Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Обоснование целесообразности и необходимости
разработки программы
1. Правовое обоснование разработки муниципальной целевой программы
Муниципальная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Сладковском районе на 2012 - 2014 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства";
Законом Тюменской области от 05.05.2008 N 18 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Тюменской области";
постановлением Правительства Тюменской области от 30.03.2009 N 97-п "Об утверждении порядка предоставления и расходования субсидий местным бюджетам на развитие малого и среднего предпринимательства из регионального фонда софинансирования расходов";
постановлением администрации Сладковского муниципального района от 26.10.2009 N 905 "Об утверждении Положения о порядке разработки и выполнения долгосрочных муниципальных целевых программ".
Программа учитывает специфику социально-экономического развития района и приоритетные сферы развития малого и среднего предпринимательства Сладковского района.
Муниципальная целевая программа представляет собой стратегический документ, в котором определяется перечень мероприятий, направленных на достижение целей муниципальной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего бизнеса и результативности деятельности органов местного самоуправления.
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
2.1. Основная проблема, на решение которой направлена Программа:
недостаточный уровень развития предпринимательской деятельности на территории Сладковского района.
2.2. Причинами возникновения проблемы являются:
а) недостаток идей нового бизнеса, информации о перспективных рыночных нишах у субъектов малого и среднего предпринимательства.
По данным Федеральной налоговой службы, на территории Российской Федерации из общего числа зарегистрированных налогоплательщиков только около 70% представляют балансовые отчеты, остальные либо не предоставляют никакой отчетности, либо сдают "нулевые" балансы. Данные свидетельствуют о том, что остальные 30% налогоплательщиков фактически не осуществляют деятельность.
В связи с отсутствием у предпринимателей достаточной информации о емкости рынков они начинают вести свою деятельность в уже заполненных нишах, что является одной из причин закрытия предприятий. Наиболее часто новые предприятия возникают в сфере розничной торговли, а также в производстве потребительских товаров, наиболее массовых и устойчивых к изменению спроса видах деятельности.
б) недостаток квалифицированных специалистов и управленческого опыта у предпринимателей.
Отсутствие навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических, экономических знаний являются препятствием для более эффективного развития бизнеса. Недостаточный уровень самоорганизации малого бизнеса, слабая общественная активность предпринимателей, их разобщенность - существенные проблемы, негативно сказывающиеся на развитии малого предпринимательства в Сладковском районе.
в) дефицит у субъектов малого и среднего предпринимательства материальных и финансовых ресурсов для организации и развития предпринимательской деятельности, в том числе дефицит производственных площадей.
Как правило, начинающие предприниматели не всегда располагают достаточными финансовыми средствами для развития бизнеса, поэтому потребность в денежных средствах является существенной. Существует два способа решения данной проблемы: использовать личные накопления, либо привлекать заемные средства. Главными причинами того, что не удавалось получить кредит, почти половина предпринимателей указали высокие процентные ставки, а свыше одной четверти предпринимателей - отсутствие возможности предоставить залог в требуемых банкам объемах.
Большое значение для предпринимателей имеет модернизация и технологическое обновление существующего производства, которые необходимо проводить для поддержания своей конкурентоспособности на соответствующем уровне. Однако, деятельность субъектов предпринимательства характеризуется низкими темпами обновления основных фондов, что обусловлено двумя факторами: высоким сроком окупаемости инвестиционных вложений в производство (средний срок окупаемости составляет около 5 лет) и высоким процентом закрываемости субъектов малого предпринимательства в первые три года осуществления своей деятельности. В связи с этим, товары местных производителей, не проводивших модернизацию производства, уступают рыночную нишу более технологичным товарам из других регионов и стран.
Одним из видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является предоставление в аренду муниципальных нежилых помещений в целях осуществления предпринимательской деятельности.
г) ограниченные возможности субъектов малого и среднего предпринимательства по продвижению своих товаров (работ, услуг).
Поддержка в продвижении продукции и услуг необходима предприятиям малого и среднего предпринимательства так же, как финансовая и имущественная поддержка. Среди распространенных способов поддержки можно назвать такие, как: проведение конкурсов, выставок, а также оказание финансовой поддержки предприятиям для возможности участия в вышеназванных мероприятиях.
Одной из главных задач деятельности органов местного самоуправления является повышение уровня благосостояния населения, развитие и рост среднего класса среди селян.
Малое и среднее предпринимательство играет существенную роль в обеспечении стабильности социально-экономического развития района, повышении гибкости его экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям.
Наличие в экономике района развитого сектора малого и среднего предпринимательства существенно дополняет перечень производимых товаров, работ и услуг, обеспечивает занятость населения, в значительной степени способствует формированию конкурентной среды и установлению рыночного равновесия.
Анализ ситуации в развитии малого и среднего предпринимательства показывает, что это одна из наиболее динамично развивающихся сфер в районе. Развитие малого и среднего предпринимательства в Сладковском районе характеризуется следующими показателями: число субъектов малого и среднего предпринимательства на 01.10.2011 составило 350 ед., в том числе малых предприятий - 76 ед., индивидуальных предпринимателей - 274 ед.
Число субъектов малого и среднего предпринимательства снижается, в основном, в сфере розничной торговли, обрабатывающих производств, сельском хозяйстве.
В 2011 г., численность занятых в малом бизнесе составило 1455 человек или 22 процента экономически активного населения. За 9 месяцев 2011 года объем производства, реализации товаров, работ и услуг субъектами палого предпринимательства составил 550 млн. рублей, что выше уровня соответствующего периода 2010 года на 5 процентов. Рост объемов производства и реализации продукции зарегистрирован в сельхозпредприятиях на 20 процентов (58 млн. руб.), в хлебопечении в 2,9 раза (16,4 млн. руб.), уровень оборота розничной торговли и платных услуг населению увеличился на 3,7 процента (в соответствующих ценах).
В структуре оборота малого предпринимательства на долю торговли приходится 68%, сельского хозяйства 11%, обрабатывающего производства 9%, строительства 6%.
Существенное влияние на объемы выпуска промышленной продукции оказывают субъекты малого и среднего предпринимательства. Основные виды выпускаемой продукции малыми и средними предприятиями района: хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, сыры рассольные, масло животное, товарная пищевая рыбная продукция, теплоэнергия, пиломатериал, дверные и оконные блоки, асфальтобетон, блоки стеновые, тротуарная плитка и тротуарные бордюры.
В пищевой промышленности района 93 процента продукции производится субъектами малого предпринимательства. Одной из ведущих отраслей пищевой промышленности является хлебопечение, его доля в структуре оборота составляет 36 процентов. В районе работают 4 хлебопекарни, принадлежащие субъектам малого предпринимательства, которые в состоянии удовлетворить потребность населения района в хлебе.
На потребительском рынке товаров и бытовых услуг в районе доминирует малое предпринимательство: на его долю приходится 95 процентов от всего оборота розничной торговли и объема бытовых услуг населению.
Спросом у населения района пользуются следующие услуги, предоставляемые субъектами малого и среднего предпринимательства: транспортные, ремонтные, сельскохозяйственные и другие.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит повысить эффективность муниципального управления в решении вопросов социально-экономического развития Сладковского района, предпринимательскую активность, а также увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства.
Субъекты малого предпринимательства функционируют практически во всех отраслях экономики, повсеместно осваивая рыночные сегменты.
Основные принципы муниципальной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Сладковском районе:
- ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- участие представителей малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации муниципальной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных актов, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления.
Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Сладковском районе:
Необходимо отметить ряд проблем, в наибольшей мере сдерживающих устойчивое развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, создание новых малых и средних предприятий.
Финансовые:
- труднодоступность кредитных ресурсов (высокая процентная ставка, отсутствие залогового обеспечения);
- дефицит материальных и финансовых ресурсов, необходимых для организации и развития предпринимательской деятельности по приоритетным для района направлениям деятельности.
Организационные:
недостаток квалифицированных специалистов и управленческого опыта у предпринимателей;
- изношенность и отсутствие оборудования;
- недостаточный уровень информированности предпринимателей о мерах государственной и муниципальной поддержки.
Внешняя среда и конъюнктура рынка:
- высокий уровень конкуренции на рынках по позициям товаров и услуг, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства;
- дефицит производственных площадей
Перспективы развития малого и среднего предпринимательства напрямую зависят от решения перечисленных проблем, так как они являются ключевыми факторами формирования условий, в которых сфера малого и среднего предпринимательства может успешно развиваться.
Для ускорения темпов экономического роста малого и среднего предпринимательства, как фактора борьбы с бедностью и развития инноваций, нужно стимулировать создание новых малых и средних предприятий, повышать их конкурентоспособность, увеличивать занятость населения в данном секторе экономки.
Инфраструктура государственной поддержки малого предпринимательства
Уполномоченным органом исполнительной власти, ответственным за проведение единой политики, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства в Сладковском районе, является администрация Сладковского муниципального района.
В районе с 2002 года действует Территориальное представительство Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.