Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 28 июня 2012 г. N 394
Рекомендации дня депутата
по теме: "Проблемы и перспективы развития животноводства
в Тюменской области"
Учитывая прямую зависимость продовольственной безопасности от состояния животноводства, а также в преддверии вступления России в ВТО следует отметить особую актуальность решения проблем данной отрасли.
Животноводство области представлено многими отраслями, однако некоторые из них (пчеловодство, рыбоводство) были предметом изучения специальных мероприятий областной Думы. Проблемы таких отраслей, как овцеводство, коневодство, звероводство, свиноводство, птицеводство, также требуют специального анализа. Акцент настоящего дня депутата сделан на изучении вопросов молочного и мясного скотоводства.
Областное законодательство, регулирующее вопросы животноводства, составляют следующие нормативные акты:
Закон Тюменской области от 28.12.2004 N 305 (ред. от 09.11.2011) "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области";
постановление Правительства Тюменской области от 14.05.2012 N 180-п "Об утверждении Положений о порядках предоставления средств областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства";
постановление Правительства Тюменской области от 10.04.2007 N 77-п (ред. от 19.12.2011) "Об утверждении Порядка оказания государственной поддержки на развитие материально-технической базы в агропромышленном комплексе Тюменской области в форме предоставления субсидий";
постановление Правительства Тюменской области от 18.04.2007 N 92-п (ред. от 02.11.2011) "Об утверждении порядков возмещения из федерального и областного бюджетов части затрат на уплату процентов по кредитам и займам".
Финансирование мероприятий по поддержке отрасли животноводства осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы "Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области". В 2011 году на реализацию указанной программы направлены средства областного бюджета в сумме 6,4 млрд. рублей.
Программой предусмотрены следующие направления государственной поддержки животноводства:
- субсидии на животноводческую продукцию, финансирование в 2011 году составило 1, 5 млрд. рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета на субсидирование сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих производство яиц, мяса птицы и свинины, - 155,7 млн. рублей);
- субсидии на племенное животноводство, финансирование в 2011 году составило 411,7 млн. рублей;
- субсидии на развитие материально-технической базы в животноводстве, финансирование в 2011 году составило 722,8 млн. рублей.
Благодаря указанным мерам государственной поддержки в 2011 году в Тюменской области в отрасли животноводства сохранялась положительная динамика развития производства всех видов продукции, а также сохранности поголовья скота (в отличие от общероссийской тенденции, где наблюдается лишь уменьшение темпов снижения численности крупного рогатого скота (КРС)*(1).
В 2011 году в хозяйствах всех категорий произведено 572,8 тыс. тонн молока (100,3% к уровню 2010 года), 1,3 млрд. штук яиц (101,7% к уровню 2010 года), поставлено на убой скота и птицы общим живым весом 145,0 тыс. тонн (102% к уровню 2010 года). Поголовье крупного рогатого скота и свиней сохранилось на уровне прошлого года и составило 255,6 тыс. голов и 3,3 млн. голов соответственно. Поголовье овец и коз, а также птицы превысило уровень 2010 года на 2,4% - 4,5%.
Темпы роста объемов производства в сельскохозяйственных организациях к уровню 2010 года составили: 101,4% по молоку, 101,7% по производству яиц, 104,6% по поставкам скота и птицы на убой.
Поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях составило 135,2 тыс. голов (прирост к численности на 1 января 2011 года - 1,5%), в том числе коров 57,3 тыс. голов (сохранилось на уровне предыдущего года), численность свиней на 1 января 2012 года - 167 тыс. голов (прирост к численности на 1 января 2011 года - 2,4%), овец и коз - 5,7 тыс. голов (прирост к численности на 1 января 2011 года - 1,7%), птицы - 7,6 млн. голов (прирост к численности на 1 января 2011 года - 4,8%).
Увеличение производственных показателей в 2011 году в животноводстве обусловлено, прежде всего, сложившимися благоприятными условиями в производстве растениеводческой продукции, зерна и заготовке кормов для общественного животноводства, а также улучшением генетики скота путем завоза нетелей зарубежной селекции и проводимой целенаправленной работой по воспроизводству стада. Всего с 2006 по 2011 год в область завезено 27,1 тыс. голов импортного скота (из Голландии, Франции, Германии, Словакии, Венгрии).
За 2011 год в Тюменскую область завезено 2677 голов нетелей зарубежной селекции и 777 голов племенного скота из других регионов России. Доля племенного скота в общественном поголовье составила 25%. Это выше показателя прошлого года на 3%.
Выход телят на 100 коров увеличился на 4 ед. и составил 74 теленка, а в племенных предприятиях данный показатель составил 76 телят.*(2)
Молочная продуктивность дойного стада на крупных и средних сельскохозяйственных предприятиях достигла 5659 кг, что является самым высоким показателем среди регионов Урала и Сибири, Тюменская область по этому показателю уже три года входит в десятку лучших регионов Российской Федерации.
Себестоимость молока в Тюменской области в 2011 году составляла 11,7 руб./кг (в среднем по России - 12,1 руб./кг).*(3) В первом полугодии 2012 года себестоимость молока в Тюменской области составила 12,47 руб./кг, средняя закупочная цена - 12,74 руб./кг.
Достигнутые результаты в молочном скотоводстве обеспечиваются за счет работы молочных комплексов, которые производят 42% молока от общего объема, производимого на сельхозпредприятиях, а также за счет вводимых новых мощностей. В 2011 году в эксплуатацию введено 3000 скотомест на молочных комплексах, в числе которых: ООО "ПК "Молоко" Нижнетавдинского района, ООО "ЗапСибХлеб-Исеть", ООО "Эвика-Агро" Исетского района и ООО "Зенит" Упоровского района.
Развитие мясного животноводства в области обеспечивается за счет "скороспелых" отраслей - свиноводства и птицеводства. Мясное скотоводство требует более длительного периода выращивания животных, в связи с чем увеличивается его затратность.
В мясном скотоводстве ведется работа по формированию племенных ресурсов на базе предприятий ОАО "Тюменская мясная компания" Исетского и Омутинского районов. Создаются племенные репродукторы по выращиванию нетелей мясных пород французской селекции. В настоящее время в области имеется 9,9 тыс. голов чистопородного мясного скота, 5,0 тыс. голов помесного и 8,0 тыс. голов на откормочных площадках. Ежегодный прирост чистопородного скота составляет 1,1 - 1,2 тыс. голов. Наращивание чистопородного скота мясных пород обеспечит дальнейшее развитие отрасли мясного скотоводства с последующим ее выходом на самоокупаемость.
Государственная поддержка обеспечивает дальнейшее развитие отрасли животноводства, в том числе путем создания дополнительных скотомест на откормочных предприятиях. За предыдущие годы в области осуществлялся ряд системных мер по развитию мясных ресурсов.
В свиноводстве ведется планомерная работа по созданию селекционно-генетической основы. На базе племенного завода "Юбилейный" построен селекционно-гибридный центр, позволяющий ежегодно производить по 10 тысяч голов высококачественного племенного молодняка трех пород (крупная белая, ландрас и дюрок).
Осуществлена реконструкция производственных мощностей практически всех свиноводческих комплексов. Оказывается системная поддержка личным подворьям. За 2011 год населению продано на льготных условиях 1978 голов племенных свинок, 12 370 тыс. тонн комбикормов. В результате за 4 года прирост производства свинины составил 16,3 тыс. тонн, или 48%.
Положительная динамика сохраняется в развитии отрасли птицеводства.
В 2011 году по отношению к уровню предыдущего года поголовье птицы выросло на 4,8% и составило 7597,4 тыс. голов, в том числе 3906 тыс. голов (51,5%) - куры-несушки.
В сельскохозяйственных организациях производство мяса птицы возросло на 5,7% и составило 41,1 тыс. тонн, яиц - на 2,1% - 1289,5 млн. шт.; от одной курицы-несушки, по уточненным данным, получено 335 яиц (это третий показатель среди регионов России в 2011 году).
При поддержке областного бюджета проведена реконструкция производственных объектов Голышмановского филиала ОАО "Птицефабрика "Боровская", запущен в работу цех производственной мощностью 100 млн. шт. яиц в год. Проведены реконструкция и переоснащение бройлерных цехов на птицефабрике ОАО "Тюменский бройлер" - основного производителя мяса птицы в регионе.
Отрасли животноводства в Тюменской области присущи общероссийские проблемы и тенденции, но имеются региональные особенности.
Основной проблемой животноводства в настоящее время в России является то, что начиная с 2008 года создалась такая ситуация, когда вкладывать деньги как в мясное, так и в молочное животноводство без государственной поддержки стало невыгодно.
Формирование себестоимости по установленным правилам бухгалтерского учета искажает реальную картину рентабельности производства молока, сильно занижая его.
По правилам бухгалтерского учета в затраты на производимое молоко не включается:
1) несубсидируемая разница по уплаченным процентам;
2) убыток от реализации выбракованной коровы (выручка от реализации минус остаточная стоимость);
3) убыток от производства говядины как побочного производства молочного животноводства (рентабельность до минус 50%, так как от молочных коров бычки не дают высоких привесов и неконкурентоспособны со свининой и курятиной по себестоимости мяса);
4) затраты на выращивание ремонтного молодняка.
Если в себестоимость производства молока включить убытки от выбраковки коров и откорма, то убыточность молочного животноводства с учетом полного цикла составляет в среднем 20%, что приводит к долгам перед банками.
В результате складывается ситуация, когда по бухгалтерскому балансу прибыль есть, а на развитие производства денег нет.
Аналогичная картина прослеживается и в мясном животноводстве.
Если при производстве говядины не учитывать затраты на выращивание собственных нетелей (ремонтного стада), на амортизацию основных средств, то производство молока и мяса выглядит рентабельным. Но это означает, что нет средств на обновление скота, капитальный ремонт зданий и покупку оборудования, то есть нет будущего. Даже при выходе в среднем 82 теленка на 100 голов коров и сохранности молодняка от рождения до отела 80% поголовье коров на ферме за 7 лет снижается на 17%. Это является серьезной проблемой для экономики производителей и требует дополнительной премии в цене молока и мяса для возможности инвестирования в сохранение стада.
По мнению экспертов, искажение реальной картины эффективности животноводства мешает принимать стратегически правильные управленческие решения.
Основными причинами убыточности животноводства являются:
1. Диспаритет цен, достигший за 3 года 44% (цены на ГСМ выросли на 60%, на электроэнергию до 50%, на ветпрепараты до 15% и т.д., а закупочная цена на молоко почти не выросла).
2. Низкие закупочные цены на молоко. Закупочные цены на молоко в среднем по стране составляют 14 руб./кг, это ниже, чем в 2007 - 2008 гг. В Тюменской области, например, филиал ОАО "Золотые луга" Молочный комбинат "Ситниковский" в 2011 году осуществлял закупку молока у производителей по 11,06 руб./кг. В апреле 2012 года закупочная цена была снижена еще на 50 коп.
3. Низкие закупочные цены на мясо, которые предлагают мясоперерабатывающие предприятия. Например, закупочная цена 1 кг мяса КРС в убойном весе в ООО "Ишимский мясокомбинат" составляет 120 - 140 руб./кг, свинины - 95 - 110 руб./кг.
4. Специфическим фактором, сдерживающим развитие мясного скотоводства, является то, что при реализации мяса, полученного от животных специализированных мясных пород, оно приравнивается к мясу, полученному от выбракованных коров молочного направления.
5. Высокая закупочная цена на племенное поголовье КРС для товарных хозяйств.
6. Нехватка высококвалифицированных кадров в сельском хозяйстве.
7. На отдельных предприятиях до 50% животных являются носителями вируса лейкоза КРС. Чтобы оздоровить стадо, необходимо больных животных выбраковывать, вследствие чего поголовье КРС резко снизится. Кроме того, для содержания зараженных животных отдельно от здоровых нет условий.
8. Недостаточное использование технологий, которые сегодня во всем мире считаются неотъемлемым элементом промышленного животноводства и которые широко использовались в Тюменской области в 1980-х годах, - это искусственное осеменение и трансплантация эмбрионов. Трансплантация эмбрионов позволяет улучшать породный состав стада без импорта взрослых животных (наиболее эффективно в молочном животноводстве), а искусственное осеменение является необходимым условием эффективности племенной работы.
9. Низкие технологические показатели, влияющие на экономическую эффективность производства (общая продолжительность хозяйственного использования животного, производственный цикл, возраст первого осеменения телок, продолжительность между отелами у коров, период лактации, выход телят на 100 коров).
10. Отсутствие промышленного производства по выделке шкур.
Все сельскохозяйственные производители, опрошенные или представившие информацию к дню депутата, единодушны во мнении, что решить проблемы отрасли можно только при продолжении и даже увеличении размеров государственной поддержки. Но проблема заключается в том, что наиболее распространенные способы господдержки в виде субсидирования части процентов по кредитам, на приобретение племенного скота, дотации на молоко, мясо и другую сельскохозяйственную продукцию по условиям соглашения вступления России в ВТО относятся к так называемой "желтой корзине", то есть применение которых будет ограничено после окончания переходного периода. При этом "зеленая корзина" не ограничивается. Это относится к строительству жилья, дорог, инженерной инфраструктуры, субсидиям на науку, образование, переподготовку кадров, развитие мелиорации.
С целью решения указанных проблем и обеспечения конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей Тюменской области при вступлении России в ВТО участники дня депутата рекомендуют:
Тюменской областной Думе:
1. Создать рабочую группу по выработке предложений, направленных на устойчивое развитие агропромышленного комплекса Тюменской области в связи с вступлением России в ВТО.
Рабочей группе подготовить и внести для обсуждения на пленарном заседании Думы предложения, направленные на устойчивое развитие агропромышленного комплекса Тюменской области.
2. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранным от Тюменской области, с предложениями:
- инициировать разработку проекта федерального закона "О продовольственной безопасности Российской Федерации";
- инициировать разработку плана действий органов управления АПК и объединений товаропроизводителей по адаптации агропродовольственного комплекса Российской Федерации к условиям работы в ВТО (в дополнение к Государственной программе по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы);
- проводить политику контроля за обоснованностью роста тарифов на энергоносители (газ, электроэнергия) и перевозки (особенно железнодорожным транспортом).
3. Депутатам Тюменской областной Думы, избранным от автономных округов, входящих в Тюменскую область, оказывать содействие в создании условий для обеспечения потребительских рынков автономных округов продукцией животноводства, произведенной на юге Тюменской области.
Правительству Тюменской области:
1. Формировать государственную поддержку агропромышленного комплекса, в том числе отрасли животноводства, с учетом требований ВТО, максимально используя при этом возможности увеличения объема прямого субсидирования сельскохозяйственного производства в течение переходного периода.
2. С целью принятия мотивированных управленческих решений, направленных на улучшение породного состава стада КРС, изучить имеющийся отечественный и зарубежный опыт использования метода трансплантации эмбрионов как возможную альтернативу импорту нетелей.
3. Содействовать созданию специализированных предприятий по выращиванию нетелей мясных пород зарубежной селекции, а также преобразованию существующих в Тюменской области племрепродукторов по разведению мясных пород (обрак, салерс, лимузин, герефорд) в племзаводы, в том числе с целью доведения численности маточного поголовья указанных пород до численности, достаточной для разведения "в себе" (1 тыс. голов).
4. Продолжить реализацию мероприятий по оздоровлению крупного рогатого скота от лейкоза.
5. Рассмотреть возможность и целесообразность возрождения в Тюменской области производства по выделке шкур сельскохозяйственных животных.
Научным учреждениям, работающим в сфере сельского хозяйства,
учреждениям высшего, среднего и дополнительного
профессионального образования, готовящим
специалистов АПК:
1. По мере разработки концептуальных положений, касающихся функционирования агропромышленного комплекса Тюменской области в условиях членства России в ВТО, направлять соответствующие предложения в органы исполнительной и законодательной власти Тюменской области.
2. Отразить в учебных программах вопросы, касающиеся особенностей функционирования агропромышленного комплекса в условиях членства России в ВТО.
Совету муниципальных образований Тюменской области:
1. Способствовать выявлению, поддержке и распространению в муниципальных образованиях успешного опыта по применению новых технологий содержания и разведения скота.
2. Подготовить предложения о мероприятиях (проектах), которые целесообразно реализовать в Тюменской области для привлечения в село молодых специалистов (ветеринаров, зооинженеров, агрономов, механиков, бухгалтеров, экономистов и др.).
-------------------------------------------
*(1) Из выступления первого заместителя председателя комитета Госдумы ФС РФ по аграрным вопросам, президента Союза производителей молока "Союзмолоко" А.Н. Хайруллина на 3 съезде Национального союза производителей молока, 27 марта 2012 года.
*(2) Согласно "нормам времени на выполнение ветеринарных работ на животноводческих фермах, комплексах и птицефабриках" (одобрены Минсельхозом РСФСР, протокол от 09.12.1982 N 7) желательной нормой должен считаться выход приплода от 100 коров - 95 телят в год.
*(3) Для сравнения: себестоимость молока в Ямало-Ненецком автономном округе - 98,1 руб./кг, Омской области - 10,2 руб./кг, Новосибирской области - 9,4 руб./кг, Алтайском крае - 9,9 руб./кг (из выступления А.Н. Хайруллина 27.03.2012).
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 28 июня 2012 г. N 394 "О рекомендациях дня депутата по теме: "Проблемы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.