Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского АО от 16 мая 2000 г. N 153 региональной целевой программе "Жилище" придан статус Губернаторской
Рассмотрев доработанную с учетом поступивших замечаний и предложений региональную целевую программу "Жилище", Дума Ханты-Мансийского автономного округа постановляет:
1. Утвердить региональную целевую программу "Жилище".
2. Осуществлять финансирование программы исходя из утвержденных текущих бюджетов местного самоуправления муниципальных образований округа и окружного бюджета.
3. Направить вышеназванную программу органам местного самоуправления муниципальных образований округа для разработки и принятия соответствующих территориальных программ.
Председатель Думы |
С.С. Собянин |
г. Ханты-Мансийск
12 марта 1997 г.
N 81
Региональная
целевая программа
"Жилище"
(утв. постановлением Думы Ханты-Мансийского АО 12 марта 1997 г. N 81)
г.Ханты-Мансийск
1997 год
Региональная целевая программа "Жилище" разработана по инициативе и активном содействии Администрации Ханты-Мансийского округа коллективом авторов:
доктор экономических наук,
профессор Финансовой Академии
при Правительстве Российской Федерации
(г. Москва) Б.В. Сребник
доктор социологических наук,
профессор Государственной Академии управления
имени Серго Орджоникидзе (г. Москва) Ю.Д. Крисовский
кандидат экономических наук,
вице-Президент академии ПК,
профессор (г. Москва) В.Д. Кернаценский
главный инженер проектов,
Проектный институт N 2
Министерства строительства РФ (г. Москва) О.Г. Любавин
кандидат технических наук,
директор Инвестиционной Компании "Гелеум" А.Ю. Мельник
(г. Сургут)
директор Финансово-строительной компании
"Гелеум" (г. Сургут) Д.В. Елисеев
Введение
Жилищная проблема Ханты-Мансийского автономного округа, обострившаяся в условиях перехода к рыночной экономике, является частью общероссийской проблемы и не может быть решена локально, вне жилищной реформы в целом по стране. Однако, особое положение, которое занимает хозяйство региона в экономике России, специфические условия расселения и размещения новых жилых образований, природно-климатические условия еще более обостряют эту проблему и делают неприемлемыми любые стандартные решения.
Цель данной программы - определить принципиальные положения долгосрочной государственной жилищной политики на региональном уровне и наметить конкретные меры, прежде всего на 1997-2005 годы, по осуществлению следующих задач:
- в соответствии с общероссийской системой законодательных и правовых норм, разработка пакета нормативных документов в целях осуществления жилищной реформы;
- изменение структуры жилищного фонда и жилищного строительства по формам собственности, по источникам финансирования, типам зданий и технологии их возведения;
- осуществления перевода жилищной сферы в режим безубыточного функционирования при обеспечении социальной защиты малоимущих групп населения;
- демонополизация жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, осуществление структурной перестройки базы стройиндустрии и промышленности стройматериалов, изменение форм организации и управления строительства, а также обслуживания и ремонта жилищного фонда;
- решение вопросов землепользования и приватизации земли в жилищной сфере в комплексе с развитием инженерной инфраструктуры.
Кризисное состояние жилищного сектора (см. табл.1 ) во многом вызвано объективными процессами перехода от жесткого государственного управления к рыночной экономике и отказа государства от монопольной роли инвестора, подрядчика, собственника. Неподготовленность рыночных институтов усугубила разбалансированность ситуации в жилищной сфере. Объемы капитальных вложений на развитие социальных программ безнадежно отстали от потребностей в них предприятий и организаций. Резко снизились темпы предоставления жилья гражданам, упала платежеспособность населения в приобретении жилья или осуществления частного строительства. Ввод жилья по округу сократился с 740.5 тыс. кв. м. общей площади в 1995 году, до 303.3 тыс. кв. м. в 1996 году (см. табл.3 ). При этом около четверти нуждающихся семей живут в коммунальных квартирах, общежитиях и неблагоустроенном жилье. Положение усугубляется повсеместным появлением значительного количества беженцев и переселенцев.
Количество семей, стоящих на улучшение жилищных условий,- 136838.
Коэффициент размера семьи - 3.3.
Норматив предоставления жилья - 18 кв. м./чел.
Расчетная 136838*18*3.3
потребность =--------------- = 903131 (кв. м./год)
ввода жилья 9
Расчетный период (время действия программы)- 9 лет.
Средняя стоимость 1кв.м. - 3300 тыс.рублей
Необходимая
сумма = 903*3300= 2.98 трлн. рублей
капиталовложений
Если только удовлетворять потребности очередников, то необходимые капвложения на каждый год по Ханты-Мансийского АО составят около 3 трлн. рублей, что явно не под силу любому бюджету.
В округе за 1995 г. улучшило жилищные условия 17877 семей и в то же время 16619 семей принято на учет (см. табл.4 ), соответственно, при таком темпе приема на учет очередников решение жилищной проблемы к 2005 году видится нереальным.
Настоящая программа ставит своей целью определить необходимые и оптимальные пути преодоления кризиса в жилищном строительстве Ханты-Мансийского АО. Жилищно-коммунальное хозяйство, содержавшееся в прежние годы в основном за счет государственных дотаций, в связи с их сокращением и либерализацией цен оказалось в критическом положении. Жилой фонд, построенный 25-30 лет тому назад, морально устарел и не отвечает ни новым нормам, ни потребностям граждан и нуждается в существенной реконструкции (см. табл.5 ). Затраты на содержание и ремонт муниципального жилья резко возросли и не покрываются средствами нанимателей, а источники исчерпывающей компенсации затрат не определены. Объекты инженерной инфраструктуры, как система жизнеобоспечения, находятся в глубоком кризисе и теряют способность выполнять свои задачи.
Ассигнования из бюджета, направляемые на текущую деятельность жилищно-коммунального хозяйства в виде фиксированных сумм для покрытия убытков, не стимулируют предприятия зарабатывать средства путем снижения затрат и повышать качество. Необходима демонополизация жилищно-коммунального хозяйства, изменение форм управления, обслуживания и ремонта жилищного фонда.
На 1997 г. в бюджет округа заложено 4.4 трлн. рублей на содержание жилищно-коммунального хозяйства. Эта сумма покрывает 60% всех расходов. К 2003 г. предприятия жилищно-коммунальной сферы планируется перевести на самофинансирование и самоокупаемость.
Новый порядок финансирования должен предусмотреть переход к нормативному выделению финансовых ресурсов и изменению соотношения между основными источниками финансирования (средства, которые реализуются в форме платежей за услуги) и ассигнованиями из бюджета (см. табл.6 ).
Платежи населения за услуги должны компенсировать 100 % затрат.
Принципиально важным является изменение системы оплаты жилья и коммунальных услуг, обеспечивающее возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. Переход на новую систему оплаты будет осуществляться поэтапно с предоставлением компенсаций (субсидий) гражданам с учетом их совокупного дохода в соответствии с социальной нормой площади жилья, при обеспечении социальной защиты малоимущих групп населения. Для защиты интересов потребителей должны быть установлены специальные нормативы и минимальные уровни качества обслуживания.
Значительное сокращение объема государственных капитальных вложений, сложившаяся динамика цен, жесткая и часто неоправданная налоговая политика привели к тому, что местные органы власти не в состоянии обеспечить необходимые объемы строительства и содержания жилого фонда. Во многих районах округа при остром дефиците жилья объемы его строительства резко уменьшились. Отсюда - резкое снижение загрузки и недоиспользование мощностей домостроительных предприятий, увольнение квалифицированных рабочих.
Данная жилищная программа ориентированна на сложившуюся к моменту ее разработки социально-экономическую ситуацию с учетом особенностей развития северных городов в нефтегазодобывающих районах и особых условиях развития национальных поселков народов севера. Такие факторы, как общая нестабильность ситуации, падение добычи нефти и газа, значительный бюджетный дефицит, темпы инфляции, отток населения из северных районов округа и другие, обуславливают необходимость проведения всестороннего анализа социально-экономической обстановки в регионе и построение программы в соответствии с полученными выводами.
Таблица 1
Жилищный фонд по городам и районам
(на 1 января 1996 года)
тыс. кв. метров
общей площади
-------------------------------------------------------------------------
Ханты-Мансийский АО 20865,9
в том числе:
-------------------------------------------------------------------------
города:
1 Ханты-Мансийск 567.3
2 Белоярский 285,2
3 Когалым 842,7
4 Лангепас 547,2
5 Лянтор 434,6
6 Мегион 886,0
7 Нефтеюганск 1541,6
8 Нижневартовск 3713,4
9 Нягонь 803,5
10 Покачи 242,0
11 Пыть-Ях 506,7
12 Радужный 651,7
13 Сургут 4309,8
14 Урай 672,4
15 Югорск 482,3
районы:
1 Березовский 487,2
2 Белоярский 121,2
3 Кондинский 567,2
4 Нефтеюганский 496,2
5 Нижневартовский 387,0
6 Октябрьский 455,3
7 Советский 746,6
8 Сургутский 807,6
9 Ханты-Мансийский 311,2
Таблица 2
Ввод в действие жилых домов и общежитий в разрезе территорий
тыс. кв. метров
-------------------------------------------------------------------------
1994 г. 1995 г. 1996г. 11
месяцев
-------------------------------------------------------------------------
Ханты-Мансийский АО 558.6 740.5 303.3
в том числе:
города:
1 Ханты-Мансийск 11,7 25,5 20,6
2 Белоярск 4,9 9,6 7,0
3 Когалым 33,7 27,0 22,8
4 Лангепас 11,8 31,8 1,6
5 Лянтор 17,0 0 0
6 Мегион 42,8 34,2 0
7 Нефтеюганск 51,7 31,5 21,6
8 Нижневартовск 67,6 106,5 22,8
9 Нягань 16,4 30,0 4,4
10 Покачи 0,6 6,1 0
11 Пыть-Ях 9,1 16,1 4,8
12 Радужный 5,6 18,6 8,8
13 Сургут 161,6 188,0 99,1
14 Урай 12,7 12,7 2,9
15 Югорск 0 0 0
районы:
1 Березовский 6,4 12,1 7,1
2 Белоярский 0 0 0
3 Кондинский 8,8 11,2 7,4
4 Нефтеюганский 27,3 41,2 4,8
5 Нижневартовский 4,8 15,9 0,8
6 Октябрьский 9,7 20,6 10,4
7 Советский 31,6 37,2 21,4
8 Сургутский 21,1 62,9 34,8
9 Ханты-Мансийский 1,7 1,8 0,2
Таблица 3
Число семей состоящих на учете на получении жилья
(на 1 января 1996 года)
единиц
-------------------------------------------------------------------------
Ханты-Мансийский АО 136838
в том числе:
-------------------------------------------------------------------------
города:
1 Ханты-Мансийск 6456
2 Белоярский 2324
3 Когалым 5281
4 Лангепас 4849
5 Лянтор 2019
6 Мегион 9873
7 Нефтеюганск 8919
8 Нижневартовск 14699
9 Нягонь 11381
10 Покачи 1695
11 Пыть-Ях 4454
12 Радужный 3060
13 Сургут 34013
14 Урай 5331
15 Югорск 1743
районы:
1 Березовский 2489
2 Белоярский --
3 Кондинский 981
4 Нефтеюганский 5006
5 Нижневартовский 2860
6 Октябрьский 1633
7 Советский 2034
8 Сургутский 5183
9 Ханты-Мансийский 555
Таблица 4
Данные об улучшении жилищных условий по Ханты-Мансийскому
автономному округу
(на 1 января 1996 года)
единиц
-------------------------------------------------------------------------
Число семей, В течение Число семей
получивших года принято состоящих на
жилую площадь семей на учет учете на
и улучшивших получение
жилищные жилья
условия
-------------------------------------------------------------------------
По Ханты-Мансийского АО 17877 16619 136838
Города:
1 Белоярский 387 92 2324
2 Когалым 723 1797 5281
3 Лангепас 427 525 4849
4 Мегион 636 349 9873
5 Нефтеюганск 869 70 8919
6 Нижневартовск 3529 2337 14699
7 Нягань 1287 400 11381
8 Радужный 298 52 3060
9 Сургут 4058 4929 34013
10 Урай 462 160 5331
11 Ханты-Мансийск 364 119 6456
12 Пыть-Ях 673 196 4454
13 Покачи 238 320 1695
14 Югорск 403 130 1743
15 Лянтор 1017 1791 2019
районы:
1 Березовский 293 150 2489
2 Кондинский 167 159 981
3 Нефтеюганский 237 75 5006
4 Нижневартовский 291 227 2860
5 Октябрьский 416 1325 1633
6 Советский 602 536 2034
7 Сургутский и Лянтор 468 742 5183
8 Ханты-Мансийский 32 138 555
Таблица 5
Ветхий и аварийный жилищный фонд по городам и районам
(на 1 января 1996 года)
тыс. кв. метров
общей площади
-------------------------------------------------------------------------
Ханты-Мансийский АО 842,8
в том числе:
-------------------------------------------------------------------------
города:
1 Ханты-Мансийск 21,1
2 Белоярский 9,0
3 Когалым 46,5
4 Лангепас 8,8
5 Лянтор --
6 Мегион 93,4
7 Нефтеюганск 38,0
8 Нижневартовск 170,6
9 Нягонь 19,4
10 Покачи --
11 Пыть-Ях 13,2
12 Радужный 9,8
13 Сургут 55,4
14 Урай 53,2
15 Югорск 14,4
районы:
1 Березовский 11,9
2 Белоярский --
3 Кондинский 10,6
4 Нефтеюганский 34,7
5 Нижневартовский 16,9
6 Октябрьский 75,1
7 Советский 65,3
8 Сургутский 58,5
9 Ханты-Мансийск 17,0
Таблица 6
Динамика стоимости жилищно-коммунальных услуг
Периоды
-------------------------------------------------------------------------
01.01.1993 01.01.1994 01.01.1995 01.01.1996
-------------------------------------------------------------------------
Руб./ % от Руб./ % от Руб./ % от Руб./ % от
кв. м. реа- кв.м. реа- кв.м. реа- кв.м. реа-
общей льных общей льных общей льных общей льных
пло- зат- пло- зат- пло- зат- пло- зат-
щади рат щади рат щади рат щади рат
-------------------------------------------------------------------------
Общая стоимость жилищ-
но-коммунальных услуг 520 1071 3800 5470
(по экономически обос-
нованным тарифам)
В т.ч.
- услуг по содержанию 125 240 650 740
и ремонту жилья
- коммунальных услуг 395 831 3150 4730
Существующий уровень
оплаты услуг населе- 25.62 4.9 2.82 3.1 494 13 1586 29
нием
В т.ч.
- услуг по содержа- 0.12 0.1 0.12 0.05 169 26 280 38
нию и ремонту жилья
- коммунальных ус- 25.5 6.5 32.7 3.94 325 0.3 1306 28
луг
Правовые аспекты жилищной реформы
1. Принципиально новый поворотный этап в законодательном регулировании жилищных отношений в России начался с момента принятия в декабре 1992 года Закона Российской Федерации "Об основах Федеральной жилищной политики". Новая Конституция России позволяет реализовать гражданам право на жилище путем его предоставления на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды, либо путем приобретения и строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Одновременно гарантируется возможность государственной помощи гражданам, не обеспеченных жильем, используя систему государственных субсидий (компенсаций) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья. Законом стимулируется проявление инициативы любыми физическими или юридическими лицами при приватизации, строительстве, приобретении жилья, а также при его содержании и ремонте. Закон предоставляет дополнительные возможности для решения жилищных проблем военнослужащих, беженцев, безработных, включая уволенных с военной службы, а также северян.
2. Важнейшим документом для реализации Федеральной жилищной политики является Указ Президента "О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы":
- данный Указ направлен на осуществление институциональных изменений, создание новых органов, фондов и других институций, которые способствовали бы осуществлению жилищной реформы за счет создания рыночной инфраструктуры. Одним из ее элементов должен стать орган по ипотечному жилищному кредитованию. Он станет заниматься вопросами страхования, защиты от рисков как банков, которые выдают ипотечные кредиты, так и потребителя, а также создавать правовое и институциональное поле для развития ипотеки.
- Указ предусматривает создание социальных региональных и местных фондов развития жилищного строительства для предоставления населению субсидий на сооружение или покупку жилища и компенсацию роста квартирной платы.
3. За 1990-1996 годы разработано и опубликовано более 50 нормативных актов, посвященных жилищной проблеме в Российской Федерации. Теперь предстоит главный этап деятельности по практической реализации задач и программ жилищной реформы. В числе первоочередных - создание:
- целевых фондов развития жилищного строительства и разработка порядка их формирования;
- разветвленной сети жилищно-строительных банков или банков, взявших на себя эти функции;
- системы мобилизации целевых сбережений населения для кредитования строительства жилья, а также государственной поддержки этой системы;
- условий по преодолению спада объемов жилья за счет развития инвестиционной активности организаций и предприятий в результате введения соответствующих кредитно-финансовых, налоговых и других стимулов;
- организация выпуска государственных жилищных займов и сертификатов (контрактов);
- анализ становления и функционирования системы ипотечного кредитования (банков, агентств, фондов);
- разработка мероприятий и предложений по государственной поддержке и государственному регулированию новой системы финансирования жилищного строительства и приобретения жилья.
4. Закон "О приватизации жилищного фонда в РФ (с изменениями и дополнениями от 11 августа 1994 года) устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории РФ, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилье. Вступление в права собственности на жилье дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жильем.
Приватизировано жилого фонда (см. табл.7 с.15):
В 1994 г.- 8.85 % (1770.2 тыс. кв. м.)
В 1995 г.- 8.9 % (1856.8 тыс. кв. м.)
За 11 месяцев 1996 г.- 4.1 % (854.5 тыс. кв. м.)
5. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 года N 474 "Об утверждении основных направлений социальной политики Правительства РФ на 1994 год в разделе "Жилищная сфера" (с изменениями и дополнениями от 7 марта 1995 г.) указывает на то, что реализация основных принципов жилищной политики направлена на решение следующих основных задач:
- преодоление имевшегося по сравнению с ранними периодами начала экономического реформирования спада жилищного строительства;
- изменение структуры жилищного строительства и жилищного фонда по источникам финансирования и формам собственности;
Так на 01.01.1996 г. жилищный фонд по формам собственности распределился следующим образом (см. табл.8):
01.01.1995 г. 01.01.1996 г.
- частная - 13.07 % - 8.73 %
- государственная - 15.28 % - 10.3 %
- муниципальная - 41.68 % - 42.52 %
- общественная - 0.09 % - 0.05 %
- коллективная - 29.88 % - 28.4 %
Т.е. произошло качественное изменение жилого фонда по формам собственности - сокращается удельный вес муниципального и государственного жилья и увеличивается доля частного жилья.
- законодательное установление полноценной частной собственности на недвижимость в жилищной сфере, формирование рынка жилья.
Указ Президента РФ от 10 июня 1994 года N 1180 "О жилищных кредитах" направлен на определение общего порядка оказания кредитно-финансовой поддержки населению в решении жилищной проблемы при использовании гражданами собственных средств, а также безвозмездных субсидий, полученных на строительство или приобретение жилья на основании Постановления Правительства РФ от 10 декабря 1993 года N 1278 "Об утверждении Положения о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретения жилья". В Указе предложено органам исполнительной власти субъектов РФ активизировать работу по предоставлению или продаже гражданам РФ и юридическим лицам - застройщиков земельных участков под жилищное строительство. Указ предусматривает подготовку в короткий срок законопроекта об изменении налогообложения прибыли банков, полученной от предоставления кредитов на строительство и приобретение жилья, а также рекомендовано предприятиям различных форм собственности в порядке оказания содействия своим работникам предоставлять банкам гарантии на погашение получаемых работниками предприятий кредитов на строительство и приобретение жилья.
Таблица 7
Общая площадь приватизированных жилых помещений
в разрезе территорий
тыс. кв. м.
------------------------------------------------------------------------
1994 год 1995 год 11 месяцев
1996 года
------------------------------------------------------------------------
По Ханты-Мансийского АО 1770,2 1856,8 854,5
Города:
1 Белоярский 45,5 18,7 17,4
2 Когалым 52,1 41,2 29,7
3 Лангепас 48,1 49,2 66,5
4 Мегион 63,7 48,7 23,5
5 Нефтеюганск 350,7 644 63,5
6 Нижневартовск 297,4 222,9 175,9
7 Нягонь 54,2 55 44,4
8 Радужный 75,1 69,8 24,0
9 Сургут 244,4 241,9 161,4
10 Урай 44,5 37,8 22,6
11 Ханты-Мансийск 38,1 25,3 18,0
12 Пыть-Ях 32,2 58,7 20,5
13 Покачи 66,5 37,1 17,0
14 Югорск 29,2 15,4 14,5
15 Лянтор 31,7 27,9 25,0
Районы:
1 Березовский 29,1 21,3 11,6
2 Кондинский 64,0 29,4 8,5
3 Нефтеюганский 12,6 12,8 9,2
4 Нижневартовск 38,5 22,6 11,6
5 Октябрьский 8,0 19,9 16,0
6 Советский 82,4 100,9 31,9
7 Сургутский 29,5 34,8 30,9
8 Ханты-Мансийский 32,7 17,8 6,8
9 Белоярский --- 3,7 4,1
Таблица 8
Жилищный фонд по формам собственности в разрезе
городов и районов за 1995 год
тыс. кв. м.
-------------------------------------------------------------------------
частный госу- муни- общест- коллек-
всего -------------- дарст- ципаль- венный тивный
всего из него венный ный
индив.
-------------------------------------------------------------------------
По Ханты-Мансийского АО 20865,9 3908,6 3587,3 2149,0 8871,5 10,7 5926,1
Города:
Белоярский 285,2 73,4 36,2 4,1 53,7 --- 154,0
Когалым 842,7 4,7 --- 23,1 656,8 --- 158,1
Лангепас 547,2 1,8 --- 17,8 523,2 --- 4,4
Мегион 886,0 132,8 123,4 23,8 317,8 --- 411,6
Нефтеюганск 1541,6 532,1 510,5 21,5 791,9 --- 196,1
Нижневартовск 3713,4 944,4 944,4 80,1 2334,5 --- 354,4
Нягань 803,5 28,4 26,0 112,9 502,1 --- 160,1
Радужный 651,7 4,6 4,6 36,9 499,3 --- 110,9
Сургут 4309,8 30,7 28,5 663,9 1099,1 --- 2516,1
Урай 672,4 353,3 309,6 27,1 260,6 --- 31,4
Ханты-Мансийск 567.3 95,1 77,3 52,0 407,0 1,0 12,2
Пыть-Ях 506,7 172,3 169,9 15,5 49,2 --- 269,7
Покачи 242,0 --- --- 2,4 236,2 --- 3,4
Югорск 482,3 150,6 150,5 10,4 75,6 --- 245,7
Лянтор 434,6 --- --- 392,5 42,1 --- ---
Районы:
Березовский 487,2 203,1 165,9 115,8 49,8 --- 118,5
Кондинский 567,2 430,0 401,9 55,4 50,9 --- 30,9
Нефтеюганский 496,2 103,1 70,0 88,7 9,1 --- 295,3
Нижневартовский 387,0 104,6 103,6 42,8 144,0 0,6 95,0
Октябрьский 455,3 36,9 27,1 69,7 189,5 --- 159,2
Советский 746,6 284,8 267,1 60,4 356,0 --- 45,4
Сургутский 807,6 77,6 33,8 39,2 201,0 --- 489,8
Ханты-Мансийский 311,2 122,2 115,6 157,9 21,5 9,1 0,5
Белоярский 121,2 22,1 21,4 35,1 0,6 --- 63,4
Социальные аспекты жилищной реформы
В сознании уже нескольких поколений утвердилось отношение к жилью как бесплатно предоставляемому государством социальному благу и преодоление этого стереотипа потребует длительного времени.
Очень показателен следующий пример:
Количество семей стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, - 136838.
Население округа (на 01.01.1996 г.) - 1344.8 тыс.жителей.
Коэффициент размера семьи - 3.3.
Доля очередников 136838 *3.3
в составе жителей = --------------- * 100% = 33.58 %
округа 1344.8 * 1000
То есть, 1/3 жителей округа надеются улучшить жилищные условия за счет средств бюджета.
По данным статистики на 01.01.1996 г. среднемесячный доход на душу населения по Ханты-Мансийского АО составил 2070.9 тыс. рублей.
Финансовое состояние населения (см. табл.9) позволило увеличить вклады на 1.26 трлн. рублей, а превышение доходов над расходами составило 4.8 трлн. рублей.
В связи с этим необходимо стимулировать индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, а также жилищное строительство за счет приватизированных предприятий, акционерных обществ и других негосударственных структур, юридических, частных лиц. Частное жилищное строительство и прежде всего индивидуальное должно стать важнейшей формой наращивания жилищного фонда. Индивидуальное жилищное строительство не только позволяет семье иметь в собственности жилище и земельный участок, но и способствует сбережению и приумножению частного капитала.
В новых социально-экономических условиях должно быть сохранено право граждан на улучшение своих жилищных условий в порядке очередности путем бесплатного получения жилья для малообеспеченных слоев населения государственного или муниципального жилищного фонда в пределах социальной нормы площади жилища, приходящегося на одного человека, на условиях договора найма, либо приобретения или строительства частного жилья в более короткие сроки с использованием собственных средств за счет индивидуального жилищного строительства, организации кондоминиумов-товариществ, жилищных или жилищно-строительных кооперативов. В целях сокращения очередей и сроков ожидания при согласии граждан на снятие их с учета на бесплатное получение жилья целесообразно предоставлять им целевые дотации из средств бюджетов, собственных средств предприятий и организаций, создаваемых для этих целей инвестиционных и других фондов, других внебюджетных источников.
Таблица 9
Финансовое состояние населения по Ханты-Мансийского АО
Показатели Единица 1995 год 1996год 1997 год
измерения отчет оценка прогноз
------------------------------------------------------------------------
Денежные доходы населения млрд. 16309,9 26969,9 38293,0
рублей
в том числе: оплата труда -//- 14186,5 23407,2 33668,1
пенсии и пособия -//- 880,8 1436,8 2008,3
стипендии -//- 14,2 21,0 27,8
прочие -//- 1228,4 2104,9 2588,8
Денежные расходы и сбере- -//- 13057,51 22154,3 31804,0
жения населения всего:
Покупка товаров и оплата -//- 8846,9 15318,5 22234,9
услуг
Покупка товаров -//- 6728,3 11922,1 17073,7
Оплата услуг -//- 2717,9 3396,4 5161,2
Обязательные платежи и -//- 1819,7 3181,4 4509,9
добровольные взносы
Прирост вкладов -//- 784,7 1260,938 1728,307
Приобретение недвижимости, -//- 1606,936 2393,402 3330,903
акций, валюты
Превышение доходов над -//- 3254,45 4815,7 6489
расходами (эмиссия)
в процентах % 19,9 17,9 16,9
Финансово-экономические аспекты жилищной реформы
Исключительно важный вопрос - стимулирования сбережений и трансформация их в инвестиции на жилищное строительство. В настоящее время практически все специалисты согласны с тем, что жилищное строительство может и должно способствовать выводу российской экономики из кризиса, стать основой ее подъема, обеспечить наращивания строительства жилья не столь сложно, ибо пока имеются в наличии кадры и производственные мощности.
Главная причина дефицита жилья - недостаток инвестиций. Прежние схемы капиталовложений, оказались полностью негодными в нынешних условиях, когда на первое место выходят экономические интересы.
Расчетная потребность ввода жилья в год - 903 тыс. кв. м.
Средняя стоимость 1 кв. м. - 3300 тыс. рублей
Компенсации на жилье - от 5 до 70 %
Необходимая
сумма = 903 * 3300 = 2.98 трлн. рублей
капиталовложений
* В расчете не учитывалось выбытие жилищного фонда, рост числа очередников, рост стоимости 1 кв.м. жилья.
Тогда как, за счет средств бюджета субъектов Федерации (без учета Федерального бюджета) в 1995 г. введено - 89.4 тыс. кв. м., что в 10 раз меньше расчетной потребности ввода жилья.
На жилищное строительство в 1997 г. запланировано 164.35 млрд. рублей, что составляет 5.5 % от необходимой суммы капиталовложений и позволит ввести около 49.8 тыс. кв. м.
Таким образом, необходимость выработки курса, ориентированного на внедрение начал в решении жилищной проблемы в Ханты-Мансийского АО, обусловлена прежде всего тем, что в современных условиях невозможно уже на практике продолжать политику всеобъемлющего государственного финансирования нового строительства и содержания жилья, регулирования распределения жилого фонда. Целесообразно создать условия для активного привлечения доходов и сбережений населения к решению данной проблемы. Значительная переориентация доходов на оплату жилья объективно создаст иную структуру расходов семей - сопоставимую с той, которую имеют граждане в странах с развитой рыночной экономикой. Это приведет к изменению психологии конечного потребителя через усиление мотивации к зарабатыванию средств и будет способствовать росту внутренних накоплений в стране.
По данным окружного комитета по статистике за январь-ноябрь 1996 г. введено 303.3 тыс. кв. м. площади жилья, то есть в 1.8 раза меньше, чем в 1994 году, когда было введено 558.6 тыс. кв. м. и 2.4 раза меньше, чем вводилось в 1995 году - 740.5 тыс. кв. м. (см.табл.10). При этом ежегодное выбытие жилищного фонда составляет 120-140 тыс. кв. м. жилья в год. (см.табл.11).
В 1996 году стоимость строительства 1 кв.м. площади многоквартирного многоэтажного жилого дома за счет государственных капитальных вложений составила по Ханты-Мансийского АО - 2834-3323 тыс.руб. (см.табл.12)
Финансово-кредитные аспекты обеспечения доступности и улучшения
жилищных условий для семей со скромным и средним достатком
Улучшить жилищные условия населения возможно за счет:
а) собственных средств семей, нуждающихся в жилье.
Семья нуждающаяся в жилье, должна обязательно стремиться накопить определенную сумму средств ( до 30 процентов стоимости жилья) путем открытия семейных накопительных счетов в банках, приобретения жилищных ценных бумаг, дополнительных заработков.
В качестве составной части первичного капитала может использоваться приватизированная квартира или другое недвижимое имущество;
б) мер государственной поддержки и средств предприятий.
Предоставление гражданам безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета, окружного и местного бюджетов и средств предприятий. Предоставление субсидий должно осуществляться через выбранные на конкурсной основе банки, которые обеспечивают защиту этих средств от инфляции и формирование ипотечных блокированных целевых счетов граждан.
Создание Агентства по ипотечному кредитованию и вторичного рынка ипотечных кредитов, включая выпуск ценных бумаг, явится важным фактором повышения заинтересованности банков в предоставлении жилищных кредитов.
Как показывает опыт регионов, наиболее успешно осуществляемых жилищное строительство в рыночных условиях, большую роль должен сыграть комплекс мер, направленных на стимулирование жилищной реформы:
- предоставление на льготных условиях земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и оказание помощи в обеспечении их инженерной инфраструктурой;
- выпуск жилищных ценных бумаг и создание фондов развития жилищного строительства;
- введение местных жилищных налогов и акцизов на основные виды выпускаемой продукции;
- сокращение объектов незавершенного жилищного строительства;
- создание специализированных кредитных фондов, организация производства наиболее эффективных в условиях конкретного региона конструкций, материалов, а также архитектурно-технических систем, автономных видов инженерного оборудования, обеспечивающих снижение энергозатрат и стоимости строительства;
в) жилищных кредитов банков.
Основным видом жилищного кредита необходимо сделать ипотечный кредит, предоставляемый под залог недвижимости.
Займы предоставляются на длительный срок (10-25 лет), что уменьшает размер ежемесячных выплат. Как правило, они предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений, в которых будет проживать семья заемщиков. При этом снижается риск банка по изъятию заложенного имущества, поскольку купленное или построенное жилье является предметом залога.
Возможно также предоставление банками долгосрочных ипотечных кредитов на приобретение гражданами индивидуальных жилых домов под залог этих домов и прилегающих земельных участков.
Для уменьшения риска банка можно использовать такой вариант, как проживание заемщика в купленном за счет кредита жилье на условиях аренды с получением права собственности после полного возврата кредита. Размеры кредита не должны превышать 70 процентов стоимости приобретаемого дома, а выплаты по кредиту - 25-30 процентов дохода семьи. Наиболее предпочтительным типом кредита с точки зрения доступности для заемщика и снижение риска для банка является кредит с регулируемой отсрочкой платежа. Заинтересованность банков в выдаче жилищных кредитов в значительной степени будет зависеть от создания вторичного рынка ипотечных жилищных кредитов, что позволит привлечь средства инвесторов. В качестве дополнительных мер по увеличению инвестиционной активности в жилищной сфере предлагается:
- уменьшение на 50 % налога на прибыль от деятельности банков, направленной на долгосрочное кредитование приобретения или строительства жилья (в объеме не менее 30 % от всех кредитных ресурсов) и на создание фамильных жилищных счетов граждан;
- освобождение от налогообложения дивидендов и процентов по вкладам и паям юридических и физических лиц, участвующих в инвестиционных компаниях, фондах, банках, специализирующихся на инвестициях в жилье.
Для контроля за целевым использованием застройщиком кредита, полученного на строительство жилья, установить порядок выделения средств под отдельные части дома (фундамент, каркас, отделочные работы).
Указанные меры могут быть направлены как на увеличение собственных средств ( субсидий, налоговых льгот), так и на поддержку кредитных механизмов, предлагаемых банками, или на помощь в погашении кредитов. Практически во всех случаях следует комплексно использовать все три перечисленных направления. Доля каждого из них в общем объеме средств, необходимых для строительства или приобретения жилья, будет зависеть от местных условий и состава семей, нуждающихся в жилье.
Устойчивое функционирование жилищной сферы создает экономические предпосылки для формирования рынка жилья. Сегодня доходы подавляющей части семей упали существенно ниже уровня, достаточного для покупки жилья (см.табл.13). Необходимо провести в соответствии уровень доходов населения и среднюю стоимость жилья, что позволит решить важную социально-политическую задачу формирования слоя собственников жилья как социальной базы реформ, а также содействовать макроэкономической стабилизации народного хозяйства.
Государственную финансовую поддержку жилищного строительства в 1997-2005 г.г. необходимо концентрировать по следующим направлениям:
- Из федерального бюджета направлять средства на строительство жилья для военнослужащих, лиц, уволенных в запас или отставку из вооруженных сил, беженцев, лиц, выезжающих из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для лиц, участвующих в ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, на производство ряда высокоэффективных строительных материалов, на строительство отдельных крупных объектов коммунального хозяйства, на дотации отдельным территориям и отраслям некоторых видов специализированного жилья.
- Из местного бюджета - на строительство жилых домов социального жилищного фонда для очередников и работников бюджетных организаций, на развитие базы стройиндустрии и промышленности стройматериалов, на коммунальное строительство, включая подготовку территорий для нового строительства, на развитие, ремонт и реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Источниками финансирования на жилищное строительство местных территорий могут быть:
- средства от продажи земли под застройку жилой площади;
- средства населения;
- долевое участие предприятий и организаций в строительстве жилых зданий;
- облигации муниципального займа;
- аренда жилья;
- ипотека;
Для поддержания жилищного строительства за счет иных внебюджетных источников финансирования (средства предприятий, организаций) целесообразно выделение им льготных инвестиционных кредитных ресурсов.
Для концентрации и эффективного использования средств, направляемых на жилищное строительство, предлагается образовать целевой Фонд развития жилищного строительства (см.табл.14).
Источниками поступления средств (см.табл.15 и табл.16) в активы данного Фонда могут стать на Федеральном уровне: средства бюджета, кредиты под государственные гарантии, включая кредиты всемирного банка, других международных и иностранных финансовых организаций.
Основными направлениями использования средств Фонда должны являться: строительство жилищного Фонда социального использования; инженерная подготовка территорий для ведения нового жилищного строительства всех форм собственности, развитие, ремонт и реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства; строительство объектов социальной инфраструктуры; выплаты компенсаций (субсидий) гражданам при изменении системы квартирной платы и коммунальных платежей, развитие машиностроения для жилищного сектора экономики; развитие базы строительной индустрии, промышленности строительных материалов, в первую очередь производства эффективных утеплителей.
Важное значение имеет создание различных форм собственности финансово-кредитного механизма, таких как институты залога недвижимости и ипотечного кредита, вторичного рынка закладных, расширение перечня имущества, сдаваемого в залог, создание разветвленной сети ссудосберегательных систем и жилищно-строительных банков, предоставление предприятиями кредитов и ссуд своим работникам под льготный процент и погашение уже полученных ими кредитов; льготное или бесплатное предоставление инженерно подготовленных участков под жилищное строительство; создание сети страховых компаний по страхованию долгосрочных ссуд.
Для обеспечения эффективности кредитных отношений в жилищной сфере необходимо предусматривать различные условия предоставления ссуд разным типам заемщиков. Среди них семьи с большим и постоянным доходом, которые могут брать кредит в банке с высокой надежностью выплат за период погашения ссуды; семьи с меньшим доходом, но работающие в высокодоходных организациях или фирмах, гарантирующие своевременность выплат; семьи со средним доходом, особенно нуждающиеся в субсидировании за счет государства. Улучшение условий проживания семей с малым доходом должно обеспечиваться в рамках развития жилища социального использования.
Необходимо поддержать стабильность экономики вовлечения в активные кредитно-финансовые отношения наибольшего числа семей.
Для привлечения средств населения в жилищную сферу, возможных компенсаций банкам части процентной ставки или субсидирование оплаты первого взноса, органы государственного управления и местные администрации могут также на безвозмездной основе предоставить заемщику определенную сумму средств для того, чтобы увеличить размер первого взноса, который заемщик может заплатить в момент приобретения жилья. Такая система представляется более целесообразной.
Суммарная величина субсидий не должна превышать 70 % от стоимости жилья.
При использовании накопленных средств не по назначению льготы и субсидии аннулируются.
Для организации новых систем кредитования строительства и потребления населением жилья целесообразно создать Агентство по ипотечному кредитованию.
Агентство по ипотечному кредитованию создается для осуществления операций по защите от возможных рисков банков, выполняющих ипотечное жилищное кредитование, контроля выпуска ценных бумаг на заложенное имущество, приобретения закладных на жилье, регулирования, создания и функционирования системы регистрации ипотечных и иных операций с недвижимостью.
В настоящее время введены льготы по налогу на прибыль, направленную на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения.
Таблица 10
Ввод в действие жилых домов и общежитий
тыс. кв. м.
------------------------------------------------------------------------
Всего за счет За счет средств За счет средств
всех источ- Федерального субъектов
ников финанси- бюджета Федерации
рования
1994 г. 1995 г. 1994 г. 1995 г. 1994 г. 1995 г.
-------------------------------------------------------------------------
Ханты-Мансийский 558,6 740,5 16,8 15,0 46,3 89,4
АО
в том числе:
города:
1 Ханты-Мансийск 11,7 25,5 8,6 1,0 0 13,9
2 Белоярский 4,9 9,6 0 0,5 1,3 6,0
3 Когалым 33,7 27,0 0 0 0 5,1
4 Лангепас 11,8 31,8 0 0 1,0 9,8
5 Лянтор 17,0 0 0 0 0 0
6 Мегион 42,8 34,2 6,8 11,8 5,9 0
7 Нефтеюганск 51,7 31,5 0 0 4,7 0
8 Нижневартовск 67,6 106,5 0 0 10,0 10,1
9 Нягонь 16,4 30,0 0,9 0 0 0
10 Покачи 0,6 6,1 0 0 0 0
11 Пыть-Ях 9,1 16,1 0 0 0,3 0,6
12 Радужный 5,3 18,6 0 0 0 0
13 Сургут 161,6 188,0 0 0 9,1 20,0
14 Урай 12,7 12,7 0 0 0,5 3,3
15 Югорск
районы:
1 Березовский 6,4 12,1 0,2 0,1 1,5 1,9
2 Белоярский 0 0 0 0 0 0
3 Кондинский 8,8 11,2 0,1 1,4 0,6 0
4 Нефтеюганский 27,3 41,2 0,2 0 4,0 4,0
5 Нижневартовский 4,8 15,9 0 0 1,2 3,5
6 Октябрьский 9,7 20,6 0 0,1 2,2 6,9
7 Советский 31,6 37,2 0 0 3,4 4,6
8 Сургутский 21,1 62,9 0 0 0 0
9 Ханты-Мансийский 1,7 1,8 0 0,1 0,6 0,7
Таблица 11
Физическое выбытие жилищного фонда в разрезе городов и районов
тыс. кв. м.
-------------------------------------------------------------------------
1994 г. 1995 г.
-------------------------------------------------------------------------
По Ханты-Мансийского АО 137.7 124.4
Города:
1 Белоярский 1.8 1.6
2 Когалым 5.1 14.2
3 Лангепас 1.1 ---
4 Мегион 4.1 6.0
5 Нефтеюганск 30.4 ---
6 Нижневартовск 13.6 20.8
7 Нягань 4.6 1.3
8 Радужный 7.3 3.1
9 Сургут 4.1 9.8
10 Урай 2.0 1.8
11 Ханты-Мансийск 10.0 0.7
12 Пыть-Ях 10.2 4.9
13 Покачи 1.3 1.3
14 Югорск 0.8 1.1
15 Лянтор 3.0 20.2
Районы:
1 Березовский 0.7 0.8
2 Кондинский 4.1 18.1
3 Нефтеюганский 8.8 1.2
4 Нижневартовский 1.9 2.3
5 Октябрьский 3.3 3.8
6 Советский 1.3 2.6
7 Сургутский 15.3 8.2
8 Ханты-Мансийский 2.7 0.6
9 Белоярский 0.2 ---
Таблица 12
Средняя стоимость общей площади жилья по ХМАО
за 1 м. кв. на 01.10.1996 год
тыс. руб.
------------------------------------------------------------------------
N Наименование КПД Кирпичные Блочные Деревянные
территории
------------------------------------------------------------------------
Города:
1 Белоярский 4430 --- --- 5733
2 Когалым 2036 --- --- ---
3 Лангепас 4874 --- --- 650
4 Мегион 2200 --- --- ---
5 Нефтеюганск 1700 --- --- ---
6 Нижневартовск 2396,4 --- --- ---
7 Нягань 4000 1300 1500 ---
8 Радужный 5300 --- --- ---
9 Сургут 3400 2600 --- ---
10 Урай --- 2700 2500 ---
11 Ханты-Мансийск 4689,82 3983,42 --- 6291,83
12 Пыть-Ях 1400 4246 2587 6846
13 Покачи 671 --- 1250 ---
Районы:
1 Березовский --- --- 4911 1416
2 Кондинский --- --- --- 2300
3 Нефтеюганский 2864 1904 4490 2731
4 Нижневартовский 4340 --- --- 3920
5 Октябрьский --- --- --- 2400
6 Советский 3360 1990 2600 650
7 Сургутский 4060 4170 --- 2241
8 Ханты-Мансийский --- --- --- 1600
-------------------------------------------------------------------------
Средняя по 3232.6 2862.8 2834 3035.2
округу:
Таблица 13
Среднемесячный доход одного работающего по Ханты-Мансийскому
автономному округу за 9 месяцев 1996 года
тыс. руб.
города:
1 Ханты-Мансийск 2664.9
2 Белоярский 3321.7
3 Когалым 3007.2
4 Лангепас 2796.3
5 Лянтор 2426.8
6 Мегион 2817.4
7 Нефтеюганск 3150.7
8 Нижневартовск 2767.1
9 Нягань 2206.3
10 Покачи 2559.5
11 Пыть-Ях 3236.4
12 Радужный 2122.7
13 Сургут 2721.1
14 Урай 2637.2
15 Югорск 3958.4
районы:
1 Березовский 2531.9
2 Белоярский ---
3 Кондинский 1314.6
4 Нефтеюганский 3169.4
5 Нижневартовский 2619.0
6 Октябрьский 1482.8
7 Советский 1471.2
8 Сургутский 2367.3
9 Ханты-Мансийский 1608.9
Таблица 15
Расчет распределения источников финансирования жилищного строительства
региональной программы "Жилище"
(в ценах 1996 г.)
млрд. руб./ %
--------------------------------------------------------------------------------------
1 этап 2 этап 3 этап
1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
--------------------------------------------------------------------------------------
310,05 310,05 310,05 310,05 184,79 184,79 184.79 184.79 184.79
Федера- ------ ------ ------ ------ ------ ------- ------- ------- ------
льный 10,08 9,88 9,86 9,77 6,08 6,04 5.94 5.88 5.81
183,6 179,49 177,43 176,40 175,89 173,77 172.71 172.18 171.65
Окруж- ----- ------ ------ ------ ------ ------ ------ ------ ------
ной 5,97 5,71 5,64 5,56 5,78 5,69 5.55 5.48 5.39
бюджет
Ханты-Мансийского АО
1174,01 1077,35 1023,30 996,27 813,37 721,92 676.20 653.34 641.91
Консоли- ------- ------- ------- ------ ------ ------ ------ ------ -----
дированные 38,19 34,29 32,54 31,41 26,75 23,63 21.72 20.80 20.17
местные
бюджеты 1406,87 1574,55 1634,43 1689,37 1866,84 1975,12 2079.26 2131.33 2183.4
Внебюд- ------ ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------
жетные 45,76 50,12 51,96 53,26 61,39 64,64 66.79 67.84 68.63
источники
3074,53 3141,44 3145,21 3172,09 3040,89 3055,60 3112.96 3141.64 3181.75
Всего ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
100 100 100 100 100 100 100 100 100
Продолжение таблицы 15
--------- млрд.руб./ %
Итого
---------
2164.15
-------
7.71
1583.12
------
5.64
7777.67
-------
27.71
16541.17
------
58.94
28066.11
------
100
В числителе приведены прогнозируемые объемы финансирования с учетом выделения необходимых средств из федерального и местных бюджетов на субсидии для строительства и приобретения жилья, более полного использования ипотеки и других источников внебюджетного финансирования жилищного строительства.
Таблица 16
Расчет распределения объемов строительства жилья
и источников финансирования
тыс. кв. м./ %
-------------------------------------------------------------------------
1 этап 2 этап
1997 г. 1998 г. 1999г. 2000 г. 2001 г.
-------------------------------------------------------------------------
93,95 93,95 93,95 93,95 56
Федеральный ------ ----- ----- ----- ------
бюджет 10,08 9,88 9,86 9,77 6,08
55,60 54,39 53,77 53,45 53,30
Окружной ----- ----- ----- ------ -----
бюджет Ханты-Мансийского АО 5,97 5,71 5,64 5,56 5,78
355,76 326,47 310,09 301,90 246,48
Консолидированные ------- ------ ------ ------ ------
местные бюджеты 38,19 34,29 32,54 31,41 26,75
426,32 477,14 495,28 511,93 565,71
Внебюджетные ------ ------ ------ ------ ------
источники 45,76 50,12 51,96 53,26 61,39
931,68 951,95 953,07 961,21 921,48
Всего ------ ------ ------ ------ ------
100 100 100 100 100
------------------------------------------------------------------------
Продолжение таблицы 16
тыс. кв. м./ %
-------------------------------------------------------------------------
3 этап
2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. Итого
-------------------------------------------------------------------------
56 56 56 56 655.8
Федеральный ------ ------ ------ ------ ------
бюджет 6,04 5,94 5,88 5,81 7,71
52,66 52,34 52,18 52,02 479,73
Окружной ----- ----- ----- ----- ------
бюджет Ханты-Мансийского АО 5,69 5,55 5,48 5,39 5,64
218,76 204,91 197,98 194,52 2356,87
Консолидированные ------ ------ ------ ------ -------
местные бюджеты 23,63 21,72 20,8 20,17 27,71
598,52 630,08 645,86 661,64 5012,48
Внебюджетные ------ ------ ------ ------ -------
источники 64,64 66,79 67,84 68,63 58,94
925,94 943,32 952,01 964,17 8504,88
Всего ------ ------ ------ ------ -------
100 100 100 100 100
Архитектурно-технические, градостроительные аспекты и особенности
жилищной реформы
1. Сложившаяся к настоящему времени структура жилищного строительства в округе характерна очень высокой долей использования сборного железобетона. В целом по округу доля применения крупнопанельных конструкций в строительстве жилья составляет более 55 % (см.табл.17). Применение в течение 25 последних лет в жилищном строительстве конструкций КПД привело к их значительному преобладанию в структуре жилого фонда.
В это же время, несмотря на относительное разнообразие других конструктивных систем (каркасно-панельные, крупноблочные, монолитные, объемно-блочные и другие, базирующиеся прежде всего на базе местных строительных материалов), доля их применения крайне незначительна.
Существующая структура жилищного строительства в округе характерна также непропорциональным соотношением по этажности жилых домов. В целом доля 5-10 этажных домов в общих объемах строительства практически достигает 88 % (КПД + кирпичные), в то время как доля малоэтажных домов не превышает 12 %.
Характерно также, что практически все применяемые в н.в. типовые проекты крупнопанельных и кирпичных многоэтажных домов не удовлетворяют по имеющимся типам квартир сложившемуся к настоящему времени демографическому составу и численности семей.
Общее положение крайне осложнено тем, что в округе повсеместно увеличивается разрыв между нормативной - 18 м.кв. и фактической обеспеченностью жильем населения (см.табл.18). В целом по округу дефицит составляет примерно 8.1 млн.кв.м. жилья.
Количество семей, состоящих на улучшение жилищных условий, - 136838.
Коэффициент размера семьи - 3.3.
Норматив предоставления жилья - 18 кв.м./чел.
Расчетная
потребность = 136838*18*3.3 = 8.1(млн.кв.м.)
ввода жилья
Одной из главных причин ориентации на сборный железобетон, на индустриальное крупнопанельное домостроение как основной вид жилищного строительства в течение последних 25 лет явилось, как в целом по России, так и по Ханты-Мансийского АО, в частности, несоответствие фактических затрат относительно внутренней шкалы цен на основные строительные материалы, изделия, оборудование, механизмы и их резкое отличие от мировой шкалы цен.
В настоящее время крупнопанельные дома и из полнотелого керамического кирпича являются наиболее дорогими.
Ориентация преимущественно на многоэтажное жилищное строительство была продиктована прежде всего неправильным, а зачастую, волевым подходом к пониманию требований СНиП по максимальному повышению плотности застройки. Практика застройки городов показала, что реального увеличения плотности застройки при повышении этажности с 4-5 этажей до 9 этажей не происходит.
В настоящее время очевидна необходимость изменения структуры жилищного строительства по этажности, типом квартир и домов, по источникам инвестирования, а также структуры жилищного фонда по формам собственности, в связи с увеличением доли жилья в частной собственности, что в свою очередь, требует реализации целостной системы мер по перестройки всей структуры жилищного строительства прежде всего по конструктивно-технологическим системам.
2. Настоящей программой предусмотрено ее осуществление в течение трех этапов:
- 1 этап - продолжительность 2 года: стабилизация уровня жилищного строительства и создание в основном нового механизма инвестирования, совершенствования проектирования, начало реконструкции заводов стройиндустрии и т.п.
- 2 этап - продолжительность 1-3 года: достижение утраченного уровня жилищного строительства (ориент. уровень 1988-1989 гг.- 1.1 млн.кв.м./год), совершенствование структуры жилищного строительства, разработка новой градостроительной документации, восстановление градостроительного комплекса.
- 3 этап - перспективный, продолжительность 4-6 лет: ликвидация в основном дефицита жилья с доведением фактической обеспеченности граждан до нормы 18-20 кв. м./чел. Дальнейшее совершенствование конструкций и типологии жилья на современном технологическом уровне в основном из местных строительных материалов.
Продолжительность указанных трех этапов составит в среднем 8-9 лет (т.е. должна быть завершена к 2005 г.). Ежегодные объемы ввода жилья к концу расчетного периода должны быть не менее 1.1 млн. кв. м./год.
3. Основными направлениями структурных изменений в области жилищного строительства, в архитектуре и градостроительстве в настоящее время необходимо считать:
- постепенное снижение доли сборного железобетона как основного строительного материала и переход к более широкому и универсальному использованию местных строительных материалов - эффектного кирпича, керамзитобетонных и ячеистых блоков, сборных деревянных и композитных (на основе дерева и эффективных изолирующих материалов) конструкций, панельно-шитовых и каркасно-панельных, изолирующих и отделочных материалов, что значительно снизит стоимость строительства.
На 1 и 2 этапах реализации Программы снижать долю сборного железобетона необходимо только за счет общего увеличения объемов жилищного строительства. Важно сохранить мощности сборного домостроения и подготовить их к реконструкции с учетом внедрения универсальных гибких технологий и сохранить кадры домостроителей. Сохранение на 1 и 2 этапах сборного жилья обусловлено необходимостью его строительства для малообеспеченных социальных групп населения.
4. Рациональная застройка выделенных участков малоэтажными домами, рассчитанными на широкие слои населения, должна состоять преимущественно из блокированных домов в сочетании с домами других типов. При этом существенное внимание должно уделяться применению автономных систем инженерного обеспечения, позволяющих не только снизить дорогостоящие затраты на строительство коммуникаций, но и сократить эксплуатационные расходы. По укрупненным расчетам застройка малоэтажными домами может обеспечить снижение совокупной стоимости 1 кв. метра общей площади более чем на 20 процентов.
расчеты показывают, что выбор оптимальных планировочных решений малоэтажной застройки дает возможность в среднем снизить относительные расходы на строительство:
- по этажности - 2-3 %
- по изменениям средней площади - 15 %
- по инженеоно-геологическим условиям - 10-20 %
- по инженерным сетям - 4 %
- по улучшению окружающей среды - 2 %
Переход на более эффективные системы с широким шагом несущих конструкций и замена стеновых систем каркасными позволят, не прибегая к резкой смене материалов, получить снижение себестоимости продукции примерно на 10-15 процентов. Дальнейшее совершенствование финансово-налоговой системы в строительстве и переход на энергоэффективные конструкции позволят снизить себестоимость готовой продукции примерно на 40 процентов.
С учетом градостроительных требований и необходимости ресурсоэнергосбережения в индивидуальном строительстве можно прогнозировать наиболее перспективные типы малоэтажных жилых зданий: одно-, двухэтажные с мансардами как отдельно стоящие, так и блокированные, на основе применения эффективных легких конструкций с использованием местных строительных материалов.
Строительство доступного жилья целесообразно ориентировать на размер жилой площади дома в пределах 50-80 кв. метров (90-120 кв. метров общей площади).
Наиболее эффективным способом является осуществление строительства малоэтажных домов организациям, выполняющим законченный цикл строительно-монтажных работ, при этом сроки строительства могут быть сокращены на 30-40 процентов. Кроме того, специализированные фирмы могут снизить норму прибыли на один объект, получая достаточную прибыль за расчетный период строительства, что позволит уменьшить стоимость жилья не менее чем на 10 процентов. Реализация всех намеченных мер позволит осуществить качественную перестройку структуры жилищного строительства.
Для этого необходимо разработать программу структурной перестройки производственной базы строительства путем переориентации производства строительных конструкций и материалов на ресурсосберегающие технологии, обеспечивающих выпуск качественных и более дешевых материалов, что позволит создать необходимые условия для успешной реализации региональной программы жилищного строительства.
Справка:
Администрацией Ханты-Мансийского АО выдано техническое задание Проектному институту N 2 г. Москва к договору N 4920 от 28.02.96 на разработку "Программы структурной перестройки производственной базы Ханты-Мансийского автономного округа на 2000 и 2005 годы".
5. Постепенный переход на преимущественно малоэтажное строительство домов в 1-2-3 этажа, как правило с приусадебными участками, сохраняя необходимые объемы многоэтажного жилищного строительства только для хорошо оборудованных инженерной инфраструктуры районов крупных городов - Сургута, Нижневартовска.
Переход преимущественно малоэтажному жилищному строительству потребует значительных усилий и затрат на создание необходимой инженерной и социальной инфраструктур в районах в широких масштабах автономных систем отопления, и чистки и утилизации малоэтажного строительства и доля затрат на эти цели в связи со снижением общей плотности застройки будет значительной.
Необходимо кооперирование групп домов и владельцев собственности на создание групповых систем инженерного обеспечения жилья (насосных станций, трансформаторных подстанций, распределительных газовых систем, установок по утилизации отходов и т.п.)
Строительство объектов социальной инфраструктуры (магазины, объекты обслуживания) целесообразно вести с использованием средств будущих владельцев домов и этих объектов обслуживания. Необходим поиск новых типологических решений, разработка новых проектов домов, пригодных для различных направлений использования. Наиболее приоритетным можно считать:
- индивидуальные жилые дома со встроенными объектами обслуживания, мелкого производства, торговли, медицинского обслуживания населения и т.п.;
- жилые дома с офисами и объектами социальной сферы, с объектами культурного обслуживания (частные клубы, библиотеки, мастерские и т.п.);
- семейные детские сады-ясли, детские дома.
Необходимо широко применять блокирование индивидуальных жилых домов, особенно для владельцев со средним и небольшим уровнем дохода.
Необходим решительный переход от строительства крупных объектов обслуживания и торговли к мелким, гибким в функциональном отношении малым предприятиям, как правило, частного характера с учетом их приватизации, аренды или выкупа в будущем.
Необходимо сохранить объемы строительства жилого фонда социального назначения, по возможности используя в начальный период имеющуюся проектно-сметную документацию с переходом в последующем к более удобным и рациональным планировочным решениям, что позволит уменьшить стоимость такого жилья и удовлетворить большое число нуждающихся граждан.
Важной проблемой и значительным резервом получения дополнительного жилого фонда при относительно небольших затратах является принципиальная реконструкция жилых домов и, в первую очередь, домов первых массовых серий, построенных в 60-х и 70-х годах.
6. Обеспечение возможности беспрепятственного получения гражданами земельных участков в собственность по нормативу и приобретение сверх норматива должно стать основным направлением градостроительства и землепользования.
Гражданам должно быть предоставлено право бесплатного получения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Порядок предоставления земельного участка должен учитывать:
- фактическую жилищную обеспеченность семьи;
- проживание семьи в коммунальной квартире;
- льготы на улучшение жилищных условий, установленных законом;
- отказ очередника на улучшение жилищных условий от получения жилого помещения муниципального или государственного жилого фонда;
- отсутствие у семьи другого земельного участка размером больше нормативного;
- наличие других оснований.
Земельные участки должны выделяться гражданам в строгом соответствии с утвержденным Генеральным планом города и другой действующей градостроительной документацией. Нормы выделение земельных участков устанавливаются администрацией по предоставлению администрации городов и районов.
Документом, дающим право на получение земельного участка для жилищного строительства, является разработанный по одной форме, установленной Правительством Российской Федерации, "земельный ордер", предоставленный землепользователю местной администрацией.
Обеспечивая разрешение малоэтажного жилищного строительства, необходимо в кратчайшие сроки откорректировать документацию всех городов, поселков и районов округа с целью размещения районов индивидуального жилищного строительства и районов малоэтажной застройки, после чего отвод земельных участков в пределах населенных пунктов под жилищное строительство гражданам производится органами местной власти по предоставлению земельных комиссий (комитетов) и органов архитектуры в порядке, установленным действующим законодательством. Выделение участков в пригородных зонах осуществляется на основе совместных решений органов государственной власти (администрации города) и органов местного управления.
Функциональное зонирование, благоустройство территории, характер использования участков, ограничения по типам домов, этажности, высоте и плотности определяются утвержденной градостроительной документацией, правилами застройки поселений и архитектурно-планировочными зданиями, выдаваемыми застройщику органами архитектуры и градостроительства.
Земельные участки могут быть использованы гражданами, как и другие объекты недвижимости, в качестве начального капитала, могут быть заложены, сданы в аренду, проданы или куплены, использованы в других целях, если при этом не нарушены охраняемые законом права других физических и юридических лиц.
Проводимая государством и местными властями градостроительная, земельная и жилищная политика должна обеспечить:
- в крупных городах с населением свыше 100 тыс. человек (Сургуте, Нижневартовске) возможность размещения до 50 % малоэтажной застройки от всего объема ввода жилья в этих городах;
- во всех других средних и малых городах, поселков городского типа и сельских населенных пунктах размещение малоэтажной застройки в объемах практически равных всему жилищному строительству в этих населенных пунктах.
Должностные лица, препятствующие предоставлению или продаже земельных участков для жилищного строительства, привлекаются к уголовной и административной ответственности в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
7. Жилищная реформа, осуществляемая на территории Ханты-Мансийского АО, имеет свои особенности, связанные с природно-климатическими факторами, размещением производственных сил, системой транспортных связей, социально профессиональным и демографическим составом населения, малой плотностью поселений.
Наиболее важным здесь является необходимость быстрейшего решения ряда сложных ключевых проблем:
- избыточного населения городов, развитых при месторождениях углеводородного сырья уже вырабатывающих свои ресурсы (Нижневартовск и др.);
- создание более устойчивых транспортных связей в направлении Север-Юг;
- реконструкции и благоустройства малых населенных пунктов.
Изменения в структуре жилищного строительства должны учитывать необходимость:
- сохранения в течение ближайших 5-7 лет объемов строительства освоенных на предприятиях стройиндустрии серии жилых домов (И-164.07,112. 012 М), которые по своим объемно-планировочным характеристикам не устаревают до 2000-2005 гг. и использования их прежде всего для муниципального и кооперативного строительства для малозащищенных социальных групп населения;
- совершенствование приемов застройки, отвечающей специфике высокоширотных климатических условий, поиска новых градостроительных приемов с активным внедрением в строительство низкоэтажной высокоплотной застройки;
- разработки проектов малоэтажных домов с автономными системами инженерного обеспечения для специфических условий их строительства в малых населенных пунктах, в районах проживания коренных народов;
- улучшения планировочных характеристик жилых домов, повышения уровня комфорта среды обитания человека в целом, применения долговечных отделочных материалов.
Необходимо продолжать работу по дальнейшей модификации блок-секций и элементов для увеличения номенклатуры многокомнатных квартир (4-5 и более комнат) на основе уже освоенных серий с целью перевода сборного домостроения на малоэтажное строительство и переход в перспективе к заселению жилья по формуле N=n+1,
N - количество комнат в квартире;
n - количество членов семьи.
Для семей с высоким уровнем дохода за счет их средств разрабатывать на основе освоенных на заводах изделий индивидуальные проекты жилых домов с повышенными площадями квартир, помещениями для индивидуальной трудовой деятельности и другими помещениями, включая проекты коттеджей, домов для низкоэтажной высокоплотной застройки, домов для индивидуального строительства с учетом местных условий и потребностей различных групп населения, домов со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания.
Таблица 17
Жилищный фонд по городам и районам
(на 1 января 1997 года)
тыс. кв. метров
-------------------------------------------------------------------------
всего кирпичн. панель- блочные дере- прочие
и камен. ные вянные
-------------------------------------------------------------------------
всего по 21038,4 3115,8 11285,4 3621,9 2908,9 106,4
округу
-------------------------------------------------------------------------
города:
1 Ханты-Мансийск 565,9 148,3 --- 103,5 314,1 ---
2 Белоярский 264,3 29,3 102,9 --- 132,1 ---
3 Когалым 903,7 8,1 771,5 15,8 68,6 39,7
4 Лангепас 555,9 27,8 522,5 --- 5,6 ---
5 Лянтор 431,9 19,9 390,0 10,8 11,2 ---
6 Мегион 863,8 97,6 758,4 --- 7,8 ---
7 Нефтеюганск 1560,9 343,4 1151,9 35,0 27,5 3,1
8 Нижневартовск 3757,8 695,2 2087,3 913,1 62,2 ---
9 Нягань 798,9 107,1 365,9 213,3 112,6 ---
10 Покачи 240,3 --- 120,0 --- 120,3 ---
11 Пыть-Ях 494,7 45,0 236,9 35,2 177,6 ---
12 Радужный 646,8 34,2 418,6 119,0 75,0 ---
13 Сургут 4512,4 708,9 2901,5 888,9 13,1 ---
14 Урай 677,8 158,6 195,9 304,6 18,7 ---
15 Югорск 444,1 --- 222,0 205,0 17,1 ---
районы:
1 Березовский 430,2 95,5 32,4 44,7 235,7 21,9
2 Кондинский 503,8 176,3 4,5 63,5 246,4 13,1
3 Нефтеюганский 512,3 153,7 146,5 61,5 150,6 ---
4 Нижневартовский 409,0 28,6 158,7 18,9 187,3 15,5
5 Октябрьский 468,2 89,9 71,6 15,9 290,8 ---
6 Советский 766,3 37,3 106,5 358,6 255,9 7,6
7 Сургутский 902,0 81,2 460,0 203,8 151,5 5,5
8 Ханты-Мансийский 327,4 29,5 59,9 10,8 227,2 ---
Таблица 18
Обеспеченность жильем в среднем на одного жителя
по городам и районам округа
кв.м. общей площади
-------------------------------------------------------------------------
1994 год 1995 год
-------------------------------------------------------------------------
По Ханты-Мансийского АО 14,9 15,5
Города:
1 Белоярский 13,7 16,9
2 Когалым 16,3 16,2
3 Лангепас 15,0 15,2
4 Мегион 16,8 17,9
5 Нефтеюганск 15,5 15,8
6 Нижневартовск 15,0 15,5
7 Нягань 11,4 12,1
8 Радужный 13,1 14,0
9 Сургут 15,6 16,0
10 Урай 16,9 17,6
11 Ханты-Мансийск 14,7 15,9
12 Пыть-Ях 11,4 12,1
13 Покачи 17,0 17,5
14 Югорск 15,7 16,9
15 Лянтор 16,2 15,7
Районы:
1 Березовский 14,3 17,2
2 Кондинский 13,6 15,9
3 Нефтеюганский 16,0 16,7
4 Нижневартовский 11,9 11,9
5 Октябрьский 13,5 14,1
6 Советский 15,6 16,4
7 Сургутский 10,0 15,2
8 Ханты-Мансийский 16,7 16,4
9 Белоярский 14,1 12,8
Совершенствование структуры производства основных видов строительных
материалов и изделий для жилищного строительства
В Ханты-Мансийском автономном округе создана мощная база строительной индустрии, которая способна производить строительные материалы и изделия на ежегодный ввод более 1.1 млн. кв. м. площади жилья, из них - 0.85 млн. кв. м. - в крупнопанельных конструкциях. Основу базы крупнопанельного домостроения составляют крупные предприятия мощностью 100 и более тыс. кв. метров площади жилья в год, на 1996 г. имеются мощности строительной индустрии в объемах:
- детали КПД - 850 тыс. кв. м/год
- кирпича - 42 млн. шт./год
- сборный железобетон - 1200 тыс. куб. м/год
- стандартное деревянное
домостроение - 155 тыс. кв. м/год
Коэффициент использования мощностей составляет:
- детали КПД - 0.37
- кирпича - 0.40
- сборный железобетон - 0.41
- стандартное деревянное - 0.17
домостроение
Цель, которая была поставлена при разработке данной программы, - полное самообеспечение округа собственными конструкциями и изделиями.
Для развития базы стройиндустрии необходимо максимально использовать местные строительные материалы, прежде всего месторождения глин, песчано-гравийных смесей, леса, отходов деревообработки.
На территории округа в настоящее время разведено более 20 месторождений глин, более 40 месторождений песчано-гравийных смесей и строительных песков. В большей части эти месторождения не используются.
Техническая направленность реформы в строительной индустрии требует существенных изменений структуры строительных материалов и конструкций, используемых в жилищном строительстве, с ориентацией в перспективе на применение энерго- и ресурсосберегающих, экологически чистых материалов и конструкций, создание условий по развитию экономической малоэтажной застройки. В последующем, при развитии производства более дешевых материалов и изделий, ожидается постепенное уменьшение объемов в структуре возводимого жилья, домов в крупнопанельном исполнении. При этом возможно развитие конструктивных систем с частичным использованием крупных железобетонных элементов в качестве внутренних стен, перекрытий, что позволяет снизить стоимость жилищного строительства на 25 и более процентов и использовать эти системы в малоэтажной застройке. Эта часть структурных изменений в базе строительной индустрии должна происходить за счет средств самих предприятий или местных бюджетов.
Традиционная домостроительная промышленность стоит перед необходимостью, в основном под влиянием происходящих рыночных процессов в жилищной сфере, существенного перепрофилирования предприятий. Сохранившейся части мощностей предприятий сборного железобетона с учетом потребности в учреждениях общественного обслуживания населения (примерно 20 % от общих объемов жилья) и резкого сокращения промышленного строительства будет достаточно для обеспечения сборным железобетоном объемов жилищного строительства по всем конструктивным системам. Анализ использования кирпича в строительстве, начиная с 1993 г., показывает, что на жилищное строительство расходовалось до 30 % от общего выпуска. С учетом сокращения производственного строительства возникает возможность создания определенных резервов производства. Однако, полное высвобождение цен на энергоносители сделает традиционный полнотелый кирпич гораздо менее доступным для массового потребителя, потребует модернизации предприятий, их перехода на выпуск эффективных пустотных видов кирпича. Создание новых производств, как правило, будет осуществляться на высвобождаемых площадях заводов крупнопанельного домостроения и железобетонных изделий. Требуется развитие производства новых видов теплоизоляционных изделий и конструкций наружной теплоизоляции, сочетающих свойства отделочного и конструкционного материалов, обоев с теплоизоляционным слоем, рулонной теплоизоляции с декоративно-отделочными свойствами.
Увеличение объемов строительства малоэтажных домов потребует также развития производства эффективных кровельных материалов, в том числе керамической и цементно-песчаной черепицы. Кроме того, для обеспечения малоэтажного и индивидуального строительства необходимо освоить и производить комплекты автономных систем (отопление, водоснабжение, канализация и т.д.) на предприятиях округа.
Показатель качества дома начинает занимать важное место в потребительском спросе граждан. Поэтому производство высококачественных отделочных материалов и красок даст необходимый уровень при строительстве нового и реконструкции имеющегося жилья.
Для возведения жилых домов, связанных с применением высокоэффективных технологий, необходимо предусмотреть в 1997-2005 гг. специальные льготные кредитные ресурсы.
В 1997 г. на различные инвестиционные проекты запрошено кредитных ресурсов в размере 38146 млн. рублей.
В ходе структурной перестройки необходимо выйти на оптимальный уровень индустриализации строительства за счет проведения в жизнь принципов модульной координации, стандартизации, сборности, совместимости конструкций и изделий, развитие системы средств малой механизации с невысокой капиталоемкостью. Перестройка проектно-строительной сферы должна быть обеспечена соответствующим инвестиционным потенциалом. Средства из окружного бюджета могут покрыть незначительную часть от общей потребности, что отвечает сложившейся мировой практике ресурсного обеспечения строительного комплекса. Основными субъектами инвестирования в развитии промышленности строительных материалов стройиндустрии становятся приватизируемые предприятия, использующие собственные (включая заемные) средства. Государственная поддержка и содействие этому процессу намечены через фонды развития жилищного строительства, аккумулирующие средства многих источников.
Организационное обеспечение жилищной реформы
1. Для преодоления кризиса в жилищной сфере, регулирования процессов замены жесткого государственного управления на рыночную систему, преодоление негативных сторон отказа государства от монопольной роли инвестора, подрядчика и собственника, а также для социальной защиты и обеспечения жилищных прав населения необходимо осуществление системы изменений в структуре управления жилищной сферы. Проведение жилищной реформы должно обеспечить баланс учета местных условий и федеральных мер по защите прав населения путем создания вертикали исполнительной власти от администрации округа до местных администраций по реализации окружной программы "Жилище". Учитывая важность жилищной сферы для социальной жизни и экономики в целом, необходимо создать в структуре администрации округа координационный совет по жилищной реформе. В состав координационного совета в качестве руководителя должен входить заместитель Главы администрации округа, ведающий вопросами жилищного строительства и развития городов, председатели комитетов по строительству, экономике, финансам, жилищно-коммунальному хозяйству, представители общественных организаций и крупных коммерческих структур в жилищной сфере. Координационный совет должен иметь постоянно действующий рабочий орган.
2. Ответственность за организационное обеспечение жилищной реформы на местах должна быть возложена на местные органы государственной власти и управления, которые должны исходить из позиции исключительной важности жилищной сферы для успешного функционирования, экономического и социального благополучия любой из расселенческих общностей - города, района. Жилище - основное социальное благо, Ценное имущество, приумножение которого реально увеличивает размеры обустроенной недвижимости городов, территорий, содействуя росту налоговых поступлений в местные бюджеты. Рекомендуемая форма управления и регулирования жилищной реформы - социальные координационные центры на местах, а также соответствующие подразделения в органах управления экономикой, строительства и архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства.
3. Окружная программа "Жилище" ориентированна на создание системы механизмов - правовых, экономических, институциональных, хозяйственных, способной обеспечить необходимые условия для последующего развития жилищной сферы исходя из возможностей самоорганизации множества субъектов деятельности. Иерархия самоорганизующихся структур выдвинет наиболее уместные формы существования хозяйственных негосударственных единиц - акционерные общества, банки, фонды, консорциумы, холдинги и т.д. Начально инициируемая государством система механизмов будет затем дополняться, видоизменяться под воздействием формирующейся рыночной среды. Целевая долгосрочная программа "Жилище" должна принять на себя функции осуществления обратной связи в регулирование системы отношений "государство - рынок", содействовать развитию продуктивных явлений, препятствовать деструктивным. Это непрерывно действующая программа, субъектом разработки и реализации которой выступает вертикаль окружных структур, адресатом и пользователем - вся совокупность субъектов деятельности в жилищной сфере.
Неотложные меры жилищной реформы
Развитие экономической ситуации требует разработки и принятия неотложных мер в жилищной сфере, способных снять социальную напряженность в обществе.
Необходимо осуществить следующие первоочередные меры:
1. После принятия основ жилищного законодательства Российской Федерации большинство законодательных и правовых актов жилищной сферы (законы, кодексы, постановления, положения и др.) должны разрабатываться и приниматься окружными, городскими и районными исполнительными (администрация) и законодательными (дума) органами, что позволит в полной мере учитывать специфику природно-климатических условий, демографической ситуации, национальных особенностей, образа жизни, стартовых условий развития экономики и социальной сферы в каждой территории.
2. Безотлагательной проблемой является изменение системы оплаты за жилье и коммунальные услуги и введение системы предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на уплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законом "Об основах федеральной жилищной политики". Строго руководствуясь Указами Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2281 "О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы" и от 10 июня 1994 г. N 1180 "О жилищных кредитах", а также Постановлением правительства РФ от 10 декабря 1993 г. N 1278 "Об утверждении Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья" в настоящее время необходимо обеспечение постепенного перехода на безубыточный режим функционирования жилищно-коммунального хозяйства при обеспечении социальной защиты населения. При этом для органов исполнительной власти должна быть в полной мере сохранена возможность решать программу "Жилище" применительно к местным условиям и социально-экономической ситуации.
Предложенный комплекс мер даст первый импульс, который сдвинет инвестиционный механизм с мертвой точки, приведет его в движение. Правильная организация управления инвестиционным процессом откроет пути решения жилищной проблемы в Ханты-Мансийском автономном округе к 2005 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Думы Ханты-Мансийского АО от 12 марта 1997 г. N 81 "Об утверждении региональной целевой программы "Жилище"
Текст постановления опубликован в Сборнике законов и других нормативных актов, принятых Думой автономного округа второго созыва от 12 марта 1997 г.