Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках государственной программы Тюменской области
В Тюменской области, как и в целом в Российской Федерации, аварийность на автомобильном транспорте представляет острую социально-экономическую проблему. Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.
За последние 10 лет (2005 - 2014 годы) в Тюменской области в результате дорожно-транспортных происшествий погибли 3450 человек, в том числе 156 ребенка в возрасте до 16 лет, травмы различной степени тяжести получили 44714 человек, в том числе 4290 детей.
Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни и содействия региональному развитию. В ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.
Задачи сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и др.) и, как следствие, сокращения демографического и социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий согласуются с приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной и среднесрочной перспективе.
Результаты реализации Программы в предыдущие годы свидетельствуют, что использование программно-целевых методов управления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения позволило значительно улучшить ситуацию с дорожно-транспортной аварийностью в регионе. В ходе реализации Программы основной акцент был сделан на таких важных направлениях, как предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, развитие системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, совершенствование условий движения транспортных средств и повышение безопасности пешеходов. Активизировалась работа по обеспечению безопасности дорожного движения на муниципальном уровне.
По итогам 2014 года на дорогах области зарегистрировано 3280 ДТП (2013 г. - 3211), в которых погибли 272 (2013 г. - 346) и получили ранения различной степени тяжести 4523 (2013 г. - 4439) человек.
Наибольший общественный резонанс вызывают дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом. В 2014 году на дорогах области зарегистрировано 225 ДТП со смертельным исходом (2013 г. - 268), в которых погибли 272 человека (2013 г. - 346). В городе Тюмени зарегистрировано 47 происшествий со смертельным исходом (2013 г. - 42), при этом погибло 57 человек (2013 г. - 47). На федеральных дорогах произошло 84 ДТП со смертельным исходом (2013 г. - 109), в которых погибли 109 человек (2013 г. - 157). На областных и местных дорогах в результате 60 происшествий со смертельным исходом (2013 г. - 74) погибли 69 человек (2013 г. - 93).
На основе анализа ДТП со смертельным исходом можно сделать вывод, что основной причиной гибели участников дорожного движения в ДТП являются нарушения водителями ПДД, связанные с выездом транспортного средства на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения. Более того, практика показывает, что эти нарушения сопряжены с превышением установленной скорости движения. Нарушения ПДД пешеходами также нередко оканчиваются их гибелью.
На сегодняшний день в сфере обеспечения безопасности дорожного движения остаётся много нерешённых проблем, наличие которых отрицательно сказывается на положении дел в данной области. Однако основной и определяющей причиной дорожно-транспортных происшествий по-прежнему остается низкая дисциплина участников дорожного движения.
Государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения осуществляется на недостаточном уровне. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, осознанием юридической безответственности за совершенные правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям дорожно-транспортных происшествий, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, недостаточным вовлечением населения в деятельность по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
В 2014 году Госавтоинспекция Тюменской области за правонарушения в области дорожного движения возбудила более 812 тыс. дел об административных правонарушениях, в Российской Федерации это десятки миллионов дел. Очевидно, что существующая система государственного принуждения участников дорожного движения к соблюдению требований безопасности малоэффективна. Возможности влияния законодательства на агрессивное и неправомерное поведение участников движения ещё далеко не исчерпаны. Размеры административных штрафов не обеспечивают его функцию как установленную государством меру ответственности за совершение административного правонарушения и применяемую в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Неоправданный либерализм в определении механизма контроля за уплатой штрафа сводит "на нет" профилактическую роль данной меры наказания.
Существенно снижает эффективность осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения недостаточная техническая оснащенность подразделений ДПС ГИБДД современными контрольно-измерительными приборами и оборудованием.
Недостаточно развитая региональная информационная система ГИБДД не позволяет в полном объеме наладить работу по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях. Решение проблемы обеспечения оперативного санкционированного доступа подразделений ГИБДД и нарядов ДПС ГИБДД к региональной базе данных по выданным водительским удостоверениям и водителям, привлеченным к административной ответственности, обусловлено необходимостью обеспечения неотвратимости наказания в отношении правонарушителей.
Низкое качество подготовки водителей остается одним из определяющих факторов, оказывающих отрицательное влияние на состояние безопасности дорожного движения. В условиях низкого уровня государственного принуждения водителей к соблюдению требований безопасности дорожного движения проблема слабой подготовки "молодых" водителей (плохое знание Правил дорожного движения, низкие навыки управления транспортными средствами, не умение оперативно принимать решения в условиях интенсивного дорожного движения и резко меняющейся дорожной ситуации) проявляется наиболее остро. В 2014 году по вине водителей транспортных средств, зарегистрированных в Тюменской области, имеющих стаж управления менее 3 лет, произошло 459 ДТП (2013 г. - 423), в которых погибли 29 (2013 г. - 20) и получили ранения 692 человека (2013 г. - 629).
Дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов являются одной из важнейших составляющих высокого уровня аварийности. Данный вид происшествий характерен для населенных пунктов и, прежде всего, областного центра. Подобные происшествия отличаются наиболее тяжелыми последствиями, поскольку риск смертельного исхода для пешехода достаточно велик уже при скорости движения транспортного средства 40 км/ч. Не осознавая этого, многие пешеходы продолжают игнорировать требования Правил дорожного движения. Так, из 800 наездов на пешеходов, зарегистрированных в области в 2013 году, 326 произошли по их вине. В 2014 году ситуация несколько улучшилась - количество ДТП, произошедших по вине пешеходов по итогам года уменьшилось до 285 происшествий. Данные происшествия возникают в местах частого появления пешеходов: на пешеходных переходах, остановках маршрутных транспортных средств общего пользования, перекрестках и т.п. Самыми распространенными нарушениями среди пешеходов по-прежнему остаются: переход проезжей части в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования движения.
Большинство случаев наездов на пешеходов, при всем их многообразии, происходит потому, что пешеходы допускают грубые нарушения ПДД. Пешеходы либо сознательно, умышленно нарушают предписанные нормы поведения, проявляя тем самым грубое пренебрежение к своим обязанностям по соблюдению ПДД, либо допускают небрежное отношение к своему долгу, легкомысленно и невнимательно оценивая дорожную обстановку, избирая вследствие этого неадекватный вариант поведения.
Особого внимания на дороге требуют престарелые люди, которые, как правило, малоподвижны, плохо слышат и видят. К "категории риска" относятся дети, которые в силу своих возрастных особенностей не могут правильно среагировать на приближающееся транспортное средство.
Профилактика нарушений ПДД пешеходами, применение к ним мер административного принуждения затруднены отсутствием у них документов, удостоверяющих личность, что создает проблемы при возбуждении дел об административных правонарушениях, администрировании штрафов (в случае сообщения о себе ложных сведении). Зачастую пешеходы, нарушившие ПДД, просто игнорируют замечания сотрудников ГИБДД, требования об остановке и предоставлении документов.
В 2014 году с участием несовершеннолетних произошло 418 ДТП (2013 г. - 407), в которых 10 детей погибли (2013 г. - 22) и 455 получили ранения (2013 г. - 433). По вине детей совершено 100 (2013 г. - 126) ДТП, в которых получили ранения 98 детей (2013 г. - 118), погиб 1 (2013 г. - 8).
Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что дети слабо применяют на практике знания правил безопасного поведения на дорогах и улицах, плохо ориентируются в дорожной обстановке. Изучение Правил дорожного движения в системе образования осуществляется в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности".
Около половины детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, являлись пассажирами транспортных средств. Поэтому одним из важнейших направлений в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма является обеспечение соблюдения родителями Правил дорожного движения, прежде всего, правил перевозки детей. Значительная часть родителей игнорирует требования ПДД об использовании специальных детских удерживающих устройств при перевозке детей. Во избежание административной ответственности используют ремни безопасности, удерживающие устройства, не соответствующие весу и росту ребенка, иные средства, позволяющие формально пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности.
Профилактическая роль Госавтоинспекции, применение мер административного принуждения осложнены неконкретностью требований ПДД к перевозке детей - "с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства". Доказать водителю, что удерживающее устройство не соответствует весу и росту ребенка, средство, позволяющее пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, не обеспечивает безопасность, практически невозможно.
Безопасность дорожного движения тесно связана с уровнем развития дорожной инфраструктуры. К сожалению, во многих городах и населенных пунктах области имеется немало проблем с созданием удобных и безопасных условий для движения транспортных средств и пешеходов. Постоянно возрастающая мобильность населения, уменьшение объёма перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом, нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки, крайне отрицательно сказываются на состоянии безопасности дорожного движения в области.
Высокая тяжесть последствий ДТП во многом связана с несвоевременностью оказания медицинской помощи пострадавшим в них. Так, наибольшей тяжестью последствий характеризуются ДТП, происходящие на дорогах федерального значения, где расстояния до ближайшего медицинского учреждения составляют десятки километров, и время прибытия бригад скорой помощи может составлять не менее часа. Наличие на улично-дорожной сети г. Тюмени "транспортных заторов" также зачастую отрицательно сказывается на времени прибытия медицинских работников на место ДТП.
Различные исследования показывают, что отсутствие первой медицинской помощи на месте дорожно-транспортного происшествия в течение первого часа после получения травм увеличивает количество летальных исходов на треть, а трех часов - уже на 60%.
Снижение тяжести последствий для пострадавших в ДТП и сокращение смертности возможно в результате оказания своевременной медицинской помощи сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД, прибывающими на место раньше бригад скорой помощи. Необходимо продолжить обучение сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приемам оказания первой медицинской помощи.
В настоящее время профилактика дорожно-транспортного травматизма нуждается в повышении эффективности. Это во многом зависит от активного взаимодействия Госавтоинспекции с заинтересованными структурами территориальных подразделений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Тюменской области, местных органов управления образованием, воспитателями и педагогами дошкольных, общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, представителями средств массовой информации и общественных объединений.
Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию.
Обстановка с аварийностью в Тюменской области и наличие проблем в обеспечении безопасности дорожного движения требуют дальнейшей реализации долгосрочной целевой программы, координации усилий всех органов власти и общества, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия.
Система обеспечения безопасности дорожного движения, сформированная без применения программно-целевого метода, характеризуется недостаточной комплексностью и отсутствием эффективного механизма координации действий органов власти, что ведет к разобщенности при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2013 N 864 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" утверждена федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах".
Полномочия Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области в сфере обеспечения безопасности дорожного движения определены Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 N 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения" и другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В 2014 году на территории региона действовала государственная программа Тюменской области "Повышение безопасности дорожного движения" на 2014 - 2016 годы, утвержденная распоряжением Правительства Тюменской области от 01.10.2013 N 1902-рп (ред. от 30.12.2014) "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Повышение безопасности дорожного движения" на 2014 - 2016 годы".
По результатам оценки эффективности и результативности реализации Программа получила качественную оценку "эффективная" по итогам 2014 года.
Объем финансирования Программы в 2014 году составлял 51 млн. 504 тыс. рублей. По итогам 2014 года израсходовано 50 млн. 827,5 тыс. рублей. Неизрасходованный остаток, выделенных на реализацию Программы средств, в объеме 676,5 тыс. рублей сформировался в виде экономии по результатам проведенных в 2014 году электронных аукционов за счет снижения начальной (максимальной) цены контрактов участниками аукционов и осуществленных приобретений.
Из 11 показателей Программы (в том числе 2 показателя цели) плановые значения не достигнуты по 4 показателям (в том числе по 1 показателю цели).
На итоговое значение показателя цели "Количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими" повлияла значительно возросшая мобильность населения (за 2014 год количество легковых и грузовых автомобилей, автобусов и мотоциклов, зарегистрированных в области, возросло на 37 609 единиц; число лиц, впервые получивших водительское удостоверение, составило 26484 человека), а также недисциплинированностью водителей транспортных средств (количество ДТП, совершенных по их вине, увеличилось с 2908 до 3006 происшествий).
При плановом значении 2800 ДТП и фактическом значении по итогам 2013 года 2908 ДТП значение показателя "Количество дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине водителей" составило 3006 ДТП. Безразличное отношение водителей к возможным последствиям ДТП, отсутствие адекватного понимания причин возникновения ДТП, являются основными причинами нарушений Правил дорожного движения и как следствие ДТП. Нарушениями, определившими рост показателя стали:
- не выполнение требования ПДД уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестка, - 747 ДТП (2013 год - 649 ДТП);
- не соблюдение дистанции до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, - 309 ДТП (2013 год - 235 ДТП);
- выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, - 196 ДТП (2013 год - 190 ДТП);
- нарушения правил перевозки людей - 80 ДТП (2013 год - 57 ДТП).
При этом Федеральным законом от 23.07.2013 N 196-ФЗ с 1 сентября 2013 года из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключена часть 1 статьи 12.9, предусматривавшая ответственность за превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину не менее 10, но не более 20 километров в час. Формально законодатель разрешил двигаться с превышением скорости на величину до 20 км/ч в час, что значительно уменьшило время, имеющиеся у водителей на принятие решения при возникновении опасности для движения.
Значение показателя "Количество дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине водителей, стаж управления транспортным средством которых не превышает 3 лет, на 10 тыс. транспортных средств" составило 7,8 ДТП на 10 тыс. транспортных средств, при плановом значении 7,5 ДТП на 10 тыс. транспортных средств. Рост показателя обусловлен ростом числа ДТП произошедших по вине водителей, стаж управления транспортным средством которых не превышает 3 лет, с 423 до 459 происшествий. Низкое качество подготовки водителей остается одним из определяющих факторов, оказывающих отрицательное влияние на состояние безопасности дорожного движения. В течение года только 72% кандидатов в водители смогли сдать с первого раза практический экзамен в условиях дорожного движения. Каждый десятый водитель сдаёт данный экзамен, используя три и более попытки.
Значение показателя "Доля дорожно-транспортных происшествий, совершению которых сопутствовало наличие неудовлетворительных дорожных условий, в общем количестве дорожно-транспортных происшествий" составило 10,3% при плановом значении 7,1%. Природно-климатические условия не позволяют в течение всего календарного года поддерживать дорожную разметку в нормативном состоянии, а её отсутствие или плохая различимость зафиксированы в 58% ДТП с неудовлетворительными дорожными условиями. Зафиксирован рост таких неудовлетворительных дорожных условий, как низкие сцепные качества проезжей части (с 13 до 19 ДТП), наличие снежных валов (с 1 до 22 ДТП), отсутствие дорожных знаков (с 17 до 24 ДТП), неправильное применение дорожных знаков (с 4 до 8 ДТП).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.