Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжениюАдминистрации
г. Тюмени
от 27 января 2011 г. N 21-рк
Ведомственная целевая программа
"Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства
города Тюмени на 2011 - 2013 годы"
I. Правовое обоснование разработки ведомственной целевой программы
Ведомственная целевая программа "Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства города Тюмени на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с:
Жилищным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации";
Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле";
Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг";
постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность";
постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам";
постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом";
постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда";
Законом Тюменской области от 05.07.2000 N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области";
Законом Тюменской области от 15.11.2010 N 73 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов";
постановлением Правительства Тюменской области от 04.09.2006 N 198-п "О возмещении специализированным службам по вопросам похоронного дела расходов по захоронению умерших (погибших) граждан, которые не работали и не являлись пенсионерами, граждан, личность которых не установлена, а также при рождении мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности";
постановлением Правительства Тюменской области от 28.12.2007 N 348-п "О порядке предоставления субсидий из регионального фонда софинансирования расходов и иных межбюджетных трансфертов";
постановлением Правительства Тюменской области от 05.05.2008 N 127-п "Об утверждении порядка расходования субвенций, передаваемых органам местного самоуправления на исполнение государственного полномочия по социальной поддержке отдельных категорий граждан, при частичном возмещении расходов на оплату газификации жилых домов (квартир)";
постановлением Правительства Тюменской области от 10.03.2009 N 67-п "О порядке выплаты субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Тюменской области";
Уставом города Тюмени;
решением Тюменской городской Думы от 06.07.2006 N 411 "О Положении о программах развития города Тюмени";
решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 N 81 "О Правилах благоустройства города Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 28.12.2006 N 31-пк "Об утверждении Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в городе Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 26.06.2008 N 75-пк "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, оказывающим услуги по содержанию и ремонту жилых домов, признанных ветхими, входившими по состоянию на 01.01.2007 в реестр муниципальной собственности";
постановлением Администрации города Тюмени от 25.12.2008 N 154-пк "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения";
постановлением Администрации города Тюмени от 09.07.2009 N 52-пк "Об утверждении Положения о формировании и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями города Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 05.03.2009 N 9-пк "Об установлении стоимости ритуальных услуг";
постановлением Администрации города Тюмени от 24.12.2009 N 101-пк "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения затрат в связи с выполнением мероприятий по энергосбережению на жилищном фонде";
постановлением Администрации города Тюмени от 19.04.2010 N 37-пк "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов города Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 01.04.2010 N 28-пк "Об утверждении Порядка осуществления социального обеспечения граждан на вывоз жидких бытовых отходов";
постановлением Администрации города Тюмени от 10.06.2010 N 57-пк "Об утверждении Порядка осуществления социального обеспечения граждан на возмещение затрат в связи с выполнением мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на жилищном фонде";
распоряжением Администрации города Тюмени от 25.08.2006 N 1473-рк "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и выполнения ведомственных целевых программ";
распоряжением Администрации города Тюмени от 04.05.2007 N 620-рк "Об утверждении Порядка осуществления социального обеспечения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны на ремонт жилых помещений, в которых они проживают";
распоряжением Администрации города Тюмени от 25.05.2007 N 752-рк "Об утверждении Порядка осуществления обязанностей наймодателя по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда";
распоряжением Администрации города Тюмени от 17.04.2008 N 301-рк "Об утверждении Регламента технического обслуживания жилищного фонда";
распоряжением Администрации города Тюмени от 15.08.2008 N 791-рк "Об утверждении Регламента подготовки к отопительному сезону и запуска системы теплоснабжения города Тюмени в сезонную эксплуатацию";
распоряжением Администрации города Тюмени от 30.04.2009 N 700 "Об утверждении Регламента работы Администрации города Тюмени по реализации постановления Правительства Тюменской области от 05.05.2008 N 127-п";
распоряжением Администрации города Тюмени от 03.12.2009 N 1072-рк "Об утверждении Плана мероприятий Администрации города Тюмени по реализации Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
распоряжением Администрации города Тюмени от 30.12.2009 N 1180-рк "Об утверждении перечня муниципальных услуг (работ)".
II. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
2.1. Организация содержания жилищного фонда (кроме индивидуального
жилищного фонда) (далее - жилищный фонд)
По состоянию на 01.01.2011 количество многоквартирных домов на территории города Тюмени составляет 3 805 домов общей площадью 16 217,6 тыс. кв. м.
В реестре муниципальной собственности муниципального образования городской округ город Тюмень находится 396 многоквартирных дома общей площадью 66,5 тыс. кв. м, включающих малоквартирные дома и ветхий жилищный фонд, в том числе 10 общежитий. Управление данным жилищным фондом с 01.07.2010 осуществляют 10 управляющих компаний.
В управлении 8 управляющих организаций, определенных по итогам открытого конкурса в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", находится 902 многоквартирных дома, собственники помещений в которых не выбрали способ управления, общей площадью жилых помещений 448,9 тыс. кв. м.
В настоящее время самостоятельно с выбором способа управления определились собственники 1 740 многоквартирных домов, ранее входивших в реестр муниципальной собственности, общей площадью жилых помещений 7 522,3 тыс. кв. м, в том числе на 144 домах выбран способ управления товарищество собственников жилья (далее ТСЖ) (813,8 тыс. кв. м); на 1 487 домах - управляющая организация (6 693,8 тыс. кв. м); на 109 домах - непосредственное управление (14,7 тыс. кв. м).
Всего по городу Тюмени 1 649 многоквартирных домов находится в управлении управляющих организаций, выбранных собственниками самостоятельно (65,8% от общего количества домов, собственники помещений в которых выбрали способ управления), зарегистрировано 342 ТСЖ на 696 домах (27,8%) и 51 жилищно-строительный кооператив на 53 домах (2,1%), собственники 109 домов выбрали способ непосредственного управления домом (4,3%).
Количество управляющих организаций, работающих на рынке управления жилищным фондом города, в настоящее время составляет 80 частных управляющих организаций. На 01.01.2009 данный показатель составлял 46 управляющих организаций, на 01.01.2010 - 78. По состоянию на 01.01.2011 доля организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и (или) оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, участие городского округа в уставном капитале которых составляет не более 25%, в общем числе организаций, осуществляющих данные виды деятельности на территории городского округа, составляет 100%.
Несмотря на активное проведение в городе организационных мероприятий, информационных кампаний, наблюдается недостаточный уровень активности населения по защите своих прав и законных интересов на своевременное получение качественных жилищно-коммунальных услуг в полном объеме, сложность в принятии юридически грамотных решений, имеют место неправомерные действия со стороны управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, наблюдается нехватка профессиональных кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Важной задачей, решаемой в городе Тюмени, является построение четких, скоординированных взаимоотношений с частными управляющими компаниями, ТСЖ. С целью улучшения качества проживания населения в многоквартирных домах частного жилищного фонда путем обеспечения должного уровня реагирования на жалобы, обращения граждан, контроля за перерасчетом платежей при непредоставлении услуг, отслеживания финансового состояния управляющих организаций для возможности влияния на них при возникновении ситуаций, характеризующихся неправомерностью действий со стороны управляющих организаций, Администрацией города Тюмени заключены Соглашения о взаимодействии с 73 частной управляющей компанией.
Основной проблемой жилищного фонда города является неудовлетворительное техническое состояние многоквартирных домов.
В процессе эксплуатации жилых домов под воздействием различных факторов происходит постепенное увеличение степени износа жилищного фонда.
Для обеспечения сохранности, соответствия установленным санитарным, техническим правилам и нормам, эффективного использования жилищного фонда необходимо своевременно и в полном объеме осуществлять работы по поддержанию жилищного фонда в надлежащем состоянии с целью увеличения сроков эксплуатации жилых домов.
Несвоевременность проведения данных мероприятий приводит к тому, что содержание неотремонтированного жилищного фонда обходится в 2-3 раза дороже по сравнению с жильем, находящимся в технически исправном состоянии (главным образом, за счет увеличения объемов работ по текущему ремонту), а также является причиной сокращения сроков эксплуатации жилых домов и создает неблагоприятные условия для проживания населения.
Анализ существующего технического состояния и уровня износа многоквартирных домов города Тюмени, проведенный на основании данных ежегодных (весенне-осенних) комиссионных технических осмотров, свидетельствует о том, что 75% из них требует проведения капитального ремонта. Причина сложившейся ситуации заключается как в ежегодном невыполнении планово-предупредительного ремонта жилых домов в достаточном объеме в связи с недостаточностью средств, выделяемых на эти цели в предшествующие периоды, так и выборочностью проводимых мероприятий капитального характера (без элементов модернизации и тем более санации, выполнение самых неотложных работ). Кроме того, в течение последних 18 лет в муниципальную собственность было принято значительное количество ведомственных, брошенных (бесхозяйных) домов, как правило, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии, требующих проведения капитального ремонта.
Следствием всего обозначенного выше является значительное количество жалоб граждан на содержание и ремонт жилищного фонда, а также актов по недопоставке населению данных услуг. В 2010 году названные показатели составили 1 773 жалобы и 1 198 актов, соответственно.
Кроме того, неудовлетворительное содержание внутридомовых инженерных сетей, главным образом, в подвальных помещениях, приводит к затоплению подвалов, разрушению фундамента домов, замыканию внутренней электрической системы; конструктивных элементов зданий, в основном кровель, - к затоплению квартир и мест общего пользования, разрушению перекрытий, несущих и ограждающих стен зданий, негодности внутренней отделки стен и потолков, и, как следствие, значительным затратам на устранение вышеперечисленных повреждений, судебным спорам граждан о взыскании материального и морального ущерба; значительный износ лифтового оборудования в домах жилищного фонда - к выходу из строя лифтов, простоям в их работе, а также создает угрозу безопасности жизни граждан.
Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, в рамках создания условий для управления многоквартирными домами, Администрация города Тюмени предоставляет субсидии на капитальный ремонт многоквартирных домов города Тюмени. Субсидирование осуществляется в рамках софинансирования расходов управляющих организаций, ТСЖ, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Как показывает практика, объем выполняемых работ по капитальному ремонту в рамках бюджетного финансирования значительно ниже заявленной потребности и характеризуется выборочностью проводимых мероприятий капитального характера. Это является одним из факторов, препятствующих дальнейшему активному созданию и развитию объединений собственников помещений или самостоятельному выбору частных управляющих организаций.
С целью обеспечения более квалифицированного и ответственного подхода к проведению работ капитального характера жилищного фонда и инженерных коммуникаций в городе функционирует МБУ "Служба технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства", основной предмет деятельности которого - осуществление работ по техническому надзору за осуществлением работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства; реконструкции, ремонту объектов жилищного фонда; техническому содержанию и ремонту сетей инженерно-технического обеспечения.
2.2. Организация теплоснабжения населения
Теплоснабжение населения, проживающего в жилищном фонде города Тюмени, осуществляется от:
централизованных источников ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, находящихся в собственности ОАО "Фортум", с присоединенной тепловой нагрузкой 2 344 Гкал/ч и резервом мощности 607 Гкал/ч;
43 муниципальных котельных, обслуживаемых ОАО "Тепло Тюмени";
12 котельных, находящихся в собственности коммерческих организаций.
Разводящие сети теплоснабжения в городе Тюмени имеют протяженность 513,5 км.
Анализ их технического состояния свидетельствует о том, что 124,7 км (24%) характеризуется сроком эксплуатации до 5 лет; 82,7 км (16%) - от 6 до 10 лет; 103,2 км (20%) - от 10 до 15 лет; 82,7 км (16%) - от 16 до 20 лет; 52,4 км (10%) - от 21 до 25 лет; 67,8 км (13%) - свыше 25 лет.
В свою очередь, высокая изношенность тепловых сетей и недостаточный уровень замены ветхих сетей приводят к значительному числу внеплановых отключений на сетях теплоснабжения. В 2008 году данный показатель составил 2 129 отключений, в 2009 году - 2 202 отключения, в 2010 году - 2 393 отключения.
Вследствие значительной изношенности тепловых сетей наблюдаются также высокие потери при транспортировке тепловой энергии в городе. В 2008 году они составили 20%, в 2009 году - 20,3%, в 2010 году - 19,8% при нормативном показателе - 8%.
Таким образом, можно констатировать, что основной проблемой теплосетевого комплекса города является высокая степень износа тепловых сетей и, как следствие, значительное количество внеплановых отключений на сетях теплоснабжения, высокие потери при транспортировке тепловой энергии.
Кроме того, в городе Тюмени имеется 187 тепловых пунктов (ЦТП, КТП, ИТП), из них 141 не соответствуют требованиям правил технической эксплуатации (75%).
В настоящее время в городе Тюмени можно констатировать факт недостаточной протяженности магистральных сетей, обеспечивающих перераспределение тепловой энергии, вследствие чего в отдельных районах города наблюдается дефицит тепла (центральная часть города в районах ул. 50 лет ВЛКСМ от ул. М. Горького до ул. М. Тореза, ул. Запольная от ул. М. Тореза до ул. Грибоедова, ул. Герцена от ул. Первомайская до ул. Перекопская; район "Затюменки" - ул. Коммунистическая - Садовая - Л. Толстого - Луначарского, район дома Обороны), что отрицательным образом сказывается на комфортности и безопасности здоровья населения - в общей сложности около 14 186 человек (2% от совокупной численности населения города). Для покрытия дефицита тепла в данных районах города в рамках инвестиционной программы организаций коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения теплоснабжения города Тюмени на 2007 - 2015 годы, планируется построить 3,1 км магистральных тепловых сетей. За 2006 - 2010 годы покрыт дефицит тепла в 4 районах города (район Московского тракта; район Червишевского тракта; район МЖК, Тюменский микрорайон, I, II, III Заречные микрорайоны), обеспечена поставка тепла в полном объеме населению, проживающему в данных районах, в общей сложности 85 847 чел. (14% от совокупной численности населения города).
2.3. Организация газоснабжения населения
Газоснабжение города Тюмени осуществляется с ГРС-1 и ГРС-2 через газопровод высокого давления 1 категории "Городское кольцо", протяжённостью 65 км. В настоящее время их загрузка составляет 60-70% от расчётной мощности.
Распределительные и уличные газопроводы города загружены на 100%, а перспективный рост многоэтажного жилищного фонда требует расширения технической возможности подачи газа. На сегодняшний день в городе эксплуатируется 1 298,4 км газопроводов, из них 28,2 км находятся в муниципальной собственности.
Учитывая увеличение строительства и расширение черты города Тюмени, газопровод "Городское кольцо" оказался в черте городской застройки. Минимально допустимое расстояние до зданий и сооружений составляет 20 м, таким образом, данные допуски не позволяют вести застройку в районе нахождения указанного газопровода. Уже сейчас во многих районах города Тюмени стоит вопрос дефицита газа, в ближайшие 3-4 года загрузка газопровода будет осуществлена на 100%.
В настоящее время газифицированный жилищный фонд, находящийся в городе Тюмени, в общем объеме совокупного жилищного фонда составляет 72,3% - 14 962 дома, из них: 8,8% (1 819 домов) - жилищный фонд, газифицированный сжиженным газом; 63,5% (13 143 дома) - жилищный фонд, газифицированный природным газом.
В зависимости от степени благоустройства домов и используемой системы газоснабжения структура жилищного фонда города Тюмени выглядит следующим образом:
- индивидуальный жилищный фонд:
75% - 12 717 домов газифицировано природным газом;
10% - 1 614 домов с газобаллонными установками сжиженного газа;
15% - 2 561 дом не газифицирован.
- многоквартирные дома:
11% - 426 домов газифицировано природным газом;
5% - 205 домов с газобаллонными установками сжиженного газа;
84% - 3 174 дома не газифицировано, с электрическими плитами.
Кроме того, в газифицированных многоквартирных жилых домах города Тюмени наблюдается высокий процент износа внутридомовых систем газоснабжения, вследствие чего существует угроза безопасности населения (328 домов, в которых нормативный срок эксплуатации газовых сетей истек, протяженностью 165,2 км). Причина сложившейся ситуации заключается в несвоевременности проведения замены внутридомовых систем газоснабжения, отработавших нормативный срок эксплуатации (свыше 30 лет).
Таким образом, основными проблемами газоснабжения города являются использование газобаллонных установок сжиженного газа и высокая степень износа внутридомовых систем газоснабжения в многоквартирных домах, а также недостаточный уровень газификации домов индивидуального жилищного фонда.
На основании Закона Тюменской области от 15.11.2010 N 73 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" органы местного самоуправления города Тюмени наделены государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категории граждан, осуществляемой путем частичного возмещения расходов на оплату газификации жилых домов (квартир), по обеспечению предоставления и непосредственному предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
2.4. Организация водоснабжения населения, водоотведения
В городе Тюмени имеется 5 водозаборов (Метелевский, Головной, Велижанский, водозаборы п. Лесной и п. Утешево). Водоочистные сооружения имеются на Метелевском, Велижанском, Головном водозаборах. В конце 2009 года введена в эксплуатацию станция водоочистки в п. Лесной. В п. Антипино водоснабжение осуществляется от вновь построенного городского водопровода. Процент износа водоочистных и водозаборных сооружений составляет 59,8% и 89,6%, соответственно.
В настоящее время техническое состояние системы водоснабжения в городе Тюмени характеризуется следующими показателями.
Для сетей водоснабжения характерна высокая степень износа (протяженность ветхих сетей водоснабжения с износом 75-100% составляет 318 км, это 38,1% от общей протяженности водопроводных сетей) и недостаточная пропускная способность в ряде районов города, что не позволяет в достаточном объёме обеспечить водоснабжение жилых домов при их уплотнённой застройке. Общая протяженность напорно-разводящих сетей составляет 833,6 км.
Для создания необходимых напоров в высотных зданиях города имеется 79 подкачивающих насосных станций, степень износа которых составляет 46,7%.
На водозаборных и водоочистных сооружениях осуществляется применение устаревшего оборудования и технологий. Используемые технологические схемы очистки не позволяют очищать воду до нормативных требований. Наблюдается отклонение отдельных показателей качества питьевой воды установленным нормативам (перманганатная окисляемость в отдельные периоды года достигает 7,0-8,0 мг/л (норма 5,0 мг/л); содержание марганца - 0,2 мг/л. (норма 0,1 мг/л.); азота, аммиака - до 4,0 мг/л. (норма 2,0 мг/л.); кремния - до 20,0 мг/л. (норма 10,0 мг/л)). В свою очередь, по бактериологическим показателям питьевая вода в водораспределительных сетях города, в целом, удовлетворяет нормативным требованиям (3,8% неудовлетворительных проб при допускаемых 5%).
Отсутствие сооружений промывных вод приводит к большому расходу воды на собственные нужды, автоматического дозирования реагентов - к их перерасходу, устройств регулирования работы насосных агрегатов насосных станций 2-го подъема - к увеличению потребления электрической энергии и неравномерной подаче воды в сеть; недостаточный регулирующий объем, обеспечиваемый резервуарами чистой воды, создаёт нестабильность в водоснабжении города, недопоставке воды на верхние этажи в районах города с пятиэтажной застройкой в часы максимального водопотребления и при пожаротушении.
Анализ мощностей городских водозаборных сооружений, с учетом численности населения города, свидетельствует о том, что для города Тюмени фактическая обеспеченность составляет 440 л./сут. на чел. (нормативное удельное водопотребление, согласно СНиП 2.04.02-84 - 600 л./сут. на чел.).
В связи с динамичным развитием города потребность в питьевой воде к 2015 году составит 366,8 тыс. м3/сут., а к 2020 году - 360,8 тыс. м3/сут. (уменьшение водопотребления прогнозируется в связи с повсеместным оснащением приборами учета). Учитывая, что реализация Инвестиционной программы ООО "Тюмень Водоканал" на 2007 - 2011 годы предполагает доведение мощности водозаборов до 285 тыс. м3/сут., дефицит мощности к 2015 году ожидается 81,8 тыс. м3/сут., к 2020 году - 75,8 тыс. м3/сут.
Кроме того, в городе Тюмени наблюдается высокий процент неучтенных расходов воды. В 2008 году данный показатель составил 36,2%, в 2009 году - 33,4%, в 2010 году - 33,4%.
Значительная изношенность объектов системы водоснабжения и недостаточный уровень проведения работ по их капитальному ремонту, реконструкции, замене являются причинами нестабильного водоснабжения в городе Тюмени, наблюдается значительное число внеплановых отключений на водопроводных сетях, высокая аварийность (ежедневно происходит отключение водоснабжения в связи с аварийными ситуациями - до 6-8 домов). Так, в 2008 году данный показатель составил - 437 отключений, в 2009 году - 605 отключений, в 2010 году - 827 отключений. Большое количество аварий и отключений наблюдается в связи с неудовлетворительным техническим состоянием сетей водоснабжения, а также с низкими температурными значениями прошедших зим, в результате чего глубина промерзания грунта превысила средний уровень.
Также, в настоящее время в городе Тюмени в отдельных районах (районах малоэтажной застройки) отсутствует централизованная система водоснабжения. Население указанных районов составляет в общей сложности около 62 630 человек (10% от совокупной численности населения города Тюмени).
Техническое состояние системы водоотведения в городе Тюмени характеризуется следующими показателями.
Для сетей водоотведения характерна высокая степень износа (121,1 км или 21,8% от общей протяженности сетей с износом 75-100%) и недостаточная пропускная способность в районах уплотненной застройки. На некоторых участках имеются контруклоны, образуются провалы грунта, что приводит к сбоям в работе канализации. По состоянию на 01.01.2011 общая протяженность самотечных и напорных коллекторов составляет 555,4 км.
В городе имеется 55 перекачивающих канализационных насосных станций с износом 36%, на которых требуется замена оборудования на менее энергоемкое.
Очистные сооружения биологической очистки сточных вод имеют производительность 220 тыс. м3/сут. Очистные сооружения строились в две очереди. Первая очередь эксплуатируется без капитального ремонта с 1975 года, их оборудование морально и физически устарело. В 2005 году построены и введены блоки механической и биологической очистки второй очереди. Износ канализационных очистных сооружений в среднем составил 57% по данным на 01.01.2011.
Также имеет место превышение часовых расходов сточных вод от расчётной мощности сооружений на 20-30% в период ливневых дождей, попадание не нормативно очищенных производственных сточных вод от промышленных предприятий, предприятий общественного питания в систему водоотведения в виду отсутствия локальных очистных сооружений.
Анализ мощностей городских канализационных очистных сооружений, с учетом численности населения города, свидетельствует о том, что для города Тюмени фактическая обеспеченность составляет 357 л./сут. на чел. (нормативное удельное водоотведение, согласно СНиП 2.04.03-85 - 600 л./сут. на чел.).
В соответствии с Генеральным планом города Тюмени до 2025 года, к 2015 году поступление сточных вод составит 335 тыс. м3/сут., к 2020 году - 330 тыс. м3/сут. Инвестиционной программой ООО "Тюмень Водоканал" по развитию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Тюмени на 2007 - 2011 годы, к 2011 году прогнозируется поступление сточных вод в объеме 256 тыс. м3/сут. Таким образом, дефицит мощности действующих очистных сооружений составит 115 тыс. м3/сут. к 2015 году и 110 тыс. м3/сут. к 2020 году.
Также, имеет место проблема отсутствия в отдельных районах города Тюмени централизованной системы водоотведения. Так, 107 730 жителей (17,0% от совокупной численности населения города) проживает в не канализованном жилищном фонде, 14 478 человек (2,4%) - в жилищном фонде, канализованном на выгреба. Все это отрицательным образом сказывается на уровне бытовых и санитарных условий для комфортного проживания населения.
Для решения указанных проблем планируется строительство сетей водоснабжения и водоотведения за счет средств, предусмотренных инвестиционной программой по развитию систем коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Тюмени на 2007 - 2011 годы.
Обобщая изложенное выше, можно констатировать факт, что наиболее важной проблемой систем водоснабжения и водоотведения города является высокая степень износа основных фондов. Кроме этого, имеют место высокая аварийность на водопроводных сетях, значительные неучтенные расходы воды, снижение качества питьевой воды, а также отсутствие централизованной системы водоснабжения и водоотведения в отдельных районах города.
2.5. Оказание ритуальных услуг и содержание мест захоронения
В настоящее время в городе Тюмени имеется 19 кладбищ общей площадью 181,94 га, в том числе 5 действующих общей площадью 48,83 га, 14 кладбищ закрытых для новых захоронений общей площадью 133,11 га.
К числу основных проблем в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения в городе Тюмени относятся следующие:
ограниченный резерв земель под захоронение умерших;
недостаточный уровень благоустройства кладбищ.
При существующем темпе захоронений земельных участков на действующих православных кладбищах будет достаточно не более чем на 1 год, мусульманских - на 4-5 лет. Интенсивному исчерпанию земельных резервов для захоронения способствует осуществление погребения исключительно путем придания тела (останков) земле.
В настоящее время проводится работа по расширению действующего кладбища "Червишевское-2" на 10 га, а также осуществляется оформление документов на земельный участок для строительства нового кладбища площадью 40 га, расположенного в районе д. Криводаново.
Необходимо отметить, что, в связи с увеличением количества захоронений на территориях городских кладбищ, увеличивается объем мусора, это, в свою очередь, приводит к изменению периодичности его вывоза.
С целью предотвращения возникновения несанкционированных свалок, на территориях кладбищ обеспечен организованный сбор мусора. Для складирования отходов и мусора на кладбищах размещено 34 мусоросборника старого образца и 27 установленного образца (бункеров), имеется 4 автомашины для вывоза.
Кроме того, на территориях мест захоронения длительный период времени не осуществлялись работы по сносу аварийных деревьев. Ситуация осложняется тем, что данные работы требуют привлечения дорогостоящей специализированной техники, их приходится выполнять в стесненных условиях.
Также, на сегодняшний день наблюдается низкая инженерно-техническая оснащенность мест захоронения, включая отсутствие наружного освещения. Проезды на ранее отведенных территориях кладбищ не имеют асфальтобетонного покрытия, что затрудняет продвижение похоронных процессий и выполнение работ по текущему содержанию. По состоянию на 01.01.2011 площадь дорог и проездов к местам захоронений с асфальтобетонным покрытием составляет 109,6 тыс. кв. м (64% от общего количества 171,4 тыс. кв. м).
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" специализированным службам по вопросам похоронного дела за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации либо Фонда социального страхования Российской Федерации производится возмещение стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 4 600 руб. с учетом районного коэффициента, оставшаяся сумма компенсируется за счет средств городского бюджета.
2.6. Иная деятельность в области жилищно-коммунального хозяйства
В соответствии с постановлением Администрации города Тюмени от 25.12.2008 N 154-пк "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения" размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, признанного в установленном порядке ветхим, устанавливается равным размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, не имеющего ни одного вида благоустройства, исключая плату за ремонт жилья, с коэффициентом 0,5. Между тем, обслуживающие организации обязаны производить работы по техническому обслуживанию и ремонту указанных жилых домов в полном объеме. В связи с этим, с целью недопущения ухудшения состояния данного жилищного фонда, возникает необходимость субсидирования обслуживающих организаций на оказание услуг по содержанию и ремонту муниципального жилья, признанного ветхим. В городе Тюмени располагается 222 дома, признанных в установленном порядке ветхими, общей площадью жилых помещений 59,2 тыс. кв. м.
В настоящее время в городе Тюмени имеется значительное число граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, требующих оказания мер социальной поддержки. В рамках социального обеспечения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны (далее - ВОВ), для обеспечения их нормативными условиями проживания, в бюджете города Тюмени предусмотрены ассигнования на ремонт жилых помещений ветеранов и инвалидов ВОВ, в которых они проживают. Социальная выплата предоставляется на сумму не более 100 тыс. руб. на человека. В настоящее время количество заявителей на получение социальных выплат составляет 3 186 чел., из которых планируется в 2011 году предоставить социальную выплату 122 заявителям.
Также, департамент ЖКХ осуществляет социальные выплаты гражданам, проживающим в канализованных жилых домах города Тюмени, не подсоединенных к централизованной системе водоотведения, входивших по состоянию на 01.01.2006 в реестр муниципальной собственности города Тюмени. Количество данных домов составляет 447, в которых проживает 12 600 чел.
В рамках реализации распоряжения Администрации города Тюмени от 06.07.2010 N 1111-рк, департамент ЖКХ осуществляет расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Кроме этого, к полномочиям департамента ЖКХ относятся осуществление расходов на содержание муниципальных нежилых помещений.
Необходимость решения указанных проблем программно-целевым методом обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения разнородных мероприятий правового, организационного и производственного характера.
III. Цель и задачи Программы
3.1. Цель Программы:
Формирование развитой и эффективной системы жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающей своевременное получение населением качественных жилищно-коммунальных услуг.
3.2. Задачи Программы:
Организация содержания жилищного фонда;
Организация теплоснабжения населения;
Организация газоснабжения населения;
Организация водоснабжения населения, водоотведения;
Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
IV. Срок выполнения Программы
4.1. Реализация Программы рассчитана на период 2011 - 2013 годы.
V. Система программных мероприятий
5.1. Перечень программных мероприятий, сроки их реализации, информация о необходимых ресурсах и показатели результативности приведены в приложении к настоящей Программе.
VI. Финансовое обеспечение программных мероприятий
6.1. Всего на реализацию Программы из бюджета города Тюмени потребуется 1 437 447 тыс. руб., в том числе по годам:
2011 - 792 294 тыс. руб.;
2012 - 328 851 тыс. руб.;
2013 - 316 302 тыс. руб.
6.2. Обоснование объемов финансирования по каждому мероприятию Программы приведено в приложении к настоящей Программе.
VII. Ожидаемые результаты реализации Программы, социально-экономическая
эффективность Программы
7.1. Показатели результативности, позволяющие оценить эффективность реализации Программы, увязанные с задачами, приведены в приложении к настоящей Программе.
7.2. Организация и осуществление предусмотренного Программой комплекса мероприятий в части жилищно-коммунального хозяйства позволит обеспечить реализацию единой муниципальной политики в области защиты прав и законных интересов населения на жилье, отвечающее установленным санитарным, техническим правилам и нормам, и на своевременное получение качественных коммунальных услуг в полном объеме.
7.3. Основной социальный эффект от реализации Программы будет состоять в улучшении условий проживания граждан в соответствии с требованиями безопасности и комфортности, удовлетворении потребности населения города Тюмени в качественных жилищно-коммунальных услугах.
7.4. Экономический эффект от реализации Программы заключается в снижении уровня износа жилищного фонда, увеличении срока эксплуатации многоквартирных домов и межремонтного периода, уменьшении потерь тепловой энергии, исключении аварийных ситуаций на внутридомовых сетях, экономии энергетических ресурсов, обеспечении надежности работы электрооборудования, что позволит снизить расходы на проведение текущего ремонта.
7.5. Реализация комплекса мероприятий по развитию сферы ритуальных услуг позволит в полном объеме удовлетворить потребность населения в получении возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению. В вопросе содержания мест захоронений при выполнении перечня работ по текущему содержанию кладбищ будет обеспечена потребность населения на достойное погребение усопших.
VIII. Организация управления Программой
8.1. Реализация Программы осуществляется в соответствии с действующими правовыми актами города Тюмени, определяющими механизм реализации ведомственных целевых программ.
8.2. Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тюмени:
а) осуществляет выполнение мероприятий Программы;
б) готовит отчетность о выполнении Программы, включая меры по повышению эффективности ее реализации;
в) несет ответственность за достижение цели и решение задач, обеспечение утвержденных значений показателей в ходе реализации Программы;
г) осуществляет контроль за выполнением Программы.
8.3. Департамент экономики Администрации города Тюмени осуществляет контроль за ходом выполнения Программы и мониторинг реализации программных мероприятий.
8.4. Выполнение Программы предусматривает участие:
а) МУ "Муниципальные закупки города Тюмени";
б) МБУ "Служба технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства";
в) МУ "Тюменское городское имущественное казначейство";
г) управ административных округов Администрации города Тюмени.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.