Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
Обоснования к пунктам целевой программы "Пожарная безопасность
в Ханты-Мансийском автономном округе
на 1997-1999 годы"
1. К пункту 2.1.1.
В 1996 году в Ханты-Мансийском округе по причине неосторожного обращения с огнем детей произошло 373 пожара, ущерб составил 128 млн. рублей.
Несмотря на тревожную обстановку с пожарами практически во всех школах округа прекратили свою работу дружины юных пожарников (ДЮП). Как правило, инициатива в преподавательском коллективе по решению этого вопроса отсутствует. Школы не обеспечены специальной литературой на противопожарную тематику. Для проведения занятий с учащимися отсутствуют специальные помещения, оборудованные наглядной агитацией, экспонатами первичных средств пожаротушения, другим пожарно-техническим оборудованием. В целях популяризации и массового привлечения школьников в работе ДЮП необходимо на высоком организационном уровне проводить конкурсы, игры, викторины на противопожарные темы, соревнования по пожарно-прикладному спорту среди ДЮП. Наиболее активных членов ДЮП и организаторов данной работы поощрять ценными подарками, денежными вознаграждениями.
Учитывая актуальность вопроса обучения подрастающего поколения мерам пожарной безопасности, неподготовленность педагогического состава к обучению в этой области знаний, необходимо организовать подготовку педагогов на базе УГПС УВД округа, подразделений пожарной охраны на местах с предварительным согласованием организационных мероприятий данного направления с Главным управлением образования Администрации округа.
Целесообразно разработать методические рекомендации по обучению детей правилам пожарной безопасности в детских учреждениях, дошкольных, учебных заведениях, в начальных классах школ с их последующей распечаткой и распространением.
Для более наглядного освещения противопожарных знаний и эффективности их восприятия, демонстрации кино-видеоматериалов встает вопрос о приобретении фильмов игрового информационно-разъяснительного, документального, художественно-публицистического содержания через кино- видеопредприятия, прокаты, киностудии и другие специализирующиеся в этой области предприятия.
2. К пункту 2.1.2.
Учитывая сложившийся дефицит численности личного состава Государственной противопожарной службы округа из числа среднего и старшего начсостава (148 единиц) ежегодно направляется для сдачи вступительных экзаменов в учебные заведения МВД в среднем 100 человек из числа выпускников средних школ. С учетом направления на медицинскую комиссию, сдачу вступительных экзаменов, транспортных расходов стоимостью одного направляемого на учебу составляет 4 млн. рублей. Годовой расход равен 400 млн. рублей.
3. К пункту 2.1.3.
Для повышения профессионального уровня, качества знаний в области обеспечения пожарной безопасности ежегодно 150 сотрудников пожарной охраны направляются на учебу в высшие учебные заведения разного профиля. Расходы на учебу сотрудников в среднем на одного в год составляет 5,3 млн. рублей. Итого годовой расход составляет 800 млн. рублей.
4. К пункту 2.1.4.
Ежегодно в Ханты-Мансийском округе в соответствии с приказом МВД РФ, УВД области и округа проводятся гарнизонные, окружные соревнования по пожарно-прикладному спорту, конкурсы профессионального мастерства среди подразделений пожарной охраны округа, соревнования по видами спорта с привлечением спортивных клубов и городских команд. Для популяризации пожарно-прикладного спорта, повышения стимула участников соревнования, направления команд, занявших первые места, на областные и региональные соревнования необходима сумма в размере 200 млн. рублей в год.
В соответствии с приказом МВД РФ от 10 июля 1991 года N 110 установлены основные виды профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Первоначальную подготовку проходят работники, впервые принятые на службу в органы внутренних дел на должности рядового, младшего и среднего начсостава. На 01.01.1997 в Ханты-Мансийском округе не прошли первоначальную подготовку 250 сотрудников Государственной противопожарной службы, которые не имеют допуска к работе на высотах и аппаратах защиты органов дыхания.
В настоящее время обучение по программе первоначальной подготовке осуществляется в объединенном учебном центре города Тюмени. Стоимость обучения одного сотрудника с проездом к месту обучения, проживания составляет 3 млн. рублей. Годовая потребность в обучении по Ханты-Мансийскому округа составляет 300 человек. Что равно 900 млн. рублей. Для удовлетворения существующих потребностей в обучении сотрудников Государственной противопожарной службы необходима организация в Ханты-Мансийском округе объединенного учебного центра с дислокацией в городе Сургуте. Для чего необходимо 13 млрд. рублей.
Повышение квалификации проводится в высших, средних пожарно- технических учебных заведениях МВД РФ городов Москва, Санкт-Петербург с целью пополнения, обновления имеющихся знаний лиц среднего и старшего начсостава Государственнойпротивопожарной службы. В среднем согласно разнарядке МВД РФ на повышение квалификации в год с подразделений округа направляется до 120 сотрудников, стоимость обучения каждого с проездом, проживанием составляет 5 млн. рублей. Итого расход составляет 600 млн. рублей.
6. К пункту 3.1.1.
Из-за отсутствия в подразделениях Государственной противопожарной службы округа испытательных пожарных лабораторий возникают соответствующие трудности в своевременном и объективном установлении причин пожаров.
В 1996 году по 55 зарегистрированным пожарам с ущербом более 1,9 млрд. рублей причины не установлены. В связи с ростом объемов строительства объектов на базе строительных конструкций импортной поставки в округе и отсутствием сертификатов в России возникают вопросы по допустимости применения используемых строительных материалов импортного производства, требующих проведения дополнительной экспертизы.
Ст. 33 Федерального закона "О пожарной безопасности" определено обязательное участие Государственной противопожарной службы в сертификации пожарной безопасности выпускаемой продукции и отдельных видов услуг предприятиям, организациям, гражданам, что входит в компетенцию испытательных лабораторий.
7. К пункту 3.2.1.
В силу управленческих функций окружной противопожарной службы необходимо создать учебную базу в целях повышения профессиональной подготовки инженерно-инспекторского состава подразделений пожарной охраны округа по основным линейным направлениям служебной деятельности. С учетом создания муниципальных пожарных частей, укомплектованных, как правило, работниками без специальных теоретических и практических навыков тушения пожаров, необходимо организовать подготовку данных работников на учебной базе УГПС округа. Для осуществления этой работы целесообразно арендовать необходимые помещения под учебные классы, обеспечить их образцами пожарно-технического вооружения, установок обнаружения, тушения пожаров, специальной методической литературой. (Организация проведения семинаров, на базе центров подготовки, а также отнесение расходов на командировки).
8. К пунктам 4.1., 4.2.
В соответствии с приказом УВД Тюменской области от 20 марта 1992 года N 312 на базе частей пожарной охраны для тушения крупных пожаров в городах, населенных пунктах, месторождениях нефти и газа, местах их переработки в округе создано 13 нештатных опорных пунктов, что в условиях полного отсутствия сил ГКЧС позволяет при соответственном техническом оснащении использовать их в качестве основных сил и средств на авариях, пожарах, стихийных бедствиях, катастрофах.
При развертывании нештатных опорных пунктов для работы на основной и специальной технике задействуется личный состав дежурных караулов и личный состав, свободный от несения службы, без гарантии оплаты, социальной и личной защищенности. Нештатные привлечения личного состава пожарных частей для выполнения оперативных задач по ликвидации аварий, пожаров на объектах нефтегазодобычи и переработки неблагоприятно влияют на боеготовность дежурных караулов и выполнение поставленных перед пожарной охраной задач по тушению пожаров, спасению людей, имущества на объектах, расположенных в радиусе выезда пожарных частей.
Отсутствие штатных опорных пунктов со штатными единицами личного состава, дефицит аварийно-спасательного оборудования, средств защиты, необходимых при ликвидации аварий, пожаров, катастроф, исключает возможность использования нештатных опорных пунктов в качестве основного оперативного подразделения при аварийных ситуациях и ликвидации последствий аварий, пожаров, катастроф.
Для обеспечения повседневной боевой готовности опорных пунктов необходимы перевод нештатных опорных пунктов в разряд штатных с круглосуточным дежурством при 4 сменном варианте несения службы, 37 человек личного состава в городах Ханты-Мансийск, Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Нягань, создание на базе гарнизонов Государственной противопожарной службы Ханты-Мансийского округа, групп быстрого реагирования численностью 10 человек, из личного состава имеющихся пожарных частей, проведение их обучения, экипировки необходимыми средствами защиты и оборудованием, с возможностью передислокации сил и средств (опорные пункты, группы) к местам их оперативного использования по необходимости. Общая сумма требуемых средств составляет 25 млрд. рублей. Госбюджетом ассигнования на содержание штатных опорных пунктов не предусмотрено, а потребные ассигнования могут быть выделены только из средств окружного, городских бюджетов, бюджетов предприятий, объектов нефтегазодобычи, переработки и энергетики.
9. К пункту 4.3.
Создание оперативных отделений быстрого реагирования в ряде городов Ханты-Мансийского округа обусловлено застройкой их 9 этажными зданиями, жилыми, административными, зданиями 5-й степени огнестойкости и удаленностью промышленных зон. Из за загруженности городских дорог своевременное прибытие отделений пожарной охраны к месту пожара невозможно, что приводит в большинстве случаев к крупным материальным потерям и гибели людей. Для обеспечения быстрого и своевременного прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту пожара необходимо приобретение и введение в боевой расчет пожарных автомобилей малого класса (на базе автомобилей РАФ, УАЗ, ГАЗ), широко используемых в крупных городах РФ, для чего потребуется 3,6 млрд. рублей.
10. К пункту 5.1.
В связи с выпуском новых огнетушащих средств на базе новых технологий и физико-химических свойств веществ, особенно для тушения нефти и нефтепродуктов, остро встал вопрос о создании полигона Государственной противопожарной службы для отработки новых приемов и методов тушения пожаров с применением огнетушащих средств, новых по своему составу, испытании новой пожарной техники, оборудования, а также тренировки личного состава в экстремальных условиях.
Имеющаяся полигонно-испытательная база Ханты-Мансийского округа на базе Сургутского, Нижневартовского отрядов Государственной противопожарной службы из-за отсутствия финансирования пришла в негодность. Вместе с тем в 1996 году в округе на технологических установках, борных дожимных коллекторах, товарных парках, трубопроводах зарегистрировано 33 аварии, из них с последующим загоранием 123, на ликвидацию которых привлекался личный состав Государственной противопожарной службы.
В связи с отсутствием специальной техники, оборудования, необходимых средств защиты, неотработанной тактикой тушения, несвоевременным сообщением пожары принимали затяжной характер, что приводило к повреждению нефтегазопроводов, линий электропередач, дополнительным затратам и упущенной выгоде. Создание полигонов в Сургуте, Нижневартовске и проведение на них опытов по тушению, ликвидации аварий на объектах нефтегазодобычи и переработки необходимо для внедрения в тактику тушения пожаров научно-технических достижений.
11. К пунктам 5.2.1.-5.2.4. и приложению 2.
Согласно штатному расписанию и нормативно-обоснованной потребности в подразделениях УГПС округа должно быть 378 пожарных автомобилей. По состоянию на 01.01.1997 года в подразделениях УГПС округа имеется в наличии 222 единицы пожарной техники. До 1999 года с учетом некомплекта и выработки по сроку службы (8 лет и более) потребность в пожарных автомобилях составит 156 единиц, оперативно-легкового транспорта - 53 единицы. Средняя стоимость на 01.01.1996 одной автоцистерны составляет 365 млн. рублей, одного коленчатого подъемника - 2000 млн. руб., оперативнолегкового - 40 млн. рублей. Сумма на приобретение основной и специальной пожарной техники составляет АЦ-135 ед. 49,275 млрд. руб., АЛ, АКП-21 ед.42,000 млрд. руб., оперативно - легкового транспорта 53 ед. - 2,120 млрд. рублей. Итого - 93,395 млрд. рублей.
Годовой расход запасных частей согласно установленным нормам по эксплуатации пожарной техники с учетом коэффициента индексации 1122,84 составляет на 01.01.1996 года 395 млн. рублей.
Планируемый годовой расход ГСМ для подразделений УГПС округа составляет 2002,5 тонн. При средней стоимости одного литра автобензина, равной 1800 рублям, ежегодно требуется 3,605 млрд. рублей.
В настоящее время неукомплектованность подразделений УГПС округа пожарно-техническим вооружением составляет 40- 45 %. Согласно приказу МВД России N 550 "О нормах табельной положенности пожарного оборудования" для укомплектования требуется:
- рукава пожарные напорные диаметром 51-77 мм-24,6 км,
- рукава всасывающие диаметром 125 мм-2,24 км.
В среднем стоимость одного метра рукавов составляет 50 тысяч рублей. Общая стоимость рукавов составляет - 1,4 млрд. рублей.
- стволы пожарные, трехколенные и штурмовые лестницы, лестницы - палки, пожарные колонки, гидроэлеваторы, генераторы пены, трехходовые разветвления, пожарные стволы, рукавные головки, веревка спасательная, лафетные стволы, пожарные рукава, что согласно ценам заводов-изготовителей на 01.01.1996 года составляет сумму - 12 млрд. рублей.
Стоимость одной тонны пенообразователя составляет 5 млн. рублей, одной тонны пенообразователя "Легкая вода" - 25 млн. рублей. Годовая потребность в пенообразователе составляет 239 тонн, пенообразователя "Легкая вода" 100 тонн, что оценивается в 6 млрд. рублей.
В связи с широким применением полимерных материалов, выделяющих токсические вещества при температуре разложения, невозможна работа без индивидуальных средств защиты личного состава. В настоящее время укомплектованность подразделений индивидуальными средствами защиты составляет 37 %. Стоимость на 01.01.1996 одного дыхательного аппарата АСВ-2 составляет 3.5 млн. рублей, компрессора КВД-30 - 20 млн. рублей. Для решения этой проблемы необходимы денежные средства в сумме 2-2,5 млрд. рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 720 "Об утверждении положения о вещевом обеспечении и норм снабжения вещевым имуществом лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Российской Федерации" и в связи с отсутствием Государственного централизованного обеспечения подразделений пожарной охраны вещевым имуществом и снаряжением необходимо финансирование из расчета 5 млн. рублей за один комплект на сотрудника военизированной пожарной охраны и 2,5 млн. рублей на пожарного муниципальной пожарной охраны, что составляет с учетом численности личного состава пожарной охраны округа 4804 единиц - 15,85 млрд. рублей.
Исходя из норм положенности в спецодежде и индивидуальном снаряжении пожарных (приказ МВД России N 550) до полного комплекта необходимо касок пожарных, поясов спасательных, топоров и карабинов пожарных, фонарей электрических на общую сумму 8,25 млрд. рублей.
Для обеспечения личного состава пожарных подразделений штатным химимуществом (противогазами, костюмами Л-1, приборами химической и радиационной разведки и т.д.) требуется 1 млрд. рублей.
12. К пункту 6.
В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе в городах и поселках городского типа отсутствует нормативное количество пожарных депо, а существующие пождепо в большинстве населенных пунктов по срокам эксплуатации находятся в ветхом состоянии или вообще отсутствуют.
Радиус обслуживания пожарного депо не должен превышать 3 км. Число пожарных депо в поселении, площадь их застройки, а также число пожарных автомобилей принимаются по нормам проектирования объектов пожарной охраны (НБП-101-95), утвержденным МВД РФ.
На данный период радиус действия подразделений пожарной охраны значительно увеличивается, что ведет к увеличению времени оперативного прибытия к месту вызова и создает реальную угрозу развития пожара. В связи с этим для нормальной деятельности подразделений охраны требуются определенные капвложения в строительство пожарных депо.
Необходимое количество строительства новых пожарных депо в городах и районах Ханты-Мансийского округа составляет 18 зданий. Сумма затрат на реализацию данной программы оценивается в 287 млрд. рублей в ценах на 01.01.1996.
13. К пунктам 7.1.- 8.4.
В настоящее время подразделения Ханты-Мансийского округа средствами факсимильной, телетайпной связи и оргтехникой, предусмотренными приказом МВД РФ N 036 - 93, обеспечены ниже норм положенности. Для приобретения необходимого количества телетайпов, факсов, ксерокопировальных аппаратов необходимо - 2.2 млрд. рублей.
Обеспеченность подразделений Ханты-Мансийского округа ЭВМ, ПЭВМ от штатной положенности, предусмотренной приказом МВД РФ N 036, составляет 10 %. При современных темпах развития аварий и пожаров, когда необходимо оперативно переработать большие объемы информации для принятия решений по осуществлению взаимодействий со специальными службами жизнеобеспечения, отсутствие данного оборудования не позволяет в полной мере решать эти вопросы. Только для подразделений военизированной пожарной охраны Ханты-Мансийского округа необходимо оборудовать компьютерной техникой более 500 рабочих мест.
Для обеспечения работы пожарных подразделений, создания центра баз данных УГПС УВД Ханты-Мансийского округа, сопряжения информационных систем УГПС с системами МЧС необходимо создание компьютерного центра при УГПС Ханты-Мансийского округа, с разработкой, приобретением компьютерного обеспечения. Требуемая сумма составляет 6.15 млрд. рублей.
14. К пунктам 9.1.- 9.3. и приложению 3.
В настоящее время численность подразделений Государственной противопожарной службы Ханты-Мансийского округа, осуществляющих охрану от пожаров городов, населенных пунктов и объектов повышенной пожароопасности, составляет 4804 единицы, из них:
- подразделений по охране городов, содержащихся за счет средств федерального бюджета, - 743 единицы;
- подразделений по охране городов и других населенных пунктов, содержащихся за счет окружного и местных бюджетов, - 1293 единицы;
- подразделений по охране объектов, производства, содержащихся за счет договоров с предприятиями, - 2768 единиц.
На основании федерального Закона "О пожарной безопасности" численность сотрудников Государственной противопожарной службы определяется соотношением один работник пожарной охраны на 650 человек населения. Исходя из этого потребная численность личного состава пожарной охраны составляет 2510 единиц при существующих 2037 единицах. Всего дефицит численности личного состава составляет 473 единицы по городам, населенным пунктам, охраняемым подразделениями пожарной охраны.
15. К пункту 10.1.
Национальные поселки Ханты-Мансийского округа расположены в труднодоступных местах, удалены от дорог и населенных пунктов. Круглогодичная доставка личного состава и оперативной техники Государственной противопожарной службы невозможна. Плотность застройки зданиями пятой степени огнестойкости населенных пунктов не соответствует установленным нормам пожарной безопасности. Положение усугубляется отсутствием в национальных поселках наружного противопожарного водоснабжения, средств пожаротушения. В связи с этим необходимо создание в 13 национальных поселках муниципальной пожарной охраны с минимальной численностью 6 человек, одним пожарным автомобилем при круглосуточном 4 сменном дежурстве, для чего требуется 42 млрд. рублей.
16. К пункту 5.2.5 и приложению 4.
В настоящее время в Ханты-Мансийском округе в очереди нуждающихся в улучшении жилья (проживающие в общежитиях, в квартирах, не соответствующих по площади составу семьи) стоит 1060 сотрудников противопожарной службы. Для удовлетворения потребностей в приобретении, строительстве жилья требуется ассигнования в сумме - 333 млрд. рублей. (74000 метров квадратных при усредненной стоимости одного метра квадратного 4500000 рублей).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.