Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
к постановлению
Тюменской
областной Думы
от 20 сентября 2012 г. N 514
Информация
ФГБОУ ДПОС "Тюменский институт переподготовки кадров агробизнеса"
о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 23.09.2010
N 2415 "О рекомендациях семинара-совещания по теме: "Актуальные
вопросы кредитования сельскохозяйственных предприятий
в Тюменской области"
(представлена в областную Думу и.о. ректора ФГБОУ ДПОС "ТИПКА"
А.А. Гороховым 20.08.2012)
В соответствии с постановлением Тюменской областной Думы от 23.09.2012 N 2415 "О рекомендациях семинара-совещания по теме "Актуальные вопросы кредитования сельскохозяйственных предприятий в Тюменской области" федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов "Тюменский институт переподготовки кадров агробизнеса" (далее - ФГБОУ ДПОС "ТИПКА") были предприняты следующие действия:
1. В программах профессиональной переподготовки по специальностям "Менеджмент" и "Бухгалтерский учет и аудит" (объем свыше 500 часов) предусмотрены следующие дисциплины, в которых рассматриваются актуальные вопросы страхования и кредитования сельскохозяйственных предприятий: "финансовый менеджмент", "экономика предприятия", "бухгалтерский учет и аудит", "разработка управленческих решений", "антикризисное управление", "экономический и финансовый анализ".
В программы повышения квалификации (объем до 72 часов) "Актуальные вопросы управления сельскохозяйственными предприятиями в современных условиях", "Управление организациями АПК", "Налоговый учет в АПК", "Новые стандарты в бухгалтерском учете и отчетности", "Информационные технологии в бухгалтерском учете", "Экономический и финансовый анализ хозяйственной деятельности", "Автоматизация бизнес-планирования и инвестиционное проектирование", "Организация бухгалтерского учета инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений в сельскохозяйственных организациях" включены вопросы, посвященные страхованию и кредитованию сельскохозяйственных предприятий.
Программа повышения квалификации "Организация и функционирование кредитной кооперации в системе АПК" (объем - 72 часа) разработана при участии Г.А. Макаровой - председателя ОСКПК "Тюмень" и предназначена для обучения руководителей и специалистов сельскохозяйственных кредитных кооперативов. В 2010 - 2012 годах по этой программе было обучено 40 человек.
Основная категория наших слушателей - руководители и специалисты сельскохозяйственных предприятий, поэтому наибольшее внимание у них вызывают практические вопросы кредитования, разбор конкретных проблем.
Помимо преподавателей ФГБОУ ДПОС "ТИПКА", к проведению занятий привлекаются преподаватели Тюменской государственной сельскохозяйственной академии, Тюменского государственного университета, руководители и специалисты тюменского филиала ОАО "Россельхозбанк", ОСКПК "Тюмень", страховых компаний. Благодаря участию в образовательном процессе специалистов-практиков существенно повышается востребованность образовательных услуг, слушатели могут задать вопросы непосредственно работникам и руководителям кредитных и страховых организаций. Наш институт и в дальнейшем планирует придерживаться данной практики.
2. Разработка программного комплекса по автоматизации основных операций кредитных кооперативов представляется актуальной. Необходимо совместно с ОСКПК "Тюмень" и представителями сельскохозяйственной кредитной кооперации области определить требования по функциональным возможностям данного комплекса и разработать техническое задание, оценить стоимость разработки и определить источники финансирования.
3. На основании общения как со слушателями нашего института, так и с приглашенными специалистами банковского сектора и кредитной кооперации мы пришли к следующим выводам относительно развития сельскохозяйственного кредитования в Тюменской области:
3.1. Кредит является важным звеном системы финансирования расширенного воспроизводства в АПК, без него невозможно развитие сельскохозяйственного производства и решение возложенных на аграрный сектор экономики социально-экономических задач. Благодаря кредиту происходит обновление материально-технической базы сельского хозяйства, финансируются текущие расходы предприятий при отсутствии собственных средств.
3.2. Конкуренция на рынке сельскохозяйственного кредитования развита слабо, основную долю на нем занимают несколько крупных банков - ОАО "Сбербанк", ОАО "Россельхозбанк" и др. Монополизация кредитного рынка неблагоприятно сказывается на условиях кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Учитывая это, необходимо содействовать формированию конкурентной среды на рынке сельскохозяйственного кредитования, прежде всего развивая систему кредитной кооперации, а также привлекая к кредитованию АПК более широкий круг коммерческих банков. Возможно создание микрофинансовых организаций, специализирующихся на кредитовании фермерских хозяйств, небольших сельскохозяйственных предприятий и населения, проживающего в сельской местности.
Следует обратить внимание на опыт развитых зарубежных стран, в которых на рынке сельскохозяйственного кредитования представлены различные институты. Так, в США через систему фермерского кредитования, близкую по форме кредитной кооперации, выдается до трети всех инвестиционных кредитов в сельском хозяйстве. Значительную роль играют также небольшие банки, обслуживающие сельскохозяйственные предприятия.
3.3. Одним из факторов, затрудняющих доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитам, является дефицит подготовленных кадров. Зачастую работники экономической и бухгалтерской служб предприятий не могут должным образом подготовить документы для получения кредита, испытывают иные затруднения при работе с банками. Необходимо уделять внимание обучению и повышению квалификации специалистов сельскохозяйственных предприятий.
3.4. Необходимо принять во внимание, что вступление России в ВТО ограничивает направления государственной поддержки сельского хозяйства. Эти ограничения вступают в силу по окончании переходного периода. В частности, льготное кредитование сельскохозяйственных предприятий относится к мерам так называемой "желтой корзины", которые подлежат поэтапному сокращению. Следовательно, необходимо заранее разработать формы поддержки сельскохозяйственного кредитования, не нарушающие данные ограничения, а также максимально эффективно использовать переходный период, в который данные меры поддержки разрешены.
3.5. Для того чтобы указанные вопросы решались в комплексе, необходима единая концепция развития системы сельскохозяйственного кредитования Тюменской области, предусматривающая тесное взаимодействие кредитных институтов, органов государственного управления, а также представителей АПК. Данная концепция должна быть рассчитана на период не менее 10 лет и охватывать основные существенные аспекты развития сельскохозяйственного кредитования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.