Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской
областной Думы
от 22 марта 2012 г. N 172
Информация
по теме выездного заседания комитета Тюменской областной Думы
по социальной политике: "Повышение качества образования
как одно из направлений модернизации региональной
системы образования"
(представлена в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области
С.М. Сарычевым 27.01.2012)
Региональная система оценки качества образования
Региональная система оценки качества образования развивается в Тюменской области с 2007 года и включает в себя:
региональную диагностику готовности выпускников дошкольных учреждений к обучению в школе;
ежегодное проведение региональных контрольных работ на ступенях начального образования (4-й класс), основного общего образования (8-й и 9-й классы), среднего (полного) общего образования (10-й и 11-й классы).
Поэтапное проведение данной работы позволило апробировать организационно-технологическую схему тестирования, провести соответствующую переподготовку кадров районных методических служб и педагогов школ, разработать принципы определения среднестатистических областных показателей качества образования, применяемых при аттестации педагогических кадров и аккредитации общеобразовательных учреждений.
Формой контроля за качеством обучения учащихся 4-х, 8-х и 10-х классов является проведение региональных контрольных работ по предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Контроль за качеством знаний учащихся 9-х и 11-х классов проводится в виде репетиционных (пробных) экзаменов по русскому языку и математике, задания которых максимально приближены к формату единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме.
Внедрение региональной оценки качества образования позволило выстроить непрерывную систему отслеживания результативности обучения, своевременно выявлять пробелы в знаниях учащихся, принимать эффективные управленческие решения, направленные на повышение качества образовательных услуг и обеспечение готовности школьников к участию в государственной (итоговой) аттестации.
Анализ результатов проведенной работы показал необходимость совершенствования форм промежуточной аттестации по учебным предметам на ступени основной школы. Кроме того, проведение региональных контрольных работ в ежегодном режиме позволило сформировать банк данных с информацией об учебных достижениях учащихся на каждой ступени обучения, а также банк данных с контрольно-измерительными материалами для оценки результатов освоения учебного материала.
На основе анализа результатов проведения единых контрольных работ для учителей издаются методические рекомендации по преподаванию учебных курсов с учетом выявленных типичных затруднений учащихся в освоении основных образовательных программ.
Проведение региональной оценки качества образования учащихся является одним из направлений работы по подготовке к государственной итоговой аттестации и позволяет решать ряд задач, способствующих повышению качества образования:
выявление динамики индивидуальных достижений учащихся на всех ступенях общего образования и проведение своевременной корректировки выявленных пробелов знаний;
формирование "портфолио" учащихся;
внедрение и развитие вариативных форм промежуточной аттестации обучающихся по общеобразовательным предметам;
анализ позитивных и негативных тенденций в организации образовательного процесса в школах и прогнозирование его результатов;
стабильный рост результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х, 11-х классов.
Так, на протяжении трех последних лет по итогам региональной оценки качества образования наблюдается повышение качества выполнения заданий (доля обучающихся, получивших положительные отметки, от общей численности обучающихся):
4-й класс - гуманитарный цикл - с 45 до 74%, естественнонаучный цикл - с 54 до 72%;
8-й класс - гуманитарный цикл - с 47 до 69%, естественнонаучный цикл - с 42 до 61%;
9-й класс - русский язык - с 60 до 78%, математика - с 55 до 73%;
10-й класс - гуманитарный цикл - с 55 до 74%, естественнонаучный цикл - с 53 до 72%;
11-й класс - русский язык - с 69 до 88%, математика - с 65 до 84%.
Кроме того, анализ выполненных работ позволил внести коррективы в содержание курсовой подготовки учителей-предметников с учетом выявленных у учащихся затруднений в освоении отдельных тем и типичных ошибок.
Переход на новые образовательные стандарты. Контроль за качеством
и результатами предоставляемых образовательных услуг
С 1 сентября 2011 года в первых классах общеобразовательных школ Тюменской области (16650 первоклассников) началось обучение в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами. До этого времени апробация новых стандартов начального общего образования проходила в 32 школах муниципальных районов и городских округов Тюменской области, что позволило выработать оптимальный механизм перехода на новые стандарты в штатном режиме.
Прежде всего с целью перехода на новые образовательные стандарты была организована широкая работа по материально-техническому, организационно-методическому обеспечению школ и повышению квалификации работников администраций школ и учителей начальных классов. В рамках повышения квалификации по данному направлению было обучено: учителей, работающих в первых классах, - 100%, директоров или заместителей директоров школ - 100%, муниципальных специалистов-тьюторов - 30%.
Кроме того, все образовательные учреждения разработали, провели экспертизу и утвердили после согласования с управляющими советами школ основную образовательную программу начального, общего образования, в рамках которой школа реализует учебный план и план внеурочной деятельности по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно-полезная деятельность и проектная деятельность.
Среднее количество часов внеаудиторной занятости на одного обучающегося за счет бюджетного финансирования в 2011/2012 учебном году составляет около 8 часов в неделю. Выбор направлений внеурочной занятости ориентирован на интересы и возможности обучающихся и их родителей.
Для организации внеурочной деятельности учащихся используется потенциал учителей начальных классов школы, учителей-предметников основного и старшего звена, а также кадровый ресурс учреждений дополнительного образования.
Особое внимание в 2011 году было уделено вопросам информирования родительской общественности о новых требованиях к содержанию и результатам образования, в связи с чем были проведены собрания для родителей первоклассников, "круглые столы", выступления специалистов муниципальных органов управления образованием в средствах массовой информации, задействованы интернет-ресурсы, в том числе возможности школьных сайтов.
Кроме того, на базе школ, муниципальных органов управления образованием, Тюменского областного государственного института развития регионального образования работают консультационные пункты.
По вопросам внеучебных достижений обучающихся и эффективности работы школ по введению федерального государственного стандарта ведется мониторинг. По итогам данного мониторинга Тюменским областным государственным институтом развития регионального образования разработаны методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в условиях массового введения федерального государственного образовательного стандарта для образовательных учреждений с учетом имеющейся социальной инфраструктуры муниципального образования.
В качестве "пилотных площадок" по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с 5-го класса) с 1 сентября 2011 года начали работу 44 образовательных учреждения, в которых обучается около 1,5 тыс. пятиклассников. Данные школы представили проекты основных образовательных программ, которые содержат разделы в соответствии с выбранными направлениями. С целью организованного введения федеральных образовательных стандартов и проведения мониторинга данного процесса создан областной координационный совет, на заседаниях которого рассматриваются проблемные вопросы, заслушиваются отчеты школ.
В феврале 2012 года запланировано проведение областного форума "Большая перемена" для педагогов, родительской общественности, представителей средств массовой информации по вопросам введения федеральных государственных образовательных стандартов. В рамках форума будут проведены открытые уроки, мастер-классы, заседания дискуссионных секций и организован обмен опытом.
Оценка качества образования как инструмент развития школы
В Тюменской области реализуется комплекс мероприятий, который позволил сформировать механизм оценки качества образования, включающий в себя:
развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечивающей единые подходы к оцениванию результатов образования учащихся;
комплексная оценка знаний, умений, навыков и личностного развития учащихся, предусмотренная в рамках внедрения новых образовательных стандартов;
развитие органов государственно-общественного управления образованием, непосредственно участвующих в формировании социального заказа школам и оценке результативности их работы.
Это позволяет использовать оценку качества образования как всесторонний показатель состояния дел в школе и инструмент ее развития.
В целом сложившаяся система оценки результатов обучения предусматривает:
оценку и динамику роста индивидуальных образовательных достижений учащихся для подтверждения получения определенного уровня образования, коррекции, перехода на следующую ступень обучения, выбора уровня изучения отдельных учебных предметов;
оценку уровня образовательных достижений класса, школы в целом, в том числе оценку деятельности учителей, усовершенствования процесса обучения и воспитания;
оценку уровня развития и эффективности использования материально-технической базы, включая формирование информационного пространства;
оценку уровня безопасности пребывания и психологического комфорта, созданного в образовательной среде.
Благодаря использованию системы региональной оценки качества образования и введению современных критериев, процедур и технологий оценки в рамках новых образовательных стандартов появилась возможность получать объективную информацию о результатах обучения, осуществлять организацию педагогического мониторинга и использовать анализ его результатов как неотъемлемый инструмент управления качеством образования на уровне каждого образовательного учреждения. На основе данных мониторинга администрация школы совместно с родительской общественностью может принимать конкретные и своевременные управленческие решения.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 22 марта 2012 г. N 172 "О повышении качества образования как одном из направлений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.