Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Ханты-Мансийского АО от 3 ноября 1997 г. N 51-оз в статью 46 настоящего Закона внесены изменения
Статья 46. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке
1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования.
1-1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены избирательной комиссии, а также наблюдатели.
2. После окончания времени голосования члены избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, представителей избирательных объединений подсчитывают, погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени (при этом не допускается повреждение подписей членов комиссии и печати комиссии, проставленных на бюллетене), затем оглашают и заносят число неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, в соответствующую строку протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования.
Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей по избирательным бюллетеням председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и заносит в соответствующие строки протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму:
число избирателей, внесенных в списки;
число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей в помещении избирательной комиссии муниципального образования, в указанное число не входят).
Затем в соответствующие строки протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносят следующие данные:
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке, в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей).
После этого председателем или секретарем избирательной комиссии обеспечивается хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов.
3. Председатель и члены участковой избирательной комиссии проверяют неповрежденность печатей или пломб на переносных избирательных ящиках и избирательных ящиках, находившихся на избирательном участке.
В случае обнаружения повреждений печатей, пломб, избирательных ящиков составляется протокол и приглашаются работники органов внутренних дел и прокуратуры для проведения соответствующего расследования. Бюллетени из таких ящиков подсчитываются отдельно. В случае удостоверения работниками внутренних дел несанкционированного вскрытия избирательного ящика или нарушения его целостности, все избирательные бюллетени, найденные в избирательном ящике, признаются недействительными. Каждый избирательный бюллетень подписывается тремя членами избирательной комиссии с правом решающего голоса и на нем делается отметка "недействительный бюллетень, обнаруженный в поврежденном избирательном ящике". Сведения о количестве обнаруженных избирательных бюллетеней, членах избирательной комиссии, осуществлявших вскрытие поврежденного избирательного ящика, присутствовавших при этом наблюдателях заносятся в специальный протокол, к которому прикладывается акт, составленный работниками органов внутренних дел.
4. Далее председатель и члены участковой избирательной комиссии вскрывают переносные избирательные ящики. Производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений в письменной форме избирателей о проведении голосования вне помещения для голосования.
В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов избирательной комиссии, обеспечивающих проведение голосования вне помещения для голосования с использованием этого ящика для голосования. Каждый избирательный бюллетень подписывается двумя членами избирательной комиссии с отметкой "недействительный бюллетень по голосованию с помощью переносного избирательного ящика". Сведения о количестве обнаруженных избирательных бюллетеней, членах избирательной комиссии, организовавших голосование с помощью переносного избирательного ящика, присутствовавших при этом наблюдателей заносятся в специальный протокол, к которому прикладываются заявления избирателей и обнаруженные в переносном избирательной ящике избирательные бюллетени, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
5. Далее председатель, члены участковой избирательной комиссии вскрывают ящики, находившиеся на избирательном участке. По каждому избирательному участку прежде всего отделяются и подсчитываются недействительные избирательные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией, а также избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя. Недействительными являются бюллетени, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в четырех квадратах либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.
5-1. Члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, а также по голосам, поданным против всех кандидатов, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При этом члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.
Затем производится подсчет голосов избирателей по бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена избирательной комиссии подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по каждому кандидату. Полученные данные заносятся в соответствующую строку и последующие строки протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму.
Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно.
Количество недействительных бюллетеней заносится в соответствующие строки протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в соответствующую строку протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных избирательных бюллетеней.
Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают, оглашают и заносят в соответствующую строку протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму количество бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
После этого производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования.
6. Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням, членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. При непосредственном подсчете голосов вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Членам избирательной комиссии, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех присутствующих при подсчете.
При непосредственном подсчете голосов участковая избирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.
7. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования по единому шестимандатному национально-территориальному избирательному округу на соответствующем избирательном участке.
Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования должен содержать:
а) номер экземпляра;
б) обозначение уровня выборов;
в) слово "Протокол";
г) наименование избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка в том числе отдельной строкой - в помещении избирательной комиссии муниципального образования;
д) строки протокола;
е) число погашенных избирательных бюллетеней;
ж) число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
з) число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
и) число действительных избирательных бюллетеней;
к) число недействительных избирательных бюллетеней (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций) и отдельной строкой число недействительных избирательных бюллетеней, обнаруженных в переносных избирательных ящиках;
л) фамилии, имена, отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;
м) число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая позицию "Против всех кандидатов".
о) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу;
п) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии и их подписи;
р) дата и время подписания протокола;
с) печать избирательной комиссии.
Числа, указанные в пункте 7 настоящей статьи, заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания.
Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений.
Указанный протокол составляются в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии. Член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делаются соответствующие записи.
К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую избирательную комиссию, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, поступившие в избирательную комиссию жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения избирательной комиссии, составленные участковой избирательной комиссией акты. Заверенные копии указанных документов и решений избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений.
Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в избирательную комиссию соответствующего муниципального образования. Факт передачи протокола об итогах голосования фиксируется в акте, составляемом в двух экземплярах, один из которых остается в участковой избирательной комиссии, а другой передается в соответствующую избирательную комиссию. Акт передачи протокола составляют и подписывают не менее чем два члена каждой из избирательных комиссий. Акт хранится в соответствующих избирательных комиссиях вместе с протоколами об итогах голосования в порядке, установленном для хранения избирательной документации.
Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы.
Третий экземпляр протокола (его копия) вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией.
8. Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в соответствующие избирательные комиссии муниципальных образований не позднее чем через десять дней после официального объявления результатов выборов.
9. Повторный подсчет голосов избирателей участковой избирательной комиссией не допускается.
10. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии вышестоящая избирательная комиссия по заявлению прокурора, решению суда или собственной инициативе принимает решение о контрольном подсчете голосов избирателей соответствующего избирательного участка.
Контрольный подсчет голосов избирателей проводится соответствующей избирательной комиссией муниципального образования в присутствии членов участковой избирательной комиссии, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей и представителей средств массовой информации.
После контрольного подсчета голосов составляется в соответствии с вышеприведенными требованиями протокол, который подписывают члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
В случае несовпадения результатов контрольного подсчета голосов с результатами подсчета голосов, осуществленного участковой избирательной комиссией, общие итоги голосования устанавливаются на основании протокола о контрольном подсчете голосов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.