Управление учреждений образования Федерального агентства по образованию и центральная аттестационная комиссия Федерального агентства по образованию направляют для руководства указания по применению Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и устанавливают процедуру проведения аттестации педагогических и руководящих работников на первую и высшую категории, а также процедуру проведения аттестации директоров подведомственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
1. При проведении аттестации педагогических и руководящих работников необходимо руководствоваться Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее - Положение), утвержденным приказом Минобразования России от 26.06.2000 N 1908 (зарегистрирован Минюстом России 24.07.2000, рег. N 2322).
2. Основными принципами аттестации являются: добровольность аттестации на вторую, первую и высшую категории для педагогических работников, первую и высшую категории для руководящих работников и на высшую квалификационную категорию для руководителей образовательных учреждений.
3. Управление учреждений образования предупреждает о недопустимости назначения лиц на руководящую должность без предварительного прохождения ими аттестации по данной должности. В случае признания лица, претендующего на руководящую должность (занимающего должность руководителя), не соответствующим первой квалификационной категории, трудовой договор не заключается (принимается решение о переводе на другую работу, прекращаются трудовые отношения).
4. Основанием для проведения аттестации является заявление по установленной форме (приложение 1 к Положению), подаваемое в соответствующую аттестационную комиссию в определенные Положением сроки.
5. Устанавливается следующая процедура проведения аттестации педагогических и руководящих работников:
5.1. Подача заявлений осуществляется в сроки, указанные в пункте 2.1 Положения.
Срок действия имеющейся квалификационной категории в заявлении сообщается с указанием месяца и года (например, "январь 2007 года").
В случае аттестации по нескольким должностям (например, ''заведующий отделением" и "преподаватель") подается отдельное заявление.
5.2. Заявления работников, адресованные в центральную аттестационную комиссию, вместе с составом экспертной группы и графиком прохождения аттестации предоставляются в секретариат центральной аттестационной комиссии в срок до 1 октября текущего года в двух экземплярах согласно приложениям 1 и 2 к настоящему письму. В состав экспертной группы включаются наиболее квалифицированные специалисты, имеющие квалификационную категорию не ниже той, на которую претендует аттестуемый. Экспертная группа состоит не менее чем из двух специалистов, в состав которой, кроме работников данного образовательного учреждения, могут включаться представители других образовательных учреждений, городских, областных, краевых методических объединений и т.п. При необходимости могут быть созданы две экспертные группы - по аттестации педагогических работников и по аттестации руководящих работников. При работе с аттестуемым продолжительность работы экспертной группы не должна превышать одного месяца, что отражается в графике прохождения аттестации, а общая продолжительность аттестации - двух месяцев (п. 2.2 Положения).
5.3. Центральная аттестационная комиссия рассматривает и утверждает график прохождения аттестации, состав экспертной группы и по одному экземпляру возвращает в образовательное учреждение.
5.4. Экспертная группа в течение месяца - в сроки, установленные графиком, - проводит анализ работы аттестуемых. Результаты работы экспертной группы оглашаются на заседании аттестационной комиссии образовательного учреждения и направляются в центральную аттестационную комиссию.
5.5. Для рассмотрения и принятия соответствующего решения в центральную аттестационную комиссию необходимо представить следующие документы:
- личное заявление аттестуемого;
- представление, подписанное руководителем образовательного учреждения, с которым ознакомлен аттестуемый;
- заключение экспертной группы, подписанное руководителем группы;
- результаты тестирования (если таковые имеются);
- предложения к пункту 9 аттестационного листа;
- два экземпляра аттестационного листа, в которых заполняются только пункты 1 - 6.
На всех документах (кроме аттестационного листа) ставится печать образовательного учреждения. В случае аттестации работника по различным должностям представляется соответствующее число комплектов материалов.
6. Центральная аттестационная комиссия принимает на своем заседании решение в соответствии с пунктом 3.8 Положения. На основании решения центральной аттестационной комиссии издается приказ Федерального агентства по образованию. Приказ или выписка из приказа направляется в образовательное учреждение с двумя экземплярами полностью оформленного аттестационного листа аттестуемого.
7. Представление для проведения аттестации руководителя образовательного учреждения готовится советом учебного заведения на основании отчета руководителя о результатах работы на общем собрании коллектива и подписывается заместителем председателя, секретарем совета учебного заведения с указанием дат и номеров протоколов собрания, заседания совета. При аттестации лиц, претендующих на руководящую должность, подготовка представления осуществляется в порядке, установленном Управлением учреждений образования Федерального агентства по образованию.
8. При заполнении документов необходимо указать полное наименование образовательного учреждения, а не сокращенное.
9. В трудовую книжку работника (раздел "Сведения о работе") по результатам положительной аттестации вносятся следующие записи: в графу 1 - порядковый номер записи; в графу 2 - дата решения аттестационной комиссии; в графу 3 - "Присвоена вторая (первая, высшая) квалификационная категория по должности "преподаватель" (без указания преподаваемой дисциплины), "методист"; первая (высшая) квалификационная категория по должности "заместитель директора", "директор" и т.п.; в графу 4 - дата и номер приказа органа управления образовательного учреждения, на основании которого внесена запись.
С целью ускорения информатизации образования при аттестации работников просим обратить внимание на уровень применения ими информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Документы по аттестации в центральную аттестационную комиссию представлять в оригинале, а не по электронной почте и не по факсу.
Управление учреждений образования Федерального агентства по образованию, центральная аттестационная комиссия Федерального агентства по образованию предлагают руководителям подведомственных образовательных учреждений ознакомить работников образовательных учреждений с настоящими разъяснениями и обеспечить строгое соблюдение установленного порядка и процедур аттестации педагогических и руководящих работников.
Заместитель начальника |
М.А. Усов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Минобразования России от 26.06.2000 N 1908.
Аттестация осуществляется в добровольном порядке: для педагогически работников - на вторую, первую и высшую категории; для руководящих работников - на первую и высшую категории; для руководителей образовательных учреждений - на высшую квалификационную категорию.
Аттестация в указанных случаях проводится на основании заявления, подаваемого в соответствующую аттестационную комиссию. Процедура подачи и рассмотрения заявления, а также собственно проведения аттестации определена Письмом. Установлено, что анализ работы аттестуемых осуществляет специально создаваемая экспертная группа, а окончательное решение по результатам аттестации принимает центральная аттестационная комиссия.
В письме также указано на необходимость обращать внимание при проведении аттестаций на уровень применения работниками образовательной системы информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.
Письмо Федерального агентства по образованию от 28 сентября 2005 г. N 1158/12-17 "О порядке прохождения аттестации педагогическими и руководящими работниками подведомственных образовательных учреждений"
Текст письма опубликован в журнале "Официальные документы в образовании", октябрь 2005 г., N 28, в Бюллетене Министерства образования и науки Российской Федерации, 2005 г., N 12, в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", февраль 2006 г., N 4