Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
автономного округа
от 15 июня 1995 г. N 126
Положение
о гражданской обороне по Ханты-Мансийскому автономному округу
I. Общие положения
1. Гражданская оборона по Ханты-Мансийскому автономному округу представляет собой составную часть систем общегосударственных оборонных мероприятий, реализуемых в целях защиты населения, материальных ценностей от опасностей стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф, возможного применения противником современных средств поражения и выполняется администрациями округа, городов, районов, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от организационно-правовых форм, принадлежности и подчиненности специально созданными для этого органами управления и силами ГО, расположенными на территории округа, входящими в состав Ханты-Мансийской окружной подсистемы Единой государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
2. Организация и ведение гражданской обороны - одна из важнейших функций, является составной частью оборонного строительства. Организуется и ведется в соответствии с Конституцией РФ, законодательством РФ, Уставом Ханты-Мансийского автономного округа.
3. В мирное время силы и средства ГО привлекаются к проведению аварийноспасательных и других неотложных работ в ЧС, обусловленных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями.
4. Основными задачами гражданской обороны по Ханты-Мансийскому автономному округу являются:
а) проведение мероприятий по обеспечению населения защитными сооружениями ГО, средствами индивидуальной защиты и другим имуществом ГО, эвакуации населения;
б) оповещение об угрозе жизни и здоровья людей и о порядке действия в сложившейся обстановке;
в) защита продовольствия, водоисточников, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений;
г) организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации последствий ЧС мирного и военного времени;
д) организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения, защита населения от последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, воздействия современных средств поражения;
е) участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования экономики округа, на предупреждение и уменьшение риска возникновения производственных аварий, катастроф и повышение устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС мирного и военного времени;
ж) создание и поддержание в готовности пунктов управления, сил и средств ГО, систем связи и оповещения, а также резервов имущества ГО;
з) организация всеобщего обязательного обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при военных действиях, а также в ЧС, вызванных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями.
и) обеспечение мобилизационной готовности ГО.
5. Ответственность за состояние ГО, ее готовность к решению поставленных перед ней задач возлагается на глав администраций округа, городов, районов, руководителей предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и принадлежности.
6. Задачи ГО решаются путем проведения комплекса экономических, организационных, инженерно-технических, оборонно-массовых и специальных мероприятий, осуществляемых заблаговременно и в ходе ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф и применения противником современных средств поражения.
7. Подготовка ГО на территории Ханты-Мансийского автономного округа осуществляется постоянно с учетом характера возможных стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также развития средств оружия массового поражения и средств защиты от него.
Характер, объемы, сроки и порядок проведения мероприятий по подготовке и ведению ГО определяются начальником ГО Ханты-Мансийского автономного округа.
Мероприятия ГО, требующие капитальных вложений и материальнотехнических средств, предусматриваются администрацией округа, городов и районов в планах экономического и социального развития в соответствии с существующими нормативными документами.
Все расходы, связанные с реализацией Положения, мероприятий ГО, покрываются в пределах и за счет ежегодно выделяемых на эти цели материальных и, финансовых и иных средств администрациями округа, городов, районов, предприятий, учреждений, организаций.
8. Порядок действия, сроки, объемы, необходимые материальные и технические средства при проведении спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф и возможного нападения противника определяются в планах ГО по предупреждению и ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, стихийных бедствий и на военное время.
9. Мероприятия ГО проводятся на всей территории округа с учетом особенностей каждого города, района, предприятия, учреждения, организации исходя из степени потенциальной опасности и важности объектов, в рациональном сочетании с экономическими, социальными и оборонными мероприятиями.
II. Руководство гражданской обороны, принцип организации
и ее организационная структура
10. Гражданская оборона организуется на всей территории Ханты-Мансийского автономного округа по территориально-производственному принципу.
11. Руководство ГО округа осуществляет Начальник ГО - Глава Администрации Ханты-Мансийского автономного округа.
Для руководства ГО при Главе Администрации округа создается орган управления - штаб по делам ГО и ЧС и службы ГО округа, который подчинен Главе Администрации. Начальник штаба ГО и ЧС является заместителем Главы Администрации округа по ГО, входит в состав администрации округа, и в порядке службы он подчиняется начальнику Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также начальнику штаба по делам ГО и ЧС Тюменской области.
Назначение на должность начальника штаба по делам ГО и ЧС округа осуществляется по согласованию с начальником ГО округа.
Специалисты подразделений по делам ГО и ЧС относятся к специалистам ведущих подразделений органов исполнительной власти округа, местного управления, предприятий, учреждений и организаций.
12. Руководство ГО в городах и районах осуществляют начальники ГО - главы администраций городов и районов.
Руководство ГО на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от их организационно-правовых форм и принадлежности осуществляют непосредственно их первые руководители, которые являются по должности начальниками ГО соответственно предприятий, учреждений, организаций.
Начальники ГО всех уровней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО на подчиненной ему территории и объектах.
В пределах своей компетенции они издают приказы, постановления, распоряжения, инструкции.
13. При главах администраций городов и районов, руководителях учреждений, предприятий, организаций создаются штаб по делам ГО и ЧС и службы ГО.
Начальник штаба по делам ГО и ЧС является заместителем соответствующего руководителя по ГО.
Решением руководителя предприятия, учреждения, организации штаб по делам ГО и ЧС, возглавляемый заместителем руководителя, создается из числа руководящих работников и специалистов.
Организационная структура и штатная численность подразделений ГО определяется соответственно администрацией округа, района, города, руководителями предприятий, учреждений, организаций исходя из рекомендаций МЧС РФ и Уральского регионального центра.
14. Штаб по делам ГО и ЧС округа, штабы ГО и ЧС категорированных городов работают на правах комитетов соответствующих администраций, комплектуются военнослужащими, гражданским персоналом и являются воинскими учреждениями.
Каждый из указанных штабов является юридическим лицом и имеет гербовую печать со своим наименованием.
15. Деятельность штабов по делам ГО и ЧС регламентируется действующим законодательством РФ, распоряжениями МЧС РФ, а также приказами и распоряжениями Главы Администрации - начальника ГО округа и настоящим Положением.
16. В целях организации выполнения эвакуационных мероприятий ГО в округе, городах, районах, на предприятиях, в учреждениях и организациях создаются эвакокомиссии.
В целях организации выполнения работ и осуществления мероприятий устойчивого функционирования экономического комплекса округа создаются комиссии по повышению устойчивого функционирования городов, районов, предприятий, учреждений, организаций, объектов экономики и округа в целом.
Вышеуказанные комиссии руководствуются положением об этих комиссиях.
17. Для обеспечения выполнения специальных мероприятий ГО и подготовки в этих целях специальных сил и средств создаются службы ГО.
Службы ГО подразделяются на окружные, городские, районные и объектовые. Службы ГО округа создаются на основании решения Главы Администрации округа, городов и районов - решением глав администраций городов, районов, объектовые - решением соответствующих руководителей предприятий, учреждений, организаций. Ответственность за готовность органов управления сил и средств, включаемых в состав служб ГО, возлагаются на начальников служб, а также на руководителей предприятий, учреждений, организаций, на базе которых они созданы.
Задачи, организация и деятельность служб ГО определяются положениями о службах, которые разрабатывают начальники служб. Положения об окружной, городских, районных службах согласовываются с окружным штабом по делам ГО и ЧС и непосредственным руководителем начальника службы, утверждаются главами администраций округа, городов и районов.
Положение об объектовой службе согласовывает начальник штаба ГО и ЧС города, района и утверждает руководитель предприятия, учреждения, организации, в интересах которого она создана. Приказы, распоряжения, инструкции и указания окружных служб ГО обязательны для выполнения всеми городскими, районными и объектовыми службами и подчиненными им структурными подразделениями.
В округе, городах и районах округа создаются службы ГО: служба оповещения и связи, служба охраны общественного порядка, противопожарная, медицинская и экстренной медицинской помощи, инженерная, коммунально-техническая, транспортная, торговли и питания, материально-технического снабжения, информационная служба защиты животных и растений, и другие.
18. Для выполнения мероприятий ГО, проведения спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф в мирное время и при воздействии современных средств поражения в военное время создаются силы ГО.
Силами ГО являются аварийно-спасательные формирования постоянной готовности, невоенизированные формирования и воинские части ГО. Для выполнения и решения задач ГО и ЧС могут привлекаться ведомственные специализированные аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования и аварийнотехнические подразделения, медицинские учреждения и строительно-монтажные организации.
Добровольные организации спасателей участвуют в спасательных и других неотложных работах под руководством органов управления ГО.
19. Невоенизированные формирования ГО создаются на базе предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм и принадлежности. Они подразделяются на окружные, городские, районные (территориальные) и объектовые.
Организационно-штатная структура невоенизированных формирований ГО, порядок их комплектования личным составом, нормы и порядок оснащения техникой, материально-техническими средствами разрабатываются и утверждаются МЧС РФ.
Порядок создания, комплектования, обеспечения, стимулирования и применения невоенизированных формирований, их использования в мирное время определяется администрацией округа, городов и районов и руководителями учреждений, предприятий и организаций, на базе которых создаются эти формирования.
Обеспечение невоенизированных формирований автомобильным транспортом, дорожно-строительной и подъемно-транспортной техникой производится за счет собственных ресурсов предприятий, учреждений, организаций.
20. В невоенизированные формирования ГО могут зачисляться граждане РФ, проживающие или работающие в Ханты-Мансийском автономном округе: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет и женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением инвалидов, беременных женщин и женщин, имеющих ребенка до восьмилетнего возраста, а также женщин со средним и высшим медицинским образованием, имеющим ребенка до трехлетнего возраста.
В невоенизированные формирования ГО, создаваемые на военное время, не зачисляются военнообязанные, имеющие мобилизационное предписание.
Право зачисления граждан в состав невоенизированных формирований ГО представляется органам исполнительной власти, местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям округа.
Решением глав администраций округа, городов и районов могут создаваться штатные аварийно-спасательные формирования постоянной готовности.
Граждане, зачисленные в невоенизированные формирования, принимают участие в спасательных и других неотложных работах, выполняют поставленные перед ними задачи.
Лица, направляемые по решению администрациями округа, городов, районов, предприятий, учреждений, организаций для выполнения работ, связанных с выполнением мероприятий ГО и ликвидацией последствий ЧС, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями, подлежат личному страхованию на случай гибели или причинения вреда здоровью за счет средств администраций округа, городов, районов, а также средств предприятий, учреждений и организаций.
21. Руководители территориальных и отраслевых структур управления, руководители предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм и принадлежности разрабатывают планы ГО. План действий штаба по делам ГО и ЧС по предупреждению и ликвидации ЧС, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями и план ГО на военное время, определяют организацию и порядок выполнения мероприятий ГО при приведении ее в готовность в ЧС мирного времени и в военное время.
В документах, регламентирующих деятельность вновь созданных предприятий, организаций и учреждений, отражаются обязанности по ГО в соответствии с настоящим Положением. Уставы предприятий, организаций и учреждений в части обязанностей по ГО согласовываются со штабом по делам ГО и ЧС округа, городов и районов по принадлежности.
Планы ГО вводятся в действие соответствующими руководителями порядком, установленным администрацией округа.
III. Обучение населения гражданской обороне. Подготовка
руководящего состава и невоенизированных формирований.
22. Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС определяется Правительством РФ.
Подготовка населения к действиям в ЧС осуществляется на предприятиях, учреждениях, организациях, в том числе в общеобразовательных учреждениях, а также по месту жительства.
Подготовка руководителей и специалистов организаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы по специальным программам.
Все население, проживающее в округе, периодически проходит курс обязательного обучения способам защиты при стихийных бедствиях, производственных авариях, катастрофах и при воздействии современных средств поражения, а также действиям по ликвидации их последствий.
23. Подготовка руководящего состава учреждений, предприятий и организаций, независимо от форм собственности проводится в учебно-методических центрах ГО, в учебных заведениях повышения квалификации, а также непосредственно по месту работы в порядке, установленном МЧС РФ;
подготовка командно-начальствующего состава невоенизированных формирований проводится на окружных, городских курсах ГО округа, а также по месту работы без отрыва от производства, командиры территориальных и ведомственных аварийно-спасательных формирований обучаются в региональном центре подготовки ГО руководящего состава;
рабочие и служащие, не входящие в состав невоенизированных формирований, обучаются по месту работы в порядке, установленном соответствующим руководителем предприятий, учреждений, организаций;
подготовка личного состава невоенизированных формирований ГО проводится по месту работы без отрыва от производства, а также на сборах с отрывом от производства в общей сложности не более 5 дней в год с сохранением среднего заработка и оплаты служебных командировок в соответствии с действующим законодательством.
остального населения - по месту жительства в порядке, установленном главой администрации города или района.
24. Обучение учащихся дневных общеобразовательных, профессиональнотехнических училищ, средних специальных учебных заведений и студентов высших учебных заведений проводится по соответствующим программам в учебное время.
25. С целью подготовки органов управления и сил ГО, повышения готовности к решению стоящих перед ними задач проводятся тренировки и учения по планам глав администраций округа, городов и районов, руководителей предприятий и учреждений.
IV. Обязанности и права
1. Полномочия и обязанности органов власти Ханты-Мансийского автономного округа.
26. Обязанности представительной власти округа в области ГО. Органы представительной власти округа:
а) принимают нормативные акты по вопросам ГО округа;
б) утверждают бюджет ассигнований на ГО, объемы материально-технических ресурсов и осуществляют контроль за правильностью их использования;
в) периодически заслушивают отчеты руководителей территориальных и отраслевых структур управления округа и принимают постановления о состоянии ГО.
27. Обязанности руководства ГО округа в области ГО.
Глава Администрации округа:
а) на основании законодательства РФ, Устава округа и настоящего Положения осуществляет государственную политику в области ГО, определяет основные направления развития и совершенствования ГО округа, организует их реализацию, контролирует выполнение и несет ответственность за состояние ГО на территории Ханты-Мансийского автономного округа;
б) определяет основные направления развития и совершенствование ГО, порядок их финансирования и материально-технического обеспечения;
в) руководит разработкой и утверждает планы ГО округа, координирует деятельность окружных, городских и районных служб, организаций округа по ГО;
г) обеспечивает приведение в готовность органов управления, невоенизированных формирований и учреждений ГО округа, создание пунктов управления, систем оповещения и связи;
д) руководит разработкой организационно-штатной структуры органов управления и учреждений ГО округа;
е) руководит системой оповещения и доведения сигналов ГО до населения округа;
ж) руководит обучением населения округа способам защиты и действиям в ЧС;
з) организует управление силами ГО при проведении спасательных и других неотложных работ при стихийных бедствиях, крупных авариях, катастрофах и в военное время;
и) организует взаимодействие с окружным военным комиссаром по вопросам оповещения, комплектования штабов, органов управления сил ГО округа личным составом, техникой, другими материальными средствами и планирует выделение сил и средств для проведения спасательных и других неотложных работ;
к) представляет на утверждение Думы автономного округа бюджетные ассигнования на ГО;
л) организует проведение и координацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам ГО;
м) вводит в действие план ГО округа на военное время, принимает решения на проведение эвакуации населения на территории округа в установленном порядке;
н) издает приказы, постановления и распоряжения по вопросам ГО. Приказы начальника ГО округа обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм, расположенных на территории округа.
28. Общие обязанности органов исполнительной власти округа в области ГО. Органы исполнительной власти округа:
а) планируют и организуют выполнение общегосударственных мероприятий ГО на окружном уровне, обеспечивают научные исследования по вопросам ГО, осуществляют руководство ГО, разрабатывают план ГО округа;
б) осуществляют меры по поддержанию в готовности органов управления ГО, сил и средств ГО, определяют задачи, функции, порядок деятельности и особые обязанности органов управления округа по ГО;
в) организуют подготовку невоенизированных формирований ГО и обучение населения по ГО;
г) создают и поддерживают в постоянной готовности технические системы управления оповещения и связи ГО;
д) организуют проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
е) осуществляют мероприятия по подготовке и организации эвакуации населения в безопасные районы, его размещению, развертыванию лечебных и других учреждений;
ж) организуют мероприятия по защите и жизнеобеспечению населения и принимают необходимые меры по обеспечению устойчивого функционирования предприятий, учреждений и организаций в мирное и военное время;
з) разрабатывают и осуществляют выполнение мероприятий окружных целевых программ в области ГО;
и) создают и содержат в интересах ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов;
к) определяют объемы и несут ответственность за накопление, хранение, замену, освежение и поддержание в готовности имущества ГО;
л) осуществляют на территории округа контроль за состоянием ГО;
м) устанавливают порядок финансирования и размеры ассигнований системы ГО; н) обеспечивают в интересах ГО создание окружного, городских, районных резервов страхования и других фондов;
о) устанавливают лимит численности служащих и рабочих подразделений по делам ГО и ЧС в окружных, городских, районных, администрациях;
29. Обязанности руководства ГО городов и районов округа в области ГО.
Главы администраций городов и районов округа:
а) обеспечивают постоянную готовность системы ГО к выполнению возложенных на нее задач на территории города и района;
б) разрабатывают планы ГО городов и районов и руководят разработкой планов ГО в подчиненных структурах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории города, района, независимо от их организационно-правовых форм принадлежности;
в) организуют управление ГО, создание и оборудование пунктов управления, систем оповещения и связи;
г) организуют разведку в интересах ГО, создание систем наблюдения и контроля за радиоактивным, химическим, бактериологическим заражением;
д) организуют оповещение подчиненных органов управления и населения по сигналам ГО;
е) контролируют ход строительства защитных сооружений, а также поддержание в постоянной готовности коллективных и индивидуальных средств защиты на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории города, района, независимо от их организационно-правовых форм и принадлежности;
ж) организуют накопление, освежение, хранение специального имущества для обеспечения первоочередных работ при ликвидации последствий ЧС;
з) создают службы и невоенизированные формирования ГО;
и) обеспечивают укомплектование невоенизированных формирований личным составом и оснащение их техникой и имуществом в установленном порядке;
к) организуют спасательные и другие неотложные работы и руководят их проведением;
л) организуют и проводят подготовку по ГО в подчиненных структурах и населения.
м) вводят в действие планы ГО на военное время в установленном порядке;
н) принимают решения на проведение эвакуации населения на территории города, района в установленном порядке;
о) издают приказы, постановления и распоряжения по вопросам ГО. Приказы начальников ГО городов, районов обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной подчиненности и их организационно-правовых форм, расположенных на территории города, района.
30. Общие обязанности органов местного самоуправления в области ГО.
Органы местного самоуправления:
а) осуществляют руководство ГО на подведомственной территории, разрабатывают планы ГО органов местного самоуправления;
б) организуют выполнение мероприятий ГО предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от организационно-правовых форм, расположенными на подведомственной территории;
в) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы;
г) осуществляют подготовку и содержание в готовности сил и средств ГО, обучение населения по ГО;
д) организуют мероприятия по обеспечению устойчивого функционирования предприятий, учреждений и организаций в мирное и военное время;
е) несут ответственность за состояние ГО на подведомственной территории.
2. Общие обязанности руководителей управлений, комитетов в области ГО.
31. На руководителя возлагается:
а) обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств ГО к выполнению возложенных на нее задач;
б) организация планирования и выполнения мероприятий ГО в административном аппарате и осуществление методического руководства ГО на подведомственных предприятиях, учреждениях, организациях (объектах);
в) организация обучения рабочих и служащих ГО;
г) обеспечение защиты рабочих и служащих аппарата, объектов экономики при возникновении стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, а также в военное время; заблаговременное строительство защитных сооружений, поддержание этих сооружений в постоянной готовности к приему укрываемых, накопление индивидуальных средств защиты и другого имущества ГО;
д) разработка и осуществление в мирное и военное время инженерно-технических и других мероприятий ГО, направленных на повышение устойчивости функционирования городского, районного хозяйства, на защиту рабочих и служащих;
е) планирование и организация мероприятий по эвакуации и рассредоточению в загородную зону работников администраций, объектов экономики, обеспечение продолжения их деятельности;
ж) создание и поддержание в постоянной готовности пунктов управления систем связи и оповещения;
з) обеспечение проведения спасательных и других неотложных работ на объектах экономики в ходе ликвидации последствий ЧС мирного и военного времени;
и) организация создания на объектах экономики формирований ГО, осуществление контроля за их подготовкой к действиям и материально-техническим обеспечением;
к) организация и проведение подготовки руководящего состава штабов по делам ГО и ЧС и формирований ГО в аппарате и на объектах экономики;
л) руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предотвращению ЧС, повышению надежности потенциально опасных производств.
3. Особые обязанности по гражданской обороне руководителей комитетов, управлений.
32. Комитет по экономике и прогнозированию:
а) организует совместно со штабом по делам ГО и ЧС и предусматривает в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в соответствии с решениями администрации округа проведение исследований по проблемам защиты населения, повышению устойчивости функционирования объектов экономики округа в мирное и военное время, а также по другим проблемам ГО, защиты населения, устойчивости, обеспечивает финансирование этих исследований в установленном порядке;
б) обеспечивает Администрацию округа информацией о достижении отечественной, зарубежной науки и техники по проблемам ГО и устойчивого функционирования объектов.
33. Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов:
а) организует совместно со штабом ГО и ЧС округа проведение научноисследовательских работ по проблемным вопросам защиты населения округа от стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф;
б) организует работы по оценке степени экологической опасности объектов, размещенных на территории округа.
34. Главное управление образования:
а) осуществляет общее учебно-методическое руководство подготовкой студентов и учащихся по ГО и контроль за ее состоянием;
б) разрабатывает совместно со штабом ГО округа и издает учебно-методические пособия и другие учебные материалы по ГО;
в) финансирует накопление и хранение средств индивидуальной защиты и обеспечивает выдачу их в подведомственные учебные заведения, учреждения.
35. Управление культуры:
а) организует и проводит совместно со штабом ГО округа пропаганду ГО среди населения;
б) организует и проводит мероприятия по защите культурных ценностей, находящихся в ведении управления.
36. Управление архитектуры и градостроительства, управление капитального строительства:
а) организуют проведение мероприятий по обеспечению населения защитными сооружениями ГО,
б) разрабатывают и осуществляют планы ускоренного строительства недостающего фонда защитных сооружений в военное время;
в) руководят головными организациями, обеспечивающими строительство защитных сооружений ГО оборудованием, имуществом и изделиями в объемах, определяемых плановыми заданиями.
г) подготавливают и организуют действия соответствующих формирований, служб, привлекаемых к проведению специальных работ.
37. Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:
а) организует и проводит мониторинг окружающей среды округа, включая радиологический мониторинг;
б) выявляет на территории округа неблагоприятные зоны химической и радиационной обстановки;
в) совместно со штабом по делам ГО и ЧС округа, органами экологии, санэпиднадзором осуществляет индикацию ядовитых веществ и анализ отходов неаварийного происхождения;
г) осуществляет и оценивает радиоэкологическую обстановку на территории округа;
д) обеспечивает сбор и захоронение радиоактивных отходов, выявленных на территории округа.
38. Фармацевтическое управление Администрации округа обеспечивает создание резервов медицинского имущества и медикаментов для невоенизированных формирований, учреждений медицинской службы ГО.
39. Окружной центр государственного санэпиднадзора:
а) руководит подготовкой городских и районных центров санэпиднадзора и других учреждений санитарно-гигиенического и микробиологического профиля к проведению исследований пищевого сырья, продуктов питания и питьевой воды на зараженность радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами;
б) осуществляет экспертизу объектов внешней среды и делает заключение о возможности их использования по прямому назначению.
40. Районные горнотехнические инспекции управления Тюменского округа госгортехнадзора РФ:
а) разрабатывает совместно с административными органами округа, городов и районов, предприятиями и организациями меры по профилактике аварий, а также по их ликвидации;
б) осуществляет надзор за безопасностью работ с взрывопожароопасными и сильнодействующими ядовитыми веществами;
в) совместно со штабом ГО округа, городов и районов, управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, органами санэпиднадзора осуществляет оценку (экспертизу) эксплуатации промышленных предприятий и организаций;
г) совместно со штабом ГО и ЧС округа, городов и районов принимает участие в согласовании нормативно-технической документации по использованию взрывопожароопасных веществ.
41. Комитет по транспорту и связи, Сургутское отделение Свердловской железной дороги:
а) определяют совместно со штабом по делам ГО и ЧС округа порядок использования транспортных средств для выполнения всех видов перевозок в интересах ГО, выполняют перевозки в соответствии с планами ГО округа по ликвидации ЧС и в военное время;
б) обеспечивают подготовку транспорта и оборудование транспортных средств для перевозок в интересах ГО;
в) обеспечивают совместно со штабом по делам ГО и ЧС округа проведение мероприятий;
г) по оповещению объектов, а также пассажиров о ЧС мирного времени и об угрозе нападения противника в военное время;
д) по санитарной обработке людей и обеззараживанию транспортных средств, объектов и портовых сооружений.
42. Окружное территориальное медицинское управление:
а) совместно со штабом ГО округа проводит подготовку населения по вопросам оказания первой медицинской помощи и ухода за больными, проводит подготовку личного состава невоенизированных формирований ГО (санитарных дружин, санитарных постов);
б) проводит пропаганду безвозмездного донорства и контролирует реализацию прав и льгот доноров, предусмотренных законодательством.
43. Комитет по средствам массовой информации и полиграфии, государственная телерадиокомпания "Югория", редакция газеты "Новости Югры" и другие окружные средства массовой информации:
а) организуют телевизионные и радиопередачи, а также освещение в печати вопросов ГО;
б) обеспечивает совместно с "Хантымансийскокртелеком" и штабом ГО и ЧС округа передачу сигналов ГО, а также информацию для населения городов и районов по действиям в ЧС.
44. Второй отдел:
а) осуществляет контроль выполнения мероприятий по повышению мобилизационной готовности предприятий, учреждений, организаций округа и важнейших промышленно-экономических объектов;
б) разрабатывает мобилизационный план округа на расчетный год;
в) координирует работы по сохранению, созданию и использованию страхового фонда документации на продукцию, включаемую в мобилизационные планы, на объекты повышенного риска и системы жизнеобеспечения населения.
45. Руководители комитетов, управлений, создающие службы ГО, руководствуются настоящим Положением и Положением о соответствующей службе.
4. Обязанности и права штаба по делам ГО и ЧС Ханты-Мансийского
автономного округа 46. Штаб по делам ГО и ЧС - орган управления ГО Ханты-Мансийского автономного округа. Он предназначен для руководства подготовкой ГО округа и управления подчиненными органами и силами при практическом выполнении задач мирного и военного времени.
Свою работу штабы по делам ГО и ЧС округа, городов и районов осуществляют в соответствии с настоящим положением и положением о штабе по делам ГО и ЧС.
Штабы по делам ГО и ЧС округа, городов и районов выполняют функции рабочих органов соответственно окружных, городских и районных комиссий по ЧС.
Штаб по делам ГО и ЧС округа организует собственную, не запрещенную действующим законодательством РФ, хозяйственную деятельность, направленную на совершенствование ГО.
Представители штаба по делам ГО и ЧС округа имеют право беспрепятственного прохода в любые органы управления предприятий, учреждений, организаций на территории округа для выполнения возложенных на них функций и получения необходимой информации по ГО и ЧС.
Начальники штабов по делам ГО и ЧС округа, городов и районов, а также уполномоченные ими лица имеют право выдавать руководителям предприятий, учреждений и организаций по вопросам ГО предписания, имеющие силу распоряжений руководителей соответствующих территориальных структур.
47. Основными обязанностями штаба по делам ГО и ЧС округа являются:
а) организация контроля за радиационной, химической и бактериологической обстановкой;
б) организация наблюдения и лабораторного контроля за объектами окружающей среды;
в) прогнозирование возможной обстановки, которая может сложиться при стихийных бедствиях, крупных авариях, катастрофах, а также после нападения противника;
г) планирование мероприятий ГО на мирное и военное время, получение в установленном порядке от органов государственной статистики, органов местного самоуправления предприятий, учреждений, организаций информаций и сведений, необходимых для выполнения возложенных на штаб ГО и ЧС задач;
д) методическое руководство и контроль за состоянием планов ГО по предупреждению и ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, стихийных бедствий и планов на военное время администраций городов и районов, предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовых форм и принадлежности;
е) поддержание органов управления и невоенизированных формирований ГО в постоянной готовности к решению возложенных на них задач;
ж) обеспечение постоянной готовности системы управления, оповещения и связи;
з) организация и контроль за выполнением мероприятий по защите населения и его жизнеобеспечению, проведению в установленном порядке проверок органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций;
и) привлечение специалистов для участия в проведении экспертизы территорий, потенциально опасных объектов и производств, осуществлению контроля за строительством, дооборудованием и содержанием защитных сооружений ГО;
к) участие в организации и контроле за проведением мероприятий по повышению устойчивого функционирования предприятий, учреждений, организаций, объектов экономики в мирное и военное время;
л) организация и контроль за подготовкой по ГО всех категорий населения;
м) управление проведением спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и военного нападения;
н) организация обеспечения действий сил ГО и их взаимодействия в ходе выполнения задач;
о) поддержание взаимодействия с органами военного командования при совместном выполнении задач в мирное и военное время.
Кроме указанных задач штаб по делам ГО и ЧС округа в зависимости от обстановки выполняет и другие функции, определенные распоряжением Главы Администрации округа.
48. Начальник штаба по делам ГО и ЧС несет полную ответственность за выполнение всех задач, возложенных на штаб. Начальник штаба - заместитель Главы Администрации округа имеет право от его имени отдавать распоряжения по вопросам ГО подчиненным Главе Администрации округа должностным лицам, органам управления и формированиям. О наиболее важных распоряжениях, отданных по собственной инициативе, начальник штаба по делам ГО и ЧС докладывает Главе Администрации округа.
5. Общие обязанности руководителей предприятий, учреждений, организаций, в области ГО.
49. Обязанности предприятий, учреждений, организаций в области ГО.
Предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно правовых форм и принадлежности:
а) планируют и осуществляют мероприятия по защите рабочих и служащих, основных производственных фондов, продовольствия, водоисточников, сырья, фуража и продукции, сельскохозяйственных животных и растений от воздействия средств поражения в соответствии с нормативами, утвержденными Правительством РФ, разрабатывают планы ГО предприятий, учреждений и организаций на военное время;
б) проводят мероприятия, направленные на повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в военное время;
в) создают и поддерживают в готовности невоенизированные формирования ГО;
г) осуществляют обучение по ГО рабочих и служащих, а также населения, проживающего в ведомственных жилых домах;
д) организуют проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на соответствующих предприятиях, в учреждениях и организациях;
е) создают и поддерживают в постоянной готовности локальные системы оповещения;
ж) создают необходимые условия рабочим и служащим для выполнения ими обязанностей по ГО.
50. Обязанности руководителей предприятий, учреждений, организаций по ГО.
Предприятия, учреждения и организации независимо от организационно правовых форм и принадлежности, проводят в полном объеме мероприятия, направленные на выполнение задач ГО. Вновь создаваемые предприятия, учреждения и организации должны учитываться в штабе по делам ГО и ЧС города и района.
51. Руководитель предприятия, учреждения и организации осуществляет непосредственное руководство ГО и несет личную ответственность за ее постоянную готовность, своевременное выполнение задач ГО и безопасность своих сотрудников.
52. На руководителя возлагается:
а) разработка планов ГО на мирное и военное время и ввод этих планов в действие в установленном порядке;
б) организация управления ГО, связи и оповещения;
в) осуществление в установленном порядке оповещения рабочих и служащих об угрозе возникновения и возникновении ЧС;
г) создание служб и невоенизированных формирований ГО, укомплектование их личным составом, оснащение техникой и специальным имуществом;
д) обеспечение заблаговременного строительства защитных сооружений ГО и их правильного содержания, эксплуатации и использования;
е) обеспечение накопления, хранения и поддержания в готовности индивидуальных средств защиты и специального имущества ГО, выдача их в установленном порядке;
ж) изучение и заблаговременная подготовка базы для размещения в загородной зоне людей, подлежащих эвакуации и рассредоточению по плану ГО;
з) организация и проведение в установленном порядке эвакуационных мероприятий;
и) разработка и проведение мероприятий по повышению устойчивости работы при возникновении ЧС в мирное и военное время, осуществление мероприятий по предупреждению, снижению тяжести последствий производственных аварий и катастроф;
к) обеспечение в установленном порядке укрываемых в защитных сооружениях людей продовольствием, медицинским имуществом, питьевой водой;
л) проведение мероприятий по защите имеющихся запасов продовольствия, питьевой воды и источников водоснабжения от радиоактивного, химического и бактериального заражения;
м) проведение мероприятий по светомаскировке;
н) подготовка штаба, служб невоенизированных формирований ГО, а также обучение ГО рабочих и служащих;
о) личное руководство проведением спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС мирного и военного времени;
п) разработка и представление в вышестоящие организации предложений по мероприятиям ГО, требующим капитальных вложений и материально-технических средств.
53. Трудовые коллективы осуществляют непосредственное и активное участие в обсуждении решений вопросов, связанных с осуществлением мероприятий ГО, использованием средств на ее нужды и созданием резерва для функционирования в ЧС, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями, катастрофами, а также воздействием противника.
Руководители коллективов воспитывают своих членов в духе высокой моральной ответственности за выполнение ими обязанностей по ГО и повышение готовности к действиям в ЧС.
6. Права и обязанности населения Ханты-Мансийского автономного округа в области ГО.
54. Общие права и обязанности население округа:
а) имеют право на защиту своей жизни и здоровья от последствий военных действий, безвозмездное пользование средствами коллективной и индивидуальной защиты. Населению, пострадавшему от военных действий, предоставляется медицинская, материальная, финансовая помощь и создаются необходимые условия для жизни;
б) обязаны соблюдать требования законодательных и других нормативных актов по ГО, принимать участие в выполнении мероприятий ГО, а также проходить обучение по ГО.
55. Граждане, проживающие или работающие на территории округа, имеют право:
а) на защиту, эффективную помощь и жизнеобеспечение при возникновении ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями, а также применением противником современных средств поражения;
б) пользоваться при этом средствами коллективной и индивидуальной защиты, материально-технического обеспечения и другим имуществом ГО, получать жилье, продовольствие, предметы первой необходимости, материальную и финансовую помощь при потере крова и средств существования в порядке и по нормам, установленным Администрацией округа;
в) знать о потенциальной опасности, создаваемой определенными производственными процессами и технологиями;
г) проходить обучение, получать знания и практические навыки по вопросам защиты населения от последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф современных средств поражения;
д) на получение компенсации за ущерб, причиненный здоровью при выполнении мероприятий и обязанностей в интересах ГО;
ж) на пенсионное обеспечение и другие льготы, предусмотренные законодательством РФ в случае увечья или потери трудоспособности при выполнении обязанностей по ГО;
з) на пенсионное обеспечение членов семей в связи с потерей кормильца (погибшего, получившего увечья или потерю трудоспособности) при выполнении обязанностей по ГО;
и) пользоваться бесплатно питанием, оборудованием, средствами защиты, транспортом и жилыми помещениями в период участия в составе сил ГО в ЧС и во время учений по ГО.
56. Граждане, проживающие или работающие в Ханты-Мансийском автономном округе, обязаны:
а) соблюдать законы и другие нормативные акты по ГО, а также приказы, распоряжения, указания органов управления ГО;
б) знать порядок доведения сигналов и информации о ЧС и умело действовать по ним;
в) знать основные способы и средства защиты от последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, применения противником современных средств поражения, уметь оказывать взаимо- и первую медицинскую помощь пострадавшим;
г) проходить обучение ГО;
д) участвовать в составе невоенизированных формирований в проведении спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф и в очагах поражения в военное время;
е) бережно относиться к материально-технической базе и имуществу ГО.
V. Финансирование и материальное обеспечение ГО округа
57. Финансирование мероприятий ГО осуществляется:
а) в окружной, городские и районные отделы и управления за счет бюджетных средств, выделяемых администрациями городов и районов (органами самоуправления) в пределах утвержденных смет расходов;
б) на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от организационно-правовых форм и принадлежности, за счет собственных средств, предусматриваемых в годовых и перспективных сметах.
Финансирование мероприятий ГО, требующих капитальных вложений, включая строительство защитных сооружений, пунктов управления, систем связи и оповещения, складов для хранения имущества ГО, осуществляется в соответствии с общим порядком финансирования.
Расходы, связанные с проведением мероприятий по защите населения спасательными и другими неотложными работами в ходе ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, компенсируются за счет средств фонда непредвиденных расходов окружной, городских, районных администраций, а также за счет предприятий, учреждений и организаций, по вине которых произошли аварии и катастрофы.
Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам ГО и ЧС осуществляется за счет окружного, городских, районных бюджетов, предприятий, учреждений и организаций, в интересах которых они проводятся.
58. Для обеспечения спасательных и других неотложных работ, защиты населения в условиях ЧС администрации округа, городов, районов планируют и создают окружные, городские, районные резервы средств защиты, приборов радиационно-химической разведки и дозиметрического контроля, средств дегазации, дезактивации, дезинфекции и других материально-технических средств.
Приобретение, содержание и освежение специального имущества в интересах населения округа, определяемого плановыми заданиями служб ГО округа, осуществляют за счет средств окружного, городских и районных бюджетов.
59. Штабы по делам ГО и ЧС, курсы ГО, учебно-методические центры ГО содержатся за счет окружного, городских и районных бюджетов.
Обеспечение учреждений ГО и ЧС округа, городов и районов служебными, хозяйственными и подсобными помещениями, штатным автотранспортом осуществляет администрация округа, городов и районов.
60. Штаб по делам ГО и ЧС округа может быть учредителем малых предприятий и других организационных структур с целью получения дополнительных средств для более эффективного решения задач ГО округа.
VI. Ответственность за нарушение положения о ГО
61. Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении либо ненадлежащем выполнении обязанностей по ГО, предусмотренных законодательством РФ, несут материальную, административную, и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы администрации Ханты-Мансийского АО от 15 июня 1995 г. N 126 "Об утверждении Положения о гражданской обороне... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.