Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Оценка ситуации и содержание проблемы
В Тюменской области (без автономных округов) (далее - Тюменская область) имеются все условия для успешного развития внутреннего и въездного туризма: богатейшее историческое, архитектурное и культурное наследие, уникальные природные ресурсы, благоприятная экологическая составляющая, а также интенсивно развивающийся потребительский спрос на туристические продукты региона.
1.1. Направления развития туризма в Тюменской области
Одним из приоритетов социально-экономического развития Тюменской области является развитие туристической отрасли по направлениям въездной и внутренний туризм.
В соответствии с Законом Тюменской области от 28.12.2006 N 536 "О развитии внутреннего и въездного туризма в Тюменской области" под внутренним туризмом в Тюменской области понимается - путешествия в пределах Тюменской области лиц, постоянно проживающих в Тюменской области; под въездным - путешествия в пределах Тюменской области лиц, не проживающих постоянно в Тюменской области.
Для обеспечения туристического потока по данным направлениям определены следующие целевые группы туристов: жители Тюменской области, граждане России (преимущественно г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, близлежащих регионов ХМАО, ЯНАО, Свердловской области и др.), иностранные граждане.
С позиции государственной поддержки развития внутреннего и въездного туризма в Тюменской области наиболее приоритетными направлениями туристской деятельности являются: деловой, оздоровительный, историко-культурный и охотничье-рыболовный виды туризма.
Приоритеты развития по видам туризма в Тюменской области
N |
Степень приоритетности |
Виды туризма |
1. |
Виды туризма, относимые к наиболее приоритетным |
Деловой туризм Санаторно-курортный, оздоровительный туризм Историко-культурный туризм Охотничье-рыболовный |
2. |
Виды туризма, перспективные для развития |
Экологический туризм Паломнический туризм Спортивный туризм Активный индивидуальный туризм Экстремальный туризм |
Приоритетные виды туризма имеют наиболее существенный вес в социально-экономическом развитии области, поскольку обеспечивают наибольший поток туристов.
Перспективные виды туризма нуждаются в проведении мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры, формирование и продвижение турпродукта.
1.2. Туристские потоки в Тюменской области
Общий туристический поток рассчитывается в соответствии с методикой, определенной Приказом Федерального агентства по туризму РФ от 18.07.2007 N 69 "Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации", а также на основе данных социологических исследований и сильно отличается от официально регистрируемого органами государственной статистики.
Общий объем туристического потока в Тюменской области в 2013 году составил 1773,4 тыс. человек (в том числе: российских туристов - 1730,6 тыс. чел, иностранных туристов -42,8 тыс. человек).
Распределение туристов Тюменской области по месту жительства, 2010 г.*
Согласно данным социологического исследования, наибольшая часть поездок носит характер внутреннего туризма. Так, в 2010 году среди опрошенных 68,7% жители Уральского федерального округа, из них: порядка 30% являются жителями Тюменской области, 21,8% - жителями ХМАО и ЯНАО. Среди туристов, прибывающих из-за пределов Тюменской области, наибольшая доля приходится на соседние регионы Уральского, Приволжского и Сибирского федеральных округов.
Продолжительность поездки туристов в Тюменской области, 2010 г.*
* Отчет по результатам научно-исследовательской работы "Проблемы и тенденции развития внутреннего и въездного туризма в Тюменской области" ООО "АйНоу". Том: Анализ ТурПотока 2010, 2012 год.
По итогам 2010 года 51,5% респондентов находилось по месту прибытия в интервале от 4 до 7 дней; 30% прибывали 1 - 3 дня. Таким образом, свыше 80% респондентов, совершают поездки относительно небольшой длительности (до 7 дней).
Распределение туристов по цели поездок в Тюменской области, 2013 г.*
* По данным статистического сборника "Туризм в Тюменской области", 2014 г.
По данным Федерального органа государственной статистики в 2013 году порядка 29,2% прибыли в регион с деловой целью. В основном это связано с возросшей инвестиционной привлекательностью региона, а также его ролью одного из ведущих нефтегазовых центров России. В перспективе деловой туризм останется ведущим туристским сектором - локомотивом развития туриндустрии области.
Туризм досуга и отдыха, в том числе историко-культурный туризм, имеет также значительный вес (24,9% от всех прибывших) и перспективы, связанные с новыми культурными и событийными проектами, формированием и продвижением новых турпродуктов, развитием инфраструктуры приема туристов.
В наибольшей степени культурно-познавательный туризм развит в форме экскурсионного и самостоятельного осмотра достопримечательностей в городах Тюмень и Тобольск. По оценкам туроператоров Тюменской области до 90% экскурсионных маршрутов сосредоточено в направлении Тюмень-Тобольск.
Развитая сеть лечебно-оздоровительных организаций в совокупности с уникальными природными ресурсами региона (лечебные грязи, минеральные воды, горячие источники) позволяет привлекать значительный поток туристов (14,5% от всех прибывших) и обеспечивает широкие возможности для дальнейшего развития данного вида туризма.
1.3. SWOT анализ туристской отрасли Тюменской области
В настоящее время в Тюменской области имеется опыт функционирования туристской отрасли, достигнуты определенные результаты, на основании которых можно судить о сильных и слабых сторонах туриндустрии региона, о потенциальных возможностях и угрозах для дальнейшего развития
Среди сильных сторон туристской индустрии региона следует отметить:
1. Наличие туристических ресурсов (большое количество разнообразных культурно-познавательных объектов, богатый животный и природный мир, природные ископаемые для лечения и т.д.)
2. Наличие развитой туристской инфраструктуры (санатории, базы отдыха, гостиницы, конгресс-центры, музеи, театры, спортивные центры и т.д.).
3. Высокий платежеспособный спрос и стабильная социально-экономическая ситуация в области.
4. Конкурентоспособность стоимости услуг по сравнению с другими городами УРФО.
5. Государственная поддержка развития туризма.
6. Реализация программ по сохранению и восстановлению памятников историко-культурного наследия.
7. Заложены основы информационного обеспечения туристических ресурсов Тюменской области (разработан информационный портал о туристических ресурсах Тюменской области; публикации в СМИ, выпуск буклетов, специализированных журналов и т.д.).
8. Представление и продвижение турпродукта Тюменской области на региональных, всероссийских и международных выставках и конференциях.
9. Наличие базы профессиональной подготовки кадров в области туризма.
10. Проведение ежегодных событийных туристских мероприятий (Декабристские вечера, Квасной пир - на весь мир, Августовские спасы, Абалакское поле).
11. Наличие компаний, работающих в направлении экскурсионного обслуживания.
12. Наличие большого числа ресторанов и торгово-развлекательных центров.
13. Наличие устойчивого потока прибывших с деловыми целями в область.
Слабые стороны:
1. Дефицит информации о туристических ресурсах Тюменской области в РФ и за рубежом.
2. Отсутствие развитых каналов продаж тюменского турпродукта на российском и международном рынках.
3. Отсутствие заинтересованности туристических фирм в разработке программ по внутреннему и въездному туризму в связи с высокими рисками, несогласованность и слабое взаимодействие участников туристского рынка и смежных отраслей.
4. Слабое развитие придорожного сервиса.
5. Отсутствие регулярных прогулочных и круизных речных рейсов при повышенном спросе на них.
6. Отсутствие сформированного качественного охотничье-рыболовного турпродукта.
7. Незначительное количество сувенирных салонов, их удаленность от основных объектов показа.
8. В системе подготовки кадров недостаточно внимания уделяется практической стороне, освоению современных методик и технологий.
Возможности:
1. Наличие интереса со стороны потенциальных потребителей туристских ресурсов Тюменской области.
2. Формирование и развитие на основе природного и животного потенциала Тюменской области турпродукта в сферах охотничье-рыболовного, экологического и активного видов туризма.
3. Популяризация и повышение информационной освещенности духовных мест и святынь региона, проводимых религиозных событий, для увеличения потока паломников.
4. Проведение спортивных мероприятий регионального, всероссийского и международного уровня для активизации и развития спорттуризма.
5. Развитие международного сотрудничества, взаимодействие с международными организациями, в том числе в сфере туризма.
Угрозы:
1. Растущая конкуренция среди регионов РФ, Урала и Сибири.
2. Несоответствие цены-качества предлагаемых туристских услуг.
3. Снижение платежеспособного спроса вследствие сокращения доходности основных отраслей экономики.
1.4. Материально-техническая база туристической отрасли в Тюменской области
Материально-техническая база туризма как отрасли экономики представляет собой совокупность материальных, вещественных элементов, средств производства, которые используются и могут быть использованы в туристской деятельности.
Материально-техническая база региона включает в себя:
1) Коллективные средства размещения;
2) Транспортную инфраструктуру;
3) Предприятия сферы обслуживания;
4) Охотничье-рыболовные хозяйства;
5) Учреждения и организации культуры;
Коллективные средства размещения
По данным статистики в 2013 году инфраструктура туристской отрасли Тюменской области включала 135 коллективных средства размещения (КСР), в том числе 101 гостиница и аналогичное средство размещения и 34 специализированных мест размещения (санаторно-курортные организации, туристские базы и т.д.). Увеличение числа КСР по сравнению с 2012 годом составило 1,5%.
Основные показатели деятельности коллективных средств размещения в регионах УрФО, 2013 г.*
|
Тюменская область (без автономных округов) |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
Свердловская область |
Челябинская область |
Курганская область |
Число КСР, ед. |
135 |
195 |
65 |
325 |
391 |
77 |
Номерной фонд, номеров |
6473 |
6126 |
2282 |
13209 |
13462 |
2262 |
Единовременная вместимость, мест |
13966 |
12104 |
4196 |
28314 |
35000 |
4993 |
Коэффициент использования номерного фонда |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
Обеспеченность местами КСР на душу населения (на 1000 чел.) |
9,91 |
7,58 |
7,77 |
6,55 |
10,03 |
5,69 |
* По данным статистического сборника "Туризм в Тюменской области", 2014 г.
Показатель обеспеченности местами КСР на душу населения в Тюменской области выше, чем по большинству регионов УрФО.
Гостиницы и аналогичные средства размещения в Тюменской области
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области максимальная единовременная вместимость гостиниц области в 2013 г. составила 7832 мест, что выше аналогичного показателя 2012 года на 10,75%.
За период 2009 - 2013 годы в области создано порядка 30 новых гостиниц и аналогичных средств размещения. За счет строительства средств размещения номерной фонд области составляет почти 6,5 тысяч единиц.
Единовременная вместимость гостиниц и аналогичных средств размещения Тюменской области*
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Единовременная вместимость, мест |
4998 |
5709 |
6131 |
7072 |
7832 |
Гостиничный комплекс Тюмени согласно данным внутриведомственного мониторинга насчитывает около 65 гостиниц и аналогичных средств размещения. Основная часть гостиниц, расположенных в г. Тюмени - это мини-гостиницы (до 30 мест). Стоит заметить, что фактически доля таких гостиниц больше, поскольку к этой категории могут быть отнесены и большинство прочих предприятий, предлагающих услуги временного размещения, не имеющих статуса гостиниц. В 2012 году запущены в работу три гостиницы в городе Тюмени: "Прага" на улице Институтская, "Море" на 6-м км. Салаирского тракта, "Отель домашний" на улице Буковая.
На территории г. Тобольска действуют 10 гостиниц, от эконом-класса до высокого уровня, общей вместимостью более 800 мест.
В связи с развитием инфраструктуры туризма и отдыха в Исетском и Уватском районах созданы гостиничные комплексы высокого уровня.
Общее количество ночевок в гостиницах в 2013 г.: Тюмень - 490,0 тыс., Тобольск - 67,3 тыс., Ишим - 27,7 тыс.
Оценка на категорийность ("звездность") была проведена в 7-ми гостиницах области. Уровень 5* присвоен гостинице "Славянская", 4* - отелю "Тюмень", отелю "Евразия", отелю "Ремезов", отелю "Море", 3* - гостинице "Восток" и "Георгиевская". По оценкам специалистов, в регионе имеются гостиницы, соответствующие уровням 3* и 4*, однако оценку для присвоения звездной категории они не проходили. При этом, как показывает международный опыт, наличие звездной категории является крайне важным показателем для привлечения туристов, так как наилучшим образом отражает уровень качества сервиса и статуса гостиницы, является средством саморекламы.
Анализ зависимости спроса на гостиничные услуги (за 2008 г.) от стоимости номеров (одноместного стандартного номера) показывает, что заполняемость, близкая к 100%, характерна для гостиниц со стоимостью номеров до 2,0 тыс. руб.
Гостиницы со средней заполняемостью (40 - 60%) ориентированы в основном на номера эконом-класса (от 1,5 до 2,5 тыс. руб.).
Также среднюю загрузку (50 - 55%) имеют гостиницы премиум-класса, стоимость одноместного номера в которых превышает 4 тыс. руб.
Необходимо также отметить, что низкая загрузка (17 - 20%) при невысокой стоимости номеров характерна для малых гостиниц и небольших баз отдыха, расположенных далеко от центра и деловой части города.
Таким образом, неэффективная ценовая политика гостиничных предприятий может привести к сокращению туристских потоков в регион, снижению загрузки, а следовательно, и к снижению уровня рентабельности гостиниц.
Схожая ситуация по заполняемости и ценовой политики наблюдается на челябинском, свердловском и ханты-мансийском гостиничных рынках.
В настоящее время в стадии строительства и привлечения инвесторов находится еще порядка 7 проектов по строительству отелей в Тюмени и в Тобольске, реализуется инвестиционный проект по строительству спортивно-оздоровительного и культурного центра в г. Тюмени "Тенис-палас", по созданию музея и гостиницы в селе Покровское (музей "Наша эпоха"), фитнес-центра "Три Богатыря" и отеля "Любавушка" в ресторанно-гостиничном комплексе "Деревенька" г. Тюмень и др.
Часть инвесторов приняла решение о строительстве в Тюмени 4 - 5* гостиниц в составе деловых центров по европейским образцам. Заявленные проекты характеризуются комплексностью услуг, значительным номерным фондом и планируемым высоким качеством услуг.
Важным вопросом формирования инфраструктуры средств размещения является расширение рынка гостиничных услуг и формирование инвестиционных предложений по строительству гостиниц, расположенных по основным направлениям туристических маршрутов области.
Специализированные средства размещения Тюменской области
Наличие богатых природных ресурсов Тюменской области открывает широкие возможности для развития лечебно-оздоровительного туризма. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области за 2013 г. в Тюменской области расположено 34 специализированное средство размещения, из них 23 санаторно-курортных организации, 9 организаций отдыха.
Основные показатели специализированных средств размещения в УрФО, 2013 г.*
|
Тюменская область (без автономных округов) |
Свердловская область |
Челябинская область |
Число специализированных средств размещения, ед. |
34 |
109 |
139 |
Номерной фонд, номеров |
2803 |
5508 |
8253 |
Единовременная вместимость, мест |
6134 |
14846 |
23614 |
Коэффициент использования номерного фонда |
0,6 |
0,4 |
0,3 |
Численность размещенных лиц за год, тыс. чел. |
162,9 |
317,2 |
299,0 |
* По данным статистического сборника "Туризм в Тюменской области", 2014 г.
Несмотря на то, что в Тюменской области количество специализированных учреждений в несколько раз меньше чем в соседних Свердловской и Челябинской, предложение тюменских специализированных средств размещения является более востребованным, о чем свидетельствует коэффициент использования номерного фонда в 2 раза выше показателя Челябинской области, в 1,5 раза Свердловской.
Основные показатели специализированных средств размещения Тюменской области в 2013 г.*
Специализированные средства размещения |
Количество, ед. |
численность размещенных лиц в 2010 г., тыс. чел. |
численность размещенных лиц в 2011 г., тыс. чел. |
численность размещенных лиц в 2012 г., тыс. чел. |
численность размещенных лиц в 2013 г., тыс. чел. |
коэффициент загрузки в 2013 г. |
санаторно-курортные организации |
23 |
64,6 |
77,2 |
88,0 |
91,1 |
0,6 |
организации отдыха |
9 |
64,4 |
68,9 |
63,4 |
64,9 |
0,3 |
* По данным статистического сборника "Туризм в Тюменской области", 2014 г.
Коэффициент загрузки санаториев составляет в среднем 60% в течение всего года. Во время "высокого сезона" мест во многих санаториях не хватает. Количество организаций отдыха и турбаз составляет малый процент от общего числа средств размещения, в летний период объем их загрузки стремится к 100%, но в связи с низкой комфортностью и невозможностью их круглогодичного использования итоговый коэффициент загрузки у них ниже.
Исследование рынка рекреационных услуг Тюменской области свидетельствует о том, что существует устойчивый платежеспособный спрос населения на качественные рекреационные услуги при наблюдаемом дефиците предложения в данном сегменте.
В связи с чем перспективным является строительство современных санаторно-рекреационных комплексов в Тюменском и Тобольском районах.
Транспортная инфраструктура
Тюменская область является важным транспортным узлом России за счет стратегически благоприятного географического положения. Через г. Тюмень проходит транссибирская железнодорожная магистраль, федеральные автомобильные дороги, соединяющие все основные транспортные коридоры: Запад - Восток, Север - Юг.
Общая протяженность дорог Тюменской области составляет 19,1 тыс. км, из них 13,1 тыс. км с твердым покрытием. По территории региона проходят 4 автомобильные дороги федерального значения с интенсивным движением: Тюмень - Омск (5,4 тысячи автомобилей в сутки); Тюмень - Екатеринбург (4,6 тысячи); Тюмень - Ханты-Мансийск (5 тысяч); Тюмень - Курган (8,8 тысяч). Интенсивность движения, по прогнозу экспертов, в ближайшие годы будет только расти, так как в регионе появляются новые места отдыха, крупные торговые и развлекательные центры, спортивные и туристические объекты.
Группам организованных туристов и туристам, путешествующим на личном транспорте, необходимо качественное обслуживание на протяжении всей автодороги
Транспортная инфраструктура представляет совокупность всех отраслей и предприятий транспорта, как выполняющих перевозки, так и обеспечивающих их выполнение и обслуживание
В состав транспортной инфраструктуры входят: санитарные зоны, точки общественного питания, автосервиса, розничной торговли, оборудованных стоянок, кемпингов. Требования, предъявляемые к транспортной инфраструктуре, а также общая культура зарубежных и российских туристов из года в год возрастают.
На сегодняшний момент общее число предприятий придорожного сервиса на федеральных трассах Тюменской области составляет 54, при этом число способных оказывать комплексные услуги незначительно (30% от общего числа). Важной проблемой является неравномерность размещения кемпингов вдоль трасс - высокая плотность вокруг крупных городов и практически отсутствие каких-либо объектов вдали от населенных пунктов. Кроме того, на трассе широко распространена несанкционированная торговля продуктами питания, проконтролировать качество которых не представляется возможным.
Заинтересовать проезжих туристов и предложить им ночевку можно в комплексах, объединяющих в себе мини-гостиницу и кафе, которые должны сочетать, наряду с высоким уровнем качества обслуживания, стилизованность под региональную специфику. Необходимо отметить, что в регионе имеются инфраструктурные площадки для открытия придорожного бизнеса: участки на федеральной трассе Тюмень - Екатеринбург, на автодороге Тобольск - Вагай.
В Тюменской области развит авиационный транспорт. Из аэропортов области совершаются полеты как по России, так и за рубеж. Осуществляются международные регулярные рейсы: "Тюмень - Мюнхен", "Тюмень - Прага", а также в страны СНГ.
С целью увеличения пассажиропотока осуществляется реконструкция терминала аэропорта "Рощино", который в перспективе будет иметь пропускную способность до 1,5 миллионов пассажиров в год (в настоящий момент немногим больше 500 тыс. человек в год).
Большой популярностью у туристов пользуются автобусные экскурсионные поездки, в основном это туры выходного дня в Тобольск и Ялуторовск. На сегодняшний момент предложить в аренду туристические автобусы и одновременно предоставить услуги экскурсовода, могут несколько тюменских фирм.
Важной проблемой для развития автобусных экскурсий является незначительное количество транспортных средств в собственности турбизнеса: 16 автобусов; 12 микроавтобусов. Затраты туристский компаний на привлечение услуг сторонних транспортных организаций для производства турпродукта области в 2010 году составили 44 млн. руб., что безусловно негативно сказывается на конечной стоимости для потребителя.
Таким образом, важнейшим фактором для увеличения турпотока является увеличение количества средств транспорта в собственности турбизнеса.
Сложной остается ситуация с речным туризмом в области. Наиболее крупными реками являются Обь, Иртыш, Тура, Тобол, Ишим, Пышма, Исеть, Тавда, Сосьва. Общая длина основных рек превышает 30 тыс. км. Однако реки судоходны только в короткий летний период - навигация на реках продолжается не более 5-6 месяцев.
Несмотря на огромный потенциальный спрос на подобные туры, регулярные речные экскурсионные туры отсутствуют по раду причин: значительный физический и моральный износ материально-технической базы и необходимость обновления флота, недостаточное финансирование содержания водных путей, отсутствие благоустроенных речных причалов.
Для увеличения количества туристов, путешествующих по железной дороге, необходимо решить вопрос организации экскурсионных поездов и вагонов из городов Тюмени, Сургута, Екатеринбурга в город Тобольск. В целях улучшения условий перевозок требуется рассмотреть вопрос создания специальных скоростных магистралей из городов Уральского региона.
Таким образом, сегодняшнее состояние транспортной инфраструктуры недостаточно для интенсификации турпотоков в регион. Отсутствуют регулярные автобусные и речные туристские маршруты, невысокая пропускная способность авиационного узла, количество транспортных средств в собственности турбизнеса незначительно, слабо развит придорожный сервис на основных туристских маршрутах.
Сфера обслуживания
Туристические фирмы Тюменской области
Важнейшим элементом туристского бизнеса являются туристические фирмы, организующие и обеспечивающие прием туристов.
По состоянию на 18.02.2014 в Едином федеральном реестре зарегистрировано 35 туроператоров, специализирующихся на внутреннем и въездном туризме в Тюменской области. Для сравнения в Челябинской области функционирует 25 туроператоров, в Свердловской - 80.
Немногие из числа туристических фирм области имеют развитые программы по приему и туристскому обслуживанию в Тюменской области. Анализ деятельности регионального турбизнеса показывает, что въездной турпродукт занимает незначительную долю в структуре деятельности даже у лидеров отрасли.
Турфирмами региона разработано порядка 85 экскурсионных программ по Тюменской области. В 2010 - 2013 годах появилось значительное количество авторских экскурсий (концепция и экскурсии разработаны турфирмами самостоятельно с закреплением за ними авторских прав на ее проведение).
Созданы специальные маршруты, связанные с открытием новых объектов показа - страусиной и лосиной ферм, зоопарка, термальных источников.
За последние годы в области появилось несколько туристических агентств, оказывающих экскурсионные услуги и экскурсионных бюро. Отличительной чертой таких организаций является современный подход к ведению экскурсий, использование интерактивных технологий, что способствует привлечению интереса и обеспечивает стабильный спрос на такие услуги среди туристов.
Предприятия торговли и общественного питания
Доля участия предприятий торговли и общественного питания в оказании туристам услуг меняется в зависимости от развитости материально-технической базы туризма, продолжительности путешествия, вида туризма, времени года и др. причин.
Туристские расходы включают в себя: приобретение потребительских товаров и услуг; расходы на питание; приобретение небольших товаров длительного потребления для личного пользования, сувениров и подарков. В связи с этим к туристической инфраструктуре следует отнести предприятия розничной торговли, организации общественного питания (за исключением столовых при предприятиях и учреждениях).
На территории коллективных средств размещения по данным на 2013 год расположено 86 организаций общественного питания. Количество посадочных мест увеличилось на 303 места и в 2013 году составило 9111.
Организации общественного питания, находящиеся на территории коллективных средств размещения, в Тюменской области*
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Организации общественного питания, находящиеся на территории коллективных средств размещения, ед. |
88 |
81 |
85 |
92 |
86 |
Количество посадочных мест |
7672 |
7472 |
7939 |
8808 |
9111 |
* По данным статистического сборника "Туризм в Тюменской области", 2014 г.
В весенне-летний период сеть предприятий общественного питания дополняется за счет открытия летних кафе.
Динамично развивается сфера общественного питания в торгово-развлекательных комплексах и торговых центрах.
На ресторанном рынке г. Тюмени активно развиваются 6 местных сетевых операторов, обслуживающих население и гостей города. Кроме того, на рынке предприятий быстрого питания представлен ряд зарубежных и федеральных торговых марок.
Потребность в организациях общественного питания в г. Тюмени полностью обеспечена широким предложением данной сферы услуг.
В муниципальных районах, несмотря на ввод в эксплуатацию новых предприятий общественного питания, спрос на услуги данных организаций остается не удовлетворенным. По данным органов местного самоуправления обеспеченность посадочными местами в предприятиях общедоступной сети из расчета на тысячу жителей по области составляет 33 посадочных места (82,5% от норматива).
Значимую роль среди предприятий торговли, обслуживающих туристов, играют сувенирные салоны. Количество сувенирных салонов, расположенных в области, ограничено и не привязано к местам, посещаемым туристами. В настоящее время в недостаточной степени используется потенциал народных промыслов и ремесел, таких как резьба по кости, ковроткачество, резьба и роспись по дереву, ткачество, гончарное дело. Развитие каналов продаж товаров народного промысла одна из задач развития туризма, поэтому в состав мероприятий государственной программы включены выставки-ярмарки, целью которых является развитие традиционных промыслов и ремесел с целью увеличение объемов и расширение предложений по сувенирной продукции.
Инфраструктура делового туризма
Деловой туризм - ведущий туристский сектор Тюменской области - локомотив развития туриндустрии региона.
Для развития делового туризма в области можно выделить следующие предпосылки:
- возросшая инвестиционная привлекательность области;
- развитие нефтегазового сектора;
- развитие обслуживающих секторов (научно-образовательная, медицинская и рекреационная сфера).
Нефтегазовая тематика является базовой для развития делового туризма в регионе, однако потенциал региона позволяет также развивать иные направления, в т.ч. медицинская тематика и сельское хозяйство.
Область находится в группе лидерские позиции среди регионов Урала и Сибири по развитости инфраструктуры размещения и проходящему через нее турпотоку.
Конференц-база региона существенно отстает по объему и качеству от конференц-базы Свердловской области и ХМАО. Кроме того, существующий уровень цен на аренду залов не может конкурировать с другими городами Уральского округа.
Инфраструктурные ограничения индустрии делового туризма, в том числе отсутствие современного Экспоцентра, а также отсутствие единого Конгресс-бюро, объединяющего организаторов и участников конференций и выставок существенно снижает конкурентоспособность региона в данной нише.
Охотничье-рыболовные хозяйства
В Тюменской области, с ее огромными территориями и природными ресурсами есть все предпосылки для развития охотничье-рыболовного туризма.
Площадь территорий, акваторий, предоставленных для осуществления пользования охотничьими животными составляет 8 миллионов 212 тыс. гектаров
Основными районами в части развития данного направления являются: Уватский, Тобольский, Вагайский, Ярковский, Викуловский, Армизонский, Нижнетавдинский и Казанский районы.
В области действует 75 организаций, осуществляющих пользование животным миром на основании долгосрочных лицензий.
На территории региона имеется следующая инфраструктура:
1) 7 охотничье-рыболовных баз, построенные ГКУ ТО "Служба охраны животного мира";
2) охотничье-рыболовные угодья, принадлежащие обществам охотников и рыболовов;
3) частные охотничье-рыболовные базы.
Однако в местах размещения баз-кордонов слабо развита сопутствующая туристическая инфраструктура (дороги, общественное питание и т.д.).
Кроме того, существует ряд ограничений по проведению охоты, среди которых: лимиты изъятия отдельных "трофейных" видов животных, которые значительно меньше спроса на них, необходимость наличия охотничьего билета и разрешения на оружие.
В организацию данного вида туризма помимо охотничье-рыболовных обществ и кордонов вовлечены туристические фирмы, гостиницы, базы отдыха, которые предлагают туры, включающие охоту, рыбалку, а также иные виды активного отдыха.
Однако количество таких предприятий незначительно для интенсификации развития охотничье-рыболовного туризма в регионе, практически отсутствуют организованные продажи охотничье-рыболовных туров. Во многом это связано с отсутствием схемы взаимодействия субъектов туристического цикла.
При этом предлагаемый охотничье-рыболовный турпродукт слабо ориентирован на иностранного потребителя. Требуется проведение ряда мероприятий, направленных на создание системы действующих охотничье-рыболовных туров, начиная от бронирования туров, заканчивая получением разрешительных документов на вывоз трофеев.
В том числе необходимо определить порядок взаимодействия органов государственной власти, компетентных в данной сфере, сформировать представление о Тюменской области, как о территории, благоприятной для охотничьего и рыболовного туризма, обеспечить условия для культурной и безопасной рыбалки и охоты, расширить сферу услуг в области рыбного и охотничьего хозяйства.
Объекты туристского интереса, учреждения и организации культуры
Туристские культурные ресурсы Тюменской области (объекты туристского интереса) включают более 1000 объектов истории, культуры и досуга: 6 музеев, 4 театра, 635 учреждений культуры и досуга, сотни археологических памятников.
В настоящее время в области насчитывается 1872 объектов культурного наследия, представленных 600 объектами и ансамблями градостроительной деятельности (569 объектов с расшифровкой ансамблей), 182 достопримечательными местами и 1090 объектами археологии.
Открыты такие новые музейные комплексы, как Дворец Наместника, в реконструированном здании дома купца Корнилова - музей истории судебной системы Западной Сибири, музей истории освоения и изучения Сибири им. А.А. Дунина-Горкавича, в Больничном корпусе объекта "Тюремный замок" Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника введен в эксплуатацию музейный комплекс с воссозданным интерьером Губернской библиотеки, с книгохранилищем редкой книги, компьютеризированным читальным залом, оснащенным современными мультимедийными технологиями.
Все большую популярность приобретает туркомплекс "Абалак" и проводимый на территории комплекса фестиваль "Абалакское поле". Это масштабное и зрелищное событие, посетители которого смогут увидеть турниры клубов исторической реконструкции, стать участниками конкурсов и мастер-классов, познакомиться с атмосферой средневековья.
Осуществляются плановые работы по реставрации объектов культурного наследия городов области, включаемых в экскурсионные маршруты.
Посещаемость организаций культуры Тюменской области, тыс. чел.*
Организация |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Театры |
253,2 |
280,7 |
302,2 |
319,5 |
335,2 |
367,6 |
412,0 |
419,8 |
Музеи |
748,4 |
907,5 |
531,0 |
375,2 |
406,7 |
405,1 |
403,0 |
477,5 |
* По данным статистического сборника "Туризм в Тюменской области", 2014 г.
По данным статистики отмечается стабильный рост посещаемости театров, учреждений культурно-досугового типа (зрительных залов, платных мероприятий). Посещение музеев резко упало с 2008 года. В целях увеличения количества посещений требуется активнее вводить музеи в туристический оборот, организовывать специальные акции и практические занятия для школьников и молодежи, использовать интерактивные музейные технологии, регулярно обновлять экспозиций.
Серьезной проблемой остается достаточно высокая цена на посещение музеев. Так стоимость посещения Дворца Наместника г. Тобольска обойдется в 150 рублей, за такую же сумму можно посетить Эрмитаж г. Санкт-Петербург, при этом соотношение по исторической значимости и количеству экспонатов не в пользу сибирского музея.
1.5. Кадровое обеспечение туристской индустрии Тюменской области
На территории области в туристических фирмах, оздоровительных учреждениях, гостиницах и ресторанах, организациях отдыха, развлечений, культуры и спорта занято 21,9 тыс. человек.
Для успешного позиционирования области на международном рынке туризма существуют высокие требования к обслуживающему персоналу объектов пребывания и посещения.
Вопросами подготовки кадров туристской отрасли занимаются:
- Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий;
- Тюменский государственный университет;
- Тюменский государственный нефтегазовый университет;
- Тобольская государственная социально-педагогическая академии им. Д.И. Менделеева;
- Тобольский индустриальный институт;
- Учреждения среднего специального образования.
В 2013 году выпуск из средних специальных учебных заведений по специальности "социально-культурный сервис и туризм" составил 43 человека, из высших учебных заведений по специальностям "гостиничный сервис" и "туризм" - 106 человек*.
В целях совершенствования действующей системы подготовки кадров для сферы туризма, в ВУЗы Тюменской области планируется включение в образовательную программу по специальностям, связанным с туризмом, дополнительных практических занятий с участием сотрудников отраслевых государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления, представителей туристического бизнеса и общественных объединений региона, и организация прохождения стажировок преподавательского состава учебных заведений на предприятиях сферы туризма Тюменской области.
Работа по совершенствования туристического обслуживания должна проводиться посредством обучающих семинаров, мастер-классов, а также осуществления контроля за качеством проводимых экскурсий. В государственную программу включены мероприятия по повышению квалификации для действующих специалистов туристической индустрии области.
1.6. Информационное обеспечение туристской индустрии Тюменской области
Информация о туристической индустрии Тюменской области и основных мероприятиях, которые могут заинтересовать туристов, размещается на интернет-сайте туристических ресурсов Тюменской области http://www.w-siberia.ru.
Основной задачей ресурса является максимальное информирование потенциальных клиентов о наличии уникальных туристических ресурсов в Тюменской области, а так же информирование о последних новостях и мероприятиях, мерах государственной поддержки Правительства области, проводимых в сфере развития внутреннего и въездного туризма и многом другом.
Обновленный Портал туристических ресурсов функционирует с апреля 2011 года. Всего за период работы портала зафиксировано порядка 280 тысяч посещений, в среднем - около 280 посещений в день. Особенностями нового портала стала интерактивная карта области, подробная информация о каждом объекте туриндустрии, удобная навигация и возможность онлайн-бронирования всех туристических услуг. Таким образом, посетители сайта могут планировать поездки по Тюменской области более детально, напрямую бронировать гостиничные номера, а в дальнейшем и другие туристические услуги.
Среди российской аудитории, помимо нашего региона, сайт пользовался наибольшей популярностью в Москве, Санкт-Петербурге, городах Урала и Сибири. Среди зарубежной аудитории наибольший интерес сайт вызывает в Германии, а также, в таких странах, как США, Великобритания, Норвегия и Нидерланды.
Положительная динамика посещаемости сайта свидетельствует о росте интереса в России и за рубежом к туристическим ресурсам Тюменской области.
При поддержке Администрации города Тобольска был создан и запущен портал о туристических ресурсах города Тобольска tobolsk-travel.com.
Помимо указанных выше порталов турресурсов на территории региона функционирует еще 16 тематических туристских сайтов коммерческих организаций.
Департаментом инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области ведется активная деятельность по размещению и продвижению информации о турресурсах региона на таких внешних ресурсах, как:
- информационный портал о туризме в России www.welcome2russia.ru, созданный при поддержке Ростуризма;
- информационный портал "Курорты России" kurortrussia.ru;
- информационный портал "Отдых по-сибирски" www.ops-sib.ru;
- информационный портал о сельском туризме в России www.naselo.ru.
Ежегодно Тюменская область участвует в международных туристских выставках, где представляет туристический потенциал региона. Осуществляется регулярное распространение информационных материалов о туристском потенциале Тюменской на выставках, ярмарках, деловых мероприятиях области.
1.7. Территориальная схема развития туризма Тюменской области
К настоящему моменту в Тюменской области формируются территориальные центры туризма, сложилось несколько основных территориальных туристских направлений:
- г. Тюмень;
- г. Тюмень - г. Тобольск (направление включает с. Покровское и архитектурно-ландшафтный заказник "Абалакский природно-исторический комплекс");
- г. Тюмень - г. Ялуторовск;
- г. Тюмень - с. Нижняя Тавда;
- речные круизы (предполагается организация проекта по рекам Обь-Иртышского речного бассейна "Тюмень - Покровское - Тобольск" с остановками в г. Тобольске, с. Абалак);
- маршрут по тематике "Последний путь царской семьи": Санкт-Петербург - Тюмень - с. Покровское - Тобольск - Екатеринбург;
- маршруты охотничье-рыболовного туризма в районах: Нижнетавдинский, Тобольский, Вагайский, Ярковский, Сорокинский, Армизонский, Казанский, Сладковский, Уватский;
- межрегиональные маршруты, в первую очередь совместно со Свердловской (Нижняя Синячиха, Верхотурье и другие), Курганской (Чимеево, озеро Медвежье и другие), Челябинской (Аркаим, озера Тургояк, Чебаркуль и другие), Новосибирской и другими областями.
1.8. Оценки эффективности и результативности реализации государственной программы
По результатам оценки эффективности и результативности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ Тюменской области по итогам 2013 года реализация Программы признана эффективной.
Объем финансирования Программы за 2013 год составил 6282 тыс. рублей (67% от плана).
Результативность программы оценивалась по 5 показателям, из которых плановые значения достигнуты по 4 показателям на 100%.
Степень достижения показателя "Количество туристических фирм, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и въездного туризма" 94,59%, в связи с тем, что основной частью потока туристов являются жители из соседних регионов, и поездки в регион, они осуществляют самостоятельно, без обращения в туристические фирмы. Конкуренцию на рынке услуг в сфере внутреннего и въездного туризма туристическим фирмам составляют MICE-компании, занимающиеся организацией деловых мероприятий, а также экскурсионные агентства.
1.9. Нормативно-правовое обоснование полномочий органов государственной власти в сфере туризма
Полномочия Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, в части развития туризма, закреплены целым рядом нормативных правовых актов.
Закон, регламентирующий вопросы полномочий Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". статья 26.3-1 данного закона определяет полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с пунктом 2 Статьи 5 Устава Тюменской области от 30.06.1995 N 6, органы государственной власти области самостоятельно осуществляют полномочия субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закрепленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и договором о разграничении полномочий.
Закон Тюменской области от 28.12.2006 N 536 "О развитии внутреннего и въездного туризма в Тюменской области" определяет формы, порядок оказания поддержки субъектам туристской индустрии, осуществляющим деятельность по организации внутреннего и въездного туризма в Тюменской области.
Постановление Правительства Тюменской области от 15 ноября 2010 г. N 320-п "О Порядке предоставления субсидий субъектам туристской индустрии Тюменской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.