Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел V. Ориентиры развития общего образования в Тюменской области
на период до 2020 года
Видение региональной системы общего образования заключается в выдвижении в качестве стратегической цели создание к 2020 году модели образовательной системы, ориентированной на непрерывное перспективное развитие образовательных учреждений в соответствии с потребностями общества и требованиями инновационного развития экономики региона.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
- модернизация институтов образования как инструментов социального развития, основанных на механизмах участия потребителей и общественных институтов в формировании заказа системе образования и последующем контроле и оценке качества образования и востребованности образовательных услуг;
- обеспечение в каждой школе всех требований новых стандартов к ресурсному, кадровому, организационно-методическому сопровождению образовательного процесса и полного спектра реализуемых форм, методов и технологий образования в зависимости от индивидуальных запросов всех категорий обучающихся;
- развитие социальной инфраструктуры, необходимой для обеспечения доступности качественного и непрерывного образования граждан ("образование через всю жизнь");
- перспективное развитие финансово-экономических механизмов в сфере общего образования.
Успешная реализация Комплекса мер в рамках названных задач позволит добиться в перспективе следующих результатов:
- всестороннее внедрение федеральных государственных стандартов во всех школах области;
- создание безопасных условий для осуществления учебно-воспитательного процесса для всех обучающихся;
- формирование психологически комфортной, социально-благополучной, личностно-ориентированной среды обучения и развивающих социо-культурных условий;
- предоставление различных форм получения образования, адекватных запросам общества и рынка образовательных услуг с учетом индивидуальных потребностей всех категорий обучающихся (очно-заочных, дистанционных и др.);
- повышение эффективности управления и дальнейшее совершенствование организационно-экономических механизмов в сфере образования;
- развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений с привлечением общественности и профессиональных объединений;
- развитие моделей государственно-общественного управления образованием в целях расширения общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования.
Обосновывая вклад проекта в модернизацию системы общего образования, необходимо подчеркнуть, что в результате его реализации в области будет создана единая динамично-развивающаяся среда взаимодействия родителей, детей, педагогов.
Соответственно, преследуя новые цели и задачи меняется и роль школы в подготовке выпускника к самостоятельной жизни. Поэтому одна из главных ее задач - создание условий не только для обучения, но и для формирования личности, обладающей позитивными общественными установками, социальной инициативой и высоким уровнем гражданской ответственности, способностью к непрерывному саморазвитию и поиску конструктивных решений из сложных жизненных ситуаций.
Школа будет формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Важной частью новой модели общего образования будет являться реализация специфических методов и подходов к обучению на разных возрастных ступенях.
Другим важнейшим компонентом будет служить ориентация на практические навыки, способность применять знания, реализовывать собственные проекты (компетентностный подход). В связи с этим, в целях разработки новых учебных технологий и учебных материалов, использования информационно-коммуникативных технологий, запланировано обновление всех учебных программ и методов обучения с использованием элементов компетентностного подхода, методическое и технологическое обеспечение широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий, в том числе с использованием информационных технологий и возможности получать основы профессионального образования.
Серьезное внимание будет уделено системе оценки качества образования учащихся, ориентированной на индивидуализированные учебные и внеучебные результаты и достижения, включая создание единой цифровой системы учета образовательных достижений школьников.
Для обеспечения нового качества образования будет усовершенствована система подготовки и переподготовки учителей с учетом потенциала имеющихся в области педагогических вузов.
Основным элементом пространственного развития сети учреждений в сельской местности станет дальнейшее развитие сельских базовых школ, обеспечивающих равную доступность учащихся сельских местности к качественным образовательным услугам вне зависимости от места проживания с использованием дистанционных ресурсов обучения.
Кроме того, продолжат развитие получившие общественную поддержку социокультурные комплексы, в рамках деятельности которых школы берут на себя лидирующую роль, координируя и управляя реализацией не только образовательных, но и иных востребованных социальных функций. Особенно востребованной стала школа как полноправный социальный партнер, "включенный" в местные социальные сети, инициатор кооперации и активизации всех социальных институтов по решению насущных вопросов жизни местного сообщества, участник процессов территориального развития.
Задел для достижения перспективных долгосрочных результатов и создания полноценной устойчивой и саморегулируемой в зависимости от потребностей общества образовательной системы формируется в настоящее время, благодаря реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования в тесной взаимосвязи с другими увязанными с данным проектом программами.
В качестве основных целевых ориентиров и результатов развития системы образования области до 2020 года можно перечислить следующие:
- доведение доли учащихся, обучающихся в соответствии с требованиями современных стандартов, до 100%;
- внедрение системы прозрачного объективного учета учебных и внеучебных достижений выпускников при продолжении образования на последующих уровнях, включая введение механизма электронного "портфолио" обучающихся;
- предоставление всем детям возможностей различных форм обучения (очно-заочные, дистанционные школы) на межведомственной основе с привлечением потенциала учреждений профессионального образования;
- создание современных материально-технических условий для занятий творчеством как на базе школ, так и на базе учреждений отрасли культуры, спорта, молодежной политики.
Достижение данных ориентиров позволит получить следующие социальные эффекты:
- личностное развитие и формирование выпускников школ, способных решать проблемы в различных сферах деятельности на основе использования освоенного ими в школе социального опыта с учетом принципа непрерывного образования;
- создание всем детям условий обучения, отвечающих предъявляемым обществом требованиям и соответствующих новым образовательным стандартам;
- обеспечение позитивного имиджа и высокого уровня социального доверия к системе образования, рост общественной значимости педагогического сообщества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.