Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 19 апреля 2012 г. N 224
Информация
о деятельности в 2011 году государственного учреждения - Тюменского
регионального отделения Фонда социального страхования
Российской Федерации
(представлена в областную Думу и.о. управляющего государственным
учреждением - Тюменским региональным отделением Фонда
социального страхования Российской Федерации
А.Я. Косенковым 05.03.2012)
В 2011 году деятельность государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - региональное отделение) велась в соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101.
При осуществлении своих полномочий региональное отделение руководствовалось федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями и приказами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также - Фонд).
Основным приоритетом в работе регионального отделения остается работа со страхователями, от которой зависят поступления в доходную часть бюджета регионального отделения и реализация возложенных на региональное отделение функций, прежде всего: своевременная оплата пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение дефицита бюджета. В ближайшие годы ставится целью сбалансировать бюджет в части страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с основными принципами социального страхования: эквивалентности взносов и страховых выплат из бюджета.
Бюджет регионального отделения в 2011 году формировался, расходовался, а также его исполнение контролировалось в соответствии с постановлениями Фонда социального страхования Российской Федерации от 14.12.2010 N 261 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и от 26.12.2011 N 307 "О внесении изменений в постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 14.12.2011 N 261".
Число страхователей, состоящих на учете в филиалах регионального отделения на конец отчетного периода, составило 49068, что на 475 больше, чем на 1 января 2011 года.
В 2011 году 36816 страхователей, состоящих на учете, представили расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, что составило 75%, в том числе с электронно-цифровой подписью - 7176 страхователей, или 19,5% от числа страхователей, представивших отчеты.
Численность работающих у страхователей, уплачивающих страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за 2011 год составила 589608 человек, что на 2,4% выше, чем в 2010 году.
Выплаты и иные вознаграждения в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, в 2011 году составили 142564593,5 тыс. руб. Рост к уровню 2010 года составил 14,6%. Основной причиной увеличения за год объема выплат в пользу работников является увеличение среднемесячных выплат на 11,9%, а также увеличение численности работающих.
Сумма всех выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в соответствии с частями 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), за отчетный период составила 153076170,7 тыс. руб., что на 34,3% больше, чем в 2010 году. Основной причиной увеличения за год объема выплат в пользу работников является перевод страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, на общую систему начисления страховых взносов, а также увеличение среднемесячных выплат.
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 9 Закона N 212-ФЗ, а также суммы, превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов, установленную в соответствии со статьей 8 Закона N 212-ФЗ, сложились в объеме 39717645,7 тыс. руб., что составляет 25,9% от суммы всех выплат, начисленных в пользу физических лиц.
База для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с начала расчетного периода составила 113358525,0 тыс. руб., что составляет 74,1% от суммы всех выплат, начисленных в пользу физических лиц.
К уровню 2010 года база для начисления страховых взносов увеличилась на 32992781,0 тыс. руб., или на 41,1%. Увеличение базы для начисления страховых взносов произошло в связи с переходом с 1 января 2011 года страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, на уплату страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и ростом численности работающих.
1. Доходы
В 2011 году собственные доходы по региональному отделению сложились в сумме 4157626,8 тыс. руб., или 108,2% к годовому бюджетному назначению. К уровню 2010 года собственные доходы увеличились на 996279,5 тыс. руб., или на 31,5%.
Всего доходов с учетом поступлений (1233156,7 тыс. руб.) из Фонда социального страхования Российской Федерации получено в сумме 5393104,6 тыс. руб. К уровню 2010 года общий рост доходов составил 6,6% за счет увеличения объемов доходов по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Удельный вес собственных доходов по отношению к общим доходам имеет тенденцию к росту. Так, в 2010 году процент собственных доходов к общей сумме доходов составлял 62,5%, в 2011 году - 77%.
1.1. Доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством получены в сумме 3497207,8 тыс. руб., или 107,8% к утвержденному бюджетному назначению.
К уровню 2010 года доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством увеличились на 915274,4 тыс. руб., или на 35,4%.
Основной статьей доходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются страховые взносы, полученные за отчетный период в сумме 3223270,6 тыс. руб. Утвержденное бюджетное назначение по данной статье исполнено на 102%.
Средний тариф страховых взносов сложился в размере 2,86%, в том числе по сельскохозяйственным товаропроизводителям - на 1,9%. Коэффициент сбора страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составил 99,2%. Рост коэффициента сбора к уровню 2010 года составил 0,1%.
В сравнении с показателем 2010 года поступление страховых взносов за отчетный период увеличилось на 936815,6 тыс. руб. Рост составил 41%. Увеличение поступлений страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством произошло в связи с переходом с 1 января 2011 года страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, на уплату страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и ростом численности работающих. Кроме того, в доходы за отчетный период поступила доля налогов на совокупный доход в сумме 78783,4 тыс. руб.
1.2. Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний получены в сумме 660419,0 тыс. руб., что составляет 110,7% исполнения годового бюджетного назначения. Основной статьей доходов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются страховые взносы. За 2011 год страховые взносы получены в сумме 654346,3 тыс. руб., или 109,9% к утвержденному бюджетному назначению.
За отчетный период средний тариф страховых взносов по данному виду социального страхования в Тюменской области сложился в размере 0,46%.
Коэффициент сбора страховых взносов составил 100,2%. Рост к уровню 2010 года на 2,5%.
Объем доходов по страховым взносам увеличился к уровню 2010 года на 88134,5 тыс. руб., или на 15,6% за счет роста среднемесячной заработной платы.
Поступление капитализированных платежей ликвидируемых предприятий на дальнейшее обеспечение бывших работников по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составило 565,5 тыс. руб.
2. Расходы
За отчетный период расходы по двум видам обязательного социального страхования по региональному отделению составили 4346627,9 тыс. руб., или 100,2% к утвержденным бюджетным назначениям. Увеличение расходов к уровню 2010 года составило 9,2%.
2.1. Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 3927560,7 тыс. руб., или 112,3% от собственных доходов по данному виду страхования. Дефицит собственных средств за отчетный период составил 430352,9 тыс. руб. Утвержденное бюджетное назначение по расходам исполнено на 100,3%.
К уровню 2010 года рост составил 9% в связи с увеличением размеров и количества оплаченных пособий.
2.1.1. Пособия по временной нетрудоспособности.
В расходах на оплату пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством наибольший удельный вес составляют расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности - 36% (в сумме 1374114,1 тыс. руб., или 104% от утвержденного бюджетного назначения).
К уровню 2010 года расходы снизились на 12,9%, или на 203681,2 тыс. руб. Снижение расходов обусловлено снижением среднего размера дневного пособия по временной нетрудоспособности на 53,5 руб., или на 11,2%. Снижение среднедневного пособия связано с увеличением с 1 января 2011 года расчетного периода для исчисления пособия с 12 месяцев до двух календарных лет. На 62,8 тыс. дней, или на 1,9%, снизилось число оплаченных дней по временной нетрудоспособности.
Региональное отделение осуществляет выдачу бланков листков нетрудоспособности медицинским учреждениям области, контроль порядка учета, хранения и выдачи листков нетрудоспособности гражданам, а также экспертизу временной нетрудоспособности граждан.
Во исполнение приказа Фонда социального страхования Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 197 "О введении в обращение новой формы бланка листка нетрудоспособности" в региональном отделении и филиалах систематически проводится разъяснительная работа со страхователями, застрахованными гражданами и медицинскими организациями (совместно с департаментом здравоохранения Тюменской области) по порядку оформления новых бланков листков нетрудоспособности (введены с 01.07.2011).
В результате проводимой работы процент испорченных листков нетрудоспособности минимальный (5%), что позволяет своевременно производить расчеты и обеспечивать застрахованных граждан пособиями по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По состоянию на 1 января 2011 года на территории Тюменской области числится 123 медицинских организации различной организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющих на основании лицензий на оказание медицинской деятельности экспертизу временной нетрудоспособности.
В целях выполнения контрольной функции сотрудники отдела анализа экспертизы нетрудоспособности проводят межведомственные и вневедомственные проверки медицинских организаций, осуществляющих экспертную деятельность. Проверки осуществляются в соответствии с ежегодно утверждаемыми планами совместных проверок с территориальным управлением Росздравнадзора. При отсутствии существенных замечаний по итогам прошедших проверок каждая организация проверяется не чаще 1 раза в 5 лет.
Всего в 2011 году проведено 482 проверки медицинских организаций (95 плановых и 387 внеплановых), в ходе которых осуществлена экспертиза 77393 случаев временной нетрудоспособности, повлекших выдачу листка нетрудоспособности, что составляет 25,2% от всех выданных в области бланков листков нетрудоспособности. Нарушения установленного порядка выдачи и продления листков нетрудоспособности составили менее 0,09%.
Результаты проверок доводятся до сведения руководителей органов управления здравоохранением и Управления Росздравнадзора по Тюменской области.
2.1.2. Пособия по беременности и родам.
Расходы на выплату пособий по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в структуре расходов по обязательному социальному страхованию составляют 25,2% (в сумме 990299,1 тыс. руб., или 94,7% к годовому бюджетному назначению).
Общее число оплаченных дней по беременности и родам составило в отчетном году 1923738 дней.
По сравнению с уровнем 2010 года число оплаченных дней увеличилось на 292331 день, размер среднедневного пособия увеличился на 25,02 руб., или на 5,1%, а расходы возросли на 191295,7 тыс. руб., или на 23,9%.
2.1.3. Пособия при рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Расходы на выплату пособий при рождении ребенка гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, составили 207015,7 тыс. руб., или 100,2% к годовому бюджетному назначению. При рождении ребенка оплачено 15264 пособия.
К уровню 2010 года число оплаченных пособий увеличилось на 2000, или на 15,2%. Расходы возросли на 39249,2 тыс. руб., или на 23,4%, в связи с индексацией размера пособия при рождении и увеличением количества выплат.
Расходы на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 1235785,0 тыс. руб., или 101,2% к бюджетному назначению. Оплачено 195925 пособий. Средний размер пособия составил 6307,44 руб.
По сравнению с уровнем 2010 года число оплаченных пособий увеличилось на 36720, или на 23,1%. Расходы увеличились на 277647,9 тыс. руб., или на 29%, в связи с ростом среднего размера пособия на 4,8% и количества выплат.
2.1.4. Другие пособия.
Расходы на выплату пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, составили 4474,9 тыс. руб., или 100,3% к утвержденному бюджетному назначению. Оплачено 8830 пособий. По сравнению с уровнем 2010 года число оплаченных пособий увеличилось на 1182, или на 15,5%, расходы возросли на 856,3 тыс. руб.
Расходы на выплату пособий на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальные пособия на погребение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации исполнены на 89,3% к бюджетному назначению и составили 4339,9 тыс. руб.
2.2. Расходы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страхование от несчастных случаев) за отчетный год составили 419067,3 тыс. руб. К уровню 2010 года расходы возросли на 11,1%.
2.2.1. Расходы, направленные на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве, составили 27538,9 тыс. руб., что на 15,4% больше, чем в 2010 году (23870,0 тыс. руб.).
2.2.2. Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета по страхованию от несчастных случаев занимают ежемесячные страховые выплаты - 60,3%, в сумме расходы составили 252678,9 тыс. руб., или 99,9% к бюджетному назначению. К уровню прошлого года произошел рост на 11,4% в связи с увеличением среднего размера выплаты до 6,5 тыс. руб., в т.ч. за счет индексации ее максимального размера на коэффициент 1,065.
2.2.3. За отчетный период расходы на оплату единовременных страховых выплат уменьшились к уровню 2010 года на 5,4% и составили 3755,6 тыс. руб. благодаря снижению уровня травматизма.
В 2011 году произведено 87 единовременных страховых выплат (в 2010 году - 100 выплат).
В 2011 году зарегистрировано 652 страховых случая производственного травматизма и впервые выявленных профессиональных заболеваний, что на 44 случая меньше, чем в предыдущем году, из них:
- со смертельным исходом - 14 (на 41,7% меньше аналогичного показателя 2010 года);
- с тяжелым исходом - 82 (на 6,5% больше, чем в 2010 году);
- впервые выявленные профзаболевания - 17 (уровень 2010 года).
Коэффициент частоты страховых случаев на тысячу работающих составил 1,08.
2.2.4. Расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших на производстве в 2011 году составили 58817,7 тыс. руб., что составляет 111,1% к уровню предыдущего года.
В 2011 году прошли реабилитацию 2229 пострадавших на производстве, что больше на 101 человека, чем в 2010 году. Все заявки на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших выполнены в полном объеме.
Активно осуществляется финансирование лечения пострадавших непосредственно после тяжелых несчастных случаев на производстве. Так, оплачены расходы на общую сумму 6260,5 тыс. руб. за лечение 101 пострадавшего (в 2010 году - 107) в результате тяжелого несчастного случая на производстве.
По 37 страховым случаям лечение завершено. Из них:
- у 31 пострадавшего (84%) восстановлена трудоспособность;
- установлена степень утраты профессиональной трудоспособности 6 пострадавших (16%).
2.2.5. Финансирование предупредительных мер.
Одной из ключевых задач страхования от несчастных случаев является обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
Годовой план по обеспечению предупредительных мер составил 27248,7 тыс. руб. Фактически за 2011 год использовано 27192,1 тыс. руб., что на 21,3% больше соответствующего показателя прошлого года. Объем финансирования ограничивается лишь объемом поступающих к установленному нормативными актами сроку заявок страхователей.
2.2.6. Скидки и надбавки.
С целью экономического стимулирования хозяйствующих субъектов к созданию безопасных условий труда для работников и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2001 года N 652 об утверждении правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам в 2011 году установлены:
- надбавка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на общую сумму 9850,5 тыс. руб. - 47 страхователям;
- скидка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на сумму 543,9 тыс. руб. - 5 страхователям.
Незначительное количество страхователей, получающих скидки к страховому тарифу, обусловлено жесткими вводными требованиями для его расчета, установленными нормативными актами, - необходимы высокие показатели уровня проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров страхователем. Страхователи не проводят данные мероприятия в требуемых объемах.
3. Финансирование за счет средств федерального бюджета и федерального
фонда обязательного медицинского страхования
За отчетный период поступило денежных средств из федерального бюджета и федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 867716,7 тыс. руб.
3.1. В рамках финансирования государственных гарантий нестрахового характера (неработающим) за счет средств федерального бюджета региональное отделение обеспечило выплату следующих пособий:
- гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний;
- по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов;
- по уходу за детьми-инвалидами;
- при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами в установленном порядке;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами в установленном порядке.
3.2. Финансирование программы родовых сертификатов за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В 2011 году региональное отделение продолжило работу по оплате медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни.
В рамках этой работы в 2011 году заключены договоры с 41 медицинской организацией, в которые перечислено 213159 тыс. руб., что выше уровня 2010 года на 3,5%, или на 7276 тыс. руб.
Приняты от медицинских учреждений на оплату медицинской помощи женщинам и детям 72488 талонов, в том числе:
- в период беременности - 19422 талона N 1 (сумма 58266 тыс. руб.);
- в период родов и в послеродовом периоде - 20314 талонов N 2 (сумма 121884 тыс. руб.);
- за диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни - 32752 талона N 3 (сумма 33009 тыс. руб.).
По сравнению с показателем 2010 года количество оплаченных талонов увеличилось на 1097, или на 1,5%.
4. Контрольно-ревизионная деятельность
Контрольно-ревизионная работа в региональном отделении в отчетном периоде осуществлялась штатом специалистов-ревизоров аппарата регионального отделения и специалистами-ревизорами филиалов.
Контрольно-ревизионная служба аппарата и филиалов отделения в 2011 году вела работу в соответствии с утвержденным по согласованию с Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области годовым планом выездных документальных проверок страхователей, а также планом проверок организаций, использующих средства Фонда.
4.1. Выездные документальные проверки страхователей.
По двум видам страхования: обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний проверено 1926 страхователей, в том числе по плану - 1207 страхователей.
4.1.1. Контроль за правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты страхователями страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Составлено 1046 актов выездных проверок.
В результате выездных документальных проверок финансовые санкции составили 850,02 тыс. руб., в том числе:
- доначислены страховые взносы на сумму 542,50 тыс. руб.;
- начислены пени на сумму 255,81 тыс. руб.;
- применены штрафные санкции на сумму 51,71 тыс. руб.
Поступило либо зачтено 829,78 тыс. руб. Поступление средств в результате применения финансовых санкций составило 97,62% от предъявленных в отчетном году.
4.1.2. Контроль за правильностью расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование в счет уплаты единого социального налога за период до 2010 года.
Проверено 1207 страхователей.
Не принято к зачету расходов на сумму 7141,70 тыс. руб., из них:
- по единому социальному налогу - 3704,67 тыс. руб.;
- по взносам на социальное страхование - 3437,73 тыс. руб.
4.1.3. Контроль за начислением, уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходованием этих средств.
Составлено 1264 акта проверки страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В результате выездных документальных проверок финансовые санкции составили 968,07 тыс. руб., в том числе:
- доначислены страховые взносы - 545,21 тыс. руб.;
- не приняты к зачету расходы - 40,30 тыс. руб.;
- начислены пени - 270,64 тыс. руб.;
- применены штрафные санкции - 111,92 тыс. руб.
Поступило либо зачтено 950,40 тыс. руб. Поступление средств в результате применения финансовых санкций составило 98,2% от предъявленных в отчетном году.
4.1.4. Кроме того, проведены выездные проверки по рассмотрению обращений страхователей за выделением необходимых средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Составлено 660 актов, выделено 273291,82 тыс. руб.
4.2. Камеральные проверки.
Камеральные проверки проводятся по месту нахождения филиалов регионального отделения на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов.
4.2.1. В ходе камеральных проверок правильности начисления, полноты и своевременности уплаты страхователями страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составлено 18490 актов и 16861 справка о выявленной недоимке.
В результате проверок выявлено:
- недоимка - 61051,58 тыс. руб.;
- начислены пени - 1005,58 тыс. руб.;
- применены штрафные санкции - 473,82 тыс. руб.;
- не приняты к зачету средства - 1441,63 тыс. руб.
4.2.2. Проведены камеральные проверки представленных страхователями отчетности по средствам Фонда и документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при обращении страхователей за выделением средств на осуществление (возмещение) одноименных расходов.
За 2011 год поступило 15891 обращение о выделении средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 1162723,84 тыс. руб. Выделено 1094810,74 тыс. руб. В связи с некорректными расчетами и злоупотреблениями при исчислении пособий отказано в выделении средств на сумму 49664,23 тыс. руб.
4.2.3. В ходе камеральных проверок по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составлено 15950 актов.
В результате проверок выявлено:
- недоимка - 27409,42 тыс. руб.;
- доначислены страховые взносы - 240,92 тыс. руб.;
- начислены пени - 1012,19 тыс. руб.;
- применены штрафные санкции - 1011,13 тыс. руб.;
- не приняты к зачету средства - 30,10 тыс. руб.
4.2.4. За 2011 год поступило 191 обращение о выделении средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму 10659,05 тыс. руб. Выделено 10058,37 тыс. руб.
4.3. Контроль расходования средств федерального бюджета органами социальной защиты населения.
Региональным отделением направлялись средства федерального бюджета в департамент социального развития Тюменской области на основании договора от 29.12.2010 N 330-10/458 "О финансовом обеспечении расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке".
Ежеквартально осуществлялись проверки департамента социального развития Тюменской области и 25 его территориальных управлений на предмет обоснованности осуществляемых выплат пособий неработающим гражданам. Всего проведено 104 проверки. Не принято к зачету 14943,79 руб. Вся сумма возвращена в бюджет Фонда.
4.4. Контроль финансирования программы родовых сертификатов.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 987, от 30.12.2006 N 869, от 30.12.2005 N 852, во исполнение приказов Фонда от 01.01.2008 N 1, от 12.01.2007 N 10, от 10.01.2006 N 3, а также в целях организации контроля за правильностью выдачи учреждениями здравоохранения родовых сертификатов и обоснованностью их предъявления к оплате в 2011 году проведены 50 выездных и 1 камеральная проверка учреждений здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни. Проверены 100% учреждений здравоохранения, с которыми заключены договоры (всего 41) на 2011 год.
По результатам проверок не приняты к зачету:
- 5 талонов N 1 - 15000 рублей;
- 2 талона N 3-1 - 2000 рублей;
- 17 талонов N 3-2 - 17000 рублей.
Вся сумма возвращена в бюджет Фонда.
4.5. Организация внутреннего контроля.
Контрольно-ревизионный отдел аппарата регионального отделения ежегодно проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности аппарата регионального отделения и филиалов в соответствии с утвержденным графиком.
Проведены плановые ревизии финансово-хозяйственной деятельности во всех 4 филиалах регионального отделения по исполнению бюджета за период деятельности с 01.01.2011 по 31.12.2011.
В актах ревизий филиалов в полном объеме отражена работа филиалов с подсистемами ведомственной информационной системы ЕИИС "Соцстрах"; проведен анализ соответствия данных в первичных документах базам данных подсистем ЕИИС "Соцстрах"; отражены результаты контроля соблюдения требований нормативных правовых актов при реализации возложенных на филиалы функций.
5. Взаиморасчеты и взыскание задолженности по администрируемым
страховым взносам
5.1. Задолженность за региональным отделением по состоянию на 01.01.2012 составила:
- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 561015,3 тыс. руб., или 17,3% к начисленным страховым взносам (в том числе за счет превышения расходов на пособия над начисленными страховыми взносами в сумме 480650,6 тыс. руб.);
- по страхованию от несчастных случаев - 18815,1 тыс. руб., или 2,9% к начисленным страховым взносам.
5.2. Задолженность за страхователями по состоянию на 01.01.2012 составила:
- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 52501,2 тыс. руб., или 1,6% от начисленных страховых взносов, в т.ч. просроченная задолженность по страховым взносам - 17518,4 тыс. руб., или 0,5% от начисленных страховых взносов за 2011 год. Прирост уровня просроченной задолженности в сравнении с итогами 2010 года составил 9951 тыс. руб. и обусловлен тем, что с 1 января 2011 года страхователи, применяющие специальные режимы налогообложения, переведены на общий тариф страховых взносов по данному виду страхования;
- по страхованию от несчастных случаев - 55532,8 тыс. руб., или 8,5% от начисленных взносов. Просроченная задолженность страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний составила 20254,9 тыс. руб., или 36,4% от общей задолженности, и 3,1% от начисленных страховых взносов. В сравнении с итогами 2010 года достигнуто снижение уровня просроченной задолженности на 2868,5 тыс. руб., или на 12,4%.
Региональным отделением принимался весь комплекс мер, предусмотренный действующим законодательством, направленный на недопущение образования и снижение просроченной задолженности страхователей по двум видам социального страхования.
С целью снижения задолженности страхователей региональным отделением разработаны методические рекомендации для организации работы филиалов по снижению такой задолженности.
Благодаря совместной работе с администрациями городов и муниципальных образований, органами прокуратуры, службой судебных приставов, комиссиями по урегулированию задолженностей в бюджеты и невыплатам заработной платы удалось достичь снижения уровня просроченной задолженности по страховым взносам на страхование от несчастных случаев. Данная работа продолжается на постоянной основе.
Коэффициент зачисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2011 году составил 100,2% (рост к показателям 2010 года - 2,5%), на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности - 99,2% (рост к показателям 2010 года - 0,1%).
6. Деятельность юридической службы
Специалисты правового отдела и филиалов регионального отделения (далее - специалисты регионального отделения) в течение 2011 года приняли участие в 246 заседаниях судов различных инстанций.
В целом в 2011 году к региональному отделению было предъявлено 58 исков о взыскании общей суммы 7385,78 тыс. руб. Региональным отделением предъявлено 51 исковое заявление о взыскании суммы 42886,15 тыс. руб. По 38 исковым заявлениям (сумма взыскания - 11815,91 тыс. руб.) региональное отделение было привлечено в качестве третьего лица.
6.1. Суды общей юрисдикции.
В судах общей юрисдикции рассматривались споры о назначении и выплате страхового обеспечения по несчастным случаям на производстве, об индексации и перерасчете страховых выплат, взыскании задолженности по страховым выплатам, взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, трудовых правоотношениях, об установлении фактов нахождения на иждивении.
Рассмотрено по существу 65 дел о взыскании денежных средств на сумму 16916,99 тыс. руб. Из них:
- к региональному отделению предъявлено 13 исков о взыскании средств на сумму 3311,57 тыс. руб., 6 из которых удовлетворено (сумма взысканий - 127,46 тыс. руб.);
- региональным отделением предъявлено 17 исков о взыскании средств на сумму 1829,91 тыс. руб., из них удовлетворено 7 исков (сумма 977,37 тыс. руб.), по 2 искам отказано, по 8 искам дела находятся в процессе рассмотрения;
- в качестве третьего лица региональное отделение привлекалось к участию в судебных заседаниях по 35 предъявленным искам о взыскании средств на сумму 11775,51 тыс. руб., из них в пользу граждан вынесено 29 решений о взыскании средств на общую сумму 3268,5 тыс. руб.
При этом:
- по вопросам о назначении и выплате страхового обеспечения в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями в судах общей юрисдикции рассмотрено 10 исков о взыскании средств на сумму 9256,82 тыс. руб., из них удовлетворено 6 исков (сумма 1466,56 тыс. руб.);
- по вопросам о выплате пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством рассмотрено 15 исков о взыскании средств на сумму 2177,22 тыс. руб., из них удовлетворено 3 иска (сумма 793,46 тыс. руб.), частично удовлетворено 12 исков (сумма 1029,68 тыс. руб.).
В вышестоящих судебных инстанциях при участии регионального отделения рассмотрено 12 кассационных жалоб, из них 9 решений оставлено без изменений, 3 дела направлено на новое рассмотрение.
Мировыми судьями рассмотрено 9 дел, из них региональным отделением предъявлено 6 исков о взыскании средств на сумму 128,99 тыс. руб., из них удовлетворено 3 иска (сумма 85,66 тыс. руб.), по 1 иску отказано в удовлетворении, 2 иска находятся в процессе рассмотрения. К региональному отделению предъявлен 1 иск о взыскании средств на сумму 4,04 тыс. руб., в удовлетворении которого отказано. В качестве третьего лица региональное отделение участвовало в рассмотрении 2 исков о взыскании средств на сумму 35,82 тыс. руб.
В апелляционной инстанции обжаловано 2 решения, из них по 1 жалобе принят новый судебный акт, по 1 жалобе решение оставлено без изменения.
6.2. Арбитражные суды.
В арбитражных судах рассматривались дела о взыскании капитализированных платежей с ликвидируемых предприятий - причинителей вреда работникам, непринятии к зачету расходов, осуществленных работодателями на выплату пособий, возмещении расходов по выплатам пособий, взыскании недоимки по страховым взносам и пени, начислении страховых взносов, взыскании задолженности по государственным контрактам.
Всего в 2011 году в арбитражных судах с участием специалистов регионального отделения было рассмотрено 74 дела о взыскании денежных средств на сумму 45002,01 тыс. руб. Из них:
- предъявлено к региональному отделению 44 иска о взыскании средств на сумму 4070,17 тыс. руб., из которых удовлетворено 28 (сумма 2051,11 тыс. руб.). По 13 искам в удовлетворении отказано. По 3 искам дела находятся в процессе рассмотрения;
- региональным отделением направлено в арбитражные суды 28 исковых заявлений о взыскании суммы 40927,25 тыс. руб., из них удовлетворено 18 исков (сумма 22216,44 тыс. руб.). По 6 искам в удовлетворении отказано. В процессе рассмотрения находится 3 дела, 1 дело оставлено без рассмотрения.
В качестве третьего лица в арбитражных судах региональное отделение приняло участие в рассмотрении 1 иска о взыскании средств на сумму 4,58 тыс. руб.
В 2011 году специалисты регионального отделения приняли участие в рассмотрении 22 жалоб в вышестоящих судебных инстанциях (надзорных и кассационных), из них оставлено без изменения 14 судебных актов, отменено решение и вынесен новый судебный акт по 6 делам. В процессе рассмотрения находится 2 дела.
6.3. Принятие мер, направленных на восстановление нарушенных прав работников на получение пособий.
В настоящее время действует зачетная система выплаты пособий, которая эффективна для бюджетных и крупных стабильных предприятий. Вместе с тем зачетный принцип не позволяет Фонду своевременно выявлять и пресекать действия недобросовестных работодателей, которые по тем или иным причинам лишают работников страховой выплаты в период нетрудоспособности, отпуска по уходу за ребенком.
Так, в течение 2011 года в региональное отделение и его филиалы поступило 81 обращение граждан о невыплате им различных видов пособий работодателями. Все обращения рассмотрены, заявителям даны письменные разъяснения, в отдельных случаях оказана помощь в составлении исковых заявлений, проведена работа со страхователями-работодателями. В результате проведенной работы 40 заявителей получили причитающиеся суммы пособий.
С целью усиления контроля за назначением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию региональным отделением проводится совместная работа с органами прокуратуры и инспекцией труда.
Часть обращений региональным отделением и филиалами для принятия мер административного характера направлена в Государственную инспекцию труда в Тюменской области (4 заявления) и прокуратуру (5 заявлений).
В связи с тяжелым финансовым положением, сложившимся на некоторых предприятиях, в 2011 году филиалами регионального отделения осуществлялись выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством непосредственно на лицевые счета получателей. Всего произведены выплаты указанных пособий на общую сумму 8686,05 тыс. руб. 196 получателям.
7. Организация работы по размещению заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в 2011 году проведено 84 процедуры размещения заказа.
По результатам проведения процедур размещения заказа единой комиссией было рассмотрено 184 заявки, а региональным отделением заключено 86 государственных контрактов. Из них по результатам проведения открытого конкурса - 25; по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме - 23; по результатам проведения запросов котировок цен - 38.
Заказчиком при проведении процедур размещения заказа была определена суммарная начальная цена контрактов (лотов), выставленных на торги, в сумме 77970 тыс. руб.
Общая стоимость заключенных контрактов по проведенным процедурам составила 74443 тыс. руб., из них по результатам проведенных открытых конкурсов - 51884 тыс. руб., по результатам проведенных открытых аукционов в электронной форме - 15834 тыс. руб., по результатам проведенных запросов котировок цен - 6724 тыс. руб.
Экономия бюджетных средств по итогам проведения торгов и запросов котировок цен в 2011 году составила 3527 тыс. руб.
Без проведения торгов заключено 164 гражданско-правовых договора на сумму 5780 тыс. руб. и 5 государственных контрактов с единственными поставщиками (с субъектами естественных монополий) на сумму 1963 тыс. руб.
8. Кадровый потенциал и организация деятельности
регионального отделения
В структуру регионального отделения входят 14 структурных подразделений, сформированных по основным направлениям деятельности, и 4 филиала.
В региональном отделении действует координационный совет, являющийся коллегиальным (совещательным) органом, на заседаниях которого рассматриваются вопросы деятельности регионального отделения.
Координационный совет сформирован из лиц, входящих в него по должности (управляющий региональным отделением и его заместители), представительствующих на постоянной основе (по одному представителю от органов труда и занятости населения, финансового органа, органа социальной защиты населения, налоговой службы, Управления Центрального банка России по Тюменской области) и на основе ротации (представители от объединений профсоюзов, работодателей, организаций, деятельность которых связана с защитой интересов семей работников).
Председателем координационного совета является управляющий региональным отделением. Состав совета утвержден приказом Фонда социального страхования Российской Федерации.
В декабре 2011 года состоялось заседание координационного совета регионального отделения, на котором были рассмотрены вопросы о мерах по сокращению задолженности страхователей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о мероприятиях, проводимых в связи с введением нового бланка листка нетрудоспособности и изменением порядка его выдачи.
Фактическая численность работников регионального отделения вместе с его филиалами составляет 251 человек. Средний возраст работника регионального отделения - 38 лет.
В истекшем году аппаратом и филиалами регионального отделения зарегистрировано 49709 документов общей регистрации, в том числе 35897 входящих и 13812 исходящих. По сравнению с аналогичным показателем 2010 года общее количество документов уменьшилось на 23,4% (входящих документов - на 27,1%, исходящих - на 11,9%) в связи с передачей департаменту социального развития Тюменской области полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, а также по предоставлению льготной категории граждан путевок на санаторно-курортное лечение.
Одним из приоритетных направлений в деятельности регионального отделения и его филиалов является работа с письменными и устными обращениями граждан.
В течение 2011 года поступило 1477 обращений граждан, в том числе 592 письменных и 885 устных. По сравнению с аналогичным показателем 2010 года общее количество письменных и устных обращений граждан, рассмотренных в региональном отделении и филиалах в 2011 году, увеличилось на 567 (38,4%).
Тематика обращений граждан представлена в основном вопросами обеспечения пособиями в связи с материнством (43,6%), оформления и выдачи листков нетрудоспособности (19,7%), обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности (19,2%), назначения и осуществления страховых выплат (5,9%) и другими вопросами социального страхования.
Существенно возросло количество обращений по вопросам обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по вопросам порядка оформления и выдачи листков нетрудоспособности. Основной причиной активности заявителей является изменение нормативной правовой базы, регулирующей данную сферу.
Результаты рассмотрения устных обращений граждан на личном приеме:
- разъяснено - 873 (98,6%);
- решено положительно - 7 (0,8%);
- переадресовано по принадлежности - 5 (0,6%).
Результаты рассмотрения письменных обращений граждан:
- разъяснено - 488 (82,4%);
- решено положительно - 45 (7,6%);
- переадресовано по принадлежности - 59 (10%).
9. Совершенствование работы по предоставлению государственных услуг
Во исполнение Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при использовании информационно-телекоммуникационных технологий региональное отделение подключено к федеральной системе межведомственного взаимодействия, использование которой позволяет запрашивать в других федеральных органах исполнительной власти сведения, необходимые для оказания государственных услуг заявителям региональным отделением. Для обеспечения гарантий реализации Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ со структурами - контрагентами взаимодействия определены резервные механизмы обмена необходимой информацией в случаях неработоспособности основных электронных сервисов.
С ноября 2011 года региональное отделение является участником системы межведомственного взаимодействия Тюменской области. Региональное отделение является поставщиком информации для департамента социального развития Тюменской области о неполучении пособий в системе Фонда социального страхования Российской Федерации самозанятыми гражданами, ранее получавшими данные сведения в виде справок в филиалах регионального отделения.
Для повышения информированности страхователей и жителей города Тюмени и юга Тюменской области о работе регионального отделения, базе законодательных документов, составляющих нормативно-правовую и организационно-распорядительную основу обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и страхования от несчастных случаев, оперативного получения консультаций страхователями и гражданами функционирует сайт Тюменского регионального отделения: www.fsstyumen.ru.
Специалистами регионального отделения проводится разъяснительная работа:
- в средствах массовой информации;
- на семинарах по обучению страхователей;
- путем издания и распространения буклетов и брошюр, в том числе в электронном виде, и т.п.
Статистические данные о деятельности регионального отделения, за исключением тех, которые составляют индивидуальные сведения о гражданах - получателях услуг и охраняются законом, представлены в режиме реального времени в информационной поисково-мониторинговой системе Фонда социального страхования Российской Федерации по адресу: http://fz122.fss.ru.
10. Проверки контролирующими органами
В отношении регионального отделения проведены следующие контрольные мероприятия:
- проверка территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области по использованию средств, выделенных в 2010 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Фонду социального страхования Российской Федерации на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, иным организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет;
- плановая ревизия Фондом социального страхования Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по исполнению бюджета регионального отделения за 2009 - 2010 годы.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 19 апреля 2012 г. N 224 "Об информации о деятельности в 2011 году государственного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.