Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлениюТюменской
областной Думы
от 19 апреля 2012 г. N 231
Информация
о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 22.04.2010
N 2133 "Об информациях Правительства Тюменской области
и органов местного самоуправления Тюменской области "О состоянии
и перспективах социально-экономического развития села"
(представлена в областную Думу Вице-губернатором
Тюменской области С.М. Сарычевым 21.03.2012)
В 2011 году продолжалась работа в рамках действующих долгосрочных целевых программ по различным социально-экономическим направлениям.
1. Модернизация, ресурсосбережение и ресурсоэффективность
агропромышленного комплекса
В рамках долгосрочной целевой программы "Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области" на 2008 - 2013 гг. предоставляется государственная поддержка на модернизацию производства, техническое и технологическое оснащение и перевооружение предприятий, улучшение генетики животных и растений.
В 2011 году в Тюменской области введено в эксплуатацию 3,0 тыс. скотомест на молочных комплексах. Для комплектования молочных комплексов в область ввезено 2677 голов нетелей зарубежной селекции.
Доля племенного крупного рогатого скота в общем поголовье достигла в 2011 году 25%. Удельный вес высокопродуктивного скота в сельскохозяйственных организациях составил 60%.
Следствием обновления генетики молочного скота является рост его продуктивности. За пять лет продуктивность молочного стада выросла в 1,3 раза. В 2011 году надой на 1 корову на сельскохозяйственных предприятиях (без субъектов малого предпринимательства) составил 5659 килограммов, что является самым высоким показателем среди регионов Урала и Сибири.
В целях снижения влияния природных факторов на результаты в растениеводстве в Тюменской области ведется работа по семеноводству зерновых и зернобобовых культур, а также улучшению сортовых и качественных характеристик семенного материала.
Доля семян, отвечающих требованиям посевного стандарта, увеличилась на 1,8% и составила 97,8% от общего количества. В десяти районах области посевы выполняются только кондиционными семенами.
Объем высева семян высоких репродукций увеличился на 1% и составил 97% от общего количества. В шести районах доля семян высоких репродукций составляет 100%, еще в четырех - превышает средний областной уровень.
В прошедшем году в восьми семеноводческих хозяйствах области завершено строительство сушильно-сортировальных комплексов.
Наиболее наглядные результаты предпринимаемых мер по ресурсосбережению и ресурсоэффективности в агропромышленном комплексе являются следствием технического перевооружения отрасли.
В течение 2011 года сельскохозяйственные предприятия области приобрели 874 ед. основных видов сельскохозяйственной техники, в том числе 361 трактор, 110 зерноуборочных и 133 самоходных кормоуборочных комбайнов и кормозаготовительных комплексов.
В настоящее время доля энергонасыщенных тракторов от их общего наличия составляет 25%, высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов - 46%, кормоуборочной техники - 45%.
Использование современной высокоэффективной техники обеспечивает рост производительности и экономию материальных ресурсов. К примеру, средняя выработка на один широкозахватный посевной комплекс - свыше 1600 га, что в пять раз выше, чем у традиционно используемых посевных агрегатов.
Широкозахватными многофункциональными посевными комплексами, составляющими по численности менее 6% (5,7%) от общего количества посевной техники, выполнены посевы на площади, составляющей 44,9% посевных площадей области.
Применение высокопроизводительной эффективной техники и ресурсосберегающих технологий позволило сократить удельный годовой расход топлива до 67 кг/га (при традиционных технологиях и технике - 90 - 100 кг/га).
Благодаря использованию на полях области высокоэффективной техники площадь возделывания зерновых и зернобобовых культур по ресурсосберегающим технологиям увеличилась до 87% (в 2010 г. - 85%). На 92% площадей, занятых под посадками картофеля и овощей открытого грунта, применялись индустриальные технологии выращивания.
2. Содействие увеличению объемов сельскохозяйственного производства
Благодаря мерам государственной поддержки в сельском хозяйстве области сохраняется положительная динамика развития.
В 2011 году индекс физического объема валовой продукции сельского хозяйства составил 113,8% к уровню предыдущего года. В основном прирост получен за счет продукции растениеводства.
В 2011 году в области собран высокий урожай всех сельскохозяйственных культур. В хозяйствах всех категорий собрано 1919,5 тыс. тонн зерна, 633,7 тыс. тонн картофеля, 216,4 тыс. тонн овощей. Уровень предыдущего года превышен в 1,6 раза по производству зерновых и зернобобовых культур и в 1,2 раза - картофеля и овощей.
Урожайность зерновых и зернобобовых культур в весе после доработки составила 26,8 ц/га - самый высокий уровень за всю историю тюменского земледелия; картофеля и овощей на сельскохозяйственных предприятиях собрано соответственно 277 и 507 ц/га.
В зимовку 2011 - 2012 годов для общественного животноводства в полном объеме заготовлены грубые и сочные корма. В среднем по области в расчете на одну условную голову, по уточненным данным, запасено 34,5 центнера кормовых единиц (в 2010 году - 24,9).
В отрасли животноводства сохраняется положительная динамика производства.
В 2011 году в хозяйствах всех категорий произведено 572,8 тыс. тонн молока (100,3% к уровню предыдущего года), 1358,0 млн. штук яиц (101,7%), поставлено на убой скота и птицы общим живым весом 145,0 тыс. тонн (102%).
При этом темпы роста объемов производства в сельскохозяйственных организациях к уровню 2010 года составили: 101,4% по молоку, 101,7% по производству яиц, 104,6% по скоту и птице на убой.
3. Повышение уровня занятости сельского населения; содействие
в создании новых рабочих мест (в том числе на основе государственного
заказа), совершенствование контрактной подготовки специалистов
с высшим и средним профессиональным образованием
Повышению уровня занятости сельского населения, поддержанию стабильной ситуации на рынках труда сельскохозяйственных районов области в 2011 году способствовала реализация мероприятий долгосрочной целевой программы "Основные направления развития в области содействия занятости населения в Тюменской области".
В условиях прекращения в 2011 году софинансирования из федерального бюджета дополнительных мероприятий по организации общественных и временных работ Правительством Тюменской области было принято решение продолжить их реализацию за счет средств регионального бюджета ввиду их востребованности у населения.
В целом при содействии службы занятости населения трудоустроено 37,6 тыс. человек, в том числе 20,3 тыс. человек, или около 54% от общего числа трудоустроенных, являются жителями сельской местности.
Всего в программных мероприятиях по организации общественных и временных работ приняли участие 5,6 тыс. жителей сельской местности, или 79% от общей численности участников мероприятий, из них 2 тыс. человек трудоустроены в рамках мероприятия, организация которого осуществлялась за счет средств областного бюджета.
Реализация мероприятий по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, позволила в течение 2011 года найти работу 992 гражданам, проживающим в сельской местности, что составило около 64% от общего числа трудоустроенных в рамках данного направления.
Кроме того, трудоустройству таких неконкурентоспособных на рынке труда категорий граждан, как инвалиды, родители, воспитывающие детей-инвалидов, многодетные родители, в 2011 году способствовала реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, что позволило дополнительно трудоустроить свыше 400 граждан этих категорий, проживающих на селе, а это около 35% всех участников данных мероприятий.
В целях содействия занятости выпускников образовательных учреждений, имевших риск быть нетрудоустроенными, в 2011 году продолжалась реализация мероприятий по организации стажировки выпускников, в которых приняли участие 335 жителей сельских территорий области, что составило 45% от общего числа участников данного направления.
Для выпускников учреждений начального и среднего образования в возрасте от 18 до 20 лет, впервые ищущих работу и являющихся безработными, реализовывалось отдельное мероприятие, позволившее трудоустроить 31 сельского жителя данной категории (более 53% от общей численности участников).
В результате предпринятых мер по трудоустройству выпускников образовательных учреждений в конце 2011 года на учете в качестве безработных в Тюменской области состоял один выпускник - житель сельской местности.
В мероприятиях по трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время приняли участие 2,2 тыс. человек, проживающих в сельской местности, что составило более 50% от общего числа трудоустроенных несовершеннолетних и численности граждан данной возрастной категории, проживающих на селе.
Содействие в самозанятости оказано 396 гражданам, проживающим в сельской местности, что составило 56% от числа участников мероприятия в 2011 году. Кроме того, данными гражданами создано 81 рабочее место для трудоустройства других безработных граждан или более 43% от общего количества рабочих мест, созданных в рамках данного направления.
Кроме того, 116 безработным гражданам, проживающим в сельской местности (около 56% от общего числа граждан, получивших услугу), оказаны услуги по оформлению документов, составлению бизнес-планов, необходимых при открытии собственного дела.
Органами социальной защиты населения предоставляется адресная социальная помощь малоимущим семьям в целях самостоятельного повышения ими своего среднедушевого дохода путем создания и (или) развития личного подсобного хозяйства, развития и реализации собственного трудового потенциала (выхода на самообеспечение).
Адресная социальная помощь по выходу на самообеспечение предоставляется в виде денежной выплаты, единовременно. Размер ее определяется в соответствии с индивидуальным планом выхода малоимущей семьи на самообеспечение.
Получателями адресной социальной помощи являются многодетные семьи, семьи с несовершеннолетними детьми, детьми-инвалидами, как правило, проживающие в сельской местности (95% от всех получателей помощи), где отсутствуют другие варианты трудоустройства и получения дохода. Основным видом деятельности, который выбирают семьи, является ведение личного подсобного хозяйства (98%).
В 2011 году помощь предоставлена 391 малоимущей семье, из них 368 семей проживают в сельской местности. Средний размер адресной социальной помощи составил 45 тыс. рублей.
С 2010 года по поручению Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Тюменская область участвует в проводимом эксперименте по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям на основе социального контракта в 17 субъектах Российской Федерации.
Социальный контракт направлен на активные действия граждан в целях получения постоянного дохода от трудовой, индивидуальной предпринимательской или иной деятельности. Введение системы социальных контрактов позволяет повысить уровень и качество жизни малоимущих семей путем более полной реализации трудового потенциала и активизации адаптивных возможностей семьи, выйти на более высокий уровень своих доходов за счет постоянных самостоятельных источников дохода в денежной или натуральной форме, повышает их социальную ответственность, снижает иждивенческий мотив поведения.
Для обеспечения занятости населения, в том числе сельского, органами службы занятости организуются мероприятия по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации безработных граждан. В 2011 году участником данных мероприятий стал 991 сельский житель, или 45% от общего числа участников. Обучение организовывалось по профессиям, востребованным на рынке труда, таким как электрогазосварщик, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, продавец, тракторист, водитель, оператор котельной на твердом, жидком и газообразном топливе.
В целях создания альтернативных возможностей для трудоустройства граждан на селе проводится работа, направленная на расширение занятости в секторе малого предпринимательства. Профессиональное обучение осуществляется по профессиям: пчеловод, обувщик, парикмахер, швея, маникюрша, техник по искусственному осеменению животных и другим.
В мероприятиях по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет и планирующих возвращение к трудовой деятельности, проводимых в 2011 году в рамках программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, приняли участие 35 женщин, проживающих в сельской местности.
В 2011 году 13,9 тыс. жителей сельской местности, стремящихся вернуться к трудовой деятельности, оказаны услуги по профессиональной ориентации и социальной адаптации, позволяющие определиться и освоиться на рынке труда.
В течение года организована 81 ярмарка вакансий и учебных рабочих мест в сельской местности, что составило 56,6% от общего числа проведенных ярмарок.
На территории региона продолжается активное внедрение в деятельность службы занятости населения информационных технологий, что позволяет сократить период поиска работы для граждан, нуждающихся в трудоустройстве.
Осуществляется взаимодействие с работодателями по привлечению вакансий в банк вакансий Тюменской области, в том числе в рамках проекта "Электронный работодатель". Внедрение данного программного продукта позволяет повысить оперативность подачи работодателем заявки о наличии вакансии, что увеличивает скорость поступления информации о вакансии к ищущему работу гражданину. К концу 2011 года в данном проекте принимали участие 1,4 тыс. организаций региона.
В результате создания новых рабочих мест на селе коэффициент напряженности на рынке труда сельских территорий области снизился до 0,6 человека, незанятых трудовой деятельностью, на одну заявленную вакансию. Численность трудоустроенных сельчан по сравнению с аналогичным показателем 2010 года выросла более чем на 3%. Уровень трудоустройства в сельской местности превысил 76% при среднем значении по области 69%. Численность зарегистрированных безработных - сельских жителей - на 01.01.2012 составила 1,5 тыс. человек, а уровень регистрируемой безработицы - 0,7% от численности экономически активного населения сельских территорий.
Реализация мероприятий, направленных на содействие занятости населения, в том числе сельского, будет продолжена и в 2012 году.
На сегодняшний день в Тюменской области в рамках приоритетных направлений продолжает реализовываться комплекс мер по государственной поддержке в сфере кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, а именно:
- повышение привлекательности агропромышленного комплекса области для выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;
- закрепление на селе молодых специалистов, изъявивших желание после окончания образовательных учреждений профессионального образования осуществлять трудовую деятельность в сфере агропромышленного комплекса области;
- стимулирование сельхозтоваропроизводителей области на вовлечение в производственный процесс молодых специалистов - выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.
В настоящее время учреждения профессионального образования Тюменской области предоставляют широкий спектр образовательных услуг по подготовке и переподготовке кадров для обеспечения предприятий аграрного сектора.
В целях осуществления качественной подготовки профессиональных кадров, в том числе для агропромышленного комплекса, уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области ежегодно осуществляется формирование государственного заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования Тюменской области с учетом изменений регионального рынка труда и потребностей предприятий-работодателей в рабочих кадрах и специалистах данного профиля.
Подготовка кадров для предприятий агропромышленного профиля ведется в 15 образовательных учреждениях начального профессионального образования, 4 образовательных учреждениях среднего профессионального образования и 1 образовательном учреждении высшего профессионального образования.
Ежегодно в профессиональные образовательные учреждения по профессиям и специальностям агропромышленного комплекса принимается около 1500 человек на очную форму обучения.
В 2011 году выпуск специалистов и рабочих для агропромышленного комплекса составил 1243 человека, из них трудоустроено на крупнейших предприятиях комплекса 52%. С целью повышения квалификации 12% выпускников продолжили обучение по специализации на следующей ступени профессионального образования, остальные выпускники распределились по иным каналам занятости.
На основании потребности муниципальных образований в кадрах с высшим профессиональным образованием в Тюменской государственной сельскохозяйственной академии в рамках целевых мест, количество которых устанавливается для вуза учредителем, осуществляется контрактно-целевая подготовка специалистов.
Так, в 2011 году количество абитуриентов, поступивших на контрактно-целевой основе, составило 54 человека (12,8% от общего количества поступивших на бюджетные места).
Трехсторонние договоры, заключенные со студентами-целевиками, предусматривают не только обязательства по их дальнейшему трудоустройству после окончания учебного заведения, но и обеспечение местами прохождения практики в том муниципальном образовании, которое направило их для обучения.
С целью формирования системы непрерывного профессионального образования и подготовки высококвалифицированных кадров для агропромышленного комплекса в области создаются многоуровневые образовательные комплексы, такие как Голышмановский агропедагогический колледж, Ишимский сельскохозяйственный техникум (в соответствии с лицензией данные учебные заведения реализуют программы начального и среднего профессионального образования).
Уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области реализуются меры по переходу к современным образовательным технологиям и прогрессивным формам внедрения инноваций в образовательной среде сельских территорий Тюменской области. В рамках проводимой профориентационной работы осуществляется формирование нового образа села в сознании школьников и молодежи.
При поддержке областного бюджета организована работа по повышению квалификации и переподготовке кадров для агропромышленного комплекса, привлечению в сельскохозяйственное производство и закреплению в нем молодых специалистов высшего и среднего звена.
В 2011 году заключили договоры с работодателями в сфере агропромышленного комплекса и получили бюджетные субсидии 55 выпускников вузов, ссузов и начальных профессиональных учебных заведений.
В течение года на базе двух высших учебных заведений - ФГОУ ВПО "Тюменская государственная сельскохозяйственная академия" и ФГОУ ДПО "Тюменский институт переподготовки кадров агробизнеса" - повышение квалификации и переподготовку прошли 460 работников агропромышленного комплекса, в том числе 129 руководителей и их заместителей.
С целью закрепления медицинских кадров в сельских территориях на основе квоты, выделенной Минздравсоцразвития, ежегодно осуществляется целевой набор студентов из сельской местности для дальнейшей работы в учреждениях здравоохранения сельских территорий.
В 2011 году 78 студентов-целевиков направлены на последипломную подготовку для дальнейшей работы в сельской местности. Из них с 52 заключены пятисторонние договоры.
4. Содействие развитию рыночной инфраструктуры и повышение доступа
малых и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей
к рынкам сбыта их продукции
Мероприятия по содействию развитию рыночной инфраструктуры и повышению доступа малых и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам сбыта их продукции предусмотрены в региональной программе развития торговли в Тюменской области на 2011 - 2014 годы.
В настоящее время в области созданы оптимальные условия для реализации сельскохозяйственной продукции для тюменских товаропроизводителей.
По состоянию на 01.01.2012 на розничных ранках имеется 6 643 торговых места, из них 861 торговое место организовано для реализации сельскохозяйственной и пищевой продукции местными товаропроизводителями и гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством и животноводством, что составляет около 13% от общего количества торговых мест на рынках.
В целях координации работы с компаниями, управляющими рынками, по заполняемости (востребованности) торговых мест для реализации сельскохозяйственной продукции уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области проводится ежеквартальный мониторинг наличия свободных торговых мест, в том числе мест для реализации сельскохозяйственной продукции. Информация о наличии свободных торговых мест на розничных рынках ежеквартально размещается на официальном портале органов государственной власти Тюменской области. По состоянию на 01.01.2012 на розничных рынках имеется 1755 свободных торговых мест, из них 476 торговых мест из числа мест, организованных для реализации сельскохозяйственной и пищевой продукции местными товаропроизводителями и гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством и животноводством.
В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 31.07.2007 N 183-п гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством и животноводством, при реализации сельскохозяйственной продукции упрощен порядок предоставления торговых мест на универсальных рынках.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства Тюменской области следует читать как "30.07.2007"
Часть товаропроизводителей реализует свою продукцию на рынках через официальных представителей, которым продукция отпускается с условием продажи ее по ценам производителя. Данная цена является единой для всех дилеров и контролируется производителем.
В целях обеспечения беспрепятственной реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов питания местных товаропроизводителей в городах и районах области регулярно проводятся розничные ярмарки по расширенной продаже указанной продукции. В них принимают участие сельхозтоваропроизводители, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Наряду с крупными предприятиями активное участие в ярмарках принимают личные подсобные и фермерские хозяйства, являющиеся малыми формами хозяйствования.
В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 26.05.2010 N 150-п упрощен порядок организации деятельности по продаже товаров на ярмарках (разрешительный порядок заменен на уведомительный).
В 2011 году в муниципальных образованиях области проведено 1037 ярмарок, из них 344 сельскохозяйственных и продовольственных.
В рамках реализации постановления Правительства Тюменской области от 02.07.2010 N 196-п "О содействии развитию торговой деятельности" предоставляется государственная поддержка на создание сельскохозяйственных рынков, а также специализированных продовольственных рынков, на которых пятьдесят и более процентов торговых мест предоставляются товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с постановлением государственная поддержка осуществляется путем создания за счет средств областного бюджета подводящих сетей инженерно-технического обеспечения (электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение) к строящимся объектам, предназначенным для организации рынков, и (или) предоставления субсидии на компенсацию затрат за подключение (технологическое присоединение) их к сетям инженерно-технического обеспечения.
В настоящее время в г. Тюмени компанией "Дина" продолжается реализация инвестиционного проекта по строительству сельскохозяйственного рынка в жилом микрорайоне "Тюменский". Площадь нового сельскохозяйственного рынка 9 300 кв. метров с общим количеством торговых мест 450. На первом этаже рынка будет реализовываться продовольственная группа товаров: фрукты, овощи "прямо с грядки", мясо, рыба, молоко. Основными поставщиками будут товаропроизводители Тюменской области. Ввод рынка в эксплуатацию планируется в 3-м квартале 2012 года.
Кроме того, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами по строительству сельскохозяйственных рынков в городах Тобольске и Ялуторовске.
В рамках программы "Сотрудничество" осуществлена бюджетная поддержка ООО "Эвика" по строительству логистического центра в Тюменском районе.
По инициативе Правительства Тюменской области и ООО "Агрофирма "КРиММ" в Тюмени открылся первый логистический оптово-розничный центр по продаже картофеля и овощей. На площади в 1100 квадратных метров одновременно хранится до полутора тонн овощей. ООО "Агрофирма "КРиММ" запустило линию по мойке и фасовке картофеля и овощей с печатанием штрих-кодов, дополнительно строится еще один цех. Центр реализует не только продукцию предприятия "КРиММ", но и тюменских сельхозтоваропроизводителей.
В целях популяризации товаров тюменских товаропроизводителей, в том числе продукции малых и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей, с ноября 2009 года в области проводится акция "Покупаем тюменское!", созданы и функционируют раздел "Покупаем тюменское!" на официальном портале органов государственной власти Тюменской области и сайт "Покупаем тюменское! 2.0", на которых регулярно размещается информация о мерах, принимаемых органами государственной власти в поддержку тюменских товаропроизводителей (проведение "круглых столов", совещаний, пресс-конференций, конкурсов и другие).
В настоящее время акция "Покупаем тюменское!" переросла в полноценный проект, так как объединяет проведение разных мероприятий.
5. Поддержка малого и среднего сельскохозяйственного
предпринимательства и потребительской кооперации
В Тюменской области государственная поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы "Основные направления развития агропромышленного комплекса в Тюменской области" в соответствии с Положением о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п.
Средства государственной поддержки направлялись на укрепление материальной базы сельскохозяйственных торгово-заготовительных и обслуживающих потребительских кооперативов, возмещение части их текущих затрат по обслуживанию малых форм хозяйствования на селе, а также на пополнение фонда финансовой взаимопомощи, который используется для выдачи доступных займов малым формам хозяйствования (в основном личным подсобным хозяйствам граждан).
Общее число сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Тюменской области составляет 129, из которых 106 торгово-заготовительных и обслуживающих и 23 кредитных.
По состоянию на 01.01.2012 количество членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов составляет более 21 тыс. Основную их массу - 98% - составляют граждане, ведущие личные подсобные хозяйства.
По итогам 2011 года объем товарооборота и услуг сельскохозяйственных потребительских торгово-заготовительных и обслуживающих кооперативов составил 626,8 млн. рублей.
Обеспечение субъектов малых форм хозяйствования на селе доступными заемными средствами осуществляется через сельские кредитные кооперативы.
За 2011 год кооперативами выдано около 4,5 тыс. займов, из них 4415 займов - гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.
Фонд финансовой взаимопомощи кооперативов сформирован преимущественно за счет бюджетных источников.
Средства фонда направляются на предоставление займов членам кооперативов, завершение строительства мини-ферм, ремонт подъездных дорог и их благоустройство, приобретение технологического оборудования (с учетом доставки и монтажа) и крупного рогатого скота для воспроизводства с целью укомплектования мини-ферм. В настоящее время займы предоставляются на срок до 7 лет.
Предпринимаемые меры по поддержке малых форм хозяйствования способствуют увеличению товарности личного подсобного хозяйства. Закупка молока в хозяйствах населения к уровню 2010 года выросла на 7% и составила 55,4 тыс. тонн, или 929 кг на 1 корову. Значительная часть молочного сырья (почти 60%) реализуется через сеть сельскохозяйственных потребительских заготовительных кооперативов.
В целях выравнивая условий жизни городского и сельского населения, развития конкуренции, создания условий для обеспечения жителей сельских муниципальных образований услугами торговли в областном бюджете предусмотрены целевые субвенции на возмещение расходов организациям и индивидуальным предпринимателям, в том числе потребительской кооперации, по доставке товаров первой необходимости в труднодоступные населенные пункты и оказанию в таких пунктах социально значимых видов бытовых услуг.
Постановлением Правительства Тюменской области N 380-п от 28.12.2010 утвержден Порядок расходования субвенций, передаваемых органам местного самоуправления из областного бюджета на поддержку труднодоступных территорий.
Предприятиям потребительской кооперации, которые обслуживают население области, проживающее в труднодоступных местностях 18 муниципальных районов Тюменской области, были частично компенсированы транспортные затраты по доставке товаров первой необходимости, расходы за коммунальные услуги и аренду, затраты на приобретение двух единиц холодильного оборудования и двух автомобилей.
6. Развитие транспортного сообщения в сельской местности
При формировании маршрутной сети учтены социально значимые маршруты, соединяющие сельские населенные пункты с районными центрами и областным центром.
Для организации транспортного обслуживания населения труднодоступных населенных пунктов в Тюменской области ежегодно субсидируются авиационные пассажирские перевозки на территориях Вагайского, Тобольского и Нижнетавдинского районов.
Уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области ежегодно организуются пассажирские перевозки внутренним водным транспортом.
Пассажирское обслуживание автомобильным транспортом населения юга Тюменской области осуществляют 24 автотранспортных предприятия различной организационно-правовой формы. Этими предприятиями обслуживается 571 маршрут, в том числе: 173 междугородных, 276 пригородных и 122 городских маршрута. Из них по сельской местности проходит 481 маршрут.
Автобусный парк, задействованный на регулярных маршрутах, насчитывает 1050 единиц, в том числе собственности автотранспортных предприятий - 420, муниципальной собственности - 18 и областной - 612 единиц. Из них в сельской местности задействованы 592 единицы.
Для обновления, поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии и обеспечения безопасности дорожного движения за счет средств областного бюджета проводится капитальный ремонт автобусов, находящихся в областной собственности, а также приобретаются новые автобусы.
Железнодорожным транспортом пригородного сообщения охвачено 30 пригородных маршрутов. На данных маршрутах за 2011 год перевезено 2 604 тыс. человек.
По состоянию на 31.12.2011 протяженность автомобильных дорог общего пользования муниципального значения составила 8 491,05 км, из них с твердым покрытием - 4 535,50 км.
Ежегодно из регионального фонда софинансирования расходов бюджетам муниципальных образований выделяются средства на проведение работ по ремонту, капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог местного значения. В 2011 году приведены в нормативное состояние 260 км автомобильных дорог местного значения.
7. Развитие сферы бытовых услуг, жилищно-коммунального хозяйства,
инженерной инфраструктуры сельских территорий
Мероприятия по развитию сферы бытовых услуг реализуются в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие промышленности, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Тюменской области" на 2011 - 2013 годы, региональной программы развития торговли в Тюменской области на 2011 - 2014 годы.
В 2011 году организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим социально значимые виды бытовых услуг в труднодоступных населенных территориях, предоставлялась государственная поддержка в виде субсидии на частичную компенсацию затрат. За счет средств субсидии частично компенсировались: транспортные расходы, расходы по аренде помещений и коммунальным услугам, приобретению технологического оборудования для оказания услуг по ремонту обуви (Абатский район), услуг химчистки (Армизонский район), парикмахерских услуг (Бердюжский район).
В 2011 году выездным обслуживанием были охвачены жители более 130 труднодоступных населенных пунктов Тюменской области.
В муниципальных районах утверждены графики выездного обслуживания по оказанию социально значимых видов бытовых услуг в труднодоступных территориях (ремонт и обновление швейных, трикотажных изделий и головных уборов, ремонт и обновление обуви, ремонт бытовых машин и приборов, ремонт теле- и радиоаппаратуры, услуги парикмахерской (простая стрижка), услуги документальной фотографии, услуги химчистки).
По данным органов местного самоуправления, на 01.01.2012 в сельской местности насчитывается более 600 объектов бытового обслуживания, в которых занято более 1,2 тыс. граждан трудоспособного возраста. В сельской местности, по последним отчетным данным, насчитывается 24 комплексных приемных пункта.
В 2011 году в сельской местности наблюдается незначительное увеличение количества субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих бытовые услуги.
Так, в 2011 году в Исетском районе введена в эксплуатацию станция технического обслуживания автомобилей, в Сорокинском районе открыта парикмахерская, в Тобольском районе открыты парикмахерские в с. Малая Зоркальцева и п. Прииртышский, в Бердюжском районе открыта парикмахерская на два рабочих места, в Тюменском районе открыто 23 объекта бытового обслуживания.
В основном увеличение числа предпринимателей в сфере бытового обслуживания населения связано с реализацией программных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда и содействию занятости населения. Наиболее востребованными видами оказываемых бытовых услуг среди предпринимателей, получивших субсидию по выходу на самозанятость, остаются предоставление парикмахерских и швейных услуг.
Мероприятия по обеспечению доступности и повышению качества коммунальных услуг в сельской местности выполняются в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области".
В 2011 году осуществлена реализация мероприятий по капитальному ремонту государственного жилищного фонда на территории 17 муниципальных образований. За счет предусмотренных средств выполнены работы в 11 домах и 12 квартирах, находящихся в государственной собственности.
Осуществлена реализация мероприятий по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда на территории 20 муниципальных образований. Выполнены работы в 98 жилых домах и 100 квартирах, находящихся в муниципальной собственности.
В 2011 году в рамках реализации постановления Правительства Тюменской области от 15.03.2006 N 54-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий органам местного самоуправления для проведения капитального ремонта многоквартирных домов" из областного бюджета выделены средства на проведение работ по капитальному ремонту 101 многоквартирного дома в 18 муниципальных образованиях области. По состоянию на 01.01.2012 завершены работы в 69 многоквартирных домах. В 2012 году будут завершены работы по ремонту 32 многоквартирных домов.
За счет средств муниципальных бюджетов ежегодно выполняются работы по благоустройству территорий сельских поселений. В 2011 году выполнены работы по озеленению сельских населенных пунктов, обустройству мест массового отдыха, детских площадок, осуществлялись текущее содержание свалок, сбор и вывоз бытового мусора, санитарное содержание населенных пунктов.
За счет средств областного бюджета в Сорокинском, Голышмановском, Нижнетавдинском и Юргинском муниципальных районах проведены работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов. В Бердюжском и Казанском муниципальных районах проведены работы по благоустройству парков.
Электроснабжение сельских населенных пунктов на территории Тюменской области осуществляется централизованно, через объекты распределительного сетевого комплекса.
Текущее состояние электросетевого комплекса позволяет оказывать качественные услуги в области электроснабжения на территории сельских поселений.
Развитие электросетевого комплекса, включающее строительство и реконструкцию электрических сетей, а также увеличение мощности подстанций, осуществляется в рамках инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, источником финансирования которых является инвестиционная составляющая в тарифах на передачу электрической энергии.
Во время подготовки к осенне-зимнему периоду 2011 - 2012 годов в сельских населенных пунктах выполнены работы:
- по ремонту и замене более 29,1 км электрических сетей;
- по реконструкции 14,21 км водопроводных и 2,5 км канализационных сетей;
- по реконструкции и замене 14,21 км тепловых сетей.
8. Повышение уровня и качества водоснабжения, газоснабжения
Ежегодно в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области" в целях повышения уровня и обеспечения доступности услуг по водоснабжению проводятся мероприятия, направленные на реконструкцию и новое строительство водопроводных сетей и сооружений.
В 2011 году осуществлялась разработка проектной документации на реконструкцию, с увеличением производительности, существующих водоочистных сооружений в административных центрах муниципальных районов (села Абатское, Викулово, Бердюжье, Омутинское и Б. Сорокино).
Решается вопрос об обеспечении населения водой в Сладковском муниципальном районе, где пресные подземные воды практически отсутствуют. Для решения вопроса обеспечения питьевой водой населения 18 населенных пунктов ведется строительство группового водопровода с забором воды из оз. Дедюхино, к 12 селам водовод уже построен. В 2011 году построен участок группового водовода д. Покровка - д. Таволжан - д. Михайловка - д. Красивое - д. Александровка (участок д. Покровка - д. Таволжан). За счет средств местного бюджета завершена разработка проектной документации на строительство участка данного водопровода с. Сладково - с. Кочкарное - д. Покровка, строительство водовода будет осуществляться за счет средств областного бюджета.
В начале 2011 года введена в эксплуатацию станция очистки воды в районном центре с. Сладково производительностью 800 . В водопроводную сеть сел Сладково, Лопазное, Большое подается вода, соответствующая нормам СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Кроме данных населенных пунктов, со станции водоочистки осуществляется подвоз воды еще к 12 населенным пунктам Сладковского муниципального района (деревни Таволжан, Михайловка, Красивое, Александровка, Кочкарное, М. Куртал, Б. Куртал, Станичное, Менжинское, Щадринка, Гуляй Поле, Новоказанка), в которых в 2010 году установлены резервуары запаса воды.
В населенных пунктах, где количество жителей не превышает 1000 человек, продолжена работа по установке блочных станций очистки воды малой производительности 1 - 3 (павильонов подготовки питьевой воды для разлива в тару потребителя).
К началу 2011 года на территории области установлено 100 павильонов подготовки питьевой воды. В 2011 году установлены станции очистки воды малой производительности в 8 населенных пунктах Исетского муниципального района, в 3 населенных пунктах Армизонского муниципального района и 5 населенных пунктах Тобольского муниципального района, выделены средства на установку 11 павильонов в Викуловском, Сладковском и Ялуторовском муниципальных районах. В 2012 году планируется дальнейшая установка павильонов. В 5 школах Тобольского муниципального района установлено локальное оборудование очистки воды.
Для снижения антропогенного загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого водоснабжения, ведется строительство и реконструкция канализационных очистных сооружений в пяти сельских населенных пунктах (села Сладково, Нижняя Тавда, Новая Заимка, поселки Новотарманский, Октябрьский Ишимского муниципального района). Строительство канализационных очистных сооружений в с. Сладково и п. Октябрьский Ишимского муниципального района осуществлялось с привлечением средств федерального бюджета. Разрабатывается проектная документация на строительство и реконструкцию канализационных очистных сооружений в 4 административных центрах муниципальных районов (селах Аромашево, Армизонское, Бердюжье, Б. Сорокино), в п. Лебедевка Заводоуковского городского округа, с. Шорохово Исетского муниципального района, с. Гагарино Ишимского муниципального района, п. Новотуринский Тюменского муниципального района.
Продолжается выполнение мероприятий по газификации сельских населенных пунктов: в 2011 году введено в эксплуатацию 95,0 км газовых сетей, в том числе 12,6 км межпоселковых и 82,4 км внутрипоселковых газопроводов. Общая протяженность газовых сетей в сельской местности в настоящее время составляет 6 147 км.
В 2011 году завершено строительство межпоселковых газопроводов УБО-1 - с. Птицкое - с. Шишкина в Вагайском муниципальном районе, Няшино - Новорямово - Калмакское в Армизонском муниципальном районе. В Юргинском муниципальном районе произведен ввод в эксплуатацию межпоселкового газопровода Лабино - Сергеевка - Агарак.
Для повышения доступности использования газа населением Тюменской области полностью осуществлена газификация с. Верхний Ингал Исетского района. Выполнены мероприятия по газификации д. Валгина и д. Чигарево Аромашевского муниципального района одновременно с завершением работ по строительству к данным населенным пунктам межпоселковых газопроводов.
В 2011 году газифицировано 4547 жилых домов (квартир) жителей сельских районов. За счет субсидий из областного бюджета, предоставляемых гражданам льготных категорий при газификации жилых домов (квартир) в сельской местности, в 2011 году газифицировано 800 домов. Общее количество газифицированных жилых домов (квартир) жителей сельских районов в настоящее время составляет 94,9 тыс. Уровень газификации домов (квартир) сетевым газом вырос на 2% и составляет 43,2%.
9. Реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей
и молодых специалистов на селе
В рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" продолжается работа по обеспечению жильем молодых специалистов и молодых семей на селе. За период с 2006 по 2011 год включительно государственную поддержку получил 1481 участник программы.
Правительством Тюменской области принято решение о компенсации затрат за наем жилья молодым педагогам в возрасте до 35 лет. В 2011 году такую компенсацию получили 16 молодых специалистов из Тюменского муниципального района. Размер компенсации зависит от места проживания и семейного положения молодого специалиста.
С целью обеспечения квалифицированными медицинскими кадрами учреждений здравоохранения Тюменской области, а также для закрепления специалистов на местах в муниципальных образованиях области предоставляются служебные жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Тюменской области. В 2011 году из данного жилищного фонда медицинским работникам выделена 51 служебная квартира, кроме того, сотрудникам лечебных учреждений Тюменской области выделено 80 квартир за счет муниципальных образований области.
10. Совершенствование мер, направленных на оптимизацию социальной
сферы, повышение качества предоставляемых услуг населению
в данной сфере, популяризацию здорового образа жизни
В Тюменской области осуществляются мероприятия, направленные на повышение качества услуг в социальной сфере, предоставляемых населению.
В настоящее время в области функционирует 428 сельских образовательных учреждений всех типов (76% от общего количества школ), из них 245 школ являются малокомплектными.
С целью обеспечения современного качества образования и эффективного использования материально-технических, кадровых ресурсов в области функционируют 78 базовых школ, которые объединяют в своей сети более 90% сельских школ.
В целях создания безопасной и комфортной среды обучения, соответствующей требованиям новых СанПиН, а также создания современных условий для развития и обучения школьников в области активно проводится работа по строительству, реконструкции, комплексному капитальному ремонту школ. При этом в процессе нового строительства и реконструкции закладываются современные нормы и требования, принципы комплексного решения вопросов обеспечения беспрепятственного доступа к образовательным услугам для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В течение 2011 года работы по комплексной безопасности, капитальному ремонту и благоустройству территории проведены в 60%.
В течение 2011 года работы по комплексной безопасности, капитальному ремонту и благоустройству территории проведены в 60% школ области, сданы в эксплуатацию одно здание школы после реконструкции и две новых школы, одна из которых построена в районе Заболотья.
В течение 2011 года за счет субсидии из федерального бюджета, а также в рамках софинансирования приоритетное внимание уделялось решению следующих вопросов:
- планомерная замена транспортных средств, задействованных на подвозе учащихся;
- необходимость технологизации процесса приготовления школьного питания, оснащенности современным технологическим оборудованием пищеблоков, развития дистанционного обучения и создания безбарьерной среды в образовательных учреждениях.
В результате в школы области поставлено 55 автобусов, соответствующих современным ГОСТам, что увеличило долю автобусов, соответствующих современным требованиям ГОСТа, с 55 до 81%.
Проведена централизованная поставка нового пароконвекционного оборудования для пищеблоков 177 школ области, что позволило улучшить качество школьного питания. Удельный вес общеобразовательных учреждений, в которых обеспечена возможность пользоваться современными столовыми, составил 98%.
Постоянно увеличивается охват школьников горячим питанием, в 2011 году он составил 98% от общей численности учащихся.
Оснащенность компьютерным оборудованием сельских школ Тюменской области составляет 100%, на один компьютер приходится 11 учащихся. Все сельские школы подключены к системе Интернет, имеют собственные сайты, в 22 базовых школах всех сельских районов установлено оборудование для проведения видеоконференцсвязи. Продолжается работа по внедрению в учебный процесс электронных образовательных ресурсов.
Приоритет при поставке учебно-лабораторного, технологического оборудования отдается базовым школам, являющимся ресурсными центрами для остальных школ, входящих в их сеть. Благодаря этому в настоящее время все сельские базовые школы обеспечены необходимыми материальными ресурсами для проведения практических и лабораторных работ, а также спортивным оборудованием.
В целом доля школьников, обучающихся в современных условиях, в 2011 году увеличилась до 90% (2010 г. - 88%).
Медицинская помощь сельскому населению оказывается 22 областными больницами, имеющими в структуре 22 участковых больницы, 40 врачебных амбулаторий, 16 офисов общеврачебной (семейной) практики, 683 фельдшерско-акушерских пунктов.
В 2011 году расширены профили специализированной помощи в действующих межрайонных центрах (города Тобольск, Ишим), открыты первичные сосудистые отделения и травматологические центры, доукомплектованы онкологические кабинеты. В 2012 году запланировано внедрение телемедицинских технологий в работе межрайонных центров в городах Тобольске, Ишиме, Ялуторовске и Заводоуковске.
В 2011 году в рамках программы модернизации здравоохранения дополнительно создано два межтерриториальных центра (города Ялуторовск, Заводоуковск) по кардиологическому, сосудистому, травматологическому, онкологическому, акушерско-гинекологическому профилям.
Для повышения доступности специализированной медицинской помощи сельскому населению организованы выезды бригад медработников областных учреждений в сельские территории.
С целью совершенствования оказания первой помощи жителям сельских поселений, в которых отсутствуют медицинские учреждения, в рамках реализации региональной программы модернизации здравоохранения на 2011 - 2012 годы осуществляется создание домовых хозяйств. На 01.01.2012 создано 92 домовых хозяйства, на которые возложены функции оказания первой медицинской помощи, в 2012 году в оставшихся двух населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек будут организованы такие домовые хозяйства. Определены ответственные лица - работники домовых хозяйств, отвечающие за оказание первой помощи (само- и взаимопомощь). Организовано обучение работников домовых хозяйств оказанию первой помощи на базе территориального центра медицины катастроф. Работники домовых хозяйств обеспечены средствами для оказания первой помощи и средствами связи.
На всех уровнях оказания медицинской помощи применяются региональные стандарты ее оказания, разработанные и утвержденные департаментом здравоохранения области. Региональные стандарты оказания медицинской помощи разрабатываются на основании федеральных стандартов и протоколов ведения больных, утвержденных или рекомендованных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в соответствии с Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении (утв. Минздравсоцразвития Российской Федерации 12.07.2004). Региональные стандарты включают перечень диагностических, лечебных манипуляций и медикаментов, имеющих жизненное значение, и отражают уровень оказания медицинской помощи в регионе (первичная медико-санитарная помощь, скорая медицинская помощь, медицинская помощь женщинам в период беременности и родов, реабилитационная и специализированная помощь). Применение стандартов оказания медицинской помощи гарантирует пациенту предоставление оптимального набора медицинских услуг по диагностике и лечению в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях.
В целях повышения качества оказания первичной медико-санитарной помощи в 2011 году приобретено 26 модульных зданий, укомплектованных медицинским оборудованием и мебелью.
Идет реновация и дооснащение автомобильного парка службы скорой медицинской помощи. В 2011 году приобретено 38 автомобилей скорой медицинской помощи, в 2012 году запланировано приобретение еще 79 единиц автотранспорта, проводится реновация системы радиосвязи, внедрение системы дистанционной электрокардиограммы.
В целях развития профилактического направления здравоохранения и популяризации здорового образа жизни Тюменской области для сельского населения организована работа 6 центров здоровья для взрослых на базе ГБУЗ ТО "Областная больница N 4" (г. Ишим), ГБУЗ ТО "Областная больница N 11" (р.п. Голышманово), ГБУЗ ТО "Областная больница N 12" (г. Заводоуковск), ГБУЗ ТО "Областная больница N 19" (г. Тюмень), ГБУЗ ТО "Областная больница N 23" (г. Ялуторовск), ГБУЗ ТО "Областная больница N 3" (г. Тобольск) и 3 центров здоровья для детей на базе МБУЗ "Городская поликлиника N 1" (г. Тюмень), ГБУЗ ТО "Городская поликлиника" (г. Тобольск) и ГБУЗ ТО "Областная больница N 4" (г. Ишим).
Центры оснащены диагностическим оборудованием и укомплектованы кадрами в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В целях повышения доступности для работающих граждан центров здоровья определен режим работы центров: в рабочие дни с 8.00 до 20.00, в субботу с 9.00 до 15.00. Консультирование граждан в центрах здоровья проводится по полису обязательного медицинского страхования.
В 2011 году осуществляли выездную работу три мобильных центра здоровья.
Для работы в них подготовлены специалисты (врачи и средние медицинские работники), прошедшие специальную подготовку по вопросам формирования здорового образа жизни и медицинской профилактике.
В декабре 2011 года в центрах здоровья для взрослых в Тюменской области начали работу офтальмологические кабинеты.
В целях повышения мотивации к здоровому образу жизни по итогам осмотра в центре здоровья каждому гражданину, прошедшему обследование, выдается на руки "карта здорового образа жизни" с результатами обследований и индивидуальными рекомендациями.
За 2011 год комплексное обследование в центрах здоровья прошли 31 540 человек, проживающих в сельской местности, что составило 5,9% от всего сельского населения Тюменской области.
Для всех обследованных составлены индивидуальные планы сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни.
В учреждениях здравоохранения сельской местности Тюменской области работают отделения и кабинеты медицинской профилактики, оказывающие населению следующие услуги: проведение бесед и лекций для населения, организация работы "школ здоровья", распространение среди населения профилактической литературы, проведение онко- и кардиоскринингов, координация деятельности по проведению профилактических осмотров, а также проведение доврачебных осмотров в рамках работы смотровых кабинетов.
"Школы здоровья" функционируют во всех учреждениях здравоохранения сельской местности. За 2011 год в сельской местности обучение в таких школах прошли 30 485 взрослых.
Деятельность сельских учреждений здравоохранения в сфере медицинской профилактики направлена на популяризацию знаний о здоровом образе жизни и профилактике различных заболеваний через средства массовой информации, активную работу с населением и медицинскими работниками села.
С целью привлечения детей и молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, популяризации массового спорта, пропаганды здорового образа жизни органами управления образованием, образовательными учреждениями на системной основе организуются спортивно-массовые соревнования, праздники, работа кружков и секций, при этом уделяется особое внимание детям из малообеспеченных и неблагополучных семей, детям "группы риска".
В настоящее время ежегодно проводится мониторинг эффективности использования спортивных сооружений системы образования по следующим направлениям:
- использование спортивных сооружений для оказания дополнительных услуг, вовлечения в кружки, секции;
- занятость спортивных залов во внеурочное, вечернее время, в выходные дни;
- использование спортивной базы, спортивных площадок, оборудования для проведения межведомственных мероприятий.
По данным мониторинга, сеть спортивных сооружений в системе образования Тюменской области включает 1384 сооружения, из них 94% объектов используются при оказании дополнительных услуг по физкультурно-оздоровительному направлению для более 87 тыс. детей (63% от общего количества обучающихся), 72% объектов задействованы в организации спортивных занятий в вечернее время, 55% - в выходные дни.
11. Сохранение и развитие культурного потенциала села, создание
многофункциональных культурных центров путем реструктуризации
учреждений культуры с обеспечением доступа населения
к электронным базам данных
В Тюменской области в сфере досуговой деятельности услуги населению муниципальных образований оказывают 1274 учреждения культуры. В структуре отраслевых организаций:
- 41% - библиотеки;
- 54% - учреждения клубного типа;
- 1% - музеи;
- 3% - учреждения дополнительного образования детей;
- 1% - иные учреждения.
На 01.01.2012 98% муниципальных организаций Тюменской области переведены в статус автономных учреждений культуры.
Уровень обеспеченности Тюменской области объектами культуры, а также количество посадочных мест в них на сегодняшний день соответствуют нормативу, установленному распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.10.1999 N 1683-р "О методике определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры".
Эффективность деятельности муниципальных отраслевых организаций характеризуется выполнением показателей, определяющих уровень востребованности у населения услуг культуры, обновления профильной ресурсной базы учреждений культуры, а также качества реализации услуг культуры населению.
Анализ эффективности организации библиотечного обслуживания населения муниципальных образований по итогам 2011 года выявил ряд положительных тенденций, среди которых увеличение численности пользователей на 3%, на 10% по итогам прошедшего года увеличилось количество посещений сельских библиотек. Охват сельского населения библиотечным обслуживанием по итогам 2011 года составил 46,6%, что на 2% больше, чем в 2010 году.
Объем библиотечного фонда сельских библиотек на 01.01.2012 составляет 3 140,0 тыс. ед., это на 3% больше, чем за аналогичный период 2010 года.
На основании Соглашения между Правительством Тюменской области и Министерством культуры Российской Федерации ежегодно бюджетам муниципальных районов и городских округов Тюменской области направляется более 3 млн. рублей за счет средств федерального бюджета на комплектование библиотечных фондов библиотек.
По итогам отчетного периода на выделенные средства приобретено свыше 20 тыс. единиц фонда.
Всего за 2011 год приобретено свыше 300 тыс. книг за счет областных и федеральных средств. Приведение показателя книгообеспеченности населения и пополнения библиотечного фонда муниципальных образований к нормативной потребности является приоритетной задачей в совершенствовании библиотечного обслуживания населения.
По итогам 2011 года среднемесячный охват сельского населения услугами культурно-досуговых учреждений составил 36%, то есть ежемесячно услугами этих учреждений воспользовались свыше 250 тыс. жителей муниципальных образований.
Кроме этого, на 5% увеличилось число клубных формирований, на 15% выросла численность их участников. В сельской местности в клубных формированиях участвует 10% населения.
Помимо культурно-досуговой работы в домах культуры организацию досуга жителей малонаселенных пунктов, не имеющих стационарных объектов культуры, осуществляет 41 передвижной культурный комплекс (ПКК). В функции ПКК входит библиотечное обслуживание населения, организация и проведение праздничных мероприятий, организация работы любительских объединений, услуги организаций бытового обслуживания и консультации по вопросам правового характера.
О востребованности услуг культуры населением муниципальных образований свидетельствует и динамика показателя "объем расходов одного жителя на услуги культуры", значение которого по итогам 2011 года увеличилось на 44% по сравнению с аналогичным показателем 2010 года. За истекший период расходы одного жителя на услуги культуры составили 75 руб., это на 50% больше запланированного на год объема.
Среднемесячный доход работников муниципальных учреждений культуры по итогам отчетного периода составляет 11,49 тыс. руб., что на 12% больше аналогичного показателя 2010 года.
В течение 2011 года произведен капитальный ремонт 28 объектов культуры, в том числе 20 муниципальных. На эти цели выделено 440 млн. руб. Введены в эксплуатацию после проведения капитального ремонта 5 объектов культуры.
В 2011 году завершился процесс создания на базе муниципальных учреждений культуры пунктов коллективного доступа к сети Интернет, в которых предоставляется свободный и бесплатный доступ к справочно-поисковому аппарату, базам данных областных библиотек, к электронному фонду библиотеки им. Ельцина, а также к имеющейся базе оцифрованных изданий. Всего в рамках проекта открыто 56 бесплатных пунктов коллективного доступа к сети Интернет, из них 45 размещены в муниципальных библиотеках и домах культуры.
12. Повышение заработной платы работников бюджетной сферы и уровня
социальной поддержки молодых специалистов
Правительством Тюменской области осуществляется последовательная политика по повышению заработной платы работников бюджетной сферы.
В 2011 году заработная плата работников организаций бюджетной сферы индексировалась дважды.
Первое повышение на 6,5% состоялось с 01.06.2011, следующее на 22% - с 01.09.2011.
В целом в 2011 году заработная плата работников организаций бюджетной сферы увеличилась против уровня 2010 года на 30%.
С 1 января текущего года принято решение о дополнительных стимулирующих выплатах работникам образовательных учреждений в целях доведения уровня заработной платы указанной категории работников до средней заработной платы, сложившейся в экономике соответствующего муниципального образования.
В целях социальной поддержки молодых специалистов, приезжающих на работу в сельскую местность, в 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, в размере:
- 1 000 000 рублей - специалистам с высшим профессиональным образованием;
- 500 000 рублей - специалистам со средним профессиональным образованием.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 19 апреля 2012 г. N 231 "О выполнении постановления Тюменской областной Думы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.