автономного округа |
А.В.Филипенко |
г. Ханты-Мансийск
20 июня 2001 года
N 55-оз
Программа
Содействия занятости безработного населения
Ханты-Мансийского автономного округа на 2001-2003 годы
(утв. Законом Ханты-Мансийского АО от 20 июня 2001 г. N 55-оз)
Паспорт
программы содействия занятости безработного населения
Ханты-Мансийского автономного округа на 2001-2003 годы
г. Ханты-Мансийск
2001 год
Наименование программа содействия занятости
Программы безработного населения
Ханты-Мансийского автономного округа
на 2001-2003 годы (далее именуется -
Программа)
Наименование решения статьи 14, 15 Закона Российской
о разработке Федерации "О занятости населения в
Программы Российской Федерации"
Государственный Департамент федеральной
заказчик Программы государственной службы занятости
населения по Ханты-Мансийскому
автономному округу
Основные Департамент федеральной
разработчики государственной службы занятости
Программы населения по Ханты-Мансийскому
автономному округу;
Департамент экономической политики
Ханты-Мансийского автономного округа;
Комитет по труду Ханты-Мансийского
автономного округа
Цель Программы создание условий для развития
эффективного цивилизованного рынка
труда, оперативно обеспечивающего
работодателей необходимой рабочей
силой, а граждан, ищущих работу,
соответствующей работой и доходами
Задачи Программы совершенствование нормативно-правовой
базы в сфере занятости населения;
усиление государственного
регулирования занятости в отраслях
народного хозяйства на территории
автономного округа;
совершенствование работы по
профилактике безработицы;
усиление профориентационной работы
среди выпускников школ автономного
округа;
повышение эффективности
предоставляемых безработным услуг с
целью сокращения длительной
безработицы;
улучшение информационного обеспечения
политики занятости;
развитие кадрового потенциала путем
совершенствования системы
профессионального обучения,
переобучения, переподготовки и
повышения квалификации незанятого и
работающего населения с учетом
потребностей рынка труда и на основе
запросов работодателей
Сроки реализации 2001-2003 годы
Программы
Основные направления совершенствование нормативно-правовой
Программы базы;
реализация государственной политики
на рынках труда муниципальных
образований автономного округа;
содействие повышению квалификации
кадров;
поддержка граждан с особыми
потребностями (молодежи, женщин,
инвалидов, граждан, уволенных с
военной службы, освобожденных из
учреждений уголовно-исполнительной
системы);
содействие мобильности рабочей силы;
улучшение функционирования рынка
труда;
научно-методическое и
информационно-аналитическое
обеспечение Программы
Ответственные за Департамент Федеральной
исполнение государственной службы занятости
программных населения по Ханты-Мансийскому
мероприятий автономному округу;
(головные Комитет по труду Ханты-Мансийского
исполнители) автономного округа;
Департамент экономической политики
Ханты-Мансийского автономного округа;
Департамент финансов
Ханты-Мансийского автономного округа;
Окружной фонд поддержки
предпринимательства и развития
конкуренции в Ханты-Мансийском
автономном округе;
Комитет по вопросам малочисленных
народов Севера;
Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа;
территориальный орган Министерства по
делам федерации, национальной и
миграционной политики Российской
Федерации в Ханты-Мансийском
автономном округе;
Комитет по молодежной политике
Ханты-Мансийского автономного округа;
Комитет государственной статистики
Ханты-Мансийского автономного округа;
органы исполнительной власти
Ханты-Мансийского автономного округа;
органы исполнительной власти
муниципальных образований автономного
округа
Объемы и источники средства федерального бюджета* в
финансирования 2001 - 2003 годах - 1992,59 млн.
Программы рублей, в том числе в 2001 году -
536,92 млн. рублей (сумма будет
уточнена после принятия федерального
бюджета на 2001 год), и средства
бюджета Ханты-Мансийского автономного
округа - 569,47 млн. рублей, в том
числе в 2001 году - 149,0 млн. рублей
(приложения 3, 4)
Ожидаемые конечные оказание консультационных услуг по
результаты вопросам трудоустройства 600-650 тыс.
реализации Программы человек, в том числе в 2001 году -
200 - 210 тыс. человек;
повышение сбалансированности спроса и
предложения рабочей силы на рынке
труда путем заполнения около 30 тыс.
вакансий, в том числе в 2001 году - 5
- 7 тыс. вакансий;
обеспечение временного
трудоустройства на общественные
работы 9 - 10 тыс. человек, в том
числе в 2001 году - более 2,8 тыс.
человек;
организация трудоустройства 76 - 76,5
тыс. несовершеннолетних граждан, в
том числе в 2001 году - 25,5 тыс.
человек;
поддержка предпринимательской
инициативы 800 безработных граждан, в
том числе в 2001 году - 260 - 270
человек;
предоставление возможности
прохождения профессиональной
подготовки, повышения квалификации и
переподготовки с целью последующего
трудоустройства более 10 тыс.
безработных и незанятых граждан, в
том числе в 2001 году - 3,5 - 4 тыс.
человек (с учетом перешедших с 2000
года);
проведение профориентационной работы
со 100 - 105 тыс. человек, в том
числе в 2001 году - 35 тыс. человек;
непревышение уровня регистрируемой
безработицы в 2002 - 2003 годах в 2,5
- 3 процента, в том числе в 2001 году
- в 2,4 процента (приложение 2)
------------------
* Финансирование из средств федерального бюджета осуществляется на
основании федерального законодательства.
Система управления и контроль за ходом выполнения
контроля за Программы осуществляют органы
выполнением исполнительной власти
Программы Ханты-Мансийского автономного округа,
Департамент Федеральной
государственной службы занятости
населения по Ханты-Мансийскому
автономному округу, ответственные за
реализацию мероприятий Программы.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
1.1. Содержание проблемы
Позитивные изменения в российской экономике в 1999-2000 годах оказали благоприятное влияние на экономическое положение Ханты-Мансийского автономного округа. В 1999 году в промышленности автономного округа были достигнуты самые высокие за последние годы темпы роста объемов производства. Фактически был скомпенсирован спад 1998 года. Индекс физического объема промышленной продукции составил 101,9 процента.
Цена нефти на мировом рынке в течение года возросла почти в 2,5 раза. Высокий уровень цен сохранялся и в 2000 году.
Впервые за годы рыночных преобразований отмечается увеличение спроса на рабочую силу, что проявилось в росте численности занятых. За 9 месяцев 2000 года она увеличилась на 41,6 тыс. человек, или на 6,6 процента относительно аналогичного периода прошлого года. При этом рост численности занятых наблюдался практически во всех городах и районах автономного округа. Исключение составляет только г. Лангепас, где численность занятых трудовой деятельностью осталась на уровне прошлого года. Более половины прироста численности занятых (относительно 1999 года) обеспечили две отрасли экономики: строительство (на 18,3 тыс. человек) и промышленность (на 6,3 тыс. человек). А в таких сферах деятельности, как: лесное хозяйство, торговля и общественное питание, операции с недвижимым имуществом, общественные объединения - в 2000 году отмечалось сокращение числа занятых. Однако следует отметить, что повышение спроса на рабочую силу обусловлено в основном развитием негосударственного сектора экономики. В 1999 году предприятиями государственного сектора заявлена потребность в рабочей силе в количестве 2130 человек, а предприятиями негосударственного сектора экономики - в количестве 7232 человек, или 77,2 процента; в 2000 году предприятиями государственного сектора - 2620 человек, негосударственного - 11329 человек, или 81,2 процента (по состоянию на конец 2000 года).
Начиная с 1999 года отмечается положительное сальдо приема и выбытия работников крупных и средних предприятий. В 1999 году принято на работу 183,3 тыс. человек, а выбыло с крупных и средних предприятий округа 173,4 тыс. работников. За 9 месяцев 2000 года сохранились положительные тенденции: принято на работу 182,8 тыс. человек, из них 9,3 тыс. человек, или 5,1 процента, - на вновь введенные рабочие места. Выбыло по различным причинам 158,1 тыс. человек, из них 89,5 тыс. человек, или 56,6 процента, уволились по собственному желанию. Численность принятых увеличилась, так как за 9 месяцев 2000 года на предприятия автономного округа было принято на работу 99,7 процента от числа принятых за весь 1999 год, а численность выбывших в 2000 году составила 91,2 процента от суммарного числа выбывших за 1999 год.
Снизились масштабы высвобождения работников. За 9 месяцев 2000 года численность высвобожденных составила 2,7 тыс. человек, или 0,4 процента к среднесписочной численности, против 13,8 тыс. человек, или 2,3 процента, за 1999 год.
Улучшилось использование рабочей силы на предприятиях и в организациях, о чем свидетельствует существенное (в 2,5 раза) сокращение размеров вынужденной неполной занятости. В 1999 году численность работающих неполное рабочее время составила 18,7 тыс. человек, а численность находящихся в отпусках по инициативе администрации предприятий - 14,6 тыс. человек. За 9 месяцев 2000 года численность работников, работавших в режиме неполной рабочей недели (дня), сократилась до 5,3 тыс. человек, имевших вынужденные административные отпуска, - до 8,7 тыс. человек, а их удельный вес в общей численности работников предприятий и организаций снизился с 3,2 процента до 0,9 процента и с 2,5 до 1,4 процента. Общие масштабы вынужденной неполной занятости в связи с административными отпусками и работой в режиме неполной рабочей недели (дня) за 9 месяцев 2000 года оцениваются в 1 170 720 человекочасов, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 784 работников (в 1999 году потери рабочего времени составили за целый год 3 889 934 человекочасов, т.е. ежедневно не выходили на работу 1 941 человек).
Приостановлено дальнейшее снижение роли реального сектора экономики в обеспечении занятости населения. Доля занятых в отраслях материального производства от всех занятых в экономике в 1999 году по Российской Федерации составила 69,3 процента, по Ханты-Мансийскому автономному округу - 70,4 процента против 68,9 процента по Российской Федерации и 70,1 процента по Ханты-Мансийскому автономному округу в 1998 году.
Произошли изменения в распределении занятого населения по отраслям материального производства и непроизводственной сферы. Отмечается рост среднесписочной численности рабочих, имеющих профессии: в области строительства - на 35,8 тыс. человек, транспорта - на 14,9 тыс. человек, связи - на 2,2 тыс. человек, геологии и разведки недр, геодезической и гидрометеорологической службы - на 2,5 тыс. человек. В общей сложности за 1999-2000 годы, по сравнению с 1998 годом, численность работников, занятых в этих отраслях материального производства, увеличилась на 55,4 тыс. человек. Одновременно отмечается интенсивный рост относительно 1998 года численности служащих, занятых в следующих сферах: здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 5,1 тыс. человек), народное образование (на 4 тыс. человек), управление (на 3,4 тыс. человек), культура и искусство (на 2,5 тыс. человек), научные организации (на 1,4 тыс. человек). Наиболее бурно происходил в этот период прирост численности занятых в сфере информационно-вычислительного обслуживания, где число работающих увеличилось многократно: с 69 человек в 1998 году до 3084 человек в 2000 году*.
-----------------
*По данным Комитета государственной статистики Ханты-Мансийского автономного округа
Перераспределение работающих по формам собственности в автономном округе в основном завершилось, и последние три года (1998, 1999, 2000 годы) доля работников, занятых в государственном секторе экономики, остается неизменной. В 1998 году в государственном секторе экономики было занято 31,3 процента от всей численности работающих, в 1999 году - 31,1 процента. В 2000 году доля занятых в государственном секторе сохраняется на уровне 31,1 процента.
Остаются значительными масштабы занятости в частном секторе экономики. По оценкам специалистов Департамента экономической политики автономного округа в данном секторе экономики занято в 2000 году до 114,1 тыс. человек, или 16,2 процента от численности занятых в экономике автономного округа. Для сравнения: в 1998 году - 105,6 тыс. человек, или 15,1 процента, в 1999 году - 112,5 тыс. человек, или 16 процентов. Предполагается, что в 2001 году доля занятых в частном секторе экономики будет сохраняться на уровне 16,1 - 16,3 процента.
Но наряду с положительными сдвигами в реализации государственной политики занятости в автономном округе остается нерешенным ряд проблем:
1) сохраняется низкая территориальная и профессиональная трудовая мобильность рабочей силы, обусловленная отсутствием развитой транспортной сети, развитого рынка жилья и внутрипроизводственной системы профессионального обучения и переобучения кадров, а также неадекватностью перемен в системе образования изменениям на рынке труда;
2) продолжается разработка федеральных целевых и инвестиционных программ, отраслевых и региональных программ развития без учета в должной мере ситуации на рынке труда. В настоящее время автономный округ принимает участие в восьми федеральных целевых программах Российской Федерации, финансируемых из федерального бюджета и бюджета автономного округа, и двадцати пяти региональных целевых программах, оказывающих влияние на состояние рынка труда. Региональные программы будут реализованы в срок до 2005 - 2010 годов, однако подавляющее большинство из них существенно не изменит ситуацию на рынках труда дотационных территорий автономного округа: Ханты-Мансийского, Октябрьского, Кондинского, Березовского районов. Далеко не все федеральные и региональные целевые программы предусматривают меры по созданию и сохранению рабочих мест. На предприятиях автономного округа в 1998 году было создано только 6,3 тыс., в 1999 году - 7,7 тыс., а за 9 месяцев 2000 года - 9,3 тыс. новых рабочих мест. Предполагается введение до конца года еще 755 дополнительных рабочих мест. Сокращено, соответственно, по годам 16,3 тыс., 13,8 тыс., 2,7 тыс. рабочих мест, и намечено к высвобождению до конца года еще 725 работников.
Стабилизация процессов в экономике обеспечила повышенный спрос на рабочую силу и тем самым определила не только характер изменений в динамике безработицы, но и в качественном составе безработных;
3) в 1999 году произошел перелом в процессах, характеризующих явление безработицы. В большинстве территорий автономного округа за 1999 год произошло снижение абсолютной численности безработных и, соответственно, уровня регистрируемой безработицы.
Первые признаки стабилизации были отмечены в марте 1999 года, когда абсолютная численность безработных (36177 человек) осталась на уровне зарегистрированных на конец февраля (36245 человек). В дальнейшем темпы сокращения числа безработных ежемесячно нарастали вплоть до июля 1999 года (с 0,2 процента в марте до 9,3 процента в июле), когда снижение числа безработных относительно предыдущего месяца произошло на 2,9 тыс. человек. В последующие месяцы тенденция снижения числа зарегистрированных безработных сохранялась, но в менее быстрых темпах. За декабрь 1999 года абсолютная численность безработных сократилась на 163 человека, или на 0,7 процента. По состоянию на 1 января 2000 года службами занятости автономного округа было зарегистрировано 23,7 тыс. безработных. За 1999 год численность безработных, регистрируемых на дату, снизилась относительно начала года на 12,1 тыс. человек (с 35,7 тыс. до 23,7 тыс. человек), или на 33,8 процента, за одиннадцать месяцев 2000 года - на 7,4 тыс. человек (с 23,7 тыс. до 16,2 тыс. человек), или на 31,4 процента.
Определяющую роль в снижении численности зарегистрированных безработных сыграло значительное увеличение спроса на рабочую силу с 4,7 тыс. рабочих мест на начало 1999 года до 9,4 тыс. рабочих мест в конце 1999 года и до 11,5 тыс. рабочих мест к декабрю 2000 года. Значительно возрос процент трудоустройства граждан, ищущих работу через службы занятости. Так, если в 1998 году он составлял 53,2 процента, то в 1999 году - 69,8 процента, в 2000 году - 69,2 процента. Произошел рост доли трудоустроенных безработных в общем числе безработных, состоящих на учете, с 23,2 процента в 1998 году до 31,5 процента в 1999 году и 31 процента в 2000 году. Рост доли трудоустройства безработных обусловлен в основном увеличением процента трудоустройства безработных на временные рабочие места. Так, в 1998 году только 6,4 процента от числа безработных, нашедших работу при содействии службы занятости, были трудоустроены на условиях временной занятости, в 1999 году - 5,6 процента, а за девятимесячный период 2000 года - 19,9 процента. Одновременно в условиях наметившегося экономического роста у безработных появилось больше возможностей для самостоятельного трудоустройства. Удельный вес числа трудоустроенных при посредничестве органов службы занятости в общем приеме кадров на предприятиях и в организациях составил за 9 месяцев 2000 года только 8,3 процента;
4) происходит изменение состава безработных в сторону увеличения доли женщин, лиц предпенсионного возраста, а также граждан, не имеющих опыта работы. Доля женщин среди общей численности безработных возросла с 1998 года по сентябрь 2000 года с 55,8 до 67,3 процента, доля лиц предпенсионного возраста среди безработных, зарегистрированных на конец каждого отчетного года, изменилась за период с начала 1998 года по сентябрь 2000 года с 3,1 до 7,4 процента соответственно; граждан, не имеющих опыта работы, - с 14,1 до 17,3 процента соответственно; граждан, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, - с 19,5 до 31,3 процента;
5) отмечается рост безработицы в сельской местности. Доля безработных в сельской местности начиная с 1991 года по 1997 год включительно непрерывно возрастала (с 3,5 процента до 19,3 процента). В последующие два года, когда произошли массовые высвобождения работников с предприятий нефтяной отрасли, доля безработных в сельской местности несколько сократилась - до 15,9 процента в 1999 году. После стабилизации экономических процессов в нефтедобывающей промышленности и снижения численности безработных в нефтедобывающих районах доля безработных, проживающих в сельской местности, вновь возросла до 18,5 процента. По состоянию на конец третьего квартала 2000 года она достигла 24,7 процента. Основной причиной безработицы в сельской местности является отсутствие необходимого количества рабочих мест в несельскохозяйственной сфере, которая за годы реформирования экономики резко сократилась, а труд в сельском хозяйстве недостаточно привлекателен как по условиям, так и по оплате, особенно для молодежи, которая составляет почти треть от общей численности безработных, зарегистрированных в сельской местности (30,1 процента). Недостаток денежных средств у населения сдерживает развитие предпринимательства на селе.
Отличительной чертой состава сельских безработных является более низкий, чем у безработных, проживающих в городах, уровень образования. Каждый третий из числа официально зарегистрированных безработных, проживающих в сельской местности, не имеет полного среднего образования (в городах - каждый восьмой), доля безработных с высшим образованием, проживающих в сельской местности, на пять процентов ниже доли безработных с тем же образованием в городах. Около 28 процентов всех сельских безработных составляют лица, не приступавшие к трудовой деятельности, 28 процентов - лица, не имеющие профессии, и почти 50 процентов - лица с длительным перерывом в работе (в городах на эти контингенты приходится, соответственно, 14,2 процента, 13,6 процента, 26,1 процента зарегистрированных безработных). Преобладание в составе безработных лиц, профессионально не подготовленных к трудовой деятельности, в условиях недостатка альтернативных сельскохозяйственному производству рабочих мест обуславливает застойный характер сельской безработицы. Об этом свидетельствуют показатели средней продолжительности периодов безработицы, которые ежегодно растут либо сохраняются стабильно высокими: в Октябрьском районе этот показатель в 1998 году составил 8,4 месяца, в 1999 году - 10 месяцев, за 9 месяцев 2000 года - 9,4 месяца; в Кондинском районе, соответственно - 12,3 месяца, 17,8 месяца, 14,5 месяца; в Ханты-Мансийском районе - 10,5 месяца, 15,8 месяца, 16,7 месяца; Березовском районе - 11,03 месяца, 14 месяцев, 14,1 месяца;
6) сохраняется значительная дифференциация территорий автономного округа по уровню безработицы. В конце 1998 года при среднем по автономному округу уровне регистрируемой безработицы (4,8 процента) данный показатель варьировал от 1,1 процента в г. Сургуте до 14,5 процента в Березовском районе. При этом в шести территориях автономного округа он был ниже среднеокружного, в 16 муниципальных образованиях превышал средний показатель (в том числе в 5 территориях - в 2 раза и более). В конце 1999 года при снижении среднего по автономному округу уровня регистрируемой безработицы до 2,6 процента диапазон его изменений по территориям оставался достаточно широким: от 0,6 процента в г. Сургуте до 11 процентов в Октябрьском районе, при этом в восьми из 22-х территорий автономного округа уровень регистрируемой безработицы был ниже среднеокружного, в тринадцати территориях был выше, причем в восьми территориях автономного округа он превышал среднеокружной в 2 и более раза.
1.2. Прогноз спроса и предложения рабочей силы на 2001-2003 годы (приложение 1)
В течение трех предстоящих лет ожидается увеличение предложения рабочей силы как за счет демографических факторов, так и за счет реструктуризации экономики. По данным Комитета государственной статистики Ханты-Мансийского автономного округа численность постоянного населения автономного округа возросла с 1996 по 1999 год на 29,6 тыс. человек, или почти на 2,2 процента. Сложившаяся демографическая ситуация свидетельствует о том, что почти половина населения автономного округа - это дети и молодежь (возрастная группа от 0 до 29 лет включительно составляет в настоящее время 48,3 процента). В этот период времени произошло пополнение численности отдельных возрастных групп: подростков и молодежи 14-15 лет - на 7211 человек, или на 14,2 процента; 16-17 лет - на 3466 человек, или на 7,6 процента; 18-19 лет - на 1639 человек, или на 4 процента; 20-24 лет - на 13946 человек, или на 13,7 процента; 25-29 лет - на 3229 человек, или на 3,5 процента. Более быстрыми темпами идет прирост численности групп молодежи 14-15 лет и 20-24 лет. Общий прирост численности группы подростков и молодежи составил 29491 человек. Вышеприведенный анализ показывает, что в ближайшие три года в автономном округе будет отмечен прирост населения трудоспособного возраста главным образом за счет превышения численности вступающей в данную возрастную группу молодежи.
Структурная модернизация экономики будет сопровождаться высвобождением работников, правда, более медленными темпами, чем в предыдущие годы. Если позитивные сдвиги в экономике автономного округа будут продолжаться и в 2001-2003 годах, то можно предположить, что процент высвобождений работников сохранится на уровне 2000 года и составит 0,7 процента в 2001 году, 0,9 процента - в 2002 году, 1,2 процента - в 2003 году. Численность высвобожденных работников может достичь 5 - 8,5 тыс. человек (по кругу крупных и средних предприятий), что не превысит 1,7 - 2 процента от всех выбывающих. При этом около 40 процентов прогнозируемого высвобождения работников придется на промышленность, 10 процентов - на строительство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, 6 - 7 процентов - на торговлю и общественное питание.
Кроме того, предложение рабочей силы будет зависеть от уровня жизни населения, динамики заработной платы, пенсий, пособий и других социальных выплат. До тех пор, пока не будет достигнуто обоснованное соотношение между заработной платой, сложностью труда и квалификацией работника, на предприятиях не будут придавать должного значения условиям труда, текучесть кадров, обусловленная увольнениями по собственному желанию, будет оставаться на достаточно высоком уровне. Примерно 60 процентов от численности работников, предлагающих свои услуги на рынке труда, составят рабочие, уволившиеся по собственному желанию.
Ожидаемое увеличение спроса на рабочую силу окажется недостаточным для реализации имеющегося предложения рабочей силы, во-первых, из-за сохраняющейся вынужденной неполной занятости населения и, во-вторых, из-за качественного несоответствия предложений безработных запросам работодателей. К тому же прогноз социально-экономического развития автономного округа на 2001-2003 год показывает, что ожидается весьма умеренный рост численности занятых - за три года на 5 тыс. человек. Прогнозируется наиболее существенное увеличение спроса на рабочую силу относительно 2000 года в таких отраслях экономики, как строительство (на 3,4 тыс. человек), транспорт (на 1,4 тыс. человек), и незначительное - в здравоохранении, физической культуре и спорте, социальном обеспечении.
Положительная динамика численности занятых в экономике в 2001-2003 годах приведет к расширению спроса на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп. Степень сбалансированности спроса и предложения рабочей силы улучшится, и при позитивном развитии социально-экономических процессов в автономном округе предполагается сокращение общей численности безработных, рассчитанной по методологии Международной организации труда, на 16,1 тыс. человек, с 88,2 тыс. человек в 2000 году до 72,1 тыс. человек в 2003 году. Однако при этом число зарегистрированных службами занятости безработных будет оставаться на уровне их численности в 2000 году и даже несколько возрастет. Во-первых, около 55 процентов от числа зарегистрированных безработных будет иметь низкий общий образовательный уровень и не иметь даже профессиональной начальной подготовки, что практически исключает возможность их самостоятельного трудоустройства. Во-вторых, повышенный спрос на рабочую силу формируется на территории только трех муниципальных образований автономного округа: г. Сургут, где спрос на рабочую силу в 2,5 раза превышает ее предложение, г. Нижневартовск, где спрос превышает предложение почти восьмикратно, и Сургутский район, где спрос в 2 раза превышает предложение (по состоянию на 1 декабря 2000 года). В остальных 19 муниципальных образованиях автономного округа наблюдается на протяжении многих лет отрицательное сальдо спроса и предложения рабочей силы. В г. Белоярском, г. Покачи, Ханты-Мансийском районе спрос на рабочую силу практически отсутствует (заявляются единичные вакансии - 5, 3, 6 рабочих мест), предложение рабочей силы в 100 и более раз превышает спрос на нее.
1.3. Ключевые проблемы на рынке труда
К числу ключевых проблем развития сферы занятости в автономном округе, решение которых должно составлять содержание и направленность политики занятости, а следовательно, и территориальной целевой программы содействия занятости, относятся следующие:
1) повсеместная и весьма неравномерная по территории автономного округа несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, которая обусловлена монопрофильным развитием экономики. Несмотря на начавшиеся положительные тенденции в динамике основных макроэкономических показателей, остаются довольно значительными размеры вынужденной неполной занятости, а также дифференциация сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы и составу безработных граждан;
2) ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест, поскольку в течение 90-х годов они практически не обновлялись, ограничивает возможности роста, с одной стороны, эффективности труда, а с другой - трудоустройства населения из-за расширения числа рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и низкой его оплатой. Изношенность основных фондов может стать одной из причин, ограничивающих в ближайшей перспективе расширение спроса на рабочую силу;
3) система профессионального образования недостаточно адаптирована к новым условиям хозяйствования, особенно в части учета перспектив спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе, гибкого сочетания первичной подготовки с различными формами вторичного обучения и повышения качества подготовки квалифицированных кадров. Предприятия практически устранились от работы по улучшению качества рабочей силы. В масштабе автономного округа отсутствуют заявки предприятий и организаций по подготовке специалистов на перспективу, не всегда ясны и перспективы развития самого предприятия. В результате выпускники учебных заведений не востребованы и становятся клиентами служб занятости: по состоянию на конец 1999 года доля выпускников среди безработных, состоящих на учете в службах занятости автономного округа, составляла 5,6 процента, а в 2000 году - 6,8 процента. Ожидается, что в 2001-2003 годах примерно 10 процентов выпускников учреждений начального профессионального образования не будут востребованы;
4) трудоустройство ряда социально-демографических групп (молодежи без практического опыта работы, отдельных контингентов женского населения, инвалидов, демобилизованных военнослужащих и других) остается чрезвычайно сложным даже в условиях начавшегося экономического роста. С одной стороны, сохраняется селективный подход при приеме на работу в зависимости от пола, возраста, семейного положения, здоровья, наличия опыта работы, а с другой стороны, растут требования безработных, особенно молодежи, к условиям и оплате труда при том, что заявленные в службу занятости вакансии относятся, как правило, к низкооплачиваемым видам деятельности. Не соблюдаются в полной мере нормы трудового законодательства о режиме и охране труда отдельных групп населения;
5) отсутствие вакантных рабочих мест на предприятиях большинства муниципальных образований автономного округа при значительных коэффициентах напряженности на местных рынках труда обуславливает необходимость повышения трудовой мобильности граждан в пределах автономного округа (г. Лангепас - 25 человек на 1 рабочее место; г. Нягань - 26 человек на 1 рабочее место; г. Белоярский - 183 человека на 1 рабочее место; г. Покачи - 81 человек на 1 рабочее место; г. Советский - 17 человек на 1 рабочее место; Березовский район - 49 человек на 1 рабочее место; Ханты-Мансийский район -117 человек на 1 рабочее место; Кондинский район - 45 человек на 1 рабочее место; Октябрьский район - 47 человек на 1 рабочее место);
6) наличие значительного числа территорий с напряженной ситуацией на рынке труда свидетельствует о том, что динамика макроэкономических показателей, разработка перспектив развития и размещения отдельных отраслей и производств в рамках региональных, целевых, инвестиционных и отраслевых программ не направлены пока на всесторонний учет ситуации на рынке труда.
1.4. Программные методы реализации политики занятости населения на рынке труда автономного округа
Экономические условия для развития занятости реализуются в рамках региональных целевых программ содействия занятости населения, в рамках программ социально-экономического развития отдельных территорий и отраслей, а также в рамках инвестиционных программ, предусматривающих меры по созданию и сохранению рабочих мест.
Сохраняющаяся в настоящее время и прогнозируемая на 2001 - 2003 годы напряженность на рынке труда России в целом, а также значительная дифференциация ситуации с занятостью населения (от относительного благополучия до критической ситуации) в отдельных муниципальных образованиях автономного округа свидетельствует о необходимости разработки и реализации дополнительных мер государственного регулирования рынка труда, усиления влияния на состояние рынка труда интегрированных действий государственных органов исполнительной власти автономного округа и Российской Федерации, объединений работодателей, объединений профсоюзов, других общественных организаций.
Комплексный характер проблемы занятости обусловил необходимость разработки межведомственной программы для ее решения как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов.
Данная Программа направлена на решение крупной общефедеральной проблемы, обеспечение выполнения приоритетных задач Правительства Российской Федерации в области социальной политики, модернизации экономики и основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу в части содействия занятости населения и создания эффективного цивилизованного рынка труда.
II. Основные цели и задачи Программы
Исходя из стратегических задач целью Программы является создание условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего граждан, ищущих работу, соответствующей работой, позволяющей за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления, а работодателей - необходимой рабочей силой.
Для достижения указанной цели Программа предусматривает решение следующих задач:
совершенствование нормативно-правовой базы в сфере занятости населения;
усиление государственного регулирования ситуации в сфере занятости населения в автономном округе;
совершенствование работы по профилактике безработицы;
реализация специальных мероприятий по профилированию безработных граждан в целях повышения эффективности предоставляемых им услуг и сокращения длительной безработицы;
улучшение информационного обеспечения политики занятости;
развитие кадрового потенциала путем совершенствования с учетом потребностей рынка труда системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан, незанятого и работающего населения;
повышение эффективности активных мер на рынке труда.
III. Этапы реализации Программы
Предусматривается, что Программа будет реализовываться в два этапа.
Первый этап реализации Программы (2001 год) должен обеспечить:
1) совершенствование нормативно-правовой базы в сфере занятости в связи с переходом на бюджетное финансирование;
2) изменение структуры Департамента федеральной государственной службы занятости;
3) организацию и отработку специальных мероприятий по профилированию безработных граждан;
4) разработку механизма мониторинга и оценки эффективности активных форм программы занятости.
Второй этап (2002-2003 годы) предусматривает:
1) отработку механизма реализации политики занятости на рынке труда с учетом нового законодательства о занятости населения;
2) отбор реализуемых органами службы занятости активных программ содействия занятости с учетом мониторинга их эффективности.
На первом и втором этапах будут реализовываться программные мероприятия с учетом территориальных, отраслевых и социальных приоритетов социально-экономической политики, проводимой органами государственной власти автономного округа.
IV. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий направлена на решение ключевых проблем рынка труда и представлена следующими направлениями:
1) совершенствование нормативно-правовой базы, включающее разработку законопроектов, регулирующих вопросы занятости, подготовку проектов решений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа по вопросам занятости населения и развития рынка труда;
2) координация деятельности департаментов, комитетов, управлений, объединений работодателей при решении вопросов о содействии занятости в отраслях экономики при разработке и реализации территориальных программ содействия занятости населения, программ социально-экономического развития территорий автономного округа, отраслевых программ общественных работ, развития и расширения видов общественных работ на основе заключения и реализации соглашений о сотрудничестве с заинтересованными государственными органами исполнительной власти автономного округа, пополнения каталога общественных работ;
3) государственная политика на территориальных рынках труда, предусматривающая меры по содействию занятости населения на территориях с наиболее сложной ситуацией: Кондинский, Березовский, Ханты-Мансийский, Октябрьский районы и другие населенные пункты автономного округа с моноэкономической структурой;
4) повышение качества рабочей силы, содействие повышению квалификации кадров, включающее совершенствование системы профессионального образования, профессиональной ориентации населения, в том числе безработных и незанятых граждан, с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и быстрейшего трудоустройства, воссоздание системы внутрифирменного обучения персонала (переподготовка, повышение квалификации, освоение смежных профессий и других специальностей);
5) социальная интеграция и поддержка граждан с особыми потребностями, определяющая меры социальной адаптации для особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы безработных и незанятых граждан с особыми потребностями на рынке труда: инвалидов, подростков и молодежи, впервые ищущих работу, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, отдельных категорий женщин, граждан, имеющих длительный перерыв в работе, беженцев и вынужденных переселенцев, граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы, и т.д.;
6) содействие мобильности рабочей силы, включающее пополнение и совершенствование функционирования федерального и окружного банка вакансий для трудоустройства граждан, желающих переехать в другую местность, привлечение незанятых граждан на сезонные (временные) работы, обеспечение организации общественных работ по восстановлению жилья, сбору дикоросов, добыче рыбы и развитию инфраструктуры в Ханты-Мансийском автономном округе, меры по трудовой адаптации беженцев и вынужденных переселенцев;
7) улучшение функционирования рынка труда, включающее реализацию мер, направленных на совершенствование системы информирования граждан и работодателей о вакансиях на рынке труда и предложении рабочей силы, профориентации безработных и незанятых граждан, введение процедуры профилирования безработных граждан при разработке и реализации программ содействия занятости, реализация специальных мер по обеспечению занятости граждан; отработка финансирования политики занятости из федерального бюджета и бюджета автономного округа, совершенствование механизма субсидирования занятости отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите, мониторинг эффективности реализации специальных программ содействия занятости, развитие социального партнерства в сфере занятости;
8) развитие кадрового потенциала территориальных органов службы занятости населения, включающее реализацию мер по совершенствованию подготовки и повышению квалификации работников;
9) научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение Программы, включающее научно - исследовательские работы по всему комплексу проблем и задач, решаемых в рамках федеральной целевой программы содействия занятости безработного населения Российской Федерации.
V. Ресурсное обеспечение Программы
5.1. Финансовое обеспечение Программы
Основными источниками ресурсного обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, объем которых определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Общий объем финансовых затрат на реализацию Программы из федерального бюджета на 2001 - 2003 годы (в ценах 2001 года) составит около 1992,59 млн. рублей, в том числе I этап (2001 год) - около 536,92 млн. рублей, II этап (2002 - 2003 годы) - 1455,67 млн. рублей. При этом в 2001 году затраты на текущие расходы составят 521,92 млн. рублей, капитальные вложения - 15,0 млн. рублей. Порядок финансирования мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Помимо средств федерального бюджета, для реализации Программы предполагается привлечь бюджетные средства Ханты-Мансийского автономного округа и его муниципальных образований, внебюджетные средства, в том числе средства работодателей, средства негосударственных фондов.
Финансирование соисполнителями программных мероприятий осуществляется в пределах источников и средств, предусмотренных на текущее финансирование соответствующих государственных органов исполнительной власти автономного округа и Российской Федерации.
Для реализации Программы в 2001-2003 годах из бюджета автономного округа потребуется 556,1 млн. рублей, в том числе 149 млн. рублей в 2001 году.
5.2. Кадровое обеспечение Программы
В целях эффективной реализации Программы в 2001-2003 годах предусматривается совершенствование структуры территориальных органов службы занятости, что позволит обеспечить оптимальное соотношение численности работников органов службы занятости населения, отнесенных по статусу к федеральным государственным служащим, и работников, являющихся служащими государственных учреждений (городские и районные центры занятости населения), подчиненных территориальным органам Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения.
При этом будут проведены мероприятия, направленные на:
1) совершенствование структуры Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Ханты-Мансийскому автономному округу путем внедрения трехзвенной структуры управления службами занятости населения на территории Ханты-Мансийского автономного округа с целью повышения эффективности управления городскими и районными службами занятости. Предполагается создание в пределах автономного округа 4 - 5 межтерриториальных управлений занятости населения, подчиняющихся Департаменту федеральной государственной службы занятости по автономному округу, в состав которых будут входить городские и районные центры занятости;
2) подготовку и переподготовку в учебных заведениях, подведомственных Министерству труда и социального развития Российской Федерации, а также в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации качественно новых специалистов для органов службы занятости, способных осуществлять координационно-посредническую и маркетинговую деятельность по организации взаимодействия безработных, незанятых граждан и работодателей.
VI. Механизм реализации Программы
К участию в реализации Программы привлекаются государственные учреждения - центры занятости населения в городах и районах автономного округа в рамках территориальных программ содействия занятости населения, государственные органы исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа, научные организации, объединения работодателей, объединения профсоюзов.
Исполнение Программы по разделу "Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение Программы" будет осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых государственным заказчиком - Министерством труда и социального развития Российской Федерации с научными организациями, на основе договоров, заключаемых между Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Ханты-Мансийскому автономному округу и научно-исследовательскими институтами.
VII. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
Государственным заказчиком Программы является Департамент федеральной государственной службы занятости по Ханты-Мансийскому автономному округу, который осуществляет текущую координацию деятельности городских и районных центров занятости населения и других департаментов, комитетов и управлений - участников Программы.
Государственный заказчик Программы готовит и представляет:
1) предложения по корректировке целевых показателей Программы, исполнителей, сроков программных мероприятий;
2) предложения по финансированию программных мероприятий за счет средств бюджета автономного округа и средств федерального бюджета;
3) итоги реализации Программы за соответствующий год.
VIII. Оценка эффективности
и социально-экономических последствий реализации Программы
Реализация Программы в 2001-2003 годах позволит создать условия для функционирования рынка труда автономного округа, сочетающего в себе экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, снижения социальной напряженности в обществе посредством эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, и смягчения последствий долговременной безработицы.
В 2001-2003 годах предполагается:
оказать консультационные услуги по вопросам трудоустройства, переобучения, применения законодательства о занятости населения 600 - 650 тыс. человек, в том числе в 2001 году - 200 - 210 тыс. человек;
повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения вакансий, в том числе в 2001 году - 5 - 7 тыс. вакансий;
обеспечить временное трудоустройство на общественных работах около 9 тыс. человек, в том числе в 2001 году - более 2,8 тыс. человек;
организовать трудоустройство 76 - 76,5 тыс. несовершеннолетних граждан, в том числе в 2001 году - 25,5 тыс. человек; на условиях временной занятости - 60 - 62 тыс. человек, в том числе в 2001 году - около 20 тыс. человек;
поддержать предпринимательскую инициативу около 800 безработных граждан, в том числе в 2001 году - 260 - 270 человек;
предоставить возможность прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с целью последующего трудоустройства более 10 тыс. безработных и незанятых граждан, в том числе в 2001 году - 3,5 - 4 тыс. человек;
провести профориентационную работу со 100 - 105 тыс. граждан, в том числе в 2001 году - с 35 тыс. человек;
не допустить превышение уровня официальной безработицы более 2,5 - 3 процентов, в том числе в 2001 году - в пределах 2,4 процента.
Приложение 1
содействия занятости
безработного населения
Ханты-Мансийского
автономного округа
на 2001-2003 годы
Сводная таблица спроса и предложения рабочей силы
на рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа
Перечень характеристик | 2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Спрос на рабочую силу | ||||
ВСЕГО (тыс.чел.) в том числе: потребность в работниках на начало прогнозируемого периода на имеющиеся вакансии потребность в работниках на новых рабочих местах, предусмотренных к вводу в прогнозируемом периоде потребность в работниках на замену выбывающих по собственному желанию и другим причинам, не связанным с сокращением численности персонала |
222,8 9,4 10,1 203,3 |
221,4 11,4 10,0 200,0 |
208,0 7,0 11,0 190,0 |
197,0 5,0 12,0 180,0 |
Предложение рабочей силы | ||||
ВСЕГО (тыс. чел.) в том числе: | 321,4 | 302,8 | 285,1 | 274,1 |
численность безработных на начало года | 72,1 | 88,2 | 74,4 | 72,1 |
в том числе: зарегистрированных в территориальных центрах занятости населения |
23,7 | 17,2 | 20,0 | 22,0 |
численность высвобожденных в течение года работников |
3,5 | 4,0 | 4,5 | 5,0 |
численность работников, уволившихся по собственному желанию |
133,0 |
120,0 |
110,0 |
100,0 |
численность выпускников общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений всех уровней, а также лиц, прекративших обучение до окончания учебного заведения |
17,0 |
18,0 |
18,5 |
19,0 |
численность граждан, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации |
5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 |
численность граждан, освобожденных из мест лишения свободы |
1,5 | 1,8 | 1,8 | 1,8 |
механический приток населения в трудоспособном возрасте |
2,5 | 2,8 | 3,0 | 3,0 |
численность граждан, не имеющих работы по другим причинам |
86,8 |
63,0 |
69,7 |
68,2 |
Соотношение спроса и предложения | ||||
Неудовлетворенный спрос на рабочую силу |
98,6 | 81,4 | 77,1 | 77,1 |
Количество вакансий на конец года | 11,4 | 7,0 | 5,0 | 5,0 |
Общая численность безработных | 88,2 | 74,4 | 72,1 | 72,1 |
Численность официально зарегистрированных безработных |
17,2 | 20,0 | 22,0 | 25,0 |
Справочно | ||||
Численность занятых в экономике | 706,4 | 708,5 | 710,0 | 711,3 |
Численность экономически активного населения |
767,0 | 772,0 | 774,0 | 775,0 |
Уровень общей безработицы, в процентах к экономически активному населению |
11,5 | 9,6 | 9,3 | 9,3 |
Уровень регистрируемой безработицы, в процентах к экономически активному населению |
2,2 | 2,6 | 2,8 | 3,2 |
Приложение 2
содействия занятости
безработного населения
Ханты-Мансийского
автономного округа
на 2001-2003 годы
Мероприятия программы содействия занятости безработного населения
Ханты-Мансийского автономного округа на 2001-2003 годы
Перечень мероприятий | Исполнители | Физические, финансовые показатели | Ожидаемые результаты |
|||
2001-2003 годы | 2001 год | 2002 год | 2003 год | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Совершенствование нормативно-правовой базы | ||||||
1.1. Разработка законо- проектов |
Департамент федеральной государ- ственной службы за- нятости на- селения по Ханты- Мансийскому автономному округу (да- лее - ДФГСЗН), Правитель- ство авто- номного ок- руга |
источники и сред- ства, предусмот- ренные на текущее финансирование |
проект закона Ханты- Мансийского автономного округа "О занятости населения Ханты- Мансийского автономного округа" в связи с изменившимися условиями финансирования проблем занятости |
|||
1.2. Подготовка проектов решений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа |
ДФГСЗН, Правитель- ство авто- номного ок- руга |
источники и сред- ства, предусмот- ренные на текущее финансирование |
окружная целевая программа содействия занятости населения Ханты- Мансийского автономного округа на 2001 - 2003 годы |
|||
1.3. Квотирование рабочих мест |
ДФГСЗН, территори- альные службы за- нятости на- селения (далее - ТСЗН), Ко- митет по труду авто- номного ок- руга |
источники и сред- ства, предусмот- ренные на текущее финансирование |
подготовка документов о квотировании рабочих мест для коренных малочисленных народов в местах их традиционного проживания |
|||
2. Специальные программы занятости, направленные на улучшение функционирования рынка труда | ||||||
2.1. Оказание консультаци- онных услуг |
ДФГСЗН, ТСЗН |
626000 чел. | 208000 чел. |
209000 чел. |
209000 чел. |
информирование граждан о возможности трудоустройства, в том числе на временные сезонные работы, возможности профессионально- го обучения, организации предприниматель- ской деятельности в автономном округе |
2.2. Организация трудоуст- ройства безработных граждан, особо нуждающихся в социаль- ной защите: молодежи (подпрограмма "Молодежная практика"); лиц предпенсионного возраста; многодетных и одиноких родителей; граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; граждан, освобожденных из мест лишения свободы |
ДФГСЗН, ТСЗН |
9488 чел. всего средств - 438079,54 тыс. руб., из них: федеральный бюджет* - 219039,77 тыс. руб., бюджет автоном- ного округа - 219039,77 тыс. руб. |
2657 чел. всего средств - 112056,53 тыс. руб., из них: федераль- ный бюджет * - 56028,265 тыс. руб., бюджет ав- тономного округа - 56028,265 тыс. руб. |
3293 чел. всего средств - 149243,25 тыс. руб., из них: федераль- ный бюджет * - 74621,625 тыс. руб., бюджет ав- тономного округа 74621,625 тыс. руб. |
3538 чел. всего средств - 176779,76 тыс. руб., из них: федераль- ный бюджет * - 88389,88 тыс. руб., бюджет ав- тономного округа - 88389,88 тыс. руб. |
трудоустройство социально незащищенных граждан |
2.3. Проведение ярмарок вакансий рабочих и учебных мест |
ДФГСЗН, ТСЗН |
3 ярмарки 15000 человек |
1 ярмарка 5000 человек |
1 ярмарка 5000 человек |
1 ярмарка 5000 человек |
содействие в трудоустройстве и обучении граждан через непосредственный контакт с работодателями и учебными заведениями |
2.4. Содействие территори- альной мобильности рабочей силы |
ДФГСЗН, ТСЗН |
450 чел. всего - 7271,53 тыс. руб., из них: федеральный бюджет* - 3635,765 тыс. руб., бюджет автоном- ного округа 3635,765 тыс. руб. |
150 чел. всего - 2081,3 тыс. руб., из них: федераль- ный бюджет * - 1040,65 тыс. руб., бюджет ав- тономного округа - 1040,65 тыс. руб. |
150 чел. всего - 2469,0 тыс. руб., из них: федераль- ный бюджет * - 1234,5 тыс. руб., бюджет ав- тономного округа - 1234,5 тыс. руб. |
150 чел. всего - 2721,23 тыс. руб., из них: федераль- ный бюджет * - 1360,615 тыс. руб., бюджет ав- тономного округа - 1360,615 тыс. руб. |
информирование граждан, желающих переехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, о состоянии рын- ка труда в рай- онах вселения; пополнение и совершенствова- ние функционирования окружного банка вакансий для трудоустройства граждан, желающих переехать в другую местность; содействие в трудоустройстве безработных граждан, желающих переехать в сельскую местность |
3. Содействие временному трудоустройству граждан | ||||||
3.1. Программа содействия временному трудоустройству граждан, в том числе: |
ДФГСЗН, ТСЗН |
применение различных форм и видов трудоустройства по срочным трудовым договорам; применение гибких (нетипичных) форм занятости; смягчение напряженности на рынке труда |
||||
организация общественных работ |
ДФГСЗН, ТСЗН |
9000 чел. всего - 52644,96 тыс. руб.,из них: федеральный бюджет* - 26322,48 тыс. руб., бюджет автоном- ного округа 26322,48 тыс. руб. |
2800 чел. всего - 15332,16 тыс. руб., из них: федераль- ный бюджет * - 7666,08 тыс. руб., бюджет ав- тономного округа - 7666,08 тыс. руб. |
3000 чел. всего - 17888,42 тыс. руб., из них: федераль- ный бюджет * - 8944,21 тыс. руб., бюджет ав- тономного округа - 8944,21 тыс. руб. |
3200 чел. всего - 19424,38 тыс. руб., из них: федераль- ный бюджет * - 9712,19 тыс. руб., бюджет ав- тономного округа - 9712,19 тыс. руб. |
предоставление возможности для временной занятости в период активного поиска постоянной работы |
организация временных работ |
ДФГСЗН, ТСЗН |
организация временной занятости безработных |
||||
3.2. Содействие временной занятости инвалидов |
ДФГСЗН, ТСЗН |
трудовая адаптация и социальная поддержка инвалидов, имеющих показания к трудовой деятельности |
||||
3.3. Создание временных рабочих мест для несовер- шеннолетних граждан и молодежи |
Комитет по молодежной политике автономного округа, ДФГСЗН, ТСЗН, Де- партамент образования и науки ав- тономного округа |
70511 чел. всего - 447461,76 тыс. руб.,из них: федеральный бюджет* - 223730,88 тыс. руб., бюджет автоном- ного округа 223730,88 тыс. руб. |
19511 чел. всего - 108168,96 тыс. руб., из них: федераль- ный бюджет * - 54048,48 тыс. руб., бюджет ав- тономного округа - 54084,48 тыс. руб. |
25500 чел. всего - 169646,4 тыс. руб., из них: федераль- ный бюджет * - 84823,2 тыс. руб., бюджет ав- тономного округа - 84823,2 тыс. руб. |
25500 чел. всего - 169646,4 тыс. руб., из них: федераль- ный бюджет * - 84823,2 тыс. руб., бюджет ав- тономного округа - 84823,2 тыс. руб. |
организация работы летних молодежных бирж; использование учебно - производственной базы учреждений начального профессионально- го образования для организации временных работ в летнее время |
4. Содействие предпринимательской деятельности незанятых и безработных граждан | ||||||
4.1. Поддержка развития предпринимательства и самостоятельной занятости |
ДФГСЗН, ТСЗН |
создание условий для расширения возможностей занятости в сфере малого бизнеса и самостоятельной занятости безработных; содействие развитию женского предприниматель- ства, включая различные формы семейного бизнеса; создание условий для предприниматель- ской деятельности незанятых инвалидов |
||||
4.2. Субсидирование само- занятости и предприниматель- ства |
ДФГСЗН | 768 чел. всего - 17235,5 тыс. руб.,из них: федеральный бюджет* - 8617,75 тыс. руб., бюджет автоном- ного округа - 8617,75 тыс. руб. |
268 чел. всего - 5769,5 тыс. руб., из них: федераль- ный бюджет * - 2884,75 тыс. руб., бюджет ав- тономного округа - 2884,75 тыс. руб. |
250 чел. всего - 5662,8 тыс. руб., из них: федераль- ный бюджет * - 2831,4 тыс. руб., бюджет ав- тономного округа - 2831,4 тыс. руб. |
250 чел. всего - 5803,2 тыс. руб., из них: федераль- ный бюджет * - 2901,6 тыс. руб., бюджет ав- тономного округа - 2901,6 тыс. руб. |
оказание организационной, методической и финансовой помощи безработным гражданам, начинающим собственное дело; оказание методической помощи в развитии предприниматель- ской деятельности безработных граждан и незанятого населения, проживающих в сельской местности |
4.3. Инвестирование малого предпринимательства по приоритетным направлениям |
ДФГСЗН, ок- ружной фонд поддержки предприни- мательства и развития конкуренции |
производство промышленных товаров и товаров народного потребления; переработка сельскохозяйст- венной продукции и дикоросов; оказание производствен- ных, жилищно - коммунальных и бытовых услуг; строительство; гостинично - туристический бизнес; экологически ориентированное предприниматель- ство, переработка отходов производства |
||||
4.4. Развитие малого предпринимательства в сфере традиционных форм хозяйствования |
ДФГСЗН, ок- ружной фонд поддержки предприни- мательства и развития конкуренции |
возрождение национальных художественных промыслов и ремесел в целях обеспечения занятости безработного населения из числа коренных малочисленных народов в местах их традиционного проживания |
||||
4.5. Формирование банка предпринимательских инициа- тив |
ДФГСЗН, ТСЗН, ок- ружной фонд поддержки предприни- мательства и развития конкуренции |
в целях содействия развитию малого и среднего бизнеса, самозанятости в сфере материальных благ и услуг формирование банка предприниматель- ских проектов (бизнес - планов) |
||||
5. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения | ||||||
5.1. Развитие професси- ональных услуг, оказываемых молодежи |
ДФГСЗН, ТСЗН, Де- партамент образования и науки ав- тономного округа |
105 тыс.чел. всего - 3560,2 тыс. руб., из них: федеральный бюджет* - 1780,1 тыс. руб., бюджет автоном- ного округа - 1780,1 тыс. руб. |
35 тыс. чел. всего - 1047,2 тыс. руб., из них: федераль- ный бюджет * - 523,6 тыс. руб., бюд- жет авто- номного округа - 523,6 тыс. руб. |
35 тыс. чел. всего - 1256,5 тыс. руб., из них: федераль- ный бюджет * - 628,25 тыс. руб., бюджет ав- тономного округа - 628,25 тыс. руб. |
35 тыс. чел. всего - 1256,5 тыс. руб., из них: федераль- ный бюджет * - 628,25 тыс. руб., бюджет ав- тономного округа - 628,25 тыс. руб. |
совместная работа со специалистами учебных заведений; информирование молодежи о системе начального, среднего, высшего и дополнительного образования; проведение факультативных внешкольных курсов для старшеклассни- ков; сбор и анализ данных о профессиональных предпочтениях выпускников по предлагаемым сферам деятельности; работа по оказанию профессиональных услуг несовершеннолет- ним подросткам (14 - 17 лет) |
5.2. Повышение качества профориентационной работы |
ДФГСЗН | оказание услуг, учитывающих запросы различных категорий обращающихся; поддержка молодежных служб занятости при разработке и внедрении инновационных технологий в сферах профессиональной ориентации и профессионально- го консультиро- вания; проведение окружных семинаров для профессиональных консультантов по актуальным темам; проведение ярмарок учебных мест; работа по подбору кадров по заказу работодателей для последующего их переобучения и т.д. |
||||
5.3. Методическое обеспе- чение профориентационной работы |
ДФГСЗН | пополнение окружного банка методической литературы и компьютерного обеспечения; закупка необходимых тестовых материалов для работы по заявкам |
||||
5.4. Расширение сферы психологической поддержки безработных и незанятого населения |
ДФГСЗН, ТСЗН |
работа клубов ищущих работу; групповые формы работы по психологической поддержке безработного и незанятого населения; осуществление заблаговременно- го профориента- ционного консультирования и переподготовки увольняемых военнослужащих и военнослужащих на последнем году службы; оказание предуведомитель- ных консультационных услуг высвобождаемым работникам |
||||
5.5. Тематические выступле- ния во всех средствах массовой информации по конкретным вопросам профес- сиональной ориентации |
ДФГСЗН, ТСЗН |
|||||
6. Профессиональное обучение | ||||||
6.1. Программа профес- сионального обучения безработных и незанятого населения, в том числе: |
ДФГСЗН, ТСЗН |
12000 чел. всего - 145849,1 тыс. руб., из них: федеральный бюджет* - 72924,55 тыс. руб., бюджет автоном- ного округа - 72924,55 тыс. руб. |
4000 чел. всего - 45550,4 тыс. руб., из них: федераль- ный бюджет * - 22775,2 тыс. руб., бюджет ав- тономного округа - 22775,2 тыс. руб. |
4000 чел. всего - 48183,2 тыс. руб., из них: федераль- ный бюджет * - 24091,6 тыс. руб., бюджет ав- тономного округа |
4000 чел. всего - 52115,5 тыс. руб., из них: федераль- ный бюджет * - 26057,75 тыс. руб., бюджет ав- тономного округа - 26057,75 тыс. руб. |
развитие трудовых ресурсов, повышение качества и конкурентоспо- собности рабочей силы средствами профессионально- го обучения |
целевые программы профес- сионального обучения безработных из числа слабозащищенных, всего из них: |
ДФГСЗН, ТСЗН |
6000 чел. | 2000 чел. | 2000 чел. | 2000 чел. | |
молодежи, впервые вступающей на рынок труда или не имеющей профессий или специальностей подростков в возрасте 14 - 17 лет |
ДФГСЗН, ТСЗН, Де- партамент образования и науки ав- тономного округа |
3000 чел. | 1000 чел. | 1000 чел. | 1000 чел. | |
женщин, имеющих детей дошкольного возраста, детей- инвалидов |
ДФГСЗН, ТСЗН |
2400 чел. | 800 чел. | 800 чел. | 800 чел. | |
инвалидов | ДФГСЗН, ТСЗН |
300 чел. | 100 чел. | 100 чел, | 100 чел. | |
граждан, уволенных с военной службы |
ДФГСЗН, ТСЗН |
300 чел. | 100 чел. | 100 чел. | 100 чел. | |
проживающих в сельской местности |
ДФГСЗН, ТСЗН |
600 чел. | 200 чел. | 200 чел. | 200 чел. | |
6.2. Программа поддержки предпринимательства путем обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности |
ДФГСЗН, ТСЗН, ок- ружной фонд поддержки предприни- мательства и развития конкуренции |
300 чел. | 100 чел. | 100 чел. | 100 чел. | оказание методической помощи безработным гражданам и незанятому населению, проживающим в сельской местности в развитии предприниматель- ской деятельности; обучение инвалидов, желающих заняться предприниматель- ской деятельностью, основам предприниматель- ской деятельности, консультирование и помощь в разработке бизнес - планов; заключение договоров с учебными заведениями округа по обучению основам предприниматель- ской деятельности |
6.3. Программа по организа- ции в округе гибкой социально ориентированной системы профессионального обучения на базе имеющихся учебных заведений |
ДФГСЗН, ТСЗН, Де- партамент образования и науки ав- тономного округа |
совместно с Департаментом образования и науки автономного округа проводить корректировку объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионально- го образования с учетом потребностей рынка |
||||
6.4. Методическое обеспече- ние профессиональной подготовки незанятого населения |
ДФГСЗН, ТСЗН |
формирование банка типовых учебных планов и программ для профессионально- го обучения граждан; обеспечение отделов переобучения территориальных служб занятости населения учеб- но-методическими и нормативными документами по профессионально- му образованию незанятого населения |
||||
7. Поддержка доходов безработных граждан | ||||||
Социальные гарантии, материальная поддержка при безработице, поддержка доходов безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, в виде выплаты пособий по безработице; |
ДФГСЗН, ТСЗН |
143900 чел. 809091,52 тыс. руб. - феде- ральный бюджет* |
45000 чел. 212920,2 тыс. руб. - феде- ральный бюджет* |
48000 чел. 287967,64 тыс. руб. - феде- ральный бюджет* |
50900 чел. 305203,68 тыс. руб. - феде- ральный бюджет* |
|
поддержка доходов безработных граждан и лиц, находящихся на их содержа- нии, путем оказания материальной помощи |
ДФГСЗН, ТСЗН |
54517 чел. 205289,55 тыс. руб. - феде- ральный бюджет* |
16167 чел. 44620,9 тыс. руб. - феде- ральный бюджет* |
18650 чел. 75941,5 тыс. руб. - феде- ральный бюджет* |
19700 чел. 84727,15 тыс. руб. - феде- ральный бюджет* |
оказание помощи безработным, утратившим право на пособие в связи с истечением установленного законодательст- вом о занятости населения периода его выплаты; оказание материальной помощи инвалидам; оказание материальной помощи в организации отдыха и лечения детей безработных |
ДФГСЗН, ТСЗН |
2492 чел. 40244,12 тыс. руб. - феде- ральный бюджет* |
742 чел. 10066,8 тыс. руб. - феде- ральный бюджет* |
850 чел. 13607,79 тыс. руб. - феде- ральный бюджет* |
900 чел. 16569,53 тыс. руб. федераль- ный бюджет * |
предоставление возможности досрочного выхода на пенсию безработным гражданам предпенсионного возраста при невозможности их трудоустройства и обеспечение выплат досрочных пенсий |
|
8. Развитие службы занятости | ||||||
8.1. Развитие автоматизиро- ванной информационной системы |
ДФГСЗН | 34787,8 тыс. руб. - федеральный бюджет* |
10343,7 тыс. руб. - феде- ральный бюджет* |
11584,9 тыс. руб. - феде- ральный бюджет* |
12859,2 тыс. руб. - феде- ральный бюджет* |
обеспечение эффективной работы службы занятости и улучшение обслуживания граждан, обратившихся в службу занятости населения; продолжение работы по созданию единой компьютерной системы службы занятости |
8.2. Развитие кадрового потенциала окружных служб занятости населения |
ДФГСЗН, ТСЗН |
проведение целевых семинаров для специалистов службы занятости автономного округа, занимающихся реализацией специальных программ; профессиональное развитие персонала службы занятости |
||||
8.3. Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение Программы содействия занятости безработного населения Ханты-Мансийского автономного округа на 2001 - 2003 годы (НИОКР) |
ДФГСЗН | 13422,5 тыс. руб. - бюджет автономного округа |
3991 тыс. руб. - бюджет ав- тономного округа |
4469,9 тыс. руб. - бюджет автономно- го округа |
4961,6 тыс. руб. - бюджет автономно- го округа |
совершенствова- ние окружного бюджета законодательства в сфере занятости; проведение мониторинга безработицы на окружном уровне; методическое сопровождение развития кадрового потенциала государственной службы занятости населения; подготовка и публикация информационных материалов |
Итого на реализацию Программы содействия занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа на 2001 - 2003 годы - 2211,94 млн. руб., из них: средства федерального бюджета* (отличаются от бюджетной заявки на ассигнования из федерального бюджета на сумму банковских услуг - 15,77 млн. руб.) 1642,46 млн. руб., в том числе по годам: 2001 год - 422,96 млн. руб., 2002 год - 586,28 млн. руб., 2003 год - 633,22 млн. руб., средства бюджета автономного округа - 569,48 млн. руб., в том числе по годам: 2001 год - 148,99 млн. руб., 2002 год - 201,65 млн. руб., 2003 год - 218,84 млн. руб.
* Финансирование из средств федерального бюджета осуществляется на основании федерального законодательства.
Приложение 3
к программе содействия занятости
безработного населения
Ханты-Мансийского
автономного округа
на 2001-2003 годы
Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета*
(млн. руб.)
N п/п |
Объем ассигнований | Итого на 2001-2003 годы |
2001 год | 2002 год | 2003 год |
I | Объем ассигнований из федерального бюджета | 0,00 | 536,92 | 698,29 | 757,37 |
в том числе: | |||||
1. | Капитальные вложения | 15,00 | 15,00 | ** | ** |
2. | НИР | 0,00 | 0,00 | ** | ** |
3. | Прочие текущие расходы, из них: | 1 977,59 | 521,92 | 698,29 | 757,37 |
3.1. | Специальные программы содействия занятости населения: | 0,00 | 121,70 | 172,46 | 187,19 |
3.1.1. | Организация общественных работ | 26,32 | 7,67 | 8,95 | 9,71 |
3.1.2. | Создание и сохранение рабочих мест | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
3.1.3. | Организация трудоустройства несовершеннолетних граждан | 223,73 | 54,08 | 84,82 | 84,82 |
3.1.4. | Организация трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите |
219,04 | 56,03 | 74,62 | 88,39 |
3.1.5. | Содействие предпринимательской деятельности безработных граждан |
8,62 | 2,88 | 2,83 | 2,90 |
3.1.6. | Содействие в переселении и трудоустройстве безработных граждан |
3,64 | 1,04 | 1,23 | 1,36 |
3.2. | Профессиональная ориентация | 1,78 | 0,52 | 0,63 | 0,63 |
3.3. | Профессиональное обучение | 72,92 | 22,78 | 24,09 | 26,06 |
3.4. | Материальная поддержка безработных граждан (с учетом 1,5 процента на банковские услуги) |
1 067,40 | 271,62 | 383,18 | 412,60 |
3.5. | Информационная поддержка программ | 34,78 | 10,34 | 11,58 | 12,85 |
3.6. | Содержание службы занятости | 319,35 | 94,95 | 106,35 | 118,05 |
II | Объем ассигнований из федерального бюджета для финансирования Программы (без учета затрат на содержание СЗН) |
1 673,23 | 441,97 | 591,94 | 639,33 |
* Финансирование из средств федерального бюджета осуществляется на основании федерального законодательства. | |||||
* * Объемы ассигнований из федерального бюджета на капитальные вложения и НИР на 2002 и 2003 годы не доведены ( до утверждения федерального бюджета на 2002-2003 годы). |
Приложение 4
к программе содействия занятости
безработного населения
Ханты-Мансийского
автономного округа
на 2001 - 2003 годы
Финансирование Программы за счет средств бюджета автономного округа
(млн. руб.)
N п/п |
Объем ассигнований | Итого на 2001-2003 годы |
2001 год | 2002 год | 2003 год |
Объем ассигнований из бюджета автономного округа в том числе: |
569,47 |
148,99 |
201,65 |
218,84 |
|
1. | Капитальные вложения | ||||
2. | НИР | 13,42 | 3,99 | 4,47 | 4,96 |
3. | Прочие текущие расходы, из них: | 556,05 | 145,00 | 197,18 | 213,87 |
3.1 | Специальные программы содействия занятости населения: | 481,35 | 121,7 | 172,5 | 187,2 |
3.1.1. | Организация общественных работ | 26,32 | 7,67 | 8,95 | 9,71 |
3.1.2. | Создание и сохранение рабочих мест | ||||
3.1.3. | Организация трудоустройства несовершеннолетних граждан | 223,73 | 54,08 | 84,82 | 84,82 |
3.1.4. | Организация трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите |
219,04 |
56,03 |
74,62 |
88,39 |
3.1.5. | Содействие предпринимательской деятельности безработных граждан |
8,62 |
2,88 |
2,83 |
2,90 |
3.1.6. | Содействие в переселении и трудоустройстве безработных граждан |
3,64 |
1,04 |
1,23 |
1,36 |
3.2. | Профессиональная ориентация | 1,78 | 0,52 | 0,63 | 0,63 |
3.3. | Профессиональное обучение | 72,92 | 22,78 | 24,09 | 26,06 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Ханты-Мансийского АО от 20 июня 2001 г. N 55-оз "О программе содействия занятости безработного населения Ханты-Мансийского автономного округа на 2001-2003 годы"
Текст Закона опубликован в сборнике "Собрание Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа" от 12 июля 2001 г. N 6