Закон Тюменской области "О транспортном налоге" (далее - Закон) принят Тюменской областной Думой 13 ноября 2002 года, вступил в силу с 1 января 2003 года.
Часть элементов налогообложения (объект, база, период, пределы изменения налоговой ставки) по транспортному налогу установлена федеральным законодательством (глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации), а в отношении другой части элементов налогообложения законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, принимая региональные законы о транспортном налоге, могут устанавливать иные ставки транспортного налога в пределах ставок, предусмотренных главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога. Также в законе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать налоговые льготы или не устанавливать их. При установлении налоговых льгот должна быть четко определена категория тех налогоплательщиков, которые могут ими воспользоваться, основания для их использования. При этом недопустимо установление индивидуальных налоговых льгот.
Статьей 1 Закона установлены ставки налога, предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования.
До 1 января 2010 года субъект Российской Федерации был не вправе соответствующим законом увеличить (уменьшить) указанные в Налоговом кодексе Российской Федерации ставки транспортного налога более чем в пять раз, а также установить дифференцированные налоговые ставки по транспортному налогу с учетом экологического класса транспортных средств.
С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 28 ноября 2009 года N 282-ФЗ "О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Указанный Закон наделяет субъекты Российской Федерации правом изменять или уменьшать ставки налога в десять раз, причем данные ставки могут быть установлены в зависимости от года выпуска транспортного средства и от его экологического класса.
В статью 1 Закона 26 июня 2008 года были внесены изменения, предусматривающие индексацию ставок транспортного налога в пределах, определенных главой 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Ставки транспортного налога по всем категориям транспортных средств увеличены в 2 раза либо до пределов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Внесение указанных изменений обусловлено несколькими факторами.
За период с 2003 по 2007 год при росте потребительских цен в 1,7 раза номинальная среднемесячная заработная плата работников (без учета темпов роста инфляции) возросла в 2,5 раза, реальная заработная плата выросла в 1,7 раза. Номинальный размер назначенных пенсий за этот период вырос в 2,1 раза, реальные пенсии увеличились в 1,5 раза.
Одновременно наблюдался значительный рост парка автотранспортных средств. Так, например, за период с 2003 по 2007 год количество легковых автомобилей увеличилось в 2,7 раза, в том числе: у физических лиц - в 2,9 раза, у юридических лиц - в 1,8 раза.
Количество легковых автомобилей иностранного производства увеличилось в 5 раз, в том числе: у физических лиц - в 5,3 раза, у юридических лиц - в 2,8 раза.
По информации Управления Гостехнадзора Тюменской области количество таких дорогостоящих транспортных средств, как снегоходы и мотосани, увеличилось в среднем в 4 раза.
При этом с 1 января 2003 года размеры ставок транспортного налога, установленные Законом Тюменской области "О транспортном налоге", не изменялись.
Анализ размера ставок транспортного налога в других субъектах Российской Федерации показал, что в Курганской и Свердловской областях размер ставок транспортного налога до 2008 года в среднем превышал ставки налога, установленные в Тюменской области, в 1,6 и 2,2 раза соответственно (в Курганской области ставки изменялись в сторону увеличения 1 раз, в Свердловской области - 4 раза). При этом уровень жизни населения в Курганской и Свердловской областях, по данным Федеральной службы государственной статистики, ниже, чем в Тюменской области.
До 1 января 2009 года пенсионеры уплачивали 25% суммы транспортного налога в отношении большинства категорий транспортных средств. Внесенные в часть 4 статьи 1 Закона изменения направлены на то, чтобы налоговая нагрузка на пенсионеров, владеющих соответствующими транспортными средствами, не увеличилась.
Данные поправки утверждены Законом Тюменской области "О внесении изменений в статью 1 Закона Тюменской области "О транспортном налоге" от 8 июля 2008 года N 48 и вступили в силу с 1 января 2009 года.
Тюменской областной Думой 28 октября 2010 года был принят Закон Тюменской области "О внесении изменений в статью 1 Закона Тюменской области "О транспортном налоге", предусматривающий внесение изменений, в соответствии с которыми освобождаются от уплаты транспортного налога физические лица - владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с, мотоциклов и мотороллеров отечественного производства и производства стран СНГ.
Указанные изменения внесены в рамках реализации полномочий субъектов Российской Федерации по установлению налоговых льгот по транспортному налогу, предусмотренных статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации.
Также из части 4 статьи 1 Закона исключены положения об установлении сниженной ставки налога для пенсионеров, владеющих легковыми автомобилями с мощностью двигателя до 135 л.с, мотоциклами и мотороллерами с мощностью двигателя до 35 л.с, так как данные категории граждан освобождены от уплаты налога.
Принятие Закона является мерой социальной поддержки жителей Тюменской области.
Указанные поправки вступили в силу со дня официального опубликования - 16 ноября 2010 года - и распространяют свое действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога определяются статьей 2 Закона. По общему правилу уплата налога производится налогоплательщиком по месту нахождения транспортного средства.
Место нахождения транспортного средства для целей налогообложения указано в пункте 5 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации, это место государственной регистрации транспортного средства или место нахождения (жительства) собственника транспортного средства.
Установлены отчетные периоды по транспортному налогу, по итогам которых предусмотрена уплата авансовых платежей. При этом сумма налога, подлежащая взносу в бюджет по итогам налогового периода (года), определяется с учетом уплаченных в течение календарного года авансовых платежей по транспортному налогу.
Для налогоплательщиков, являющихся организациями, в соответствии со статьей 360 Налогового кодекса Российской Федерации установлены отчетные периоды по транспортному налогу - первый, второй и третий кварталы, по итогам которых предусмотрена уплата авансовых платежей. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода (года), определяется с учетом уплаченных в течение календарного года авансовых платежей по транспортному налогу.
В соответствии с Законом налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют и уплачивают суммы авансовых платежей по налогу не позднее 5 мая, не позднее 5 августа, не позднее 5 ноября текущего налогового периода.
По итогам налогового периода сумма налога уплачивается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
До 1 января 2008 года налогоплательщики - физические лица уплачивали налог, причитающийся к уплате за налоговый период, путем внесения авансового платежа в размере 100% суммы налога, причитающейся к уплате в текущем налоговом периоде, не позднее 15 сентября текущего налогового периода. Авансовый платеж засчитывался в счет уплаты налога по итогам налогового периода. С 1 января 2008 года порядок уплаты транспортного налога налогоплательщиками - физическими лицами в виде авансовых платежей изменен - установлен срок уплаты транспортного налога не позднее 15 сентября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" в статью 363 Налогового кодекса Российской Федерации были внесены изменения, конкретизирующие сроки уплаты транспортного налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами. В соответствии с данными изменениями сроки уплаты транспортного налога, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации, для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не могут быть установлены ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С учетом мнения Управления Федеральной налоговой службы России по Тюменской области Законом Тюменской области "О внесении изменения в статью 2 Закона Тюменской области "О транспортном налоге" N 55, принятым Тюменской областной Думой 23 сентября 2010 года и вступившим в силу с 9 октября 2010 года, для налогоплательщиков - физических лиц установлен срок уплаты транспортного налога не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговым периодом по уплате транспортного налога в Тюменской области признается календарный год, или период с 1 января по 31 декабря каждого года.
Председатель комитета Тюменской | Д. Горицкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарии к Закону Тюменской области от 19 ноября 2002 г. N 93 "О транспортном налоге (в ред. законов Тюменской области от 08.07.2008 N 48, от 08.10.2010 N 55, от 15.11.2010 N 68)"
Текст комментариев опубликован в газете "Тюменские известия" от 30 марта 2012 г., N 52(5494)