Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
Тюменской
областной Думы
от 21 апреля 2011 г. N 2847
Информация
о внедрении программ ресурсосбережения и энергоэффективности
в агропромышленном комплексе Тюменской области
(представлена в областную Думу председателем комитета областной Думы
по аграрным вопросам и земельным отношениям Ю.М. Коневым 16.03.2011)
Применение ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий является одним из объективных факторов, обеспечивающих конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции. Значение энергоэффективных технологий возрастает в условиях опережающего роста цен на горюче-смазочные материалы, электроэнергию и топливо.
В конечном итоге широкое внедрение в агропромышленном комплексе ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий должно расцениваться как один из способов обеспечения продовольственной безопасности.
Законодательство в сфере ресурсосбережения и повышения энергетической эффективности в настоящее время активно формируется. Основными нормативными правовыми актами федерального уровня в данной сфере, применимыми к агропромышленному комплексу, являются:
- Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ);
- постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
- приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
В 2009 году в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена статья 9.16, устанавливающая санкции за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 2446-р утверждена федеральная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года". Указанная программа содержит подпрограмму "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельском хозяйстве", которой установлен плановый показатель увеличения коэффициента обновления парка сельскохозяйственных машин до 10,3%.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 261-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, кроме прочего, относятся:
1) проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
2) разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с пунктом 11 статьи 13 Закона N 261-ФЗ субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы.
После принятия Закона N 261-ФЗ (23 ноября 2009 года) региональные законы в сфере энергосбережения и энергетической эффективности были приняты в 16 субъектах Российской Федерации (Алтайский, Краснодарский, Ставропольский края; Камчатская, Московская, Воронежская, Кемеровская, Костромская, Калужская, Ивановская, Вологодская, Мурманская, Свердловская, Омская, Новосибирская, Томская области).
Среди субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, в Свердловской области учреждена премия в сфере энергосбережения (указ Губернатора Свердловской области от 07.10.2010 N 888-УГ "Об учреждении премий Губернатора Свердловской области в сфере энергосбережения"). Премии ежегодно присуждаются руководителям организаций, в том числе сельскохозяйственных, за эффективное использование энергетических ресурсов, оборудования, технологий, снижение доли энергозатрат в себестоимости продукции.
В Тюменской области сельское хозяйство является важным сектором экономики. В сельских населенных пунктах области проживает более 36% населения региона. Сельское хозяйство области потребляет (без учета сельских котельных и расходов энергии, не связанных прямо с производственными нуждами сельского хозяйства) 70 тыс. тонн условного топлива. Из них половина приходится на потребление жидкого топлива тракторами.
Мероприятия, направленные на повышение энергетической эффективности сельского хозяйства в Тюменской области, определены комплексной программой "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Тюменской области" на 2010 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 26.10.2009 N 1565-рп, и долгосрочной целевой программой "Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области" на 2008 - 2012 годы, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 28.08.2008 N 1173-рп.
Важность реализации комплексной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Тюменской области" на 2010 - 2020 годы была подчеркнута в Послании Губернатора Тюменской области В.В. Якушева от 28.10.2010 "О положении дел в Тюменской области". В Послании Губернатора была поставлена задача обеспечить снижение энергоемкости валового регионального продукта не менее чем на 7% на первом этапе (к 2015 году) и на 11,7% - к 2020 году.
Аналогичные программы приняты во всех 26 муниципальных образованиях юга Тюменской области. Они также включают комплекс мер и мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности во всех отраслях экономики региона.
Удельный расход топлива на обработку 1 га в 2002 - 2008 годах в Тюменской области оставался стабильным. Доля энергетических затрат в себестоимости продукции сельского хозяйства составляет 20 - 25%.
Повышение энергетической эффективности сельского хозяйства происходит за счет замены устаревшей техники и оборудования новой высокоэффективной (многофункциональной и высокопроизводительной) сельскохозяйственной техникой и оборудованием.
Изменение структуры машинно-тракторного парка агропромышленного комплекса области происходит путем приобретения высокопроизводительной техники: тракторов мощностью 150 л.с. и выше, зерноуборочных комбайнов 4-го класса и выше, самоходных кормоуборочных комбайнов и кормозаготовительных комплексов.
В 2010 году сельскохозяйственными предприятиями области приобретено 627 ед. основных видов современных машин.
За период 2007 - 2010 годов доля энергонасыщенных тракторов, используемых на полевых работах, увеличилась на 9%, доля высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов - на 13%, доля самоходных кормоуборочных комбайнов и кормозаготовительных комплексов - на 18%.
Коэффициент обновления в 2010 году тракторов составил 5,9%, зерноуборочных комбайнов - 4,4%, а по кормоуборочным комбайнам и кормозаготовительным комплексам впервые достиг 18,3%.
Так, в 2010 году в составе машинно-тракторного парка агропромышленного комплекса области находились:
- 4719 тракторов, используемых на полевых работах, в том числе 1180 энергонасыщенных тракторов;
- 1814 зерноуборочных комбайнов, в том числе 762 зерноуборочных высокопроизводительных комбайна;
- 313 кормоуборочных комбайнов и кормозаготовительных комплексов, в том числе 116 высокопроизводительных кормоуборочных комбайнов и кормозаготовительных комплексов.
Применение в агропромышленном комплексе области высокопроизводительных многофункциональных машин нового поколения, значительно повышающих производительность труда, позволило снизить по области удельный расход дизельного топлива с 82 кг/га в 2007 году до 68 кг/га в 2010 году.
Другим мероприятием в области энергосбережения является перевод объектов сельскохозяйственного назначения с жидких видов топлива на природный газ. В результате за 5 лет количество газифицированных сушилок зерна увеличилось на 21%. К концу 2010 года из 381 сушилки зерна газифицированы 262.
В 2010 году в соответствии с Положением о порядке предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п, сельскохозяйственным предприятиям области предоставлялась государственная поддержка в виде субсидии на возмещение стоимости приобретения новой высокоэффективной (многофункциональной и высокопроизводительной) сельскохозяйственной техники и оборудования в размере до 30% от их стоимости.
Государственная поддержка предоставляется на приобретение сельскохозяйственной техники, соответствующей параметрам эффективности (мощность, ширина захвата, многофункциональность и др.) и способствующей формированию нового парка сельскохозяйственной техники.
К числу проблем в рассматриваемой сфере следует отнести то, что в настоящее время для большинства сельскохозяйственных производителей, особенно субъектов малого предпринимательства, покупка современной энергосберегающей техники и технологий является весьма обременительным мероприятием. Решение проблемы затрудняется тем, что рост цен на энергоносители опережает рост цен на продукцию сельского хозяйства. Поэтому существующие темпы обновления парка сельскохозяйственных машин и внедрения передовых технологий не гарантируют конкурентоспособность продукции местных производителей в случае снижения объемов государственных субсидий.
Кроме того, новое законодательство об энергосбережении и повышении энергетической эффективности практически не содержит положений, предметно регулирующих вопросы рационального использования энергетических ресурсов в агропромышленном комплексе. Существующие муниципальные программы ресурсосбережения, а также комплексная областная программа содержат узкий круг вопросов, посвященных ресурсосбережению в агропромышленном комплексе. Нет утвержденной методики оценки экономической эффективности мероприятий по ресурсосбережению. В этой связи в отношении сельскохозяйственного производства применяются общие положения законодательства.
Из-за отмены с 1 января 2011 года государственного регулирования тарифов на электроэнергию, отпускаемую для сельскохозяйственных товаропроизводителей, цены на оплату электроэнергии за три месяца текущего года фактически возросли более чем на 40% (при прогнозе роста в 25%). Денежные средства, выделяемые в форме субсидий из областного и федерального бюджетов на поддержку сельхозтоваропроизводителей, в конечном итоге перераспределяются в пользу естественных монополий.
Даже для прибыльных сельскохозяйственных предприятий резкий рост расходов на энергоносители значительно увеличит себестоимость продукции, что отрицательно скажется на рентабельности. Например, для такого крупного предприятия, как ОАО "Тюменский бройлер", увеличение затрат на оплату услуг естественных монополий в 2011 году по сравнению с аналогичным показателем 2010 года составит 60 млн. руб. Эта стоимость эквивалентна стоимости реконструкции двух птичников (на которых можно произвести 1 тыс. т мяса птицы в год) или трем фондам заработной платы предприятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.