Решение Верховного Суда РФ от 6 августа 2007 г. N ГКПИ07-716
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 октября 2007 г. N КАС07-532 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Б., С.Г.В. о признании частично недействующими пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года N 763 "О некоторых вопросах индексации пенсий федеральных государственных служащих", пунктов 1 и 2 утвержденных этим постановлением изменений, которые вносятся в Правила индексации пенсий федеральных государственных служащих, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 года N 346, установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 года N 346 утверждены Правила индексации пенсий федеральных государственных служащих (далее - Правила).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года N 763 утверждены изменения, которые вносятся в указанные Правила (далее - Изменения), а пунктом 3 - предписано осуществить индексацию пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих, указанную в пункте 2 данного Постановления, с применением средневзвешенного индекса повышения должностных окладов федеральных государственных служащих 1,15, определенного исходя из размеров месячных должностных окладов, установленных Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".
Пунктом 1 Изменений абзац второй пункта 2 Правил изложен в редакции, предусматривающей, что пенсии индексируются при централизованном повышении должностных окладов федеральных государственных служащих - на индекс повышения должностных окладов, а при централизованном дифференцированном повышении (установлении) должностных окладов федеральных государственных служащих - на средневзвешенный индекс повышения должностных окладов, утверждаемый Правительством Российской Федерации по представлению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 2 Изменений пункт 4 Правил изложен в редакции, устанавливающей, что при индексации пенсии с применением индекса повышения должностных окладов или средневзвешенного индекса повышения должностных окладов размер проиндексированного среднемесячного заработка, из которого определяется размер пенсии, не может превышать 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), примененного при исчислении размера пенсии и проиндексированного с применением указанных индексов повышения должностных окладов, при последовательном применении всех предшествующих индексов повышения должностных окладов.
Б. оспорила в Верховный Суд Российской Федерации приведенные нормы в части следующих слов: пункт 3 постановления от 14 декабря 2006 года N 763 "...средневзвешенный...", "...1,15..."; пункт 1 Изменений "...средневзвешенный...", "...утверждаемый Правительством Российской Федерации по представлению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации"; пункт 2 Изменений "...или средневзвешенного индекса повышения должностных окладов...". Заявитель считает данные нормы в оспоренной части противоречащими статье 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ссылаясь на то, что с 1 августа 2006 года повышены должностные оклады государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в 1,35 раза, Пенсионный фонд Российской Федерации для индексации пенсии федеральным государственным служащим применяет средневзвешенный индекс повышения должностных окладов 1,15, в результате чего занижен среднемесячный заработок для начисления пенсии за выслугу лет таким служащим и нарушено ее право на индексацию пенсии.
С.Г.В., обратившийся с аналогичными требованиями, объединенными в одно производство с вышеизложенными требованиями, дополнительно сослался на противоречие оспариваемых нормативных положений части 11 статьи 71 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также на ошибочность расчета, примененного при определении индекса 1,15.
В возражениях Правительства Российской Федерации указывается на то, что при индексации пенсии по одному и тому же основанию применяется общий индекс, определяемый при дифференцированном повышении денежного содержания как средневзвешенный, иное противоречило бы законодательству, индекс 1,15 определен исходя из размера увеличения фонда оплаты труда государственных служащих в связи с переходом на новые условия оплаты их труда.
Б., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явилась, причин неявки суду не сообщила.
Выслушав объяснения С.Г.В., поддержавшего требования, возражения представителей Правительства Российской Федерации Г. и С.Г.И., проверив оспариваемые нормативные положения на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Ф., полагавшей в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявлений.
Согласно пункту 11 статьи 71 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в редакции от 12 апреля 2007 г.) пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих за выслугу лет сохраняется до вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
Поскольку такой федеральный закон не принят, то пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих осуществляется на основании положений Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции от 21 декабря 2006 г.), регулирующего порядок установления и индексации пенсий за выслугу лет этой категории граждан.
Согласно абзацу второму статьи 25 указанного Федерального закона пенсии федеральных государственных служащих, предусмотренные этим Федеральным законом, индексируются при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих с учетом положений, предусмотренных статьями 14 и 21 данного Федерального закона, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Оспариваемое постановление, которым утверждены изменения в действующие Правила индексации пенсий федеральных государственных служащих (пункт 1) и предписано осуществить индексацию пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих с применением средневзвешенного индекса повышения их должностных окладов 1,15 (пункт 3), принято Правительством Российской Федерации на основании данной правовой нормы. Постановление официально опубликовано для всеобщего сведения в Собрании законодательства Российской Федерации, 18 декабря 2006 г., N 51, ст. 5466; "Российской газете", 20 декабря 2006 г., N 286.
Изменения в оспариваемой заявителями части предусматривают индексацию пенсий при централизованном повышении (установлении) должностных окладов федеральных государственных служащих на средневзвешенный индекс повышения должностных окладов. Нормативного правового акта большей юридической силы, устанавливающего иной порядок индексации пенсий в указанном случае, которому бы противоречило введенное правило, не имеется.
Довод о противоречии установленного правила статье 21 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не соответствует действительности. Названная статья определяет среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных служащих, и не касается вопросов индексации установленных с учетом такого заработка пенсий.
Вместе с тем статья 25 того же Федерального закона, регулирующая эти вопросы, предусматривает индексацию, а не перерасчет пенсий при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих. Перерасчету подлежали лишь пенсии за выслугу лет, назначенные до вступления в силу Федерального закона от 8 мая 2004 г. N 34-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14, 21 и 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Индексация, в отличие от перерасчета пенсий, осуществляется посредством определения общего индекса, на который повышаются ранее назначенные пенсии. В тех случаях, когда денежное содержание повышается не всем государственным служащим одинаково, а дифференцированно, в зависимости от занимаемой должности федеральной государственной службы, размер повышения оплаты труда федеральных государственных служащих может быть определен только на основе средневзвешенного индекса, что и закреплено в оспариваемых нормах.
Правило, предусматривающее утверждение средневзвешенного индекса по представлению Министерства здравоохранения и социального развития совместно с Министерством финансов Российской Федерации, каких-либо прав и свобод пенсионеров, в том числе заявителей, не затрагивает. Правительство Российской Федерации, в состав которого входят федеральные министры, руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, ответственных перед ним за выполнение порученных задач (статьи 1, 6, 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"). Поэтому для осуществления своих полномочий по установлению порядка индексации пенсий Правительство Российской Федерации вправе было поручить федеральным министерствам, исходя из их функций, представлять для утверждения определенный ими средневзвешенный индекс.
Необоснованны и доводы заявителей о незаконности пункта 3 постановления от 14 декабря 2006 г. N 763, предписывающего осуществить индексацию пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих с применением средневзвешенного индекса 1, 15.
Основанием для индексации послужил Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих". Этот Указ не повышает размеры ранее установленных должностных окладов, что позволяло бы определить индекс такого повышения, а регламентирует денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями, включенными в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574, существенно изменившим структуру должностей, их категории и группы.
В связи с вступлением в силу Указа от 25 июля 2006 г. N 763, устанавливающего денежное содержание гражданских служащих в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", не применяются, согласно части 5 статьи 71 названного Закона, ранее действовавшие условия выплаты денежного содержания или денежного вознаграждения государственных служащих, в том числе размеры денежного вознаграждения, должностных окладов, установленных надбавок, условия и порядок их выплаты.
Таким образом, Указом введены новые условия оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих, прежние оклады были не повышены, а отменены, таблица соответствия новых должностей федеральной государственной гражданской службы и ранее применявшихся должностей федеральной государственной службы не установлена, что исключает определение общего индекса исходя из размера повышения должностных окладов. В подобной ситуации для целей индексации пенсий мог быть использован только средневзвешенный индекс.
Индекс 1,15 не является произвольным, рассчитан с учетом повышения на 15% фонда оплаты труда государственных служащих при переходе на новые условия оплаты, что подтверждено пояснительной запиской к проекту федерального бюджета на 2006 год. Примененный порядок определения средневзвешенного индекса не противоречит федеральному закону.
Установленный индекс был подтвержден Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 591 "О перерасчете размера ежемесячной доплаты к пенсии гражданам Российской Федерации, замещавшим должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России, Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Межгосударственном экономическом комитете Экономического Союза и Межгосударственном статистическом комитете Союза Независимых Государств", изданным с применением средневзвешенного индекса 1,15.
Ссылки в заявлении Б. на нормы Конституции Российской Федерации не могут быть приняты во внимание при рассмотрении настоящего дела, поскольку проверка конституционности нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации не входит в компетенцию Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявлений Б., С.Г.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 6 августа 2007 г. N ГКПИ07-716
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 октября 2007 г. N КАС07-532 настоящее решение оставлено без изменения