Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Реализация Комплекса мер по модернизации общего
образования в Тюменской области в 2012 году
Цели и задачи реализации Комплекса мер
Реализация Комплекса мер по модернизации общего образования в Тюменской области в 2012 году направлена на достижение следующих целей:
- повышение качества общего образования, реализуемого общеобразовательными учреждениями Тюменской области, в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов и социального заказа.
- повышение статуса и социальных гарантий педагогов, включая улучшение жилищных условий.
Ключевыми задачами Комплекса мер являются:
- повышение средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений до уровня средней заработной платы по экономике региона;
- повышение кадрового и квалификационного потенциала работников общеобразовательных учреждений, включая повышение квалификации по вопросам реализации ФГОС;
- создание безопасной комфортной образовательной среды, доступной для всех категорий обучающихся, включая:
- обновление фондов школьных библиотек учебно-методическими комплектами, электронными образовательными средствами обучения, соответствующими требованиям новым ФГОС;
- приобретение автобусов;
- оснащение школ учебным, технологическим оборудованием и специализированными средствами обучения.
При этом сформулированные задачи модернизации региональной системы общего образования в 2012 году направлены на достижение стратегических ориентиров развития общего образования Российской Федерации до 2020 года в части:
- обеспечения нового качества образовательных результатов;
- обеспечения высокого качества образовательных программ, независимо от места жительства, состояния здоровья, социального положения и доходов семей обучающихся;
- снижение доли обучающихся и учреждений с низкими образовательными результатами;
- формирование образовательных сетей вокруг сельских базовых школ, обеспечивающих доступность образовательных услуг, современные условия обучения, индивидуализацию образовательных траекторий, эффективное использование ресурсов;
- качественное обновление кадрового состава через создание системы непрерывного образования и закрепление кадров педагогов;
- создание системы оценки качества образования, формирующей информационную основу для улучшения преподавания и принятия управленческих решений на всех уровнях;
- обеспечения информационной открытости, общественного участия в управлении и контроле качества образования в рамках повышения самостоятельности школьного уровня управления;
- создание условий для достижения выпускниками школ высокого уровня развития социальных компетенций и гражданских установок.
Перечень мероприятий Комплекса мер по модернизации общего образования
в Тюменской области в 2012 году и обоснование их выбора
В целях реализации задач Комплекса мер сформирован перечень приоритетных мероприятий:
N п/п |
Мероприятия |
1. |
Приобретение оборудования, в том числе: |
1.1. |
- учебно-лабораторное оборудование |
1.2. |
- компьютерное оборудование |
2. |
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
3. |
Пополнение фондов школьных библиотек, включая приобретение учебников и учебных пособий |
4. |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей |
5. |
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе: |
5.1. |
- увеличение пропускной способности и оплата Интернет-трафика |
Реализация мероприятий Комплекса мер в разрезе образовательных учреждений определяется департаментом образования и науки Тюменской области.
Обоснованием выбора вышеназванных мероприятий, запланированных к реализации в 2012 году, является анализ итогов выполнения мероприятий прошлого года и определение стратегических ориентиров и перспектив развития отрасли в соответствии с требованиями ФГОС.
Так, значительные капиталовложения (около 3 млрд. рублей), направленные в 2011 году в ходе ремонтно-строительных работ на приведение в соответствие с современными требованиями зданий и помещений образовательных учреждений, позволяют в дальнейшем акцентировать внимание на внутреннем обновлении образовательной среды, совершенствовании имеющейся материально-технической базы учреждений.
Отличительной особенностью и логическим продолжением работы является развитие таких ресурсов образовательного процесса, как учебно-методические комплексы в составе фондов школьных библиотек, в том числе электронных образовательных ресурсов, учебное, в том числе мультимедийное оборудование, компьютерный парк, приобретение специализированных средств обучения для детей с особыми нуждами.
При этом эффективность реализации проекта определяется его комплексным характером, в том числе взаимосвязью с реализацией Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
В целом, реализация мероприятий проекта в 2012 году позволит продвинуться в решении задач модернизации региональной системы общего образования. В частности, прогнозируется завершение решения вопросов создания условий реализации образовательных программ и кадрового обеспечения в соответствии с требованиями новых стандартов в начальной школе, а также значительное продвижение в вопросах транспортного обеспечения, модернизации общеобразовательных учреждений в части организации дистанционного обучения, обновления учительского корпуса, создания системы непрерывного повышения квалификации и переподготовки кадров.
Главным риском реализации Комплекса мер является некоторое, на первый взгляд, "излишнее" акцентирование усилий и средств на осуществлении мер, направленных на решение проблем исключительно начального звена общего образования в ущерб основной и старшей школе. Однако, в целях преодоления возможных негативных последствий предусматривается обновление материальной базы и работа с кадрами, рассчитанные на использование результатов на всех ступенях обучения, комплексный и многоаспектный подход к совершенствованию организации образовательного процесса и принятию управленческих решений на всех уровнях образования.
Обоснование значений показателей результативности предоставления
субсидии из федерального бюджета на модернизацию региональной
системы общего образования на 2012 год
Результативность реализации Комплекса мер по модернизации общего образования характеризуется, в первую очередь, степенью достижения запланированных показателей результативности деятельности в отчетном периоде и их последующей достижимости в отчетном финансовом году.
Для оценки результативности реализации Комплекса мер определены показатели и подпоказатели результативности предоставления федеральной субсидии бюджету Тюменской области на модернизацию в 2012 году региональной системы общего образования, которые представлены в приложении 2.
Ожидаемые значения показателей результативности, отчетные периоды, а также периодичность предоставления отчетов о достигнутых значениях показателей определены следующими факторами:
- необходимость выполнения задачи доведения заработной платы учителей до уровня заработной платы в экономике региона,
- поступательное внедрение ФГОС,
- обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами,
- развитие дистанционных технологий обучения,
- повышение эффективности использования энергоресурсов.
Значения показателей устанавливаются в Соглашении, заключаемом между Правительством Тюменской области и Министерством образования и науки Российской Федерации.
Обоснование выбора направлений и объемов расходования средств
проекта бюджетов разных уровней
Выбор направлений и объемов расходования средств проекта бюджетов разных уровней обусловлен анализом текущего состояния развития отрасли и необходимостью решения первоочередных задач с учетом социального заказа.
Реализация Комплекса мер финансируется за счет средств областного бюджета, а также средств субсидии из федерального бюджета, предоставленной Тюменской области на модернизацию системы общего образования.
Общий объем финансирования Комплекса мер в 2012 году составляет 438,942 млн. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 219,471 млн. рублей; областной бюджет - 219,471 млн. рублей.
Источниками финансирования мероприятий могут являться средства областного бюджета, предусмотренные на реализацию долгосрочной целевой программы "Основные направления развития образования и науки Тюменской области", а также финансовые ассигнования, выделяемые на текущую деятельность образовательных учреждений.
Сводная информация об общем финансовом обеспечении Комплекса мер в разбивке по направлениям расходования средств и источникам финансирования приведена в приложении 1.
Экономия денежных средств, образовавшаяся в результате проведения конкурсных процедур по определению исполнителя размещенного государственного заказа на поставку оборудования и оказание услуг, может направляться на финансирование иных мероприятий, предусмотренных Комплексом мер.
Не могут использоваться в качестве источников финансирования Комплекса мер средства федерального бюджета, направляемые бюджету Тюменской области в рамках других мер государственной поддержки региональной системы общего образования.
Механизм управления реализацией Комплекса мер
В системе управления реализацией Комплекса мер, нормативной базе изменений не предусматривается. Вместе с тем, планируется дальнейшее совершенствование механизмов мониторинга и расширение PR-сопровождения.
Заказчиком Комплекса мер является департамент образования и науки Тюменской области.
Исполнителями Комплекса мер являются муниципальные образовательные учреждения, реализующие программы общего образования, муниципальные образования городских округов и муниципальных районов Тюменской области, структурные подразделения департамента образования и науки Тюменской области.
В рамках реализации мероприятий предусматривается поддержка муниципальных образований городских округов и муниципальных районов Тюменской области в виде финансовой помощи бюджетам других уровней.
Отбор поставщиков товаров (работ, услуг) осуществляется в соответствии с действующим законодательством в сфере размещения государственного и муниципальных заказов.
Передача материально-технических ресурсов, приобретенных за счет бюджетных средств, государственным образовательным учреждениям, находящимся в ведении Тюменской области, муниципальным образовательным учреждениям, осуществляется по акту приема-передачи между заказчиком, поставщиком и получателем.
Взаимодействие между исполнителями, текущее управление и контроль за реализацией Комплекса мер осуществляет заказчик.
Заказчик готовит для рассмотрения на заседании Правительства Тюменской области доклад о реализации Комплекса мер, а также обеспечивает соблюдение сроков и периодичности предоставления в Министерство образования и науки Российской Федерации информации о реализации Комплекса мер и сводной отчетности по установленной форме.
Информационное сопровождение реализации Комплекса мер
Основными целями работы по информационному сопровождению реализации Комплекса мер являются обеспечение максимальной прозрачности реализации проекта, нейтрализация информационных рисков, а также общественное продвижение позитивных и системных изменений в отрасли.
Механизмами организации широкого общественного обсуждения вопросов модернизации региональной системы общего образования, продвижения современных представлений о компетентностях учителя, об уровне зарплаты в соответствии с профессионализмом и достижении образовательных результатов станут:
- организация пресс-клубов, дискуссионных клубов, круглых столов на региональном и муниципальном уровнях;
- межведомственное взаимодействие с различными ведомствами в части продвижения информации, ведущими региональными СМИ;
- организация специального раздела для размещения новостей, аналитических статей, видеороликов и инфографики на Портале органов государственной власти Тюменской области, сайтах подведомственных учреждений образования.
Для представителей региональных СМИ планируется организация выездных семинаров с целью тиражирования позитивного опыта модернизации региональных систем общего образования, а также погружения в образовательную среду журналистского пула благодаря проведению специальных открытых уроков для достижения максимальной прозрачности реализации хода проекта в части введения ФГОС, внедрения современных педагогических технологий.
Кроме того, в рамках информационного сопровождения хода реализации проекта осуществлен переход на еженедельный режим медиа-планирования с руководителями ведущих СМИ региона с целью активизации предоставления в СМИ работы по реализации Комплекса мер.
В практику работы планируется ввести проведение мониторинга эффективности продвижения позитивного опыта, результаты которого должны демонстрировать качественные изменения отношения к учителю, к руководителю школы, к самой школе, системе образования и профессии учителя в целом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.