Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Губернатора
автономного округа
от 25 мая 1999 г. N 209
Положение
о порядке разработки и реализации программ
социально-экономического развития
Ханты-Мансийского автономного округа
1. Введение
1.1. Настоящее Положение разработано в целях обеспечения единого методологического подхода, унификации способов и принципов формирования программ социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа (далее - программ). Положение определяет общий порядок разработки, согласования, финансирования и реализации программ.
1.2. Положение разработано на основе действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа.
1.3. Положение предназначено для исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления, а также для предприятий (организаций) - разработчиков и исполнителей программ.
2. Общие положения
2.1. Программы являются важнейшим средством государственного воздействия на экономику, эффективным способом решения приоритетных социально-экономических, научно-технических, инновационных и экологических задач, проблем развития отраслей, народно-хозяйственных комплексов, отдельных территорий.
2.2. Приоритетными направлениями социально-экономического развития округа являются:
- совершенствование территориальной и отраслевой структуры экономики, обеспечение самодостаточности;
- стабилизация производства в отраслях материальной сферы;
- обеспечение занятости, создание новых рабочих мест, осуществление адресной и социальной поддержки населения;
- развитие и поддержка отраслей социальной сферы - образования, здравоохранения, науки, культуры, спорта;
- поддержка производителей сельскохозяйственной продукции;
- достижение экологического равновесия, снижение техногенного влияния на природную среду;
- поддержание научно-технического потенциала и стимулирование инновационной деятельности;
- возрождение, сохранение, развитие коренных малочисленных народов Севера;
- становление и развитие рыночной инфраструктуры, создание конкурентной среды, содействие предпринимательству, возрождение традиционных народных ремесел и промыслов;
- расширение строительства жилья;
- преодоление последствий стихийных бедствий;
- укрепление правопорядка.
2.3. Программы классифицируются по государственному статусу, по функциональной ориентации и срокам реализации.
По статусу программы подразделяются на:
- федеральные, утверждаемые Правительством Российской Федерации и реализуемые с привлечением средств федерального бюджета;
- межрегиональные, реализуемые и финансируемые Ханты-Мансийским автономным округом совместно с другими субъектами Российской Федерации;
- общеобластные, реализуемые на экономическом пространстве трех субъектов Российской Федерации (Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа и Тюменская область) и финансируемые на основании соглашений и договоров между ними, постановлений Совета губернаторов;
- окружные и территориальные, утверждаемые Думой Ханты-Мансийского автономного округа и финансируемые из бюджета округа, местных бюджетов, внебюджетных фондов.
Наиболее актуальным окружным программам постановлением Губернатора автономного округа может придаваться статус губернаторских программ.
По функциональной ориентации выделяются программы:
- социальные, формирующие целенаправленное преобразование социальных отношений общества, предусматривающие меры социальной поддержки населения, а также научно-техническое и структурное преобразование здравоохранения, образования, культуры, услуг и т.д.;
- научно-технические, направленные на решение прикладных проблем в науке, технике и технологии;
- инновационные, обеспечивающие внедрение научно-технических достижений в производстве;
- производственные, реализующие отраслевые и межотраслевые структурные изменения;
- экологические, направленные на осуществление природоохранных мероприятий.
При определении типа программы, обладающей несколькими из указанных признаков, выделяется ведущий, определяющий основную цель программы.
По срокам реализации программы подразделяются на:
- краткосрочные (продолжительностью до 2 лет);
- среднесрочные (от 3 до 5 лет);
- долгосрочные (свыше 5 лет).
2.4. Программы должны обладать строгой целевой направленностью, точной адресностью, временным интервалом, обоснованными объемами работ и ресурсных затрат, просчитанным эффектом (конечным результатом).
2.5. Предусматриваются следующие этапы разработки и реализации окружных программ:
- принятие решения о разработке программы (распоряжение Губернатора автономного округа или постановление Думы автономного округа);
- разработка программы;
- экспертиза программы;
- утверждение программы;
- реализация программы.
Средства из бюджета округа, предусмотренные на финансирование программ, в законе "О бюджете округа" на очередной финансовый год указываются отдельной строкой.
2.6. Финансовое обеспечение реализации программ осуществляется за счет различных источников: бюджетных ассигнований, кредитов, налоговых и тарифных льгот, внебюджетных источников, собственных средств предприятий, частных инвестиций (отечественных и иностранных) и т.д.
Для реализации программ постановлением или распоряжением Губернатора автономного округа могут создаваться дирекции программ и специальные фонды.
2.7. Координационно-методические функции в процессе формирования программ, сбор и обобщение информации об их выполнении осуществляет Комитет по экономической политике Администрации автономного округа.
3. Порядок разработки окружных программ
3.1. Инициаторами на разработку программ могут выступать: органы государственной власти и их структурные подразделения, органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица.
3.2. Предложения о разработке программ направляются в Комитет по экономической политике Администрации автономного округа. Могут представляться готовые программные разработки (бизнес-планы, титульные списки и т.д.), отвечающие требованиям программ. Предложение на разработку программы должно содержать основания для разработки программы, анализ актуальности и исходного состояния проблемы, описание цели и задач программы, предлагаемые мероприятия, возможные сроки их реализации, предварительную оценку потребности в финансовых ресурсах и предполагаемые источники их обеспечения, ожидаемую оценку социально-экономической эффективности, перечень возможных государственных заказчиков, разработчиков и исполнителей программ.
3.3. Комитет по экономической политике Администрации автономного округа с привлечением при необходимости структурных подразделений Администрации автономного округа или органов государственной власти и местного самоуправления, других заинтересованных организаций проводит экспертизу заявок на разработку программ, обобщает и представляет рекомендуемый перечень программных разработок Губернатору автономного округа для принятия решения.
Перечень заявок ежегодно уточняется.
3.4. Администрация автономного округа как государственный заказчик принимает решение о разработке конкретных программ, объемах и источниках их финансирования, утверждает разработчиков программы с определением в необходимых случаях координатора программы. Государственный заказчик и разработчик программы несут ответственность за своевременную и качественную разработку программы. Государственным заказчиком программы может выступать соответствующий разрабатываемой проблеме государственный орган исполнительной власти автономного округа, структурное подразделение Администрации автономного округа, являющееся в дальнейшем заявителем бюджетных ассигнований.
3.5. Государственный заказчик организует и проводит работу по подготовке технических заданий на разработку программы, заключает от имени Администрации автономного округа или от своего имени договор с организацией-разработчиком по установленной форме, организует и координирует действия разработчиков.
3.6. Разработчиками программы могут являться научно-исследовательские, проектно-конструкторские предприятия и организации, высшие учебные заведения, технологические и другие специализированные организации, а также временные творческие коллективы (ВТК).
3.7. Программа должна быть разработана в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по разработке и реализации региональных программ Российской Федерации, принятых Минэкономики России, и содержать:
- основание для разработки программ;
- анализ актуальности и исходного состояния проблемы;
- цели и задачи программы, сроки и этапы реализации;
- перечень мероприятий и работ по реализации программы;
- механизм осуществления программы;
- предприятия, организации-участники реализации программы;
- финансовое обеспечение программы;
- координацию программных мероприятий;
- оценку эффективности осуществления программы;
- организацию, формы и методы управления программой.
Разделы программы содержат необходимые обоснования, расчеты и пояснения.
3.8. Показатели конечных результатов программы включают оценки экономического, социального, научно-технического, экологического и других эффектов в результате осуществления программы. К числу показателей программных результатов относятся: производство важнейших видов конечной продукции (оказание услуг) в натуральном и стоимостном выражении, ввод в действие производственных мощностей и объектов непроизводственной сферы (в соответствующих единицах), показатели, характеризующие развитие науки, техники и степень их технологического применения, повышение качества продукции, ресурсо- и импортозамещение, энергосбережение, создание новых рабочих мест, оздоровление окружающей среды и другие.
Показатели эффективности программы могут быть абсолютными и сравнительными, рассчитываться в целом по программе в разрезе этапов реализации программы, отдельных подпрограмм, мероприятий.
3.9. Государственный заказчик направляет программу на экспертизу в Комитет по экономической политике Администрации автономного округа.
3.10. Комитет по экономической политике Администрации автономного округа с привлечением при необходимости структурных подразделений Администрации автономного округа или специализированных организаций подготавливает по результатам экспертизы заключение и передает государственному заказчику.
3.11. Государственный заказчик при необходимости обеспечивает доработку программы и направляет Губернатору автономного округа.
3.12. После принятия соответствующего решения (утверждения программы) государственный заказчик ежегодно подготавливает бюджетную заявку для включения программы в перечень целевых программ развития на очередной финансовый год.
3.13. Ежегодно при подготовке бюджетной заявки на очередной финансовый год с учетом хода выполнения мероприятий программ уточняются источники и объемы финансирования программ.
3.14. Формы и методы организации управления программой определяются государственным заказчиком. Для управления программой государственный заказчик может передавать функции другому уполномоченному лицу.
4. Порядок формирования перечня окружных
программ на очередной финансовый год
4.1. Формирование перечня программ осуществляет Комитет по экономической политике Администрации автономного округа.
4.2. В перечень могут быть включены разработанные и действующие программы, а также мероприятия, не имеющие статуса программы, но принятые распоряжением (постановлением) Губернатора автономного округа или постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа к реализации и финансируемые из бюджета округа.
4.3. Государственный заказчик не позднее начала второго квартала каждого года подает заявку в Комитет по экономической политике Администрации автономного округа на включение в перечень программ в соответствии с прилагаемыми к настоящему Положению показателями и формами (приложение 1), подписанную руководителем организации.
4.4. Заявка должна содержать обоснование затрат на реализацию конкретных мероприятий программы. Заявки используются при разработке финансового баланса и расходной части проекта бюджета округа.
4.5. В случае, если программа имеет несколько заказчиков, заявка подается тем структурным подразделением Администрации автономного округа, которое возглавляет (курирует) данную сферу деятельности. На это же структурное подразделение возлагается координация работ по финансированию, реализации программы, контроль за ходом ее выполнения, представление обобщенных данных в Комитет по экономической политике Администрации автономного округа.
4.6. Каждая заявка должна сопровождаться краткой пояснительной запиской, которая должна содержать:
- полное название программы;
- основание для включения программы в перечень (нормативные правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа об утверждении программы);
- наименование государственного заказчика программы;
- наименование головного исполнителя программы и соисполнителей;
- обоснование необходимости решения проблемы, заявленной в программе, в приоритетном порядке;
- краткое описание цели, основное содержание программы, этапы и сроки выполнения, затраты и конечные результаты с указанием исполнителей;
- виды финансовых затрат (капитальные вложения, текущие расходы) и источники финансирования (бюджеты различных уровней, внебюджетные фонды, кредиты и др.);
- оценка эффективности осуществления программы в количественных и качественных показателях (экономических, социальных, научно-технических, экологических и др.).
4.7. Комитет по экономической политике Администрации автономного округа в срок до 1 июля текущего года согласовывает перечень программ с заместителями Главы Администрации автономного округа и доводит до сведения государственных заказчиков предварительные объемы финансирования программ. С учетом предварительных объемов финансирования государственный заказчик уточняет бюджетную заявку и представляет ее в Комитет по финансам Администрации автономного округа.
4.8. Комитет по экономической политике Администрации автономного округа не позднее 20 июля текущего года представляет Губернатору автономного округа и доводит до сведения Комитета по финансам Администрации автономного округа перечень окружных программ и рекомендуемые объемы их финансирования из бюджета округа.
4.9. При формировании бюджета на очередной финансовый год с учетом полученных замечаний Комитет по экономической политике совместно с Комитетом по финансам уточняют перечень программ, объемы и источники их финансирования и представляют их Администрации автономного округа для включения в проект закона "О бюджете округа" на очередной год.
4.10. После принятия Думой Ханты-Мансийского автономного округа окружного закона "О бюджете округа" по утвержденному перечню программ развития автономного округа Комитетом по финансам Администрации автономного округа выделяются государственным заказчикам соответствующие бюджетные ассигнования, необходимые для реализации программ.
5. Финансирование программ
5.1. Финансирование программ осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, бюджета округа, бюджетов муниципальных образований и других источников финансирования (внебюджетные фонды, кредиты и т.д.).
5.2. Перечень программ, финансируемых из бюджета округа, включается в состав бюджетного послания Губернатора автономного округа в приложение "Перечень защищенных статей, окружных программ и приоритетных отраслей, финансируемых из окружного бюджета" с расшифровкой конкретных программ и указанием суммы бюджетных средств.
5.3. Финансирование работ по каждой программе осуществляется целевым назначением через распорядителей кредитов.
5.4. Государственный заказчик может привлекать другие источники финансирования для выполнения работ по программе в установленные сроки.
В исключительных случаях государственный заказчик совместно с Комитетом по экономической политике Администрации автономного округа, одновременно согласовав с Комитетом по финансам Администрации автономного округа, может вносить предложения в Администрацию автономного округа о приостановке выполнения программы или переносе сроков ее реализации, уменьшении или увеличении финансирования.
6. Реализация программ и контроль за ходом их выполнения
6.1. Государственный заказчик программы по итогам первого полугодия текущего года и по итогам года до 20 февраля направляет в Комитет по экономической политике Администрации автономного округа информацию о ходе работ по реализации программы (приложение 2).
Анализ реализации программы Комитет по экономической политике Администрации автономного округа представляет Губернатору автономного округа в составе аналитической записки о социально-экономическом развитии округа.
6.2. Государственный заказчик и организация-исполнитель программы несут ответственность за своевременное ее выполнение.
7. Формирование перечня федеральных целевых программ
Последовательность разработки и утверждения целевых федеральных программ осуществляется в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года N 594, а также другими нормативными документами.
Государственным заказчиком федеральных программ выступают отраслевые министерства и ведомства. Перечень федеральных целевых программ является составной частью прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Основным источником финансирования федеральных целевых программ являются средства федерального бюджета. Для формирования перечня федеральных целевых программ, реализуемых на территории Ханты-Мансийского автономного округа, Комитет по экономической политике Администрации автономного округа направляет организациям-заявителям бюджетных ассигнований для реализации федеральных целевых программ по их требованию форму бюджетной заявки и перечень федеральных целевых программ в сроки, рекомендованные Минэкономики РФ. Заявки для финансирования из федерального бюджета оформляются организацией-заявителем в соответствии с требованиями Минэкономики РФ и направляются в соответствующие министерства и ведомства, являющиеся государственным заказчиком программ, а также в копии - в Комитет по экономической политике Администрации автономного округа. Государственный заказчик анализирует предложения регионов и обобщенные предложения представляет в Минэкономики РФ.
Комитет по экономической политике Администрации автономного округа обобщает и формирует перечень федеральных целевых программ, реализуемых на территории округа, по которым в адрес государственных заказчиков направлены бюджетные заявки.
Перечень направляется для сведения заместителям Главы Администрации Ханты-Мансийского автономного округа. Перечень федеральных программ и бюджетные заявки в третьем квартале уточняются Комитетом по экономической политике и учитываются при расчете сводного баланса финансовых ресурсов в составе прогноза социально-экономического развития округа.
Организация-заявитель федеральной программы до 15 сентября текущего года представляет в Комитет по экономической политике Администрации автономного округа информацию о включении соответствующей заявки в программу государственного заказчика (министерства, ведомства и т.д.) с изменениями или уточнениями по объемам и источникам финансирования и объемам работ.
Информацию о ходе реализации федеральных программ организации-заявители бюджетных ассигнований представляют в Комитет по экономической политике Администрации автономного округа ежегодно до 20 января.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.