Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 18 июля 2001 г. N 339-п
Программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению
наркотикам и их незаконному обороту
на 2001 - 2003 годы"
27 ноября 2001 г.
Паспорт
программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2003 годы"
Наименование - программа "Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их незаконному
обороту на 2001-2003 годы"
Основания для - постановление Правительства Российской
разработки Федерации от 9 сентября 1999 года N 1030 "О
федеральной целевой программе "Комплексные
меры противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту на
1999-2001 годы"
Государственный - Правительство Ханты-Мансийского автономного
заказчик округа
Основные - Межведомственная комиссия по противодействию
разработчики и злоупотреблению наркотическими средствами и их
исполнители незаконному обороту при Правительстве
автономного округа
- Управление внутренних дел Ханты-Мансийского
автономного округа
- Департамент здравоохранения
Ханты-Мансийского автономного округа
- Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа
- Комитет по молодежной политике
Ханты-Мансийского автономного округа
- Комитет по средствам массовой информации и
полиграфии Ханты-Мансийского автономного
округа
- окружной комиссариат
Цели - обеспечение условий для приостановления
роста злоупотребления наркотиками и их
незаконного оборота
- поэтапное сокращение распространения
наркомании и связанных с ней преступлений и
правонарушений до уровня минимальной опасности
для общества
Задачи - обновление правовой базы по проблемам
противодействия злоупотреблению наркотиками и
их незаконному обороту в Ханты-Мансийском
автономном округе
- внедрение новых моделей в системе
профилактики потребления наркотиков различными
категориями населения
- обеспечение доступности консультативной,
лечебной и реабилитационной помощи лицам,
допускающим потребление наркотиков и их
близким во всех территориях Ханты-Мансийского
автономного округа
- совершенствование методов работы
правоохранительных органов по пресечению
незаконного оборота наркотиков и контролю за
легальным оборотом наркотических,
сильнодействующих и психотропных веществ
- развитие международного сотрудничества в
области противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту
Сроки и этапы - проведение научно-исследовательских работ с
реализации. целью определения фактических масштабов
Первый этап распространения наркомании
(2001-2002 гг.)
- разработка концепций, методов и средств
противодействия злоупотреблению наркотиками и
их незаконному обороту
- подготовка документов для совершенствования
нормативно-правовой базы и антинаркотической
пропаганды
- ознакомление и обработка информации по
моделям в системе профилактики потребления
наркотиков различными категориями населения,
существующих на сегодняшний день, как в
России, так и в Ханты-Мансийском автономном
округе
- сбор и обработка информации о доступности
консультативной, лечебной и реабилитационной
помощи лицам, допускающим потребление
наркотиков, и их близким в территориях
Ханты-Мансийского автономного округа
- расширение межведомственного и
международного сотрудничества
Второй этап - завершение проводимых
(2003 г.) научно-исследовательских работ с выработкой
дальнейшей стратегии по комплексным мерам
противодействия злоупотреблению наркотиками и
их незаконному обороту
- апробация методов и средств противодействия
злоупотреблению наркотиками и их незаконному
обороту, их экологическая экспертиза
- внедрение новых моделей в системе
профилактики потребления наркотиков различными
категориями населения
- выработка рекомендаций территориям округа по
улучшению доступности консультативной,
лечебной и реабилитационной помощи лицам,
допускающим потребление наркотиков, и их
близким
- переподготовка личного состава и
материально-техническое оснащение органов,
ведущих борьбу с незаконным оборотом
наркотиков
- расширение межведомственного и
международного сотрудничества
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО от 27 ноября 2001 г. N 564-п раздел "источники финансирования" изложен в новой редакции
источники - средства бюджета автономного
финансирования округа и иные источники в
мероприятий, соответствии с
предусмотренных законодательством
программой
Система Текущее управление реализацией Программы
организации осуществляется Межведомственной комиссией по
контроля за противодействию злоупотреблению наркотическими
исполнением средствами и их незаконному обороту при
программы Правительстве Ханты-Мансийского автономного
округа, на заседаниях которой в соответствии с
планом ее работы - регулярно заслушивается ход
выполнения мероприятий Программы.
Общий контроль за исполнением программы
осуществляется Правительством
Ханты-Мансийского автономного округа -
государственным заказчиком, который ежегодно
уточняет целевые показатели и -затраты по
программным мероприятиям, механизм реализации
Программы, состав исполнителей; имеет право
запросит ведомства, организации и учреждения,
ответственные за выполнением мероприятий,
представить отчет о ходе исполнения Программы.
Ежегодно - до 1 февраля Межведомственная
комиссия по противодействию злоупотреблению
наркотическими средствами и их незаконному
обороту при Правительстве Ханты-Мансийского
автономного округа представляет обобщенную
информацию (доклад) в Правительство
Ханты-Мансийского автономного округа о ходе
работ по реализации Программы и эффективности
использования финансовых средств.
Пояснительная записка
Современная ситуация с наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами (далее именуются - наркотики) в России характеризуется неуклонным ростом их незаконного распространения и потребления в немедицинских целях, что представляет угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. Стабильно увеличивается количество лиц, потребляющих наркотики без назначения врача. По экспертным оценкам количество потребителей наркотиков в России превышает 2 млн. человек, а уровень немедицинского потребления наркотиков возрос в 20 раз в последние годы. Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет, расширяется детская и подростковая наркомания.
В Ханты-Мансийском автономном округе наркоситуация характеризуется статистикой, дающей основания говорить о росте потребления наркотиков. В 1998 году с диагнозом "наркомания" наблюдалось 4720 чел., 1999 г. - 6328 чел., 2000 году - 8206 чел.
Важность проблемы привело к созданию и реализации окружной программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на период 1997-2000 гг.".
Во всех муниципальных образованиях утверждены аналогичные программы с финансированием за счет средств окружного и местных бюджетов.
Приоритетными направлениями их реализации определены:
1. Пресечение попадания на территорию округа наркотиков и их распространения.
2. Профилактика наркомании.
3. Лечение и реабилитация лиц, страдающих химической зависимостью.
В сфере профилактики как корневой системе проблемы из новых форм, методов работы продуктивным представляется включение в учебные планы всех школ округа часов по антинаркотическим темам и здоровому образу жизни (основы безопасности жизнедеятельности, валеология).
Альтернативу пагубному пристрастию оставляют такие программы как: "Школа добра и творчества", "Гармония" (Советский район), "Развитие духовной культуры школьника" (Березовский район), система педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном лектории "Осторожно, наркотики" (г.Нягань), "Как уберечь ребенка от наркомании" (г.Нижневартовск), "Не хочу иметь ребенка-наркомана" (г.Пыть-Ях, г.Мегион); встречи с медицинскими работниками, юристами (г.Сургут, Советский, Нижневартовский районы и др.).
В школах г.Сургута работают кустовые наркокабинеты, кабинеты "Здоровья", которые проводят профилактические мероприятия, включая консультации детско-подростковых врачей различных профилей, педагогов, психологов.
В штатном расписании 408 школ автономного округа сегодня 298 социальных педагогов, 389 педагогов-психологов.
В кружках и любительских объединениях на базе школ занято 120 тыс. детей и подростков, что составляет 45,8 % всех учащихся.
Сургутским государственным педагогическим институтом разработана программа "Студенты СурГПИ против наркотиков".
В учебных заведениях округа работают советы профилактики, в которые входят социальные педагоги, психологи, медицинские работники, инспектора отделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, представители родительской общественности.
В гг. Белоярский, Лангепасе, Нефтеюганске, Нягани, Урае, Югорске, Березовском, Нижневартовском, Советском, Сургутском районах в библиотеках регулярно проходят книжные выставки: "Дорога, ведущая в пропасть", "За сизым дурманом"; диспуты: "Наркоман: преступник или жертва" и т.д.; конкурсы плакатов: "Не преступи черту" и т.д.
Межведомственные комиссии при администрациях гг.Когалыма, Сургута, Радужного, Лангепаса, Советского, Сургутского, Нижневартовского, Нефтеюганского районов считают важным направлением в своей работе - повышение значимости детского самоуправления. В школах созданы и действуют ученические Думы, "Ребячьи республики" со своими законами, правами, обязанностями. Работают консультативные пункты для родителей и детей.
На протяжении учебного года в дошкольных учреждениях г.г. Лангепаса, Когалыма, Сургута, Нефтеюганска ведется работа по воспитанию и формированию здоровой личности ребенка. Основная задача педагогов дошкольных учреждений состоит в создании особых форм сотрудничества между воспитателями и родителями, проводятся циклы занятий с детьми в коррекционных группах (испытывающими страх, тревожность, агрессивность) по темам: "Добро и зло", "Главное чудо света - жизнь", "Здоровейка" и др. Введены ставки психологов в дошкольных учреждениях.
Под научным руководством НИИ профилактики наркомании при Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом (г.Москва) в г.г. Нефтеюганске, Сургуте, Лангепасе, Нижневартовске, Когалыме, Советском, Сургутском, Нижневартовском, Нефтеюганском районах реализуются профилактические программы "Полезные привычки".
В гг.Урае, Пыть-Яхе, Нефтеюганске, Советском и Нижневартовском районах по инициативе комитетов по делам молодежи созданы биржи труда и молодежные предприятия.
С 1997 года в округе большой общественный резонанс получила акция "Журналисты - против наркотиков", действующая по сегодняшний день. Учреждена ежегодная Губернаторская премия за социально-значимый проект в области журналистики, которую в 1998 году получила создатель акции "Журналисты - против наркотиков" Козлова Т.Я., ныне - директор муниципального унитарного предприятия телерадиокомпания "Самотлор".
Основная доля наркопреступлений связана с изъятием героина. За 1999 год изъято из незаконного оборота 10,110 кг, в 2000 году - 59,669 кг; выявлено в 1999 году - 3248 преступлений, в 2000 году - 3346 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
В 1999 году при проведении Всероссийской крупномасштабной операции "Мак" впервые в округе на территории обслуживания Кондинского и Ханты-Мансийского ГРОВД уничтожались незаконные посевы наркотикосодержащих растений.
Обучение на курсах повышения квалификации по борьбе с незаконным оборотом наркотиков при МВД России прошли 81 сотрудник за 1999-2000 гг.
Специалисты отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД округа проводят занятия с различными службами УВД округа "Методики и способы обнаружения наркотических средств и правильного процессуального оформления их изъятия".
В Ханты-Мансийском автономном округе совершенствуется помощь лицам, страдающим химической зависимостью. Работает 27 наркологических кабинетов в составе городских и центральных районных больниц; функционируют 477 наркологических коек, из которых 20 детско-подростковых.
В 7 территориях (гг.Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Радужный, Лангепас, Когалым, Нягань) имеются кабинеты анонимного лечения.
В 6 территориях существуют кабинеты подросткового приема (гг. Сургут, Когалым, Нягань, Радужный, Нижневартовск, Нефтеюганск).
В структуре Сургутского городского клинического психоневрологического диспансера в сентябре 1998 г. открылось амбулаторное психотерапевтическое отделение для больных наркоманией. В 1999 году открыт Центр социально-психологической реабилитации с длительным (до 6-12 месяцев) пребыванием больных наркоманией. Преемственность оказания помощи, таким образом, имеет целостную систему реабилитации при наркозависимости.
В г.Нижневартовске в рамках социальной службы в 1998 г. открыт Центр реабилитации наркоманов и токсикоманов, работающий по программе "12 шагов".
В гг. Сургуте, Нижневартовске, Мегионе, Лангепасе, Пыть-Яхе, Югорске, Нижневартовском, Нефтеюганском, Сургутском, Советском районах работают общественные организации "Матери против наркотиков".
Региональные комиссии и Межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа сотрудничают со специалистами различных государственных, общественных российских и зарубежных организаций, в числе которых:
- кафедра детско-подростковой психиатрии и наркологии Челябинского института усовершенствования врачей;
- кафедра психиатрии (курс психотерапии медицинской психологии) Сибирского государственного медицинского университета г.Томска;
- кафедра наркологии института повышения квалификации, г.Москва;
- Министерство внутренних дел Российской Федерации, Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, г.Москва и т.д.;
- г.Санкт-Петербург, Благотворительный фонд помощи больным наркоманией "Возрождение";
- Швеция, общество "Европейские города против наркотиков", через представительство в г.Санкт-Петербурге;
- всероссийская газета "Российское здоровье и общество";
- Международная ассоциация по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, г.Москва;
- "БИО Медицинские Технологии. ЛТД", г.Москва.
Таким образом, в рамках реализации окружной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на период 1997-2000 гг." была проделана большая работа, однако оказалось, что помимо привлечения различных ведомств и организаций на идеологической основе необходимы значительные финансовые затраты из различных источников финансирования.
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2003 годы" разработана согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года 1128-р совместными усилиями заинтересованных окружных органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа в соответствии с положениями Концепции государственной политики по контролю за наркотиками.
Современная ситуация с наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами в России характеризуется ростом их незаконного распространения и потребления в немедицинских целях, что представляет угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.
В Ханты-Мансийском автономном округе наркоситуация характеризуется статистикой, дающей основания говорить о росте потребления и сбыта наркотиков.
Однако вслед за осознанием масштабов беды важно проанализировать продуктивность усилий в ее обуздании, соотнести результаты усилий эффективным и зарекомендовавшим себя опытом, а при необходимости и скорректировать "на марше":
- основные мероприятия программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1997-2000 гг." выполнены;
- нереализованные мероприятия вышеуказанной программы учтены в программных мероприятиях Правительства автономного округа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2003 годы";
- выполнение программных мероприятиях Правительства автономного округа "средствами Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2003 годы" требует серьезной государственной поддержки, концентрации усилий окружных, региональных органов власти, привлечения негосударственных структур, общественных объединений и граждан.
В программных мероприятиях Правительства автономного округа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2003 годы" включены положения принципиального характера, требующие межведомственного подхода, решения на окружном уровне. Предполагается, что мероприятия узковедомственного и регионального уровня будут включены в соответствующие ведомственные и региональные программы и планы.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Оптимизация взаимодействия всех заинтересованных ведомств, занимающихся решением проблем, связанных с незаконным оборотом наркотиков
Ориентация населения Ханты-Мансийского автономного округа на здоровый образ жизни
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.