Распоряжение Главы Администрации Ханты-Мансийского АО от 24 августа 1994 г. N 760-р
"Об утверждении Соглашения о совместном решении задач в области
гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды
на территории Ханты-Мансийского автономного округа"
Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского АО от 2 июля 2003 г. N 140 настоящее Распоряжение признано утратившим силу
В целях обеспечения совместного решения задач в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, согласно ст.72 п. "д" Конституции Российской Федерации:
1. Утвердить:
- Соглашение о совместном решении задач в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа (приложение 1);
- Программу работ Ханты-Мансийского Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа (приложение 2);
- направить Соглашение и Программу на заключение и утверждение в Росгидромет Российской Федерации.
2. Комитету по финансам и налоговой политике (А.К.Перевалов) предусмотреть, начиная с III квартала 1994 года, финансирование окружного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на укрепление материальнотехнической базы в пределах 200 млн.рублей.
3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя главы администрации округа Л.И.Калашникова.
Глава администрации округа |
А.В.Филипенко |
Приложение 1
к распоряжению главы
администрации округа
от 24 августа 1994 г. N 760-р
Утверждаю
Руководитель Росгидромета
_____________ А.И.Бедрицкий
Соглашение
о совместном решении в области гидрометеорологии и мониторинга
загрязнения окружающей природной среды на территории
Ханты-Мансийского автономного округа
Настоящий документ разработан с целью определения согласованных механизмов выполнения на территории Х-Мансийского автономного округа работ в области охраны окружающей среды и осуществления мер по борьбе со стихийными бедствиями, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Конкретная область компетенции Росгидромет, как специально уполномоченного органа федеральной исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, а также по осуществлению мер борьбы со стихийными бедствиями определяется Положением о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденным Правительством Российской Федерации, а орган исполнительной власти Х-Мансийского автономного округа - законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
1. Основные цели и задачи
1.1. Определение механизма взаимодействия Росгидромета и Ханты-Мансийского окружного Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, как специально уполномоченных органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации по указанным направлениям деятельности, и органов исполнительной власти Х-Мансийского автономного округа по обеспечению решения на территории округа задач в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды.
1.2. Совершенствование деятельности единой государственной службы наблюдения за гидрометеорологическими процессами и состоянием загрязнения окружающей природной среды Российской Федерации, включающей в себя Х-Мансийский автономный округ, в целях решения федеральных задач, а также задач, представляющих интерес для властных и хозяйственных структур автономного округа.
1.3. Обеспечение координации деятельности соответствующих подсистем наблюдений на территории округа в рамках единой государственной службы наблюдения за гидрометеорологическими процессами и состоянием загрязнения окружающей природной среды.
1.4. Сочетание возможностей федерального и местного бюджетов для финансирования работ, направленных на повышение эффективности прогнозирования стихийных гидрометеорологических явлений, совершенствование единой государственной службы наблюдения за гидрометеорологическими процессами и состоянием окружающей природной среды на территории округа в целях успешного функционирования отраслей экономики, защиты жизни населения, снижения экономического ущерба от стихийных гидрометеорологических явлений и загрязнения окружающей природной среды.
1.5. Обеспечение единого методического и информационного подхода при проведении гидрометеорологических наблюдений и мониторинга загрязнения окружающей природной среды на территории округа и Российской Федерации в целом.
2. Механизм совместного решения задач в области гидрометеорологии
и мониторинга загрязнения окружающей природной среды.
2.1. Совместным решением Росгидромета и органа исполнительной власти Х-Мансийского автономного округа в положение о ЦГМС Х-Мансийск могут вноситься необходимые дополнения, учитывающие задачи в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, представляющие интерес для администрации и организаций, расположенных на территории округа.
2.2. Окружным Центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ежегодно разрабатывается, утверждается администрацией автономного округа и Росгидрометом программа работ по гидрометеорологическому обеспечению и контролю за загрязнением окружающей среды (приложение 1). В программе отражаются вопросы реализации следующих задач:
- федерального уровня - обеспечение наблюдений на опорных постах наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в городах, существующих пунктах наблюдений на водных объектах, трансграничных и фоновых станциях наблюдений, пунктах наблюдений за радиоактивным загрязнением окружающей природной среды и т.д., проведение работ в аварийных ситуациях, связанных с загрязнением окружающей природной среды на территории нескольких субъектов Федерации.
- территориального уровня - обеспечение наблюдений на постах, предназначенных для оценки уровней загрязнения атмосферного воздуха, характерных для конкретного района, города, проведение подфакельных, маршрутных, экспедиционных наблюдений и обследований; на дополнительной наземной наблюдательной сети гидрометеорологических станций и постов, характеризующих местные, локальные условия, или организованных в интересах местных потребителей информации, проведение работ по сценке загрязнения окружающей природной среды в результате аварий на нефтепромыслах, трубопроводах, заводах и т.д.
- обобщение, анализ и представление гидрометеорологической информации и данных о загрязнении окружающей природной среды органам исполнительной власти федерального и местного уровня, отраслям экономики и населению округа, а также соответствующим подразделениям единой государственной службы наблюдений за гидрометеорологическими процессами и состоянием загрязнения окружающей среды.
- материально-техническое и финансовое (федеральный бюджет, бюджет автономного округа, внебюджетные фонды), обеспечение деятельности окружного Центра по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения окружающей среды.
- решение социальных вопросов. Распространение льгот и дотаций, применяемых в бюджетных организациях округа, на специалистов территориальной подсистемы наблюдений и мониторинга загрязнения окружающей среды.
2.3. Обеспечение единства измерений, организация обобщения информации о загрязнении окружающей природной среды в рамках единой государственной службы наблюдения за гидрометеорологическими процессами и состоянием загрязнения окружающей природной среды Российской Федерации в целом осуществляется Росгидрометом. Научно-методическое руководство и обобщение данных о состоянии природной среды по соответствующим направлениям выполняется за счет средств федерального бюджета учреждениями и организациями Росгидромета, перечисленных в приложении 2.
Приложение 2
к распоряжению главы
администрации округа
от 24 августа 1994 г. N 760-р
Утверждаю
Глава администрации
Ханты-Мансийского автономного
округа
___________А.В.Филипенко
"___"_______________1994 г.
Программа
работ Ханты-Мансийского окружного Центра по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды на территории Ханты-Мансийского
автономного округа
Введение
Программа работ окружного Центра по гидрометеорологии ежегодно разрабатывается в соответствии с "Соглашением о совместном решении задач в области гидрометеорологии и мониторинга окружной природной среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа".
На нефтепромыслах округа добывается большая часть нефти России. Применяемые технологии добычи, предельно изношенные внутрипромысловые трубопроводы, много лет назад построенные магистральные обуславливают большое количество аварийных выбросов. Число аварий, связанных с нефтью, нарастает из года в год.
Ввод в эксплуатацию месторождений, расположенных в поймах рек, предполагаемое строительство нефтеперерабатывающих заводов, ядерные испытания на Новой Земле в шестидесятые и последующие годы, ядерные взрывы на территории округа, поступление загрязняющих веществ из верховой Оби и Иртыша, подтопление территории округа в периоды весенне-летних половодий обуславливают потребность в мощной системе контроля за состоянием природной среды. Требуется тщательный анализ, оценка и прогноз дальнейшего развития ситуации.
Единственной структурой, способной выполнить эту многоплановую работу, является гидрометеорологическая служба.
На территории округа работают 18 гидрометеорологических станций, 48 гидрометеорологических и 24 гидрохимических поста, 15 авиаметеорологических станций, обеспечивающих полеты авиации.
Ведутся наблюдения за режимом рек, состоянием атмосферы с аэрологическим зондированием, радиоактивным фоном, уровнем загрязнения воды и воздуха, выпускаются качественные прогнозы погоды. В перспективе комплексная оценка состояния окружающей среды по отдельным территориям и в округе в целом.
Регулярные гидрометеорологические наблюдения на территории округа ведутся с 1893 года. За это время создана надежная, хотя и редкая по общепринятым меркам сеть станций и постов. Однако в последние годы из-за недостаточного финансирования закрыты 7 станций, 11 постов. Не закрыты, но и не работают по причине невозможности найти специалистов на предлагаемую зарплату 1 станция и 6 постов, на многих станциях неукомплектован штат.
Не проводятся наблюдения в Советском районе, не изучается большое количество малых рек, в бассейнах которых добывается нефть. - не отвечает современным требованиям и техническая оснащенность сети. Приборы и оборудование в большинстве устарели и физически и морально. Нет компьютерной сети, не хватает каналов связи.
Однако, благодаря высокой квалификации специалистов, их профессионализму и компетентности самые насущные проблемы окружных структур обеспечиваются качественно. При соответствующей современным требованиям материальной базе уровень обслуживания будет на несколько порядков выше.
Экономическая эффективность гидрометеорологического обеспечения в денежном выражении составляет миллиарды рублей. Ни один проект, будь то новые технологии эксплуатации нефтяных месторождений, строительство заводов, трубопровод и т.д. не может быть реализован без учета гидрометеорологических факторов.
В то же время средств, выделенных из федерального бюджета, хватает в основном, только на минимальную заработную плату (техник вместе с северными надбавками получает в месяц 90-120 тыс. рублей). На текущие хозяйственные расходы, содержание автомобилей, плавсредств, приобретение спецодежды, тепловодоснабжение, связь, ремонт служебного и жилого фонда деньги, практически, не выделяются. Такое положение сохраняется более двух лет.
На балансе ЦГМС находится двадцатиквартирный жилой дом, в котором 60 % квартир заняты жильцами, работающими в настоящее время в других организациях. Дом в течение двух лет находится в аварийном состоянии. Сгнили и провалились полы первого этажа, нарушилась канализация и отопление. Средств на капитальный ремонт нет.
При существующем положении дальнейшее функционирование структур гидрометслужбы практически невозможно. Поэтому Росгидромет решил предельно сократить сеть, оставив "скелет", опорные пункты и предоставить местным органам власти решить, нужна ли территориям полноценная гидрометеорологическая обеспеченность. Если нужна, то взять на себя часть расходов по ее содержанию.
Гидрометеорологические особенности и особенности загрязнения
окружающей природной среды на территории Ханты-Мансийского
автономного округа
Территорию Х-Мансийского автономного округа можно отнести к зоне чрезвычайной экологической ситуации. Особую опасность представляют загрязняющие вещества. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ по большинству определяющих ингредиентов превышаются во много раз.
Гидрометеорологическая информация и информация о загрязнении окружающей природной среды, получаемая от наблюдательных организаций, обработанная и обобщенная по специальным методикам, условно делится на два вида, один из которых предназначен для обслуживания органа исполнительной власти федерального уровня (через Росгидромет). Этот вид информации носит общий (фоновый) характер, позволяющий выделить главные особенности текущей гидрометеорологической обстановки и загрязнения окружающей среды. Для федерального уровня предназначена также информация об СГЯ, которые охватывает большие территории, и сведения о случаях ЭВЗ.
Эти же сведения, поскольку начало развития СГЯ и ЭВЗ связано с конкретным местами или территорией, доводятся одновременно руководству округа для принятия мер по ликвидации последствий СГЯ или ЭВЗ.
Другой вид информации, предназначенный для руководства автономного округа - это текущие и ожидаемые гидрометеорологические условия и уровни загрязнения окружающей природной среды. В отличии от информации, предназначенной для федерального уровня, эти сведения более детализированы по районам и отдельным населенным пунктам субъекта Российской Федерации.
Для получения такой более детальной информации требуется привлечение дополнительного числа станций и постов по сравнению с сетью необходимой для получения информации для федерального уровня исполнительной власти. В этом случае требуются также дополнительные затраты для обработки, обобщения и доведения информации до потребителя.
Указанные виды информации для местных органов власти доводятся окружным Центром по гидрометеорологии в форме план-схем обеспечения с указанием адресов и способов передачи информации (План-схема согласована и утверждена).
Кроме регулярных гидрометеорологических наблюдений важнейшей задачей ЦГМС Ханты-Мансийск является прогнозирование и обнаружение стихийных гидрометеорологических явлений (СГЯ), резких изменений погоды (РИП), предупреждение органов власти, народно-хозяйственных организаций и населения об этих явлениях и экстремально высоком загрязнении (ЭВЗ) окружающей среды с целью предотвращения экономического ущерба и гибели людей.
Зоной ответственности ЦГМС является территория Ханты-Мансийского округа. К стихийным гидрометеорологическим явлениям (СГЯ) относятся метеорологические, агрометеорологические и гидрологические явления воздействия которых может привести к гибели населения, нанести значительный ущерб основным отраслям хозяйства.
Гидрометеорологические явления считаются стихийными, если по своей интенсивности, району распространения и продолжительности достигают критериев, указанных ниже:
I. Метеорологические и агрометеорологические явления
I.I. Сильный ветер (в том числе шквал)
Скорость ветра при порывах 25 м/с и более
I.2. Смерчи
Сильный маломасштабный вихрь с вертикальной осью
I.3. Сильный ливень
Количество осадков 30 мм и более за 1 час. и менее
I.4. Сильный дождь
Количество осадков 50 мм и более за 12 час. и менее
I.5. Продолжительные дожди
Количество осадков 120 мм и более за 3 суток
I.6. Крупный град
Диаметр градин 20 мм и более
I.7. Сильный снегопад
Кол-во осадков 20 мм и более за 12 час. и менее
I.8. Сильная метель (включая низовую)
Выпадение (перенос) снега в сочетании с сильным ветром (скоростью 15 м/с и более)
I.9. Сильный гололед (сложное отложение)
Диаметр отложений льда на проводах гололедного станка 20 мм и более (для сложного отложения и налипания мокрого снега 35 мм и более)
I.10. Сильная песчаная (пыльная) буря
Перенос ветром (скорость 15 м/с и более) пыли (песка), сопровождающийся ухудшением видимости до 100 м и менее. (Подобное явление может наблюдаться на территории Кондинского района).
I.11. Сильный (продолжит.) мороз
Мороз, сохраняющийся в течении 3-х и более суток при минимальной температуре воздуха - 45 гр. и ниже, либо отрицательные аномалии тем-ры воздуха составляют 10 гр. и более в течении 10 суток и более
I.12. Сильная (продолжит.) жара
Жара, сохраняющаяся в течении 5 суток и более суток и более при максимальной температуре воздуха + 30 гр. и выше, либо положительные аномалии среднесуточной тем-ры воздуха составляют 10 гр. и более в течении 10 суток и более
I.13. Заморозки
Понижение тем-ры воздуха (поверхности почвы) ниже 0 гр. с 15 июня по 15 августа
I.14. Суховей
Сохранение в течении 3-х дней и более высокой (+25 гр. и выше) темп-ры воздуха при ветре 5 м/с и более и низкой (днем 30 проц. и менее) относительной влажности в период от цветения до созревания зерновых культур.
I.15. Сильные продолжительные туманы
Туман с метеорологической дальностью видимости 100 м и менее, продолжительность явления более 12 часов.
I.16. Чрезвычайная пожарная опасность
Показатель пожароопасности более 10000 гр. (по формуле В.Г.Нестерова)
I.17. Неблагоприятные для рассеивания вредных примесей метеорологические условия (НМУ)
При фактически наблюдающемся экстремально высоком загрязнении воздуха прогнозируется ситуация застоя в приземном слое атмосферы.
II. Гидрологические явления
2.1. Высокие уровни воды (при половодьях, дождевых паводках, заторах)
Превышение особоопасных (высоких) уровней воды для конкретного населенного пункта и хозяйственных объектов.
2.2. Низкие уровни воды
Уровни воды ниже проектных отметок водозаборных сооружений и навигационных уровней на судоходных реках в течение 10 дней и более
2.3. Раннее образование ледостава и появление льда на судоходных реках, озерах и водохранилищах
Явление с повторением не чаще, чем 1 раз в 10 лет
Сильный ветер (кроме шквалов и смерчей), ливень, сильный дождь, продолжительные дожди, сильный снегопад, сильная метель, сильная пыльная (песчаная) буря, сильные (продолжительные) мороз и жара, заморозки и суховеи относятся к СГЯ в тех случаях, когда они могут достигнуть (достигают) приведенных критериев на одной трети автономного округа. Остальные явления относятся к СГЯ независимо от территории распространения:
- к резким изменениям погоды (РИП) относятся такие изменения погоды, при которых метеорологические явления по интенсивности не достигают критериев стихийных, но могут затруднить или облегчить в отдельные периоды производственную деятельность отраслей народного хозяйства
- в период сева или уборки урожая (сенокоса) сухая погода сменяется дождливой
- после продолжительных дождей ожидается сухая погода
- в период лесных пожаров после сухой жаркой погоды ожидаются дожди
- резкое понижение температуры воздуха в зимний период.
В предупреждениях о возникновении стихийных метеорологических явлениях термин "МЕСТАМИ" может применяться только к явлениям шквал, смерч, град. Для остальных явлений необходимо указать район распространения.
В том случае, если в течение длительного времени на обслуживаемой территории сохраняются неблагоприятные (благоприятные) гидрометеорологические условия ЦГМС Ханты-Мансийск должен направить руководству местной администрации специальные доклады, в которых дается характеристика отмечавшихся явлений (условий), прогноз их измерения (сохранения).
III. Критерии экстремального высокого
загрязнения окружающей среды
3.1. Для атмосферного воздуха
- содержание одного или нескольких веществ, превышающих предельно допустимую среднесуточную концентрацию (ПДК) в 20-29 раз при сохранении этого уровня более 2 суток в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более в 50 и более раз
- обнаружение в ходе текущих наблюдений 10-кратного увеличения плотности выпадения радиоактивных веществ при 5-кратном увеличении их концентрации по сравнению с фоновым значением.
- обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека - резь в глазах, слезоточение, затрудненное дыхание, покраснение или другие изменения кожи (одновременно у нескольких десятков человек), появление устойчивого, не свойственного данной местности и сезону запаха и др.
- содержание радионуклидов в пробах выше ДКБ, предусмотренных Нормами радиационной безопасности (НРБ 76/87).
- выпадение подкрашенных дождей и других атмосферных осадков, появление в осадках специфического запаха или несвойственного привкуса.
3.2. Для поверхностных вод.
- максимально разовое содержание одного или нескольких нормируемых веществ в концентрациях, превышающих ПДК в 100 и более раз.
- содержание радионуклидов в пробах выше ДКБ, предусмотренных Нормами радиационной безопасности (НРБ 76/87).
- появление запаха воды интенсивностью более 4 баллов и не свойственного воде ранее
- покрытие пленкой (нефтяной, масляной и другого происхождения) более 1/3 поверхности водного объекта при его обозримой площади до 6 кв.км.
- покрытие пленкой поверхности водного объекта на площади 2 и более кв.км при его обозримой площади более 6 кв.км.
- снижение содержания растворенного кислорода до значения 2 мг/л и менее
- увеличение биологического потребления кислорода (БПК5) свыше 60 мг/О2/л
- массовая гибель моллюсков, раков, лягушек, рыб, других водных организмов и водной растительности.
3.3. Для почв.
- содержание загрязняющих веществ технологического происхождения в концентрациях 50 и более ПДК
- уровни мощности экспозиционной дозы гамма-излучения на местности, превышающие 60 мкр/час 100
- наличие резких изменений (не связанных с гидрометеоусловиями), выражающихся в гибели леса или других древесных и кустарниковых насаждений на площади более 2 га, изреженности или повреждении посевов на площади более 50 % отдельного поля.
- экстремально высокие уровни загрязнения окружающей среды, как правило, обусловлены аварийными и залповыми выбросами (сбросами) загрязняющих веществ. Информация об аварийных (залповых) выбросах (сбросах) загрязняющих веществ в окружающую среду передается в том же порядке, что и информация об ЭВЗ в следующих случаях:
- если аварийный выброс (сброс) привел к экстремально высокому загрязнению и оно зафиксировано аналитически или по визуальным признакам
- при увеличении объемов поступления сточных вод от стационарных источников загрязнения при увеличении концентрации загрязняющих веществ в сточных водах в 10 и более раз
- при попадании в окружающую среду от нестационарных источников загрязнения автомобильного, железнодорожного транспорта, судов, других плавсредств токсических загрязняющих веществ, для которых ПДК не установлены, нефтепродуктов в количестве 5 тонн и более
- при сбросе нефти и других продуктов из нефтепровода в количестве 10 тонн и более.
Порядок составления и согласования предупреждений
о возникновении СГЯ и передачи их в организации
и учреждения Госгидромета
1. Предупреждения (прогнозы) о возникновении СГЯ и РИП составляются ЦГМС Ханты-Мансийск по территории или отдельным районам территории округа на основании детального анализа аэросиноптических материалов и информации, получаемой с сети станций и постов, в том числе ведомственной (АМСГ), а также данных технических средств и метеорологических спутников.
2. При угрозе возникновения СГЯ ЦГМС обязан немедленно составить предупреждение (прогноз) с указанием времени возникновения, прогнозируемой продолжительности и интенсивности СГЯ и, по возможности, с указанием ожидаемого влияния на производственную деятельность или безопасность населения.
3. При необходимости уточнения времени возникновения, интенсивности или районов распространения стихийных явлений, составляется уточнение к предупреждению (прогнозу).
4. Если последующий анализ аэросиноптического материала показывает, что ожидавшееся ранее стихийное явление не возникает, то дается отмена предупреждения с максимально возможной заблаговременностью.
5. В случае, если стихийное явление прекратилось или ослабело, а затем возникло спустя 6 часов и более, то считается, что возникло новое стихийное явление и о нем необходимо составить новое предупреждение.
6. В случае, когда возникшее СГЯ не было предусмотрено прогнозом, составляется оповещение, в котором указывается время начала явления и его интенсивность, а также предупреждение о его предполагаемой продолжительности, максимальной интенсивности и возможности распространения на другие районы.
7. Дежурный прогнозист при угрозе возникновения СГЯ (ЭВЗ) немедленно ставит в известность об этом начальника ЦГМС, в его отсутствие - заместителя, для организации обсуждения и передачи штормового предупреждения на согласование в Омский ГМЦ.
8. В случаях угрозы внезапного возникновения стихийного явления (шквал, смерч, ливни, грозы) дежурный синоптик обязан без согласования с Омским ГМЦ передать предупреждение по схеме доведения об СГЯ и в ГМЦ.
9. Если ожидается, что стихийное явление может распространиться на территорию соседнего округа, области необходимо передать это предупреждение соседям.
10. Предупреждение о возникновении СГЯ передается за подписью начальника ЦГМС, в выходные и праздничные дни и ночью - за подписью дежурного прогнозиста с указанием, с кем из руководителей оно согласовано.
11. Омский ГМЦ рассылает телеграфные консультации о возможном развитии (сохранении) СГЯ на ближайшие трое суток.
12. После окончания СГЯ необходимо немедленно доложить в Омское УГМС об интенсивности, продолжительности и районе распространения явления, заблаговременности предупреждения о нем, а также о его влиянии на производственную деятельность отраслей хозяйства.
13. При необходимости, совместно с заинтересованными организациями проводятся обследования (маршрутные, авиационные) района распространения явления для оценки его воздействия.
14. Если СГЯ продолжается несколько суток, то донесения о его развитии и влиянии на производственную деятельность представляется ежедневно в Омское УГМС.
Порядок составления, согласования и доведения информации
о возникновении экстремально высокого загрязнения
окружающей среды
1. Оперативная информация об ЭВЗ окружающей среды и аварийных выбросах (сбросах) загрязняющих веществ составляется и доводится до заинтересованных организаций по районам своей ответственности ЦГМС Ханты-Мансийск:
Оперативная информация составляется на основании данных наблюдений комплексной лаборатории мониторинга окружающей среды, а также на основании сведений, поступивших от действующих на обслуживаемой территории гидрометпостов, ГМС, а также от государственных и коммерческих организаций и предприятий, граждан.
2. Сетевые подразделения Росгидромета на территории округа.
2.1. Гидрометпосты, ГМС на территории Ханты-Мансийского округа при установлении факта или получении информации об ЭВЗ, аварийном выбросе (сбросе) загрязняющих веществ обязаны:
- немедленно всеми видами имеющейся связи передать телеграммой с отметкой "Шторм" информацию в адрес ЦГМС Х-Мансийск.
- принять меры по проверке и уточнению сведений об ЭВЗ, поступивших от организаций и граждан.
- обследовать зону распространения ЭВЗ.
2.2. Комплексная лаборатория мониторинга ЦГМС Ханты-Мансийск на основании поступивших сообщений об ЭВЗ, аварийных выбросах загрязняющих веществ в окружающую среду, а также по собственным данным:
- немедленно подготавливает и направляет телеграмму с отметкой "Шторм" в адрес Омского УГМС, местных органов Минприроды, РСЧС, санэпидемнадзора, рыбоохраны, предприятий возможных источников загрязнения.
- осуществляет оперативное взаимодействие с местными контролирующими органами в целях уточнения (дополнения) информации, участвует в расследовании сложившейся ситуации.
- совместно с прогнозистами ЦГМС составляет оперативные прогнозы (и уточнения к ним) распространения зоны ЭВЗ окружающей среды и прогноза уровней концентрации основных загрязняющих веществ.
Взаимодействие ЦГМС Ханты-Мансийск и штаба по делам ГО
и ЧС Ханты-Мансийского округа. Доведение
информации до потребителей
1. В соответствии с Соглашением N 140-632 от 02.07.1993 г. и N 1-12/уд 19 -2 от 05.07.1993 г. о взаимодействии между ГКЧС России и Росгидромеом территориальные органы управления ГКЧС (Штаб по делам ГО и ЧС Ханты-Мансийского округа) обеспечивает:
- территориальные органы Росгидромета (ЦГМС Ханты-Мансийск) информацией об обстановке, сложившейся в районе стихийного бедствия в результате аварий, повлекших загрязнение природной среды.
- сведения об ущербе и несчастных случаях, вызванных природными бедствиями.
- специалистов ЦГМС Ханты-Мансийск транспортными средствами для выполнения специальных наблюдений, обследований районов ЧС, осуществляемых в интересах ГКЧС России.
2. Взаимодействие ЦГМС Ханты-Мансийск и штаба по делам ГО и ЧС ХМансийского округа осуществляется на основе локального соглашения предусматривающего взаимные обязательства. /Соглашение составлено и утверждено/.
3. ЦГМС, после составления предупреждения (оповещения) о возникновении СГЯ (ЭВЗ) обязан, немедленно передать текст предупреждения (оповещения) главам администрации соответствующих территорий и дежурному штаба по делам ГО и ЧС. Текст предупреждения (оповещения) фиксируется в специальном журнале с указанием времени составления и доведения информации.
4. ЦГМС Ханты-Мансийск и штаб по делам ГО и ЧС округа осуществляют совместное доведение текста предупреждения о СГЯ и ЭВЗ окружающей среды до местных органов власти и управления, заинтересованных организаций и населения в зоне своей ответственности в соответствии со схемой, разработанной для территории Х-Мансийского округа и согласованной с местными органами власти.
5. Гидрометстанции и посты, расположенные в городе или районном центре, при получении предупреждений о возникновении СГЯ или ЭВЗ обязаны немедленно довести предупреждение до городской (районной) дежурной службы РОЧС.
Организация гидрометобеспечения аварийно-спасательных
работ в районах стихийных бедсвий, аварий и катастроф
1. Руководители Омского УГМС, по их поручению начальник ЦГМС согласовывают со штабом ГО и ЧС порядок взаимодействия при чрезвычайных ситуациях. Этот порядок предусматривает передачу оперативно-производственным организациям Росгидромета сведений об авариях, катастрофах и других ЧС, проводимых аварийно-спасательных и восстановительных работах (АСВР) и передачу органам, руководящим проведением АСВР гидрометеорологической информации и данных о загрязнении окружающей среды.
2. Для заблаговременной организации и проведения работ, направленных на обеспечение АСВР в районах стихийных бедствий, аварий и катастроф, Омское УГМС создает в Ханты-Мансийском ЦГМС оперативную группу постоянной готовности (ОГПГ), возглавляемую начальником Омского управления и начальников ЦГМС. (Группа создана, порядок действий ЦГМС в случаях возникновения ЧС утвержден администрацией автономного округа).
3. В ОГПГ входят опытные специалисты, отвечающие за обеспечение АСВР: синоптик, гидролог, специалист по контролю за химическим и радиоактивным загрязнением окружающей среды.
4. В ОГПГ должны регулярно (не реже одного раза в полгода) проводиться тренировочные занятия.
5. Донесения о ходе работ по обеспечению АСВР передаются в Росгидгомет не реже одного раза в сутки, не позднее 10 час. мскв. вплоть до прекращения ЧС.
Обеспечение режимной информацией
Текущая информация о состоянии режима рек, погодных условиях, уровнях загрязненности среды доводится до организаций, предприятий и населения округа в форме гидрометеорологических бюллетеней, справок, обзоров, сообщений по телевидению и радио, в газетах. (Предприятия и организации имеют право заказать любую интересующую их информацию, которой располагает ЦГМС. При необходимости могут быть организованы экспедиционные исследования режима рек, фоновых концентраций загрязняющих веществ в районах нефтяных месторождений и населенных пунктах. Могут быть рассчитаны переносы загрязняющих веществ в зависимости от метеорологических условий).
Источники финансирования получения информации,
передаваемой для федерального и местного уровня
исполнительной власти
Информация, передаваемая Центром по гидрометеорологии для использования федеральным уровнем исполнительной власти, обеспечивается финансовыми и материальными ресурсами из федерального бюджета.
Обеспечение гидрометеорологической информацией и более подробными данными о загрязнении окружающей природной среды, передаваемыми исполнительной власти автономного округа, составляется за счет дополнительного источника финансирования со стороны администрации, экологических и других фондов.
Стоимость содержания имеющейся в округе сети станций и постов в 1994 году определяется в 2188 миллионов рублей без учета капитального ремонта служебных, жилых помещений, затрат на приобретение приборов и оборудования. Средняя заработная плата составит 220 тыс.рублей (в мае этого года она составила 120 тыс.рублей, наблюдатели постов получают по 40-70 тыс.рублей).
При условии, что финансирование из федерального бюджета в настоящее время равняется 60 % от потребности, из местного бюджета на содержание имеющейся сети выделяется 40 % от потребности - 875,2 миллиона рублей. В первом и четвертом кварталах по 22 %, во втором и третьем по 28 % от общей суммы.
На капитальный ремонт служебных и жилых помещений выделяется 510 миллионов рублей (из этой суммы в июне 1994 года на капитальный ремонт жилого двадцатиквартирного дома в Ханты-Мансийске выделяется 472 миллиона рублей. На капитальный и текущий ремонт служебных помещений в Ханты-Мансийске 35 млн.руб. Смета прилагается).
С учетом сложившейся и прогнозируемой экологической ситуации гидрометеорологическая сеть должна быть расширена и усовершенствована. Для этого предусматривается в 1994-1996 гг. за счет местного бюджета:
1. Организовать радиометрические наблюдения на всех станциях и постах.
2. Организовать режимные работы и наблюдения на АМСГ Советский.
3. За счет повышения заработной платы наблюдателей вновь открыть неработающие гидрологические и гидрохимические посты в Агане, Лянторском, Новоаганске, Большетархово, Карымкарах, Согоме, открыть пост в районе Южно-Балыкского ГПЗ. Профинансировать работу гидрохимических постов на 2 створа в Нижневартовске, Сургуте, Нефтеюганске, Октябрьском, Х-Мансийске.
4. Обеспечить посты и станции лодками, подвесными моторами, снегоходами.
5. Начать компьютеризацию сети с арендой каналов.
6. Обеспечить финансирование аренды средств связи.
7. Закупить аэрологическую станцию АВК-IM для Ханты-Мансийска. (имеющаяся станция "Метеорит-2" эксплуатируется более 20 лет, устарела, практически не поддается ремонту).
8. Профинансировать содержание в ЦГМС главного бухгалтера, экономиста, бухгалтера расчетного стола.
Примечание: Позиции 4, 5, 6, 7, 8 начинают выполняться в 1994 году. Стоимость позиции 7 - 250 млн.рублей. По отдельным пунктам сметы расходов предоставляются в процессе работы.
Социальные вопросы, льготы и дотации
Специалисты, наблюдатели постов и обслуживающий персонал гидрометслужбы окружного Центра в целом пользуются льготами и дотациями, принятыми для подведомственных окружным, городским, районным органам исполнительной власти учреждений и организаций.
Начальник ЦГМС Х-Мансийск |
Л.Д.Созонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Главы Администрации Ханты-Мансийского АО от 24 августа 1994 г. N 760-р "Об утверждении Соглашения о совместном решении задач в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа"
Текст Распоряжения в редакции от 24 августа 1994 г. опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений Главы администрации Ханты-Мансийского авт. округа от августа 1994 г.
Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского АО от 2 июля 2003 г. N 140 настоящее Распоряжение признано утратившим силу