Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Губернатора
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 24 июня 1997 г. N 232
Положение
о Ханты-Мансийской окружной подсистеме
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Настоящее Положение определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования Ханты-Мансийской окружной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется ХМоПЧС).
Положение предназначено для органов исполнительной власти всех уровней, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых норм, в обязанности которых входят функции предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
2. ХМоПЧС предназначено для предупреждения чрезвычайных ситуаций (далее именуется - ЧС), а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба.
3. ХМоПЧС является территориальной подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Деятельность ХМоПЧС организуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами, Уставом (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа, постановлениями и распоряжениями Губернатора округа и другими нормативными правовыми актами в области предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях и настоящим Положением.
5. Основными задачами ХМоПЧС являются:
проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при их возникновении;
разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственных, окружных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту человека и среды его обитания, повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются - организации), а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения (далее именуются - объекты) при возникновении аварий, катастроф, стихийных, экологических и эпидемических бедствий;
обеспечение готовности органов и пунктов управления, систем связи и оповещения, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - силы и средства);
сбор, обработка и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
прогнозирование и оценка социально-экологических последствий ЧС;
первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения, осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС;
обучение и подготовка населения к действиям в ЧС, подготовка и повышение квалификации членов комиссии по ЧС;
создание резервов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации ЧС;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
ликвидация ЧС;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территории от ЧС.
6. ХМоПЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории округа, окружных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
7. ХМоПЧС организуется по территориально-производственному принципу на всей территории округа в соответствии с учетом особенностей городов, районов, населенных пунктов, а также организаций.
Организационная структура ХМоПЧС создается в соответствии со структурой Единой государственной системы предупреждения и действий в ЧС, существующим в округе административно-территориальным делением и действующей структурой организаций.
8. ХМоПЧС состоит из территориальных и функциональных звеньев и имеет три уровня: окружной, местный и объектовый.
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных звеньев ХМоПЧС определяется положениями об этих звеньях, утверждаемые соответствующими органами местного самоуправления.
9. Функциональные звенья, входящие в ХМоПЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных звеньев, входящих в ХМоПЧС, определяется положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС.
10. Каждый уровень ХМоПЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее именуются - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
11. Координирующими органами ХМоПЧС являются:
на окружном уровне - комиссия по чрезвычайным ситуациям при органе исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа;
на местном уровне, охватывающем территорию района, города, округа - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
на объектовом уровне, охватывающем территорию, организации или объекта - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям потенциально опасных объектов (на других объектах, комиссии по чрезвычайным ситуациям создаются при наличии соответствующей материально-технической базы).
Положение о комиссиях по чрезвычайным ситуациям всех уровней, состав этих комиссий утверждается постановлением Губернатора округа, главами администраций местного самоуправления и решениями руководителей организаций.
12. Общее руководство ХМоПЧС на окружном уровне осуществляет Губернатор автономного округа. Общее руководство территориальными звеньями предупреждения ЧС на местном уровне осуществляют главы администраций местного самоуправления муниципальных образований.
13. Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям при органе исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа и органов местного самоуправления являются:
организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов, в условиях чрезвычайных ситуаций;
организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также создание и поддержание в состоянии готовности пунктов управления;
организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализации территориальных программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание резервов и материальных ресурсов;
взаимодействие с другими комиссиями по чрезвычайным ситуациям, военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам;
планирование и организация эвакуации населения, размещения эвакуируемого населения и возвращения его после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания;
организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений ХМоПЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.
14. Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:
руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;
руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
15. Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ХМоПЧС являются:
на окружном и местном уровнях - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при органе исполнительной власти округа и при органах местного самоуправления;
на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
16. Органами повседневного управления ХМоПЧС являются:
дежурные службы комиссий по ЧС всех уровней;
дежурные службы и специализированные подразделения функциональных звеньев;
дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения предприятий, учреждений, организаций;
оперативная служба органа управления по делам ГО и ЧС всех уровней;
дежурные службы спасательных формирований.
Органы повседневного управления ХМоПЧС осуществляют управление и контроль за функционированием звеньев ХМоПЧС.
Размещение органов повседневного управления ХМоПЧС осуществляется на городских и загородных пунктах управления, которые оснащаются соответствующими средствами связи и оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаются в постоянной готовности к использованию.
17. Силы и средства ХМоПЧС подразделяются на:
силы и средства наблюдения и контроля;
силы и средства ликвидаций ЧС.
18. Силы и средства наблюдения и контроля состоят из:
сил органов надзора;
служб (учреждений) и организаций округа, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия их факторов на состояние здоровья населения;
служб и учреждений наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания;
сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;
ветеринарной службы и службы защиты растений.
19. Силы и средства ликвидации ЧС состоят из:
военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийноспасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований организаций федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории округа:
учреждений и формирований служб экстренной медицинской помощи;
формирований экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений;
частей и подразделений противопожарных служб УВД округа;
территориальных и объектовых формирований ГО;
служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов предприятий гражданской авиации;
восстановительных и пожарных поездов отделений железной дороги;
аварийно-спасательных служб и формирований предприятий речного флота.
В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом работы в автономном режиме в течение 3 суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (далее именуются - силы постоянной готовности).
20. Силы постоянной готовности могут привлекаться к выполнению аварийноспасательных и аварийно-восстановительных работ комиссиями по ЧС, органами управления по делам ГО и ЧС всех уровней по согласованию с руководителями привлекаемых сил (на контрактной основе с возмещением производственных затрат).
21. Специально подготовленные силы и средства воинских частей, расположенных на территории округа, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом РФ.
Силы и средства УВД Администрации округа привлекаются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа.
22. Решением руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийноспасательных и других неотложных работ при ЧС.
23. Информационное обеспечение функционирования ХМоПЧС осуществляется информационно-управляющим звеном, которое включает:
средства связи передачи данных;
информационные пункты окружной, районных и городских комиссий по ЧС, абонентские пункты объектовых комиссий по ЧС;
информационные пункты управления сил и средств ликвидации ЧС.
24. Основными функциями информационных пунктов ХМоПЧС являются:
сбор и комплексная обработка данных, полученных от информационных пунктов, диспетчерских служб городов, районов, в том числе своевременное информирование населения и органов управления о факте ЧС;
обеспечение обмена информацией между различными звеньями ХМоПЧС комиссиями по ЧС всех уровней и пунктами управления сил и средств ликвидации ЧС;
планирование и организация оперативного информирования населения с использованием автомобилей с громкоговорящей связью, радио, телевидения и других средств массовой информации о сложившейся обстановке и порядке действий;
доведение до населения информации об обстановке и порядке действий, о возможностях обеспечения водой, питанием и предметами первой необходимости, о местах размещения медицинских пунктов, лечебных учреждений и расселения эвакуируемых.
25. Сбор информации и обмен ею между различными звеньями ХМоПЧС, комиссиями по ЧС всех уровней осуществляется путем передачи формализованных донесений.
Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обмена этой информацией между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти округа, органами управления по делам ГО и ЧС города, района и округа определяется нормативными документами Правительства Российской Федерации и округа.
26. Деятельность ХМоПЧС включает планирование, подготовку и осуществление мероприятий по предупреждению и действиям в ЧС в мирное время.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением органа исполнительной власти округа и соответствующих органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования ХМоПЧС:
режим повседневной деятельности - при нормальной производ-ственнопромышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической) и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
режим повышенной готовности - при ухудшении производ-ственнопромышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической) и гидрометеорологической обстановке, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.
27. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании ХМоПЧС в различных режимах, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
осуществление наблюдения и контроля за состоянием природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и в прилегающих к ним районах;
планирование и выполнение государственных (окружных) долгосрочных целевых программ и мер по предупреждению и ликвидации ЧС, повышению безопасности и защите населения, сокращению ущерба, а также повышению устойчивости функционирования предприятий, учреждений, организаций, объектов при возникновении ЧС;
совершенствование подготовки органов управления по делам ГО и ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действий при ЧС;
создание и выполнение резервов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС;
б) в режиме повышенной готовности:
принятие на себя непосредственного руководства деятельностью звеньев ХМоПЧС комиссиями по ЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработка предложений по ее нормализации;
усиление дежурно-диспетчерской службы;
усиление наблюдения и контроля за состоянием природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
принятие мер по защите населения, природной среды и повышению устойчивости работы предприятий, учреждений, организаций, объектов;
повышение готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации возможных ЧС, уточнения планов их действий и выдвижения при необходимости в район предполагаемых действий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
организация защиты населения;
выдвижение оперативных групп в районы ЧС для непосредственного руководства работами;
выдвижение сил и средств в районы ЧС для проведения работ;
организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация работ по обеспечению устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики, жизнеобеспечения пострадавшего населения;
осуществление постоянного усиленного контроля за состоянием природной среды в районах ЧС, обстановки на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.
28. Ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные.
Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, органа исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.
Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организации.
Ликвидация местной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.
Ликвидация территориальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органа исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа.
При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной и территориальной чрезвычайных ситуаций соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по чрезвычайным ситуациям.
Вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказать необходимую помощь.
При недостаточности имеющихся сил и средств КЧС округа обращается к Правительству Российской Федерации для привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти.
К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации. Войска гражданской обороны Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончанию проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
29. Оперативные группы комиссий по ЧС всех уровней предназначены для организации выявления причин ухудшения обстановки, выработки предложений по локализации и ликвидации ЧС, защите населения и окружающей среды и их реализации непосредственно в районе бедствия. Состав оперативных групп формируется из персонального состава комиссий по ЧС в зависимости от типа, характера и масштабов ЧС. Основными задачами оперативной группы в районе бедствия являются:
а) в режиме повышенной готовности:
организация выявления причин, оценки характера возможной ЧС, прогнозирование развития обстановки и подготовка предложений по предупреждению ЧС, ее локализации и ликвидации;
координация действий территориальных органов или непосредственное руководство осуществлением разработанных мер по предотвращению ЧС;
б) в режиме чрезвычайной ситуации:
организация оценки масштабов ЧС и прогнозирование развития обстановки;
подготовка предложений по выбору плана действий из числа заранее разработанных типовых планов локализации и ликвидации ЧС, по его корректировке в соответствии со складывающейся обстановкой, по использованию сил и средств ликвидации ЧС, финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов (средств жизнеобеспечения населения, оборудования для производства неотложных работ, социальной помощи пострадавшим и др.), по распространению материальных и финансовых средств, поступающих в виде помощи от организаций и граждан;
координация и контроль действий территориальных органов управления в зоне бедствия по эвакуации населения, оказанию пострадавшим необходимой помощи и по другим неотложным мерам;
непосредственное руководство работами по ликвидации ЧС во взаимодействии с органами власти и управления в зонах бедствия.
30. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
резерв финансовых и материальных ресурсов органа исполнительной власти округа - за счет средств окружного бюджета;
местный резерв финансовых и материальных ресурсов органов местного самоуправления - за счет средств местного бюджета;
объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организации.
Кроме того могут быть использованы другие источники финансирования.
Номенклатура, объемы, дислокация, а также порядок создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.
31. В случае недостаточности ресурсов для ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации они могут быть выделены из других резервов ХМоПЧС по ходатайству руководства администрации организации, органа местного самоуправления.
32. Общественные объединения могут участвовать в ликвидации ЧС под руководством соответствующих органов управления по делам ГО и ЧС при наличии у участников ликвидации от общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.
33. Финансирование ХМоПЧС, ее звеньев осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств организаций.
Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством округа и нормативными актами местного самоуправления.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, за счет средств бюджетов органов местного самоуправления и округа, страховых фондов и других источников.
При отсутствии и недостаточности указанных средств в округе, орган исполнительной власти округа обращается в Правительство Российской Федерации.
34. Оплата расходов организаций, привлекаемых к ликвидации ЧС, осуществляется за счет органа, принявшего решение об их привлечении к работам.
35. В целях определения перечня мероприятий, их объема, состава сил и средств, необходимых для предупреждения чрезвычайных ситуаций в городах, районах и объектах экономики, защиты жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды осуществляется категорирование городов и объектов Правительством Российской Федерации.
36. Официальный статистический учет и статистическую отчетность о чрезвычайных ситуациях и масштабах ведет орган управления по делам ГО и ЧС объекта, города, района, округа.
Порядок учета чрезвычайных ситуаций и их масштабов осуществляется органом управления по делам ГО и ЧС округа совместно с окружным статистическим управлением по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти.
37. Организационно-методическое руководство планированием действий ХМоПЧС осуществляет орган управления по делам ГО и ЧС округа.
Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС обеспечивается органами местного самоуправления, комиссиями по ЧС, штабами по делам ГО и ЧС всех уровней, совместно с функциональными звеньями ХМоПЧС, общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасания людей.
Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от ЧС используются средства массовой информации.
38. Экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками ЧС или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от ЧС, организуется и проводится специально уполномоченными органами исполнительной власти округа в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством округа.
39. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС проводятся в соответствии с задачами, возложенными на ХМоПЧС, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению ЧС и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения. Надзор и контроль в указанной области осуществляются органами исполнительной власти округа в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством округа.
40. Обучение населения способам защиты при ЧС организуется органами управления по делам ГО и ЧС, осуществляется самостоятельно, на занятиях, тренировках по месту работы, учебы и жительства, через средства массовой информации и в ходе специальных учений.
Подготовка специалистов органов управления ХМоПЧС, ее звеньев осуществляется на базе учебно-методических центров ГО МЧС РФ, на учебноматериальной базе противопожарной службы МВД РФ.
41. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование в рамках ХМоПЧС на основе планов действий окружного, органов местного самоуправления, организаций и объектов. Объем и содержание указанных мероприятий определяется исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
42. В целях совершенствования организации ХМоПЧС, проверки готовности и уровня подготовки органов управления, сил и средств подсистемы ежегодно планируются и проводятся в ее звеньях учения и тренировки.
Основные понятия
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действий характерных для них опасных факторов.
Зона ЧС - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Классификация ЧС
К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.
Население - граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории округа.
Территория - земельное, водное, воздушное пространство в пределах округа, объекты производственного и социального назначения, а также окружающая природная среда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.