимость поиска альтернативы детским дошкольным учреждениям для обеспечения запросов родителей, не имеющих возможность, или не стремящихся по каким-либо причинам отдавать ребенка в детский сад на целый день.
На базе МАУ ДОД "Центр творческого развития и гуманитарного образования "Этнос" функционирует группа кратковременного пребывания детей, созданная с целью социализации ребенка, интеллектуального и личностного развития, общей психологической подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Одной из проблем дополнительного образования по-прежнему остается слабая материально-техническая база: 48% инструментария и специального оборудования не пригодны к эксплуатации, изношены и морально устарели.
Немаловажной проблемой является проведение капитального ремонта помещений учреждений дополнительного образования. На сегодняшний день из 13-ти помещений только в одном здании (пр. Заречный, 4а, школа искусств "Гармония") проведен комплексный капитальный ремонт.
2.3. Организация досуга и массового отдыха населения, сохранение и развитие культурных традиций.
Организация досуга населения связана с созданием условий для массового отдыха и развития местного традиционного народного художественного творчества. При формировании муниципального задания особое внимание уделяется проведению интерактивных культурно-досуговых мероприятий для всех возрастных категорий, а также организации семейного досуга, досуга старшего поколения, сохранению и развитию народных промыслов и ремесел.
В городе Тюмени функционируют 9 муниципальных автономных учреждений культурно-досугового типа, расположенных в отдалённых микрорайонах города. Дома и центры культуры организуют работу по формированию культурной среды в обслуживаемых микрорайонах, в том числе вновь созданная в 2010 году структурная единица на территории бывшего подросткового клуба "Прометей" в микрорайоне "Тура". Деятельность еще одного Дома культуры обеспечит оптимальный уровень доступности услуг культуры и создания необходимых условий для занятий художественным творчеством жителей данного микрорайона.
В течение года силами творческих коллективов, работающих на базе домов и центров культуры, проводится более тысячи культурно-досуговых и массовых мероприятий, посещаемость которых превышает 200 тысяч человек.
Вместе с тем, по-прежнему неразрешенной проблемой остается отсутствие муниципальных культурно-досуговых учреждений в центре города, что затрудняет решение задачи по привлечению максимального количества жителей для участия в культурно-досуговых мероприятиях и любительских объединениях, а также ограничивает возможность реализации их творческого потенциала.
В домах и центрах культуры и досуга функционируют более 100 любительских объединений (коллективы художественного творчества, клубы по интересам, студии, кружки и т.д.), в которых занимаются более 3 тысяч человек различных возрастных категорий. Любительские формирования охватывают все жанры и направления искусства, являясь основным средством для развития местного традиционного народного художественного творчества. В современных условиях необходим поиск новых подходов к формам и методам предоставления услуг, изучения потребностей населения в той или иной услуге, видения социального портрета аудитории посетителей, определения ее целевых ориентиров. Подобный анализ позволит оценить существующее положение и перейти к конструктивным преобразованиям в этой сфере.
Театрально-зрелищные услуги предоставляются молодежным театром "Ангажемент", деятельность которого имеет положительную динамику развития.
Для обновления театрального репертуара (создания новых постановок), а также гастрольных поездок театральной труппы, являющихся неотъемлемой частью деятельности театрально-зрелищного учреждения, театр нуждается в дополнительном финансировании.
Общегородские массовые мероприятия позволяют охватить наибольшее количество жителей. Такие календарные и общенародные праздники, как Новый год, День Победы, День города существенно повышают творческую активность населения, создают условия для массового отдыха. Увеличение числа центральных городских площадок, а именно наличие таковой в центральной части города, существенно повысит показатель, отражающий количество населения, участвующего в мероприятиях. Основными задачами управления по культуре при организации массового отдыха остаются активизация участия населения, использование новых форм и современных технологий организации массовых мероприятий, а также разработка новых интересных и креативных проектов.
2.4. Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности города Тюмени.
Город Тюмень включен в список исторических населенных мест России. Тюмень обладает бесценным историко-культурным наследием XVIII - ХХ вв., включающим более 200 объектов культурного наследия, в том числе 68 являются объектами муниципальной собственности.
Для достижения эффективных результатов в сохранении историко-культурного наследия города Тюмени необходимо обеспечение сохранности объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, и их современное использование.
Основными проблемами в сфере сохранения объектов культурного наследия города Тюмени являются:
неудовлетворительное техническое состояние отдельных объектов культурного наследия;
несоответствие условий содержания и использования объектов культурного наследия, используемых в настоящее время под жилищный фонд, современным санитарно-гигиеническим и эксплуатационным требованиям;
утрата своеобразия историко-архитектурного облика города и пространственной композиции, деформация исторически сложившейся среды и ландшафтов.
В 2011 году, на завершение капитального ремонта МАУК "Центр татарской культуры", предусмотрены бюджетные средства в сумме 38 млн. 787 тыс. руб. Данный объект включен в реестр потребности в финансировании строительства, реконструкции, ремонта объектов МБУ "Управление капитального строительства города Тюмени".
2.5. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит обеспечить осуществление единой государственной политики в области культуры на территории городского округа и среди населения города Тюмени, повысит эффективность влияния отрасли на культурное, духовное и нравственное развитие личности и общества, будет способствовать росту показателей стабильности и положительной динамики развития культурно-исторической среды города Тюмени.
3. Цели и задачи Программы
3.1. Цель 1: "Создание условий для духовно-нравственного и эстетического развития личности".
а) Задача 1: "Обеспечение информационных, культурных и образовательных потребностей жителей города".
б) Задача 2: "Повышение духовно-нравственного и эстетического уровня развития детей и подростков города Тюмени".
3.2. Цель 2: "Организация досуга населения в сфере культуры".
а) Задача 1: "Создание условий для организации досуга горожан культурно-досуговыми учреждениями и развития местного традиционного художественного творчества";
б) Задача 2: "Предоставление театрально-зрелищных услуг на территории города Тюмени".
в) Задача 3: "Создание условий для организации отдыха населения, привлечение населения к участию в массовых мероприятиях".
3.3. Цель 3: "Сохранение и популяризация объектов культурного наследия".
а) Задача "Обеспечение сохранности объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности".
4. Срок выполнения Программы
Реализация Программы рассчитана на 2011 - 2013 годы.
5. Система программных мероприятий
Перечень программных мероприятий, сроки их реализации, информация о необходимых ресурсах и показатели результативности приведены в приложении к настоящей Программе.
6. Финансовое обеспечение программных мероприятий
6.1. Всего на реализацию Программы из бюджета города Тюмени потребуется 823 531 тыс. руб. по годам:
2011 - 319 119 тыс. руб.;
2012 - 251 907 тыс. руб.;
2013 - 252 505 тыс. руб.
6.2. Обоснование объемов финансирования по каждому мероприятию Программы приведено в приложении к настоящей Программе.
7. Ожидаемые результаты реализации Программы, социально-экономическая
эффективность Программы
7.1. Показатели результативности, позволяющие оценить эффективность реализации Программы, увязанные с задачами, приведены в приложении к настоящей Программе.
7.2. Основной социальный эффект от реализации Программы будет состоять в:
развитии творческой активности населения;
сохранении и эффективном использовании культурного наследия,
укреплении единого культурного и информационного пространства,
увеличении доступности и расширении предложения населению культурных ценностей и информации в сфере культуры,
поддержке молодых дарований, активном использовании многообразия форм эстетического воспитания детей,
формировании интереса к изобразительному и декоративно прикладному искусству,
обеспечении устойчивого развития традиционной системы музыкального и художественного образования.
7.3. Основной экономический эффект от реализации Программы будет состоять в максимальном обеспечении доступности услуг в сфере культуры и создании оптимальных условий для реализации творческого потенциала жителей города Тюмени.
8. Организация управления Программой
8.1. Реализация Программы осуществляется в соответствии с действующими правовыми актами города Тюмени, определяющими механизм реализации ведомственных целевых программ.
8.2. Управление по культуре Администрации города Тюмени:
а) обеспечивает выполнение мероприятий Программы;
б) готовит отчетность о выполнении Программы, включая меры по повышению эффективности ее реализации;
в) несет ответственность за достижение целей и решение задач, за обеспечение утвержденных значений показателей в ходе реализации Программы.
8.3. Департамент экономики Администрации города Тюмени осуществляет контроль за ходом выполнения Программы, а также мониторинг реализации программных мероприятий.
8.4. Реализация Программы предусматривает участие 19-ти культурно-досуговых, просветительных и образовательных учреждений, в том числе:
а) муниципальные автономные учреждения культуры:
3 библиотеки (с 22 филиалами);
9 культурно-досуговых учреждений;
молодежный театр "Ангажемент" имени В.С. Загоруйко.
б) муниципальные автономные учреждения дополнительного образования детей:
3 детские школы искусств, 1 художественная школа, 2 центра детского творчества.
в) департамент по строительству Администрации города Тюмени.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.