Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Итоги реализации модернизации системы общего образования
Тюменской области в 2011 году
Основными направлениями реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Тюменской области в 2011 году являлись следующие:
- повышение заработной платы учителей образовательных учреждений, реализующих программы общего образования,
- переход образовательных учреждений на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
- повышение квалификации, профессиональная переподготовка учителей и руководителей образовательных учреждений, совершенствование системы аттестации,
- привлечение в образовательные учреждения молодых педагогов,
- модернизация школьных столовых,
- приобретение школьных автобусов,
- осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования.
Общий объем финансирования Комплекса мер в 2011 году составил 386,752 млн. рублей, в том числе:
- федеральный бюджет 82,278 млн. рублей;
- областной бюджет 304,474 млн. рублей.
Повышение заработной платы
В Тюменской области реализовано повышение заработной платы учителей с 1 сентября 2011 года не менее, чем на 30% к уровню 1 квартала 2011 года, что предусматривается проектом и заключенным между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Тюменской области соглашением.
Отраслевая система оплаты труда учителей Тюменской области устанавливает прямую зависимость заработной платы учителя от его квалификационной категории, наполняемости класса, количества часов и преподаваемого предмета, а также предусматривает выделение в структуре заработной платы стимулирующей части. Учитывая данный факт, повышение заработной платы учителей реализовано как в пределах базовой (гарантированной) части фонда оплаты труда, так и стимулирующего фонда. За исключением объективных причин (уменьшение с 1 сентября педагогической нагрузки педагога, значительное снижение численности обучающихся в классе) повышение произошло по всем учителям общеобразовательных учреждений не менее, чем на 30% к уровню 1 квартала 2011 года. Средняя заработная плата учителей составила за сентябрь 2011 года 19300 рублей (или 85,4% от средней заработной платы по экономике региона за 1 квартал 2011 года). В последующие месяцы за счет распределения сложившейся экономии стимулирующего фонда заработная плата увеличивалась и достигла в декабре 2011 года 22100 рублей.
Принимая во внимание нормативно-подушевой принцип финансирования общеобразовательных учреждений при определении объема средств, необходимого на реализацию предусмотренного повышения, а также при его распределении, учитывалось движение контингента на начало нового учебного года в разрезе муниципальных образований и каждого образовательного учреждения.
В целях более комплексного подхода к повышению статуса работников отрасли "Образование" и уровня их жизни было принято решение о повышении на 30% с 1 сентября 2011 года заработной платы иных категорий работников (административно-управленческого, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала) всех типов и видов образовательных учреждений (дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования детей, учреждения профессионального образования областного подчинения). При этом заработная плата медицинских работников всех типов и видов образовательных учреждений увеличена на 50% к уровню 1 квартала 2011 года. На реализацию принятого решения в областном бюджете на 2011 год дополнительно направлено более 540 млн. рублей.
Материально-техническое оснащение в соответствии с требованиями ФГОС
Ключевым направлением модернизации системы общего образования является развитие материально-технической базы и кадрового потенциала, ориентированных на требования новых образовательных стандартов.
Работа по созданию современных безопасных и комфортных условий обучения носит комплексный и планомерный характер благодаря программно-целевому механизму управления, позволяющему поступательно решать все вопросы, актуальные для сегодняшнего дня, и своевременно принимать необходимые управленческие решения с учетом прогноза развития отрасли на средне- и долгосрочную перспективу.
Исходя из анализа потребностей, в области активно проводится работа по строительству, реконструкции, капитальному ремонту школ, при этом при составлении проектно-сметной документации нового строительства и реконструкции закладываются современные нормы и требования, принципы комплексного решения вопросов обеспечения беспрепятственного доступа к образовательным услугам для детей с ограниченными возможностями здоровья, в образовательных учреждениях создается безбарьерная среда.
Так, в течение 2011 года работы по комплексной безопасности, капитальному ремонту и благоустройству территории проведены в 60% школ области, сданы в эксплуатацию одно здание школы после реконструкции и две новых школы, одна из которых построена в труднодоступной территории "Заболотья". Объем выделенных средств в 2011 году на проведенные работы составил более 2,8 млрд. рублей.
В целом, доля школьников, обучающихся в современных условиях, увеличилась до 90%.
В 2011 году за счет средств субсидии федерального бюджета, а также в рамках софинансирования реализованы следующие мероприятия:
- обновление оснащенности пищеблоков современным технологическим оборудованием (в 2011 году проведена централизованная поставка нового пароконвекционного оборудования на пищеблоки 177 школ области, в результате удельный вес общеобразовательных учреждений, имеющих современные столовые, составляет 98% при среднем по России - 33%);
- планомерная замена транспортных средств, задействованных на подвозе (в школы области поставлено 55 автобусов, соответствующих современным ГОСТ);
- увеличение пропускной способности Интернет-трафика с 128 до 512 Кб/сек для всех школ области.
Тем самым все школы активно включились в реализацию проекта модернизации общего образования.
Все закупки в рамках проекта осуществлены в централизованном порядке, через департамент образования и науки Тюменской области. Это позволяет предъявлять единые требования к закупаемому оборудованию и услугам, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации, контролировать сроки и качество выполнения поставщиками обязательств по контрактам.
Отбор поставщиков оборудования осуществляется в соответствии с действующим законодательством, регулирующим отношения, связанные с размещением заказов для государственных и муниципальных нужд.
В целях эффективного использования бюджетных средств, в случае неисполнения поставщиками обязательств по поставке товара, в государственных контрактах определены условия финансирования преимущественно по факту поставки товара в размере 100% стоимости контракта, последующего гарантийного обслуживания, а также порядок претензионной работы.
Повышение квалификации педагогов и руководителей школ
Подходы к решению вопроса обновления кадрового состава и повышения уровня профессиональной компетентности педагогов были ориентированы на конкретные потребности коллективов каждого учреждения, в том числе с учетом особенностей кадровых проблем сельских малокомплектных школ.
В связи с этим, с одной стороны, были приняты меры по расширению перечня учреждений, предоставляющих услуги по повышению квалификации и переподготовке кадров, а также по развитию спектра форм обучения и методического сопровождения педагогов с акцентом на организацию практико-ориентированных занятий и стажировок.
С другой стороны, основываясь на проведении в ежегодном режиме единой региональной диагностики уровня развития профессиональных компетенций педагогов, был сделан акцент на построении индивидуальных траекторий обучения с использованием возможностей как учреждений дополнительного образования, так и методических служб всех уровней (школьный, муниципальный, областной), что наряду с индивидуализацией формата повышения квалификации обеспечило и непрерывность процесса обучения и поддержки педагогов.
В результате, внедрение новых подходов к организации повышения квалификации педагогов на основе выбора образовательных программ и реализации модульно-накопительной системы повышения квалификации с широким использованием возможностей информационных технологий и дистанционного обучения позволило достичь следующих результатов:
- увеличился общий охват участников и спектр курсовых мероприятий, исходя из запросов педагогов и требований к развитию кадрового потенциала (охват педагогов составил 100% от потребности);
- расширился перечень учреждений, предоставляющих услуги повышения квалификации и дополнительного образования педагогов за счет бюджетного финансирования (до 7 учреждений);
- создано более 150 стажировочных площадок на базе лучших образовательных учреждений;
- сформированы модели внутришкольного и сетевого повышения квалификации с привлечением опыта работы учителей-тьюторов (около 800 человек) и сетевого взаимодействия муниципальных методических служб.
Удельный вес численности педагогических работников, в отчетном году прошедших повышение квалификации в общей численности педагогических работников общеобразовательных учреждений составил более 81%.
Постоянное организационно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогических кадров обеспечивается и благодаря ведению персонифицированного банка данных педагогов Тюменской области и созданию зональных методических центров, работающих в тесном взаимодействии с учреждениями дополнительного и профессионального образования педагогической направленности.
Получила активное распространение система наставничества и сопровождения молодых специалистов в школе. Изменение стратегии процесса обучения слушателей позволяет обучающимся освоить новые функциональные позиции: консультант; модератор; методолог; исследователь; тьютор; опекун, наставник и др.
Все предпринятые меры позволили повысить качество и организовать процесс повышения квалификации в соответствии с конкретными потребностями педагогов, что способствует решению кадровых проблем школ и позитивно влияет на формирование высокого уровня профессиональной компетентности педагогических коллективов, соответствующей требованиям новых стандартов и общественных ожиданий.
Общественное продвижение проекта модернизации
В рамках реализации поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина по модернизации региональных систем общего образования и повышению заработной платы учителей в Тюменской области активно проводилась информационно-разъяснительная кампания.
Обсуждение комплексного проекта модернизации общего образования состоялось в ходе традиционных августовских педагогических совещаний как на областном, так и на муниципальном уровне. На дискуссионных площадках педагогическая общественность обсудила вопросы обеспечения повышения заработной платы учителей, создания комфортных условий для обучения, развития материально-технической базы школ, а также повышения квалификации учительского корпуса. До руководителей муниципальных органов управления образованием и директоров школ доведен макет информационного плаката, разъясняющий механизм повышения заработной платы учителей, разработанный Министерством образования и науки Российской Федерации.
Активно работа ведется не только с педагогическим корпусом, но и с родителями, широкими кругами общественности. Вопросы модернизации системы образования рассматриваются на заседаниях Управляющих советов, Советов глав муниципальных районов (городских округов) по реализации приоритетного национального проекта "Образование", в ходе которых используется рекомендованный Министерством образования и науки России формат публичных отчетов директоров школ, выступлений педагогов, представителей общественности.
Значимую поддержку общественному продвижению проекта модернизации в области оказывает Межрегиональная организация Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации и профсоюзные организации в территориях, организуя аудит эффективности проведения мероприятий. Это позволяет своевременно и "точечно" решать все возникающие вопросы в каждом конкретном учреждении.
Учитывая беспрецедентный по своей масштабности и динамичности характер проводимых мероприятий, именно слаженная совместная работа органов исполнительной власти, местного самоуправления, регионального отделения партии "Единая Россия", политического объединения "Общероссийский народный фронт", Всероссийского педагогического собрания, профсоюзных организаций позволяет добиться активной поддержки проекта со стороны общества и получить ощутимые результаты по всем аспектам деятельности.
С целью обеспечения максимальной прозрачности в области обеспечен открытый доступ к информации об объемах средств, выделенных в рамах данного проекта, осуществляется выпуск информационно-разъяснительных материалов о ходе реализации мероприятий. Все материалы размещены на Портале органов государственной власти Тюменской области в разделе "Образование и наука" (www.admtyumen.ru), работают телефоны "горячей линии". Проводится комплекс мероприятий для журналистов: пресс-конференции, пресс-туры, интервью, круглые столы, теле- и радио-эфиры, осуществляется ежедневный анализ информационного поля: мониторинг публикаций в муниципальных и региональных средствах массовой информации.
Результатами работы по информационному сопровождению и общественному продвижению стали вовлечение в обсуждение хода и перспектив проекта всех целевых аудиторий, формирование эффективных медийных каналов связи, рост количества публикаций и сюжетов об эффективности принимаемых мер.
Результаты реализации Комплекса мер по модернизации системы
общего образования 2011 года
Все целевые значения по показателям Постановления Правительства РФ от 31.05.2011 г. N 436, предусмотренные Соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Тюменской области, выполнены.
N п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя, % |
Причины отклонений |
|
План 2011 |
Факт 2011 |
|||
1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал 2011 г. и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за I квартал 2011 г. |
84,7 |
90,0 |
Фактическое значение выше планового в связи с выделением дополнительных средств из областного бюджета |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников |
13 |
13,15 |
Фактическое значение выше планового в связи с увеличением фактической численности первоклассников на начало 2011 - 2012 учебного года |
2.1. |
Начальное общее образование |
31 |
31 |
|
2.2. |
Основное общее образование |
0 |
0 |
|
2.3. |
Среднее (полное) общее образование |
0 |
0 |
|
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей |
20 |
20,16 |
Фактическое значение выше планового в связи с увеличением доли учителей, внедряющих современные технологи обучения и воспитания |
4. |
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей |
80 |
81,27 |
Фактическое значение выше планового в связи с внедрением новых подходов к организации повышения квалификации педагогов на основе выбора образовательных программ и реализации модульно-накопительной системы повышения квалификации с широким использованием возможностей информационных технологий и дистанционного обучения. |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений |
7,8 |
67,9 |
Фактическое значение выше планового в связи с созданием условий в части увеличения Интернет-трафика до 512 К/б, развитием дистанционных форм обучения в целях удовлетворения запросов населения |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
Положительная динамика |
|
Таким образом, перевыполнение показателей связано с проведением мероприятий в рамках полномасштабного внедрения федеральных государственных стандартов, развитием современных образовательных технологий обучения, внедрением в области новых подходов к процедуре аттестации педагогических работников отрасли.
В целом, в результате модернизации системы общего образования в 2011 году с учетом используемых в отрасли механизмов реализации основных направлений проекта (новой системы оплаты труда, нормативного подушевого финансирования, новой системы аттестации педагогов, различных моделей дистанционного обучения и др.) достигнуты такие показатели, как:
- рост обучающихся (от общей численности обучающихся), которым обеспечена возможность пользоваться оборудованием для проведения технических, исследовательских и иных творческих работ и проектов до 72%;
- увеличение доли школ, в которых обеспечена возможность пользоваться современными столовыми до 98%, что позволило улучшить качество школьного питания и снизить по итогам года долю учащихся, имеющих заболевания, обусловленные качеством питания, на 15%;
- увеличение охвата детей с ограниченными возможностями здоровья образовательными услугами с 95% до 97%, в том числе с использованием дистанционных форм;
- увеличение доли учащихся, принявших участие на школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам более чем в 2 раза;
- вовлечение педагогических работников в систему работы с одаренными детьми (рост педагогов, работающих с одаренными детьми с 15 до 25%);
- повышение открытости системы общего образования (доля общеобразовательных учреждений, которые представили общественности публичный доклад, составляет 97%);
- создание возможности использования в образовательном процессе современных средств обучения, направленных на рост качественных показателей образования (оснащенность образовательных учреждений области современным учебным, учебно-лабораторным оборудованием - 84%).
Помимо вышеназванных показателей, отраженных в электронном мониторинге эффектов реализации Постановления Правительства РФ от 31.05.2011 г. N 436, об эффективности деятельности свидетельствуют данные региональных репрезентативных мониторинговых и социологических исследований:
- удовлетворенность населения качеством общего образования с 73% до 75%;
- увеличение доли учащихся, сдававших ЕГЭ по предметам естественнонаучного цикла, с 19% до 45%;
- увеличение доли выпускников 9 классов, продолживших обучение по программам общего и профессионального образования, с 90% до 96%;
- увеличение доли учащихся старшего звена, охваченных профильным образованием, с 23% до 25%;
- снижение доли учащихся, не охваченных образованием, до 0,01%.
С точки зрения продвижения в решении актуальных проблем системы образования, обозначенных в разделе I, получена позитивная оценка итогов реализации комплекса мер по модернизации общего образования области в 2011 году. В частности, почти в 1,5 раза увеличилась численность молодых учителей, прибывших на трудоустройство в школы (2011 - 465 чел., 2010 - 314 чел.); доля автобусов, соответствующих современным требованиям ГОСТ, возросла с 55 до 81%; увеличение пропускной способности Интернет-трафика определило резкую активизацию работы по внедрению дистанционных форм обучения; расширение спектра форм и соответствующее увеличение объемов курсовых мероприятий по повышению квалификации педагогов способствовали росту уровня профессиональной компетентности педагогов.
Нормативная правовая база
Для обеспечения устойчивости достигнутых результатов и успешной реализации проекта к 2011 году в области создана полная и достаточная нормативная правовая база, позволяющая реализовывать Комплекс мер по модернизации общего образования:
- закон Тюменской области от 28.12.2004 N 328 "Об основах функционирования образовательной системы в Тюменской области" (в ред. от 31.03.2011);
- распоряжение Правительства Тюменской области от 30.08.2011 N 1508-рп "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Основные направления развития образования и науки Тюменской области" на 2012 - 2014 годы";
- постановление Администрации Тюменской области от 20.12.2004 N 198-пк "О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению доступа инвалидов к получению образования" (в ред. от 30.08.2011);
- распоряжение Правительства Тюменской области от 07.11.2005 N 891-рп "Об управляющих советах общеобразовательных организаций" (в ред. от 13.08.2007);
- распоряжение Правительства Тюменской области от 05.10.2010 N 1450-рп "О Плане действий по модернизации общего образования в Тюменской области на 2011 - 2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.