Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 18
Определение возможности эксплуатации воздушных судов на аэродроме по методу "ACN-PCN"
1. Возможность эксплуатации воздушных судов на искусственном покрытии определяется путем сопоставления классификационного числа PCN с классификационными числами воздушных судов ACN при одной и той же категории прочности основания.
Классификационные числа PCN и ACN определяются по формуле
PCN(ACN)=2M, (1)
где М - масса в тоннах нагрузки на покрытие, приложенной через
одноколесную опору с давлением в шине колеса 1,25 МПа.
2. Классификационные числа ВС (ACN) рассчитываются на ЭВМ по стандартным программам ИКАО.
Значения ACN рассчитываются и публикуются изготовителями ВС.
Значения ACN основных ВС приведены в табл. 1.
3. Классификационные числа покрытий (PCN) элементов аэродрома определяются расчетно-теоретическим методом на основе данных проектной документации, обследования и испытания покрытий в соответствии с МОС НГЭА.
Если техническую оценку выполнить нет возможности, то оценку можно основывать на опыте эксплуатации ВС. Для этого значения ACN расчетного ВС, регулярно эксплуатируемого на данном покрытии, приравнивают к значению PCN при одной категории прочности основания.
Полученное таким образом PCN означает, что на данном покрытии могут эксплуатироваться другие ВС, если они не предъявляют более жестких требований по сравнению с эксплуатируемым воздушным судном.
4. Информация о несущей способности искусственного покрытия, предназначенного для эксплуатации ВС массой более 5700 кг, должна содержать следующие данные:
- классификационное число покрытия (PCN);
- тип покрытия;
- прочность основания;
- максимально-допустимое давление в шине колеса главной опоры воздушного судна;
- метод оценки прочности покрытия.
Таблица 1
Классификационные числа ACN воздушных судов
Тип воздушно- го судна |
Масса ВС (кг), максималь- ная -------- пустого |
Нагрузка на основную опору,% |
Давление в шинах, М Па |
ACN при категории прочности основания | |||||||
Жесткие покрытия (К) | Нежесткие покрытия (F) | ||||||||||
А | В | С | D | A | В | С | D | ||||
ИЛ-62М | 168000 -------- 71400 |
47,0 | 1,08 | 43 ----- 16 |
52 ----- 17 |
62 ----- 19 |
71 ----- 22 |
50 ----- 17 |
7 ----- 13 |
67 ----- 20 |
83 ----- 26 |
Ил-62 | 162600 -------- 66400 |
47,0 | 1,08 | 42 ----- 14 |
50 ----- 15 |
60 ----- 18 |
69 ----- 20 |
47 ----- 16 |
54 ----- 16 |
64 ----- 18 |
79 ----- 24 |
Ил-96 | 231000 -------- 111500 |
31,7 | 1,08 | 35 ----- 15 |
43 ----- 16 |
52 ----- 19 |
61 ----- 23 |
42 ----- 17 |
46 ----- 18 |
57 ----- 20 |
76 ----- 26 |
Ил-76Т | 171000 -------- 83800 |
23,5 | 0,588 | 29 ----- 10 |
32 ----- 13 |
29 ----- 15 |
33 ----- 14 |
24 ----- 9 |
27 ----- 10 |
34 ----- 12 |
45 ----- 16 |
Ил-76ТД | 191000 -------- 87200 |
23,5 | 0,686 | 35 ----- 12 |
36 ----- 14 |
35 ----- 16 |
40 ----- 15 |
29 ----- 10 |
32 ----- 11 |
40 ----- 13 |
53 ----- 17 |
Ил-86 | 216500 -------- 110700 |
31,2 | 0,932 | 26 ----- 14 |
31 ----- 15 |
38 ----- 17 |
46 ----- 20 |
34 ----- 16 |
36 ----- 17 |
44 ----- 19 |
61 ----- 23 |
Ил-18 | 64500 -------- 33600 |
47,0 | 0,92 | 16 ----- 7 |
20 ----- 8 |
24 ----- 10 |
27 ----- 11 |
18 ----- 8 |
19 ----- 8 |
24 ----- 9 |
32 ----- 13 |
Ил-114 | 22750 -------- 14500 |
47,5 | 0,588 | 11 ----- 6 |
12 ----- 7 |
13 ----- 8 |
14 ----- 8 |
9 ----- 5 |
11 ----- 6 |
13 ----- 7 |
15 ----- 9 |
Ту-204 | 93500 -------- 54970 |
45,4 | 1,372 | 23 ----- 12 |
27 ----- 14 |
32 ----- 16 |
37 ----- 18 |
25 ----- 13 |
28 ----- 14 |
33 ----- 15 |
43 ----- 20 |
Ту-154 | 98000 -------- 53500 |
45,1 | 0,932 | 19 ----- 8 |
25 ----- 10 |
32 ----- 13 |
38 ----- 17 |
20 ----- 10 |
24 ----- 11 |
30 ----- 11 |
38 ----- 18 |
Ту-134 | 47600 -------- 29350 |
45,6 | 0,834 | 11 ----- 7 |
13 ----- 8 |
16 ----- 9 |
19 ----- 10 |
12 ----- 7 |
13 ----- 8 |
16 ----- 9 |
21 ----- 12 |
Як-40 | 16000 -------- 9700 |
44,0 | 0,39 | 9 ----- 6 |
9 ----- 6 |
10 ----- 6 |
10 ----- 6 |
7 ----- 4 |
9 ----- 5 |
11 ----- 7 |
13 ----- 8 |
Ан-225 | 600000 -------- 254000 |
47,5 | 1,18 | 41 ----- 16 |
56 ----- 16 |
84 ----- 19 |
122 ----- 25 |
55 ----- 17 |
64 ----- 19 |
81 ----- 22 |
110 ----- 30 |
Ан-124 | 398000 -------- 180000 |
47,9 | 1,08 | 36 ----- 16 |
49 ----- 16 |
74 ----- 19 |
101 ----- 25 |
50 ----- 17 |
58 ----- 19 |
73 ----- 22 |
100 ----- 30 |
Ан-22 | 225000 -------- 118500 |
45,9 | 0,49 | 25 ----- 12 |
27 ----- 14 |
27 ----- 15 |
37 ----- 15 |
28 ----- 12 |
36 ----- 15 |
43 ----- 18 |
61 ----- 24 |
Ан-12 | 61000 -------- 32000 |
46,0 | 0,74 | 13 ----- 7 |
17 ----- 7 |
20 ----- 8 |
23 ----- 10 |
16 ----- 7 |
18 ----- 7 |
21 ----- 9 |
26 ----- 11 |
Ан-72 | 34500 -------- 19000 |
45,9 | 0,491 | 2 ----- 6 |
13 ----- 7 |
14 ----- 7 |
16 ----- 8 |
9 ----- 5 |
12 ----- 6 |
14 ----- 7 |
16 ----- 8 |
Ан-32 | 27000 -------- 19000 |
46,7 | 0,49 | 12 ----- 8 |
13 ----- 9 |
14 ----- 9 |
15 ----- 10 |
9 ----- 6 |
12 ----- 8 |
14 ----- 9 |
17 ----- 11 |
Ан-26 | 24000 -------- 15000 |
46,6 | 0,39 | 9 ----- 5 |
10 ----- 5 |
12 ----- 6 |
13 ----- 7 |
7 ----- 4 |
9 ----- 5 |
12 ----- 7 |
15 ----- 8 |
Ан-24 | 21000 -------- 13400 |
46,6 | 0,49 | 9 ----- 5 |
10 ----- 6 |
11 ----- 7 |
12 ----- 7 |
7 ----- 4 |
9 ----- 5 |
11 ----- 6 |
14 ----- 8 |
Представление перечисленных данных осуществляется при помощи следующих кодов.
для обозначения типа покрытия:
R - жесткие покрытия, усиленные или не усиленные асфальтобетоном;
F - нежесткие покрытия.
Жесткие покрытия, перекрытые асфальтобетоном, кодируются дополнительным кодом "смешанное";
для характеристики прочности оснований применяют четыре кода в соответствии с табл. 2.
Таблица 2
Код осно- вания |
Категория прочности основания |
Коэффициент постели оснований жестких покрытий "К", МН/м3 |
Модуль упругости грунтового основания нежестких покрытий "Е", МПа |
А В С D |
Высокая Средняя Низкая Очень низкая |
Более 120 120...60 < 60...>= 25 Менее 25 |
Более 130 130...60 < 60...>= 40 Менее 40 |
для обозначения максимально допустимого давления в шинах колес ВС:
W - высокое давление (более 1,50 МПа);
X - среднее давление (до 1,50 МПа);
Y - низкое давление (до 1,00 МПа);
Z - очень низкое давление (до 0,50 МПа);
для метода оценки прочности покрытия:
Т - техническая оценка, полученная на основании специальных исследований характеристик прочности покрытия, включая теоретические методы;
U - использование опыта эксплуатации воздушных судов, когда известно, что данное покрытие при регулярных полетах удовлетворительно выдерживает нагрузку от ВС определенного типа и массы.
5. Максимально допустимое давление в шинах колес ВС для нежестких покрытий принимается по табл. 3 в зависимости от суммарной толщины асфальтобетонных слоев покрытия.
Для жестких покрытий с маркой бетона по прочности на сжатие верхнего слоя не ниже М 400 давление в шинах колес не ограничивается (код W); для покрытий с маркой бетона верхнего слоя М 250, М 350 и покрытия, усиленных асфальтобетоном, допустимое давление следует принимать до 1,50 МПа (код X).
Таблица 3
Суммарная толщина асфальтобетонных слоев, см |
Максимально допустимое давление в шинах колес ВС, МПа |
Код максимально допустимого давления |
Более 25 16-25 7-15 5 и менее |
Более 1,50 До 1,50 До 1,00 До 0,50 |
W X Y Z |
6. Информация о несущей способности покрытий представляется в следующем виде:
PCN80/R/В/Х/Т - для жестких покрытий;
PCN80/R/B/X/T смешанное - для жестких покрытий, усиленных асфальтобетоном;
PCN80/F/B/Y/T - для нежестких покрытий,
где цифрой (в данном случае 80) обозначается классификационное число покрытия (PCN).
7. Информация о несущей способности искусственного покрытия, эксплуатируемого ВС с массой 5700 кг и менее, представляется в следующем виде:
4000 кг/0,50 МПа.
Указываются максимально допустимая масса ВС и допустимое давление в шинах колес (в данном примере соответственно 4000 кг и 0,50 МПа).
8. Покрытие может эксплуатироваться ВС без ограничения, если выполняется условие:
ACN <= PCN. (2)
Если условие (2) не выполняется, необходимо ввести ограничения массы ВС или интенсивности его движения.
9. Ограничения массы ВС назначается путем линейной интерполяции значений ACN (см. табл. 1) между массой пустого ВС и максимальной массой. При этом значение PCN приравнивается к значению ACN при одной категории прочности основания по формуле
(m - m ) (ACN - PCN)
1 2 1
m = m - ---------------------, (3)
доп 1 ACN - ACN
1 2
где m_доп - масса, с которой допускается эксплуатация ВС; m_1 -
максимальная масса ВС; m_2 - масса пустого ВС; ACN_1 - классификационное
число ВС с максимальной массой; ACN_2 - классификационное число пустого
ВС.
Экстраполяция значений ACN не допускается.
10. Ограничения по интенсивности движения ВС определяются специалистами в области эксплуатационной оценки прочности аэродромных покрытий по результатам обследования (испытаний) покрытий и анализа интенсивности и состава движения ВС за прошедший срок службы покрытий.
На жестких покрытиях ограничения назначаются по соотношению PCN/ACN в соответствии с рис. 1; для нежестких покрытий вводятся ограничения в суточной интенсивности движения. Для этого выполняется расчет покрытий с учетом их эксплуатационно-технического состояния на нагрузку от ВС, у которых ACN > PCN.
11. Если выполнить обследование покрытий нет возможности, ограничения в интенсивности движения вводятся по соотношению PCN/ACN. На жестких покрытиях для ВС, имеющих соотношение 1 > PCN/ACN >= 0,85, среднегодовую суточную интенсивность рекомендуется ограничить десятью самолето-вылетами в сутки; при 0,85 > PCN/ACN >= 0,8 - двумя; при 0,8 > PCN/ACN >= 0,75 - одним самолето-вылетом в сутки. На нежестких покрытиях для ВС, имеющих соотношение 1 > PCN/ACN >= 0,8, суммарную интенсивность рекомендуется ограничить двадцатью самолето-вылетами в сутки; при 0,8 > PCN/ACN >= 0,7 - пятью самолето-вылетами.
Разовые (аварийные) посадки ВС допускается выполнять при PCN/ACN >= 0,5.
12. При полетах с перегрузкой, когда ACN превышает PCN на 10-25%, следует регулярно проверять состояние покрытий. В случае обнаружения повреждений, вызванных перегрузкой покрытий, полеты с перегрузкой необходимо отменить до завершения работ по усилению покрытий.
Пример. Определить допустимую массу самолета Ил-62М для регулярной эксплуатации на искусственном покрытии, несущая способность которого представлена следующей информацией:
PCN47/R/B/X/T
Решение. В табл. 1 в графе 6 ("Жесткие покрытия (R)", категория прочности основания "В") находим значения ACN самолета Ил-62М для максимальной массы 168000 кг и массой пустого ВС 71400 кг. Значения ACN соответственно равны 52 и 17.
Линейной интерполяцией по формуле (3) определяем допустимую массу самолета при ACN=PCN=47.
(168000 - 71400) (52 - 47)
m = 168000 ---------------------------- = 154200 кг.
доп 52 - 17
Лист учета изменений и дополнений, внесенных в РЭГА РФ - 94
N поправки | Внесенные изменения и дополнения | Дата и подпись исполнителя |
1. |
22.03.1996 г. N ДВ-39/И |
Поправки внесены. |
2. | 30.12.1996 г. N 61/И |
Поправки внесены. |
<< Приложение 17. Акт проверки прочности якорных креплений |
||
Содержание Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов РФ (РЭГА РФ-94) (прекратило действие) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.