Распоряжение Федерального дорожного агентства от 8 июля 2005 г. N ОБ-158-р
"Об издании и применении ОДМ 218.1.001-2005 "Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства"
Распоряжением Росавтодора от 9 июня 2010 г. N 384-р настоящее распоряжение признано утратившим силу
В целях реализации в дорожном хозяйстве основных положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", применения и соблюдения технических норм, а также установления классификации, порядка разработки и экспертизы, согласования, утверждения, регистрации, обновления и отмены документов системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства:
1. Структурным подразделениям центрального аппарата Росавтодора, федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по дорожному строительству (реконструкции) федеральных автомобильных дорог, территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать к применению с 1 августа 2005 г. ОДМ 218.1.001-2005 "Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства" (далее - ОДМ 218.1.001-2005).
2. Управлению организации научно-технических исследований и конкурсов Росавтодора (Володькин В.П.) с участием ФГУП "Информавтодор" (Мепуришвили Д.Г.) в установленном порядке обеспечить издание ОДМ 218.1.001-2005 и направить его в подразделения и организации, упомянутые в п. 1 настоящего распоряжения.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Руководитель |
О.В. Белозеров |
Настоящий ОДМ 218.1.001-2005 рекомендован к применению с 1 августа 2005 г.
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.1.001-2005
Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства
См. ОДМ 218.1.001-2010 "Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства", принятый и введенный в действие распоряжением Росавтодора от 9 июня 2010 г. N 384-р
Раздел 1. Область применения
Отраслевой дорожный методический документ "Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства" (далее - методический документ) разработан в соответствии с п. 3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - ФЗ "О техническом регулировании") и является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве.
Настоящий методический документ разъясняет и определяет принципы применения и соблюдения норм в сфере дорожного хозяйства с учетом действия ФЗ "О техническом регулировании", а также классификацию, порядок разработки, экспертизы, регистрации, издания, обновления, отмены и применения документов технического регулирования в указанной сфере.
Раздел 2. Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
а) Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
б) ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
в) ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения
г) ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
д) ГОСТ Р 1.10-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены
е) ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения.
Раздел 3. Термины и определения
В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Дорожное хозяйство - комплекс, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования Российской Федерации, а также юридические и физические лица, осуществляющие обследование, изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, проведение научных исследований, подготовку кадров, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку материалов и иную деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог.
Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (Статья 2 ФЗ "О техническом регулировании").
Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (Статья 2 ФЗ "О техническом регулировании").
Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг. Стандарт может также содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (Статья 2 ФЗ "О техническом регулировании").
Национальный стандарт Российской Федерации - утвержденный Национальным органом Российской Федерации по стандартизации (Статья 2 ФЗ "О техническом регулировании").
Стандарт организации - стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок (ГОСТ Р 1.12-2004).
Отраслевой дорожный методический документ - акт рекомендательного характера, изданный распоряжением федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве, разъясняющий методологию и положения нормативных правовых актов технического регулирования и (или) содержащий технические рекомендации в области проектирования, строительства, реконструкции, модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Раздел 4. Основные принципы применения и соблюдения норм в сфере дорожного хозяйства
а) В соответствии со статьей 3 ФЗ "О техническом регулировании" техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:
- применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
- соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
- независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
- единой системы и правил аккредитации;
- единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
- единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
- недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
- недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
- недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
- недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
б) В соответствии со статьями 4, 8 и 13 ФЗ "О техническом регулировании" к основным документам системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства относятся:
- технические регламенты (общие и специальные);
- национальные стандарты, правила (нормы) стандартизации и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
- стандарты организаций;
- акты рекомендательного характера, издаваемые распоряжением федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве.
в) В соответствии со статьями 6 и 8 ФЗ "О техническом регулировании" обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов.
Требования общих технических регламентов обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Специальные технические регламенты устанавливают обязательные требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.
Технические регламенты принимаются только в целях:
- защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, продавцами, приобретателями.
г) В соответствии со статьей 15 ФЗ "О техническом регулировании" и ГОСТ Р 1.2-2004 национальные стандарты применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
д) В соответствии с ГОСТ Р 1.10-2004 и ГОСТ Р 1.12-2004 правила (нормы) стандартизации устанавливают обязательные для применения организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации на период до принятия соответствующих специальных технических регламентов, после чего данные положения должны быть утверждены постановлением Правительства Российской Федерации.
е) В соответствии с ГОСТ Р 1.10-2004 и ГОСТ Р 1.12-2004 рекомендации по стандартизации содержат советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте.
ж) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы) устанавливают систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и (или) классификационных группировок и направлены для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.
и) В соответствии со статьей 17 ФЗ "О техническом регулировании" и ГОСТ Р 1.4-2004 стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
Стандарты организаций, применяются в сфере дорожного хозяйства для целей, совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Стандарты организации, принятые конкретным субъектом хозяйственной деятельности, соблюдаются им в обязательном порядке.
Стандарты профессиональных научных, общественных объединений, ассоциаций, союзов, инженерных обществ и других объединений юридических лиц обязательны для организаций, являющихся членами этих объединений и официально подтвердивших готовность принять на себя эти обязательства.
к) Документы рекомендательного характера (далее - отраслевые дорожные методические документы) в сфере дорожного хозяйства применяются на добровольной основе для целей разъяснения методологии и положений нормативных правовых актов, других нормативных документов системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства.
л) Совокупность документов системы технического регулирования, обеспечивающих функционирование дорожного хозяйства представлена в таблице 1.
Документы технического регулирования, применяемые в дорожном хозяйстве
Таблица 1
N п/п |
Наименование документа |
Утверждающая инстанция |
Назначение документа |
Технические регламенты | |||
а) |
Общие технические регламенты |
Принимаются международным договором Российской Федерации, федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации (Статья 2 ФЗ "О техническом регулировании") |
Устанавливает обязательные для применения и исполнения требования по вопросам: - безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; - безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; - пожарной безопасности; - биологической безопасности; - электромагнитной совместимости; - экологической безопасности; - ядерной и радиационной безопасности |
б) |
Специальные технические регламенты |
Устанавливают требования только к тем объектам технического регулирования, в отношении которых цели, определенные для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов |
|
Документы в области стандартизации | |||
в) |
Национальные стандарты |
Утверждаются Национальным органом Российской Федерации по стандартизации (Статья 14 ФЗ "О техническом регулировании") |
Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг. Стандарт может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Национальные стандарты обеспечивают доказательную базу специальных технических регламентов в сфере дорожного хозяйства в случаях, если в регламентах на них имеется ссылка. |
г) |
Правила (нормы) в области стандартизации |
Утверждаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (ГОСТ Р 1.10) |
Устанавливают обязательные для применения организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации. |
д) |
Рекомендации по стандартизации |
Утверждаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (ГОСТ Р 1.10) |
Содержат советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте |
е) |
Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации |
Принимаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года N 677) |
Устанавливают систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и (или) классификационных группировок и направлены для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией |
ж) |
Стандарты организаций |
Принимаются организациями самостоятельно на основании п. 1 ст. 17 ФЗ "О техническом регулировании" и могут согласовываться с федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства (необходимость согласования определяется организацией) |
Применяются для целей, совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок. |
- |
Стандарты профессиональных научных, общественных, инженерных организаций, ассоциаций и т.п. |
||
- |
Стандарты конкретных субъектов хозяйственной деятельности |
||
Акты рекомендательного характера | |||
и) |
Отраслевой дорожный методический документ: |
Издается федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства на основании п. 3 Статьи 4 ФЗ "О техническом регулировании" |
Применяются на добровольной основе для целей разъяснения методологии и положений нормативно-правовых актов, других документов системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства |
Отраслевой дорожный методический документ по организации технического регулирования в сфере дорожного хозяйства |
Систематизирует отдельные элементы сферы управления дорожным хозяйством и разъясняют положения организационно-технических основ технического регулирования в сфере дорожного хозяйства |
||
- | |||
- |
Отраслевой дорожный методический документ по автомобильным дорогам, конструкциям и искусственным сооружениям на них |
Содержит методики расчета, и (или) разъясняет положения, устанавливающие нормативные параметры конструкций автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, а также к их транспортно-эксплуатационному состоянию |
|
- |
Отраслевой дорожный методический документ по ресурсам, используемым в дорожном хозяйстве, и их сбережению |
||
Содержит методики расчета, и (или) разъясняет положения технических и технико-экономических нормируемых параметров ресурсов и их сбережение | |||
- |
Отраслевой дорожный методический документ по дорожным и мостовым работам (услугам) |
|
Содержит методики расчета, и (или) разъясняет положения технических параметров по выполнению работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них |
Отраслевой дорожный методический документ по технологиям, используемым в дорожном хозяйстве |
Содержит технические рекомендации по технологическим процессам выполнения работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них |
||
- | |||
Отраслевой дорожный методический документ по обеспечению в дорожном хозяйстве специальных условий |
Содержит технические рекомендации по обеспечению в дорожном хозяйстве выполнения специальных государственно регулируемых функций |
||
- | |||
Отраслевой дорожный методический документ по оценке соответствия, аккредитации, сертификации и контролю за соблюдением требований технических регламентов в дорожном хозяйстве |
Содержит технические рекомендации и (или) разъясняет положения в области соответствия, аккредитации, сертификации и контроля за соблюдением требований технических регламентов в дорожном хозяйстве |
||
- | |||
Отраслевой дорожный методический документ по информационному обеспечению в дорожном хозяйстве |
Содержит положения по сбору, обработке, хранению и использованию банков данных и знаний, организации и обеспечению функционирования интегрированной информационной системы в дорожном хозяйстве |
||
- |
Раздел 5. Применение нормативных документов в переходный период
а) Межгосударственные стандарты (ГОСТ) и государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), принятые до 1 июля 2003 года, являются национальными стандартами и на переходный период (до вступления в силу соответствующих технических регламентов) подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям (Статья 46 ФЗ "О техническом регулировании"):
- защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
б) В переходный период (до вступления в силу соответствующих технических регламентов) в дорожном хозяйстве продолжают действовать на добровольной основе, за исключением обязательных требований, соответствующих целям в пункте а) настоящего раздела, следующие категории нормативных документов:
- отраслевые стандарты дорожного хозяйства (ОСТ);
- строительные нормы и правила (СНиП);
- санитарные нормы и правила (СанПиН);
- отраслевые дорожные нормы (ОДН);
- ведомственные строительные нормы (ВСН);
- нормативные документы других ведомств, регулирующие вопросы дорожного хозяйства, в случае их регистрации Минюстом России;
- отраслевые дорожные методические документы (ОДМ);
- стандарты субъектов Российской Федерации;
- нормы субъектов Российской Федерации;
- стандарты предприятий дорожного хозяйства (СТП);
- технические условия (ТУ).
В данные категории нормативных документов не могут вноситься изменения и дополнения. В течение переходного периода положения данных нормативных документов должны быть переведены либо в технические регламенты, либо в национальные стандарты, либо правила (нормы) в области стандартизации, либо в рекомендации по стандартизации, либо в общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, либо в стандарты организаций, либо в отраслевые дорожные методические документы в соответствии с принципами технического регулирования.
В случае ссылки на вышеперечисленные нормативные документы в договорной (контрактной) документации, положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).
Раздел 6. Классификация отраслевых дорожных методических документов в сфере дорожного хозяйства
а) Для оптимизации и систематизации работ отраслевые дорожные методические документы дорожного хозяйства (далее - ОДМ) классифицируют по классификационным группам, приведенным в таблице 2.
Классификационные группы отраслевых дорожных методических документов
Таблица 2
б) В ОДМ классификационной группы 1 систематизируются отдельные элементы сферы управления дорожным хозяйством и разъясняются положения организационно-технических основ технического регулирования в сфере дорожного хозяйства.
в) В ОДМ классификационной группы 2 разъясняются положения, устанавливающие:
в.I) параметры конструкций автомобильных дорог по составляющим компонентам:
- земляное полотно,
- дорожная одежда,
- дренаж и водоотвод;
в.II) параметры искусственных сооружений по составляющим компонентам:
- тоннели и трубы,
- мосты, путепроводы и эстакады,
- защитные сооружения,
- объекты сервиса и элементы обустройства автомобильных дорог;
в.III) нормируемые параметры транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
г) ОДМ классификационной группы 3 разъясняют положения технических и технико-экономических параметров ресурсов, используемых в дорожном хозяйстве, и их сбережения:
- энергия;
- сырье;
- материалы;
- изделия и конструкции;
- рабочая сила.
д) ОДМ классификационной группы 4 разъясняют положения технических параметров выполнения работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них (мосты, тоннели, эстакады и др.):
- строительство;
- реконструкция;
- модернизация;
- ремонт;
- содержание;
- утилизация.
е) ОДМ классификационной группы 5 разъясняют положения по технологическим процессам выполнения работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них.
ж) ОДМ классификационной группы 6 разъясняют положения по обеспечению в дорожном хозяйстве выполнения специальных государственно-регулируемых функций:
- обеспечение безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов движения по дорогам;
- обеспечение экологической безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов движения по автомобильным дорогам;
- обеспечение единства измерений.
и) ОДМ классификационной группы 7 разъясняют положения организационно-технических и других требований в области оценки соответствия, в т.ч. аккредитации, сертификации и контроля за соблюдением требований технических регламентов в дорожном хозяйстве.
к) ОДМ классификационной группы 8 разъясняют положения по сбору, обработке, хранению и использованию банков данных и знаний, организации и обеспечению функционирования централизованной интегрированной информационной системы в дорожном хозяйстве.
Раздел 7. Порядок разработки, экспертизы, согласования, утверждения, регистрации, введения в действие, обновления и отмены документов технического регулирования
а) Общие и специальные технические регламенты разрабатываются, принимаются, изменяются и отменяются в порядке, установленном Статьями 9 и 10 ФЗ "О техническом регулировании".
б) Правила разработки национальных стандартов Российской Федерации определены в ст. 16 Федерального закона "О техническом регулировании". При этом проекты национальных стандартов Российской Федерации, относящиеся к сфере дорожного хозяйства, в соответствии со Статьей 16 ФЗ "О техническом регулировании" представляются разработчиками в ТК-418 для организации проведения экспертизы.
В случае ссылки на утвержденные национальные стандарты в договорной (контрактной) документации, положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).
в) Общероссийские классификаторы разрабатываются, принимаются, вводятся в действие, ведутся и применяются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677.
г) Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации разрабатываются, утверждаются, изменяются, пересматривается и отменяются в порядке, установленном ГОСТ Р 1.10-2004.
д) Стандарты организаций разрабатываются, утверждаются, учитываются, изменяются и отменяются организациями самостоятельно с учетом положений Статей 11 и 12 ФЗ "О техническом регулировании" и ГОСТ 1.4-2004.
Стандарты организации могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами) (ГОСТ Р 1.4-2004).
В случае ссылки на утвержденные стандарты организаций в договорной (контрактной) документации, положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).
По решению организации утверждаемый стандарт может быть направлен в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства для согласования в порядке, изложенным в разделе 8 настоящего методического документа.
Раздел 8. Порядок согласования стандартов организаций федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства
а) Разработчиком проекта стандарта организации может быть любое юридическое и (или) физическое лицо, прежде всего организация, предполагающая взять на себя обязательства соблюдения принятого ею стандарта организации.
Разработанный проект стандарта организации с пояснительной запиской такая организация может разослать на отзыв заинтересованным субъектам хозяйственной деятельности дорожного хозяйства и другим организациям для возможно полного учета их опыта и интересов.
б) Перед утверждением организация, предполагающая взять на себя обязательства соблюдения принятого ею стандарта организации, вправе направить окончательную редакцию проекта стандарта организации с пояснительной запиской, поступившими предложениями и замечаниями, со сводкой отзывов в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства на согласование.
В случае, когда разработанный проект стандарта организации является стандартом профессиональных научных, общественных, инженерных организаций, ассоциаций и других объединений юридических лиц, то дополнительно в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства исполнительным органом таких объединений направляется список организаций (с указанием их реквизитов) - участников вышеперечисленных организаций, ассоциаций и других объединений юридических лиц, готовых принять на себя обязательства соблюдения данного стандарта организации.
В пояснительной записке к проекту стандарта приводят:
- наименование стандарта организации;
- название организации-разработчика (или паспортные данные физического лица);
- контактное лицо от организации-разработчика (или физическое лицо);
- основание для разработки проекта стандарта организации;
- краткая характеристика объекта стандартизации;
- сведения о соответствии проекта стандарта организации законодательству Российской Федерации, обязательным требованиям принятых технических регламентов, а также национальным стандартам;
- сведения о рассылке на отзыв проекта стандарта организации и обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (сводку замечаний);
- подписи руководителя (зам. руководителя) организации-разработчика и ответственного исполнителя (или физического лица - разработчика).
Построение, изложение, оформление и содержание стандартов организаций осуществляется по ГОСТ Р 1.5-2004.
в) Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает проект стандарта организации на предмет соответствия:
- действующим федеральным законам, действующим техническим регламентам;
- целям и принципам стандартизации, в том числе положениям, установленным настоящим методическим документом;
- правилам и нормам, рекомендациям и классификациям в области стандартизации, общероссийским классификаторам;
- действующим национальным стандартам, нормативным и методическим документам, включая рекомендации настоящего ОДМ, в части показателей потребительских свойств продукции.
При рассмотрении комплекта документов, упомянутых в п. б) Раздела 8, федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства в установленном порядке организовывает экспертизу всех представленных материалов научными, проектными, производственными организациями дорожного хозяйства, в том числе Техническим комитетом по стандартизации "Дорожное хозяйство" ТК-418.
г) В случае соответствия проекта стандарта организации позициям, указанным в п. в) раздела 8, федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства согласовывает его письмом за подписью заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства или начальника профильного подразделения его центрального аппарата.
В случае если стандарт организации отклонен, мотивированное решение федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве с приложением замечаний в письменной форме, направляется в организацию, представившую на согласование проект своего стандарта.
д) Внесение изменений в стандарт организации и его пересмотр осуществляют в порядке, установленном для разработки стандартов организации (ГОСТ 1.4-2004).
При наличии согласования стандарта федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства инициатор внесения изменений в стандарт направляет мотивированное обращение в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства, в который вносится предложение по внесению изменений в стандарт организации с изложением объективных причин и технико-экономическим обоснованием.
Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства после рассмотрения внесенных материалов в случае положительного решения по вышеупомянутому предложению может согласовать изменения в стандарт организации.
ж) Отмена стандарта организации проводится в установленном порядке и осуществляется организацией, утвердившей данный стандарт.
При наличии согласования стандарта организации федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства инициатор отмены стандарта организации направляет мотивированное обращение в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства, в который вносится предложение по отмене стандарта организации с изложением объективных причин и технико-экономическим обоснованием.
Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства после рассмотрения внесенных материалов в случае положительного решения по вышеупомянутому предложению может отозвать свое согласование.
з) В случае выхода или вступления новых участников в профессиональные научные, общественные, инженерные организации, ассоциации и другие объединения юридических лиц, готовых принять на себя обязательства по соблюдению ранее согласованного федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства стандарта организации, исполнительным органом указанных организаций направляется официальное уведомление в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства с указанием наименования этого стандарта, ссылкой на имеющееся согласование и реквизитов выбывших участников или новых участников, принимающих на себя обязательства соблюдения стандарта организации.
и) Стандарты организаций, согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, применяются наряду с изданными в дорожном хозяйстве в установленном порядке ОДМ. При этом на титульном листе (или в предисловии) стандарта организации могут указываться реквизиты официального согласования федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства, полученного в соответствии с п. г) Раздела 8 настоящего методического документа.
к) Отсутствие согласования федерального# исполнительной власти в области дорожного хозяйства не исключает возможности принятия стандарта организации.
Раздел 9. Порядок разработки, экспертизы, согласования и издания отраслевых дорожных методических документов
а) Организация разработки ОДМ включает в себя подготовку и представление заявок на разработку данного документа в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства в соответствии с установленным регламентом данной процедуры.
Предпочтение для разработки получают организации, специализирующиеся по определенным видам деятельности, обладающие наибольшим профессионально-кадровым и научно-техническим потенциалом, а также необходимой научно-технической и технико-экономической информацией.
Разработка ОДМ может проводиться и представляться на рассмотрение в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства любой организацией в инициативном порядке при условии соблюдения рекомендаций настоящего методического документа.
б) Организация, получившая заказ на разработку (размещение государственного заказа осуществляется путем проведения конкурсов), формирует рабочую группу, готовит проект ОДМ (первую редакцию) с пояснительной запиской к нему и рассылает на отзыв в заинтересованные организации.
В пояснительной записке приводятся:
- наименование документа;
- название организации-разработчика;
- контактное лицо от организации разработчика;
- основание для разработки документа;
- краткая характеристика объекта рекомендаций (ОДМ);
- сведения о взаимодействии с техническими регламентами, национальными стандартами и стандартами организаций, согласованными с федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства;
- сведения о рассылке на отзыв проекта документа и обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (сводку замечаний);
- подписи руководителя (заместителя руководителя) организации разработчика и ответственного исполнителя.
в) Построение, изложение и оформление ОДМ осуществляется согласно ГОСТ Р 1.5-2004 и настоящему методическому документу.
Структура ОДМ имеет следующий порядок: титульный лист, предисловие, содержание, область применения, нормативные ссылки, определения, содержательная часть документа (может состоять из нескольких глав), ключевые слова, приложения.
Первую страницу титульного листа ОДМ оформляют в соответствии с Приложением А. Наименование ОДМ должно быть кратким (Приложение Б), точно характеризовать область распространения и обеспечивать правильное отнесение документа к конкретной классификационной группе по таблицам 1 и 2.
В предисловии к ОДМ указывается состав разработчиков проекта документа, сведения о согласовании, основание издания данного ОДМ, указание о рекомендательном характере документа, а также информация о новизне документа ("вводится впервые") или об отмене предшествующих ("взамен").
В структурный элемент "Нормативные ссылки" включаются общие и специальные технические регламенты, национальные стандарты, отраслевые дорожные методические документы и другие нормативно-технические документы (в том числе, в установленном порядке согласованные федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства).
г) Организация-разработчик с учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта ОДМ и представляет ее вместе с пояснительной запиской в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства, который в установленном порядке организовывает экспертизу всех представленных материалов научными, проектными, производственными организациями дорожного хозяйства, в том числе в ТК-418.
д) Экспертиза окончательной редакции проекта ОДМ проводится на соответствие:
- действующим федеральным законам, действующим техническим регламентам;
- целям и принципам системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства, в том числе положениям, установленным настоящим методическим документом;
- правилам и нормам, рекомендациям и классификациям в области стандартизации, общероссийским классификаторам;
- действующим национальным стандартам, стандартам организаций, согласованным с федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, нормативным и методическим документам, включая рекомендации настоящего ОДМ.
е) Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает проект ОДМ, результаты проведенной экспертизы и в случае положительного решения рекомендует к изданию и применению ОДМ распоряжением (подписанным руководителем или заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства).
ж) После принятия ОДМ направляется в ТК-418 для регистрации и включения в реестр, а также в издательство (организацию), определенное в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в дорожном хозяйстве, для издания и распространения. Информация о принятых ОДМ публикуется в периодических изданиях федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
з) Внесение изменений в ОДМ и его пересмотр осуществляют в том же порядке, что и разработка.
и) Отмена ОДМ проводится в следующем порядке:
- организация-инициатор отмены ОДМ направляет в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства письмо, подписанное руководителем (заместителем руководителя) данной организации, в котором вносится предложение по отмене ОДМ с изложением объективных причин;
- федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает данное предложение и в случае положительного решения издает соответствующее распоряжение и направляет его копию в ТК-418 для исключения данного документа из реестра. Информация об отмене ОДМ опубликовывается в периодических изданиях федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
Раздел 10. Обозначение отраслевых дорожных методических документов
Обозначение отраслевых дорожных методических документов состоит из его номера, включающего в себя:
- абривиатуру "ОДМ";
- трехзначное число с точкой, означающее комплекс дорожного хозяйства;
- одназначное число, означающее классификационную группу документа по таблице 2 настоящего методического документа;
- трехзначное число, означающее порядковый номер документа в классификационной группе;
- четырехзначное число, означающее год регистрации документа.
Пример обозначения настоящего отраслевого дорожного методического документа:
ОДМ 218. 1. 001- 2005
---- --- -- ---- -----
| Отраслевой | Комплекс |Классификацион-| Порядковый | Год
| дорожный | дорожного | ная группа"1" | номер | регистрации
|методический | хозяйства | | документа в | документа
| документ | | |классификацио-\---------------
\------------ \---------- | | нной группе
\-------------- | "1"
\--------------
Ключевые слова: дорожное хозяйство, общий и специальный технические регламенты, национальный стандарт, отраслевой дорожный методический документ, стандарт организации, порядок разработки и применения
Приложение А
обозначение документа
Приложение Б
В наименовании отраслевых дорожных методических документов в сфере дорожного хозяйства не допускаются сокращения (кроме условных обозначений продукции), математические знаки, римские цифры и греческие буквы.
Наименования отраслевых дорожных методических документов могут носить следующие формулировки (примеры):
1. Техническая классификация автомобильных дорог.
2. Методические рекомендации по ремонту цементобетонных покрытий автомобильных дорог.
3. Рекомендации по применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог.
4. Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций.
5. Правила по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
6. Методика испытания противогололедных материалов.
7. Пособие по охране окружающей среды при производстве дорожно-строительных материалов.
8. Технологические карты по устройству земляного полотна и дорожных одежд автомобильных дорог.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ОДМ 218.1.001-2005 "Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства" с 1 августа 2005 г. рекомендован к применению структурными подразделениями центрального аппарата Росавтодора, федеральными управлениями автомобильных дорог, управлениями автомобильных магистралей, межрегиональными дирекциями по дорожному строительству (реконструкции) федеральных автомобильных дорог, территориальными органами управления дорожным хозяйством субъектов РФ.
Рекомендации определяют принципы применения и соблюдения норм в сфере дорожного хозяйства, закрепляют классификацию, порядок разработки, экспертизы, регистрации, издания, обновления, отмены и применения документов технического регулирования в указанной сфере.
ОДМ 218.1.001-2005 является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве.
Распоряжение Федерального дорожного агентства от 8 июля 2005 г. N ОБ-158-р "Об издании и применении ОДМ 218.1.001-2005 "Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства"
ОДМ 218.1.001-2005, принятый и введенный в действие настоящим распоряжением, рекомендован к применению с 1 августа 2005 г.
Текст распоряжения официально опубликован не был
1. Разработан: Техническим комитетом по стандартизации ТК-418 "Дорожное хозяйство", Московским автомобильно-дорожным институтом (государственным техническим университетом), Центром метрологии, испытаний и сертификации МАДИ (ГТУ) с учетом замечаний и предложений ФГУ "Росдортехнология", Российского союза научных и инженерных обществ, Российской академии транспорта, Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами "Радор", Российской ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве "Аспор", Ассоциации проектных организаций "Родос", ОАО "ГипродорНИИ", ГП "РосдорНИИ", ДортрансНИИ Ростовского ГСУ
2. Согласован: Национальным институтом технического регулирования от 01.07.2005 г. N 04/64
3. Внесен: Управлением организации научно-технических исследований и конкурсов и Управлением имущества и правового обеспечения Федерального дорожного агентства
4. Издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 8 июля 2005 г. N ОБ-158-р
5. Имеет рекомендательный характер
Распоряжением Росавтодора от 9 июня 2010 г. N 384-р настоящее распоряжение признано утратившим силу