Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Губернатора
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 4 февраля 1997 г.N 45
Введение
Настоящий материал, оформленный в виде конспекта "Территориальной программы обеспечения качественной питьевой водой населения Ханты-Мансийского автономного округа", подготовлен по просьбе Управления ЖКХ Ханты-Мансийского автономного округа для передачи депутатам Ханты-Мансийской Окружной Думы.
В конспект включены основные принципы, положения, мероприятия, принятые в Территориальной программе по решению проблемы обеспечения населения качественной питьевой водой и направленные на коренное улучшение эколого-водохозяйственной обстановки и достижение благоприятных условий для проживания людей и сохранения их здоровья.
Особенностью современной эколого-водохозяйственной ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе является отсутствие удовлетворительных условий, что обусловлено низким природным качеством вод источников хозпитьевого водоснабжения, их антропогенным загрязнением, отсутствием внедренных технологий водоподготовки, соответствующих качеству воды, недостаточным уровнем развития систем централизованного водоснабжения и канализации, высокой долей болезней, вызванных водным фактором, в общей заболеваемости населения. Высокие и выше средних уровни болезней от водного фактора характерны для классов инфекционных и паразитарных, врожденных аномалий, крови и кроветворных органов, кожи и подкожной клетчатки, костно-мышечной системы.
Мероприятия, рекомендованные Территориальной программой, увязаны с основными направлениями в области водопроводнокоммунального развития городов, поселков и сельских поселений, намеченными в Федеральной целевой программе "Обеспечение населения России питьевой водой", разработанной в 1995 г. и одобренной Роскомводом, Минфином России и Минэкономикой России.
Территориальная программа по Ханты-Мансийскому автономному округу должна рассматриваться в качестве регионального блока (подпрограммы) ФЦП "Обеспечение населения России питьевой водой". С реализацией мероприятий по обеспечению качественной питьевой водой населения Ханты-Мансийского автономного округа будет достигнута социальная, экономическая и экологическая эффективность.
Обеспечение качественной питьевой водой населения
Ханты-Мансийского автономного округа
1. Питьевая вода - единственный ничем незаменяемый пищевой продукт и средство гигиены человека, которая по системам водоснабжения должна подаваться в каждый дом, квартиру. Сегодня для городских поселений альтернативы централизованным системам водоснабжения нет. Системы водоснабжения базируются на ресурсах подземных и поверхностных вод и вместе с системами канализации составляют единую водохозяйственную структуру. Поэтому основными направлениями в обеспечении населения качественной питьевой водой являются оптимальные взаимосвязанные процессы повышения технической и санитарной надежности систем водоснабжения и оздоровления (через системы канализации и очистки сточных вод) источников хозпитьевого назначения.
2. Из 1,34 млн. человек постоянного населения Ханты-Мансийского автономного округа в городских поселениях проживает 1,22 млн. человек или 92 %, в том числе в 15 городах - 1,04 млн. человек, 25 рабочих поселках - 0,18 млн. человек. Постоянное сельское население численностью 125,1 тыс. человек проживает в 180 поселениях девяти административных районов округа.
Из общего объема водопотребления отраслями народного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа, достигшего в современных условиях 837,1 млн.м3/год, использование питьевой воды составляет 197,2 млн.м3 (023,6 %), в том числе городскими и сельскими поселениями -174,1 млн.м3 (88,3 %). Коммунальным сектором на нужды населения потребляется 132,8 млн.м3 (76 %).
Основным источником питьевого водоснабжения являются подземные воды. Из поверхностных водоисточников на питьевые цели используется 31,1 млн.м3 или 16 %.
3. Водохозяйственный баланс по основному стволу рек Обь, Иртыш, Конда показал, что в пределах Ханты-Мансийского автономного округа дефицита водных ресурсов нет, резерв речного стока в сотни раз превышает потребности современного развития водоснабжения на поверхностных водах.
Только транзитный сток по рекам Обь и Иртыш в год 95 % обеспеченности составляет порядка 148 км3, а формируется в пределах округа 100 км3, что позволит и в обозримой перспективе обеспечить все потребности в водных ресурсах.
Подземные водные ресурсы оцениваются в 3,2 км3, в том числе потенциальные эксплуатационные запасы - 1,5 км3, утвержденные запасы разведанных месторождений - 0,45 км3. Современное использование подземных вод не превышает 20% от потенциальных эксплуатационных запасов, что позволяет и в отдаленной перспективе рассчитывать на неограниченные возможности по их использованию.
Поэтому для Ханты-Мансийского автономного округа проблема водообеспеченности населения связана не с количеством располагаемых водных ресурсов, а их качеством.
4. Речной сток, транзитом поступающий на территорию округа, загрязнен нефтепродуктами, фенолами, соединениями меди, железа, азотсодержащими веществами и не удовлетворяет требованиям рыбохозяйственного, хозпитьевого и культурно-бытового водопользования. На территории округа качество речной воды еще больше ухудшается в результате мощной антропогенной нагрузки нефтегазодобывающей инфраструктуры и сброса загрязненных сточных вод от населенных пунктов. Загрязнение нефтепродуктами отмечается на всех реках округа. Подземные воды также загрязнены как природными (цветность, мутность, аммиак, железо, марганец, свинец, селен, алюминий, кобальт и др.), так и антропогенными (фенолы, нефтепродукты) компонентами. Ниже гигиенических требований, предъявляемых к питьевой воде, находятся элементы кальция, магния, фтора и йода.
Анализ гидрохимических показателей качества воды разведанных для хозпитьевого водоснабжения месторождений подземных вод показал, что все они не могут считаться пригодными для использования в питьевом водоснабжении, так как по отдельным компонентам не соответствуют действующему ГОСТ'у 2874-82 "Питьевая вода".
5. Всемирными исследованиями установлено, что до 70-80 % от показателей общей заболеваемости населения приходится на болезни, связанные непосредственно с водой. В воде содержится до 65 микроэлементов, в физиологии человека известна лишь значимость некоторых из них и изучена их роль в возникновении патологических состояний, называемых микроэлементозами, и связанных с дефицитом, избытком или дисбалансом микроэлементов в воде. При этом характер и уровень возможного их влияния на здоровье человека не является однозначным в связи с явлением синергизма.
Специальные исследования здоровья населения от водного фактора в Ханты-Мансийском автономном округе не проводились. Выполненная в составе Территориальной программы такая оценка выявила, что в целом по округу доля водно-зависимой патологии от общей заболеваемости населения изменяется от 52 до 26%. Наиболее тяжелое положение складывается в Советском и Нефтеюганском районах.
6. Существующие традиционные методы водоподготовки не обеспечивают барьерной роли по предотвращению проникновения вредных примесей в питьевую воду и не обеспечивают требуемого качества согласно гигиенических нормативов.
Общая производительность городских хозпитьевых водопроводов составляет 413,3 тыс.м3/сут, из них станций водоподготовки 346,7 тыс.м3/сут (83,8 %), поселковых - 73,2 тыс.м3/сут и 21,3 тыс.м3/сут (29 %) соответственно.
Общая производительность сельских коммунальных водопроводов составляет 10,7 тыс.м3/сут, какая-либо водоподготовка отсутствует. Производительность городских централизованных систем канализации составляет 349,8 тыс.м3/сут, а сооружений полной биологической очистки - 126,9 тыс.м3/сут (36,3 %), поселковых - соответственно 33,8 и 6,9 тыс.м3/сут (20,4 %). В сельских поселениях производительность централизованных систем канализации от коммунального сектора составляет 4,3 тыс.м3/сут, сооружений полной биологической очистки нет.
7. Современные эколого-водохозяйственные условия характеризуются как критические, тяжелые и напряженные.
Критические ситуации сложились в Ханты-Мансийском (включая г.Ханты-Мансийск), Березовском (включая р.п.Березово и Игрим), Октябрьском (рабочие и сельские поселки), Советском (рабочие и сельские поселки) районах.
Тяжелая обстановка отмечается в Белоярском (включая г.Белоярский), Кондинском (рабочие и сельские поселки), Нефтеюганском (без г.Пыть-Ях) районах и г.Югорск (Советский район).
8. Особенности социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа на перспективу до 2010 г. характеризуются следующими показателями: - в промышленном производстве - рост производства на 2-3 %, по сравнению с 1995 г, в период 1998-2000 г., на 5-7 % (к уровню 2000 г.) в период 2001-2005 гг. и замедление темпов роста до 1-2 % в 2006-2010 г. в связи со стабилизацией добычи нефти.
- в демографическом отношении - стабилизация и незначительный рост численности населения до 1385 тыс. человек к 2005 г. с последующим снижением к 2010г. до 1367 тыс. человек. Изменение прогнозной численности будет приходиться на города. Максимальные темпы роста намечаются в самых молодых городах - нефтяных центрах:
Покачи, Пыть-Ях, Лянтор и окружном центре - г.Ханты-Мансийске. Незначительный прирост численности населения ожидается в гг.Нефтеюганск, Нягань, Когалым, Радужный и Мегион. Снижение численности населения (после 2005 г.) прогнозируется в старых нефтяных центрах - гг.Сургут, Нижневартовск, Урай, а также гг.Белоярский и Югорск.
9. Прогнозируемый на перспективу незначительный прирост городского населения, а также рост уровня благоустройства жилого фонда в городских, поселковых и сельских населенных пунктах приведет к росту объемов водопотребления питьевой воды в коммунальном секторе. Удельное водопотребление на одного жителя в коммунальном секторе увеличится к 2000 г. до 289 л/сут, 2005 г. - 308 л/сут, 2010 г. - 315 л/сут (при фактическом 270 л/сут).
В целом по Ханты-Мансийскому автономному округу прирост объемов водопотребления всеми отраслями народного хозяйства за 1996-2010 гг. оценивается в 78,9 млн.м3 (на 9,4 %). Общее использование водных ресурсов в 2010 г. составит 916 млн.м3, из них поверхностных - 62,6 %. Водопотребление населенными пунктами увеличится на 37,1 млн.м3 (8,9 %),в том числе питьевой воды - на 24,8 млн.м3 (14,2 %).Общее потребление питьевой воды населенными пунктами в 2010 г. достигнет 198,9 млн.м3, в том числе в коммунальном секторе 157,1 млн.м3.
Основным источником питьевого водоснабжения остаются подземные воды, удельный вес которых в коммунальном секторе населенных пунктов составит 83 %.
10. Сложная современная эколого-водохозяйственная обстановка, прогнозная оценка перспективного развития населенных пунктов позволяют выделить в качестве приоритетного направления в решении проблемы обеспечения питьевой водой населения Ханты-Мансийского автономного округа достижение качества воды в системах питьевого водоснабжения, соответствующее гигиеническим нормативам.
В Территориальной программе обоснована и рекомендована в качестве базовой технологическая схема очистки и обеззараживания воды, предусматривающая: дегазацию воды (удаление аммиака и метана); окисление, минерализацию органических и комплексных железоорганических соединений; обезжелезивание и деманганацию воды; осветление; дополнительное насыщение воды кальцием, магнием и фтором; сорбционную очистку; обеззараживание.
Для малых населенных пунктов рекомендуется технологическая схема, включающая в себя водоподготовку по упрощенной технологии (с применением медленных фильтров), сорбционную очистку воды, насыщение ее солями жесткости и фтором, обеззараживание.
11. Рекомендуемые Территориальной программой мероприятия включают:
разработку принципиальных технологических схем водоподготовки для питьевых и хозяйственно-бытовых целей; строительство новых станций водоподготовки и реконструкцию существующих; строительство новых водопроводных сооружений и сетей, реконструкцию (расширение) существующих; строительство технического водопровода в сельских поселениях; развитие и совершенствование методов очистки сточных вод и строительство очистных сооружений; новое строительство и реконструкцию канализационных сетей и сооружений; организацию службы эксплуатации систем водоснабжения и канализации; организацию службы контроля качества воды; доразведку месторождений подземных вод и утверждение их запасов.
12. В городских поселениях намечается строительство новых и реконструкция старых водоочистных сооружений (станций водоподготовки) общей производительностью 137 тыс.м3/сут.
Строительство новых станций водоподготовки рекомендуется начать с 1997 года в поселках Советского, Кондинского, Октябрьского и Березовского районов, где в настоящее время они отсутствуют.
Окончание строительства новых водоочистных станций и сдача их в эксплуатацию планируется к уровню 2000 года.
К уровню 2000 года рекомендуется начинать реконструкцию станций по переводу их на новую технологию водоочистки в населенных пунктах, где положение с обеспечением населения питьевой водой наиболее тяжелое - гг.Ханты-Мансийск, Нефтеюганск, Пыть-Ях, Мегион.
Перевод систем водоочистки прочих городских поселений на новую технологию приготовления воды питьевого качества намечается произвести в период 2000-2005 гг.
Для приготовления кондиционной питьевой воды рекомендуется также применять автономные водоочистные установки и водоочистительные аппараты индивидуального пользования, серийно выпускаемые отечественной и зарубежной промышленностью.
13. В сельских поселениях проблема обеспечения населения качественной питьевой водой решается за счет организации дуплексных систем водоснабжения, состоящих из двух систем, одна из которых подает воду для питьевых и хозбытовых целей, другая - вновь строящаяся - технический водопровод. Новизна решения состоит в том, что до питьевой кондиции доводится только вода, подаваемая по первой системе водоснабжения (примерно до 40 % от потребления коммунальным сектором питьевой воды из централизованных систем), что резко снижает затраты на водоподготовку.
14. Реализация мероприятий намечается в два этапа. Временные рамки этих этапов охватывают 1997-1998-2000 гг. и 1997-2010 гг. Первый этап предусматривает осуществление первоочередных мероприятий, которые позволят смягчить эколого-водохозяйственную обстановку.
По городским поселениям намечаемые первоочередные мероприятия по развитию систем водоснабжения и канализации приведены в табл.1. В табл.2 в разрезе отдельных городских поселений приведены объемы капитальных вложений в первоочередные мероприятия по развитию систем водоснабжения и канализации.
В табл.3 в разрезе административных районов показаны объемы работ и капитальных вложений в первоочередные мероприятия по обеспечению сельского населения качественной питьевой водой.
Второй этап предусматривает реализацию мероприятий в условиях перехода к модели устойчивого развития, обеспечения стабилизации состояния окружающей природной среды и социально-экономического развития округа.
15. Общий объем капитальных вложений в мероприятия по обеспечению населения качественной питьевой водой оценен в 5,5 трлн.руб, в том числе городов - 4,0 трлн.руб, рабочих поселков - 1,2 трлн.руб, сельских поселений - 0,3 трлн.руб.
Затраты в первоочередные мероприятия составляют 1,6 трлн.руб или 29 % от общего объема капитальных вложений. Из общего объема капитальных вложений по отдельным населенным пунктам доля затрат в развитие систем водоснабжения составляет в целом по округу 38,3 %, в том числе городов - 34,5 %, рабочих поселков - 48,4 %, сельских поселений - 51,4 %.
16. Реализация программных мероприятий предусматривает выполнение проектных (8 % от всех затрат), научно-исследовательских и опытно-конструкторских (1 % от всех затрат) и прочих (0,1 % от всех затрат) работ, что составит порядка 0,5 трлн.руб (из них в первоочередные мероприятия - 0,24 трлн.руб).
17. Всего затраты в реализацию Территориальной программы обеспечения качественной питьевой водой населения Ханты-Мансийского автономного округа оцениваются в 6,0 трлн.руб, в т.ч. в первоочередные мероприятия - 1,9 трлн.руб (32 %).
Финансирование Территориальной программы рекомендуется осуществлять через создаваемый региональный Фонд развития водоснабжения и канализации. Контроль за ходом выполнения Территориальной программы возлагается на органы исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Думы Ханты-Мансийского АО от 4 февраля 1997 г. N 45 "О территориальной программе обеспечения качественной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.