Решение Думы Ханты-Мансийского АО от 25 января 1995 г. N 100
"Об утверждении Временного положения "Об административно-территориальном
устройстве Ханты-Мансийского автономного округа"
Законом Ханты-Мансийского АО от 31 мая 1999 г. N 19-оз настоящее решение признано утратившим силу
Дума Ханты-Мансийского автономного округа решила:
1. Утвердить Временное положение "Об административно-территориальном устройстве Ханты-Мансийского автономного округа", (прилагается)
2. Постоянной комиссии по вопросам законодательной деятельности организовать сбор и анализ предложений и дополнений и внести их для рассмотрения на очередное заседание окружной Думы.
Председатель Думы
Ханты-Мансийского
автономного округа |
С.С.Собянин |
г. Ханты-Мансийск
25 января 1995 г.
N 100
Временное Положение
"Об административно-территориальном устройстве
Ханты-Мансийского автономного округа"
(Утв. решением Думы Ханты-Мансийского АО от 25 января 1995 г. N 100)
Настоящее Временное положение устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации принципы административно-территориального устройства Ханты-Мансийского автономного округа, порядок образования, изменения и упразднения административно-территориальных единиц.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Временном положении
Административно-территориальное устройство - территориальная организация автономного округа, представляющая собой систему имеющихся в них административно-территориальных единиц. В соответствии с административно-территориальным устройством строится система местного самоуправления.
Административно-территориальная единица - часть территории в фиксированных границах с одним или несколькими поселениями, признанная в законодательном порядке самостоятельной единицей административно-территориального устройства.
Поселение (населенный пункт) - часть территории, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы и служащая постоянным, или сезонным местом проживания людей.
Городское поселение - населенный пункт, который, исходя из характера занятий большинства его жителей, отнесен в установленном законодательством порядке к категории городов или поселков городского типа.
Город окружного значения (окружной город) - населенный пункт, являющийся в автономном округе промышленным или культурным центром с численностью населения не менее двадцати тысяч человек.
Город районного значения (районный город) - населенный пункт, являющийся промышленным или культурным центром с численностью населения не менее пятнадцати тысяч человек.
Рабочий поселок (поселок городского типа) - населенный пункт, на территории которого имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие экономически важные объекты.
Сельское поселение - населенный пункт (село, деревня, сельский поселок), который не отнесен к категории городских поселений и рабочих поселков.
Сельсовет (волость) - административно-территориальная единица, которая своими фиксированными границами охватывает один или несколько населенных пунктов вместе с принадлежащими к ним землями.
Район - административно-территориальная единица, которая объединяет в своих границах несколько сельсоветов (волостей), а также городские поселения, кроме окружных городов.
Городской район - часть территории города, выделенная в целях рационального управления городским хозяйством, улучшения обслуживания населения города и приближения органов местного самоуправления в городе к населению.
Национальное сельское поселение, сельсовет, район - сельское поселение, сельсовет, район, которым в связи с их заселенностью преимущественно лицами, относящимися к национальным, этническим меньшинствам, коренным малочисленным народам Севера, в установленном законодательством порядке придан статус национального сельского поселения, сельсовета или района, учитывающий исконные виды хозяйственной деятельности , язык, культурно-бытовые традиции данной национальной , этнической группы или коренного малочисленного народа.
Административный центр - городское или сельское поселение, которое в установленном законодательством порядке определено как место постоянного нахождения органов местного самоуправления сельсовета, района.
Закрытое административно-территориальное образование - административно-территориальная единица, порядок образования и статус которой определен Законом Российской Федерации о закрытом административно-территориальном образовании.
Статья 2. Принципы административно-территориального устройства
1. Административно-территориальное устройство автономного округа основывается на следующих принципах:
а) соответствие исторически сложившейся системе расселения в округе и устойчивым тенденциям ее развития;
б) создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов местного самоуправления, участия населения в их работе;
в) обеспечение местному населению здоровой и безопасной среды обитания;
г) содействие рациональному использованию природных ресурсов и всего экономического потенциала территории, развитию ее социальной инфраструктуры, системы коммуникаций;
д) развитие национальных культур, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, национальных и этнических групп, проживающих на данной территории.
2. Порядок образования и изменения территориальных единиц основывается на следующих принципах:
а) принятие решений об образовании, изменении и упразднении административно-территориальных единиц относится к полномочиям Думы Ханты-Мансийского автономного округа (окружной Думы);
б) право внесения вопросов административно-территориального устройства на разрешение окружной Думой принадлежит заинтересованным органам местного самоуправления, главе администрации округа;
в) принятие окружной Думой решения по вопросам административно-территориального устройства допускается при соблюдении установленной Положением всей процедуры, в том числе требований о выявлении мнения населения, органов местного самоуправления, проведении необходимых экспертиз;
г) при рассмотрении предложения об образовании, изменении или упразднении административно-территориальных единиц, в первую очередь должна быть выявлена возможность разрешения экономических, социальных и организационно-управленческих проблем, служащих обоснованию внесенного предложения.
Статья 3. Схема административно-территориального устройства
1. Автономный округ непосредственно подразделяется на районы и окружные города.
2. Район непосредственно подразделяется на сельсоветы, поселки городского типа и районные города, составляющие в системе административно-территориального устройства первичный уровень
3. Сельсоветы, поселки городского типа и районные города могут быть в установленном законом порядке присоединены к окружному городу, который в этом случае выступает по отношению к ним как административно-территориальная единица высшего уровня.
4. Сельсоветы, поселки городского типа и города могут на договорных началах, в установленном законом порядке, образовывать совместно управляемые территории, сохраняя свой статус административно-территориальных единиц.
Статья 4. Критерии образования и преобразования административно-территориальных единиц
1. При образовании сельсоветов учитывается наличие относительного крупного сельского поселения или группы соседствующих небольших поселений, тяготеющих к одному из них как административному, торговому и культурно-бытовому центру, транспортная доступность такого поселения, возможность организации в границах данной территории минимально необходимых коммунально-бытовых и социально-культурных услуг населению.
2. При образовании районов учитывается сложившееся на данной территории сочетание сельскохозяйственного и иного производства, обслуживающего нужды населения, тяготение сельсоветов и городских поселений к определенному центру, состояние путей сообщения и средств связи между поселениями, численность населения и общий экономический потенциал территории, достаточный для функционирования объектов производственной и социальной инфраструктуры межпоселенного значения.
3. При отнесении поселений к категории поселков городского типа должны учитываться наличие производственного или социальнокультурного объекта, при котором формировался данный населенный пункт, а также численность и характер занятости населения.
4. При отнесении поселения к районным или окружным городским учитывается численность и характер занятости населения, хозяйственное, социально-культурное и историческое значение данного поселения, его влияние на социально-экономическое развитие прилегающих территорий.
5. При образовании районов в городах учитывается численность населения города, характер его застройки, интересы рациональной организации управления городским хозяйством и социально-культурным, коммунально-бытовым обслуживанием населения.
Статья 5. Нормативно-правовое регулирование административно-территориальное устройство округа
1. Нормативно-правовое регулирование административно-территориального устройства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом Ханты-Мансийского автономного округа (Основным законом) и настоящим Положением.
Глава 2. Образование, изменение, упразднение
административно-территориальных единиц
Статья 6. Образование, изменение, упразднение сельсоветов и районов
К исключительному ведению окружной Думы относится принятие решений по следующим вопросам:
1. Образование сельсоветов путем слияния сельсоветов, разделение территории соответствующего сельсовета, выделение в состав нового сельсовета части территории двух или более сопредельных административно-территориальных единиц.
2. Образование районов путем слияния районов, разделение территории существующего района, выделение в состав образуемого р8айона частей территории двух или более сопредельных административно-территориальных единиц.
3. Изменение границ сельсовета, района, установление и изменение их наименования, а также административного центра.
4. Упразднение сельсовета, района с передачей всей его территории в состав других административно-территориальных единиц.
5. Отнесение к категории поселков городского типа или районного, окружного города, а такж6е изменение статуса поселения.
6. Изменение городской черты , а также границы поселка городского типа.
Статья 7. Образование, изменение границ, наименования, упразднение городских районов
1. Образование, изменение границ, наименование и переименование, упразднение городских районов производится по решениям окружной Думы по представлениям представительных органов местного самоуправления соответствующего города.
Статья 8. Образование и изменение статуса национального сельсовета, национального района
Образование и изменение статуса национального района или национального сельсовета производится в порядке, предусмотренном настоящим законом для образования, изменения и упразднения района и сельсовета, с учетом выраженной путем референдума воли большинства населения их и соблюдении всех требований законодательства Российской Федерации, автономного округа о защите прав и интересов национальных, этнических меньшинств, коренных малочисленных народов Севера.
Статья 9. Статус поселений, не являющихся территориальными единицами
Придание населенным местам статуса поселений (населенных пунктов), не являющихся самостоятельными территориальными единицами, и ликвидация такого их статуса в результате слияния данного поселения с другим и утраты им признаков поселения соответствующего районного или городского представительного органа местного самоуправления.
Статья 10. Сохранение целостности административно-территориальных единиц в составе преобразуемых районов и сельсоветов
1. При образовании, изменении границ или упразднении района, как правило, сохраняется территориальная целостность сельсоветов и 8 городских поселений , находившихся в границах района.
2. При изменении границ или упразднении сельсовета сохраняется территориальная целостность сельских поселений, находившихся в границах сельсовета.
Статья 11. Сохранение при преобразовании административно-территориальных единиц существующих границ землепользования
При преобразовании административно-территориальных единиц должны сохраняться установленные в порядке, предусмотренном законодательством, границы землепользования, независимо от форм собственности на землю.
Статья 12. Сохранение районами, городами и сельсоветами своего статуса при формировании системы местного самоуправления, единой для различных территорий
1. При возложении на органы местного самоуправления города, районного центра или района функций управления, соответственно, прилегающим районом или городом - районным центром как город, так и район сохраняют свой статус самостоятельных административно-территориальных единиц.
2. При возложении на органы местного самоуправления районного города функций управления прилегающими сельсоветами как город, так и сельсоветы сохраняют статус административно-территориальных единиц.
Статья 13. Право внесения предложений по вопросам административно-территориальных преобразований
Право внесения на разрешение окружной Думой предложений об образовании, изменении и упразднении административно-территориальных и территориальных единиц принадлежит постоянной комиссии окружной Думы, к ведению которой отнесены вопросы местного самоуправления, главе администрации округа, органам местного самоуправления.
Статья 14. Порядок принятия решений по установлению и применению наименований административно-территориальных единиц и поселений
Принятие окружной Думой решений об установлении наименования или переименования административно-территориальных единиц и поселений, не являющихся административно-территориальными единицами, производится по предварительному согласованию с Федеральной комиссией по географическим названиям.
Статья 15. Обязательность выявления мнения населения по вопросам предлагаемых преобразований административно-территориального устройства
1. По вопросам предлагаемых преобразований, предусмотренных настоящим законом, в обязательном порядке выявляется мнение населения, которого непосредственно эти преобразования касаются.
Выявление мнения населения соответствующих территорий осуществляется путем проведения собраний (сходов), конференций жителей или местных референдумов.
При изменении статуса районного города на статус окружного города обязательно выявление мнения населения района, в составе которого он находится.
2. Результаты собраний (конференций) и референдумов по вопросам предлагаемых преобразований доводятся до сведения окружной Думы.
Статья 16. Документы, прилагаемые к представлениям о принятии решений по вопросам преобразований в административно-территориальном устройстве
1. При преобразовании и упразднении районов и перенесении их административных центров представляются следующие документы:
решения органов местного самоуправления; объяснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений, сведения о размере территории, количестве районных городов, поселков городского типа, дачных поселков, сельсоветов, населенных пунктов, численности населения, количестве сельскохозяйственных предприятий и их посевных площадях, перечень основных промышленных предприятий, социально-культурных учреждений, строительных и транспортных предприятий, их производственные показатели, численность работающих на каждом из них, сведения об имеющихся и предусматриваемых в связи с вносимым предложением структуре и штатах органов местного самоуправления, источниках покрытия дополнительных расходов на их содержание, предложения о наименовании района и объяснение этого наименования, предложения о порядке образования органов местного самоуправления;
характеристика населенного пункта, в котором размещается или будет размещен административный центр района, содержащая сведения о географическом положении по отношению к территории района, численности населения, перечень предприятий и организаций, сведения о наличии помещений для размещения районных организаций и жилья для работников этих организаций, о расходах финансовых средств, связанных с перенесением административного центра района, состоянии путей сообщения и средств связи от административного центра района до сельсоветов, наименование ближайшей железнодорожной станции и расстояние до нее;
схематическая карта предлагаемых преобразований; карта должна иметь масштаб и условные обозначения и заверена главами местного самоуправления всех заинтересованных сторон, подписи скреплены печатями; заключение администрации автономного округа.
2. При отнесении населенных пунктов к категории городов, поселков городского типа представляются следующие документы:
решения органов местного самоуправления; объяснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений и сведения об общей численности населения, перечень основных предприятий и организаций, учреждений, их производственные показатели, сведения о размере территории населенного пункта с указанием основных землепользователей, наименование ближайшей железнодорожной станции и расстояние до нее, сведения о годовом бюджете, об имеющихся и предусматриваемых штатах, структуре органов самоуправления, источниках покрытия дополнительных расходов, наличии помещений для их размещения, предложения о наименовании;
схематическая карта (план) с указанием черты, территории и экспликации присоединяемых земель; карта должна иметь масштаб и условные обозначения и заверена главами местного самоуправления всех заинтересованных сторон, подписи заверены печатями;
заключение администрации автономного округа.
3. При переименовании административно-территориальных единиц, а также при наименовании вновь возникших населенных пунктов предоставляются следующие документы:
решение органа местного самоуправления административно-территориальной единицы, которая подлежит переименованию, или решение соответствующего органа местного самоуправления, которому подчинен вновь возникший населенный пункт;
объяснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений и сведения о численности и национальном составе населения, наличии в нем почтово-телеграфного учреждения или железнодорожной станции и их наименовании, объяснение нового наименования с указанием, имеются ли на территории округа населенные пункты с подобными наименованиями;
заключение администрации автономного округа.
Статья 17. Разрешение споров по вопросам территориального устройства
1. Решение окружной Думы по вопросу об образовании, изменении или упразднении административно-территориальной единицы или поселения, не имеющего такого статуса, принятое с нарушением установленного порядка решения вопросов административно-территориального устройства, может быть обжаловано в окружном суде.
2. При возникновении спора о целесообразности предложенного преобразования председатель окружной Думы вправе создать согласительную комиссию с участием представителей заинтересованных сторон. Результаты работы комиссии учитываются Думой при рассмотрении внесенного предложения и принятии решения по существу.
Статья 18. Сроки повторного рассмотрения окружной Думой отклоненного им предложения о преобразовании административно-территориального устройства
В случае, если окружная Дума приняла решение об отклонении предложенного преобразования как нецелесообразного, повторное предложение Думе по этому же вопросу может быть рассмотрено не ранее, чем через один год после его рассмотрения окружной Думой.
Статья 19. Учет и регистрация административно-территориальных единиц и населенных пунктов
1. Учет и регистрация административно-территориальных единиц и населенных пунктов, а также регистрация вновь возникших населенных пунктов, объединение населенных пунктов, изменение их подчиненности, исключение из учетных данных населенных пунктов производится Организационным отделом окружной Думы.
2. Учету и регистрации подлежат все административно-территориальные единицы, а также населенные пункты, имеющие закрепленную за ними территорию и постоянно проживающее в них население.
3. Населенные пункты, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения в системе какой-либо отрасли, а также одиночные дома не составляют самостоятельные населенные пункты и числятся за теми населенными пунктами, с которыми они связаны в административном или территориальном отношении.
4. Регистрация вновь возникших населенных пунктов производится по представлению соответствующих органов местного самоуправления.
В представлении о регистрации вновь возникших населенных пунктов указывается: месторасположение населенного пункта (расстояние до центра сельсовета, района, ближайшей железнодорожной станции, почтового отделения); причины его возникновения; когда и кем отведено место для населенного пункта и утвержден план его застройки; количество населения и его состав; национальный состав; предлагаемое наименование населенного пункта и обоснование этого наименования.
5. В тех случаях, когда населенные пункты фактически слились между собой, они могут быть объединены в единый населенный пункт.
При объединении населенных пунктов за укрупненным населенным пунктом сохраняется одно из прежних наименований. Преимущественно сохраняется наименование того населенного пункта, в котором имеется учреждение связи или железнодорожная станция, с тем, чтобы наименование этих объектов совпадало с наименованием населенного пункта.
Присвоение объединенному населенному пункту нового наименования производится в порядке, предусмотренном настоящим законом для переименования населенных пунктов.
6. Населенные пункты, из которых выехали или переселились жители, подлежат исключению из учетных данных. Из учетных данных также исключаются населенные пункты, которые вошли в состав городов, рабочих, дачных поселков или объединены с другими населенными пунктами.
Глава 3. Заключительные положения
Статья 20. Вступление настоящего Временного положения в силу
Настоящее Временное положение вступает в силу с момента его принятия.
Со дня введения в действие настоящего Положения решение малого Совета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа "О Положении о порядке решения вопросов административно-территориального устройства Ханты-Мансийского автономного округа" от 24 декабря 1992 года N 151 утрачивает силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы Ханты-Мансийского АО от 25 января 1995 г. N 100 "Об утверждении Временного положения "Об административно-территориальном устройстве Ханты-Мансийского автономного округа"
Временное положение, утвержденное настоящим решением, вступает в силу с момента его принятия
Текст документа на момент включения в базу официально опубликован не был
Законом Ханты-Мансийского АО от 31 мая 1999 г. N 19-оз настоящее решение признано утратившим силу