Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской
областной Думы
от 26 мая 2011 г. N 2931
Рекомендации
"круглого стола" по теме: "Комплексный подход к повышению эффективности
работы учреждений культуры и искусства и к подготовке кадров
в современных условиях"
г. Тюмень 27 апреля 2011 года
Отличительной чертой цивилизованного государства на современном этапе является отношение его к культуре как к области, которая находится в центре его интересов и где создаются ценности, оказывающие огромное воздействие на современные процессы экономических и социальных преобразований, происходящих в обществе. "Какая культура, такая и экономика, власть, гражданское общество, ...а значит, будущее", - слова Губернатора Тюменской области В.В. Якушева стали лейтмотивом третьих Губернаторских чтений, прошедших 19.04.2011 в Тюменской областной научной библиотеке им. Д.И. Менделеева. Заседание "круглого стола" в Тюменской областной Думе по теме: "Комплексный подход к повышению эффективности работы учреждений культуры и искусства и к подготовке кадров в современных условиях" стало продолжением начатого конструктивного разговора о состоянии и перспективах развития культуры в области.
Заслушав и обсудив доклады и выступления участников "круглого стола", депутаты областной Думы, представители органов государственной власти Тюменской области, органов местного самоуправления, руководители образовательных и культурных учреждений области отметили, что основными задачами региональной культурной политики является создание условий для эффективной работы учреждений культуры по развитию и реализации культурного и духовного потенциала жителей области, обеспечение гарантированных прав граждан в сфере культуры и искусства.
В целях реализации поставленных задач в области приняты и действуют следующие законы: "О государственной политике в сфере культуры и искусства в Тюменской области", "О государственной охране, сохранении и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Тюменской области". На протяжении ряда лет успешно реализуются областные долгосрочные целевые программы: "Основные направления развития культуры Тюменской области", "Сохранение и использование объектов культурного наследия в Тюменской области".
С мая 2008 года на территории области реализуется проект "Культура России" партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", основными целями и задачами которого является: культурное и духовно-нравственное возрождение России, сохранение культурных и духовно-нравственных ценностей, обеспечение преемственности поколений. За период реализации проекта на территории области определились его ключевые направления: пропаганда народного творчества среди молодежи; движение в муниципалитет (стирание границ между областным центром и муниципальными образованиями); поднятие статуса Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий как основного института подготовки кадров для учреждений культуры муниципальных образований области.
В Тюменской области услуги населению оказывают 1313 учреждений культуры (из них 40,1% составляют библиотеки, 53,4% - учреждения клубного типа, 1,4% - музеи, 3,9% - учреждения дополнительного образования детей, 1,2% - иные учреждения).
Органами государственной власти области проводится целенаправленная работа в сфере культуры и искусства по следующим направлениям:
- обеспечение сохранности объектов культурного наследия и их современное использование;
- организация библиотечного обслуживания населения;
- создание и поддержка государственных музеев;
- организация и поддержка организаций культуры и искусства;
- поддержка народных художественных промыслов;
- организация кадрового обеспечения отрасли.
Обеспечение сохранности объектов культурного наследия и их современное использование в области достигается посредством решения задач сохранения, охраны и популяризации данных объектов. В настоящее время на территории области насчитывается 1 804 памятника истории и культуры (в том числе 73 федерального значения), расположенных в четырех исторических городах и 22 районах области. За период с 2002 по 2010 год в области было восстановлено более 60 объектов культурного наследия, в 2010 году проведены работы по реставрации 38 объектов культурного наследия. В рамках популяризации объектов культурного наследия осуществляется ряд мероприятий, среди которых: создание в зданиях - памятниках небольших музеев, подготовка тематических публикаций, организация информационных стендов, тематических выставок, выступлений в средствах массовой информации.
В сфере совершенствования библиотечного обслуживания населения проводится работа, направленная на информатизацию библиотечного дела и формирование информационных ресурсов. Библиотечная система области на сегодняшний день объединена единой информационно-коммуникационной сетью и представляет единый информационный ресурс. В области функционируют 1058 библиотек различных ведомств (школьные, вузовские, средних специальных учебных заведений, технические, публичные и иных ведомств), в том числе 507 публичных библиотек и 3 областные, общий совокупный фонд которых составляет более 19 миллионов экземпляров. На сегодняшний день область, одна из немногих в России, имеет стопроцентный единый централизованный электронный каталог библиотечных фондов.
В целях повышения качества услуг, оказываемых музеями области, приоритетным направлением является информатизация музейной деятельности. В области реализуется ряд проектов, направленных на внедрение современных информационных систем: электронных музейных библиотек, интерактивных тематических экспозиций, виртуальных тематических коллекций, компьютерных инсталляций и др. Ведутся работы по модернизации учетно-фондовой системы и оцифровке фондовых и библиотечных ресурсов, начато обучение специалистов работе в создаваемой новой информационной среде. В области на сто процентов сформирован единый электронный каталог музейного фонда.
В целях организации и поддержки организаций культуры и искусства в области реализуются мероприятия, направленные на развитие гастрольной деятельности областных театров, создаются условия для оказания качественных театральных услуг населению Тюменской области. В настоящее время в области действуют 4 театра, в том числе 3 государственных и 1 муниципальный. В 2010 году было подготовлено 24 новые театральные постановки, более 4 000 концертно-филармонических, культурно-досуговых и национальных программ.
На протяжении девяти лет работу по сохранению и развитию национальной культуры осуществляют 14 основных отделов государственного автономного учреждения культуры Тюменской области "Дворец национальных культур "Строитель". За прошедший 2010 год было организованно и проведено 560 мероприятий, в которых приняли участие около 100 тысяч посетителей.
В области осуществляется система мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и талантливой молодежи. С этой целью в учреждениях культуры области функционируют свыше 4 тысяч объединений самодеятельного народного творчества, участниками которых являются более 50 тысяч человек.
В целях осуществления поддержки народных художественных промыслов области (резьба по кости и ковроткачество) принимаются меры по сохранению, возрождению и развитию промыслов, в том числе путем оказания содействия в демонстрации и пропаганде производимых ими изделий, реализации сувенирной продукции, в обучении и подготовке работников данной сферы.
Важным фактором, способствующим развитию отрасли, является подготовка квалифицированных профессиональных кадров, способных реализовывать культурную политику, сохранять и развивать накопленный культурный потенциал и традиции области. Подготовка кадров в сфере культуры и искусства области, согласно трехуровневой системе образования, осуществляется федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Тюменская государственная академия культуры и искусства". Основной задачей образовательного комплекса, включающего детскую школу искусств, колледж искусств, 5 институтов, центр дополнительного профессионального образования, аспирантуру, является обеспечение отрасли профессиональными кадрами. Сегодня процент трудоустройства выпускников академии составляет более 90%.
Продолжается реализация мероприятий, направленных на развитие и совершенствование материально-технического, творческого, информационного ресурса отрасли. В рамках поддержки организаций культуры и искусства осуществляется совершенствование их материально-технической базы, выделяются гранты на создание новых театральных постановок, средства на социально-бытовое обеспечение и материальную поддержку работников учреждений культуры. Как положительные тенденции следует отметить сохранение численности и динамику роста заработной платы работников отрасли.
В то же время необходимо отметить, что, несмотря на позитивные тенденции в развитии отрасли в целом, не удается остановить процессы, связанные с частичным падением культурных и нравственных ценностей, снижением роли культуры как в обществе, так и в общественном сознании. Необходимы новые инновационные подходы, способствующие развитию культуры граждан, формированию у молодого поколения культурных и нравственных ценностей. Кроме того, требуют особого подхода вопросы сохранения и развития культуры в сельской местности.
Особенно актуальны в современных условиях вопросы совершенствования материально-технической базы отрасли, связанные с приобретением специализированного оборудования, централизованным комплектованием библиотечного фонда области и муниципальных библиотечных фондов, капитальным ремонтом и реконструкцией объектов культуры в сельской местности, а также вопросы модернизации системы подготовки профессиональных кадров.
Учитывая вышеизложенное и признавая необходимость осуществления дальнейших целенаправленных, скоординированных действий органов государственной власти, местного самоуправления, образовательных и культурных учреждений области, общественных институтов, участники заседания "круглого стола" рекомендуют:
I. Палатам Федерального Собрания Российской Федерации:
Рассмотреть возможность:
- осуществления на постоянной основе межведомственного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной политики в сфере культуры, формирования законодательной базы с учетом мнения научного и образовательного сообщества, творческих союзов, деятелей культуры и искусств;
- принятия новой редакции Основ законодательства Российской Федерации о культуре;
- внесения в целях совершенствования библиотечного обслуживания населения изменений в следующие федеральные законы:
"О библиотечном деле" (в части регламентации вопросов, связанных с деятельностью электронных библиотек);
"Об обязательном экземпляре документов" (в части регламентации механизма передачи в фонды библиотек документов на электронных носителях);
"Об авторском праве и смежных правах" (в части регулирования вопросов оцифровки документов, использования продуктов интеллектуального труда и информационного продукта библиотеками);
- принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект федерального закона N 163864-5) в целях совершенствования правового регулирования в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия.
II. Правительству Российской Федерации:
Рассмотреть возможность:
- широкого обсуждения основных направлений государственной культурной политики в современных условиях при разработке новой редакции государственной программы "Культура России";
- утверждения образовательного минимума дополнительного образования детей;
- принятия мер, направленных на совершенствование художественного образования, а также на сохранение и развитие системы преемственности и непрерывного образования в области культуры (детская школа искусств, среднее и высшее учебное заведение);
- принятия мер по повышению статуса работников культуры и образовательных учреждений культуры.
III. Тюменской областной Думе:
В рамках осуществления представленных полномочий продолжить работу:
- по совершенствованию законодательства в сфере развития культуры, сохранения и использования объектов культурного наследия области;
- по осуществлению контроля за реализацией законов Тюменской области и эффективностью реализации областных целевых программ в сфере культуры;
- по рассмотрению законодательных инициатив федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленных на повышение эффективности государственной культурной политики, создание правовых и экономических стимулов по развитию и совершенствованию сферы культуры.
IV. Правительству Тюменской области:
1. В целях развития отрасли продолжить внедрение и совершенствование положительного опыта работы:
- по реализации плана государственного заказа на предоставление населению востребованных услуг культуры в качественном, количественном и финансовом выражениях;
- по реализации плана модернизации материально-технических ресурсов отрасли в части приобретения специализированного оборудования и централизованного комплектования областного и муниципального библиотечного фонда, капитального ремонта и реконструкции объектов культуры в сельской местности;
- по подготовке квалифицированных профессиональных кадров;
- по осуществлению контроля качества оказания услуг населению посредством мониторинга показателей эффективности долгосрочной целевой программы "Основные направления развития культуры Тюменской области" в ежемесячном режиме, а также мониторинга потребности кадров в сфере культуры области.
2. Рассмотреть возможность создания модульных культурных центров в отдельных сельских поселениях области.
V. Органам местного самоуправления Тюменской области:
Продолжить целенаправленную и системную работу:
- по привлечению молодых специалистов для работы в сфере культуры в муниципальных районах и сельских поселениях юга области путем сотрудничества с вузами и учреждениями среднего профессионального образования области;
- по применению инновационных форм и методов работы с населением, внедрению современных технологий в практику проведения культурно-массовых мероприятий, направленных на эффективную реализацию культурной политики, сохранение культурных и духовно-нравственных ценностей, воспитание и развитие чувства патриотизма среди молодежи.
VI. Средствам массовой информации Тюменской области:
Активизировать работу по созданию условий и перспектив развития современной цивилизованной информационной политики области в сфере культуры, формированию позитивного имиджа и престижа Тюменской области, популяризации культуры и искусства среди широких масс населения.
Участники заседания
"круглого стола"
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 26 мая 2011 г. N 2931 "О рекомендациях "круглого стола" по теме:... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.