Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. "Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках государственной программы Тюменской области"
Государственная программа Тюменской области "Основные направления развития малого и среднего предпринимательства" до 2020 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Законом Тюменской области от 05.05.2008 N 18 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Тюменской области".
Полномочия Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области по разработке и реализации программы определены постановлением Правительства Тюменской области от 03.07.2006 N 160-п "Об утверждении Положения о департаменте инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области".
Программа учитывает специфику социально-экономического развития области и приоритетные сферы развития малого и среднего предпринимательства Тюменской области.
Государственная программа Тюменской области развития малого и среднего предпринимательства представляет собой стратегический документ, в котором определяется перечень мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего бизнеса и результативности деятельности органов государственной власти Тюменской области.
Осуществление программных мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в Тюменской области позволит повысить эффективность государственного управления социально-экономическим развитием области, обеспечит повышение конкурентоспособности системы малого и среднего предпринимательства в области.
Согласно имеющимся в распоряжении Департамента оценочным значениям и оперативным данным Тюменьстата количество субъектов малого и среднего предпринимательства, индивидуальных предпринимателей в 2014 году составило 71,7 тыс., в том числе:
- малых предприятий (включая микропредприятий) - 35,1 тыс. субъектов;
- индивидуальных предпринимателей - 36,4 тыс. субъектов;
- средних предприятий - 0,2 тыс. субъектов.
Данное значение количества субъектов предпринимательства на 2 тыс. выше значения за 2013 год.
Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями согласно предварительным данным Росстата за 2014 год составил 471 922,2 млн. рублей.
Наибольший объем оборота малых предприятий находится в сфере оптовой и розничной торговли, сфере операций с недвижимым имуществом, строительстве и обрабатывающих производствах.
По уровню развития малого и среднего предпринимательства лидируют г. Тюмень, г. Тобольск, г. Ишим, г. Ялуторовск.
Согласно предварительным данным в 2014 году доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) микропредприятий, малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций составила "29,5%".
Доля добавленной стоимости, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта в 2013 году составила "14,6%" (по данным Тюменьстата). Субъекты малого предпринимательства функционируют практически во всех отраслях экономики, повсеместно осваивая небольшие рыночные сегменты.
Субъекты среднего предпринимательства осуществляют свою деятельность, в основном, в обрабатывающих производствах, строительстве, оптовой и розничной торговле.
Большинству субъектов малого и среднего предпринимательства Тюменской области присущи гибкость, высокая степень адаптации к условиям рынка, значительная интенсивность труда.
В области существует инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных программам (подпрограммам) Российской Федерации, государственных программам (подпрограммам) Тюменской области и муниципальных программам (подпрограммам), обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и для оказания им поддержки.
К организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются следующие требования:
1. регистрация и осуществление деятельности в Тюменской области;
2. деятельность организации инфраструктуры в соответствии с уставом организации должна быть направлена на содействие созданию и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание им поддержки;
3. организация инфраструктуры должна осуществлять фактическую деятельность по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.
К инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Тюменской области относятся:
- Фонд "Инвестиционное агентство Тюменской области";
- Фонд микрофинансирования Тюменской области;
- Гарантийный фонд;
- Центр поддержки предпринимательства;
- Государственное бюджетное учреждение Тюменской области "Областной бизнес-инкубатор" (филиалы в городах Тюмень, Тобольск, Ишим);
- Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Центр развития туризма Тюменской области;
- Технопарк "Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа".
Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Тюменской области:
Необходимо отметить три группы проблем, в наибольшей мере сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства, создание новых малых и средних предприятий. Выявленные проблемы носят общефедеральный характер.
Финансовые:
- стоимость технологического подключения к энергетическим мощностям и водоснабжению;
- труднодоступность кредитных ресурсов (высокие процентные ставки, отсутствие залогового обеспечения)
- дороговизна лизингового механизма
- нехватка собственного стартового капитала для обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства
- высокая бюджетная ориентированность субъектов малого и среднего предпринимательства
Организационные:
- отсутствие планов долгосрочного развития
- недостаток навыков ведения бизнеса и слабый маркетинг
- слабые стимулы к развитию и поступательному ведению бизнеса
- нехватка и высокая стоимость специализированных площадей для ведения бизнеса
- изношенность необходимого технологического оборудования
- недостаток квалифицированных рабочих
Внешняя среда и конъюнктура рынка:
- повышающийся уровень конкуренции на рынках по позициям товаров и услуг, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства
- низкая экспортная и инвестиционная активность субъектов предпринимательства.
Перспективы развития малого и среднего предпринимательства напрямую зависят от решения перечисленных проблем, так как они являются ключевыми факторами формирования условий, в которых сфера малого и среднего предпринимательства может успешно развиваться.
Для ускорения темпов экономического роста малого и среднего предпринимательства, как фактора борьбы с бедностью и развития инноваций, нужно стимулировать создание новых малых и средних предприятий, повышать их конкурентоспособность, увеличивать занятость населения в данном секторе экономики.
Реализация долгосрочной целевой программы "Основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Тюменской области" в соответствии с методикой оценки эффективности и результативности реализации областных целевых программ, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 15.09.2008 N 1250-рп, по итогам 2013 года была признана "Эффективной".
Объем ассигнований программы на 2014 год составлял 477 831,32679 тыс. руб. Фактическое исполнение по программе составило 463 632,03788 тыс. руб. или 97,03% к годовому финансированию программы.
Плановые значения 6-ти из 7-ми показателей программы были выполнены. Среди основных причин недостижения планового значения показателя "Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями" можно отметить:
- повышение процентных ставок по кредитным средствам для субъектов предпринимательства в связи с повышением ключевой ставки Центробанком РФ;
- увеличение стоимости товаров, работ, услуг со стороны поставщиков из-за снижения курса рубля относительно доллара и евро.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.