Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. N 1340-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы.
См. Федеральную целевую программу развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденную постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803
2. Определить государственным заказчиком-координатором Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы Минобрнауки России, государственными заказчиками - Рособразование и Роснауку.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы за счет средств федерального бюджета составляет 45,3 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Минобрнауки России обеспечить разработку проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы и в установленном порядке представить его в Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства |
М. Фрадков |
Москва
3 сентября 2005 г.
N 1340-р
Концепция
Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы
(утв. распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. N 1340-р)
См. Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р
I. Определения, используемые в Концепции
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы используются следующие определения:
"предшкольное образование" - образование детей старшего дошкольного возраста (5 - 6,5 лет) с целью обеспечения равных возможностей для последующего обучения в начальной школе. В настоящее время утверждение предшкольного образования в качестве отдельного уровня общего образования находится на стадии обсуждения;
"непрерывное образование" - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. По некоторым оценкам, среднегодовой темп прироста новых знаний составляет 4 - 6 процентов. Это означает, что около 50 процентов профессиональных знаний специалист должен получить после окончания учебного заведения. Объем времени, необходимый для обновления профессиональных знаний для специалистов с высшим образованием, составляет 28 процентов общего объема времени, которым работник располагает в течение всего трудоспособного периода;
"непрерывное профессиональное образование" - понятие "непрерывное образование", используемое применительно к сфере профессионального образования и профессиональной подготовки. Непрерывное профессиональное образование лиц старшего школьного возраста и взрослых создает условия постоянного профессионального, карьерного и личностного роста в течение всей жизни;
"общенациональный университет" - высший статус (законодательное утверждение данного статуса находится на стадии рассмотрения) учреждения или организации высшего профессионального образования, который планируется присваивать вузам, прошедшим процедуру соответствующей аттестации. Вуз, претендующий на получение столь высокого статуса, должен быть культурным и интеллектуальным центром, проводить фундаментальные исследования, осуществлять перспективные разработки в области образования, в полной мере быть участником процесса интеграции науки и образования;
"базовый (системообразующий) вуз" - статус (законодательное утверждение данного статуса находится на стадии рассмотрения) учреждения или организации высшего профессионального образования, который планируется присваивать вузам, прошедшим процедуру соответствующей аттестации. Вуз, претендующий на получение данного статуса, должен быть лидером в подготовке кадров для той или иной отрасли по качественным показателям;
"интегрированное учебное заведение" - учреждение или организация образования (как правило, профессионального), реализующие образовательные программы разных уровней;
"университетский комплекс" - объединения учебных заведений, создаваемых, как правило, вокруг ведущих университетов региона либо вокруг ведущих отраслевых вузов с целью наиболее рационального использования имеющихся в их распоряжении ресурсов, решения управленческих и собственно образовательных проблем. Объединение учебных заведений может происходить как по сетевому, так и по системному принципу;
"исследовательский университет" или "учебно-научно-исследовательский комплекс" (в случае, когда вуз не является университетом) - статус (законодательное утверждение данного статуса находится на стадии рассмотрения) учреждения или организации высшего профессионального образования, который планируется присваивать вузам с широким набором учебных дисциплин, имеющим в своем составе аспирантуры и докторантуры и выполняющим научные исследования за счет бюджетных средств в размере не ниже определенного уровня финансирования.
В Российской Федерации концепция создания исследовательских университетов только начинает серьезно прорабатываться. В данном случае имеется в виду в первую очередь создание новых структур на основе добровольной интеграции университетов и академических институтов, а также государственных научных центров. В настоящее время достигнута договоренность о начале реализации пилотного проекта по созданию исследовательского университета на базе Новосибирского государственного университета;
"экспорт образовательных услуг" - коммерческая реализация образовательных услуг для иностранных граждан как на территории Российской Федерации, так и за границей. Создание условий для расширения экспорта образовательных услуг направлено на активизацию внешнеэкономической деятельности учреждений и организаций высшего профессионального образования в сфере обучения иностранных студентов на коммерческой основе.
II. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития.
Главное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе.
Роль образования в решении задач социально-экономического развития России заключается в:
создании условий для повышения конкурентоспособности личности;
развитии инновационной сферы;
изменении структуры экономики в пользу наукоемких отраслей;
формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны;
обеспечении социальной и профессиональной мобильности;
формировании кадровой элиты общества, основанном на свободном развитии личности.
На социально-экономическое развитие страны влияют в первую очередь:
развитие современной системы непрерывного образования;
повышение качества профессионального образования;
обеспечение доступности качественного общего образования;
повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.
Реализация этих направлений государственной политики в области образования позволит в 2006 - 2010 годах создать условия для повышения конкурентоспособности страны, являющегося одной из целей ее социально-экономического развития, путем решения ряда проблем, сдерживающих развитие образования, таких, как:
несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования;
чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования при нехватке средств, недостаточной свободе их использования и при формальном расширении возможностей привлечения ресурсов в сферу образования;
отсутствие требований к содержанию и качеству образования;
несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны.
Организационной основой реализации государственной политики в области образования должна стать Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы (далее - Программа), обеспечивающая продолжение модернизации российского образования. Меры, принятые в 2001 - 2005 годах федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках реализации Федеральной программы развития образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, других межведомственных и ведомственных программ в сфере образования, создали базу для решения отечественной системой образования следующих задач, направленных на усиление ее роли в социально-экономическом развитии страны:
приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;
разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;
создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность образования.
Решение указанных задач достигается путем совершенствования нормативной правовой базы, необходимого кадрового, информационного и материально-технического обеспечения сферы образования.
III. Обоснование решения проблемы программно-целевым методом
Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в системе образования в ходе реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, и увеличение бюджетных расходов на образование, в настоящее время сохраняются многочисленные проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс модернизации данной сферы удовлетворяет общество.
Достижение поставленной в Программе стратегической цели и решение соответствующих задач требуют применения эффективных механизмов и методов преодоления кризисных явлений в образовании. Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в области образования и с учетом бюджетных ограничений.
Программа как организационная основа реализации государственной политики в области образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.
Кроме того, мероприятия Программы носят межотраслевой характер и затрагивают все субъекты системы образования, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти, органов управления субъектов Российской Федерации и муниципальных органов управления образования, что позволит проводить единую федеральную политику в области образования, решить проблему диспропорций в развитии региональных систем образования и сформировать единое образовательное и информационное пространство. Решение задач, поставленных в Программе, невозможно осуществить в рамках текущего финансирования, направленного исключительно на подведомственные вузы, а также частично на учреждения системы среднего и начального профессионального образования.
Реализация программно-целевым методом комплекса мероприятий федерального масштаба, затрагивающих систему образования в целом, предусматривает создание централизованных механизмов их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в сфере образования.
IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
В настоящее время отсутствие в сфере образования институциональных механизмов, обеспечивающих связь развития человеческого капитала с ростом благосостояния граждан страны, приводит к тому, что система образования воспроизводит иждивенческое отношение граждан к государству, не формирует, а порой сдерживает активность личности на рынке труда. Образование, которое не сказывается на успешности граждан, эффективности экономики, не приводит к усилению позиций государства на мировой арене, не может считаться качественным.
Для обеспечения качественного образования, его равной доступности для всех граждан необходима институциональная перестройка системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда. Экономика завтрашнего дня - это инновационная экономика знаний, инвестиционных проектов и наукоемких технологий. Для преодоления усиливающегося разрыва между содержанием образования, образовательными технологиями, всей структурой и инфраструктурой образовательной сферы, уровнем кадрового потенциала системы образования и потребностями экономики в новых условиях необходимо создать механизмы, ориентированные не только на внутренние социально-экономические потребности страны, но и на обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке труда.
Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости разработки адекватного содержания образования и соответствующих технологий обучения.
Успешность развития содержания и технологий обучения во многом связана с тем, насколько эффективно будет сокращаться нарастающее несоответствие качества образования предъявляемым к нему требованиям работодателей.
Данное отставание в первую очередь выражается в отсутствии адекватной реакции системы профессионального образования на потребности рынка труда. Более четверти выпускников учреждений высшего профессионального образования и около трети выпускников учреждений среднего профессионального образования не трудоустраиваются по полученной в учебном заведении специальности. А в случае поступления на работу по специальности они не владеют современными и эффективными способами деятельности на производстве.
Современная российская система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности. Не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в решении вопросов образовательной политики, в том числе в процессах независимой общественной оценки качества образования.
Слабая интеграция образовательной и научной деятельности в перспективе может привести к значительному сокращению кадрового потенциала научной сферы.
Отсутствие полноценных связей профессионального образования с научно-исследовательской и практической деятельностью приводит к тому, что содержание образования и образовательные технологии становятся все менее адекватными современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг. Это негативным образом влияет на готовность российской системы образования к интеграции в мировое образовательное и экономическое пространство.
Проблема негибкости и инерционности системы образования во многом связана с проблемой дефицита преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. Из-за низкого уровня заработной платы государственная система образования становится все менее привлекательной сферой профессиональной деятельности.
Низкий уровень официальной заработной платы и неразвитость механизмов дополнительного легального заработка приводят к росту объема теневых финансовых потоков в системе образования. Понижение престижа профессии учителя и преподавателя является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности.
Отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации не позволяет осуществлять развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и работать, используя современные образовательные технологии. Наиболее привлекательный для преподавателя вариант карьерного роста связан с перспективой назначения на административные должности, однако эффективные механизмы ротации управленческих кадров в системе образования не разработаны.
Низкая квалификация значительной части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления.
Слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам и дефицит квалифицированных кадров являются следствием несоответствия действующих в этой сфере механизмов государственного управления задаче создания благоприятных условий для развития системы образования. В то же время недостаточно развиты механизмы привлечения общественных и профессиональных организаций к вопросам формирования и реализации образовательной политики. Отсутствуют условия для развития независимых форм оценки качества образования, а также механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности.
Значительная степень несоответствия заявляемых целей и задач преобразований результатам, которые достигаются в процессе их реализации, является следствием того, что каждый из активно действующих на открытом образовательном пространстве субъектов интерпретирует эти цели и задачи по-своему. При отсутствии федеральной целевой программы, являющейся одним из основных инструментов реализации единой государственной политики в сфере образования, то есть без применения программно-целевых методов, существующие противоречия не могут быть устранены, а стоящие перед сферой образования задачи не найдут своего решения.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" Программа является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования. Согласно этому закону Программа разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации. Таким образом, утверждение Программы на федеральном уровне соответствует требованиям законодательства.
При отсутствии такой программы будут ограничены возможности создания единых в Российской Федерации условий для развития механизмов в сфере образования, адекватных состоянию развития экономики, увеличится разрыв между требованиями рынка труда и качеством образовательных услуг, не будет реально обеспечен принцип равных возможностей и доступа граждан Российской Федерации к получению качественного образования, будет существенно затруднено вхождение России в Болонский процесс и во Всемирную торговую организацию.
V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения
Возможны непрограммные варианты решения проблем в области развития образования, например:
последовательное, невзаимосвязанное решение основных проблем в сфере образования;
реализация принципа полного государственного обеспечения потребностей сферы образования (прежде всего ресурсами).
Эти варианты характеризуются следующими рисками.
Вариант последовательного решения проблем может привести к ухудшению ситуации в сфере образования вследствие тесной взаимосвязи проблем, требующих в ряде случаев их параллельного полномасштабного решения.
Вариант полного государственного обеспечения потребностей сферы образования не может быть реализован в силу ресурсных ограничений национальной экономики и риска некорректного определения этих потребностей. Кроме того, этот вариант не обеспечит своевременного создания "точек роста", что не даст возможности реализовать задачи ускоренного развития сферы образования в необходимые сроки.
Предварительная оценка минимально необходимого ресурсного обеспечения Программы показывает, что размер необходимых для ее реализации средств, выделяемых из федерального бюджета, должен составлять не менее 45 млрд. рублей.
Реализация Программы в условиях уменьшения размера средств, выделяемых на ее реализацию, не позволит достичь цели Программы и приведет к следующим рискам и экономическим потерям:
снижение объемов бюджетных ресурсов, направляемых на развитие системообразующих "точек роста" в сфере образования, уменьшение вклада системы образования в прирост внутреннего валового продукта, что в зависимости от размеров недофинансирования программных мероприятий и вследствие мультипликативного эффекта может привести к потере от 10 до 15 млрд. рублей прироста внутреннего валового продукта в 2007 - 2010 годах и последующей ежегодной потере не менее 15 млрд. рублей начиная с 2011 года за счет недостаточного роста конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности национальной экономики из-за резкого падения качества человеческого капитала;
нанесение ущерба федеральному бюджету в 2006 - 2010 годах за счет сохранения условий неэффективного использования средств вследствие замораживания ранее произведенных инвестиций в размере не менее 8,75 млрд. рублей;
недополучение национальной экономикой в 2008 - 2009 годах до 4 млрд. рублей за счет ускорения изменений профессионально-квалификационной структуры подготовки специалистов и содержания образования;
недостаточные темпы роста качества человеческого капитала и, как следствие, неполное удовлетворение потребностей национальной экономики в квалифицированных кадрах, которое может привести к существенному росту структурной безработицы к 2015 году;
замедление развития сферы образования из-за недостаточных темпов создания и развития "точек роста" и актуализации их опыта в необходимых масштабах.
Таким образом, в случае сокращения размера финансирования Программы по сравнению с предусмотренным только экономические потери для России могут составить в 2006 - 2010 годах от 22,75 до 37,75 млрд. рублей, а с 2011 года - свыше 37 млрд. рублей ежегодно.
Кроме экономических потерь, сокращение размеров финансирования реализации Программы за счет средств федерального бюджета приводит к ряду негативных социальных последствий и невыполнению основных задач, поставленных перед системой образования в одобренных Правительством Российской Федерации приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. В частности:
из-за невозможности создания соответствующей материальной, кадровой инфраструктуры и методического обеспечения одобренные педагогическим сообществом и Правительством Российской Федерации проекты введения профильного обучения к 2011 году не будут выполнены в предусмотренном объеме;
полномасштабный выпуск школьников, обучающихся по новым образовательным стандартам, будет перенесен на 2020 - 2030 годы, что негативно повлияет на качественную структуру трудовых ресурсов и качество человеческого капитала страны и уменьшит ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность;
существенно замедлится рост числа детей дошкольного возраста, охваченных программами предшкольного образования;
сохранится перегрузка детей школьными программами, что крайне негативно повлияет на состояние физического и психологического здоровья нации;
значительная часть программ обучения по специальностям начального, среднего и высшего профессионального образования не будет реализовываться по непрерывной образовательной траектории, фактически в стране не будет создана система непрерывного профессионального образования;
не будут реализованы к 2010 году в полном объеме положения Болонского процесса и Копенгагенской декларации, что приведет к изоляции российской системы образования от международной системы образования и существенно понизит положение России в рейтинге стран, конкурентоспособных на международном рынке образовательных услуг;
будет интенсивно нарастать социальная напряженность, обусловленная сохранением неравной доступности дальнейшего образования и значительной дифференциацией качества образования для различных регионов и групп населения;
усилится деградация материальной инфраструктуры образования, что к 2020 году приведет к необходимости принятия экстренных мер по ее воссозданию, требующих финансовых затрат, превышающих возможности бюджета страны.
В случае уменьшения вдвое размера средств, выделяемых из федерального бюджета на цели развития образования, существенно снизится степень достижения целей Программы, что может быть подтверждено целевыми индикаторами и показателями, характеризующими ход реализации Программы по годам, а также влияние программных мероприятий на состояние системы образования.
Кроме того, при использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:
с недостатками в управлении Программой;
с неверно выбранными приоритетами развития отрасли;
с изменениями принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования мероприятий Программы.
Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов образовательной политики (федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные органы управления образованием, руководители образовательных организаций и учреждений), что может привести к диспропорциям в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования выделяемых бюджетных средств.
Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации в системе образования.
Риски, связанные с неверно выбранными механизмами управленческой коррекции программных мероприятий, могут привести к недостаточной координации деятельности между заказчиками, исполнителями, нецелевому использованию бюджетных средств или их неэффективному расходованию.
Изменения в приоритетах государственной политики в сфере образования могут стать причиной внеплановой коррекции частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность затраченных бюджетных средств.
Риски, связанные с изменениями в законодательстве, могут повлечь значительные изменения в структуре и содержании Программы, принципах ее ресурсного обеспечения и механизмах реализации.
Изменение принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования мероприятий федеральных целевых программ в зависимости от характера этого изменения может как повлиять на существенное увеличение фактических объемов ресурсного обеспечения Программы (то есть фактически привести к формированию консолидированного бюджета Программы, управляемого с помощью единых механизмов), так и привести к полному или частичному прекращению финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджетов других уровней, следствием чего может стать существенная диспропорция в развитии региональных систем образования.
Чтобы минимизировать возможные отрицательные последствия, связанные с указанными рисками, в структуре управления Программой предусмотрено создание научно-координационного совета, в состав которого будет включен широкий круг специалистов, в том числе представители органов государственной власти и других сфер деятельности.
VI. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Срок реализации Программы - 2006 - 2010 годы.
Этапы реализации Программы:
I этап (2006 - 2007 годы). На этом этапе предусмотрено проведение работ, связанных с разработкой моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробацией, а также началом масштабных преобразований и экспериментов;
II этап (2008 - 2009 годы). На этом этапе приоритет отдается осуществлению мероприятий, которые предполагают закупку оборудования, инвестиции (модернизацию материальной инфраструктуры образования, другие высокозатратные работы), а также методическое, кадровое, информационное обеспечение мероприятий Программы, направленных на решение задач развития системы образования;
III этап (2010 год). На этом этапе предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.
В результате реализации Программы будут обеспечены равный доступ к получению качественного образования всех уровней за счет введения образования для детей старшего дошкольного возраста, профильного обучения, создания общероссийской системы оценки качества образования, системы непрерывного профессионального образования, а также опережающее развитие национальных и системообразующих вузов как центров интеграции науки и образования для подготовки элитных высокопрофессиональных кадров.
VII. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход ее реализации по годам
Основной стратегической целью Программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие стратегические задачи:
совершенствование содержания и технологий образования;
развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
повышение эффективности управления в сфере образования;
совершенствование экономических механизмов в сфере образования.
Достижение стратегической цели и решение задач Программы обеспечиваются путем реализации системы программных мероприятий, сгруппированных по основным направлениям деятельности.
Решение стратегической задачи совершенствования содержания и технологий образования обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям:
создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе;
оптимизация нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений и расширение возможностей дополнительного образования детей;
введение профильного обучения в старшей школе с предоставлением учащимся возможности выбора индивидуального учебного плана;
внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода;
внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;
введение нового перечня направлений подготовки (специальностей) и профессий профессионального образования и соответствующих государственных образовательных стандартов, разработанных на основе компетентностного подхода, в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности;
внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий;
реализация системы мер по обеспечению участия России в Болонском и Копенгагенском процессах с целью повышения конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и обеспечения возможности участия российских студентов и выпускников образовательных учреждений в системе международного непрерывного образования.
Решение стратегической задачи обеспечения качества образования достигается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям:
совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений и организаций с целью гармонизации показателей развивающейся современной системы образования и нормативно-методического и информационного обеспечения процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;
развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений по реализации образовательных программ, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений для обеспечения объективности, достоверности и прозрачности процедур оценки деятельности образовательных учреждений;
совершенствование механизмов признания эквивалентности документов об образовании для повышения академической мобильности, увеличения экспорта образовательных услуг, что будет способствовать интеграции России в мировое образовательное пространство;
завершение эксперимента и переход к поэтапному введению в практику единого государственного экзамена, что позволит повысить доступность профессионального образования, объективность вступительных испытаний, обеспечить преемственность общего и профессионального образования, а также государственный контроль и управление качеством образования на основе независимой оценки уровня подготовки выпускников;
создание общероссийской системы оценки качества образования, направленной на создание механизмов объективной оценки качества образования на всех уровнях и ступенях образования, что в конечном счете позволит обеспечить качество и доступность образования;
совершенствование системы государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров с целью повышения качества и результативности системы подготовки кадров высшей квалификации и обеспечения воспроизводства и развития кадрового потенциала образования и науки, а также гармонизации отечественных процедур аттестации научных и научно-педагогических кадров с международной практикой.
Решение стратегической задачи повышения эффективности управления в сфере образования обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям:
внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования, а также университетских, учебно-научно-исследовательских и учебно-производственных комплексов для обеспечения адекватной реакции системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики;
внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов;
выделение в системе высшего профессионального образования национальных университетов и базовых (системообразующих) вузов для повышения эффективности использования интеллектуального потенциала высшей школы и концентрации материально-технических и финансовых ресурсов на ключевых направлениях развития российского образования в интересах государства, общества и личности;
внедрение моделей общественно-государственного управления в образовательных учреждениях, способствующих развитию институтов общественного участия в образовательной деятельности как важного условия открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;
повышение эффективности институционального управления в условиях изменения организационно-правовых форм деятельности учебных заведений и в соответствии с приоритетами развития сферы образования, которое обеспечит условия для роста экономической самостоятельности образовательных учреждений, усилит их ответственность за конечные результаты деятельности, повысит результативность и прозрачность финансирования сферы образования;
организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений;
совершенствование системы управления образованием.
Решение стратегической задачи совершенствования экономических механизмов в сфере образования обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям:
внедрение модели финансирования образовательных организаций всех уровней образования, обеспечивающей многоканальное поступление средств и расширение самостоятельности их использования;
внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций (учреждений) для повышения эффективности использования ресурсов, выделяемых на образование;
реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности образования, способствующих притоку инвестиций, финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования и последовательному переводу ее развития на принципы разработки и реализации инвестиционных проектов.
Для оценки эффективности Программы используется система целевых индикаторов и показателей.
VIII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Прогнозируемый объем финансирования мероприятий Программы в ценах соответствующих лет составит:
общий объем - 61952,35 млн. рублей,
в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 45335,02 млн. рублей;
за счет привлекаемых средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 12501,74 млн. рублей;
за счет внебюджетных средств (средства вузов, международных организаций, в том числе Всемирного банка, Международного банка реконструкции и развития, некоммерческих фондов, спонсорская поддержка и т.д.) - 4115,59 млн. рублей.
Распределение прогнозируемых объемов финансирования мероприятий Программы приведено в приложении N 1. Указанное распределение осуществляется за счет средств федерального бюджета и других источников, носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и федеральной адресной инвестиционной программы на соответствующие годы.
IX. Предварительная оценка эффективности Программы
Целевые индикаторы и показатели
Социальная эффективность Программы определяется благодаря использованию системы целевых индикаторов и показателей, отражающих стратегические приоритеты развития страны в сфере образования.
Система целевых индикаторов и показателей позволяет оценить ход и результативность решения поставленных задач по ключевым направлениям развития образования и определить его влияние на социально-экономическое развитие страны.
Все целевые индикаторы и показатели:
достоверны и доступны для определения;
совместимы с международными показателями развития сферы образования;
соответствуют целям Программы.
Социальные эффекты
Социальные эффекты, получаемые в процессе и по результатам реализации Программы, оцениваются по следующим направлениям:
1) повышение качества школьного образования:
выравнивание возможностей учащихся (увеличение количества детей в возрасте 5 - 6 лет, получающих дошкольное образование в соответствии с практикой развитых стран, уменьшение количества неуспевающих и второгодников в начальной школе);
повышение функциональной грамотности выпускников общеобразовательной школы (рост уровня грамотности чтения, математической грамотности, естественно-научной грамотности учащихся (повышение рейтинга PISA);
2) улучшение социальной ориентации учащихся и достижение равенства в получении образования:
профилирование школьного образования (увеличение количества учащихся, занимающихся по профилированным программам);
увеличение количества учащихся с предпрофильной подготовкой;
снижение различий между городским и сельским образованием (по результатам единого государственного экзамена);
расширение возможности получения профессионального образования детьми из малоимущих семей (увеличение количества детей указанной категории, занимающихся по программам профессионального образования);
расширение возможности получения образования детьми с ограниченными возможностями (увеличение количества детей указанной категории, получивших общее среднее или профессиональное образование);
расширение возможности получения образования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации (увеличение количества детей указанных категорий, получивших общее среднее или профессиональное образование);
расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами населения (увеличение количества учащихся в возрасте до 15 лет, обучающихся по программам дополнительного образования детей);
увеличение количества молодежи, занятой в сфере экономики (увеличение количества трудоустроенных или перешедших на следующую ступень образования выпускников учебных заведений со специальными образовательными программами);
обеспечение доступности образования (уменьшение количества несовершеннолетних в возрасте 8 - 15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях, увеличение количества молодежи в возрасте до 22 лет, получившей среднее образование, увеличение количества учащихся и студентов, получающих стипендии по адресному принципу);
увеличение количества учащихся в возрасте 17 - 18 лет, успешно завершивших полное среднее образование;
3) повышение конкурентоспособности профессионального образования:
повышение роли работодателей в подготовке профессиональных кадров (увеличение количества учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, прошедших экспертизу образовательных программ, проводимую работодателями, а также учреждений профессионального образования, перешедших на образовательные стандарты нового поколения, разработанные при участии работодателей, общественных и профессиональных объединений);
увеличение количества молодежи, занятой в различных сферах экономики (уменьшение количества безработных в возрасте 16 - 29 лет и среди выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, уменьшение количества выпускников учреждений среднего профессионального образования и вузов, не получивших работу в течение 6 месяцев после окончания учебы);
увеличение количества молодежи, обучающейся на первой ступени высшего профессионального образования, включившейся в активную трудовую деятельность;
увеличение количества людей, получающих дополнительное (послевузовское) образование, участвующих в программах переподготовки и повышения квалификации;
соответствие структуры подготовки специалистов по уровням профессионального образования потребностям государства и требованиям рынка труда (сравнение с аналогичными показателями индустриально развитых стран и региональных рынков труда);
4) обновление и качественное совершенствование кадрового состава системы образования:
изменение возрастного ценза преподавательского состава (уменьшение количества работников пенсионного возраста среди учителей средней школы, увеличение количества преподавателей в возрасте до 30 лет в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования);
снижение текучести кадров в сфере образования;
повышение уровня квалификации преподавательского состава (увеличение количества профессорско-преподавательского персонала, имеющего ученые степени и звания, увеличение количества учителей (преподавателей), прошедших повышение квалификации и переподготовку);
5) интеграция в европейское образовательное пространство, повышение мобильности профессионального образования, рост экспорта образовательных услуг:
расширение сотрудничества с европейскими странами в области обеспечения качества образования (увеличение количества вузов, прошедших институциональную и специализированную аккредитацию и внедривших системы управления качеством на основе международного стандарта);
введение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов, путем внедрения легко сравнимых степеней, болонских студенческих документов (Европейский табель курсов, приложения к диплому (Diploma Supplement), кредитов ECTS в накопительно-переводном "формате" (увеличение количества вузов, использующих эти инструменты);
увеличение количества вузов, соответствующих международным требованиям (имеющих валидизацию);
рост академической мобильности студентов, академического и административного персонала (увеличение количества выданных ссуд и грантов для финансового обеспечения академической мобильности студентов и преподавателей, увеличение числа граждан Российской Федерации в возрасте до 30 лет, участвующих в международных обменах);
рост экспорта образовательных услуг (увеличение числа граждан других государств, обучающихся в учреждениях профессионального образования Российской Федерации);
6) повышение эффективности финансирования образования:
сокращение числа учебных заведений, учебно-материальная база которых требует капитального ремонта или которые находятся в аварийном состоянии;
рост инвестиций, направляемых на модернизацию основных фондов и прирост нефинансовых активов в области образования (рост доли негосударственных фондов в финансировании образования, увеличение расходов на образование за счет средств всех источников (в процентах от внутреннего валового продукта), рост удельного веса финансирования образования за счет средств негосударственных источников в общем объеме финансирования, рост числа крупных инвестиционных проектов, удельный вес расходов по которым за счет средств негосударственных источников выше 10 процентов);
обновление учебно-материальной базы учреждений образования (увеличение удельного веса учебных расходов в общем объеме финансирования образования, увеличение числа образовательных учреждений, имеющих учебно-лабораторную, компьютерную и технологическую базу в соответствии с современными требованиями и нормами);
снижение диспропорций в финансировании образования (расходы на финансирование образования в регионах в процентах от внутреннего валового продукта, расходы на одного учащегося (студента) по уровням образования и по субъектам Российской Федерации, отношение среднего размера подушевого финансирования учащихся в 20 процентах субъектов Российской Федерации с низшими объемами финансирования к среднему объему подушевого финансирования в Российской Федерации в процентах);
повышение уровня оплаты педагогического труда (рост средней заработной платы по отрасли);
расширение системы программно-целевого финансирования образования (рост числа регионов, финансирующих образование на основе среднесрочных и долгосрочных целевых программ, рост удельного веса федеральных образовательных учреждений, финансируемых на основе среднесрочных и долгосрочных целевых программ);
7) расширение социального партнерства и использование следующих принципов в управлении образованием:
обеспечение открытости исчерпывающей финансовой отчетности и информации о деятельности всех образовательных учреждений (организаций);
развитие общественно-гражданских форм управления в системе общего образования (увеличение удельного веса образовательных учреждений, имеющих попечительские и управляющие общественные советы);
развитие общественно-гражданских форм управления в системе профессионального образования (увеличение доли учреждений профессионального образования, имеющих институты общественно-гражданского участия в управлении образованием);
рост участия молодежи в управлении образованием (удельный вес некоммерческих молодежных организаций и детских объединений, участвующих в управлении образованием);
развитие общественно-гражданских форм управления в системах регионального образования (увеличение удельного веса субъектов Российской Федерации, имеющих общественно-гражданские институты, участвующие в управлении образованием);
развитие системы общественной экспертизы, государственно-общественных консультаций, общественного мониторинга состояния и развития образования (доля органов власти субъектов Российской Федерации, использующих процедуры общественно-гражданской экспертизы образовательных программ и проектов, систем консультаций в образовании, доля субъектов Российской Федерации, осуществляющих мониторинг развития образования и предоставляющих данные в открытый доступ, доля федеральных учреждений образования, регулярно предоставляющих отчеты в открытый доступ).
Отсроченные социально-экономические эффекты от реализации программных мероприятий
На федеральном уровне предполагается обеспечить:
повышение конкурентоспособности и эффективности экономики России, обусловленное более полным удовлетворением потребностей интенсивно развивающейся экономики, повышением эффективности использования трудовых ресурсов;
повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере образования за счет создания системы обеспечения качества образовательных услуг, широкого включения в нее общественно-государственных структур и профессиональных объединений;
ускорение оборачиваемости средств федерального бюджета, обеспечение целевого использования бюджетных средств;
повышение уровня образовательной информации, ее качества, прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон;
введение новых форм управления в системе образования;
модернизацию технологической и социальной инфраструктуры системы образования;
реструктуризацию системы подготовки специалистов всех уровней;
увеличение объемов и структуры экспорта образовательных услуг российской системы образования;
повышение удельного веса российского образования на мировом рынке образовательных услуг;
снижение ресурсоемкости конечного результата деятельности в сфере образования.
На уровне образовательных учреждений (организаций) предполагается обеспечить:
увеличение количества инновационно-активных научно-образовательных комплексов и сетевых образовательных структур;
рост негосударственного финансирования образовательных программ;
улучшение финансового состояния и повышение эффективности деятельности организаций сферы образования, сохранение и поступательное развитие их инновационного потенциала;
увеличение доли нематериальных активов, находящихся в хозяйственном обороте, укрепление связей и расширение взаимовыгодного сотрудничества в сферах образования, науки и производства.
В сфере социальной привлекательности образования предполагается обеспечить:
расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи;
повышение спроса на квалифицированные кадры, оптимизация их возрастной структуры;
повышение уровня доходов работников сферы образования;
предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие государства и отрасли;
сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных научно-технических кадров.
В бюджетной сфере предполагается обеспечить:
концентрацию средств федерального бюджета на развитии системообразующих "точек роста" в образовании;
повышение прозрачности и результативности бюджетных расходов в сфере образования;
содействие развитию различных организационно-правовых форм образовательных организаций;
повышение уровня внебюджетного софинансирования образования, обеспечение дополнительных налоговых поступлений.
X. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку и реализацию Программы
Ответственными за разработку Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по образованию. Ответственными за реализацию Программы являются Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по науке и инновациям.
XI. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы
Министерство образования и науки Российской Федерации является государственным заказчиком-координатором Программы. Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по науке и инновациям являются государственными заказчиками Программы. Разработчиком Программы выступает Федеральное агентство по образованию.
XII. Предложения по направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы
Потребность в ресурсном обеспечении Программы рассчитана исходя из оценки программных мероприятий по направлениям финансирования и задачам по годам.
Объемы финансирования Программы по направлениям мероприятий (без учета государственных капитальных вложений) приведены в приложении N 2.
За счет средств государственных капитальных вложений в рамках Программы финансируются федеральные образовательные учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования, не обеспеченные в соответствии с нормативами необходимыми учебно-лабораторными и вспомогательными площадями, а также объекты социальной направленности (учебно-спортивные корпуса, спортивные площадки, университетские стадионы, студенческие базы отдыха, профилактории и др.).
Целью реконструкции и строительства объектов образовательных учреждений является обеспечение доступности получения образования, улучшение качества образования, сохранение и улучшение здоровья обучающихся.
Объемы финансирования Программы по основным направлениям приведены в приложении N 3.
На начальном этапе реализации Программы в основном предусмотрены работы, связанные с разработкой моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробацией, а также началом масштабных преобразований и экспериментов. На последующих этапах планируются мероприятия, которые предполагают значительные вложения в закупку оборудования и модернизацию материально-технической базы учреждений образования. В последние годы реализации Программы предусмотрены мероприятия, направленные в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.
Предложения по направлениям финансирования Программы на 2006 - 2010 годы за счет средств федерального бюджета и других источников носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, федеральной адресной инвестиционной программы на соответствующий год с учетом ежегодного уточнения перечня и объемов программных мероприятий, сроков и этапов их реализации в соответствии с достигнутыми результатами.
XIII. Предложения по механизмам разработки мероприятий Программы
Анализ результатов выполнения в 2000 - 2005 годах федеральных программ в области образования и одобренных Правительством Российской Федерации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации показал необходимость применения принципиально новых подходов к разработке и реализации Программы, включая:
1) направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых на основе социально-экономических показателей (управление по результатам);
2) общефедеральное значение решаемых проблем, направленность на системные изменения в сфере образования;
3) направленность на поддержку программ и проектов развития, внедрение механизмов самофинансирования, саморегулирования, самоорганизации;
4) комплексный характер разработки мероприятий Программы, включающий:
проектно-аналитическое обоснование;
научно-методическое сопровождение;
апробацию;
распространение результатов мероприятий и проектов;
нормативно-правовое обеспечение;
формирование кадрового потенциала;
использование информационно-коммуникационных технологий;
материально-техническое обеспечение;
5) активное привлечение институтов гражданского общества к разработке и реализации мероприятий Программы;
6) приоритетность современных образовательных и информационных технологий;
7) соответствие образовательных проектов мировым тенденциям развития образования.
В целях разработки мероприятий Программы государственные заказчики осуществляют:
привлечение к разработке целевых показателей представителей общественных объединений, научной и педагогической общественности;
анализ источников финансирования программных мероприятий и возможности привлечения к их реализации максимально широкого круга исполнителей;
мониторинг эффективности реализации программных мероприятий на основе утвержденного перечня целевых показателей;
внесение на основании данных мониторинга эффективности изменений в перечень и содержание программных мероприятий, а также в их ресурсное обеспечение;
ежегодное уточнение целевых показателей и затрат на программные мероприятия с учетом выделяемых на реализацию Программы средств.
Государственные заказчики Программы разрабатывают предложения по мероприятиям Программы и вносят их на рассмотрение государственному заказчику-координатору Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы в установленном порядке согласовывает и утверждает мероприятия Программы и объем их финансирования.
XIV. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Государственным заказчиком-координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации.
Государственный заказчик-координатор:
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
разрабатывает перечень целевых показателей для контроля за ходом реализации Программы;
несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом программных мероприятий;
осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников;
утверждает положение об управлении Программой.
В целях привлечения общественности к управлению Программой государственным заказчиком-координатором Программы создается научно-координационный совет Программы. В его состав входят ученые и специалисты в соответствующих областях, представители предпринимательского сообщества, общественных, в том числе молодежных, объединений, а также представители государственного заказчика-координатора, государственных заказчиков Программы и других органов исполнительной власти.
Регламент работы научно-координационного совета и его состав утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации. Председателем научно-координационного совета является Министр образования и науки Российской Федерации.
Основными задачами научно-координационного совета являются:
рассмотрение тематики программных мероприятий;
рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и предоставление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов реализации Программы;
выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению.
Для текущего управления Программой может быть создана дирекция в виде государственного учреждения или в иной организационно-правовой форме.
Государственными заказчиками Программы являются Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по науке и инновациям.
Федеральное агентство по образованию:
подготавливает предложения по формированию перечня программных мероприятий;
проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
организует независимую оценку показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым показателям;
ведет ежеквартальную отчетность по реализации Программы;
осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;
подписывает в отношении мероприятий, предусматривающих финансирование за счет средств внебюджетных источников, соглашения (договоры) о намерениях, заключенные государственным заказчиком и организациями;
организует размещение в электронном виде на сайте Федерального агентства по образованию информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных средств, проведении конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
с учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы и состав исполнителей.
Федеральное агентство по науке и инновациям:
подготавливает предложения по реализации проектов, предусматривающих проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организует проведение независимой экспертизы их результатов и подготавливает отчет о результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных в рамках Программы;
подготавливает предложения и участвует в уточнении целевых показателей реализации программных мероприятий;
подготавливает предложения по совершенствованию механизмов реализации Программы.
Мероприятия по сопровождению Программы осуществляются за счет средств, выделяемых на реализацию Программы, и включают в себя методическое и организационно-техническое сопровождение, экспертное сопровождение реализации Программы (экспертиза проектов, а также результатов выполнения проектов), контроль за ходом выполнения Программы.
Отбор поставщиков товаров (работ, услуг) в рамках Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Отбор получателей товаров (работ, услуг) осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на основании творческих конкурсов, которые организуются с целью отбора наиболее перспективных образовательных учреждений и организаций, готовых осуществлять собственные проекты в области реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации.
Приложение N 1
к Концепции Федеральной
целевой программы развития
образования на 2006 - 2010 годы
Распределение
прогнозируемых объемов финансирования мероприятий Программы
(млн. рублей)
Источник финансирования |
Объем финансирования |
|||||
2006 - 2010 годы - всего |
в том числе |
|||||
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||
Всего |
61952,35 |
9485,19 |
10360,97 |
12740,85 |
13622,23 |
15743,11 |
Федеральный бюджет |
45335,02 |
6335 |
7518,44 |
9300,87 |
10196,93 |
11983,78 |
Другие источники - всего |
16617,33 |
3150,19 |
2842,53 |
3439,98 |
3425,3 |
3759,33 |
в том числе: бюджеты субъектов Российской Федерации |
12501,74 |
2673,93 |
2133,82 |
2486,79 |
2470,78 |
2736,42 |
внебюджетные источники |
4115,59 |
476,26 |
708,71 |
953,19 |
954,52 |
1022,91 |
Приложение N 2
к Концепции Федеральной целевой
программы развития образования
на 2006 - 2010 годы
Объемы
финансирования Программы по направлениям мероприятий (без учета государственных капитальных вложений)
(млн. рублей)
Направления мероприятий |
Источник финансирования |
2006 - 2010 годы - всего |
В том числе |
||||
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|||
Совершенствование содержания и технологий образования |
федеральный бюджет |
11466,05 |
1134,06 |
1871,48 |
2186,34 |
2442,2 |
3831,97 |
прочие источники |
5389,54 |
660,86 |
858,14 |
1126,66 |
1251,91 |
1491,97 |
|
Развитие системы обеспечения качества образования |
федеральный бюджет |
4799,66 |
837,7 |
966,84 |
376,43 |
1223,95 |
1394,74 |
прочие источники |
468,95 |
280,37 |
290,04 |
112,92 |
367,19 |
418,43 |
|
Повышение эффективности управления в системе образования |
федеральный бюджет |
14394,58 |
1206,75 |
2215,73 |
4203,21 |
3450,01 |
3318,88 |
прочие источники |
4241,46 |
285,1 |
664,7 |
1260,99 |
1035,02 |
995,65 |
|
Совершенствование экономических механизмов в сфере образования |
федеральный бюджет |
2839,73 |
621,49 |
544,02 |
507,5 |
647,92 |
518,8 |
прочие источники |
825,82 |
160,32 |
163,19 |
152,3 |
194,35 |
155,66 |
|
Всего |
федеральный бюджет |
33500,02 |
3800 |
5598,07 |
7273,48 |
7764,08 |
9064,39 |
прочие источники |
11925,77 |
1386,65 |
1976,07 |
2652,87 |
2848,47 |
3061,71 |
Приложение N 3
к Концепции Федеральной целевой
программы развития образования
на 2006 - 2010 годы
Объемы
финансирования Программы по основным направлениям
(млн. рублей)
Источник финансирования |
Направление финансирования |
Итого |
||
государственные капитальные вложения |
НИОКР |
прочие нужды |
||
2006 год | ||||
Федеральный бюджет |
2535 |
200 |
3600 |
6335 |
Бюджеты субъектов Российской Федерации |
1763,54 |
29,09 |
881,3 |
2673,93 |
Внебюджетные источники |
- |
24,05 |
452,21 |
476,26 |
Всего |
4298,54 |
253,14 |
4933,51 |
9485,19 |
2007 год | ||||
Федеральный бюджет |
1920,37 |
886,36 |
4711,71 |
7518,44 |
Бюджеты субъектов Российской Федерации |
866,46 |
45,04 |
1222,32 |
2133,82 |
Внебюджетные источники |
- |
24,82 |
683,89 |
708,71 |
Всего |
2786,83 |
956,22 |
6617,92 |
10360,97 |
2008 год | ||||
Федеральный бюджет |
2027,39 |
542,18 |
6731,3 |
9300,87 |
Бюджеты субъектов Российской Федерации |
787,11 |
23,76 |
1675,92 |
2486,79 |
Внебюджетные источники |
- |
27,64 |
925,55 |
953,19 |
Всего |
2814,49 |
593,58 |
9332,77 |
12740,84 |
2009 год | ||||
Федеральный бюджет |
2432,85 |
388,35 |
7375,73 |
10196,93 |
Бюджеты субъектов Российской Федерации |
576,83 |
31,94 |
1862,01 |
2470,78 |
Внебюджетные источники |
- |
31,72 |
922,8 |
954,52 |
Всего |
3009,68 |
452,01 |
10160,54 |
13622,23 |
2010 год | ||||
Федеральный бюджет |
2919,39 |
330,73 |
8733,66 |
11983,78 |
Бюджеты субъектов Российской Федерации |
697,61 |
31,66 |
2007,15 |
2736,42 |
Внебюджетные источники |
- |
22,95 |
999,95 |
1022,9 |
Всего |
3617,01 |
385,34 |
11740,76 |
15743,11 |
Итого 2006 - 2010 годы | ||||
Федеральный бюджет |
11835 |
2347,62 |
31152,4 |
45335,02 |
Бюджеты субъектов Российской Федерации |
4691,55 |
161,49 |
7648,7 |
12501,74 |
Внебюджетные источники |
- |
131,18 |
3984,4 |
4115,58 |
Всего |
16526,55 |
2640,29 |
42785,5 |
61952,34 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждается Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы.
Государственным заказчиком-координатором Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы определено Минобрнауки России, государственными заказчиками - Рособразование и Роснаука.
Выделяются 3 этапа реализации Программы:
I этап (2006 - 2007 годы). На этом этапе предусматривается проведение работ, связанных с разработкой моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробацией, а также началом масштабных преобразований и экспериментов;
II этап (2008 - 2009 годы). На этом этапе приоритет отдается осуществлению мероприятий, которые предполагают закупку оборудования, инвестиции (модернизацию материальной инфраструктуры образования, другие высокозатратные работы), а также методическое, кадровое, информационное обеспечение мероприятий Программы, направленных на решение задач развития системы образования;
III этап (2010 год). На этом этапе предусматривается реализация мероприятий, направленных в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.
Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. N 1340-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 сентября 2005 г. N 37 ст. 3752