Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 24 апреля 2001 г. N 167-п
Порядок проведения
финансовых и технологических экспертиз тарифов
на предприятиях жилищно-коммунального комплекса
в Ханты-Мансийском автономном округе
I. Общие положения
Настоящий Порядок разработан в развитие и в соответствии с Положением о проведении экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Госстроя России от 11 ноября 1998 г. N 13; Порядком аккредитации при Госстрое России экспертных организаций для проведения независимой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Госстроя России от 15 апреля 1999 г. N 24; Методикой проведения финансового аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, утвержденной приказом Госстроя России от 29 декабря 1997 г. N 17-142.
Настоящий Порядок проведения финансовых и технологических экспертиз тарифов на предприятиях жилищно-коммунального комплекса в Ханты-Мансийском автономном округе разработан с целью единого методологического подхода на территории округа к реализации новой тарифной политики, определенной Концепцией Госстроя России от 29 января 1999 г.
Настоящий документ определяет порядок проведения экспертизы тарифов ЖКХ при рассмотрении и утверждении их на уровне исполнительной власти автономного округа и органов местного самоуправления, а также при других целях, обозначенных данным Порядком.
Требования данного Порядка распространяются на экспертизы, осуществляемые в целях:
- определения путей снижения себестоимости по регулируемой деятельности;
- выявления внутренних резервов повышения эффективности ресурсосбережения;
- защиты экономических интересов потребителей;
- подтверждения достоверности представляемой предприятиями ЖКХ финансово-экономической и производственно-технологической информации;
- защиты экономических интересов предприятий ЖКХ;
- обоснования затрат, включаемых в расчеты тарифов;
- контроля по вопросам тарифообразования в предприятиях ЖКХ в соответствии с антимонопольным законодательством;
- определения сумм дотаций, субсидий, льгот при формировании межбюджетных отношений.
Порядок и требования, устанавливаемые данным документом, распространяются на экспертизы, проводимые как по инициативе предприятий ЖКХ, так и по инициативе органов, осуществляющих регулирование тарифов.
Финансирование работ по экспертизе тарифов на жилищно-коммунальные услуги может осуществляться за счет бюджетных средств или за счет средств предприятий ЖКХ. Возможна смешанная форма оплаты с указанием порядка оплаты из разных источников. Если экспертиза проводится специально аккредитованной для этих целей структурой при органах исполнительной власти автономного округа или местного самоуправления, то работа дополнительно не оплачивается.
II. Порядок проведения экспертизы тарифов
В порядке проведения экспертизы должны быть определены:
- перечень тарифов, подлежащих экспертизе;
- перечень предприятий, представляющих расчеты и обоснования на утверждение тарифов;
- основные цели финансовой и технологической экспертизы;
- особенности проведения экспертизы по каждому виду тарифов;
- объем требуемой экспертизы по ее назначениям,
- сроки и периодичность проведения экспертизы;
- источник и порядок оплаты.
Экспертиза проводится при наличии одного или нескольких условий:
- подготовка предприятиями ЖКХ расчетов и обоснований для утверждения тарифов на очередной период регулирования;
- обращение предприятия ЖКХ с просьбой пересмотра тарифов в течение регулируемого периода;
- несогласие предприятия ЖКХ с утвержденной величиной тарифа;
- изменение величины уровня платежей граждан за предоставляемые услуги;
- включение в реестр предприятий ЖКХ естественных локальных монополистов;
- иные случаи по соглашению между предприятием ЖКХ и регулирующим органом.
При проведении экспертизы необходимо руководствоваться федеральными законами, законами и нормативно-правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа и органов местного самоуправления в части тарифной политики в жилищно-коммунальном комплексе, а также инструкциями и нормами технической эксплуатации объектов ЖКХ и настоящим Порядком.
Экспертиза может быть финансовой, технологической или финансово-технологической. Специальное назначение экспертизы определяется содержанием поставленных целей, глубиной, составом и объемом привлекаемой для анализа информации.
Результатом проведения экспертизы является экспертное заключение. Экспертное заключение - документ, имеющий юридическое значение в процедуре тарифообразования.
В случае несогласия предприятия с результатами проведенной экспертизы экспертное заключение может быть обжаловано в установленном законом Российской Федерации порядке.
Экспертное заключение в обязательном порядке должно содержать:
а) при финансовой экспертизе:
- анализ организационно-правового статуса предприятия ЖКХ, его структуру управления, уставных, учредительных, распорядительных и организационных документов, требований учетной политики;
- оценку достоверности финансовой информации, используемой при обосновании расчетной величины тарифов;
- обоснованность объемов продукции в натуральном выражении;
- обоснованность общей величины, структуры и размера, составляющих потребности в финансовых средствах по видам регулируемой деятельности на период утверждения тарифов;
- анализ динамики тарифов за последние три года, включая постатейный анализ фактической себестоимости и рентабельности;
- сведения о динамике цен на приобретаемые товарно-материальные ценности;
- анализ применяемых норм и нормативов в сравнении со среднеотраслевыми показателями, обоснование отклонений от этих показателей;
- сведения о системе контроля за сохранностью и экономией товарно-материальных ценностей;
- данные о суммах и удельном весе в себестоимости производственных потерь, их причинах; - сведения о доле в себестоимости затрат на энергоресурсы;
- результаты выборочной проверки выполненных работ и услуг сторонними организациями, основания для выборки, анализ обоснованности расходов;
- выборочную оценку влияния переоценки основных средств на сумму амортизации;
- данные о степени изношенности основных средств;
- результаты проверки целевого использования амортизационных отчислений;
- результаты выборочной проверки сданных работ по капитальному ремонту и другим капитальным вложениям;
- объемы планово-предупредительных работ - процент исполнения, соответствие нормам;
- анализ прочих расходов по текущему ремонту;
- долю аварийно-восстановительных работ в себестоимости;
- анализ цеховых и общепроизводственных расходов;
- анализ норм и нормативов потребления;
- социально-экономические аспекты уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением;
- наличие дифференцированных тарифов;
- покрытие затрат предприятиям ЖКХ действующими тарифами по группам потребителей;
- наличие и влияние перекрестного субсидирования и динамики его изменения;
- обоснованность расчетов рентабельности, включаемой в тариф;
б) при технологической экспертизе:
- наличие приборного учета ресурсов на этапах производства, транспортировки и потребления, степень использования данных приборного учета в управлении технологическими процессами и при расчетах с потребителями;
- наличие механизма начисления штрафных санкций в договорах при нарушении качества поставляемых работ, услуг потребителям;
- состав и состояние основного и вспомогательного технологического оборудования, степень использования его мощности;
- состав и состояние транспортных коммуникаций доставки ресурсов, включая оценку потерь в сравнении с базовыми отраслевыми, предложения по снижению потерь при транспортировке;
- соответствие фактических качественных и количественных показателей ресурсов, поставляемых потребителю, заявленным в договорах и используемым при расчетах за услуги и ресурсы;
- информационно-нормативную базу производственно-технических служб предприятий ЖКХ;
- оценку работы аварийно-диспетчерских служб;
- анализ плана технического оснащения и развития предприятия, источников его финансирования.
III. Заключительные положения
3.1. Экспертное заключение должно содержать также выводы и практические рекомендации о сохранении либо корректировке (как в сторону снижения, так и увеличения) величины тарифов.
3.2. При выявлении фактов нарушений или допущенных ошибок, влияющих на величину тарифов, в обязательном порядке вносятся необходимые изменения.
3.3. В случае, если в ходе проведения экспертизы не были устранены нарушения или ошибки, соответствующая информация должна найти отражение в экспертном заключении с оценочным анализом последствий для величины тарифов.
3.4. Реестр аккредитованных экспертных организаций (в т.ч. по Ханты-Мансийскому автономному округу) ведется Госстроем России в соответствии с Порядком аккредитации при Госстрое России экспертных организаций для проведения независимой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Госстроя России от 15 апреля 1999 г. N 24.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.