Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минюста РФ
от 26 августа 2005 г. N 147
Рекомендации по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований
16 сентября 2008 г.
См. Методические рекомендации по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, утвержденные приказом Минюста РФ от 31 мая 2012 г. N 88
Приказом Минюста России от 16 сентября 2008 г. N 209 в пункт 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Рекомендации по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований разработаны в целях использования при организации работы Минюста России и его территориальных органов по государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования (далее - государственная регистрация).
2. Государственная регистрация проводится в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 30. Ст. 3308), Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822; Парламентская газета. N 186. 8 октября 2003 г.; Российская газета. N 202. 8 октября 2003 г.), Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 42. Ст. 4108; Российская газета. N 230. 19 октября 2004 г.), приказом Минюста России от 28 января 2005 г. N 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня Главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам" (зарегистрировано в Минюсте России 28 января 2005 г., регистрационный N 6275, Российская газета. N 42. 3 марта 2005 г.; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 10. 7 марта 2005 г.), иными правовыми актами Минюста России.
III. Срок проведения государственной регистрации
4. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (далее - Федеральный закон) решение о государственной регистрации устава принимается в 30-дневный срок со дня представления документов.
IV. Рекомендации по организации работы по проведению государственной регистрации
5. Государственная регистрация включает в себя проверку устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации; проверку соблюдения установленного Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав; присвоение номера государственной регистрации уставу, муниципальному правовому акту о внесении изменений в устав; выдачу свидетельства о государственной регистрации устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав; включение соответствующих сведений (записи) в государственный реестр уставов муниципальных образований.
V. Принятие устава муниципального образования на рассмотрение
6. Представляемый на государственную регистрацию устав отвечает требованиям, установленным статьей 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
7. В соответствии со статьей 3 Федерального закона документы, необходимые для государственной регистрации, представляются главой муниципального образования.
8. Тексты документов представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, а также на магнитном носителе (дискете, CD-R, флэш-накопителе) и должны быть обеспечены защитой от несанкционированного доступа и искажений.
9. На последней странице второго экземпляра устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования ставится штамп о приеме документов. Образец штампа приводится в приложении N 1.
Приказом Минюста России от 16 сентября 2008 г. N 209 в пункт 10 настоящего приложения внесены изменения
10. Поступающие в управление по субъектам документы регистрируются в общем порядке в журнале учета входящей корреспонденции и в 2-дневный срок со дня получения устава передаются руководителем управления по субъектам для рассмотрения и принятия решения о государственной регистрации.
Образец и порядок ведения Книги регистрации уставов представлен в приложении N 2.
11. Не проводится государственная регистрация отмененных или признанных утратившими силу уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав.
12. Если приводятся карты, схемы, таблицы, то они должны оформляться в виде приложений к уставу, а соответствующие пункты устава должны иметь ссылки на эти приложения.
Приказом Минюста России от 16 сентября 2008 г. N 209 в пункт 13 настоящего приложения внесены изменения
13. Устав, муниципальные правовые акты о внесении изменений в устав могут быть оставлены без рассмотрения в случае, если:
1) к ним не приложены документы, указанные в статье 3 Федерального закона;
2) представленные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым статьей 3 Федерального закона.
Управлению по субъектам рекомендуется в 15-дневный срок сообщить заявителю в письменной форме об оставлении устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав без рассмотрения с указанием причин и возвратить устав и прилагаемые к нему документы в муниципальное образование.
14. Решение о возврате устава без государственной регистрации рекомендуется оформлять в виде заключения, содержащего указания на несоблюдение установленного порядка представления устава на регистрацию и направлять в муниципальное образование, представившее устав на регистрацию.
15. Приведенный в соответствие с настоящими Рекомендациями устав, муниципальные правовые акты о внесении изменений в устав представляются на государственную регистрацию в 10-дневный срок.
Приказом Минюста России от 16 сентября 2008 г. N 209 в пункт 16 настоящего приложения внесены изменения
16. Устав, представленный на государственную регистрацию с соблюдением установленного порядка, проходит проверку в управлении по субъектам.
VI. Рекомендации по подготовке решения о государственной регистрации
Приказом Минюста России от 16 сентября 2008 г. N 209 в пункт 17 настоящего приложения внесены изменения
17. В управлениях по субъектам рекомендуется назначить государственных служащих, ответственных за проведение государственной регистрации устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав; утвердить их должностные регламенты, предусматривающие указанное полномочие по осуществлению государственной регистрации.
Приказом Минюста России от 16 сентября 2008 г. N 209 в пункт 18 настоящего приложения внесены изменения
18. Управления по субъектам подготавливают заключения на уставы и издают приказы о государственной регистрации.
Приказом Минюста России от 16 сентября 2008 г. N 209 в пункт 19 настоящего приложения внесены изменения
19. Заключение содержит следующие сведения:
соответствие содержания устава требованиям статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
оценку полномочий органа местного самоуправления, принявшего устав;
соответствие устава Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству;
соблюдение законных интересов других муниципальных образований;
вывод о возможности регистрации устава.
Заключение управления по субъектам подписывает его руководитель либо лицо, его замещающее.
Образец заключения приведен в приложении N 3.
Приказом Минюста России от 16 сентября 2008 г. N 209 в пункт 20 настоящего приложения внесены изменения
20. На основании заключения составляется приказ на бланке согласно приложению N 4.
В приказе отражаются следующие сведения:
реквизиты устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав (в случае проверки акта с изменениями указываются реквизиты всех актов, вносящих изменения);
состояние нормативного регулирования в данной сфере (перечень актов федерального и регионального законодательства, на соответствие которым рассматривался акт), необходимость и достаточность акта для урегулирования общественных отношений;
соответствие устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству;
вывод о возможности включения устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав в государственный реестр.
Приказ управления по субъектам подписывает руководитель либо лицо, его замещающее.
21. Издание приказа является основанием для выдачи свидетельства о государственной регистрации.
22. На титульном листе на обоих экземплярах устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав ставится штамп. Образец штампа приведен в приложении N 5.
Приказом Минюста России от 16 сентября 2008 г. N 209 в пункт 23 настоящего приложения внесены изменения
23. На последней странице устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав рекомендуется делать отметку о количестве пронумерованных и прошитых страниц, скрепляемых подписью руководителя управления по субъектам и печатью.
24. Устав, муниципальные правовые акты о внесении изменений в устав считаются зарегистрированными с момента принятия решения о государственной регистрации, присвоения государственного регистрационного номера и занесения в государственный реестр уставов муниципальных образований. Государственная регистрация удостоверяется свидетельством.
25. Согласно части 6 статьи 4 Федерального закона органы, осуществляющие государственную регистрацию уставов, обязаны направить главе муниципального образования свидетельство о государственной регистрации (далее свидетельство).
В случае государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав не рекомендуется выдавать свидетельство. В этом случае на первой странице (титульном листе) муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав и на оригинале устава ставится штамп государственной регистрации и печать.
26. В случае утраты подлинника свидетельства о государственной регистрации устава по заявлению главы муниципального образования может быть выдан его дубликат.
Повторно выдаваемое свидетельство может быть заполнено и подписано в течение срока, согласованного главой муниципального образования и органом, осуществляющим государственную регистрацию устава, при приеме ходатайства (заявления) о выдаче такого свидетельства, но не более чем в месячный срок с момента принятия ходатайства (заявления).
Приказом Минюста России от 16 сентября 2008 г. N 209 в пункт 27 настоящего приложения внесены изменения
27. В управлении по субъектам, осуществившем государственную регистрацию, рекомендуется оставлять на хранение один экземпляр документов. В указанных подразделениях формируется архивный фонд зарегистрированных уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы. Изменяющие, приостанавливающие и отменяющие действие устава муниципальные правовые акты рекомендуется подшивать в то же дело.
28. Свидетельство о государственной регистрации устава и подлинники зарегистрированного устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав рекомендуется направлять главе муниципального образования.
Фактом, подтверждающим получение свидетельства, является подпись указанных лиц в Книге учета выданных свидетельств о государственной регистрации уставов (далее - Книга учета выданных свидетельств).
Образец и порядок ведения Книги учета выданных свидетельств представлен в приложении N 6.
Приказом Минюста России от 16 сентября 2008 г. N 209 в пункт 29 настоящего приложения внесены изменения
29. Сведения, содержащиеся в Книге учета выданных свидетельств, рекомендуется предоставлять пользователям по запросам.
При отсутствии в Книге учета выданных свидетельств необходимых сведений заявителю сообщается об отсутствии запрашиваемой информации.
Сведения, содержащиеся в Книге учета выданных свидетельств, предоставляются на бесплатной основе.
Срок предоставления указанных сведений составляет не более 30 дней со дня получения запроса.
Выписка из Книги учета выданных свидетельств (далее - выписка) должна содержать сведения о зарегистрированных уставах муниципальных образований.
Если заявитель на основании одного запроса запрашивает информацию по нескольким уставам муниципальных образований, то рекомендуется предоставлять отдельные выписки по каждому из указанных им уставов муниципальных образований.
Выписка подписывается руководителем управления по субъектам с указанием его фамилии и инициалов. Выписка скрепляется печатью органа, осуществляющего государственную регистрацию устава.
Подготовку и подписание выписки рекомендуется осуществлять в течение 30 дней с момента поступления запроса.
VII. Рекомендации по подготовке отказа в государственной регистрации
30. В случаях несоответствия устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы положениям Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству рекомендуется составлять мотивированное заключение об отказе в государственной регистрации.
31. Заключение об отказе в государственной регистрации направляется главе муниципального образования в пятидневный срок со дня принятия решения. Образец заключения об отказе в государственной регистрации представлен в приложении N 7.
32. При описании норм акта рекомендуется указывать положения (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел) устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав, противоречащие федеральному и региональному законодательству.
33. Устав, муниципальные правовые акты о внесении изменений в устав рекомендуется считать противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству, если они:
- содержат положения, которые прямо противоречат Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству;
- регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством не могут регулироваться уставом, муниципальными правовыми актами о внесении изменений в устав;
- не регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством в обязательном порядке должны устанавливаться уставом и при этом не могут устанавливаться иными муниципальными правовыми актами;
- содержат положения, противоречащие решениям, принятым путем прямого волеизъявления населения муниципального образования.
34. Нарушениями установленных требований, касающихся порядка принятия устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав, рекомендуется считать:
- принятие устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав ненадлежащим органом местного самоуправления;
- принятие устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав представительным органом местного самоуправления или собранием (сходом) граждан при отсутствии необходимого кворума;
- принятие устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав без учета мнения населения, повлекшее нарушение гарантированных законом прав граждан на участие в разработке устава;
- нарушение регламента представительного органа местного самоуправления или порядка проведения собрания (схода) граждан, повлекшее невозможность установить результаты волеизъявления депутатов или граждан при голосовании по проекту устава.
35. Отказ в государственной регистрации или нарушение срока регистрации устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
VIII. Регистрация уставов, прошедших регистрацию в ином порядке
Приказом Минюста России от 16 сентября 2008 г. N 209 в пункт 36 настоящего приложения внесены изменения
36. Уставы, прошедшие государственную регистрацию до дня вступления в силу Федерального закона, направляются в управления по субъектам для присвоения им государственного регистрационного номера, выдачи свидетельства о государственной регистрации установленного образца и включения в государственный реестр уставов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.