Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Главы Администрации
автономного округа
от 13 декабря 1993 г. N 186
Программа
первоочередных мер в области молодежной
политики в Ханты-Мансийском автономном округе
на 1994 год и на перспективу до 1996 года
I. Концепция, цели и задачи
Настоящий документ определяет комплекс социально-адаптационных мер, направленных на различные категории населения автономного округа в возрасте (как правило) от 14 до 30 лет.
Программа не включает традиционные мероприятия, проводимые в сферах народного образования, культуры, спорта, социальной защиты, занятости, охраны правопорядка и др. Она ставит целью осуществление дополнительных мер, целесообразность которых вытекает из анализа положения дел в молодежной среде, а также предполагает координацию действий отдельных служб в сфере молодежной политики.
Учитывая социально-политическую и социально-экономическую ситуацию в стране и автономном округе, резкое изменение жизненных ориентиров молодежи, их нестабильность, программа носит характер первоочередных мер, так как практически не представляется возможным и целесообразным разработка стабильной перспективной программы.
В то же время большая часть мероприятий имеет долгосрочный характер, окончательная реализация которых выходит за рамки 1994 года.
С накоплением аналитической информации о процессах в молодежной среде документ будет подвергаться корректировке.
II. Аналитическая записка о положении молодежи
Выводы, положенные в основу приоритетных направлений данной программы, конкретных мероприятий, основываются, главным образом, на материалах социологических исследований, проведенных среди молодежи городов Сургута, Урая, Ханты-Мансийского района в 1992-1993 гг., опыта работы Комитета по делам молодежи Нефтеюганской городской администрации, материалах совещаний с председателями комиссий по делам молодежи горрайсоветов, работниками комитетов, отделов по делам молодежи городских, районных администраций округа, материалах научно-аналитического доклада НИЦ Института молодежи "Социальное положение Российской молодежи: тенденции, перспективы (Москва, 1993 г.)".
Согласно этим данным, просматривается следующая картина положения дел в среде молодежи округа.
Опрос 16-30-летних молодых людей показывает, что около 40 процентов молодежи знакомы с преступными группировками, 36 - сознательно нарушали закон (все это говорит о криминальной опасности данной социальной группы, особенно в подростковой ее части); открыто употребляют спиртное 56 процентов молодежи Сургута, открыто - наркотики со спиртным - 11, скрытно то и другое - 4, одно спиртное - 8. Лишь 21 процент ведет относительно здоровый образ жизни.
Удовлетворенность жизнью у большинства респондентов по г.Ураю связаны с улучшением материального положения семьи и своего собственного (81 %).
Здесь следует отметить, что ориентиры молодых людей за последние четыре года резко изменились.
Так, в проведенном в 1989 году всесоюзном социологическом исследовании "Жизненные планы молодежи", лишь 28 процентов респондентов связывали материальное изобилие с удовлетворенностью жизнью.
Активно занимает молодые умы вопрос предпринимательства, каждый четвертый ураец - учащийся школы или ПТУ готов бросить учебу, чтобы заниматься коммерцией.
Не следует, видимо, это рассматривать однозначно отрицательно. Такой вид деятельности вполне соответствует требованиям рыночной экономики, превращает подростков из социальных иждивенцев в активных независимых людей, но в данном случае людей с низким культурным и образовательным уровнем.
В отношении помощи молодым предпринимателям преобладают предложения о льготном налогообложении, кредитовании, введении их во властные структуры. Треть молодых сургутян по этому поводу считает, что предпринимателям просто не надо мешать.
Кроме негативного отношения к образованию большой части начинающих предпринимателей, не может не тревожить тот факт, что каждый пятый юношареспондент в Урае (возрастная категория 16-22 года) не отвергает такой способ заработка, как участие в корпоративных структурах, мафиозных группировках.
Примерно треть опрошенных готовы зарабатывать деньги криминальным путем. До 60 процентов готовы зарабатывать деньги уголовно не наказуемыми, но морально нечистоплотными методами.
Таким образом, на сегодняшний день ценностные ориентации молодежи и подростков приобретают все более меркантильный характер, прагматизм.
В сфере мотивации труда на первое место выступает денежный интерес и стремление к обогащению. Ограничение возможностей легального заработка, сложность обретения работы, отсутствие рынка труда делают затруднительным вовлечение молодежи и подростков в систему общественного труда. Поэтому источником собственных средств начинают выступать нелегальные, а зачастую и криминальные доходы.
По данным Комитета молодежи администрации г.Нефтеюганска и городской подростковой биржи труда многие подростки 12-16 лет активно ищут способы зарабатывания денег, в случае невозможности реализовать свои возможности легальным, честным путем, большая часть из них находит занятие в сферах, близких к криминальным.
При опросе родителей детей-подростков выяснилось, что наиболее желательной для них была бы организация труда подростков в масштабах города под эгидой городских властей и формирование специализированной службы трудоустройства, куда бы подросток мог обратиться в поисках работы. Многие родители не в состоянии обеспечить своих детей той суммой, на которую претендуют последние, и поэтому возможность самостоятельного заработка для подростков очень облегчила бы финансовое положение взрослых.
Примечательно, что 79 процентов опрошенных по Сургуту, значительно более половины по Ураю, Ханты-Мансийскому району отмечают негативные стороны жизни молодежи: пугает преступность, не хватает денег, скучно.
Законно предположить, что молодежь, пребывающая в столь нестабильной социальной обстановке, будет испытывать определенные психические и иные подобные затруднения (что, кстати, подтверждается частыми конфликтами подростков с учителями, родителями, друзьями и т.д.).
Одной из задач исследований, в частности, по Сургуту, стояло: выяснить, куда предпочли бы молодые люди в случае депрессии обратиться за помощью или консультацией - 41 процент опрошенных обратились бы в специализированную фирму, где можно анонимно, и, возможно, заочно получить консультацию, совет. В Урае 63 процента респондентов положительно оценивали начавший действовать в городе телефон доверия.
Более 60 процентов девушек и около 50 процентов юношей считают, что городу (Сургут) необходима сеть анонимных служб по половым вопросам, что избавило бы их от моральных затруднений, которые возникали у 81 процента респондентов.
Потребность молодежи и родителей в таких службах подтверждает первый опыт работы службы социальной помощи в г.Нефтеюганске, где основным видом деятельности стало решение конфликтных ситуаций "отцов и детей".
Исследования сургутских социологов (Молодежное информационное агентство "СИА-пресс") показывают, что наиболее социально и психологически уязвимой, неустроенной и неустойчивой является категория молодежи в возрасте 16-21 лет.
Как правило, здесь речь идет о молодых людях, имеющих невысокий уровень образования.
Негативно оценивается досуг молодежи. По Сургуту 84 процента признают его плохо организованным, в Урае разброс положительных оценок от 55 процентов - городское телевидение, до 3 процентов, усредненная положительная оценка - 15-20 процентов, еще ниже в Ханты-Мансийском районе.
Это свидетельствует о том, что несмотря на социально-экономические трудности, проблема досуга остается для молодежи одной из самых важных и она с большой степенью взыскательности относится к данному вопросу.
По данным социологов не более 30 % подростков 11-15 лет занимаются спортом.
Большинство опрошенных с интересом читают, поглощают все, что предлагает расширяющийся книжный рынок, какая-либо системность, направленность в чтении обычно отсутствует. Остальные, как правило, проводят свое свободное время у телевизора, просто "тусуются".
Дважды высокую оценку получает телевидение, как средство проведения времени (Сургут), и как качественный досуг, (Урай).
Отсюда следует, что в работе с молодежной аудиторией телевидение на сегодня - самое мощное средство влияния.
В округе не проводилось каких-либо исследований, связанных с положением творческой молодежи. В научно-аналитическом докладе "Социальное положение Российской молодежи, тенденции, перспективы", подготовленном в 1993 году НИЦ Института молодежи (г.Москва), в этой связи даются следующие оценки: "Ухудшаются социальные источники воспроизводства интеллектуального потенциала. В глазах молодежи заметно упала и еще быстрее падает ценность умственного труда и образования. Инновационный потенциал молодежи не востребован трансформирующимся обществом, ее репродуктивная функция реализуется крайне слабо. Видимо, с некоторыми оговорками (ответы сургутских школьников), эти оценки правомерно распространить и на положение в Ханты-Мансийском округе.
В этой или иной степени для различных территорий округа (более всего для сельских, дотационных, о чем свидетельствуют социологические исследования в Ханты-Мансийском районе) характерен вывод доклада института Молодежи о положении молодой семьи: "В России налицо все симптомы тяжелейшего кризиса семьи, особенно молодой, который находит выражение в резком снижении рождаемости, уменьшении количества заключаемых браков, росте числа разводов, возросших показателях материнской и детской смертности. Обострена проблема так называемого социального сиротства. Идет процесс обнищания молодой семьи".
В условиях нарастания бедности семья перешла к стратегии выживания, резко сократив расходы на отдых, досуг, удовлетворение культурных потребностей.
При таком положении снижается качество жизни, падает воспитательный потенциал семьи, ее роль в социализации новых поколений.
Традиционно одна из самых острых проблем молодой семьи - жилье. Ее выделили 71 процент молодых сургутян, в то время как проблему детских садов - только 14, проблему возможности получения льготных кредитов на другие социально-бытовые нужды - 23, хотя последнее - почти четверть респондентов - тоже не маловажно.
Учитывая серьезные социально-экономические различия, уклад жизни в городах и районах автономного округа, специфичность Ханты-Мансийского округа в ряду субъектов Российской Федерации, социологический и опытный материал, изложенный в записке, имеет недостаточную широту охвата по территории и спектру по тематике исследований. Новизна и сложность процессов, происходящих в последние годы в молодежной среде, требует более широкого, глубокого и систематического исследования объекта, что на сегодняшний день органам по делам молодежи как в представительных, так и исполнительных структурах власти автономного округа, реализовать не удалось.
Одна из причин - неразвитость таких органов в большинстве территорий округа, слабость их материальной базы.
Однако, учитывая, что в исследованиях представлены наиболее типичные административные образования: крупный город, небольшой город, сельский район, а также круг наиболее типичных и острых проблем, данный материал отражает основные тенденции сегодняшнего положения молодежи округа.
III. Выводы по аналитической записке
Исходя из концепции документа, его целей и задач, сформулированных в разделе I и основных тенденций, определяющих положение молодежи, отраженных в разделе II, в качестве приоритетных выделить следующие направления и объекты молодежной политики в округе:
Приоритетные направления молодежной политики
1. Поддержка талантливой молодежи
Всестороннее способствование раскрытию потенциала творческой, талантливой молодежи - интеллектуальной элиты округа, в т.ч. создание системы выявления способных молодых людей, первоочередная социально-экономическая, социально-психологическая, правовая их поддержка, создание условий для дальнейшего творческого развития, для востребования молодых талантов в своем округе.
2. Отдельные вопросы социально-экономической помощи подросткам и молодежи, молодым семьям
Подготовка и внесение в органы власти различных уровней проектов документов по решению наиболее острых проблем молодежи, таких как выделение ссуд, кредитов молодым семьям, помощь молодежным жилищным кооперативам, социальная защита ветеранов Афганистана, других приравненных к ним категорий военнослужащих.
Решение организационных и других проблем по созданию условий для обеспечения возможности трудиться и зарабатывать деньги подросткам 12-13 лет, (в свободное от учебы время) через создание подростковых бирж труда, специализированных предприятий, организацию в городах и населенных пунктах сезонных общественных работ.
3. Организация социально-психологической и правовой помощи нуждающимся подросткам и молодежи
Создание и отлаживание работы служб социально-психологической помощи, введение в их штат специалистов по защите прав детства. Создание приютов для несовершеннолетних. Проведение работы по данному направлению с использованием средств массовой информации, встреч специалистов с подростковыми и молодежными аудиториями, других форм, смысл которых заключается в предупреждении и снятии стрессов, конфликтных ситуаций, помощи молодым людям в поисках нравственной опоры, ориентиров в жизни, основанных на общечеловеческих, в том числе и религиозных ценностях, идеалах труда, патриотизма, народных традиций, заботе о будущих поколениях.
4. Организация досуга подростков и молодежи
Поддержка, при необходимости передача на баланс комитетов по делам молодежи действующих, создание новых клубов, кружков по интересам, молодежных центров, других досуговых учреждений, контроль за их деятельностью. Работа с молодежными и детскими общественными формированиями, в т.ч. финансирование их отдельных программ, проведение массовых мероприятий.
Приоритетные объекты молодежной политики
1. Категория творческой, талантливой молодежи:
- молодые люди, как правило, в возрасте 16-30 лет, из числа организаторов производства, предпринимателей, политиков, людей, проявляющих повышенные способности в науке, технике, гуманитарной области, общественной деятельности, других сферах.
2. Категория молодежи и подростков, слабо защищенных социально-экономически из числа:
а) подростков 12-16 лет;
б) молодых семей (обоим супругам до 30 лет);
в) воинов-интернационалистов и приравненных к ним категорий.
3. Категория молодежи и подростков, слабо защищенных социально-психологически из числа:
а) молодежи в возрасте от 16 до 21 года, имеющей невысокий уровень образования (как правило, неполное среднее, среднее);
б) ветеранов войн и приравненных к ним категорий.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы администрации Ханты-Мансийского АО от 13 декабря 1993 г. N 186 "О первоочередных мерах по реализации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.