Решение Верховного Суда РФ от 9 октября 2008 г. N ГКПИ08-1450
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.Ю.В. об оспаривании пункта 18, абзаца 2 пункта 21 Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы N 307/у-05 "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 308, установил:
приказом Министерства здравоохранения от 14 июля 2003 г. N 308, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 июля 2003 г. N 4913, утверждена Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы N 307/у-05 "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством" (далее - Инструкция).
Абзацем 2 пункта 21 Инструкции предусмотрено, что при получении отрицательных результатов химико-токсикологических исследований заполненный акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством (далее - Акт) тщательно анализируется руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, в которой было проведено освидетельствование, и по результатам анализа с учетом значимости и степени выраженности каждого описанного в Акте признака опьянения выносится заключение либо об отсутствии у освидетельствуемого опьянения, либо о наличии опьянения неустановленным веществом.
А.Ю.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании абзаца 2 пункта 21 Инструкции недействующим.
В заявлении указано, что оспариваемое предписание Инструкции, позволяющее признавать гражданина находящимся в состоянии опьянения неустановленным веществом при отрицательном результате лабораторных исследований, противоречит части 2 статьи 45, части 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации, статьям 1.5, 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушает презумпцию невиновности и ограничивает право гражданина на защиту и представление доказательств в подтверждение своей невиновности.
В судебном заседании А.Ю.В. и его представитель З.А.А. дополнили заявление и просили признать недействующим также пункт 18 Инструкции, устанавливающий, что при наличии клинических признаков опьянения, отрицательных результатах исследования на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе и невозможности лабораторным химико-токсикологическим исследованием установить наличие в организме освидетельствуемого наркотического средства, психотропного или иного, вызвающего опьянение, вещества выносится заключение о наличии опьянения неустановленным веществом.
Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Г.А.Л., Б.Т.Б., З.А.Г. и Н.А.Е. заявление А.Ю.В. признали, пояснив, что в связи с изменениями в законодательстве подготовлен проект приказа об утверждении Инструкции в новой редакции, которая не предусматривает возможность вынесения заключения о наличии опьянения неустановленным веществом.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации К.О.В. полагала, что в настоящее время Инструкция может применяться лишь при соблюдении положений, установленных в примечании к статье 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выслушав объяснения А.Ю.В. и его представителя, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К.В.А., просившего отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит, что заявление А.Ю.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 6 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) медицинское освидетельствование на состояние опьянения является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Согласно частям 1, 1.1, 6 статьи 27.12 Кодекса лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7 Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.
Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 данной статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с примечанием к статье 27.12 Кодекса под состоянием опьянения в данной статье следует понимать наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, наличие наркотических средств или психотропных веществ в организме человека, определяемое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а равно совокупность нарушений физических или психических функций человека вследствие употребления вызывающих опьянение веществ.
Из содержания приведенного примечания следует, что лицо может быть признано находящимся в состоянии опьянения в следующих случаях:
- во-первых, при наличии в его организме абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха;
- во-вторых, при наличии в его организме наркотических средств или психотропных веществ, определяемом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- в-третьих, при совокупности нарушений его физических или психических функций вследствие употребления вызывающих опьянение веществ.
Таким образом, Кодексом определено, что состояние опьянения должно быть вызвано употреблением этилового спирта, наркотических средств или психотропных веществ, а также иных "вызывающих опьянение веществ".
По смыслу примечания к статье 27.12 Кодекса установление состояния опьянения вследствие употребления вещества, не являющегося этиловым спиртом, наркотическим средством или психотропным веществом, возможно лишь в случае, когда это вещество по результатам медицинского освидетельствования идентифицировано как вещество, вызывающее у человека опьянение.
При этом употребление данного вещества приводит к совокупности нарушений физических или психических функций лица, управляющего транспортным средством.
В иных случаях нарушения физических или психических функций лица, проходящего медицинское освидетельствование, могут являться следствием употребления веществ, которые не характеризуются как вызывающие опьянение у человека, и, следовательно, отсутствуют основания для признания его находящимся в состоянии опьянения.
Между тем оспариваемые предписания Инструкции предусматривают возможность вынесения медицинского заключения о наличии у освидетельствуемого лица опьянения неустановленным веществом, что не может быть признано соответствующим вышеприведенным положениям Кодекса.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление А.Ю.В. удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 18 и абзац 2 пункта 21 Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы N 307/у-05 "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 308.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ВС РФ признал недействующими отдельные нормы Инструкции по проведению медосвидетельствования водителей автотранспорта на состояние опьянения.
Эти нормы позволяли признавать гражданина находящимся в состоянии опьянения неустановленным веществом при отрицательном результате лабораторных исследований (и при наличии признаков опьянения).
Как пояснил ВС РФ, КоАП РФ определено, что состояние опьянения должно быть вызвано употреблением этилового спирта, наркотических средств или психотропных веществ, а также иных "вызывающих опьянение веществ". По смыслу КоАП РФ установление состояния опьянения вследствие употребления указанных иных веществ возможно только тогда, когда эти вещества по результатам медосвидетельствования идентифицированы как вещества, вызывающее у человека опьянение, и при этом их употребление приводит к совокупности нарушений физических или психических функций у водителя. Т.е. если вещество, вызвавшее указанные нарушения функций, нельзя определить как "вызывающее опьянение вещество", отсутствуют основания для признания лица находящимся в состоянии опьянения. Таким образом, оспариваемые нормы, позволяющие выносить медицинское заключение о наличии у освидетельствуемого водителя опьянения неустановленным веществом, не соответствуют КоАП РФ.
Вместе с тем следует отметить, что указанная Инструкция была ранее принята во исполнение "старых" Правил медосвидетельствования (утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. N 930), утративших силу с 1 июля 2008 г. В настоящее время вместо них уже действуют "новые" Правила освидетельствования и медосвидетельствования водителей (утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475).
Решение Верховного Суда РФ от 9 октября 2008 г. N ГКПИ08-1450
Текст решения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (www.supcourt.ru)