Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Губернатора
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 18 октября 1999 г. N 406
Порядок и условия
проведения окружного конкурса на звание
"Самый благоустроенный город, поселок,
село Ханты-Мансийского автономного округа"
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок и условия проведения окружного конкурса на звание "Самый благоустроенный город, поселок, село Ханты-Мансийского автономного округа" (далее именуется - конкурс) разработаны во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 мая 1997 года N 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации", приказа Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 25 ноября 1998 года N 18 "О проведении Всероссийского конкурса на звание "Самый благоустроенный город России" за 1998 год" и постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 9 декабря 1997 года N 457 "О проведении окружного конкурса на звание "Самый благоустроенный город, поселковый центр муниципального образования".
1.2. Конкурс проводится ежегодно к Дню образования Ханты-Мансийского автономного округа (10 декабря).
2. Цель проведения конкурса
Целью проведения конкурса является:
- выявление городов, поселков, сел, добившихся наиболее высоких социально-экономических показателей и уровня благоустройства;
- обобщение и распространение положительного опыта в данной сфере в других городах, поселках, селах округа;
- активизация реформирования ЖКХ в Ханты-Мансийском автономном округе.
3. Участники конкурса
Конкурс проводится по четырем категориям:
I категория - города с населением от 50 тыс. человек и более;
II категория - города с населением до 50 тыс. человек;
III категория - поселки муниципальных образований с населением свыше 5 тыс. человек;
IV категория - поселки, села муниципальных образований с населением до 5 тыс. человек.
4. Документы по организации и проведению конкурса
Документы по организации и проведению конкурса за 1999 год (порядок и условия проведения, показатели и критерии оценки благоустроенности города, поселка, состав конкурсной комиссии по подведению итогов окружного конкурса) рассылаются Управлением ЖКХ Администрации округа.
5. Организация и проведение конкурса
5.1. Для городов конкурс проводится в два этапа - предварительный (окружной) и основной (Российский).
5.2. Подведение итогов предварительного конкурса проводится ежегодно к Дню образования Ханты-Мансийского автономного округа (10 декабря).
5.3. Итоги предварительного этапа являются основанием для представления его победителей к участию в основном этапе конкурса.
6. Финансирование конкурса
6.1. Затраты, связанные с подготовкой материалов, представленных в окружную конкурсную комиссию, осуществляются за счет средств города, поселка, села - участника конкурса.
6.2. Затраты, связанные с проведением окружного конкурса Всероссийского этапа конкурса, организатором которого является орган исполнительной власти субъекта РФ (УЖКХ Администрации округа), осуществляется за счет средств окружного бюджета с привлечением средств бюджетов городов, поселков.
6.3. Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации округа представляет в Комитет по финансам ежегодно смету затрат на подведение итогов и награждение победителей конкурса.
6.4. В смету затрат включаются средства на:
- приобретение оргтехники, необходимой для работы конкурсной комиссии;
- транспортное обслуживание и командировки;
- оплату изготовления и оформления дипломов, свидетельств и приобретение спецпризов;
- показ видеофильмов на телевидении;
- денежные премии организаторам по проведению конкурса и исполнителям по сбору, анализу конкурсных материалов.
7. Конкурсная комиссия окружного и предварительного
этапа Всероссийского конкурсов
7.1. Конкурсная комиссия состоит из 15 человек.
7.2. Состав конкурсной комиссии формируется органом исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа из числа высококвалифицированных специалистов жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и градостроительства, санитарии и эпидемиологии, охраны природы, экологии, безопасности дорожного движения, охраны труда.
На случай отсутствия кого-либо из членов конкурсной комиссии определяются 4-5 кандидатов в ее члены.
7.3. Персональный состав конкурсной комиссии утверждается Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа.
7.4. На конкурсную комиссию возлагается:
- решение вопроса о замене, в случае необходимости, отсутствующих членов конкурсной комиссии кандидатами в ее члены;
- рассмотрение материалов, представленных на конкурсы;
- решение вопросов о принятии или отклонении от участия в конкурсах конкурентов, материалы которых не соответствуют условиям конкурсов;
- подведение итогов конкурсов.
7.5. Конкурсная комиссия имеет право:
- проводить проверки, в том числе с выездом на места, достоверности сведений в представленных на конкурс материалах;
- запрашивать дополнительную информацию от органов местного самоуправления по благоустроенности города;
Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского АО от 2 ноября 2000 г. N 274 подпункт 7.5. пункта 7 приложения 1 к настоящему Постановлению дополнен новым абзацем
- по результатам конкурса не присуждать объявленного количества премий.
8. Порядок оформления конкурсных материалов
Конкурсные материалы должны соответствовать нижеприведенному порядку оформления.
8.1. Текстовые материалы должны быть сброшюрованы в следующем порядке:
- сопроводительное письмо, подписанное руководителем органа местного самоуправления или его первым заместителем;
- заглавный лист конкурсных материалов;
- почтовый адрес органа исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа и органа местного самоуправления, фамилии, имена и отчества (полностью) их руководителей, номера рабочих телефонов и факсов;
- реквизиты расчетного счета муниципального образования;
- заполненная форма показателей и критериев оценки благоустроенности города;
- пояснительная записка;
- подробная информация о положительном опыте по повышению благоустроенности города;
- информация городской административно-технической инспекции;
- информация городского органа санэпиднадзора;
- информация регионального органа охраны природы;
- информация регионального отделения Рострудинспекции;
- информация городского отделения ГИБДД МВД России;
- информация территориального управления по Ханты-Мансийскому автономному округу Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;
- информация регионального органа Государственной жилищной инспекции РФ;
- информация главного архитектора города;
- информация органа местного самоуправления о крупных авариях, произошедших на объектах ЖКХ в 1999 году.
8.1.1. В сопроводительном письме следует указать полный перечень представленных на конкурсы материалов. На заглавном листе конкурсных материалов следует указать наименование конкурса, региона, города, поселка, села, его категорию, за какой год представляется.
8.1.2. Заполненная форма показателей и критериев для городов (приложение 2) должна быть утверждена Губернатором автономного округа или его первым заместителем и подписана руководителем органа местного самоуправления или его первым заместителем (с указанием "Глава муниципального образования", "Мэр города" и т.д.)
Заполненная форма показателей и критериев для поселков и сел (приложение 3) должна быть утверждена руководителем органа местного самоуправления или его первым заместителем (с указанием "Глава местного самоуправления района") и подписана руководителем территории (поселка, села).
В форме показателей и критериев (графа 6 приложения 2, 3) должны быть проставлены все данные.
В случае их отсутствия по отдельным показателям следует в графе 6 сделать соответствующую запись (например: "Газовых сетей нет", "Ливневой канализации нет" и т.д.) и дать необходимые разъяснения в пояснительной записке.
8.1.3. Пояснительная записка (подписанная руководителем органа местного самоуправления или его первым заместителем) должна содержать информацию в следующем порядке, с выделением разделов:
- краткая характеристика города, поселка, села;
- информация о благоустроенности города, поселка, села;
- уровень обслуживания населения услугами общественного транспорта;
- информация о выполнении муниципальной программы реформирования ЖКХ за 1999 год;
- информация о выполнении муниципальной программы энергоресурсосбережения в ЖКХ за 1999 год и др.
8.1.3.1. В краткой характеристике города следует отразить:
- месторасположение города (приравненный к району Крайнего Севера, с суровым климатом, коротким периодом навигации, с большой продолжительностью отопительного сезона и др.);
- особенности инфраструктуры (отсутствие централизованного газоснабжения и использования для бытовых нужд стационарных электроплит и др.)
- критерии по отдельным показателям, которых невозможно было достичь (указать, какие причины).
8.1.3.2. В информации о благоустроенности города следует отразить в следующем порядке по пунктам, с выделением разделов:
- основные показатели развития города, поселка, села в 1999 году в сравнении с предыдущим годом, с анализом и конкретными цифрами (в т.ч. улично-дорожной сети и сооружений на ней, жилищного, водопроводно-канализационного, тепло-энергетического хозяйства и др.;
- наиболее значимые мероприятия и работы, выполненные по благоустроенности города в 1999 году и др.
8.1.3.3. В информации о выполнении муниципальной программы реформирования ЖКХ за 1999 год следует отразить по пунктам, с выделением разделов:
- динамику перехода на договорные отношения и формирование служб заказчика (1999 г. к 1998 году);
- демонополизацию и реструктуризацию предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
- перевод на самоокупаемость жилищно-коммунальных услуг;
- изменение стоимости содержания 1 кв. м жилья за период с 1998 по 1999 год (в том числе по результатам аудита и экспертизы тарифов);
- формирование городской ценовой и тарифной политики в сфере ЖКХ;
- ликвидацию перекрестного субсидирования по основным видам услуг;
- восприятие большинством населения целей и задач реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
- динамику роста числа субсидируемых граждан и доходов населения;
- дифференциацию стоимости жилья от качества и местонахождения;
- введение платы за найм и капитальный ремонт жилья и др.
8.1.3.4. В информации о выполнении муниципальных программ энергоресурсосбережения в ЖКХ следует отразить по пунктам, с выделением разделов, достигнутые показатели в энергоресурсосбережении, в том числе, например, за счет:
- применения новых материалов и технологий;
- внедрение частотно-регулируемых приводов;
- перевода котельных на дешевые виды топлива и децентрализации теплоснабжения путем применения блочных, крышных котельных, автономных источников теплоснабжения;
- применения новых материалов для инженерного оборудования зданий и сетей;
- установки приборов учета и регулирования потребления ресурсов (в т.ч. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года N 832);
- развитие диспетчерских автоматизированных систем и др.
8.1.3.5. В подтверждение приведенных в пояснительной записке данных следует приложить пронумерованные фотоматериалы (в альбоме, со ссылкой в тексте записки) с указанием наименования объекта и его местонахождение.
8.1.4. В информации о положительном опыте по повышению благоустроенности города, поселка, села, подписанной руководителем органа местного самоуправления или его первым заместителем, следует подробно отразить:
- привлечение инвестиций в развитие городской среды (отечественных и зарубежных партнеров);
- формирование целевых фондов благоустройства за счет внебюджетных источников финансирования. Указать источники, объем поступивших средств за 1999 год и на какие цели они направлены;
- успехи в реализации экономических механизмов управления городским, поселковым, сельским хозяйством;
- привлечение населения к управлению жилищным фондом;
- успехи в благоустройстве города в условиях Севера;
- достигнутые показатели в озеленении города, поселка, села;
- развитие конкурентной среды в городском хозяйстве;
- качество и надежность водоснабжения;
- надежность теплоснабжения;
- внедрение прогрессивных и оригинальных (в т.ч. собственных и впервые примененных) технологий и решений в реконструкцию городской среды и повышение благоустроенности города, поселка, села;
- качество и надежность элекстроснабжения;
- степень освещенности городской и поселковой среды.
Для распространения положительного опыта указать в каждом разделе наименование организаций (Ф. И. О. руководителей, номера их телефонов), применивших или внедривших прогрессивные решения.
8.1.5. В информации городской административно-технической инспекции за 1999 год следует отразить в указанном порядке, с выделением разделов:
- наличие утвержденных Правил благоустройства города, поселка, села;
- техническое состояние улично-дорожной сети города и своевременность проведения ремонтных работ;
- техническое состояние мостовых сооружений (транспортных и пешеходных мостов, путепроводов), тоннелей и подземных переходов;
- выполнение сроков подведения обследования (1 раз в 5 лет) и ремонта транспортных и пешеходных мостов, путеводов (в соответствии с Правилами эксплуатации городских искусственных сооружений);
- наличие специализированной службы по эксплуатации объектов инженерной защиты территории города, поселка, села;
- соблюдение технологии летней и зимней уборки территорий;
- состояние зеленых насаждений;
- качество выполнения работ по строительству, реконструкции и содержанию объектов озеленения.
8.1.6. В информации городского органа санэпиднадзора следует отразить в указанном порядке, по разделам:
Санитарно-эпидемиологическое состояние города за 1999 год.
Соответствие в течение года качества питьевой воды требованиям ГОСТа 2874-82 по санитарно-химическим и микробиологическим показателям в водопроводной сети (четко указать, соответствовала или не соответствовала). В случае несоответствия указать процент проб воды в водопроводной сети (за год), не отвечающих гигиеническим требованиям:
- по санитарно-химическим показателям;
- по содержанию химических веществ, нормируемых по санитарнотоксикологическому признаку вредности;
- по микробиологическим показателям.
Состояние дворовых территорий.
Своевременность вывоза твердых бытовых отходов.
8.1.7. В информации регионального органа охраны природы следует отразить в указанном порядке, по разделам:
- экологическое состояние города за 1999 год;
- удельный вес нормативно-очищаемых сточных вод в городе в процентах от общего объема сточных вод;
- количество выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от всех источников (кг на одного жителя города в год);
- меры по улучшению экологического состояния населенного пункта с указанием фактических затрат.
8.1.8. В информации городского отделения ГИБДД МВД России следует отразить в указанном порядке, по разделам:
- соответствие состояния улично-дорожной сети города и сооружений на ней (транспортных и пешеходных мостов и путепроводов, тоннелей, подземных переходов, переездов через железнодорожные пути) требованиям безопасности дорожного движения;
- соответствие состояния общественного транспорта техническим требованиям и обеспечению безопасности дорожного движения.
8.1.9. В информации регионального отделения Рострудинспекции следует отразить в указанном порядке, по разделам:
- анализ состояния охраны труда на муниципальных предприятиях жилищно-коммунального хозяйства города за 1999 год;
- наличие или отсутствие несчастных случаев со смертельным исходом, произошедших на муниципальных предприятиях жилищно-коммунального хозяйства в 1999 году (указать причину несчастного случая, Ф. И. О. пострадавшего, место работы, результаты расследования и решение судебных органов).
8.1.10. В информации территориального управления по Ханты-Мансийскому автономному округу Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства следует отразить ход демонополизации и конкуренции предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства города.
8.1.11. В информации регионального органа Государственной жилищной инспекции Российской Федерации за 1999 год следует отразить в указанном порядке, по разделам:
- влияние регионального органа Государственной жилищной инспекции Российской Федерации на ход реформирования жилищно-коммунального хозяйства в городе в соответствии с приказом Госстроя России от 31.12.1997 N 17-146;
- уровень использования и сохранности жилищного фонда (независимо от его принадлежности) в части обеспечения прав и законных интересов граждан;
- соблюдение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение и т.д.);
- состояние фасадов зданий в городе (соответствие фасадов зданий правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда в части цветового решения, сохранности архитектурно-декоративных элементов, наличия дефектов, загрязненности, нарушений в композиционном решении и др.);
- состояние процесса установки приборов учета потребления ресурсов на границах раздела и в жилищном фонде.
8.1.12. В информации главного архитектора города следует отразить в указанном порядке, по разделам:
- наличие разработанного или откорректированного генерального плана города со сроком утверждения не ранее 1990 года;
- сохранение архитектурного наследия и развитие национальных традиций в строительстве;
- архитектурно-композиционную завершенность и художественную выразительность городской застройки (взаимоувязку всех элементов застройки и окружающей среды, учет масштаба градостроительного и масштабов фрагментов застройки, разнообразие объемно-планировочных приемов, самобытность композиции и пластических решений и др., подтвержденных иллюстративными материалами /в альбоме/);
- формирование непрерывной системы озелененных территорий в сочетании с городской застройкой и соответствие позициям СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений";
- наличие комплексной программы благоустройства территории поселения.
8.2. К текстовым материалам должны прилагаться:
- утвержденная муниципальная программа реформирования ЖКХ (в т. ч. на 1999 г.);
- утвержденная муниципальная программа энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве (в т. ч. на 1999 г.);
- утвержденные Правила благоустройства города (с указанием года принятия);
- статистическая отчетность за 9 месяцев 1999 г. N 22-ЖКХ (сводная), срочная;
- сведения о работе жилищно-коммунальных предприятий в условиях реформирования N 22-ЖКХ (субсидии);
- сведения о предоставлении гражданам жилищных субсидий N 22-ЖКХ (реформа), краткая;
- сведения о реформе в жилищно-коммунальной сфере по Ханты-Мансийскому автономному округу;
- фотоматериалы (в альбоме);
- видеоматериалы (видеокассета с записью на 13-15 минут) с соответствующей надписью и указанием города, поселка и его категории.
8.2.1. Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства города, поселка, села должна отражать процессы:
- снижения издержек при производстве и предоставлении жилищно-коммунальных услуг за счет:
а) изменения структуры управления муниципальной собственностью и методов хозяйствования, договорных отношений, конкурсов, проведения аудитов тарифов, формирования ценовой и тарифной политики;
б) демонополизации и конкуренции;
в) внедрения энергосберегающих мероприятий.
г) обеспечения перехода отрасли на бездотационный принцип финансирования социальной защиты населения.
8.2.2. Программа энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве города должна содержать основные положения концепции и отражать процессы:
- экономики расходования ресурсов и снижения потерь;
- учета и регулирования потребления энергоресурсов и воды;
- создания экономического механизма энергоресурсосбережения;
- надежности энергоснабжения населенного пункта в целом;
- соответствия схемы электроснабжения внутригородских потребителей установленным требованиям ПУЭ.
- соответствия наружного освещения установленным требованиям ПУЭ;
- принятия правовых и организационно-экономических мер по обеспечению энергоресурсосбережения, в том числе за счет совершенствования нормативно-правовой базы;
- совершенствования тарифной политики, стандартизации, метрологии и сертификации жилищно-коммунальных услуг;
- нетрадиционные источники энергии;
- энергетический паспорт города.
8.2.3. Заполненные формы статистической отчетности должны быть согласованы с органами статистики (городской, районной, окружной).
8.2.4. Фотоматериалы (в альбоме) должны содержать наиболее выразительные в архитектурном и градостроительном отношении фрагменты застройки города (см. пункт 8.1.12).
8.3. Информация по пунктам (с 8.1.5. по 8.1.12) должна быть подписана руководителем органа, ее представившего, или его первым заместителем (с указанием местонахождения, полного наименования организации, фамилии, имени, отчества, номера телефона и факса).
В случае отсутствия соответствующих организаций в районе и городе информацию представляет орган, его замещающий, или орган местного самоуправления (с соответствующими пояснениями).
8.4. Большого размера материалы (планшеты, схемы и т.д.) на конкурс представляются по заранее согласованному графику с секретарем комиссии.
8.5. Графические материалы представляются в виде фотокопий в альбоме.
8.6. Для наглядности, в дополнение к фотоальбому, могут прилагаться книги, проспекты, буклеты, качественные видеоматериалы и аудиокассеты (с соответствующими надписями и указанием города, поселка, села и его категории).
8.7. Каждый вид представляемого на конкурс иллюстрированного материала должен быть заверен руководителем органа местного самоуправления или его первым заместителем.
9. Представление конкурсных материалов
9.1. Материалы представляются в 2 экземплярах до 1 ноября 1999 года в Управление ЖКХ Администрации округа по адресу: 626200, г. Ханты-Мансийск, ул. Энгельса 14, тел. 3-33-96, 3-34-59.
10. Снятие материалов с конкурса
10.1. Снятие материала с конкурса производится в случае:
- представления конкурсных материалов в УЖКХ Администрации округа позже установленного срока (см. пункт 9.1.);
- оформления материалов с нарушением установленного порядка (см. пункт 8), некомплектных, с не полностью заполненной формой (графа 6 приложения 2, 3),без соответствующих подписей.
11. Рассмотрение материалов конкурсной комиссией
11.1. Члены конкурсной комиссии могут, начиная с 1 ноября 1999 года, знакомиться с материалами, представленными на конкурс.
11.2. Для более объективного подведения итогов конкурса конкурсная комиссия до 1 декабря 1999 года может получать информацию руководителей органов местного самоуправления по благоустроенности города, поселка, села с представлением соответствующих наглядных материалов.
12. Подведение итогов конкурса
12.1. Подведение итогов конкурса осуществляется на закрытом заседании конкурсной комиссии в первой декаде декабря 1999 года.
12.2. Решение конкурсной комиссии о подведении итогов конкурса считается правомерным, если в заседании принимает участие не менее двух третей ее членов, решение принимается открытым голосованием по каждому претенденту на призовое место в каждой категории городов, поселков, сел простым большинством голосов. При равном количестве голосов "за" и "против" голос председателя конкурсной комиссии является решающим.
12.3. Решение конкурсной комиссии по подведению итогов конкурса оформляются в виде протокола, который подписывается всеми членами конкурсной комиссии, принимавшими участие в заседании; кандидатами, замещающими отсутствующих членов конкурсной комиссии.
12.4. По итогам заседания конкурсной комиссии принимаются решения:
по городам I категории с населением свыше 50 тыс. человек;
по городам II категории с населением до 50 тыс. человек;
по поселкам III категории с населением свыше 5 тыс. человек;
по поселкам IV категории с населением до 5 тыс. человек
о награждении почетными дипломами.
12.5. Одновременно с подведением итогов окружного конкурса конкурсная комиссия принимает решение по участию городов Ханты-Мансийского автономного округа в основном этапе Всероссийского конкурса "Самый благоустроенный город России" по следующим трем категориям:
I категория - город, являющийся административным центром в Ханты-Мансийском автономном округе;
II категория - города с населением свыше 100 тыс. населения и более;
III категория - города с населением до 100 тыс. населения.
12.6. На основании предложений конкурсной комиссии принимаются решения по одному городу (независимо от его категории) для вручения свидетельств, почетных грамот по следующим номинациям:
- за большую работу по сохранению архитектурного наследия и развитию национальных традиций в строительстве;
- за высокие показатели в благоустройстве города, поселка, села;
- за достижение высоких показателей по энергоресурсосбережению;
- за высокие показатели в озеленении города, поселка, села;
- за высокое качество и надежность городского водоснабжения;
- за надежное теплоснабжение города;
- за активное внедрение передовых технологий в реконструкцию городской среды;
- за экологическое состояние города, поселка, села;
- за надежное электроснабжение города, поселка, села.
13. Вручение дипломов, денежных премий
и свидетельств призеров конкурса
13.1. Городам, поселкам, селам, занявшим призовые места в конкурсе, вручаются дипломы Администрации Ханты-Мансийского автономного округа I, II степеней и денежные премии в следующих размерах:
I категория городов:
1 место - 5 млн. рублей (одна премия)
2 место - 3 млн. рублей (одна премия)
II категория городов:
1 место - 3 млн. рублей (одна премия)
2 место - 1 млн. рублей (одна премия)
III категория поселков:
1 место - 2 млн. рублей (одна премия)
IV категория сел:
1 место - 1 млн. рублей (одна премия)
средства премиального фонда расходуются:
- не менее 85 % - на развитие городского, поселкового, сельского хозяйства;
- до 10 % - на премирование работников предприятий, организаций и учреждений, добившихся наивысших результатов в работе по благоустройству города, поселка, села;
- 5 % на компенсацию расходов Управлению ЖКХ Администрации округа на проведение конкурса.
14. Хранение и возврат конкурсных материалов
Конкурсные материалы городов, поселков, сел подлежат хранению (1 экз.) в течение 3 лет в Управлении ЖКХ Администрации округа.
15. Освещение хода проведения и итогов конкурса
Ход проведения и итоги конкурса подлежат освещению в средствах массовой информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.