Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Администрации
г. Тюмени
от 27 января 2011 г. N 23-рк
Муниципальная программа
"Основные направления развития допризывной подготовки молодежи
города Тюмени на 2011 - 2013 годы"
1. Правовое обоснование разработки муниципальной программы
Муниципальная программа "Основные направления развития допризывной подготовки молодежи города Тюмени на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании";
постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе";
постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях";
приказом Министра обороны Российской Федерации N 96, Минобрнауки РФ N 134 от 24.02.2010 "Об утверждении инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах";
Законом Тюменской области от 15.11.2010 N 73 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов;
Уставом города Тюмени.
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
2.1. "В связи с сокращением срока службы в Вооруженных силах РФ важное значение приобретает работа по военно-патриотическому воспитанию и допризывной подготовке молодежи. Из-за сокращения сроков срочной службы не всегда хватает времени на подготовку специалистов непосредственно в самой армии" (Д.А. Медведев).
Допризывная подготовка - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций, в том числе ветеранов силовых структур и правоохранительных органов по формированию у граждан необходимых для успешного прохождения воинской службы морально-волевых, психологических и физических качеств, начальных знаний и умений в области военной службы и гражданской обороны. Конечная цель допризывной подготовки - обеспечение Вооруженных Сил необходимым призывным контингентом соответствующим мобилизационным требованиям.
По данным на 1 января 2011 года в городе Тюмени на учете в военных комиссариатах состоит 20 300 призывников и 2220 юношей допризывного возраста.
В городе Тюмени допризывная подготовка ведется по следующим направлениям:
создание условий для формирования морально-психологических и физических качеств призывника, необходимых для прохождения военной службы;
создание условий для реализации основных и дополнительных образовательных программ, имеющих целью допризывную подготовку, в образовательных учреждениях.
организация работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи в образовательных учреждениях города Тюмени.
Данные направления реализуются на основе межведомственного взаимодействия в рамках реализации ведомственных целевых программ.
2.2. Базовым фактором, определяющим способность молодого человека проходить военную службу, является состояние его морально-психологического, физического развития и здоровья.
Заболеваемость молодежи допризывного возраста за последние 3 года возросла на 8%. В структуре хронической заболеваемости среди юношей допризывного возраста на первом месте патология нервной системы - 18,7% от общей заболеваемости; на втором месте - патология костно-мышечной системы - 17,4% и патология желудочно-кишечного тракта - 17,4%. На третьем месте - болезни глаз и придаточного аппарата - 16,8%. Это обусловлено особенностями функционирования эндокринной, иммунной, нервной системы в подростковом периоде.
В связи с чем, результатами первоначальной постановки на воинский учет (16 лет) в 2010 году являются следующие показатели: признаны годными к военной службе 57,1% (в 2009 году - 56,2%), ограниченно годными к военной службе 10,9% (в 2009 году - 12,4%), временно негодными к военной службе 29,5% (в 2009 году - 30,3%), негодными к военной службе 2,5% (в 2009 году - 1,3%).
В 2010 году в категории юношей, временно негодных к военной службе (подлежащих оздоровлению) 53% составили юноши с дефицитом массы тела, 19% - с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, 11% - с заболеваниями нервной системы. В отношении данной категории юношей проведены лечебно-оздоровительные мероприятия. По итогам проводимых мероприятий по окончании призыва, например, 2009 года признаны годными к военной службе 69% (в 2008 году - 71%), ограниченно годными к военной службе 21% (в 2008 году - 20%), временно негодными к военной службе 9% (в 2008 году - 7%), негодными к военной службе 1% (в 2008 году - 2%).
Таким образом, по результатам оценки состояния здоровья юношей допризывного возраста процент в категории юношей, годных к военной службе, за последние 3 года остается стабильным - 68 - 69% (но ниже, чем по России - 71%).
Физическая подготовка военнослужащих является основным базовым элементом боевой готовности войск. Вся учебно-боевая деятельность в войсках основана на физическом совершенстве человека и его способности к конкретным действиям: развитию силы, ловкости, выносливости, быстроты, координации движений, смелости и решительности.
Показатели физической подготовленности обучающихся общеобразовательных школ города Тюмени в 2009 - 2010 учебном году следующие:
9851 человек (17,7%) - повышенный уровень физической подготовленности;
38703 человек (69,7%) - нормальный уровень;
6971 человека (12,6%) - пониженный уровень.
По сравнению с 2008, 2009 годами наблюдается положительная тенденция. Однако особого внимания требует тот факт, что доля детей с пониженным уровнем физической подготовленности составляет более 12%.
Наряду с объективными фактами имеется ряд субъективных причин уклонения граждан от военной службы: нежелание исполнять конституционные обязанности, потенциальные неуставные отношения, физические и моральные нагрузки; наличие высокооплачиваемой работы.
Таким образом, задачу по улучшению состояния здоровья граждан допризывного возраста и их морально-психологической и физической подготовки можно признать одной из ключевых при развитии системы обязательной и добровольной подготовки к военной службе.
Исходя из вышеизложенного, одним из приоритетных направлений в работе с молодежью допризывного возраста является организация работы по массовому привлечению данной категории к систематическим занятиям по видам спорта.
С этой целью предполагается активнее привлекать подростков к участию в спартакиадах допризывной молодежи, количество участников которой остается достаточно низким (2008 - 250 чел., в 2009 - 325 чел., 2010 - 350 чел.).
Повышению общей привлекательности в молодежной среде мероприятий допризывной подготовки должно способствовать внедрение сдачи нормативов спортивного комплекса "Президентские соревнования", а также использование в учебном процессе современных обучающих технологий, игровых методов (пейнтбол, страйкбол, мультимедийные тиры).
С учетом вышеизложенного, в части морально-психологического, физического развития и здоровья граждан города Тюмени допризывного, необходимо выделить следующие проблемы:
а) низкая мотивация к сохранению здоровья среди подростков;
б) уклонение от необходимого лечения и обследования с целью повышения уровня здоровья допризывников (только 67 - 70% допризывников проходят курс долечивания и лечебно-оздоровительных мероприятий);
в) наличие подростков с пониженным уровнем физической подготовленности (более 12%);
г) низкая мотивация к прохождению военной службы (доля лиц, уклоняющихся от прохождения военной службы, остается на уровне около 11%).
2.3. Получение начальных знаний в области обороны и подготовка граждан по основам военной службы осуществляется в общеобразовательных учреждениях города Тюмени в рамках изучения курса "Основы безопасности жизнедеятельности" в объеме: 1 час в неделю в 8, 10, 11 классах. На других параллелях содержание предмета интегрировано в такие предметные области, как окружающий мир, биология, физическая культура.
Учебные сборы продолжительностью 5 календарных дней ежегодно проводятся с обучающимися мужского пола 10-х классов. В 2009, 2010 годах в сборах приняли участие 97% и 96% (соответственно) от общего количества граждан данной категории.
Подготовка допризывников по военно-учетным специальностям проводится на базе Тюменского областного совета ДОСААФ России ("водитель транспортных средств категории "В", "С", "специалисты УКВ и ДЦМ радиостанций средней мощности"). В 2007 - 2008 учебном году курсы прошли 147 допризывников (106 - водителей и 41 радиотелеграфист), в 2008 - 2009 - 0 чел. (отсутствовал заказ Министерства обороны), в 2009 - 2010 учебный год обучение прошли 300 водителей и 45 телеграфистов.
Важным аспектом в подготовке граждан к военной службе является предоставление им возможности заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности.
По состоянию на конец 2010 года 1365 человек (подростки и молодежь) занимаются в кружках и секциях военно-патриотического направления в 11 муниципальных автономных образовательных учреждениях дополнительного образования детей сферы молодежной политики (в 2009 - 1292 чел.), 803 человека - в муниципальных общеобразовательных учреждениях (в 2009 - 756 чел.), более 500 человек - в кружках и спортивных секциях ДОСААФ России (в 2009 - 435 чел.), более 4000 человек - в спортивных секциях по военно-прикладным видам спорта и видам спорта, способствующим подготовке к военной службе (в 2009 - 3 763 чел.), 600 подростков проходят обучение в рамках образовательных программ специализированных факультативных классов добровольной подготовки к военной службе (в 2009 - 500 чел.). Всего дополнительными образовательными услугами по военно-патриотическому направлению охвачено более 7000 чел.
При этом полноценной реализации образовательных и дополнительных программ по допризывной подготовки препятствует недостаточное материально-техническое оснащение образовательных учреждений:
на территории всех общеобразовательных учреждений демонтированы и не восстановлены устройства, необходимые для проведения оборонно-спортивной подготовки обучающихся, отсутствуют специализированные предметные кабинеты с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивные городки с элементами полос препятствий, стрелковые тиры или места для стрельбы (электронные стрелковые тренажеры).
материально-техническая база специализированных факультативных классов добровольной подготовки к военной службе (далее по тексту СФК ДПВС) сформирована на 50% от рекомендованного норматива.
Не менее важной проблемой остается кадровое обеспечение субъектов системы допризывной подготовки.
На 01.01.2011 в 78 общеобразовательных учреждениях города Тюмени предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" преподает 87 человек, из них 7 узких специалистов, занимающихся углубленным изучением материала по основам военной службы, 16 руководителей кружков военно-патриотической направленности; в системе военно-патриотических клубов сферы "молодежная политика" работает 18 педагогов дополнительного образования; 16 руководителей СФК ДПВС. Уровень профессиональной подготовки и квалификации педагогов различен: от среднего профессионального (12% от общего числа педагогов) до высшего педагогического (45% от общего числа педагогов), высшего военно-профессионального образования (5% от общего числа педагогов).
В связи с этим возникает необходимость организации обучения (проведения семинаров-практикумов, курсов повышения квалификации, разработки и распространения методических рекомендаций) для педагогов, работающих в данном направлении.
Таким образом, ключевыми проблемами в сфере обязательной и добровольной подготовки к военной службе являются:
а) недостаточное материально-техническое оснащение образовательных учреждений;
б) недостаточное кадровое обеспечение субъектов системы допризывной подготовки.
2.4. Военно-патриотическое воспитание молодежи, как составная часть допризывной подготовки, направлена на формирование и развитие духовно-нравственных характеристик личности, обладающей качествами гражданина - патриота, способного успешно выполнять обязанности по гражданской обороне, службе в Вооруженных Силах, правоохранительных органах в мирное и военное время.
Важными составляющими работы по военно-патриотическому воспитанию является приобщение допризывной молодежи к военной истории Отечества, проведение тематических воспитательных мероприятий (в т.ч. массовых), создание условий для участия молодежи в деятельности военно-патриотическом движении.
В рамках реализации данных направлений военно-патриотического воспитания допризывной молодежи в городе Тюмени действует 18 комплексных музеев боевой славы (из них 14 паспортизированных), 14 комнат боевой и трудовой славы, созданных на базе образовательных учреждений. Общая посещаемость музеев и комнат боевой славы составляет более 15 тысяч человек в год.
Вместе с тем материально-техническая база 14 музеев боевой славы нуждается в обновлении (77,8%).
Другим важным компонентом данного направления является добровольческая (волонтерская) деятельность, осуществляемых на базе образовательных учреждений, в том числе:
а) деятельность поисковых отрядов по увековечению памяти погибших при защите Отечества;
б) военно-мемориальная работа по благоустройству и поддержанию в порядке мемориальных объектов;
в) работа тимуровских отрядов по оказанию поддержки ветеранам войны, и труда, пенсионерам, инвалидам и т.д.
Системообразующим элементом добровольческого социально-патриотического движения являются детские и молодежные общественные объединения. На базе общеобразовательных учреждений города Тюмени действует 53 детских общественных объединения, в отрасли "молодежная политика" 29 организаций.
Мероприятия патриотической направленности могут носить специализированный и массовый характер.
Специализированные мероприятия для воспитанников подростковых клубов, военно-патриотической направленности и слушателей СФК ДПВС: весенние и осенние учебно-тренировочные сборы, соревнования рейдовых групп, отборочные соревнования к областным мероприятиям по военно-прикладным видам спорта, турниры по армейском рукопашному бою и т.д. Общее количество участников данных мероприятий составляет более 5 000 человек.
В массовые мероприятия:
а) обеспечение организации в проведении и участии в мероприятиях, посвященных знаменательным датам (Дни воинской Славы, Дни родов войск и государственные праздники);
б) обеспечение организации в проведении и участии в концертно-развлекательных, игровых, спортивных программах, мероприятиях, посвященных дням воинской славы и памятным датам истории России и родного края.
Цикличность проведения специализированных и массовых мероприятий патриотической направленности приводит к необходимости их последовательного тематического совершенствования.
Таким образом, необходимо выделить следующие проблемы системы военно-патриотического воспитания граждан, как составной части допризывной подготовки:
недостаточно широкое привлечение общественных организаций к организации проведения мероприятий по допризывной подготовки молодежи, в т.ч. в части военно-патриотического воспитания;
недостаточное разнообразие тематики и форм проведения мероприятий патриотической направленности.
3. Цель и задачи Программы
3.1. Целью Программы является создание условий для обеспечения направления на военную службу физически и морально-психологически подготовленных допризывников, обладающих положительной мотивацией к прохождению военной службы, получивших подготовку по основам военной службы и военно-учетным специальностям.
3.2. Задачи Программы:
а) задача 1: "Повышение уровня морально-психологической и физической готовности граждан к прохождению военной службы";
б) задача 2: "Создание условий для получения гражданами начальных знаний в области обороны, обучения по основам военной службы и военно-учетным специальностям в объемах, необходимых для военной службы";
в) задача 3: "Совершенствование военно-патриотического воспитания граждан и повышение мотивации к военной службе".
4. Срок выполнения Программы
Реализация Программы рассчитана на период 2011 - 2013 годы.
5. Система программных мероприятий
Перечень программных мероприятий, сроки их реализации, информация о необходимых ресурсах и показатели результативности приведены в приложении к настоящей Программе.
6. Финансовое обеспечение программных мероприятий
6.1. Финансирование программных мероприятий осуществляется в пределах средств, предусмотренных на реализацию следующих ведомственных целевых программ:
"Основные направления развития образования города Тюмени на 2011 - 2013 годы";
"Основные направления развития культуры города Тюмени на 2011 - 2013 годы";
"Основные направления развития спорта и молодежной политики в городе Тюмени на 2011 - 2013 годы".
6.2. Финансирование программных мероприятий также осуществляется через территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
7. Ожидаемые результаты реализации Программы, социально-экономическая
эффективность Программы
7.1. Показатели результативности, позволяющие оценить реализацию Программы, увязанные с задачами, приведены в приложении к настоящей Программе.
7.2. Основной социальный эффект от реализации Программы будет состоять в обеспечении направления на военную службу допризывников, соответствующих современным требованиям комплектования Вооруженных Сил, повышении уровней привлекательности военной службы и мотивированности к ее прохождению.
7.3. Основной экономический эффект от реализации Программы будет состоять в сокращении расходов на лечение хронических и приобретенных заболеваний среди допризывной молодежи, проведение мероприятий, направленных на выявление лиц, уклоняющихся от прохождения военной службы.
8. Организация управления Программой
8.1. Реализация Программы осуществляется в соответствии с действующими муниципальными правовыми актами города Тюмени, определяющими механизм реализации ведомственных целевых программ.
8.2. Управление по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени:
а) организует выполнение мероприятий Программы;
б) готовит отчетность о выполнении Программы, включая меры по повышению эффективности ее реализации;
в) несет ответственность за достижение цели и решение задач, за обеспечение утвержденных значений показателей в ходе реализации Программы.
8.3. Департамент экономики Администрации города Тюмени осуществляет контроль за ходом выполнения Программы, а также мониторинг реализации программных мероприятий.
8.4. Выполнение Программы предусматривает участие:
а) департамента образования Администрации города Тюмени;
б) управления по культуре Администрации города Тюмени;
в) муниципальных общеобразовательных учреждений;
г) муниципальных медицинских лечебно-профилактических учреждений;
д) муниципальных автономных учреждений дополнительного образования детей;
е) муниципальных автономных учреждений культуры;
ж) отделов Тюменского областного военного комиссариата по административным округам города Тюмени (по согласованию);
з) Тюменской региональной общественной организации "Ассоциация общественных организаций ветеранов силовых структур и оборонно-спортивных учреждений "Содружество" (по согласованию);
и) городского совета ветеранов (пенсионеров) Великой Отечественной войны, труда и правоохранительных органов (по согласованию);
к) Тюменского областного Совета ДОСААФ России (по согласованию).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.