Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО от 17 апреля 2001 г. N 164-п
"О Требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов
нефти, нефтепродуктов, газового конденсата на территории Ханты-Мансийского
автономного округа"
29 апреля 2003 г.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 19 апреля 2004 г. N 171-п настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", учитывая особенности климатического, географического и иного характера территории Ханты-Мансийского автономного округа, Правительство автономного округа, постановляет:
1. Утвердить Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата предприятиями Ханты-Мансийского автономного округа, осуществляющими добычу, транспортировку, переработку и хранение нефти, нефтепродуктов и газового конденсата (прилагаются).
2. Установить срок разработки планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов и газового конденсата - 3 месяца с момента утверждения настоящего постановления.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства автономного округа Карасева В.И.
Председатель Правительства
автономного округа |
А.В.Филипенко |
Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийскому
автономного округа
от 17 апреля 2001 г. N 164-п
Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации
аварийных разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата
на территории Ханты-Мансийского автономного округа
29 апреля 2003 г.
1. Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата на территории Ханты-Мансийского автономного округа, разработанные с учетом особенностей территории автономного округа, характера расположения лицензионных участков по добыче углеводородного сырья, большинство из которых находятся в водоохранных зонах рек, относящихся к водоемам высшей категории рыбохозяйственного значения, и в заболоченных участках местности, формирующих стоки рек, заключаются в следующем:
1.1. Планы разрабатываются с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти, нефтепродуктов и газового конденсата предприятиями:
- ведущими добычу углеводородного сырья;
- ведущими эксплуатационное разбуривание месторождений нефти;
- ведущими поисково-разведочное бурение на нефть;
- осуществляющими транспортировку нефти по внутрипромысловым и магистральным трубопроводам;
- осуществляющими транспортировку нефти и ГСМ водным, железнодорожным и автомобильным транспортом;
- газоперерабатывающими заводами;
- осуществляющими хранение нефти, нефтепродуктов, газового конденсата в емкостях товарных парков и нефтебазах.
1.2. Разработанные планы в установленном порядке согласовываются с Управлением по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа, отделами Управления Тюменского округа Госгортехнадзора Российской Федерации, Комитетом природных ресурсов по Ханты-Мансийскому автономному округу и утверждаются Управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ханты-Мансийского автономного округа и Департаментом по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа.
1.3. В зависимости от объема разлившейся нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и площади разлива выделяются чрезвычайные ситуации:
а) по локальному значению - зона загрязнения не выходит за пределы земельного отвода (территории объекта):
- масса нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, попавшая в водные объекты, - до 1 тонны;
- масса нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, попавшая на рельеф местности, - до 29,0 тонн;
- общая площадь загрязнения до 0,04 га;
б) по местному значению - зона загрязнения выходит за пределы отвода земель (территория объекта):
- масса нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, попавшая в водные объекты, - от 1 тонны до 5 тонн;
- масса нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, попавшая на рельеф местности, - от 29 до 145 тонн;
- общая площадь загрязнения от 0,05 до 0,2 га;
в) по территориальному значению - зона загрязнения не выходит за пределы территории Ханты-Мансийского автономного округа:
- масса нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, попавшая в водные объекты, - от 5 тонн до 500 тонн;
- масса нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, попавшая на рельеф местности, - от 145 до 1450 тонн;
- общая площадь загрязнения от 0,2 га до 20 га;
г) по региональному значению - зона загрязнения выходит за пределы Ханты-Мансийского автономного округа:
- масса нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, попавшая в водные объекты, - от 500 тонн и выше;
- масса нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, попавшая на рельеф местности, - от 1450 тонн и выше.
1.4. Планами предусматриваются:
- организация на предприятиях служб технического надзора за промысловыми трубопроводами;
- организация лабораторий дефектоскопии при предприятиях;
- приобретение оборудования и приборов для организации работы лаборатории дефектоскопии;
- дефектоскопия действующих нефтепроводов, нефтеналивных судов, автоцистерн, железнодорожных цистерн, резервуаров для хранения нефти и ГСМ;
- выполнение периодических облетов коридоров трубопроводов для наблюдения за их состоянием;
- ингибиторная защита трубопроводов и нефтепроводов от коррозии;
- внедрение автоматизированных систем по контролю за состоянием напорных нефтепроводов, предназначенных для передачи сигналов контроля и автоматического управления между узлами линейных клапанов-отсекателей и главным монитором системы;
- реконструкция нефтесборных сетей и замена трубопроводов на коррозионно-стойкие металлопластиковые трубы;
- замена задвижек на гидроциклонах, ревизия запорной арматуры и подводных трубопроводов;
- восстановление обваловок кустовых площадок и нефтебаз, товарных парков;
- обеспечение надежной работы противовыбросного оборудования при бурении разведочных и промысловых скважин;
- осуществление обработки и освоения законченных бурением нефтяных скважин в нефтесборный коллектор или специальную емкость;
- создание специализированных подразделений, аварийных бригад на предприятиях для ликвидации аварийных разливов нефти и ее производных;
- порядок обеспечения постоянной готовности специализированных подразделений;
- организация управления и связи между спецподразделениями, принимающими участие в ликвидации аварий;
- прогнозирование возможных мест аварий и возможных объемов разливов нефти, нефтепродуктов и газового конденсата;
- транспортная инфраструктура в районе возможных аварийных разливов;
- время доставки спецподразделений к местам аварий;
- расчет транспортных средств и схема доставки спецподразделений и оборудования к местам аварии различными видами транспорта: авиационным, автомобильным, водным, вездеходным;
- первоочередные действия при получении сигнала об аварийной ситуации;
- схема оповещения об аварийной ситуации Управления по делам ГО и ЧС Ханты-Мансийского автономного округа, Российской транспортной инспекции, Гостехнадзора России, Комитета природных ресурсов по Ханты-Мансийскому автономному округу, Управления по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа, администраций городов и районов;
- снабжение спецподразделений оборудованием и снаряжением:
а) нефтесборными агрегатами,
б) боновыми заграждениями для улавливания нефти,
в) резервуарами мобильного развертывания (емкости для сбора нефти),
г) судами-нефтесборщиками,
д) комплектами гибких труб,
е) насосными агрегатами,
ж) установками по очистке нефтезагрязненных грунтов,
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО от 29 апреля 2003 г. N 160-П в подпункт "з" пункта 1.4. приложения к настоящему Постановлению внесены изменения
з) болотоходами,
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО от 29 апреля 2003 г. N 160-П пункт 1.4. приложения к настоящему Постановлению дополнен подпунктом "и"
и) возобновляемыми аварийными запасами сорбентов для сбора нефти и нефтепродуктов, отвечающих следующим требованиям:
плавучесть заполненных нефтью и нефтепродуктами сорбентов в виде конгломератов - не менее одного месяца;
емкость - не менее 4-6 граммов нефти и нефтепродуктов на 1 грамм сорбента;
водопоглощение - не более 10 %;
степень десорбции нефти и нефтепродуктов после высыхания - не более одного процента по массе от общего количества собранного продукта;
возможность утилизации без вторичного загрязнения окружающей среды.
1.5. Для быстрой локализации и ликвидации аварийных разливов определяются:
а) карьеры грунта, используемого для прокладки временных автодорог к месту аварии, и обваловка места аварии;
б) необходимое количество автомобильной (самосвальной), тракторной (бульдозеров, грейдеров), погрузочной техники для обеспечения эффективной работы по устранению аварийного разлива нефти;
в) места установки боновых заграждений на водоемах;
г) наличие полигонов по хранению нефтезагрязненных почв, установок по переработке этих почв.
1.6. Рекультивация нефтезагрязненных земель включает в себя:
а) механический метод (зачистка и сбор нефтезагрязненных земель и вывоз их на полигоны утилизации);
б) биологический метод (обработка нефтезагрязненных земель бакпрепаратами "Путидойл", "Дегродойл" и другими, биосорбентом типа "Биосорб").
1.7. Обмен информацией между спецподразделениями - участниками ликвидации аварийного разлива на месторождении.
2. Отчет о проведении операции по ликвидации разлива нефти, нефтепродуктов, газового конденсата должен содержать (учитывая положения п.1 настоящих Требований):
- акт технического расследования аварийного разлива нефти, нефтепродуктов и газового конденсата;
- выкопировку (схему) участка местности с нанесением места аварии;
- принятые меры по ликвидации последствий аварийного разлива (откачка нефти, нефтяной эмульсии, обваловка грунтом загрязненного участка, применение биосорбентов, бакпрепаратов, отсыпка загрязненного участка торфом);
- экономические затраты на ликвидацию аварии;
- уровень остаточного загрязнения;
- расчеты потерь нефти, попавшей в окружающую среду;
- сроки окончательной рекультивации загрязненных земель, сдача их землепользователю и срок очистки загрязненных акваторий, согласованные с Управлением по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа.
3. В целях отработки планов проводятся комплексные учения или командно-штабные тренировки не реже одного раза в год.
Порядок и периодичность проверки готовности сил и средств, привлекаемых для ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата локального, местного и территориального значения, определяются комиссией по чрезвычайным ситуациям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа.
4. По другим требованиям, не указанным как особенности территории автономного округа, применяются нормы постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613.
5. Установить, что в случаях утверждения соответствующих требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа с учетом особенностей их территорий также применяются положения настоящих Требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.