Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3
Маркировка аэродромов (вертодромов) и препятствий
Дневная маркировка и оборудование маркировочными знаками обязательны для всех аэродромов и вертодромов.
Дневную маркировку и светоограждение зданий и сооружений осуществляют владельцы этих зданий и сооружений.
Схемы дневной маркировки аэродромов (вертодромов) и оборудование маркировочными знаками утверждаются авиапредприятием с учетом конкретных условий эксплуатации аэродрома.
В процессе эксплуатации аэродрома (вертодрома) производится периодическое обновление маркировочных знаков.
Все маркировочные знаки ИВПП должны быть белого цвета. При отсутствии контрастности поверхности покрытия с белым цветом допускается обводка знаков черным цветом.
Маркировочные знаки искусственных покрытий РД, МС и перрона должны быть контрастирующими по цвету со знаками ИВПП и иметь оранжевый (желтый) цвет. Маркировочные знаки зон обслуживания ВС имеют красный цвет, а пути движения спецавтотранспорта - белый цвет.
Цвет маркировочных знаков грунтовых аэродромов (вертодромов) представляет собой сочетание двух цветов: оранжевого с белым, красного с белым или черного с белым.
3.1. Дневная маркировка аэродромов с искусственными покрытиями
3.1.1. На ИВПП маркировочными знаками обозначают: продольную ось ИВПП, порог, цифровой знак посадочного магнитного путевого угла (ПМПУ), зону приземления, фиксированное расстояние и край. Схемы маркировки ИВПП приведены на рис. 3.1. Расположение маркировочных знаков на ИВПП, их размеры и количество определяются по табл. 3.1.
3.1.2. При постоянно и временно смещенном пороге (рис. 3.2) к новой маркировке добавляется поперечная линия; все маркировочные знаки, предшествующие смещенному порогу, ликвидируются, за исключением маркировки осевой линии ИВПП, полосы которой преобразуются в стрелки-указатели.
Таблица 3.1
Расположение маркировочных знаков на ИВПП, их размеры и количество
Параметр | Элемент маркировки ИВПП | Край ВПП оборудова- нной по миниму- мам I, II, III категорий |
||||||||||
Порог | Осевая линия | Зона приземления | Зона фиксирован- ного расстояния |
|||||||||
Класс ИВПП | ||||||||||||
А, Б, В Г и Д |
Е | А, Б, В | Г, Д | Е | А, Б | В | Г | Д | А, Б | В | ||
Расстояние от края ИВПП, м |
3,0 | 3,0 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1,0 |
Расстояние от конца ИВПП, м не менее |
6,0 | 6,0 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Размеры знака, м: |
||||||||||||
длина, не менее |
30,0 | 12,0 | 30,0 | 30,0 | 12,0 | 22,5 | 22,5 | 22,5 | 18,0 | 50,0 | 50,0 | В зависимос- ти от длины ВПП |
ширина | 1,8-2,0 | 1,8-2,0 | 0,5 | 0,3 | 0,3 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 8,0 | 8,0 | 0.9 |
Расстояние от начала маркировки порога, м |
- | - | 63,0 (78,0) |
63,0 (78,0) |
45,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 | 300,0 | 300,0 | 33,0 |
Количество полос, шт. |
В зависимости от ширины ВПП |
В зависимости от длины ВПП |
12,0 | 8,0 | 6,0 | 4,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | |||
Расстояние между внутренними сторонами знаков, ближайшими к оси ВПП, м |
3,6-4,0 | 3,6-4,0 | - | - | - | 18,0- 22,5 |
18,0- 22,5 |
18,0- 22,5 |
18,0 | 18,0- 22,5 |
18,0- 22,5 |
В зависимос- ти от ширины ВПП |
Расстояние между знаками, м |
1,8 | 1,8 | 30,0 | 30,0 | 12,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 | - |
Примечания: 1. На ИВПП, оборудованных по минимуму II, III категорий ИКАО, осевая линия должна иметь ширину 0,9 м.
2. Маркировка осевой линии ИВПП должна располагаться вдоль продольной оси ИВПП.
3. Значения параметров в скобках используется при маркировке параллельных ИВПП.
4. Количество знаков зоны приземления дано с учетом знаков фиксированного расстояния для одного курса посадки.
5. Маркировочные знаки ИВПП: осевой линии, зоны приземления, зоны фиксированного расстояния, края ВПП и ПМПУ располагаются от начала маркировки порога.
3.1.3 Цифровые знаки ПМПУ располагают на концевых участках ИВПП у каждого порога и состоят из двухзначных чисел, обозначающих магнитный азимут оси ИВПП. Определение цифрового знака ПМПУ приведено в табл. 3.2. Места расположения знака ПМПУ приведены на рис. 3.1 и 3.3.
Таблица 3.2
Определение цифрового знака, обозначающего посадочный магнитно-путевой угол (ПМПУ) рабочего направления ИВПП
ПМПУ, град | Цифровой знак ИВПП | ПМПУ, град | Цифровой знак ИВПП |
05-14 | 01 | 185-194 | 19 |
15-24 | 02 | 195-204 | 20 |
25-34 | 03 | 205-214 | 21 |
35-44 | 04 | 215-224 | 22 |
45-54 | 05 | 225-234 | 23 |
55-64 | 06 | 235-244 | 24 |
65-74 | 07 | 245-254 | 25 |
75-84 | 08 | 255-264 | 26 |
85-94 | 09 | 265-274 | 27 |
95-104 | 10 | 275-284 | 28 |
105-114 | 11 | 285-294 | 29 |
115-124 | 12 | 295-304 | 30 |
125-134 | 13 | 305-314 | 31 |
135-144 | 14 | 315-324 | 32 |
145-154 | 15 | 325-334 | 33 |
155-164 | 16 | 335-344 | 34 |
165-174 | 17 | 345-354 | 35 |
175-184 | 18 | 355-004 | 36 |
3.1.4 Параллельные ИВПП маркируются латинскими буквами "L" (левая) и "R" (правая), которые располагаются между знаками порога и цифровыми знаками ПМПУ согласно рис. 3.3. Форма цифр и букв и их размеры приведены на рис. 3.4.
3.1.5 На участках пересечения взлетно-посадочных полос маркировка главной ИВПП сохраняется, а вспомогательной прерывается.
3.1.6 Зону приземления маркируют парами прямоугольных симметричных полос, расположенных параллельно оси ИВПП.
3.1.7 Фиксированное расстояние на ИВПП аэродромов обозначают парой параллельных прямоугольных полос, расположенных симметрично оси ИВПП. Они совмещаются со второй парой параллельных полос зоны приземления.
Примечание. Все размеры в гл. 3 даны в метрах.
3.1.8. Маркировку края ИВПП в международных аэропортах на ИВПП, оборудованных для эксплуатации по I, II и III категориям ИКАО, наносят в виде двух сплошных линий шириной 0,9 м, каждую из которых располагают вдоль боковой границы ИВПП на расстоянии 1,0 м от кромки покрытия и 3,0 м от знаков маркировки порога. Маркировка края перекрывается в местах примыкания РД к ИВПП, пересечения ВПП и уширения ИВПП.
3.1.10. На РД аэродромов наносят маркировочные знаки осевой линии, места ожидания ВС перед выруливанием на ИВПП, на участках сопряжения РД с ИВПП и по границам участков ненесущих покрытий, трудно отличимых от несущих (рис. 3.6).
3.1.11. Маркировку осевой линии РД на прямолинейных и криволинейных участках и пересечениях РД выполняют сплошной линией шириной 0,15 м.
Осевая линия РД в местах пересечения с маркировкой места ожидания ВС прерывается.
3.1.12. Маркировка осевой линии РД на участке сопряжения с ИВПП производится продолжением параллельно маркировке осевой линии ИВПП на расстоянии не менее 60,0 м от точки их касания. РД, примыкающие к торцам ИВПП, маркируются в соответствии с рис. 3.6.
3.1.13. Маркировка мест ожидания ВС на РД перед выруливанием на ИВПП выполняется четырьмя желтыми (оранжевыми) поперечными линиями: двумя сплошными и двумя пунктирными на расстоянии от оси ИВПП согласно табл. 3.3.
Таблица 3.3
Примыкание РП к ИВПП | Расстояние от оси ИВПП до знака места ожидания на РД по классам аэродрома не менее, м |
||
А, Б, В | Г, Д | Е | |
Для ИВПП, оборудованных РМС | 120 | - | - |
Для ИВПП, не оборудованных РМС |
90 | 75 | 41 |
3.1.14. Ненесущие покрытия обочин РД отделяются от покрытий РД боковыми маркировочными полосами, состоящими из двух сплошных линий шириной 0,15 м каждая, с интервалом между ними 0,15 м. Внешняя боковая маркировочная полоса наносится таким образом, чтобы ее внешний край совпадал с границей несущего покрытия.
3.1.15. На МС и перронах аэродромов (рис. 3.7-3.10) наносят маркировочные знаки оси руления ВС (линии заруливания, разворота, выруливания), Т-образный знак остановки ВС, номера стоянок, контуры зон обслуживания ВС, пути движения и знаки остановки спецавтотранспорта. Маркировка МС и перронов выполняется с учетом размещения ВС и особенностей технологии их обслуживания.
3.1.16. Оси руления ВС маркируются сплошной линией шириной 0,15 м.
3.1.17. Форма и размеры Т-образного знака остановки ВС (носовой части) приведены на рис. 3.7. Расстояние между поперечной линией Т-образного знака и прямолинейной осью руления ВС должно быть не менее половины размаха крыла расчетного типа ВС плюс безопасное расстояние (от 4 до 7,5 м). Расстояние между Т-образными знаками должно быть не менее размаха крыла плюс безопасное расстояние (от 5 до 7,5 м).
3.1.18. Номер места стоянки наносится на расстоянии 2,0 м впереди Т-образного знака. Размеры и форма цифр приведены на рис. 3.9.
3.1.19. Контур зоны обслуживания ВС наносится сплошной линией шириной 0,15 м в виде восьмиугольника, размеры которого должны соответствовать габаритам эксплуатируемых ВС, а стороны должны наноситься не ближе 2,0 м от крайних габаритных точек ВС.
При маркировке зоны обслуживания групповых стоянок ВС 3-го и 4-го класса маркировочную линию восьмиугольника наносят на расстоянии 1,5 м от крайних габаритных точек ВС.
Габариты ВС и расстояние от ВС, маневрирующего на перроне, МС или площадке специального назначения до здания (сооружения, устройства) или стоящего ВС, приведены в табл. 3.4.
3.1.20. Пути движения спецавтотранспорта для аэродромов всех классов маркируются (см. рис. 3.8) двумя сплошными линиями шириной 0,1 м, обозначающими ширину проезжей части, равной за ВС - 7,0 м, вперед ВС - 3,5 м. Двусторонние пути, помимо этого маркируются раздельной пунктирной линией шагом 1,0 м.
3.1.21. Односторонние пути движения спецавтотранспорта перед стоящими ВС наносят на расстоянии 2,0 м от носовой части и консоли крыла ВС.
3.1.22. В местах разрешенного въезда спецавтотранспорта в промежуток между стоянками ВС, сплошная линия прерывается и заменяется пунктирной.
Таблица 3.4
Тип самолета |
Габариты самолета, м | Расстояние от маневрирую- щего самолета до здания (сооружения , устр-ва) или стоящего самолета, м |
Минима- льный радиус поворо- та (R_min) , м |
Эксплуа- тацион- ный радиус поворота (R_эксп. ), м |
||
Длина | Ширина по размаху крыла |
Ширина колеи по внешним авиашинам |
||||
Ил-96 Ил-86 Ил-62 Ил-76 Ил-114 Ту-204 Ту-154 Ту-134 Ан-12 Ан-24 Ан-26 Ан-28 Ан-30 Ан-72 Ан-124 Ан-2 Як-40 Як-42 Л-410 |
55,345 60,21 53,12 46,6 26,88 45,17 47,925 37,1 33,1 23,53 23,8 12,98 24,50 28,0 69,1 12,7 20,36 36,38 13,6 |
60,1 48,1 43,3 50,5 30,0 42,0 37,55 29,0 38,0 29,2 29,2 22,06 29,2 31,9 73,3 18,17 25,0 34,88 17,55 |
11,98 9,89 8,05 9,26 8,715 9,755 12,34 10,365 5,71 7,9 7,9 3,41 8,48 4,15 8,0 3,36 4,54 9,0 3,65 |
7,5 7,5 7,5 7,5 6,0 7,5 7,5 7,5 7,5 6,0 6,0 4,0 6,0 7,5 7,5 4,0 6,0 7,5 4,0 |
23,37 24,5 30,0 12,7 11,0* 16,43 22,0 16,0 15,0 11,0 11,5 6,4 12,0 11,0 28,0 10,0 10,0 18,0 4,8 |
35,0 35,0 45,0 19,0 17,0* 24,45 33,0 24,0 23,0 17,0 17,0 9,6 8,0 16,5 37,5 15,0 15,0 27,0 7,2 |
Примечания: 1. Знак "звездочка" (*) означает, что данные подлежат уточнению после эксплуатационных испытаний.
2. Заход самолета на стоянку при помощи тягача, а также выход самолета со стоянки на тяге собственных двигателей или при помощи тягача осуществляется по кривой, соответствующей эксплуатационном радиусу поворота самолета (R_эксп.).
3. Заход самолета на стоянку на тяге своих двигателей производится по кривой, соответствующей минимальному радиусу поворота самолета (R_min).
4. Маркировка линии захода самолета на тупиковую стоянку должна производиться по кривой, соответствующей эксплуатационному радиусу поворота самолета (R_эксп.).
3.1.23. В промежутках между ВС маркируется знак "Т" белого цвета, обозначающий место остановки специальных машин перед подъездом к ВС для обслуживания. Знак "Т" располагают на расстоянии не ближе 10 м от крайних габаритных точек стоящих рядом ВС. Размеры и форма Т-образного знака места остановки спецмашины приведены на рис. 3.8.
3.1.24. Якорные крепления на МС должны иметь маркировку в виде круга красного (оранжевого) цвета диаметром 0,5 м.
3.1.25. Заземляющие устройства на МС должны иметь маркировку в виде круга красного (оранжевого) цвета диаметром 0,3 м с обводкой кольцом белого цвета шириной 0,1 м.
3.1.26. Закрытые для полетов строящиеся и реконструируемые ВПП должны маркироваться запрещающими знаками, состоящими из двух взаимно перпендикулярных элементов размером не менее 6,0 х 0,9 м краской желтого или белого цвета по оси ИВПП с минимальным интервалом между знаками не более 300 м.
3.2. Оборудование эродромов# маркировочными знаками
3.2.1. Оборудование грунтовых аэродромов маркировочными знаками производят в соответствии с табл. 3.5.
Таблица 3.5
Наименование маркировочных знаков |
Аэродромы класса В, Г, Д |
Аэродромы класса Е |
Центры полос Пограничный Посадочный "Т" Зона приземления Угловой Входной Боковых границ Осевой Между ЛП и БПРМ Подхода Знак РД Знак МС Ветроуказатель |
+ + + + + + + + + + + + - |
- + + - - + - - - - - - + |
3.2.3. РД, МС и перрон грунтовых аэродромов оборудуют пограничными знаками и знаками, обозначающими номер РД и МС.
3.2.4. Знак центра ГВПП (рис. 3.13) имеет форму круга диаметром 1,4 м и окрашен в желтый цвет. Его устанавливают по обеим сторонам ГВПП на расстоянии 10,0 м от боковых границ с наклоном 45° к горизонту.
Для лучшей видимости в ночное время знак центра оборудуется электролампами в количестве 12 шт., расположенными по кругу диаметром 0,9 м на равном расстоянии друг от друга. Цвет арматуры ламп желтый.
3.2.5. Пограничные знаки (рис. 3.14) определяют границы ГВПП, РД, МС и перрона и представляют собой конус высотой 0,8 м, диаметр нижнего основания 1,0 м, верхнего - 0,2 м.
Поверхность пограничного знака окрашивается чередующимися поперечными полосами красного и белого цветов или черного и белого цветов шириной 0,2 м. Нижняя полоса окрашивается в темный цвет.
3.2.6. Пограничные знаки устанавливают на ГВПП на расстоянии 100 м друг от друга и 1,0 м за боковыми границами; на РД и МС - на расстоянии 20 м друг от друга и 1,0 м за их боковыми границами.
3.2.7. Места выруливания ВС с ГВПП на РД и с РД на перрон обозначают сдвоенными пограничными знаками. Они устанавливаются с каждой стороны РД с интервалом 2,0 м один от другого.
3.2.8. На временных аэродромах класса Е в качестве пограничных знаков могут применяться флажки белого или красного цвета. Флажки устанавливают на расстоянии 50 м друг от друга. Размер флажка 0,5X0,4 м.
3.2.9. Посадочный Т-образный знак обозначает место приземления ВС и включает комплект из 6 полотнищ: трех - белого и трех - красного цветов. Размеры сигнального полотнища для аэродромов всех классов равны 5X1 м. Т-образный посадочный знак выкладывают из двух сигнальных полотнищ на ЛП в 3,0 м от края ГВПП с левой стороны посадки ВС и на расстоянии от ее начала: 200 м для аэродромов класса В; 150 м - класса Г; 100 м - класса Д; 50 м - класса Е.
3.2.10. Для предотвращения заноса сигнальных полотнищ снегом их установку производят на облегченном каркасе, высота которого должна быть на 0,1 - 0,2 м больше расчетной толщины снежного покрова. С целью обеспечения лучшей видимости сигнальных полотнищ каркас устанавливают с наклоном 6 - 8° к направлению посадки ВС.
3.2.11. Знаки зоны приземления (рис. 3.15) представляют собой трехгранные призмы длиной 3,0 м. В сечении знак имеет форму равностороннего треугольника со стороной 0,9 м. Знак изготавливают из деревянного каркаса и обивают мягким материалом.
3.2.12. Поверхность знака зоны приземления, видимую со стороны посадки, окрашивают на летний период в белый цвет, на зимний период в черный. Противоположную сторону знака окрашивают в красный (оранжевый) цвет.
3.2.13. Знаки зоны приземления устанавливают по обеим сторонам ГВПП в 5,0 м от ее боковых границ, в 50,0 м перед посадочным знаком "Т" и в 150 м за ним.
3.2.14. Угловой знак (рис. 3.16) предназначен для обозначения и закрепления границ ГВПП и выполняется из тощего бетона, щебня или гравия толщиной 0,1 - 0,12 м на песчаной подушке.
3.2.15. Угловой знак устанавливают по углам ГВПП, в центре углового знака устанавливают пограничный знак (конус). Поверхность углового знака окрашивается в белый цвет, а на аэродромах с песчаным и супесчаным грунтом - в оранжевый цвет.
3.2.16. Входной знак (рис. 3.17) имеет форму трехгранной призмы длиной 4,9 м и высотой 1,0 м. В сечении знак имеет форму равнобедренного треугольника с основанием 1,2 м. Входные знаки устанавливают на линии начала ГВПП на расстоянии 5,0 м от ее боковых границ. Лицевую сторону знака окрашивают чередующимися по цвету вертикальными полосами белого и черного цветов. Противоположная сторона входного знака, обозначающая конец ГВПП, окрашивается полосами с чередованием белого и красного (оранжевого) цветов. Крайние полосы должны иметь темный цвет.
3.2.17. Знаки боковых границ (рис. 3.18) выполняют в виде щитов, имеющих размер 1,2X1,2 м, и устанавливают в 1,0 м от внешней боковой границы ГВПП, на расстоянии 100 м друг от друга и от конца ГВПП на аэродромах класса В и Г и 80 м - на аэродромах класса Д.
Они устанавливаются на стойках так, чтобы высота знака от поверхности расчетного слоя снега до верха грани щита составляла 1,4 м. Поверхность щитов со стороны посадки окрашивают в красный (оранжевый) цвет с полосой по диагонали белого цвета. Противоположная сторона знака окрашивается в красный цвет.
3.2.18. Осевые знаки имеют форму равностороннего треугольника со стороной 3,0 м. Они выполняются из уплотненного щебня (гравия) толщиной 0,1-0,12 м, уложенного на песчаное основание.
Знаки устанавливают заподлицо с поверхностью грунта на расстоянии 200 и 400 м от конца ГВПП и окрашивают в белый цвет.
3.2.19. Осевой знак между ЛП и БПРМ (рис. 3.19) обозначает направление оси ГВПП и выполняется в виде равностороннего треугольника со стороной 3,0 м. Знаки устанавливают на расстоянии 600 и 800 м от конца ГВПП и окрашивают чередующимися полосами красного (оранжевого) и черного цветов. Крайние полосы знака окрашивают в красный (оранжевый) цвет.
3.2.20. В тех случаях, когда БПРМ расположена на расстоянии более 1000 м от торца ГВПП, устанавливают три знака на одинаковом расстоянии друг от друга. При отсутствии БПРМ на ее месте устанавливают дополнительный треугольный знак.
Первый знак от начала ГВПП устанавливают под углом к горизонтали 15°, второй - 30° и третий - 45°. Крыша здания БПРМ маркируется чередующимися полосами или шахматными клетками шириной 0,5 м, окрашенными в черный и красный (оранжевый) цвета.
3.2.21. Знаки подхода (рис. 3.20) имеют форму равностороннего треугольника со стороной 3,0 м и устанавливают по линии продолжения оси ГВПП на расстоянии от ее конца 1200, 1400, 1600, 1800 и 2000 м и на высоте 1,0 м от поверхности земли с наклоном по направлению посадки под углом 40°. Поверхность знака окрашивают на летний период в белый, а на зимний - в черный цвет с полосой посередине шириной 0,6 м, окрашенной в красный (оранжевый) цвет.
3.2.22. Рулежный маркировочный знак (рис. 3.21) указывает направление и номер рулежной дорожки и представляет собой щит размером 1,1х0,6 м, окрашенный с обеих сторон в желтый цвет и окаймленный полосой оранжево-красного цвета шириной 0,03 - 0,1 м. В центре щита с обеих сторон наносят буквы "РД" и цифру оранжево-красным цветом.
Рулежные знаки устанавливают перпендикулярно боковой границе РД напротив места сопряжения с ГВПП или другой РД.
Для улучшения видимости в ночное время рулежный знак оборудуют катафотами, располагаемыми на буквах и цифрах.
3.2.23. Маркировочный знак МС (рис. 3.22) обозначает номер стоянки ВС и представляет собой сдвоенный щит, укрепленный на стойке и устанавливаемый на расстоянии 2,0 м от боковых границ МС. Знак окрашивают в желтый цвет, цифры и окантовку - в черный цвет.
3.2.24. Ветроуказатель имеет форму усеченного конуса с размерами, приведенными на рис. 3.23. Окрашивают ветроуказатель чередующимися поперечными полосами белого с оранжево-красным или белого с черным цветом. Ширина чередующихся поперечных полос: темного цвета - 0,4 м, белого цвета - 0,6 м, при этом первая и последняя полосы имеют темный цвет.
На временных аэродромах в качестве ветроуказателей могут применяться флажки размером 1,0X0,75 м белого цвета для летнего и оранжево-красного цвета для зимнего и переходных периодов года.
3.2.25. Знак для обозначения опасных мест (рис. 3.24) на летном поле представляет собой трехгранную призму длиной 3,0 м, обшитую легким материалом. Знак окрашивают белыми и красными (оранжевыми) квадратами размером 0,3х0,3 м, расположенными в шахматном порядке.
В поперечном сечении призма имеет форму равностороннего треугольника со стороной 0,6 м.
3.2.26. В зимнее время с началом снегоуборочных работ границы аэродромных покрытий и грунтовых ВПП или места расположения светотехнического оборудования обозначают знаками-ориентирами (рис. 3.25). Знаки-ориентиры окрашивают в оранжевый цвет. По окончании снегоуборочных работ (перед открытием полетов) знаки-ориентиры снимают.
3.2.27. Закрытые для полетов ГВПП маркируются запрещающими знаками, выполняемыми в виде двух взаимно перпендикулярных полотнищ размером не менее 6,0х0,9 м желтого или белого цвета по оси ГВПП с минимальным интервалом между знаками не более 300 м.
3.3. Дневная маркировка и светоограждение препятствий
3.3.1. Дневная маркировка и светоограждение высотных препятствий предназначены для информации о наличии этих препятствий.
3.3.2. Препятствия подразделяются на препятствия, расположенные на приаэродромной территории, и на местности в пределах воздушных трасс.
3.3.3. Высотой любого препятствия следует считать его высоту относительно абсолютной отметки участка местности, на которой оно находится.
Если препятствие стоит на отдельной возвышенности, выделяющейся из общего ровного рельефа, высота препятствия считается от подошвы возвышенности.
3.3.4. Препятствия могут быть постоянными и временными. К постоянным препятствиям относятся стационарные сооружения с постоянным месторасположением, к временным - все временно установленные высотные сооружения (строительные краны и леса, буровые вышки, опоры временных линий электропередач и т.п.).
3.3.5. Дневной маркировке подлежат:
все неподвижные постоянные и временные препятствия, расположенные на приаэродромной территории и воздушных трассах, возвышающиеся над установленными поверхностями ограничения препятствий, а также объекты, расположенные в зонах движения и маневрирования ВС, наличие которых может нарушить или ухудшить условия безопасности полетов;
расположенные на территории полос воздушных подходов на следующих расстояниях:
до 1 км от ЛП все препятствия;
от 1 км до 4 км высотой более 10 м;
от 4 км до конца ПВП высотой 50 м и более;
объекты УВД, радионавигации и посадки независимо от их высоты и места их расположения;
объекты высотой 100 м и более независимо от места их расположения.
3.3.6. Маркировку объектов и сооружений должны выполнять предприятия, а также организации, которые их строят или эксплуатируют.
3.3.7. Необходимость и характер маркировки и светоограждения проектируемых зданий и сооружений определяются в каждом конкретном случае соответствующими органами гражданской авиации при согласовании строительства.
3.3.8. Радиотехнические объекты, расположенные на приаэродромной территории, подлежат специальной маркировке и светоограждению по требованию ДВТ и МО РФ.
3.3.9. Препятствия, особо опасные для полетов ВС, независимо от места их расположения, должны иметь средства радиомаркировки, состав и тактико-технические данные которых в каждом отдельном случае должны согласовываться с ДВТ и МО РФ.
3.3.10. Дневной маркировке не подлежат объекты, которые затенены более высокими маркированными объектами.
Примечание. Затененным препятствием является любой объект или сооружение, высота которого не превышает высоты, ограниченной двумя плоскостями:
горизонтальной, проведенной через вершину маркированного объекта в направлении от ВПП;
наклонной, проведенной через вершину маркированного объекта и имеющей нисходящий уклон 10% в направлении к ВПП.
3.3.11. Дневная маркировка должна отчетливо выделяться на фоне местности, быть видна со всех направлений и иметь два резко отличающихся друг от друга маркировочных цвета: красный (оранжевый) и белый.
3.3.12. Объекты, которые по своему функциональному назначению должны находиться вблизи ЛП и на территории ПВП, предназначенные для обслуживания полетов (объекты УВД, БПРМ, ДПРМ, ГРМ, КРМ и др., исключая КДП):
а) проекция которых на любую вертикальную плоскость имеет ширину и высоту менее 1,5 м, должны окрашиваться в один хорошо заметный цвет (оранжевый или красный) в соответствии с рис. 3.26, а;
б) имеющие сплошные поверхности, проекция которых на любую вертикальную плоскость составляет или превышает 4,5 м в обоих измерениях, должны маркироваться квадратами со стороной 1,5-3,0 м в виде шахматной доски, причем углы должны окрашиваться в более темный цвет (рис. 3.26, б);
в) имеющие сплошные поверхности, одна сторона которых в горизонтальном или вертикальном измерении превышает 1,5 м, а другая сторона в горизонтальном или вертикальном измерении составляет менее 4,5 м, должны окрашиваться чередующимися по цвету полосами шириной 1,5-3,0 м. Полосы наносят перпендикулярно большему измерению и крайние окрашивают в темный цвет (рис. 3.26, в).
3.3.13 На приаэродромной территории аэропортов и воздушных трассах РФ и МВЛ сооружения высотой до 100 м маркируют от верхней точки на 1/3 высоты горизонтальными чередующимися по цвету полосами шириной 0,5-6,0 м (рис. 3.26, г).
Число чередующихся по цвету полос должно быть не менее трех, причем крайние полосы окрашивают в темный цвет.
На приаэродромной территории международных аэропортов и воздушных трассах международного значения эти объекты маркируются горизонтальными чередующимися по цвету полосами той же ширины сверху до основания (рис. 3.26, д).
3.3.14. Сооружения высотой более 100 м, а также расположенные в аэропортах сооружения каркасно-решетчатого типа (независимо от их высоты) маркируются от верха до основания чередующимися полосами шириной, принимаемой в соответствии с табл. 3.6, но не более 30 м. Полосы наносят перпендикулярно большему измерению, крайние полосы окрашивают в темный цвет (рис. 3.26, е, ж).
Таблица 3.6
Размеры объектов, м | Ширина полосы, м | |
более | не превышая | |
100 210 270 330 390 450 510 570 |
210 270 330 390 450 510 570 630 |
1/7 высоты объекта 1/9 -"- -"- 1/11 -"- -"- 1/13 -"- -"- 1/15 -"- -"- 1/17 -"- -"- 1/19 -"- -"- 1/21 -"- -"- |
Примечание. Полосы должны быть равны по ширине; ширина отдельных полос может отличаться от ширины основных полос до +-20%.
3.3.15. Световое ограждение должно быть предусмотрено на всех препятствиях, указанных в пп. 3.3.2-3.3.14, с целью обеспечения безопасности при ночных полетах и полетах при плохой видимости.
3.3.16. Для светового ограждения должны быть использованы заградительные огни. На особо опасных препятствиях устанавливаются высокоинтенсивные огни.
3.3.17. Препятствия должны иметь световое ограждение на самой верхней части (точке) и ниже через каждые 45 м. Расстояния между промежуточными ярусами, как правило, должны быть одинаковыми.
На дымовых трубах верхние огни размещаются ниже обреза трубы на 1,5-3,0 м. Схемы маркировки и светоограждения приведены на рис. 3.26, з, и. Количество и расположение заградительных огней на каждом ярусе должно быть таким, чтобы с любого направления полета (под любым углом азимута) было видно не менее двух заградительных огней.
3.3.18. Сооружения, превышающие угловые плоскости ограничения высоты препятствий, дополнительно светоограждаются сдвоенными огнями на уровне пересечения их плоскостями.
3.3.19. В верхних точках препятствия устанавливается по два огня (основной и резервный), работающих одновременно, или по одному при наличии устройства для автоматического включения резервного огня при выходе из строя основного огня. Автомат включения резервного огня должен работать так, чтобы в случае выхода его из строя остались включенными оба заградительных огня.
3.3.20. Если в каком-либо направлении заградительный огонь закрывается другим (ближним) объектом, то на этом объекте должен быть предусмотрен дополнительный заградительный огонь. В этом случае заградительный огонь, закрытый объектом, если он не обозначает препятствия, не устанавливается.
3.3.21. Протяженные препятствия или их группа, расположенные близко один от другого, светоограждаются в самых верхних точках с интервалами не более 45 м по общему контуру. Верхние точки наиболее высоких препятствий внутри огражденного контура и угловые точки протяженного препятствия должны обозначаться двумя заградительными огнями в соответствии с правилами, предусмотренными в п. 3.3.19 (см. рис. 3.26, и).
3.3.22. Для протяженных препятствий в виде горизонтальных сетей (антенн, линий электропередач и др.), подвешенных между мачтами, заградительные огни устанавливаются на мачтах (опорах) независимо от расстояния между ними.
3.3.23. Высокие здания и сооружения, расположенные внутри застроенных районов, светоограждаются сверху вниз до высоты 45 м над средним уровнем высоты застройки.
В отдельных случаях, когда расположение ярусов заградительных огней нарушает архитектурное оформление общественных зданий, расположение огней по фасаду может быть изменено по согласованию с соответствующими отделами Департамента воздушного транспорта.
3.3.24. Светораспределение и установка заградительных огней должны обеспечивать наблюдение их со всех направлений в пределах от зенита до 5° ниже горизонта. Максимальная сила света заградительных огней должна быть направлена под углом 4-15° над горизонтом.
3.3.25. Заградительные огни должны быть постоянного излучения красного цвета с силой света во всех направлениях не менее 10 кд.
3.3.26. Для светоограждения отдельно стоящих препятствий, расположенных вне зон аэродромов и не имеющих вокруг себя посторонних огней, могут быть применены огни белого цвета, работающие в проблесковом режиме. Сила заградительного огня в проблеске должна быть не менее 10 кд, а частота проблесков - не менее 60 в мин.
В случае установки на объекте нескольких проблесковых огней должна быть обеспечена одновременность проблесков.
3.3.27. Световое ограждение должно включаться для работы на период темного времени суток (от захода до восхода солнца), а также на период светлого времени суток при плохой и ухудшенной видимости (туман, дымка, снегопад, дождь и т.п.).
3.3.28. Включение и выключение светового ограждения препятствий в районе аэродрома должны производиться владельцами объектов и диспетчерским пунктом УВД по заданному режиму работы.
На случай отказа автоматических устройств для включения заградительных огней необходимо предусмотреть возможность включения заградительных огней вручную.
3.3.29. Средства светового ограждения аэродромных препятствий по условиям электропитания должны относиться к потребителям электроэнергии первой категории.
Допускается электропитание заградительных огней по одной кабельной линии с шин питания электроприемников первой категории надежности.
3.3.30. Заградительные огни и светомаяки должны питаться по отдельным фидерам, подключенным к шинам распределительных устройств. Фидеры должны быть обеспечены аварийным (резервным) электроснабжением.
Рекомендуется предусматривать включение аварийного электропитания на случай выхода из строя основного источника и понижения напряжения или кратковременного его исчезновения.
3.3.31. Средства светового ограждения должны иметь надежное крепление, подходы для безопасного обслуживания и приспособления, обеспечивающие точную их установку в первоначальное положение после обслуживания.
3.3.32. Участки аэродрома, не пригодные для эксплуатации в ночное время, должны быть обозначены заградительными огнями у начала и конца участков. При этом на непригодных участках РД рулежные огни выключаются. Заградительный огонь должен быть постоянного излучения, красного цвета и иметь силу света не менее 10 кд.
3.3.33. Заградительные огни, устанавливаемые на объектах, находящихся на курсах взлета и посадки ВС (ДПРМ, БПРМ, КРМ и т.п.), должны быть размещены на линии, перпендикулярной оси ВПП, с интервалом между огнями не менее 3,0 м. Огонь должен быть сдвоенной конструкции и силой света не менее 30 кд.
3.4. Дневная маркировка и оборудование маркировочными знаками вертодромов и посадочных площадок
3.4.1. Маркировка искусственных покрытий ИВПП вертодромов включает знаки: места приземления при посадке по-вертолетному, угловые пограничные, цифрового значения посадочного путевого угла (ПМПУ), обозначения зоны конечного этапа захода на посадку (рис. 3.27).
Посадочные площадки маркируют в соответствии с рис. 3.28.
3.4.2. Знак ограничения места приземления при посадке по-вертолетному представляет собой пунктирное кольцо и располагается в центре ВПП.
3.4.3. Угловые пограничные знаки обозначают границу ИВПП и наносятся в форме прямоугольников. Для ВПП (посадочной площадки), имеющей форму квадрата, длину сторон пограничных угловых знаков принимают одинаковой.
При округлой форме ВПП (посадочной площадки) наносят только строчные пограничные знаки с разрывами, равными их длине.
3.4.4. Размеры маркировочных знаков зависят от расчетного типа вертолета и принимаются по более высокому классу вертолета, эксплуатируемого в данном вертодроме (посадочной площадке) и приведены в табл. 3.7
3.4.5. Цифровые знаки ПМПУ располагаются на концевых участках ИВПП по ее оси на расстоянии 6,0 м от торца. Размеры и форма цифр приведены на рис. 3.4 настоящего Руководства.
Таблица 3.7
N п/п |
Наименование маркировочных знаков и их параметры |
Размеры маркировочных знаков в зависимости от класса вертолета, м |
||
Класс | ||||
1 | 2 | 3 | ||
1 3 4 |
Знак ограничения места приземления при посадке по-вертолетному: наружный диаметр длина пунктира разрыв между пунктирами ширина пунктира Угловой пограничный знак: длина сторон ширина расстояние от края ИВПП Знак цифрового значения посадочного путевого угла (ПМПУ) Знак обозначения зоны конечного этапа захода на посадку и взлета |
18,0 1,5 1,5 0,3 6x3 0,4 2,5 |
10,0 1,0 1,0 0,2 4x2 0,3 1,5 |
7,0 1,0 1,0 0,2 3x1,5 0,2 1,0 см. рис. 3.4 рис. 3.29 |
3.4.6. Маркировка зоны конечного захода на посадку и взлета обозначается буквой "Н" белого цвета и располагается по оси ИВПП в начале этой зоны на расстоянии 21 м от торца ИВПП. Размеры маркировочного знака зоны конечного захода на посадку и взлета приведены на рис. 3.29.
3.4.7. Пути руления вертолетов на РД и МС маркируют пунктирной линией шириной 0,15 м и длиной 1,5 м с разрывами 3,0 м.
На покрытиях МС наносят номера стоянок, Т-образный знак, обозначающий место установки вертолета, контуры зон обслуживания, пути движения и знаки остановки спецмашин.
Маркировочные знаки имеют оранжевый (желтый) цвет, за исключением зон обслуживания, которые имеют красный цвет, и должны быть контрастирующими на фоне покрытий.
Маркировку путей движения спецмашин выполняют линиями белого цвета и наносят так же, как при маркировке перрона и МС для самолетов согласно пп. 3.2.22-3.2.24.
3 4.8. Место установки носовой части вертолета обозначают буквой "Т", форма и размеры Т-образного знака приведены на рис. 3.30.
Номер места стоянки наносят на расстоянии 2,0 м впереди Т-образного знака.
3.4.9. Маркировку МС производят с учетом размещения вертолетов. Размеры МС определяются габаритными размерами эксплуатирующихся вертолетов (по диаметру несущего винта при вращении). Габаритные размеры вертолетов, расстояние между концами лопастей несущих винтов стоящих вертолетов в зависимости от способа их установки и расстояние между концами лопастей несущих винтов стоящего и рулящего на собственной тяге вертолетов приведены в табл. 3.8.
3.4.10. Контур зоны обслуживания вертолетов наносят сплошной линией шириной 0,15 м в виде восьмиугольника. Размеры этой фигуры наносятся в соответствии с габаритами и диаметром вращающегося винта эксплуатирующегося вертолета. Все стороны фигуры должны быть удалены на 2,0 м от крайних точек вращающегося винта (см. рис. 3.30).
Таблица 3.8
Тип вертолета |
Габариты вертолета, м | Расстояние (а) между лопастями вертолета или препятствием либо движущимся вертолетом, м, при |
|||
Длина | Ширина по диаметру вращающегося винта |
буксировке тягачом |
рулении на тяге несущего винта |
установке с разворотом в воздухе |
|
Ка-26 Ка-32 Ми-2 Ми-6 Ми-8 Ми-10К Ми-26 |
13,0 15,9 17,4 42,0 25,2 41,9 40,0 |
13,0 15,9 14,5 35,0 21,3 35,0 32,0 |
3 3 3 8 5 8 8 |
6 7 7 18 11 18 16 |
26 32 29 70 42,6 70 64 |
3.4.11. Швартовочные площадки (ШП) маркируют Т-образным знаком и буквой Ш вместо цифры, обозначающей номер МС. Буква Ш должна иметь размеры 1X1 м и ширину линий 0,1 м.
3.4.12. Вертодромы и посадочные площадки оборудуются ветроуказателем (см. п. 3.2.24), который располагается вблизи зоны конечного захода на посадку и взлета.
3.4.13. На вертодромах (посадочных площадках) в зимний период, а также расположенных на пыльных и песчаных грунтах рабочая площадь обозначается дополнительными знаками в виде конусов и щитов-ориентиров. Конуса, размеры и конструкция которых приведены в п. 3.2.5, устанавливают по углам рабочей площади. Допускается обозначение углов рабочей площади ветками елок.
3.4.14. Щиты-ориентиры высотой 1,2 м в количестве четырех штук располагаются по диагонали от угла площадки на расстоянии 10-15 м от угла. Далее три щита-ориентира устанавливают на расстоянии 3,0 м друг от друга, а четвертый щит от третьего на расстоянии 5,0 м (рис. 3.31).
3.4.15. Щиты имеют размеры 0,5х0,3 м и окрашивают в черный (красный) цвет в зимний период и в белый цвет в летний период (в зимний период щиты могут быть заменены ветками елок).
Щиты крепят с помощью металлических штырей диаметром 18-20 мм, длиной 0,6-0,8 м, к которым приваривают два цилиндрических кольца с внутренним диаметром 60-70 мм, и в них с помощью клиньев закрепляют щит или еловую ветку.
3.5. Технология маркировки аэродромов, вертодромов и посадочных площадок
3.5.1. Маркировочные знаки на покрытия ИВПП, РД, МС и перрона наносятся с помощью маркировочных машин или вручную по шаблонам.
3.5.2. До начала маркировочных работ должен быть закончен текущий ремонт искусственных покрытий, а поверхность покрытия очищена от пыли, грязи и посторонних предметов.
3.5.3. Поверхность покрытия очищается с помощью щеточных машин с последующей промывкой загрязненных мест водой.
3.5.4. Масляные пятна удаляют с помощью бензина или керосина, после чего очищаемые места промывают горячей водой.
3.5.5. Перед нанесением лакокрасочного материала поверхность покрытия должна быть высушена.
3.5.6. Перед нанесением осуществляют подготовку лакокрасочных материалов: перемешивание, доведение вязкости до требуемой консистенции, фильтрацию, заправку емкостей.
3.5.7. Для маркировки аэродромных покрытий используют эмали, характеристики которых приведены в прил. 14.
3.5.8. Лакокрасочные материалы наносят на покрытия при температуре поверхности не ниже 10°С.
3.5.9. Нанесение лакокрасочных материалов на покрытие вручную производят в два слоя. Второй слой наносят после полного высыхания первого.
3.5.10. Расход лакокрасочных материалов при механизированном способе составляет 0,4 кг/м2, при ручном - 0,5 кг/м2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.