Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Губернатора
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 9 декабря 1998 г. N 541
Положение
о Главном управлении по общему и профессиональному образованию
Администрации Ханты-Мансийского автономного округа
Раздел I. Общие положения
1.1. Главное управление по общему и профессиональному образованию (далее Управление) является государственным органом управления образованием. Управление создается и преобразуется постановлением Губернатора автономного округа.
1.2. Управление имеет право юридического лица, имеет штамп, гербовую печать, бланки со своим наименованием.
Управление состоит на окружном бюджете, имеет самостоятельную смету и самостоятельный баланс, обладает имуществом, являющимся государственной собственностью, переданным на правах оперативного управления. Имеет бюджетный, внебюджетный, валютный счета.
Место нахождения: 626200, Тюменская область,
Ханты-Мансийский автономный округ,
г.Ханты-Мансийск, ул. Мира, 5.
1.3. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации в области образования, приказами и инструкциями Министерства образования РФ, Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа, законами Ханты-Мансийского автономного округа, решениями Думы Ханты-Мансийского автономного округа, а также настоящим положением.
1.4. В качестве основной задачи Управление обеспечивает реализацию мер федеральной программы развития образования, разработку и реализацию региональной образовательной политики и программы развития образования, введение и соблюдение государственных федеральных и региональных образовательных стандартов, функционирование окружной системы образования на уровне государственных нормативов, содействует средствами образования социально-экономическому развитию региона, способствует превращению окружной системы образования в приоритетную сферу, эффективно действующую в условиях современной хозяйственно-экономической системы и выступающую механизмом развития регионально-общественной системы Ханты-Мансийского автономного округа.
1.5.Деятельность Управления основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине, единство федерального культурного и образовательного пространства, защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников, светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, свобода и плюрализм в образовании, демократический, государственный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.
1.6. Управлению как исполнительно-распорядительному органу подконтрольны находящиеся в его непосредственном управлении учреждения, организации и предприятия.
1.7. Правоотношения Управления с местными (муниципальными) органами управления образованием осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решениями окружных органов государственной власти и управления.
Раздел II. Функции управления
К функциям Управления как государственного органа управления образованием относятся:
2.1. Выработка окружной образовательной политики, окружной Программы развития образования и целей развития окружной системы образования в виде целевых требований и нормативов с учетом образовательных потребностей и наличных ресурсов в регионе. Внесение программ на рассмотрение и утверждение в окружные органы представительной и исполнительной государственной власти.
2.2. Анализ и прогнозирование состояния окружной системы образования на основе результатов экспертизы, диагностики и определения альтернативных путей ее развития.
2.3. Мотивированная разработка и реализация мер по организации исполнения правовых актов, руководству конкретными объектами управления с целью реализации программы развития окружного образования и удовлетворения образовательных потребностей населения.
2.4. Организация развития образования в округе через работу окружной экспертной службы и других окружных управленческих служб и регистрация результатов управления путем аналитической обработки отчетной документации.
2.5. Координация деятельности органов управления, учреждений, организаций и предприятий региона с целью проведения государственной политики в области образования.
2.6. Контроль в сфере руководства Управления за выполнением принятых решений с целью адаптации окружной системы образования к существующим социально-экономическим условиям.
2.7. Контроль за оперативным управлением объектами государственной собственности (землей, зданиями, сооружениями, имущественными комплексами, оборудованием, а также иным необходимым имуществом потребительского, социального, культурного и иного назначения), закрепленным за образовательными учреждениями Комитетом по управлению государственным имуществом округа и Главным управлением по общему и профессиональному образованию на основании договора между ними.
Раздел III. Компетенция управления
3.1. К компетенции Управления относятся:
3.1.1. Определение и осуществление региональной политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования.
3.1.2. Разработка законодательства округа в области образования.
3.1.3. Выработка предложений по осуществлению федеральной политики в области образования в округе, финансовое подкрепление государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам.
3.1.4. Разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей.
3.1.5. Согласование создания и ликвидации местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначения и увольнения руководителей местных органов управления образованием.
3.1.6. Выработка предложений по созданию, реорганизации и ликвидации окружных образовательных учреждений, лицензирование образовательных учреждений, за исключением лицензирования на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
3.1.7. Установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов.
3.1.8. Предложения по формированию бюджета округа в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования.
3.1.9. Предложения по установлению местных налогов и сборов на цели образования.
3.1.10. Предложения по установлению окружных нормативов финансирования образования, прямое финансирование образовательных учреждений окружного подчинения. Создание в установленном порядке фонда стабилизации и развития сферы образования.
3.1.11. Организация финансирования местных органов управления образованием и образовательных учреждений, оказание им услуг в части материально-технического обеспечения.
3.1.12. Предложения по установлению дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
3.1.13. Предложения по установлению дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников.
3.1.14. Информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин.
3.1.15. Организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников.
3.1.16. Обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов.
3.1.17. Предложения по установлению и присвоению наград и почетных званий округа работникам образования.
3.1.18. Издание нормативных документов в пределах своей компетенции.
3.1.19. Организация исполнения собственных решений, нормативных правовых актов, программ в сфере образования, своевременное внесение изменений, дополнений согласно федеральному и окружному законодательству.
3.1.20. Осуществляет контроль за исполнением принятых решений, программ, нормативных правовых актов, в т.ч. другими органами государственной власти и местного самоуправления.
3.2. Управление оказывает методическую помощь и содействие органам опеки и попечительства, ведет централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей. Создание, реорганизация и ликвидация школ-интернатов и детских домов всех типов осуществляется по согласованию с Управлением.
3.3. Управление выступает учредителем и осуществляет полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений и организаций в сфере образования и научной деятельности. Управлению подведомственны учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования, находящиеся на окружном бюджете, школы-интернаты для детей с недостатками физического развития, спецшколы для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, окружные внешкольные учреждения, окружной институт повышения квалификации и развития регионального образования.
Управление устанавливает для подведомственных образовательных учреждений ежегодно контрольные цифры приема всех категорий обучающихся, рассматривает и осуществляет согласование количества граждан, принимаемых на обучение в государственные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования за счет средств окружного бюджета.
Управление устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования и перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое.
Деятельность образовательных учреждений финансируется Управлением в соответствии с учредительными договорами. По соглашению между Управлением и образовательным учреждением последнее может функционировать на условиях частичного самофинансирования.
3.4. Управление осуществляет контроль за выполнением Закона РФ "Об образовании" в учреждениях среднего, высшего и начального профессионального образования различной ведомственной подчиненности, находящихся на территории округа, осуществляет, в случае необходимости, меры по переводу учреждений высшего, среднего специального и среднего профессионального образования в систему государственного управления образованием округа, заключает в необходимых случаях с каждым из соответствующих ведомств договоры, определяющие объемы компетенции Управления в деятельности этих образовательных учреждений.
3.5. В случае нарушения образовательным учреждением, подведомственным Управлению, законодательства РФ и (или) Устава, Управление вправе своим предписанием приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения по решению суда.
3.6. Управление в пределах своей компетенции имеет право:
3.6.1. Согласовывать выдачу лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям округа, кроме учреждений высшего образования, в порядке, установленном законодательством РФ и автономного округа.
3.6.2. Осуществлять государственную аккредитацию образовательных учреждений на основе доверенности, выданной Министерством общего и профессионального образования РФ, либо ведомственными государственными органами управления образованием.
3.6.3. Проводить аттестацию педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования, порядок которой определяется отдельным Положением.
3.6.4. Проводить экспертизу документов на межгосударственное усыновление и давать заключение в каждом конкретном случае для судебных органов.
3.6.5. Создавать условия для получения образования и профессиональной подготовки граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях округа.
3.6.6. Обеспечивать перевод учащихся, воспитанников в другие образовательные учреждения в случае прекращения деятельности подведомственных образовательных учреждений.
3.6.7. Представлять Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа предложения о целесообразности создания специальных образовательных учреждений (классы, группы) коррекционного характера для обучающихся с отклонениями в развитии и направлять детей и подростков в эти учреждения.
3.6.8. Оказывать содействие подведомственным учреждениям в решении вопросов организации экспериментально-научной работы, выработки и реализации районных (городских) образовательных политик, построения системы развивающего образования, нового содержания образования и развития материально-технической базы, привлекать на договорных и иных началах научно-исследовательские организации и т.п. для решения вопросов по компетенции Управления.
3.6.9. Инспектировать любое образовательное учреждение округа и местные (муниципальные) органы управления образованием, проводить в подведомственных учреждениях и организациях инспекторскую и контрольно-ревизионную работу, проверку состояния бухгалтерского учета, отчетности и осуществлять внутриведомственный финансовый контроль, в том числе за целевым расходованием средств, выделяемых из окружного бюджета.
3.6.10. Управление имеет право устанавливать прямые связи, заключать договоры с предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными также на территориях других субъектов Российской Федерации, с которыми заключены соглашения о взаимодействии и взаимосвязи.
3.6.11. Участвовать самостоятельно или от имени Администрации (Правительства) автономного округа в судах, арбитражных судах, а в случаях, предусмотренных законодательством, пользоваться льготой по госпошлине.
3.6.12. Осуществляет иные права и полномочия для решения задач и организации Управления.
Раздел IV. Структура управления
4.1. Руководство деятельностью Управления осуществляет его начальник, назначаемый Губернатором автономного округа. Начальник управления осуществляет руководство на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и функций.
Начальник Управления имеет первого заместителя и двух заместителей. Первый заместитель начальника назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Губернатора автономного округа по представлению начальника Управления. Заместители назначаются на должность и освобождаются от должности приказом начальника Управления, по согласованию с курирующим заместителем Главы Администрации (Губернатора) автономного округа.
Заместители начальника Управления руководят по его поручению одним из следующих направлений:
- наука и профессиональное образование;
- общее среднее и дополнительное образование;
- экономика и финансы.
4.2. Начальник Управления по общему и профессиональному образованию:
- обеспечивает организацию исполнения и контроль за реализацией законодательства РФ в области образования, указов Президента РФ и распоряжений Правительства России и распоряжений Губернатора автономного округа, собственных приказов и решений;
- осуществляет общее руководство Управлением, распределяет обязанности между заместителями, утверждает должностные инструкции работников Управления;
вносит на утверждение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа структуру, штатное расписание, положение о подразделениях Управления;
- назначает, увольняет работников (госслужащих) Управления, налагает взыскания, применяет поощрения;
- вносит предложения Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа о создании, реорганизации и ликвидации окружных образовательных учреждений, представлении о назначении на должность руководителей окружных образовательных учреждений;
- устанавливает статус "экспериментальной площадки" для учреждений и организаций округа в соответствии с Положением об экспериментальной площадке, а также статус "экспериментальных" для учреждений и организаций, подведомственных Управлению, и определяет для них особые условия функционирования;
- издает в пределах своей компетенции приказы, дает указания, обязательные для исполнения работниками Управления, подведомственными учреждениями и организациями;
- является распорядителем кредитов для образовательных учреждений, финансируемых из окружного бюджета через Управление;
- непосредственно руководит работой финансового отдела, экономического отдела, отдела кадрового обеспечения и социальной защиты работников образования, отдела ремонта, эксплуатации и материально-технического обеспечения;
- согласует с главами муниципальных образований городов и районов округа назначение на должность руководителей органов управления образованием на местах, назначает и освобождает от должности работников аппарата Управления, а также руководителей подведомственных Управлению организаций и учреждений, применяет меры поощрения и наказания.
4.3. Первый заместитель начальника Управления по науке и профессиональному образованию:
- реализует образовательную политику округа и Программу развития образования;
- выполняет в отсутствие начальника Управления его функции;
- руководит окружной сетевой межтерриториальной экспертной службой, курирует институт повышения квалификации и развития регионального образования;
- руководит работой высших и средних профессиональных учебных заведений окружного подчинения. Курирует совет ректоров вузов и директоров средних специальных учебных заведений;
- координирует вопросы науки в учебных заведениях округа;
- является председателем Главной аттестационной комиссии;
- имеет право финансовой подписи.
Раздел V. Порядок функционирования управления
5.1. Управление может быть реорганизовано на основании решения Губернатора автономного округа по согласованию с Министром образования РФ и представительными органами власти округа по согласованию с Министерством общего и профессионального образования РФ.
5.2. В Управлении образуется коллегия в составе начальника (председателя коллегии), заместителей начальника по должности, а также других членов общей численностью 15 человек. Состав коллегии утверждается приказом по Управлению. Решения коллегии носят рекомендательный характер.
Периодичность работы коллегии, других коллективных органов управления определяется регламентом работы Управления.
5.3. На проводимых заседаниях коллегия рассматривает ключевые проблемы выработки и реализации образовательной политики округа, организации и развития системы образования округа, реализации программы развития образования округа, последовательной демократизации управления этой системой, повышения качества обучения и воспитания учащихся, подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов, укрепления материально-технической базы учебных заведений, усиления их взаимодействия с наукой, промышленностью, бизнесом и банками, другими ведомствами, отраслями народного хозяйства и сферами деятельности, принимает решения и ходатайствует о награждении наиболее отличившихся работников системы образования.
5.4. Решения коллегии принимаются большинством голосов и проводятся в жизнь, как правило, приказами начальника Управления. В случае разногласий между начальником и коллегией начальник проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Губернатору автономного округа, члены коллегии, в свою очередь, могут также сообщить ему свое мнение.
5.5. Работники Управления принимаются и увольняются приказом начальника в соответствии с трудовым законодательством, их права и обязанности определяются должностными инструкциями.
5.6. На основные должности Управления назначаются специалисты из числа опытных работников управления и руководства, имеющие высшее образование.
5.7. Планирование работы Управления, сроки исполнения документов, формы контроля за выполнением принятых решений определяются регламентом работы Управления.
5.8. Работники Управления несут ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на них обязанностей в соответствии с должностной инструкцией, а также за соблюдение служебной и конфиденциальной информации, соблюдение государственной отчетности, несвоевременное или некачественное исполнение документов и в других случаях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.