Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа
Одним из приоритетных направлений реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 14.11.2008 N 491-рп (далее - Стратегия), является формирование благоприятных условий жизнедеятельности, которое включает в себя среднесрочные и долгосрочные цели, приоритеты и основные направления в сфере повышения уровня экологической безопасности и улучшения состояния окружающей среды.
Для реализации вышеназванного направления Стратегии, а также достижения целей и решения задач, определенных в Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 10.04.2007 N 110-рп разработана настоящая целевая программа.
В ней предусмотрены мероприятия, направленные на решение проблем по охране атмосферного воздуха, охране земельных ресурсов, в области обращения с отходами, по охране водных объектов и защите населенных пунктов от наводнений, по сохранению типичных и уникальных экосистем и биологического разнообразия, по экологическому образованию и просвещению населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - также автономного округа).
1.1. Анализ проблем в области охраны окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности автономного округа
Охрана атмосферного воздуха
По данным государственной статистики количество стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в 2009 году составляет 53 177 ед. Ежегодный объем выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ на территории автономного округа остается достаточно высокий и составляет около 40 % в общем объеме выбросов, образующихся на территории Уральского федерального округа.
Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются факельные хозяйства предприятий нефтедобычи (только в 2009 году сожжено на факелах около 4,9 млрд. м3 попутногонефтяного газа).
Проблема рационального использования нефтяного попутного газа (далее - также ПНГ) является одной из самых важных в топливно-энергетическом комплексе не только автономного округа, но и России в целом.
Интенсивное негативное воздействие оказывают выбросы продуктов сгорания ПНГ - оксиды азота, серы, углерода, углеводороды (метан, этан, пропан, бутан и т.п.). Происходит загрязнение атмосферного воздуха, почвы, растительности, водоёмов, увеличивается потребление кислорода и тепловое излучение, усиливается парниковый эффект.
Необходимо отметить, что в последнее время наметилась тенденция к повышению коэффициента утилизации газа, который на 01.01.2010 составил 86,5 %. Это связано с вводом в строй газопоршневых и газотурбинных станций, а также окончанием реконструкции Южно-Балыкского газоперерабатывающего завода, увеличившим возможности переработки на 1,5 млрд. м3. Вместе с тем в настоящее время отмечается наиболее низкая степень утилизации ПНГ в таких крупных нефтяных компаниях, как ОАО "НК "Роснефть" (65,2 %), ОАО "НК "РуссНефть" (68,9 %), ОАО "НГК "Славнефть" (71,1 %).
Для решения проблем по охране атмосферного воздуха в рамках целевой программы предусмотрены мероприятия по строительству объектов утилизации попутного нефтяного газа, разработке экономических стимулов и мониторинга увеличения уровня утилизации попутного нефтяного газа, мониторинга снижения выбросов загрязняющих веществ, инвентаризации парниковых газов, мониторингу атмосферного воздуха в населенных пунктах автономного округа.
Земельные ресурсы
Земельный фонд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры составляет 53 480,1 тыс. га.
Из общей площади округа 91,0 % земель заняты лесным фондом, или 48 662,6 тыс. га; земли сельскохозяйственного назначения составляют 618,2 тыс. га - 1,2 %; земли населенных пунктов 507,9 тыс. га - 1,0 %; земли промышленности 131,8 тыс. га - 0,2 %; земли особо охраняемых территорий - 874,5 тыс. га - 1,6 %; земли водного фонда 501,8 тыс. га - 0,9 %; земли запаса 2183,3 тыс. га - 4,1 %.
Основным источником загрязнения земельных ресурсов в автономном округе являются аварийные сбросы загрязняющих веществ (преимущественно нефти и нефтепродуктов) на почву.
По данным нефтяных компаний ежегодно происходит от 4 800 до 5 500 аварий на площади от 230 до 890 га с выбросом загрязняющих веществ от 5,6 до 10,4 тыс. тонн. По состоянию на 01.01.2010 г. общая площадь нефтезагрязненных земель составляет 6 310 га земель. Наибольшее количество нерекультивированных нефтезагрязненных земель числится за ОАО "ТНК ВР Менеджмент" (3 392 га) и ОАО "НК "Роснефть" (2 349 га).
Для решения указанной проблемы в Программе предусмотрены мероприятие по рекультивации нефтезагрязненных земель, разработке экономических стимулов и мониторинга снижения площади нефтезагрязненных земель.
Отходы производства и потребления
По данным регионального кадастра отходов в автономном округе ежегодно образовывается более 2 млн. тонн отходов производства и потребления, из них 45 % - промышленные отходы, 30 % - коммунальные отходы, 10 % - древесные отходы, 15 % - прочие отходы.
Для их в автономном округе действует 119 санкционированных объектов твердых бытовых отходов (далее - также ТБО) и промышленных отходов общей площадью 756 га, из них 58 полигонов (33 муниципальных полигона) и 61 санкционированная свалка, подлежащая реконструкции и (или) закрытию.
Основные проблемы с использованием и обезвреживанием отходов связаны с коммунальными, древесными и прочими отходами. Так, из указанных групп отходов в объеме более 50 % используются и обезвреживаются только отходы металлов, химические отходы, отходы минерального происхождения отходы полимерных материалов, отходы органического происхождения и медицинские отходы, которые составляют не более 5 % от общего количества образующихся отходов.
По коммунальным отходам проблемы в основном связаны с объектами для их размещения и переработки. В настоящее время численность данных объектов в два раза меньше необходимой, а из действующих 33 муниципальных полигонов ТБО большая их часть не соответствуют природоохранным и санитарным требованиям. Кроме того, по 20 % муниципальных полигонов ТБО требуются расширение либо строительство новых в связи с их заполненностью более чем на 70 %.
Так же необходимо отметить, что в связи с ненадлежащей организацией сбора и вывоза отходов в муниципальных образованиях в автономном округе имеет место практика вывоза бытовых отходов в места несанкционированного складирования. В этом плане наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Березовском, Кондинском, Нефтеюганском, Октябрьском, Сургутском и Ханты-Мансийском районах, на долю которых приходиться наибольший объем несанкционированного размещения отходов в 2009 году, а именно более 60 тыс.м3.
В Программе в качестве первого этапа решения указанных проблем предусмотрен комплекс первоочередных мероприятий, а именно:
1. Научно-исследовательская работа по разработке в 2011 году Схемы обращения с отходами в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и проработке мероприятий по ее внедрению, в том числе:
определения перечня научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ в области обращения с отходами, в том числе направленных на создание единой системы разработки, апробации и внедрения передовых инновационных технологий переработки и утилизации отходов с участием научных учреждений автономного округа,
определения перечня технических мероприятий в области обращения с отходами, в том числе:
по внедрению селективного сбора и утилизации твердых бытовых отходов,
строительству мусороперерабатывающих станций и мусоросортировочных линий в крупных городах автономного округа,
строительству муниципальных и межмуниципальных полигонов твердых бытовых и промышленных отходов,
созданию сети стационарных и мобильных пунктов приема вторичного сырья,
рекультивации санкционированных свалок ТБО не отвечающих природоохранным требованиям;
определение перечня перспективных инвестиционных проектов в области обращения с отходами для их поддержки из средств бюджета автономного округа.
2. Строительство объектов размещения и переработки отходов производства и потребления в 2011 году для муниципальных образований автономного округа.
3. Приобретение, монтаж и пуско-наладка установок для обезвреживания опасных биологических и ветеринарных отходов на муниципальных полигонах твердых бытовых отходов в 2011-2013 годах (города Урай и Югорск, городское поселение Октябрьское), а также установок для утилизации медицинских отходов для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения автономного округа.
4. Реализация мероприятий программы "Сотрудничество":
"Строительство межмуниципального полигона для захоронения (утилизации) бытовых и промышленных отходов для городов Нефтеюганск и Пыть-Ях, поселений Нефтеюганского района";
"Строительство головного природоохранного несамоходного судна комплексной переработки отходов".
На втором этапе решение проблем в области обращения с отходами в 2012-2014 годах и на период до 2020 года будет решаться в рамках целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012 - 2015 годы и на период до 2020 года.
Охрана водных объектов
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является одним из наиболее водообеспеченных регионов Российской Федерации. На территории автономного округа протекает более двух тысяч больших и малых рек общей протяженностью свыше 172 тыс.км, насчитывается более 300 тыс. озер, около 40% площади автономного округа покрыто болотами.
Качество поверхностных вод автономного округа имеет ряд природных гидрохимических особенностей. Для речных вод характерна низкая минерализация, интенсивное окрашивание, вызванное присутствием в речных и озерных водах большого количества органических соединений, марганца и железа, малая прозрачность вод. Природными ландшафтно-геохимическими условиями вызвано практически повсеместное превышение предельно-допустимых концентраций (далее - также ПДК) по железу (до 10-30 раз) и марганцу (до 7-25 раз).
Основные проблемы загрязнения водных объектов связаны с техногенными факторами, а именно:
1. Эксплуатация объектов добычи и транспортировки углеводородного сырья с нарушением природоохранных требований. Так, по данным экологического мониторинга в 2009 году зафиксирован случай экстремально высокого загрязнения вод углеводородами (98 ПДК) в безымянном левобережном притоке р. Большой Еган на Полуденном лицензионном участке ОАО "Томскнефть ВНК".
2. Недостаточное количество и ненадлежащее состояние муниципальных канализационно-очистных сооружений. Так, по данным государственного статистического наблюдения 2-ТП (Водхоз) на 01.01.2010 из 51 муниципального канализационно-очистного сооружения только 7 осуществляют нормативную очистку сточных вод, то есть доля неэффективно работающих муниципальных очистных сооружений составляет 86 %. В результате этого в 2009 году в поверхностные водные объекты всего сброшено более 46,25 млн. м3 недостаточно очищенных сточных вод, что составляет 41,3 % в общем количестве поступающих на очистные сооружения сточных вод.
3. Недостаточное количество водозащитных сооружений вблизи населенных пунктов автономного округа, что приводит к попаданию в водные объекты загрязняющих веществ в период половодья, а также причинению значительного материального ущерба населению и предприятиям. Так, по данным муниципальных образований в зоне подтопления в настоящее время находится около 60 населенных пунктов, а ежегодный ущерб в зависимости от интенсивности половодья составляет 200-500 млн. рублей.
Для решения проблем загрязнения водных объектов по первым двум вышеуказанным факторам реализуются природоохранные программы природопользователей и целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса на 2011 - 2013 год и на период до 2015 года".
Для контроля за результатами реализации вышеназванных программ и принятия природоохранных мер по снижению загрязнения водных объектов в целевой программе предусмотрен комплекс мероприятий по ведению экологического мониторинга, в том числе экологическая паспортизация автономного округа, а так же мероприятия по обеспечению государственного экологического контроля.
Для частичного решения проблем загрязнения водных объектов по третьему вышеуказанному фактору в целевой программе предусмотрены мероприятия по строительству водозащитных сооружений (противопаводковые дамбы и берегоукрепительные сооружения), компенсации расходов муниципальных образований автономного округа на строительство водозащитных сооружений, а также проведение обследования водозащитных сооружений в населенных пунктах автономного округа с разработкой соответствующего плана мероприятий по решению проблем в данной сфере.
Особо охраняемые природные территории и сохранение биологического
разнообразия
Развитие нефтедобывающей, лесоперерабатывающей и других отраслей промышленности на территории автономного округа, увеличение воздействия человеческого фактора на окружающую среду непосредственно связаны с увеличением негативного воздействия на типичные и уникальные природные комплексы и экосистемы. Это приводит к уменьшению видового разнообразия аборигенных (местных) видов животных и растений (в Красную книгу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2003 году внесено 71 вид редких животных и птиц и 156 видов растений и грибов), сокращению численности ценных промысловых животных (численность отдельных видов промысловых животных за последние годы снизилась более чем в 3 раза), уменьшению продуктивности дикоросов, сокращению площади девственных лесов (объемы изъятия земель лесного фонда с 2000 года, в том числе в лесах 1 группы (защитных лесах) возросли в 3-4 раза) и другим негативным факторам.
Для сохранения и восстановления уникальных, эталонных, типичных природных комплексов, обеспечения их целостности и способности к саморегуляции и сохранения биологического разнообразия в автономном округе действует 29 особо охраняемых природных территорий международного, федерального, окружного и местного значения, которые занимают общую площадь 3700 тыс. га (6,9 % от площади автономного округа).
По целевой программе, в соответствии с полномочиями автономного округа, для решения проблем по обеспечению сохранности типичных и уникальных экосистем и биологического разнообразия предусмотрен комплекс необходимых мероприятий, а именно:
развитие заказников, природных парков и памятников природы окружного значения, в том числе обустройство и укрепление материально-технической базы и проведение научно-исследовательских и мониторинговых работ;
проведение организационных мероприятий по созданию и устойчивому функционированию особо охраняемых природных территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе ведение Красной книги и межевание земель.
Экологическое образование и просвещение
Рассматривая экологическую обстановку в автономном округе, нельзя не остановиться на одной из основных экологических проблем - низкий уровень экологической культуры населения автономного округа. Решить экологические проблемы на территории округа лишь административными мерами и техническими способами невозможно. Существенную роль в этом процессе могут и должны сыграть сами жители. Решение данной проблемы заключается в переориентации ценностей и поведения человека через систему всеобщего экологического образования и просвещения. Для этого в рамках целевой программы предусмотрено выполнение комплекса мероприятий направленных на:
информирование населения о состоянии и охране окружающей среды;
развитие экологического движения и центров экологического просвещения;
проведение эколого-просветительских и эколого-образовательных мероприятий, в том числе международной экологической акции "Спасти и сохранить", экологических региональных конкурсов и других мероприятий экологической направленности.
1.2. Основные риски, связанные с программно-целевым методом
решения проблем
При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:
с недостатками в управлении Программой;
с несвоевременным нормативным обеспечением выполнения мероприятий Программы;
с недостаточным и несвоевременным финансовым обеспечением мероприятий Программы.
Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут привести к неполному учету результатов мониторинговых исследований хода ее реализации, что в свою очередь может повлиять на объективность принятия решений, а также к отсутствию привязки к реальной ситуации. Помимо этого, к недостаткам в управлении Программой можно отнести ошибки, связанные с недостаточной коррекцией деятельности заказчиков и исполнителей, что в свою очередь может снизить эффективность использования бюджетных средств.
Риски, связанные с несвоевременным нормативным обеспечением Программы, могут привести к снижению эффективности использования бюджетных средств.
Тем не менее, снижение эффективности использования бюджетных средств, вызванное вышеуказанными рисками, незначительно повлияет на показатели эффективности Программы в целом.
Недостаточное и (или) несвоевременное финансовое обеспечение для выполнения мероприятий Программы может привести к нарушению сбалансированности Программы и невозможности достижения планируемых результатов и соответствующих показателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.