Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Текущее состояние системы общего образования
Тюменской области
Состояние сети учреждений и контингента обучающихся
Система общего образования Тюменской области представлена учреждениями всех типов и видов различного уровня подведомственности. Из общего количества общеобразовательных учреждений (561 школа) 133 - расположены в городской местности, 428 - в сельской, из них 245 - малокомплектные. При этом в области функционирует 78 сельских базовых школ, в которых сосредоточены материально-технические и кадровые ресурсы.
В области наблюдается положительная демографическая ситуация. В текущем учебном году в школах обучается более 16,5 тыс. первоклассников, что на 8% больше по сравнению с прошлым годом. Общая численность обучающихся составляет около 145 тыс. человек (2010 - 2011 учебный год - 141 тыс. чел.).
При этом численность педагогических работников остается стабильной (более 9 тыс. чел.). Основные показатели в части соотношения численности учащихся и работников соответствуют оптимальным значениям (средняя наполняемость классов соответствуют нормативной, численность учащихся, приходящихся на 1 учителя - 16 чел.: в городской местности - 22 чел., в сельской местности - 12 чел.).
Структура сети образовательных учреждений соответствует запросам населения. Всем негосударственным учреждениям, а также учреждениям федерального подчинения, реализующим программы общего образования, обеспечен равный с муниципальными школами доступ к бюджетному финансированию на основе единых региональных нормативов.
Состояние материально-технической базы
В целях создания безопасной комфортной среды обучения, соответствующей требованиям новых СанПиН, а также создания современных условий для развития и обучения школьников в области с учетом анализа результатов мониторинга планомерно проводится работа по укреплению материально-технического состояния зданий образовательных учреждений и развития их учебной базы.
Ежегодно в области ведется строительство и ввод в эксплуатацию от 2 до 5 новых и реконструкция ранее построенных школ, своевременно осуществляются комплексные капитальные ремонты, работы по благоустройству и обеспечению безопасности в более чем половине учреждений. Это обеспечивает отсутствие на протяжении нескольких последних лет наличия в сети аварийных и ветхих школ. При этом при проведении любых строительных работ с элементами реконструкции учитывается необходимость решения вопросов создания доступной среды для обучения в общеобразовательных учреждениях детей-инвалидов, что способствует активному развитию в области инклюзивного образования. Сегодня такие принципы обучения реализуются в практике более 100 школ.
Немало внимания уделяется и обновлению материально-технических средств обучения в соответствии с требованиями ФГОС. За последние годы в школы области было поставлено современное учебно-наглядное, лабораторное и мультимедийное оборудование. Особенно активно поставка осуществляется в сельские базовые школы, полностью оснащенные на сегодняшний день необходимым учебным и технологическим оборудованием, что способствует созданию условий для качественного обучения школьников независимо от места жительства.
В целом, такой интегрированный показатель, как доля школьников, обучающихся в современных условиях, постоянно увеличивается и составил в 2010 году 88%.
Все школы подключены к Интернету за счет средств областного бюджета. Развивается система электронного взаимодействия с учащимися и родителями. Во всех школах в учебном процессе используются электронные образовательные ресурсы, созданы сайты, обеспечен доступ к учебно-тренировочным и информационным базам. С целью массового информирования населения о деятельности учреждений образования, обеспечения свободного доступа к информационным ресурсам ведется работа по созданию единого информационного пространства. Создаваемый в настоящее время портал "Образование в Тюменской области" будет включать все образовательные учреждения, при этом технические решения и программное обеспечение позволит предоставлять населению услуги сферы образования в электронном виде.
Состояние педагогического корпуса
В целях развития учительского корпуса в области проводится системная работа по совершенствованию подходов к аттестации и повышению квалификации педагогов на основе выбора программ и реализации модульно-накопительной системы, включая возможности дистанционного обучения.
Высокий социальный ресурс системы образования обеспечен и особым статусом педагогических работников области, которым гарантированы:
- возмещение всех расходов на оплату жилья и коммунальных услуг сельским педагогам;
- установление доплат педагогам, имеющим ученые степени, почетные звания и награды;
- выделение земельных участков под индивидуальное строительство, осуществление ремонта и реконструкции жилья;
- предоставление жилья для социального найма.
Кроме того, с целью содействия решения жилищного вопроса с 2011 года реализуется областной закон о предоставлении субсидий и займов на строительство или приобретение жилья за счет средств областного бюджета, в рамках которого педагогическим работникам города Тюмени, Тобольска, нуждающимся в жилье и имеющим стаж работы не менее 10 лет, предоставляется субсидия в размере 400 тыс. руб., размер которой увеличивается на 100 тыс. руб. на каждого ребенка, а при рождении (усыновлении) ребенка выплачивается дополнительная субсидия в размере 200 тыс. рублей.
Помимо этой программы, принимаются дополнительные меры по обеспечению социальных гарантий и привлечению в школы молодых педагогов. Так, с 2011 года постановлением Правительства Тюменской области утвержден порядок возмещения расходов за найм жилья молодым педагогам в возрасте до 35 лет.
Реализация приоритетных направлений и основные тенденции
развития общего образования
В соответствии с программно-целевым механизмом управления основные направления развития общего образования, определенные в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", Плане действий по модернизации, а также ключевые мероприятия приоритетного национального проекта "Образование" и Федеральной целевой программы развития образования находят прямое отражение в формировании и реализации долгосрочной целевой программы "Основные направления развития образования и науки Тюменской области", которая постоянно корректируется с учетом анализа полученных результатов и необходимостью решения текущих и перспективных задач, выдвигаемых системе образования.
Среди приоритетных направлений работы можно назвать.
- Переход на новые образовательные стандарты
В целях введения новых ФГОС во всех школах области разработаны образовательные программы, все руководители и заместители руководителей школ, учителя первых классов прошли курсовые мероприятия по вопросам внедрения стандартов, была проведена информационно-разъяснительная работа с родителями, созданы условия для реализации различных направлений внеурочной занятости учащихся с учетом опыта апробации, который позволили наработать школы-пилотные площадки, созданные во всех муниципальных образованиях юга области. Во всех школах имеется необходимое учебное оборудование.
В результате с 1 сентября 2011 года все учащиеся первых классов области (более 16,5 тыс. чел.) приступили к обучению по новым образовательным стандартам.
С целью апробации новых стандартов основного общего образования в области определены 44 школы-пилотные площадки, отрабатывающие отдельные направления ФГОС, продолжается работа по повышению квалификации учителей-предметников, директоров и заместителей директоров школ по вопросам введения ФГОС основного общего образования.
- Совершенствование работы с одаренными и талантливыми детьми
Благодаря внедрению диагностики раннего выявления одаренности и мониторинга эффективности работы образовательных учреждений по выявлению и развитию одаренных детей, в области сложилась многоаспектная система поддержки талантливой молодежи.
Главными приоритетами в системе работы по поиску и поддержке талантливых детей и молодежи являются:
- обеспечение равного доступа к ресурсам дополнительного образования для всех детей независимо от места жительства, социального благополучия и состояния здоровья;
- внедрение механизмов взаимодействия и интеграции деятельности всех субъектов в части развития талантов детей и молодежи, направленных на формирование инфраструктуры системы образования и воспитания как единой образовательной среды;
- стимулирование творческой активности подрастающего поколения и дальнейшего применения проявленных способностей и талантов на практике.
В настоящее время департаментом образования и науки разработана концепция создания специализированных учреждений для работы с одаренными детьми. Стартовой площадкой по этому направлению работы станет гимназия N 16 города Тюмени. В основе концепции лежат принципы:
- обучение и развитие школьников в режиме "полного дня";
- тесное сотрудничество школ с учреждениями высшего профессионального образования, научно-исследовательскими центрами с использованием материально-технического и кадрового потенциала;
- организация сетевого взаимодействия, в том числе дистанционного, очно-заочного обучения учащихся из других школ области;
- реализация учащимися практико-ориентированных разработок, "полевых" исследований, мультимедийных проектов, включая участие во всероссийских и международных конференциях, конкурсах, форумах, олимпиадах.
- Сохранение и укрепление здоровья школьников
Главными направлениями работы по сохранению и укреплению здоровья школьников являются: внедрение здоровьесберегающих технологий, организация школьного питания и медицинского сопровождения учащихся, повышение квалификации педагогических работников по вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников.
В результате реализации комплекса мер по совершенствованию организации школьного питания укреплена материально-техническая база школьных столовых, возросла оснащенность пищеблоков современным технологическим оборудованием. Удельный вес общеобразовательных учреждений, в которых обеспечена возможность пользоваться современными столовыми, составил 98%. Постоянно увеличивается охват горячим питанием, в 2011 году он составил 98% от общей численности школьников. При этом, все дети из малообеспеченных семей и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, охвачены горячим питанием. Повысилось качество и кадровое обеспечение организации питания. Систематически реализуются меры социальной поддержки в форме компенсации части средств на оплату школьного питания всем категориям учащихся из областного бюджета.
В сентябре 2011 года в области откорректирована с учетом опыта регионов, участвующих в апробации новых технологий организации питания, реализуемая с 2007 года областная программа совершенствования организации школьного питания, включающая обновление оснащенности школьных пищеблоков, внедрение современных технологий приготовления питания, повышение уровня организации и квалификации работников, занятых в этой сфере.
Обеспечение повышения качества и постоянного роста охвата учащихся полноценным горячим питанием позволило снизить уровень заболеваемости школьников, обусловленной качеством питания (болезни желудочно-кишечного тракта) на 15%.
- Развитие школьной инфраструктуры
В рамках развития школьной инфраструктуры в области развивается система интегрированного обучения детей-инвалидов, в том числе с использованием дистанционных форм. В 2011 - 2012 учебном году дистанционными формами обучения охвачено 180 детей из 20 муниципальных образований области.
Для детей данной категории расширяются возможности социализации в обществе и адаптации в среде сверстников, становится доступным широкий спектр образовательных услуг, создается безбарьерная образовательная среда, предусматривающая не только оснащение школ специальным оборудованием и техническими средствами, но и создание комфортных психологических условий для развития особого ребенка в среде сверстников.
Работа по созданию современных безопасных и комфортных условий обучения носит комплексный и планомерный характер. Исходя из анализа потребностей, в области активно проводится работа по строительству, реконструкции, капитальному ремонту школ. Проводится системная работа по развитию материально-технической базы школ, оснащению школ современным компьютерным, интерактивным оборудованием. Отличительной особенностью новых школ является обеспечение в них беспрепятственной среды для маломобильных групп населения, а также возможность функционирования школы как социокультурного центра.
Ведется реконструкция и строительство школьных спортивных залов, кортов, современных комплексных спортивных площадок. Проводимые мероприятия позволили увеличить охват детей занятиями спортивной направленности до 83% (120 тыс. учащихся).
Меняется внутренний и внешний облик современных школ, дополнительно подчеркивающий их значимость как социального института.
- Расширение самостоятельности школ
К 2010 году все муниципальные учреждения дошкольного, дополнительного образования детей и учреждения начального и среднего профессионального образования, подведомственные департаменту образования и науки, перешли в статус автономных. С целью расширения самостоятельности школ в области проведена организационная работа, по итогам которой в статус автономных учреждений переведено 88% школ.
Важным фактором повышения результативности работы отрасли стало взаимодействие образовательных учреждений и общественности. Основными организационными формами государственно-общественного управления в сфере общего образования являются созданные во всех школах (100%) Управляющие советы, деятельность которых способствует:
- целенаправленному формированию социального заказа системе образования;
- повышению роли общественных институтов в развитии образовательной системы региона;
- объективной оценке результатов деятельности педагогов и образовательных учреждений.
Институциональные преобразования, направленные на формирование
прозрачной, ориентированной на результат системы
финансирования и управления
Достижению институциональных изменений в отрасли способствовал комплексный подход к реализации ключевых системных преобразований, который позволил сформировать и внедрить в практику работы всех образовательных учреждений необходимый набор организационных и финансовых механизмов деятельности, а именно:
- программно-целевой метод управления, ориентированный на бюджетирование по результатам деятельности;
- отраслевая система оплаты труда и нормативное подушевое финансирование учреждений;
- отраслевой мониторинг результативности работы и эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов;
- внедрение региональной системы оценки качества образования;
- стимулирование деятельности органов государственно-общественного управления и независимой оценки качества образования;
- введение единой диагностики уровня развития профессиональных компетенций педагогов, позволяющей формировать индивидуальные траектории непрерывного повышения квалификации педагогов;
- постоянное расширение социального пакета педагогов.
В рамках реализации Федерального закона N 83-ФЗ в регионе наработан опыт автономного функционирования учреждений образования. Процесс автономизации учреждений позволил:
- создать основные элементы реальной конкурентной среды,
- расширить спектр и повысить качество предоставляемых услуг,
- более рационально использовать имеющиеся материально-технические и кадровые ресурсы,
- привлечь общественные структуры к управлению финансово-хозяйственной и организационной деятельностью учреждения,
- активизировать предоставление дополнительных услуг населению и увеличить внебюджетную долю финансового обеспечения образовательного процесса.
В целом, управление образовательными организациями стало более мобильным и результативным, ориентированным на социальный заказ.
Учреждения получили возможность оперативного распоряжения имеющимися ресурсами и смогли повысить управленческую эффективность за счет внедрения механизмов тесного взаимодействия и функционального взаимодополнения Управляющих и Наблюдательных советов.
Комплексная реализация вышеназванных механизмов позволяет сегодня не только избежать многих потенциальных социально-экономических рисков, но и является мотивационным стимулом продолжения модернизационных процессов, обусловливает функционирование образовательных учреждений в режиме постоянного развития, поиска выбора наиболее оптимальных решений, ориентированных на текущие социальные запросы и долгосрочные перспективы деятельности.
Имеющийся опыт модернизации способствует формированию новой управленческой культуры, что помогает сегодня повысить уровень понимания, инициативы и востребованности вновь реализуемых мероприятий со стороны педагогической и родительской общественности.
Важным фактором повышения результативности работы отрасли стало взаимодействие образовательных учреждений и общественности. Основными формами государственно-общественного управления являются Управляющие советы, способствующие целенаправленному формированию социального заказа, повышению роли общественных институтов в развитии образования, объективной оценке результатов деятельности педагогов и учреждений.
Все это позволило создать реальную конкурентную среду, расширить спектр и повысить качество услуг, более рационально использовать имеющиеся ресурсы, привлечь общественные структуры к управлению финансово-хозяйственной и организационной деятельностью школ.
В целом, полученные результаты позволили сформировать задел и являются основанием для дальнейшей модернизации общего образования, направленной на решение таких проблем, как:
- несоответствие учебного оборудования, учебно-методических комплексов и транспортного обеспечения ряда школ современным, закрепленным новыми стандартами, требованиям к условиям реализации и оснащенности образовательного процесса;
- недостаточная пропускная способность Интернет-трафика, в том числе сдерживающая развитие дистанционного обучения в востребованных объемах и формах;
- недостаточный уровень закрепления в школах молодых педагогов, дисбаланс в возрастном цензе педагогических коллективов школ;
- невысокий уровень профессиональной компетентности педагогов, совмещающих преподавание нескольких предметов, обусловленный нехваткой педагогов-предметников в сельских малокомплектных школах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.