Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства
Тюменской области
от 24 января 2011 г. N 57-рп
Региональная программа
комплексного развития профессионального образования Тюменской
области на 2011 - 2015 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- |
Региональная программа комплексного развития профессионального образования Тюменской области на 2011 - 2015 годы |
Основание для принятия решения о разработке Программы |
- |
поручение Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России от 9 сентября 2010 г. Пр-2663; распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"; распоряжение Правительства Тюменской области от 25.05.2009 г. N 652-рп "Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года" Концепция развития профессионального образования Тюменской области до 2020 года |
Государственный заказчик Программы |
- |
Департамент образования и науки Тюменской области |
Основной разработчик Программы |
- |
Департамент образования и науки Тюменской области |
Цели Программы |
- |
Создание условий для повышения доступности качественного профессионального образования, соответствующего требованиям инновационной экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. |
Задачи Программы: |
Модернизация профессионального образования как института социального развития; создание региональной системы прогнозирования и постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной специализации и квалификации; приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями регионального рынка труда; обеспечение нового качества профессионального образования; развитие системы оценки качества образования и образовательных услуг, в том числе развитие государственно-общественного управления качеством образования; формирование современной системы непрерывного образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, способных работать в условиях постоянного обновления профессиональной деятельности; формирование и развитие социально активной, конкурентоспособной личности. |
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
рост к 2015 году: доли лиц, принятых на обучение по программам начального и среднего профессионального образования по востребованным профессиям/специальностям; доли лиц, обучающихся по сокращенным программам профессионального образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования; доли средств, полученных учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей; доли лиц, обучающихся по программам начального и среднего профессионального образования/профессиональной подготовки на условиях софинансирования за счет средств работодателей; доли представителей реального сектора экономики в составе преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования; доли обучающихся по программам профессионального образования на основе договоров с другими учреждениями (организациями); доли учреждений профессионального образования, имеющих органы самоуправления, обеспечивающие демократический, государственно-общественный характер управления учреждением профессионального образования; доли учреждений профессионального образования в системе реализующих различные формы взаимодействия с работодателями; доли выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на программы начального и среднего профессионального образования; доли взрослых, прошедших обучение по программам начального и среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки; доли зарегистрированных мигрантов, прошедших подготовку по программам начального и среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки; доли обучающихся общеобразовательных учреждений, получивших профориентационные услуги; доли выпускников очной формы обучения государственных и негосударственных образовательных учреждений профессионального образования, трудоустроившихся по полученной специальности не позднее 1 года после выпуска; доли обучающихся по программам профобразования, отвечающего требованиям, предъявляемым федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения; доли обучающихся, вовлеченных в программы академической мобильности, в том числе, стажировки; доли учреждений начального и среднего профессионального образования, использующих в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, в т.ч. сети Интернет; доли образовательных учреждений профессионального образования, предоставляющих государственные услуги в электронном виде; доли обучающихся учреждений профессионального образования, вовлеченных в реализацию социально значимых проектов; количества лиц с ограниченными возможностями здоровья, получающих образовательные услуги с применением дистанционных технологий в учреждениях среднего и высшего профессионального образования; доли лиц, обучавшихся по программам начального, среднего и высшего профессионального образования, прошедших профессионально-общественную аккредитацию; доли выпускников программ профессионального образования, профессиональной подготовки, успешно прошедших сертификационные процедуры; доли подведомственных учреждений начального и среднего профессионального образования, финансирование которых осуществляется на основе нормативов бюджетного (подушевого) финансирования; доли учреждений профессионального образования, в которых введены новые системы оплаты труда; доли контрольных цифр приема (КЦП) по востребованным укрупненным группам специальностей; доли лиц, обучающихся по программам профессионального образования на условиях софинансирования за счет средств работодателей; доли средств, распределяемых по госзаказу на конкурсной основе от всех средств регионального бюджета на подготовку кадров, повышение квалификации, переподготовку кадров; доли образовательных учреждений профессионального образования, перешедших в новые организационно-правовые формы; количества хозяйственных обществ, созданных при образовательных учреждениях высшего профессионального образования; объема инвестиций в сферу профессионального образования из различных источников (без учета средств федерального бюджета и областного бюджета); доли преподавателей в возрасте до 35 лет в учреждениях профессионального образования; доли преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, зарплата которых не ниже средней в экономике региона; доли преподавателей учреждений профессионального образования, прошедших переподготовку/повышение квалификации на основе механизмов персонифицированного финансирования; доли педагогических и руководящих работников учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования, прошедших стажировку на предприятиях и в ведущих образовательных организациях, в т.ч. за рубежом; доли учреждений профобразования, непосредственно участвующих в автоматизированном мониторинге реализации программы; доли учреждений профессионального образования, имеющих свои регулярно (не реже 2-х раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет и публикующих на них отчеты по результатам своей деятельности. |
Срок реализации Программы |
- |
2011 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
Общий объем финансирования: 6082258,4 тыс. руб., из них: средства федерального бюджета: 151252,7 тыс. руб., средства областного бюджета: 5922205,7 тыс. руб., внебюджетные средства: 8800,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности |
- |
Социальная и бюджетная эффективность Программы определяется: повышением престижности профессионального образования за счет создания многопрофильных, многоуровневых образовательных комплексов; оптимизацией сети образовательных учреждений с учетом демографических условий и возможностей Тюменской области, путем устранения диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров; оптимизацией расходов на реализацию программ профессионального образования; достижением сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда и квалификаций; снижением риска невостребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда, повышением качества их подготовки в соответствии с потребностями инновационной экономики Тюменской области; созданием комплексной, эффективной, конкурентоспособной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих кадров, подготовки административного резерва отрасли. |
Система организации контроля за выполнением Программы |
- |
Контроль за реализацией Программы осуществляет координатор - департамент образования и науки Тюменской области. Исполнители мероприятий Программы ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информируют департамент образования и науки Тюменской области о ходе выполнения мероприятий Программы. Департамент образования и науки Тюменской области ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в департамент экономики Тюменской области статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы; Департамент образования и науки Тюменской области к 1 марта 2016 г. готовит доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации и представляет его в Правительство Тюменской области |
Введение
Региональная целевая программа комплексного развития профессионального образования в Тюменской области на 2011 - 2015 годы и на период до 2020 года (далее - Программа) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшегося 31 августа 2010 года.
Регламентирующими документами для разработки Программы являются Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года (распоряжение Правительства Тюменской области от 25.05.2009 г. N 652-рп); Концепция развития профессионального образования Тюменской области до 2020 года.
I. Оценка ситуации, содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения проектно-целевым методом
Современное социально-экономическое положение Тюменской области характеризуется заметными тенденциями роста производства ведущих отраслей экономики и положительными сдвигами в социальной сфере.
В последние годы темпы роста экономики Тюменской области являются одними из самых высоких среди регионов России. С 2000 года прирост валового регионального продукта (ВРП) составил 84,7% или 10,77% в среднем за год, что выше, чем в среднем по России, индекса промышленного производства в 1,4 раза, объема инвестиций в основной капитал в 2,8 раза, реальной заработной платы в 3,1 раза, реальных денежных доходов населения в 2,6 раза.
Динамичное развитие способствовало формированию достаточно высокой конкурентоспособности экономики Тюменской области. Так, по производительности труда на одного занятого (370 тыс. рублей) Тюменская область превышает среднероссийский уровень (345 тыс. рублей).
Важное место в экономике Тюменской области занимает промышленный комплекс, на долю которого приходится 12,2% ВРП и около 17% занятости экономически активного населения.
В структуре промышленности доминирующее положение занимают организации обрабатывающих производств, их доля в объеме отгруженной продукции составляет 71%, организаций производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 21%, добычи полезных ископаемых - 8%.
В структуре обрабатывающих производств значительный удельный вес приходится на машиностроение и металлообработку, производство пищевых продуктов, производство строительных материалов, производство продукции нефтепереработки и нефтехимии.
Несмотря на положительную динамику, в настоящее время экономика Тюменской области, как и страны в целом, вслед за большинством стран мира сталкивается со сложными проблемами, к которым относятся нестабильность мировой экономики, колебания мировых финансовых рынков и др. Необходимо отметить значительное усиление роли человеческого фактора во всех областях экономики и общества. Квалифицированный персонал сегодня становится главным источником инноваций, определяющих, в конечном счете, глобальную конкурентоспособность социально-экономической системы. Отсюда повышение роли социальных сфер - образования, здравоохранения, культуры и др.
Структурная перестройка и оптимизация производственных процессов привели к изменению потребности в рабочей силе, определив повышенный спрос работодателей на высококвалифицированные кадры. Начиная с 2008 года рынок труда начал формироваться под воздействием нарастающего дефицита рабочей силы из-за снижения численности населения трудоспособного возраста. На региональном рынке труда ситуация характеризуется значительным дисбалансом между спросом и предложением. На 01.01.2010 по югу Тюменской области официально зарегистрировано 5,9 тыс. безработных, в то же время заявлено 9,4 тыс. вакансий, из них 5,9 тыс. (63,0%) по рабочим специальностям.
Численность экономически активного населения (в возрасте 15 - 72 лет) составила по Тюменской области 0,7 млн. чел. Доля населения данной возрастной категории к 2020 году составит 56,4% против 63,4% на начало 2010 года. При этом в возрастной структуре трудоспособного населения увеличится доля населения старших возрастов (45 лет и старше) и сократится доля молодых (до 29 лет).
В 2010 году в центры занятости населения городов и районов Тюменской области за содействием в трудоустройстве обратилось 2,4 тысячи выпускников учреждений профессионального образования и общеобразовательных школ (в 2009 г. - 3,2 тысячи выпускников). На конец 2010 года безработные в возрасте от 16 до 29 лет составляют 27,7% от общего количества безработных. Выпускники учреждений профессионального образования 2010 года в качестве безработных не зарегистрированы.
Неблагоприятное положение молодежи на рынке определяется неблагоприятной тенденцией воспроизводства рабочих и специалистов. Качество и структура подготовки выпускников учреждений профессионального образования не в полной мере отвечает требованиям экономики.
В настоящее время при общей нехватке рабочих кадров, в том числе по таким профессиям, как мастер по ремонту бытовой техники, кровельщик, электрогазосварщик, монтажник и некоторым другим, имеется перепроизводство по таким профессиям, как водитель автомобиля, тракторист, оператор ЭВМ.
В 2010 году на 10 тысяч населения охват всеми формами высшего образования составил 776 человек (по Российской Федерации 525 чел.; по УФО - 495 чел.), среднего профессионального образования - 181 человек (по Российской Федерации 168 чел.), а начального профессионального образования - лишь 90 человек (по Российской Федерации 99 чел.).
В последние годы 60 - 65% выпускников 11-х классов дневных общеобразовательных школ юга Тюменской области поступают в вузы; 25 - 30% - в учреждения СПО; 5 - 6% в учреждения НПО. При этом на региональном рынке труда более 80 процентов вакансий предназначены для рабочих, а удельный вес молодежи, осваивающей рабочие профессии, составляет лишь 23,9% от общего количества выпускников учреждений профессионального образования.
Первая проблема связана с наличием существующей диспропорции между количеством обучающихся профессиям и специальностям, реализуемым в учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования, и запросами региональной экономики относительно объемов и профилей подготовки.
Очевидно, что для решения этой проблемы необходимо приведение структуры подготовки кадров в соответствии потребностям экономики.
В связи с этим важнейшим направлением совместной работы органов исполнительной власти области, объединений работодателей должно стать изменение механизмов формирования и распределения государственного задания и государственного заказа на подготовку кадров учреждениям профессионального образования на основе согласованного прогноза потребностей экономики и социальной сферы. Действующий сегодня механизм формирования государственного задания на подготовку кадров слабо связан с направлениями и масштабами социально-экономического развития области.
В то же время следует отметить, что меры, принятые органами исполнительной власти Тюменской области, позволили создать базу для решения проблемы кадрового обеспечения инновационных процессов в регионе.
Изменилась структура распределения бюджетных мест в учреждениях среднего и высшего профессионального образования в пользу приоритетных для социально-экономического развития специальностей. В частности, контрольные цифры приема в 2010 году по сравнению с 2009 годом по направлениям подготовки "Экономика", "Юриспруденция", "Менеджмент", "Государственное и муниципальное управление" снизились, в среднем в 1,2 раза, в тоже время сохранились объемы подготовки по востребованным экономикой области направлениям: "Энергетика", "Транспортные средства", "Приборостроение", "Защита окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов", "Экология и природопользование".
Проведена оптимизация объемов и профилей подготовки по рабочим профессиям и специальностям в учебных заведениях, подведомственных органам исполнительной власти Тюменской области. Ликвидирована подготовка по 8 профессиям начального профессионального образования и 3 специальностям среднего профессионального образования, в которых экономика области не нуждалась. В 2010 году в формировании контрольных цифр приема в учреждения начального профессионального образования приняли участие более 50 предприятий-работодателей.
Существующая сегодня в регионе система профессионального образования смогла адаптироваться к сложным условиям социально-экономической трансформации. За последние 10 лет в ней произошли позитивные изменения по целому ряду системообразующих направлений, в том числе во внедрении нового организационно-экономического механизма, в оптимизации сети образовательных учреждений, создании системы государственно-общественного управления образованием и независимой системы оценки качества профессионального образования, модернизации учебно-материальной базы и др.
Соотношение подготовки рабочих кадров для ведущих отраслей экономики в системе НПО, СПО Тюменской области:
Отрасли экономики |
Доля подготовки |
Промышленность |
21% |
Социальная сфера и сфера обслуживания |
18% |
Торговля и общественное питание |
17% |
Транспорт и связь |
14% |
Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство |
14% |
Сельское хозяйство |
10% |
Профессии общие для всех отраслей экономики |
6% |
Такое соотношение свидетельствует о наличии дисбаланса в отношениях областного рынка труда и учреждений профессионального образования. Произошло размывание профилизации учреждений, во многом нарушилась связь учреждений и предприятий, организаций на подготовку кадров под реальный заказ.
В настоящее время в 19 учреждениях начального профессионального образования, 19 учреждениях среднего профессионального образования, 11 вузах области и 11 филиалах вузов других регионов, осуществляющих деятельность на территории региона, обучаются 128,7 тыс. человек, в том числе по программам высшего профессионального образования 93,6 тыс. человек по 228 специальностям (направлениям подготовки), в том числе: по 44 программам магистратуры, 112 программам бакалавриата, 170 программам специалитета; по программам среднего профессионального образования - 22,8 тыс. человек по 83 специальностям и 12,3 тыс. человек по программам начального профессионального образования по 64 профессиям. В 2010 году данными учреждениями было подготовлено 18,8 тыс. рабочих и специалистов.
В области формируется 3 образовательных комплекса на базе Тюменского государственного нефтегазового университета, Тобольской государственной социально-педагогической академии и Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, что позволяет эффективно использовать материальные и кадровые ресурсы, полнее реализовать право выбора молодых людей на получение различного уровня образования.
Постепенно система профессионального образования становится глубоко интегрированной, многоуровневой, многопрофильной системой, способной обеспечивать органическую связь между разными звеньями образования.
Вторая проблема - это качество подготовки рабочих кадров и специалистов. Поэтому одним из важных направлений повышения качества профессионального образования является развитие взаимовыгодных отношений с работодателями, отработка нового формата взаимодействия образования с представителями бизнеса, развитие отношений частно-государственного партнерства.
С 2007 года была организована работа по заключению трехсторонних соглашений между Правительством области, работодателями и образовательными учреждениями. В настоящее время учреждениями начального и среднего профессионального образования заключено 79 долгосрочных соглашений с работодателями в сфере подготовки рабочих кадров.
Анализ содержания заключенных соглашений показывает, что основными обязательствами работодателей являются предоставление рабочих мест для прохождения производственной практики обучающихся и стажировок для мастеров производственного обучения.
Примерами эффективного частно-государственного партнерства стали взаимоотношения образовательных учреждений НПО, СПО с работодателями в сфере подготовки рабочих кадров и специалистов: обучающимся ПУ N 14 г. Тюмени, достигшим высоких показателей в обучении выплачивается дополнительная стипендия за счет средств ОАО "Обь-Иртышское речное пароходство", за счет средств работодателей проведен капитальный ремонт учебно-производственных мастерских в Тюменском техникуме строительной индустрии и городского хозяйства, на базе Тюменского лесотехнического техникума при участии ассоциации лесозаготовителей и деревообработчиков создан учебный центр по переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров и специалистов.
За 2005 - 2010 годы дополнительно в развитие системы начального и среднего профессионального образования области привлечено более 3650 млн. рублей. Происходит обновление материально-технической базы учебных заведений.
Третья проблема - недостаточно эффективное развитие государственно-общественных форм управления профессиональным образованием. В учебных заведениях идет процесс развития системы государственно-общественного управления образованием. Созданы наблюдательные, управляющие и попечительские советы, действуют Советы ректоров высших учебных заведений Тюменской области и директоров учреждений начального и среднего профессионального образования. Общественные органы начинают активно влиять на организацию учебного процесса: формирование контрольных цифр приема в учреждения начального профессионального образования, экспертиза содержания учебных программ подготовки кадров, участие в работе комиссий при проведении итоговой аттестации выпускников.
Для преодоления отставания материально-технической базы учреждений профессионального образования от требований современного высокотехнологичного производства и концентрации ресурсов (кадровых, учебно-методических, финансовых и др.) по приоритетным направлениям развития экономики области на базе профессиональных училищ были созданы 5 ресурсных центров, оснащенных современным оборудованием. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в 2007 - 2009 годах государственную поддержку подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств получило ПУ N 14 г. Тюмени; Тюменский государственный университет стал победителем конкурса инновационных образовательных программ вузов и реализовал проект "Формирование инновационного научно-образовательного комплекса Тюменского государственного университета для обеспечения эффективности природопользования в условиях интенсивного освоения ресурсов Западной Сибири".
В высших учебных заведениях области активно идут модернизационные процессы. Решены, в основном, вопросы компьютеризации, обеспечения материально-технической базы учебного процесса, научно-исследовательской деятельности, организации воспитательной работы, построены новые здания учебных корпусов и комфортабельных общежитий, созданы новые базы практики. Начат активный экспорт образовательных услуг в республики Средней Азии. Заметно вырос академический обмен с зарубежными вузами-партнерами, участие в международных проектах.
В целях создания условий для инновационной деятельности, развития прикладных научных исследований в вузах, расположенных на территории Тюменской области, созданы структуры способствующие внедрению результатов интеллектуального труда в практику, в результате к настоящему времени функционируют 14 хозяйственных обществ при вузах. Основные направления деятельности данных предприятий - экология, рациональное природопользование, энергосбережение, очистка воды, инновационный менеджмент, интернет - технологии.
Несмотря на значительные успехи, остается актуальной задача развития инновационной инфраструктуры вузов, расширение их взаимодействия с реальным сектором экономики.
Подготовка специалистов для развивающихся высокотехнологичных секторов экономики возможна только в эффективной целостной образовательной среде, в которой одновременно реализуются следующие типы процессов:
- разработка и реализация образовательных технологий, обеспечивающих интеграцию проектных и исследовательских задач в учебном процессе;
- разработка, внедрение и распространение учебных практик, связанных с развитием различных производственных кластеров и отраслей реальной экономики;
- проведение исследований как фундаментального, так и прикладного характера.
В этих условиях необходимо преодоление дифференциации через кооперацию вузов как на региональном, так и межрегиональном уровнях, при сохранении и развитии необходимой конкурентной среды.
Участие в различных проектах и программах в значительной степени содействовало развитию инфраструктуры учебных заведений и сформировало сеть инновационно-активных учреждений, которые стали опорными точками новой современной сети учреждений профессионального образования. Тюменский государственный университет позиционируется как научно-исследовательский вуз экологического направления, Тюменский государственный нефтегазовый университет специализируется на исследовании углеводородных и криогенных ресурсов, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет - как вуз проектно-строительного и технологического направления. При Тюменском государственном университете и Тюменском государственном нефтегазовом университете действуют технопарки, основной целью которых является сопровождение и коммерциализация перспективных проектов и научных разработок.
Вместе с тем существующая система финансирования образовательных учреждений не в полной мере учитывает затраты, необходимые для своевременного обновления учебного и технологического оборудования в соответствии с требованиями образовательных программ. В 2010 году доля расходов областного бюджета на приобретение оборудования по учреждениям начального и среднего профессионального образования составила лишь 2,2% процента от общего объема расходов.
Сегодня стало очевидным отставание ресурсной базы некоторых учреждений профессионального образования от требований современной экономики, что заведомо ведет к низкому качеству профессиональной подготовки выпускников. Ежегодно более 5 учебных заведений подлежат ремонту в связи с истечением нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений.
Решение этой проблемы возможно только при повышении эффективности используемых ресурсов и активном привлечении внебюджетных источников и, следовательно, целенаправленной работы по усилению инвестиционной привлекательности и прозрачности финансирования, гибкости и эффективности учреждений профессионального образования, открытости их к внешним запросам. В области действенным механизмом стимулирования образовательных учреждений к самостоятельному решению этих задач стал их перевод в автономные учреждения. В настоящее время 81% государственных учреждений начального и среднего профессионального образования путем изменений типа существующих государственных учреждений переведены в автономные учреждения. Процесс создания и функционирования автономных учреждений, в том числе на базе учреждений профессионального образования, подведомственных другим министерствам и ведомствам, будет расширен.
Важная роль отводится инновационной деятельности образовательных учреждений. Внедрение в учебный процесс инновационных технологий, современных средств и методов обучения стало нормой жизнедеятельности учебных заведений. Формируется процесс сетевого взаимодействия ресурсных центров с общеобразовательными школами по организации профильного обучения, направленного на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников.
Одним из основных факторов, оказывающих приоритетное влияние на успешность решения поставленных задач перед системой профессионального образования, является качество кадрового потенциала. В области формируется современный корпус педагогов и управленцев, владеющих инновационной управленческой культурой, реализующих современные подходы к функционированию учреждений образования в режиме развития и способствующих повышению качества образования в целом.
Профессорско-преподавательский состав в высших учебных заведениях составляет 4483 человека, из них 10,7% имеют научную степень доктора наук, 47,6% - кандидата наук. Педагогической деятельностью в системе начального и среднего профессионального образования заняты 1197 преподавателя и мастера производственного обучения, из них 78% имеют высшее профессиональное образование, остальные - среднее профессиональное (мастера производственного обучения). Около 40% педагогов колледжей и профессиональных училищ имеют высшую квалификационную категорию, что в 1,5 раза больше, чем в 2001 году.
В учреждениях профессионального образования особое внимание уделяется созданию современных условий работы и совершенствованию квалификации педагогических работников. В 2010 году в учреждениях профессионального образования их охват курсами повышения квалификации и стажировкой в организациях с высокотехнологичным производством составил 45%.
Задачей текущего времени остается переподготовка преподавателей для работы с обучающимися из числа взрослого населения, в связи с влиянием фактора демографической ситуации (сокращение выпускников 11-х классов по сравнению с предыдущим годом на 4,6% процента) и переориентацией профессиональных училищ и колледжей на профессиональную подготовку и переподготовку взрослого населения по сокращенным модульным программам.
По сравнению с 2009/2010 учебным годом доля профессорско-преподавательского состава с ученой степенью увеличилась на 2,24%. Аспирантуру в 2010 году закончили 416 человек, в том числе 102 человека с защитой кандидатской диссертации (в 2009 году - 398 и 106 человек соответственно), докторантуру - 6 человек, в том числе 1 человек - с защитой докторской диссертации (в 2009 году - 10 и 2 человека соответственно).
Важное значение в системе послевузовского профессионального образования приобретает качество подготовки аспирантов, в частности использование при обучении в аспирантуре возможностей ведущих научных организаций и исследовательских институтов, инновационных высокотехнологичных производств как в части предоставления научной и производственной базы для исследований, так и в части методологического сопровождения. Аналогичная работа должна проводиться при организации практики в рамках магистерской подготовки.
В настоящее время более 80% педагогических работников работают в инновационном режиме. Широкое распространение получили такие продуктивные инновационные технологии, как технология модульного обучения, основанная на компетентностном подходе, метод проектов, технология "портфолио", кейс-технология, технология модерации и другие. Практически во всех учреждениях профессионального образования активно используются информационно-коммуникативные технологии.
Одним из главных факторов и значительным резервом повышения качества работы педагогов в системе профессионального образования является новая отраслевая система оплаты труда, введенная с 2005 года. Она направлена на повышение эффективности и результативности деятельности каждого из них. Во всех образовательных учреждениях создана стимулирующая часть фонда оплаты труда, которая распределяется комиссией по премированию работников учреждения в зависимости от качества труда педагогических работников в соответствии с положением о премировании. По сравнению с 2008 годом средняя зарплата преподавателей учреждений среднего профессионального образования выросла на 16,2% и в 2010 году составила 19,0 тыс. рублей, в учреждениях начального профессионального образования - на 11,5% и 14,5 тысяч рублей соответственно.
С 2006 года учреждения начального и среднего профессионального образования переведены на нормативное подушевое финансирование. Расходы консолидированного бюджета Тюменской области в расчете на одного обучающегося по программам начального и среднего профессионального образования за 2006 - 2010 годы возросли в 3,5 раза и составили 115,4 тыс. рублей.
Однако рост финансирования профессионального образования в последние годы не повлек существенного повышения качества профессионального образования и научно-инновационной активности педагогических работников. Переход учреждений профессионального образования с 2011 года на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения представляет учебным заведениям широкие возможности по обновлению содержания образовательных программ в соответствии с реальными запросами рынка труда.
С другой стороны, внедрение новых стандартов профессионального образования, построенных на компетентностном подходе, должны обеспечить приобретение обучающимися востребованных компетенций. Это обусловливает необходимость обновления системы оценки результатов освоения и качества реализации образовательных программ. В связи с этим еще одним необходимым фактором развития профессионального образования становится объективная, публичная, понятная система мониторинга и контроля качества образования, включающая наряду с государственной внешнюю независимую систему оценки качества образовательных учреждений, программ и результатов образования. Возникает необходимость создания системы независимой оценки качества профессионального образования, в том числе сертификации квалификации выпускников и персонала.
В целях регулярного сопоставления результатов образования и конкретных потребностей социально-экономического развития области предстоит расширить число профессий и специальностей, задействованных в процедуре независимой сертификации.
Еще одной не менее важной проблемой, которую необходимо решить является социально-профессиональная ориентация молодежи с учетом обеспечения экономики необходимыми кадровыми ресурсами.
Мониторинг социально-профессиональных предпочтений (проводится с начала 1990-х годов) старшеклассников школ показывает, что социально-профессиональные предпочтения выпускников школ меняется незначительно. В основном молодежь мотивирована на получение высшего профессионального образования. Лишь 7 процентов готовы обучаться рабочим профессиям (это в 5 раз ниже показателей 20-летней давности). Концепция непрерывного профессионального образования трактуется преимущественно как вертикальная траектория, вершиной которой является диплом о высшем образовании. В итоге необходимые любому обществу рабочие профессии оказались невостребованными, в обществе стало бытовать мнение о том, что быть рабочим не престижно.
Снижение интереса молодежи к получению рабочих и инженерных профессий отчасти связано с вопросами достойного уровня оплаты труда и нормальных условий труда.
В соответствии с новыми федеральными образовательными стандартами, принятыми в 2010 году, профориентация учащихся стала неотъемлемым компонентом образовательного процесса. Перед общеобразовательной школой в качестве одной из самых важных поставлена задача подготовки учащихся к профессиональному выбору, то есть научить ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в учреждениях профессионального образования, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.
Поэтому возникает необходимость формирования новых подходов к организации профориентационной работы, апробированию новых моделей работы с учащимися с учетом потребности в подготовке кадров, востребованных экономикой Тюменской области.
Проведенный анализ и выявленные проблемы определяют необходимость дальнейшего качественного преобразования всей системы непрерывного профессионального образования.
Поэтому неизбежен новый этап модернизации, обеспечивающий соответствие системы профессионального образования потребностям новой инновационной экономики
Таким образом, профессиональное образование, сохраняя приоритетные ценности традиционного обучения, будет стремиться к индивидуализации траектории обучения, выбору образовательных технологий и построению образовательной среды, обеспечивающей достижение качественных результатов.
Все перечисленное свидетельствует о необходимости принятия областной целевой программы. Ее разработка и реализация позволит скоординировать усилия органов власти, образовательных учреждений, работодателей и общественных организаций на осуществление комплекса мероприятий по подготовке квалифицированных кадров, повышению их квалификации, содействию занятости населения области, особенно граждан, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Обоснование решения проблемы проектно-целевым методом
Реализация поставленных в Программе целей и задач требует применения эффективных механизмов и методов преодоления негативных явлений в сфере профессионального образования. Использование проектно-целевого метода для решения проблем развития этой области направлено на создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами развития экономики Тюменской области в условиях бюджетных ограничений.
Программа как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Автономное развитие каждого из этих элементов не позволит поднять систему профессионального образования на уровень, соответствующий современному этапу социально-экономического развития региона.
Кроме того, реализация мероприятий Программы носит межведомственный и межотраслевой характер и направлена на развитие всех учреждений профессионального образования, реализующих программы подготовки рабочих кадров и специалистов, что позволит проводить единую образовательную политику в этой области.
Решение задач Программы невозможно осуществить в рамках текущего финансирования, направленного исключительно на содержание подведомственных учреждений профессионального образования.
Реализация комплекса мероприятий с помощью проектно-целевого метода предусматривает создание централизованных механизмов их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений, фиксирующихся в образовании.
При использовании проектно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:
- с недостатками в управлении Программой, которые могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов образовательной политики (органы исполнительной власти Тюменской области, образовательные организации и учреждения), что приведет к возникновению диспропорций в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий и снижению эффективности использования бюджетных средств; недостаточный учет результатов мониторинговых исследований состояния профессионального образования может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации;
- с неверно выбранными приоритетами развития системы профессионального образования, которые могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере профессионального образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что также снизит эффективность использования бюджетных средств.
При отсутствии Программы, являющейся одним из основных инструментов единой государственной политики в сфере профессионального образования, все указанные противоречия своевременно не будут устранены, и стоящие перед учреждениями образования задачи не найдут своего решения.
В результате не будут созданы единые условия для развития рыночных механизмов в сфере профессионального образования, увеличится разрыв между требованиями рынка труда и качеством образовательных услуг.
II. Основные цели и задачи Программы, сроки реализации Программы
Для определения среднесрочных стратегических направлений развития системы профессионального образования Тюменской области, обеспечивающих ее соответствие перспективным тенденциям социально-экономического развития и общественным потребностям, достижение сбалансированности спроса и предложения кадров рабочих и специалистов, повышение конкурентоспособности экономики региона, в качестве исходного ориентира принимается инновационный сценарий развития Тюменской области, предусмотренный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года.
В ходе реализации Программы учреждения профессионального образования должны стать привлекательными для молодежи. Необходимо создать условия для быстрой модернизации и оптимизации региональной системы профессионального образования как главного ресурса для наращивания человеческого потенциала, для устранения диспропорций на рынке труда, обеспечения квалифицированными кадрами региональных инвестиционных проектов путем формирования условий для инновационного развития учебных заведений, адресной поддержки инновационных образовательных программ и создания реальных возможностей целевого финансирования проектов развития отдельных образовательных учреждений.
Основной целью Программы является создание условий для повышения доступности качественного профессионального образования, соответствующего требованиям инновационной экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Достижение этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
- модернизация профессионального образования как института социального развития;
- создание региональной системы прогнозирования и постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной специализации и квалификации;
- приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями регионального рынка труда;
- обеспечение нового качества профессионального образования;
- развитие системы оценки качества образования и образовательных услуг, в том числе развитие государственно-общественного управления качеством образования;
- формирование современной системы непрерывного образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, способных работать в условиях постоянного обновления профессиональной деятельности;
- формирование и развитие социально ответственной, конкурентоспособной личности.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться в 2011 - 2015 годах.
Эффективность реализации Программы определяется уровнем достижения показателей и индикаторов оценки эффективности ее реализации (приложение N 2).
III. Перечень программных мероприятий
Мероприятия Программы изложены в приложении N 1 к настоящей Программе.
В Программу включены проекты, разработанные на основе долгосрочной целевой программы "Основные направления развития образования и науки Тюменской области" на 2011 - 2013 гг. и Концепции развития профессионального образования Тюменской области до 2020 года. Каждый проект направлен на достижение определенной цели (табл. 1).
Таблица 1
Перечень проектов Программы
N п/п |
Наименование проекта |
Цель проекта |
1. |
Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности регионального рынка труда |
совершенствование процесса управления учреждениями профессионального образования на основе реализации принципа государственно-общественного управления образованием; создание условий для повышения самостоятельности и автономности учебных заведений; внедрение новых организационно-правовых форм образовательных учреждений, развитие инфраструктуры непрерывного профессионального образования и механизмов частно-государственного партнерства |
2. |
Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда |
минимизация дисбаланса между подготовкой рабочих кадров, специалистов и потребностями регионального рынка труда, привлечение молодежи для обучения по программам начального и среднего профессионального образования |
3. |
Обеспечение нового качества профессионального образования |
повышение качества предоставляемых образовательных услуг, формирование профессиональных компетенций обучающихся, удовлетворяющих требованиям работодателей |
4. |
Создание и развитие региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования |
создание системы оценки сформированности универсальных компетенций обучающихся на основе разработанных качественных и количественных показателей |
5. |
Внедрение эффективных финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования |
развитие форм многоканального финансирования системы профессионального образования, стимулирование инвестиций работодателей и частных потребителей образовательных услуг в повышение интеллектуально-профессионального потенциала региональной экономики |
6. |
Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования |
создание условий для индивидуального профессионального развития педагогических работников учреждений профессионального образования, обеспечивающих решение задач подготовки квалифицированных кадров, динамично реагирующих на запросы регионального рынка труда |
7. |
Мониторинг реализации региональной комплексной программы развития профессионального образования |
обеспечение объективной оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой |
Предлагаемый комплекс проектов представлен в виде программных мероприятий, направленных на эффективное использование потенциала системы образования в Тюменской области при соответствующей государственной поддержке.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Основными источниками финансирования Программы (табл. 2) являются:
средства федерального бюджета и областного бюджета Тюменской области для финансирования приоритетных направлений инвестиционных проектов развития образования;
внебюджетные источники, в том числе средства, привлекаемые для реализации образовательных проектов.
Программа предусматривает программно-целевое финансирование мероприятий, что соответствует принципам формирования областного бюджета Тюменской области.
Механизм привлечения и использования средств федерального бюджета определяется в случае установления соответствующих расходных обязательств нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации. Программа предусматривает возможность софинансирования ряда конкретных проектов и мероприятий за счет средств федерального бюджета в рамках действующих федеральных целевых программ или средств бюджета Тюменской области (на конкурсной основе).
Таблица 2
Объемы финансирования Программы
Годы |
Объемы затрат по источникам финансирования, тыс. рублей |
|||
из федерального бюджета |
из регионального бюджета |
из внебюджетных источников |
всего |
|
2011 |
26502,7 |
1145959,1 |
2200,0 |
1174661,8 |
2012 |
32450,0 |
1167096,3 |
1650,0 |
1201196,3 |
2013 |
31450,0 |
1176848,3 |
1650,0 |
1209948,3 |
2014 |
30450,0 |
1216151,0 |
1650,0 |
1248251,0 |
2015 |
30400,0 |
1216151,0 |
1650,0 |
1248201,0 |
Всего: |
151252,7 |
5922205,7 |
8800,0 |
6082258,4 |
Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению государственным заказчиком исходя из возможностей бюджетов всех уровней.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей, осуществляемые в рамках комплекса проектов, охватывающих ключевые функциональные области сферы образования и обеспечивающих опережающее развитие системы профессионального образования.
Государственным заказчиком Программы является Правительство Тюменской области.
Общий контроль и управление реализацией Программы осуществляется координатором - департаментом образования и науки Тюменской области.
Исполнителями программных мероприятий являются:
- департамент образования и науки Тюменской области;
- департамент труда и занятости населения Тюменской области;
- департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области;
- департамент информационной политики Тюменской области;
- департамент агропромышленного комплекса Тюменской области;
- департамент экономики Тюменской области;
- департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области;
- образовательные учреждения начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Тюменской области;
- Совет ректоров вузов Тюменской области;
- Совет директоров учреждений начального и среднего профессионального образования Тюменской области;
- региональное объединение работодателей "Союз работодателей Тюменской области";
- органы местного самоуправления.
Координатор Программы:
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные акты, необходимые для реализации Программы;
- подготавливает в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации программы;
- подготавливает отчеты о ходе реализации программы;
- разрабатывает перечень целевых показателей для контроля за ходом реализации программы;
- осуществляет координацию деятельности соисполнителей Программы по подготовке и реализации программных мероприятий.
Сетевой график реализации Программы приведен в приложении N 3.
Информация о ходе и итогах реализации Программы размещается на официальном портале органов исполнительной власти Тюменской области в сети Интернет.
VI. Мониторинг реализации Программы
Мониторинг реализации Программы осуществляется на основании отчетов исполнителей программных мероприятий, данных статистической отчетности.
Исполнители программных мероприятий представляют отчеты о ходе выполнения Программы координатору Программы - департаменту образования и науки Тюменской области в следующие сроки:
- ежеквартально - до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
- по итогам за год - до 15 февраля года, следующего за отчетным периодом.
Координатор Программы подготавливает отчет о ее реализации и направляет его в департамент экономики Тюменской области в следующие сроки:
- ежеквартально - к 25 числу месяца, следующего за отчетным периодом;
- за год - до 25 февраля года, следующего за отчетным периодом;
- за весь период реализации Программы - к 1 марта 2016 г. (представляет его в Правительство Тюменской области).
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, предлагаются показатели эффективности, характеризующие ход реализации Программы (приведены в приложении N 2).
Мониторинг реализации Программы приведен в приложении N 4.
VII. Результаты реализации Программыоценка социальной
и бюджетной эффективности Программы
Эффективность Программы определяется соотношением позитивных изменений, произошедших в системе подготовки рабочих и специалистов вследствие проведенных мероприятий, и затрат на реализацию этих мероприятий.
В качестве целей управления, определяющих критерии оценки эффективности, приняты такие количественные показатели, как
доля лиц, принятых на обучение по программам начального и среднего профессионального образования по востребованным профессиям/специальностям;
доля лиц, обучающихся по сокращенным программам профессионального образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования;
доля средств, полученных учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей;
доля лиц, обучающихся по программам начального и среднего профессионального образования/профессиональной подготовки на условиях софинансирования за счет средств работодателей;
доля представителей реального сектора экономики в составе преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования;
доля обучающихся по программам профессионального образования на основе договоров с другими учреждениями (организациями);
доля учреждений профессионального образования, имеющих органы самоуправления, обеспечивающие демократический, государственно-общественный характер управления учреждением профессионального образования;
доля учреждений профессионального образования в системе реализующих различные формы взаимодействия с работодателями;
доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на программы начального и среднего профессионального образования;
доля взрослых, прошедших обучение по программам начального и среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки;
доля зарегистрированных мигрантов, прошедших подготовку по программам начального и среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки;
доля обучающихся общеобразовательных учреждений, получивших профориентационные услуги;
доля выпускников очной формы обучения государственных и негосударственных образовательных учреждений профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии/специальности не позднее 1 года после выпуска;
доля обучающихся по программам профобразования, отвечающего требованиям, предъявляемым федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения;
доля обучающихся, вовлеченных в программы академической мобильности, в том числе, стажировки;
доля учреждений начального и среднего профессионального образования, использующих в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, в т.ч. сети Интернет;
доля образовательных учреждений профессионального образования, предоставляющих государственные услуги в электронном виде;
доля обучающихся учреждений профессионального образования, вовлеченных в реализацию социально-значимых# проектов;
количество лиц с ограниченными возможностями здоровья, получающих образовательные услуги с применением дистанционных технологий в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
доля лиц, обучавшихся по программам начального, среднего и высшего профессионального образования, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию;
доля выпускников программ профессионального образования, профессиональной подготовки, успешно прошедших сертификационные процедуры;
доля подведомственных учреждений начального и среднего профессионального образования, финансирование которых осуществляется на основе нормативов бюджетного (подушевого) финансирования;
доля учреждений профессионального образования, в которых введены новые системы оплаты труда;
доля контрольных цифр приема по востребованным укрупненным группам специальностей;
доля лиц, обучающихся по программам профессионального образования на условиях софинансирования за счет средств работодателей;
доля средств, распределяемых по госзаказу на конкурсной основе от всех средств регионального бюджета по подготовку кадров, повышение квалификации, переподготовку кадров;
доля образовательных учреждений профессионального образования, перешедших в новые организационно-правовые формы;
количество хозяйственных обществ, созданных при образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
объем инвестиций в сферу профессионального образования из различных источников (без учета средств федерального бюджета и областного бюджета);
доля преподавателей в возрасте до 35 лет в учреждениях профессионального образования;
доля преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, зарплата которых не ниже средней в экономике региона;
доля преподавателей учреждений профессионального образования, прошедших переподготовку/повышение квалификации на основе механизмов персонифицированного финансирования;
доля педагогических и руководящих работников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, прошедших стажировку на предприятиях и в ведущих образовательных организациях, в т.ч. за рубежом;
доля учреждений профобразования, непосредственно участвующих в автоматизированном мониторинге реализации программы;
доля учреждений профессионального образования, имеющих свои регулярно (не реже 2-х раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет и публикующих на них отчеты по результатам своей образовательной и хозяйственной деятельности.
Социальная и бюджетная эффективность Программы определяется:
- повышением престижности профессионального образования за счет создания многопрофильных, многоуровневых образовательных комплексов;
- оптимизацией сети образовательных учреждений с учетом демографических условий и возможностей Тюменской области, путем устранения диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров;
- оптимизацией расходов на реализацию программ профессионального образования;
- достижением сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда и квалификаций;
- снижением риска невостребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда, повышением качества их подготовки в соответствии с потребностями инновационной экономики Тюменской области;
- созданием комплексной, эффективной, конкурентоспособной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих кадров, подготовки административного резерва отрасли.
Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться по показателям, приведенным в приложении N 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.