О прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа на 2004 год и на период до 2006 года см. постановление Думы Ханты-Мансийского АО от 30 сентября 2003 г. N 1044
Об итогах социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2003 год см. Постановление Думы Ханты-Мансийского АО - Югры от 14 мая 2004 г. N 1440
Рассмотрев прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа на 2003 год и основные параметры прогноза на период до 2005 года, Дума Ханты-Мансийского автономного округа постановляет:
Принять к сведению прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа на 2003 год и основные параметры прогноза на период до 2005 года.
Председатель Думы
Ханты-Мансийского
автономного округа |
В.С.Сондыков |
г. Ханты-Мансийск
30 октября 2002 года
N 437
Прогноз
социально-экономического развития Ханты-Мансийского
автономного округа на 2003 год
Прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа на 2003 год и параметры прогноза на период до 2005 года как составная часть прогноза Российской Федерации разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 июля 1995 года N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2002 года N 186 "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 год и проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год", параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2005 года и перспективного финансового плана до 2005 года", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 16 мая 2002 года N 289 "О разработке прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа и проекта закона Ханты-Мансийского автономного округа "О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа на 2003 год" и на основе Основных направлений социально-экономической политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Концепции социально-экономического развития автономного округа, Послания Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Думе и населению автономного округа, сценарных условий Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации на этот период, сценарных условий функционирования экономики и социальной сферы автономного округа в 2003 году и на период до 2005 года, а также на основе итогов за первое полугодие и оценки развития экономики в 2002 году, обобщения итоговых и прогнозных материалов органов исполнительной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций, зарегистрированных на территории округа.
Сценарные условия функционирования экономики автономного округа в 2003 году выполнены в двух вариантах. Первый вариант исходит из принципа реалистически-консервативного прогноза, включающего в себя вероятную, но относительно менее благоприятную комбинацию внешних и внутренних условий. Второй вариант исходит из сценария возможности восстановления благоприятных внешних и внутренних условий развития в ближайшие годы.
Основные факторы и тенденции социально-экономического развития
Ханты-Мансийского автономного округа
Основными факторами, оказывающими позитивное воздействие на стабилизацию и развитие социально-экономической обстановки в автономном округе за 2001 год и первое полугодие 2002 года, стали:
- экономический курс Правительства автономного округа, направленный на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения автономного округа, поддержание процессов оживления в экономике на основе создания условий для активизации инвестиционной деятельности, укрепления рыночных начал, стимулирования деятельности организаций всех форм собственности, а также малого предпринимательства;
- относительно благоприятная ситуация на внешнеэкономических рынках;
- стабильные процессы развития экономики автономного округа, позволившие увеличить объемы производства промышленной продукции в сопоставимых ценах как в 2001 году, так и в первом полугодии 2002 года относительно аналогичного периода прошлого года.
Отличительной чертой современной экономической ситуации является то, что экономическое развитие автономного округа постепенно переходит в условия замещения внешнеэкономических источников роста, зависящих от конъюнктуры мировых цен на нефть, внутренними, но этот фактор в ближайшей перспективе не сможет оказать существенного влияния на экономическую ситуацию в регионе.
Одновременно на экономическое положение автономного округа оказывают влияние негативные факторы, связанные:
- с межбюджетными отношениями (перераспределение налогооблагаемой базы в пользу федерального бюджета) и внесенными в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации изменениями, особенно проявившимися в текущем году;
- с увеличением издержек предприятий реального сектора экономики из-за опережающей по сравнению с инфляцией динамики цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий за счет устойчивого роста заработной платы.
Тенденции, продолжающие оказывать влияние на экономическую ситуацию в 2002 году, показывают, что развитие экономики автономного округа по основным макроэкономическим параметрам проходит близким к первому варианту прогноза социально-экономического развития на текущий год путем и характеризуется положительной динамикой по сравнению с предшествующими годами.
процентов
Показатель |
1999 год |
2000 год |
2001 год |
1 полугодие 2002 года |
Объем производства промышленной продукции по полному кругу предприятий (в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года) |
101,8 |
106,1 |
107,6 |
107,6 |
Среднегодовая численность постоянного населения (к соответствующему периоду предыдущего года) |
100,4 |
100,7 |
101,5 |
- |
Объем оказанных платных услуг населению (в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года) |
100,2 |
103,4 |
108,6 |
110,7 |
Объем товарооборота (в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года) |
92 |
105 |
119,1 |
104,9 |
Реальные располагаемые доходы населения в ценах 1997 года |
68 | 86 | 103,4 | - |
Соотношение величины прожиточного минимума пенсионеров со средним размером пенсий с учетом окружных доплат |
45,6 |
80,7 |
101,4 |
116,1 |
Следует отметить, что стабильной положительной динамикой характеризуется производство в топливной, лесозаготовительной, пищевой, полиграфической отраслях промышленности. На предприятиях электроэнергетики, деревообработки, стройиндустрии, металлообработки темпы производства носят нестабильный характер в силу субъективных причин.
Наметившаяся в предыдущие годы тенденция к стабилизации производства в агропромышленном комплексе на сегодняшний день сохранилась только в рыбодобывающей, рыбоперерабатывающей отраслях и растениеводстве.
Положительная динамика рождаемости и миграции определяет рост численности населения автономного округа. Предполагается, что в ближайшей перспективе население округа будет расти.
По величине реальных располагаемых доходов населения в 2001 году констатируем тот факт, что они вернулись на докризисный уровень и составили 103 процента по отношению к 1997 году.
На протяжении 2003-2005 годов социально-экономическая политика в автономном округе будет реализовываться по следующим основным направлениям.
Социальная политика:
- обеспечение приемлемых жизненных стандартов для всех категорий населения, снижение уровня бедности и сокращение дифференциации доходов населения за счет усиления адресности социальной поддержки населения, стимулирования роста оплаты труда, обеспечения эффективного уровня занятости трудоспособного населения, улучшения пенсионного обеспечения;
- перераспределение социальных расходов в пользу малоимущих при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям, перевод льгот и компенсаций в денежные выплаты наиболее нуждающимся гражданам, создание единого банка данных по учету льготных категорий граждан;
- безусловная приоритетность инвестиций в человека, прежде всего, в образование, здравоохранение и социальное обслуживание, в физическую культуру и спорт, создание широкой сети дворовых спортивных сооружений, становление здорового образа жизни, особенно среди детей и молодежи, профилактика наркомании;
- дальнейшее развитие науки и образования в округе;
- осуществление максимально эффективной защиты социально уязвимых граждан, которые не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке;
- создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;
- создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение баланса спроса и предложения на рынке труда, в том числе на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы;
- осуществление мероприятий по социальному развитию села;
- создание условий для реализации новой экономической модели реформы жилищно-коммунального хозяйства, которая в полном объеме повысит адресность и эффективность расходования бюджетных средств, будет способствовать активизации инициатив граждан в жилищной сфере, стимулировать развитие конкурентных отношений, снижение неэффективных затрат в отрасли, обеспечит рациональное ресурсопотребление;
- осуществление пилотных проектов по созданию и апробированию в различных вариантах систем адресных социальных счетов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг;
- демонополизация управления и содержания жилищного фонда, обеспечение равных конкурентных условий для всех субъектов хозяйствования при предоставлении жилищно-коммунальных услуг.
Экономическая политика:
- построение динамично развивающейся рыночной экономики с более низкой степенью зависимости от мировой конъюнктуры, диверсификация производства, предусматривающая более активное использование избыточных энергоресурсов автономного округа, создание крупных промышленных энергопотребляющих производств (предприятия горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предприятия по глубокой переработке углеводородного сырья и лесохимии) и производств, основанных на традиционных видах природопользования;
- разработка социально-экономической модели устойчивого развития и схемы размещения производительных сил;
- развитие частного сектора экономики, малого предпринимательства (сфера услуг, туризма, недропользования и т.д.);
- создание условий для развития экономически эффективных производств, расширение внутренних финансовых источников инвестиций, прежде всего, за счет роста доходов и накоплений реального сектора экономики и привлечения сбережений населения, а также создание благоприятных условий для притока прямых иностранных инвестиций;
- привлечение инвестиций в экономику автономного округа путем создания благоприятных условий инвесторам, размещения облигационных займов автономного округа, предоставления государственной поддержки инвесторам, в том числе посредством субсидирования части процентных ставок по кредитам коммерческих банков, гарантий возврата инвестиций.
Бюджетная политика:
- совершенствование бюджетной политики в области расходов на основе социальных стандартов и нормативов, повышение качества управления бюджетными средствами;
- повышение степени прозрачности расходов бюджета и бюджетных процедур;
- создание системы управления государственными активами и пассивами автономного округа, которая позволит значительно повысить устойчивость бюджетной системы;
- развитие системы государственных и муниципальных закупок с целью повышения эффективности расходования бюджетных средств и соблюдения принципов свободной конкуренции между предпринимателями, которые являются неотъемлемым составным элементом рыночной экономики;
- обеспечение максимальной эффективности инвестирования бюджетных средств в отдельные отрасли экономики путем определения приоритетов, сроков предоставления государственной поддержки и тщательной оценкой объектов поддержки.
Первоочередными задачами органов государственной власти автономного округа по достижению устойчивой стабилизации деятельности хозяйственного комплекса автономного округа и созданию условий для роста производственной, финансовой и инвестиционной активности на прогнозируемый период являются:
- формирование бюджета на основе оценки эффективности расходов в соответствии с его ресурсами, максимальный учет доходов от оказываемых платных услуг в учреждениях и организациях бюджетной сферы;
- сохранение высокого уровня собираемости налоговых доходов, наращивание и эффективное использование налогового потенциала;
- разработка комплекса мер по привлечению дополнительных финансовых ресурсов, обеспечивающих компенсацию потерь бюджета автономного округа в результате проведения налоговой реформы;
- ужесточение системы контроля за целевым расходованием бюджетных средств за счет перехода на казначейское исполнение бюджета;
- разработка социально-экономической модели устойчивого развития и схемы размещения производительных сил;
- совершенствование системы закупок товаров и оплаты услуг для государственных и муниципальных нужд путем формирования государственного заказа, обеспечение прозрачности и публичности в расходовании этих средств;
- проведение политики по формированию инвестиционной привлекательности автономного округа путем присвоения кредитных рейтингов, открытости в финансовой политике, выделения инвестиций в форме бюджетных кредитов на создание новых мощностей;
- разработка концепции развития сельского хозяйства в автономном округе до 2010 года, направленной на повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, способствующей решению проблем сельских населенных пунктов;
- обеспечение выполнения планов и программ развития, определенных в региональной Программе развития и реструктуризации лесопромышленного комплекса автономного округа до 2010 года;
- совершенствование социальной защиты пенсионеров, инвалидов и малообеспеченных граждан;
- повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью (реальные объекты и нематериальные активы);
- совершенствование механизма государственного управления на основе новейших информационных технологий и систем управления, используя научный потенциал кадров Югорского НИИ информационных технологий.
Промышленность
Накопленный потенциал позитивных тенденций, проявившихся в предыдущие годы, позволяет сохранить положительную динамику роста в 2002 году. По оценке в текущем году объем промышленной продукции составит в действующих ценах около 471 млрд. рублей, индекс физического объема производства - 106,9 процента к уровню предыдущего года. Индекс-дефлятор в промышленном производстве ожидается на уровне первого варианта прогноза на 2002 год, по оценке он составит 103,1 процента к уровню предыдущего года, что обусловлено снижением корпоративных цен на нефть на внутреннем рынке по сравнению с 2001 годом.
По прогнозу на 2003 год объем промышленной продукции составит в действующих ценах по первому варианту 540,8 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 104,6 процента к уровню 2002 года; по второму варианту-570,2 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 106,7 процента к уровню 2002 года. Индекс-дефлятор в целом по промышленности составит по первому варианту 109,8 процента, по второму варианту - 113,5 процента к предыдущему году.
Объем промышленной продукции предприятий автономного округа в решающей мере определяется увеличением объема в нефтегазодобывающей отрасли. Рост производства стал возможен благодаря увеличению объемов эксплуатационного бурения, а также увеличению объема капвложений, что позволило ввести новые месторождения и новые добывающие мощности. В 2001 году осуществлен ввод в разработку девяти новых месторождений, объем эксплуатационного бурения увеличился на 10,4 процента по отношению к предыдущему году, введено 2543 новые эксплуатационные скважины, что на 406 скважин больше, чем в 2000 году. Основная доля по вводу новых мощностей принадлежит нефтяным компаниям ОАО "Сургутнефтегаз", ООО "ЛУКойл-Западная Сибирь", НК "Юкос", Тюменская нефтяная компания, ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз".
Учитывая динамику производства в предыдущие годы, по оценке в 2002 году объем добычи нефти на территории автономного округа составит 206 млн. тонн (в том числе по предприятиям округа - 199,8 млн. тонн), газа - 19,6 млрд. куб. метров, что к уровню 2001 года составит соответственно 106 процентов и 95,3 процента. Снижение объема добываемого газа обусловлено не уменьшением ресурсного потенциала попутного нефтяного газа (ПНГ), а тем, что газоперерабатывающие предприятия, входящие в состав АК "Сибур", в течение нескольких месяцев 2002 года не принимали ПНГ на переработку и недропользователи были вынуждены сжигать его на факелах. На 2003 год прогнозируется по первому варианту уровень добычи нефти 213,4 млн. тонн, по второму варианту - 217,8 млн. тонн. По прогнозу значительный рост добычи нефти ожидается по ОАО "Юганскнефтегаз" - на 20 процентов к уровню 2002 года, ОАО "Варьеганнефтегаз" - на 9 процентов, ОАО "Сургутнефтегаз" - на 2 процента.
Объем продукции по топливной отрасли на 2003 год прогнозируется по первому варианту 484 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составит 104,9 процента к уровню предыдущего года, по второму варианту - 511,8 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 106,9 процента. При расчете объема принят индекс-дефлятор к предыдущему году по первому варианту 109 процентов, по второму - 113 процентов.
Вместе с тем ежегодный прирост запасов углеводородов компенсирует не более половины их добычи, ухудшается структура запасов нефтяного сырья из-за истощения высокопродуктивных месторождений. Большую тревогу и озабоченность вызывает значительное снижение объемов геологоразведочных работ в связи с отменой отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, что в свою очередь приведет к уменьшению запасов углеводородного сырья. Правительством автономного округа предпринято много шагов для поддержки и развития геологической отрасли в округе, но все предложения органов власти автономного округа остаются без внимания на федеральном уровне. На крупных нефтяных месторождениях, определяющих динамику добычи нефти в целом, выработано более 60 процентов запасов нефти. Обводненность добываемой нефти возросла до 80 процентов. Оборудование для добычи и нефтепромысловые нефтепроводы физически и морально устарели, по-прежнему высок удельный вес бездействующих скважин.
Выработка электроэнергии по оценке в 2002 году составит 52,1 млрд. киловатт-часов, что к уровню предыдущего года составит 101 процент. На 2003 год прогнозируется по первому варианту выработка электроэнергии на уровне 2002 года, или 52,1 млрд. киловатт-часов, по второму варианту - 53,2 млрд. киловатт-часов. Объем продукции предприятиями энергетики в стоимостном выражении прогнозируется на 2003 год по первому варианту 31,6 млрд. рублей, или 100 процентов в сопоставимых ценах к уровню 2002 года; по второму варианту - 32,4 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 102,5 процента к уровню 2002 года. Индекс-дефлятор при расчете принят 119 процентов к предыдущему году.
Как и в предыдущие годы, в 2001 году увеличили объемы производства предприятия нефтеперерабатывающей отрасли. Объем первичной переработки нефти в 2001 году составил 4 млн. тонн, что на 13,4 процента больше уровня 2000 года. За 2001 год произведено дизельного топлива 1345 тыс. тонн, автомобильного бензина - 282 тыс. тонн, что соответственно составило 123 процента и 103,4 процента к уровню 2000 года.
С учетом имеющихся возможностей нефтепереработка будет и далее активно развиваться в 2002-2003 годах. По оценке в 2002 году производство автобензина предполагается увеличить по сравнению с прошлым годом в 2,6 раза. Высокие темпы роста производства автобензина будут обеспечены за счет пуска комбинированной установки по облагораживанию моторного топлива на заводе стабилизации газового конденсата (п. Солнечный Сургутского района) общей мощностью производства светлых нефтепродуктов 1 млн. тонн в год. Однако в связи с пуском установки на ЗСК происходит сдвиг в ассортименте продукции в сторону увеличения производства автобензина и снижения производства дизельного топлива (75,5 процента к уровню 2001 года).
По прогнозной оценке объем производства в нефтеперерабатывающей отрасли промышленности в 2003 году по оптимистическому варианту прогноза составит около 1,2 млрд. рублей, или 107 процентов к уровню 2002 года в сопоставимых ценах. В нефтеперерабатывающей отрасли будет наблюдаться устойчивый рост объемов производимой продукции: к 2003 году ожидается производство около 2 млн. тонн светлых нефтепродуктов.
Основную долю (около 75 процентов) в объеме продукции химической отрасли промышленности производил Когалымский завод химреагентов, который с 2002 года вошел в состав ТПП "Когалымнефтегаз" с соответствующим отражением показателей деятельности по нефтедобывающей отрасли, чем объясняется уменьшение объема по химической отрасли.
В лесопромышленном комплексе автономного округа в 2001 году объем продукции лесозаготовительной и деревообрабатывающей отраслей составил 1 884,7 млн. рублей, или 101,7 процента в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года.
В 2002 году сохраняется тенденция предыдущих лет на выпуск более качественной, конкурентоспособной продукции за счет реорганизации производства, замены старого, изношенного оборудования новым на базе прогрессивных технологий. По оценке в 2002 году ожидается увеличение объема производства на 14,1 процента. Производство деловой древесины увеличится на 22,6 процента, пиломатериалов - на 17,9 процента. Значительный рост по сравнению с предыдущем годом предполагается по таким предприятиям, как: ООО "Советсклеспром", ОАО "Хантымансийсклес", ОАО "КодаЛес". За счет кредитных средств, направленных из бюджета развития автономного округа, в 2002 году планируется ввести:
- цех по производству технического углерода в ОАО ЛПК "Балыклес";
- две линии оцилиндровки бревен в филиалах ООО "Советсклеспром" и ОАО "Хантымансийсклес";
- три котельных на древесных отходах в филиалах ООО "Советсклеспром";
- сушильные камеры в филиалах ООО "Советсклеспром" и ОАО "Хантымансийсклес";
- четыре цеха лесопиления (в Малиновском, Торском, Зеленоборском и Самзасском леспромхозах).
На 2003 год прогнозируется наращивание объемов производства: по первому варианту рост составит 109,2 процента к уровню 2002 года, по второму варианту - 116 процентов. Рост объемов производства лесной отрасли возможен с увеличением поставок продукции в районы Европейско-Уральской зоны, на экспорт в страны СНГ и дальнего зарубежья, созданием новых производств по глубокой переработке древесины и выпуску новых видов продукции. В 2003 году планируется ввод завода по производству клееного бруса в г. Нягани, завода по производству плит МДФ в п. Мортка Кондинского района.
На предприятиях по производству строительных материалов в 2001 году возросли объемы производства продукции в стоимостном выражении на 27,7 процента в сопоставимых ценах по сравнению с предыдущим годом. Увеличение выпуска продукции стройиндустрии на предприятиях автономного округа объясняется значительными объемами строительства жилья, социальных и производственных объектов, автомобильных дорог на территории автономного округа, а также внедрением новых технологических линий. По прогнозу на 2002 год также предполагалось увеличение объемов производства строительных материалов на 7 процентов, но по оценке объем производства строительных материалов в 2002 году останется практически на уровне 2001 года. Растущие издержки производства нефтедобывающих предприятий, изменение налогового законодательства, в частности отмена льготы по прибыли, используемой на капитальные вложения производственного назначения, послужили причиной, сдерживающей инвестиционную активность. Это вызвало снижение спроса на продукцию предприятий стройиндустрии. На 2003 год прогнозируется наращивание объемов производства: в сопоставимых ценах по первому варианту рост составит 105 процентов, по второму варианту - 109 процентов. Для эффективного использования производственных мощностей предприятиями проводится значительная работа по улучшению технологий по производству стройматериалов, расширению ассортимента комплектующих изделий собственного изготовления и повышению качества выпускаемой продукции.
В пищевой отрасли в 2001 году объем производства увеличился на 21 процент. За счет обновления технологических линий, ввода цехов по переработке, расфасовке продукции на высоком технологическом уровне в 2002 году увеличился выпуск по сравнению с предыдущим годом товарной пищевой продукции на 23 процента, мясной продукции - на 30 процентов, водки и ликероводочных изделий - в 4 раза. Объем продукции пищевой промышленности в 2003 году в действующих ценах прогнозируется по первому варианту 1,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составит 103 процента к уровню предыдущего года, по второму варианту - около 2 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 110 процентов.
Медицинская отрасль в промышленности автономного округа в предыдущие годы была представлена ОУП "Протезно-ортопедический комбинат" (г. Нижневартовск), выпускающим ортопедическую обувь. Со второго полугодия 2002 года предприятие перерегистрировалось и является предприятием легкой отрасли промышленности с соответствующим отражением объемов производства по данной отрасли.
Агропромышленный комплекс
В сельскохозяйственном производстве автономного округа за 2001 год наметились некоторые положительные сдвиги: своевременное и полное финансирование из бюджета автономного округа предприятий АПК позволило увеличить число рентабельных хозяйств, укрепить экономику и финансы предприятий агропромышленного комплекса округа.
Частную форму собственности имеют 96 процентов сельскохозяйственных предприятий округа. В предыдущие годы укрепилось значение индивидуальных и крестьянских (фермерских) хозяйств, которыми в 2001 году произведен практически весь объем продукции растениеводства и 50 процентов продукции животноводства. В 2001 году произведено продукции сельского хозяйства в объеме 1,4 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 101,2 процента к уровню предыдущего года. Валовой сбор картофеля в хозяйствах всех категорий остался на уровне 2000 года и составил 97,4 тыс. тонн. На 2,5 процента увеличился объем валового сбора овощей открытого и закрытого грунта в хозяйствах всех категорий, который составил 24,8 тыс. тонн в результате повышения урожайности в общественном секторе, в подсобных и крестьянских хозяйствах - на 30 процентов.
В 2002 году объем сельскохозяйственного производства по оценке ожидается на уровне 2001 года и составит 1,6 млрд. рублей. Сокращаются объемы производства сельскохозяйственных продуктов в общественном секторе и фермерских хозяйствах. В 2002 году по оценке ожидается сокращение поголовья скота (крупный рогатый скот - на 800 голов, общее количество составит 94 процента к уровню предыдущего года, в том числе коровы - на 300 голов, их количество составит 92 процента; свиньи - на 3520 голов, их количество составит 85,6 процента). В текущем году по оценке прогнозируется небольшой рост производства куриных яиц - 105 процентов к уровню 2001 года.
Производство валовой продукции сельского хозяйства в действующих ценах во всех категориях хозяйств на 2003 год по первому варианту прогнозируется в объеме 1,85 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составит 100 процентов к уровню 2002 года, по второму варианту - в объеме 1,87 млрд. рублей, или 102 процента. При расчете объема принят индекс-дефлятор по первому варианту 114 процентов, по второму - 113 процентов к предыдущему году.
Главной целью развития аграрного сектора экономики автономного округа является максимально возможное удовлетворение потребностей региона в продуктах питания и естественном сырье для переработки на основе создания конкурентоспособного производства. Управлением агропромышленного комплекса автономного округа разрабатывается концепция развития сельского хозяйства в Ханты-Мансийском автономном округе до 2010 года. Концепция развития сельского хозяйства и продовольственной базы будет ориентирована на решение важных в социальном плане задач, учитывающих местную специфику:
- сохранение и дальнейшее развитие отрасли на базе технического и технологического перевооружения предприятий АПК;
- повышение занятости сельского населения;
- сохранение и укрепление традиционных для автономного округа видов сельскохозяйственного производства (оленеводство, рыболовство, клеточное звероводство, охотничий промысел) и развитие на этой основе перерабатывающих производств;
- рациональное и экономически обоснованное укрепление собственной продовольственной базы за счет развития картофелеводства и овощеводства, отдельных отраслей животноводства.
Инвестиции
По оценке результатов инвестиционной деятельности в автономном округе за 2002 год объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий за счет всех источников финансирования составит 164,5 млрд. рублей в действующих ценах, что соответствует 89,3 процента в сопоставимых ценах к 2001 году.
Снижение инвестиционной активности в автономном округе связано с уменьшением инвестиций в нефтедобывающую отрасль, являющуюся ведущей в Ханты-Мансийском автономном округе.
Основными факторами, оказавшими негативное влияние на инвестиционную деятельность нефтедобывающих предприятий в 2002 году, можно назвать следующие:
- отмена инвестиционных льгот в связи с внесением изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации;
- перераспределение финансовых ресурсов, полученных дочерними компаниями от нефтедобычи в округе, в головные, расположенные за пределами автономного округа;
- вложение средств в другие нефтедобывающие регионы России и за рубеж;
- приостановление приобретения новых лицензионных участков, связанное с большими инвестиционными вложениями, эксплуатация ранее закупленных, где можно наращивать добычу только за счет бурения новых скважин, не требующих от компаний больших капвложений.
В 2002 году объем инвестиций крупных нефтедобывающих компаний в среднем снизился на 15-40 процентов.
Основной объем инвестиций за счет средств нефтедобывающих предприятий в 2003 году будет направлен главным образом на строительство эксплуатационных скважин, приобретение технологического оборудования, выполнение работ по обустройству месторождений.
На фоне общего снижения инвестиционной активности в автономном округе наблюдается увеличение инвестиционных вложений в ряд других отраслей.
В 2002 году продолжается реализация программы Правительства автономного округа по развитию и реструктуризации лесопромышленного комплекса, повлиявшая на рост инвестиций в лесную и деревообрабатывающую промышленность, направленных из бюджета развития округа и средств Фонда поколений.
Проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа вызвало приток инвестиций в данную отрасль.
Правительством автономного округа и органами местного самоуправления важная роль отводится развитию физкультуры и спорта, в результате чего опережающими темпами по сравнению с другими отраслями социальной сферы будут расти инвестиции в развитие материально-технической базы спортивных сооружений. При этом приоритетным направлением будет строительство спортзалов, дворовых клубов и других объектов, не требующих больших инвестиционных вложений.
Рост инвестиционной активности в других отраслях экономики в 2002-2003 годах не прогнозируется.
В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования наибольший вес по-прежнему составляют собственные средства предприятий, формирование которых в 2002 году на 65 процентов осуществляется за счет амортизационных отчислений по причине сокращения сроков полезного использования основных средств и увеличения первоначальной стоимости фондов в связи с переоценкой (изменения произошли со вступлением в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации).
Несмотря на снижение ставки налога на прибыль до 24 процентов и открытие списка затрат, относимых на себестоимость, происходит значительное уменьшение объема инвестиций, произведенных за счет прибыли. Это вызвано отменой инвестиционных льгот, позволявших предприятиям выводить из-под налогообложения часть прибыли, направляемой на капитальные вложения. В 2002 году продолжает развиваться индивидуальное жилищное строительство, в результате чего происходит увеличение средств населения, вкладываемых в индивидуальное жилищное строительство, в 3,8 раз по отношению к уровню прошлого года.
По прогнозу в 2003 году объем инвестиций в действующих ценах по первому варианту составит 177,9 млрд. рублей, или 96,6 процента к уровню 2002 года в сопоставимых ценах; по второму варианту - 189,7 млрд. рублей, или 102,7 процента к уровню 2002 года в сопоставимых ценах.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа в прогнозируемом периоде до 2003 года будет продолжена реализация Губернаторской программы развития жилищного строительства, которая предусматривает использование наряду с бюджетными средствами средств граждан, кредитных учреждений и инвестиционных фондов. Система ипотечного кредитования как одна из форм жилищного финансирования является новым дополнительным инструментом по активизации жилищного строительства. Все это и приведет к увеличению ввода жилья за счет всех источников финансирования по оценке 2002 года. При этом ввод жилья за счет всех источников финансирования составит 722,1 тыс. кв. метров, в том числе индивидуальными застройщиками - 72,5 тыс. кв. метров, что на 5 процентов больше, чем за соответствующий период прошлого года. В общем объеме вводимого жилья в Ханты-Мансийском автономном округе ожидается 16,3 процента за счет средств бюджета автономного округа, 29,2 процента - за счет средств предприятий, 44,4 процента - за счет средств муниципальных образований и 10,1 процента - за счет средств населения.
Наибольший ввод ожидается в г. Сургуте - 171 тыс. кв. метров, г. Ханты-Мансийске - 100 тыс. кв. метров, Сургутском районе - 80 тыс. кв. метров.
Прогнозом на 2003 год предусматривается ввод жилья за счет всех источников финансирования по первому варианту 737,7 тыс. кв. метров, по второму варианту - 805,2 тыс. кв. метров.
В 2002 году была продолжена реализация программ развития материально-технической базы объектов социальной сферы автономного округа.
По оценке 2002 года предусматривается ввод семи школ на 1090 ученических мест, из них школа N 1 на 500 мест в г. Ханты-Мансийске и шесть школ на 590 ученических мест в рамках Губернаторской программы строительства сельских школ: одна школа на 300 мест в п. Верхнеказымский Белоярского района, пять школ в Березовском районе (школы с детскими садами в п. Кимкьясуй, п. Щекурья на 15/15 мест, школа с детским садом в п. Ломбовож на 50/25 мест, школа в п. Теги на 50 мест, школа в п. Няксимволь на 160 мест).
Прогнозом на 2003 год предусматривается по первому варианту ввод 1400 ученических мест, по второму варианту - 3010 ученических мест.
С целью обеспечения сельской местности объектами социальной сферы проектом программы "Развитие материально-технической базы отраслей социальной сферы до 2005 года" предусматривается строительство образовательно-культурно-спортивных комплексов в сельской местности. Создание данных комплексов позволит снизить финансовые затраты на проектирование, строительство и содержание объектов социальной инфраструктуры на селе.
Снижение объема инвестиций в основной капитал приведет соответственно к уменьшению объемов выполненных работ по договорам строительного подряда. По оценке объем подрядных работ в 2002 году составит 77,9 млрд. рублей, или 94 процента к уровню 2001 года в сопоставимых ценах. По прогнозу в 2003 году объем подрядных работ в действующих ценах по первому варианту составит 85,4 млрд. рублей, или 97 процентов к уровню 2002 года в сопоставимых ценах; по второму варианту - 90 млрд. рублей, или 102 процента к уровню 2002 года в сопоставимых ценах.
Финансы
По предварительной оценке 2002 года объем валовой прибыли предприятий Ханты-Мансийского автономного округа составит 102,4 млрд. рублей, что на 51 процент ниже уровня 2001 года. Снижение прибыли обусловлено расширением перечня произведенных расходов и повышением издержек производства в связи с существенными изменениями в налоговом законодательстве. Количество убыточных предприятий в промышленности, строительстве, геологии и разведке недр увеличилось. Формирование финансового потока на территории региона в 2002 году обеспечат следующие доходные статьи: балансовая прибыль - 21,6 процента, налоговые доходы - 49,6 процента, средства единого социального налога - 12,5 процента, амортизационные отчисления - 15,5 процента и неналоговые доходы - 1 процент. С учетом отчислений доходная часть автономного округа сложится в размере 74 млрд. рублей, что составит 37 процентов от общего объема поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, сформированных на территории региона.
Прогноз основных показателей доходов баланса финансовых ресурсов рассчитан в условиях:
налогового законодательства, действующего в 2002 году, и налогового законодательства с учетом изменений, вносимых в него в рамках принятия последующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации, и изменений, вносимых в законодательство, действующее в 2002 году;
- введения регионального транспортного налога;
совершенствования системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства;
отмены налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.
В 2003 году (при менее благоприятных условиях - низких темпах объема производства, высоком уровне инфляции, росте издержек обращения и снижении рентабельности производства) прибыль прибыльных предприятий составит 104,5 млрд. рублей, увеличившись на 2 процента, а по второму варианту рост прогнозируется на уровне 3 процентов по отношению к 2002 году и составит в сумме 105,5 млрд. рублей.
Амортизационные отчисления в 2003 году прогнозируются на уровне 58,7 млрд. рублей и 61,1 млрд. рублей по второму варианту против 32,6 млрд. рублей в 2001 году.
На размер налога на прибыль в 2002 году оказали влияние отмена инвестиционной льготы, в результате чего некоторые организации в конце прошлого года активно закупали основные средства, для того чтобы успеть воспользоваться этой льготой; существенные изменения в налоговом законодательстве, в частности снижение ставки налога на прибыль и расширение перечня расходов, относимых на полученные доходы.
Налог на добычу полезных ископаемых в 2003 году прогнозируется в сумме 101,3 млрд. рублей по первому варианту и 126,1 млрд. рублей по второму варианту. Для расчета налога принят курс доллара в размере 33,5 рубля по первому варианту и 33 рублей по второму варианту, цены на нефть марки "Юралс" - 18,5 и 21 доллар за баррель соответственно вариантам.
Рост фонда оплаты труда приведет к увеличению поступления налога на доходы физических лиц. В 2003 году по первому варианту его рост составит 11 процентов, по второму варианту - 13 процентов к 2002 году.
При прогнозировании средств единого социального налога учитывался рост фонда оплаты труда и возможное снижение предела, по достижении которого налогоплательщики могут платить по пониженным ставкам. В результате по первому варианту сумма единого социального налога составит 51,8 млрд. рублей, по второму варианту - 52,7 млрд. рублей.
Доходы целевых бюджетных фондов (средства территориального дорожного фонда) в 2003 году прогнозируются по первому варианту в сумме 3,8 млрд. рублей, по второму - 3,9 млрд. рублей.
Расходная часть финансового баланса Ханты-Мансийского автономного округа рассчитана в соответствии с объемами прогнозируемых доходных статей баланса.
Денежные доходы и расходы населения
Исходя из ситуации, сложившейся в первом полугодии 2002 года, уточненная оценка и прогноз показателей жизненного уровня населения на 2002-2003 годы будут характеризоваться более умеренными темпами роста относительно 2001 года по всем статьям баланса денежных доходов и расходов. Первое полугодие 2002 года показывает, что развитие основных параметров в сфере жизненного уровня населения проходит в соответствии с консервативным вариантом прогноза социально-экономического развития автономного округа. По оценке в 2002 году денежные доходы населения составят 174,7 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2001 годом на 11 процентов, в то время как расходы увеличатся на 19 процентов по отношению к 2001 году. Превышение темпов роста расходов над доходами объясняется быстрорастущим потребительским спросом, особенно в части услуг.
Основным и стабильным источником доходов населения являются доходы, получаемые по месту работы - это заработная плата и выплаты социального характера. Фонд заработной платы на 2002 год оценивается в размере 131 млрд. рублей, что на 16 процентов выше, чем в 2001 году. С принятием нового Трудового кодекса, который ввел систему ограничений в части льготного проезда для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, сумма выплат социального характера в 2002 году ожидается в размере 4,1 млрд. рублей, что на 5 процентов ниже, чем в прошлом году.
Начисленная среднемесячная заработная плата по оценке в 2002 году увеличится на 15 процентов по отношению к 2001 году и составит 14 550 рублей, реальная снизится на 2 процента.
Увеличению размеров пенсии пенсионеров будет способствовать реформа пенсионного обеспечения (в 2002 году проведена индексация базовой и страховой частей трудовой пенсии: с 1 февраля в размере 1,065 и с 1 августа в размере 1,09). На конец 2002 года ожидаемый размер пенсии с учетом окружных доплат оценивается в размере 2 750 рублей. Рост пенсий и пособий в 2002 году составит 16 процентов к 2001 году.
В структуре денежных расходов населения в оценочном году ожидаются некоторые изменения. В общем объеме расходов удельный вес потребительских расходов в 2002 году составит 64,5 процента (в 2001 году - 61,5 процента), обязательных платежей и добровольных взносов - 19 процентов (в 2001 году - 20,5 процента), расходов на приобретение недвижимости, иностранной валюты, ценных бумаг, вкладов населения в банках - 16,5 процента (в 2001 году - 18 процентов). Увеличение доли потребительских расходов предполагается за счет наращивания оборотов торговли и расширения перечня платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями.
Тенденция превышения темпов роста расходов над доходами населения сохранится в 2003 году. Денежные доходы населения в следующем году прогнозируются в объеме 194,3 млрд. рублей по первому варианту и 197,6 млрд. рублей по второму варианту. Соответственно темпы роста номинальных денежных доходов в 2003 году составят 11 процентов и 13 процентов, темпы роста расходов - 15 процентов и 19 процентов по отношению к 2002 году.
В 2003 году фонд оплаты труда принят по вариантам прогноза в размере 145,5 млрд. рублей и 148,2 млрд. рублей, что на 11 процентов и 13 процентов выше, чем в 2002 году соответственно. Данный темп роста обеспечат предприятия, занятые в материальном производстве, финансово-кредитной сфере.
При прогнозировании объемов социальных трансфертов было учтено проведение индексаций базовой и страховой частей трудовой пенсии, увеличение численности пенсионеров. Размер пенсий и пособий в 2003 году составит 9,8 млрд. рублей по первому варианту и 10 млрд. рублей по второму, что на 12 процентов и 14 процентов выше, чем в 2002 году. Доля социальных трансфертов в доходах населения автономного округа сохранится на уровне 6 процентов.
В 2003 году прогнозируется сохранение интенсивного роста потребительских расходов. В основном рост произойдет за счет реформирования естественных монополий, ЖКХ и сферы услуг. По первому варианту прогноза размер потребительских расходов составит 82,3 млрд. рублей, по второму варианту - 84,3 млрд. рублей, что на 18 процентов и 21 процент выше, чем в 2002 году.
Расходы населения в 2003 году по первому варианту составят 124,7 млрд. рублей, по второму - 128,6 млрд. рублей, темп роста - 15 процентов и 19 процентов по отношению к 2002 году.
Превышение темпов роста потребительских цен над темпами роста основных параметров, отражающих благосостояние населения, приведет к снижению реальных располагаемых доходов населения в 2002 году, которые составят 92,5 процента по отношению к 2001 году, в 2003 году по первому варианту - 96 процентов, по второму варианту - 99 процентов к 2002 году.
Потребительский рынок
Торговля
За 2001 год населению автономного округа продано товаров на 41,6 млрд. рублей, в том числе продовольственных - на 19,6 млрд. рублей, непродовольственных - на 22,0 млн. рублей. Доля непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота составила 53 процента; продовольственных - 47 процентов, в том числе алкогольной продукции - 32 процента. Рост товарооборота составил 19,1 процента к уровню 2000 года в сопоставимых ценах.
Сохранившаяся тенденция роста товарооборота в 2002 году (по оценке на 3,4 процента к уровню 2001 года в сопоставимых ценах), благоприятная экономическая обстановка в автономном округе, рост денежных доходов населения позволили спрогнозировать рост товарооборота в 2003 году. В фактических ценах продажа товаров в 2003 году возрастет в 1,3 раза к 2001 году и составит 55,5 млрд. рублей по первому и 56,6 млрд. рублей по второму варианту. Темпы роста цен на товары несколько снизятся по сравнению с 2001 годом.
По прогнозу в 2003 году достаточно высокими темпами будет развиваться общественное питание, оборот в котором увеличится до 3,9 млрд. рублей, в сопоставимых ценах рост составит 5 процентов, сохранив тенденции роста 2002 года (по оценке на 3 процента к уровню 2001 года в сопоставимых ценах).
В структуре формирования товарооборота в 2003 году предполагается доля продажи товаров торгующими организациями в пределах 85 процентов, на вещевых смешанных и продовольственных рынках - 15 процентов.
На развитие сферы торговли значительное влияние будет оказывать укрупнение предприятий розничной торговли, совершенствование форм торгового обслуживания. Сеть стационарных специализированных магазинов будет расширяться.
Товарная насыщенность потребительского рынка в 2002 году носит устойчивый характер и в полной мере соответствует платежеспособному спросу населения на важнейшие продукты питания, товары легкой промышленности и культурно-бытового назначения. Такое положение сохранится в 2003 году.
Темпы инфляции несколько снизятся и составят в 2003 году 114,5 процента. По оценке итогов 2002 года инфляция составит 121 процент.
Величина прожиточного минимума в 2003 году возрастет и достигнет 3 100 рублей в среднем на душу населения, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составит в 2003 году 5,5 процента ко всему населению.
Положение в государственном секторе торговли в 2003 году постепенно будет изменяться. Имеющиеся предприятия будут сокращаться на фоне роста предприятий частной и смешанной форм торговли. Основной причиной сокращения сети государственной торговли и уменьшения ее оборота является то, что эти предприятия не смогли перестроить свою работу в условиях рынка. По-прежнему на этих предприятиях сохраняется высокий уровень цен и узкий ассортимент предлагаемых товаров. Доля государственного сектора в общем объеме розничного оборота останется в пределах 3-4 процентов.
Платные услуги
Итоги завершившегося 2001 года демонстрируют уверенное развитие рынка платных услуг на территории автономного округа, что позволит и в 2002-2003 годах сохранить рост физического объема, наполнение рынка платными услугами, предлагая широкий ассортимент и возможность выбора населению.
По оценке объем платных услуг населению в 2002 году составит 17,5 млрд. рублей в действующих ценах, что в сопоставимых ценах превысит уровень прошлого года на 8 процентов. В 2003 году прогнозируемый объем платных услуг населению в действующих ценах по второму варианту возрастет до 23,8 млрд. рублей и в сопоставимых ценах к оценке 2002 года увеличится на 8 процентов, при первом варианте - 22,9 млрд. рублей и на 5 процентов соответственно.
Тенденция роста платных услуг в 2002-2003 годах сохранится за счет следующих видов платных услуг: жилищно-коммунальное хозяйство, связь, физическая культура и спорт, учреждения здравоохранения и образования.
В жилищно-коммунальном комплексе рост платных услуг в 2002-2003 годах произойдет в связи с увеличением объемов ввода в эксплуатацию жилья, доли платежей населения на покрытие затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг, ростом тарифов на эти услуги. Ожидаемый ежегодный рост объема жилищно-коммунальных услуг в сопоставимых ценах составит 6-10 процентов к уровню 2001 года.
Успешная реализация выбранной стратегии предприятий связи, ориентированной на качественное удовлетворение спроса потребителей на традиционные услуги связи (местная, междугородняя и международная телефонная связь), а также развитие и постоянное совершенствование перспективных, новых и дополнительных сервисных услуг (интернет и электронная почта, сотовая и пейджинговая связь, интеллектуальная сеть, видеотелефонная связь и другие), гарантируют в отрасли в 2002-2003 годах стабильные финансовые показатели и создают хорошие предпосылки в будущем для осуществления инвестиций в основные фонды. Прогнозируемый объем услуг связи в 2002 году составит 2,9 млрд. рублей, по второму варианту 2003 года прогнозируется увеличение в сопоставимых ценах данного вида услуг на 9 процентов ежегодно. В действующих ценах объем услуг связи составит около 4,0 млрд. рублей.
Объем оказываемых медицинских услуг по второму варианту в 2003 году превысит уровень 2001 года в сопоставимых ценах на 13 % и составит 1,3 млрд. рублей. Появление современных методов лечения, не требующих полостных хирургических операций, длительного пребывания в стационаре, а следовательно, снижение стоимости медицинских услуг обусловили рост спроса на данный вид услуг профилактического, косметологического характера. Растет спрос на препараты для самостоятельного лечения, профилактические процедуры.
На сегодняшний день в автономном округе действует 1836 спортивных сооружений, 37 детско-юношеских спортивных школ, развивается 44 вида спорта, проводятся всероссийские и международные соревнования, ведется пропаганда здорового образа жизни, что способствует устойчивому интересу населения к услугам учреждений физической культуры и спорта, развитию дополнительных форм предоставления данного вида услуг. Объем услуг физической культуры и спорта в 2002 году оценивается в 76 млн. рублей, в 2003 году - в 105 млн. рублей в действующих ценах, что в сопоставимых ценах составит 122 процента к уровню 2001 года.
Объем платных услуг населению в действующих ценах в среднем на одного жителя автономного округа в 2003 году составит 16 554 рублей в год.
В структуре услуг в 2003 году сохранится преобладающая доля услуг жилищно-коммунального хозяйства - 36 процентов, услуг транспорта - 20 процентов, связи - 17 процентов, бытовых услуг - 9 процентов, медицинских услуг - 5 процентов.
Сокращается доля государственного сектора в общем объеме платных услуг, и в 2003 году она составит около 20 процентов.
Определяющими факторами в прогнозном периоде, которые будут оказывать влияние на развитие рынка потребительских услуг, по-прежнему останутся платежеспособный спрос населения Ханты-Мансийского автономного округа, ценовая политика предприятий и учреждений, оказывающих услуги.
Развитие отраслей социальной сферы
Образование. В связи со стабильной демографической ситуацией в автономном округе численность обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях до 2003 года незначительно увеличится по сравнению с уровнем 2001 года.
Численность детей в детских дошкольных учреждениях в 2003 году останется на уровне 2001 года и составит 61 тыс. человек.
Несмотря на значительные меры, принимаемые Правительством автономного округа по развитию материально-технической базы отраслей социальной сферы, обеспеченность детскими дошкольными и общеобразовательными учреждениями составит соответственно 65 процентов и 74 процента к нормативу.
Здравоохранение. Среднеокружная обеспеченность больничными койками в 2003 году составит 76,3 процента к нормативу, что выше показателя 2001 года на 1 процент. В связи с вводом в действие поликлинических учреждений незначительно увеличится количество посещений в смену с 270 в 2001 году до 272 в 2003 году. Обеспеченность останется на прежнем уровне и составит 148 процентов. Вместе с тем свыше 20 процентов учреждений расположены в зданиях с износом свыше 60 процентов, а значительная часть - в приспособленных помещениях.
Обеспеченность врачами к 2003 году увеличится незначительно и составит 100 процентов к нормативу, средним медицинским персоналом - 107 процентов. Возрастет количество врачей общей практики (семейных врачей) и к концу 2003 года составит 116 человек.
К сожалению, с каждым годом растет заболеваемость населения автономного округа туберкулезом. В этой связи актуальным сохраняется дальнейшее развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы округа.
Не менее тревожной является проблема ежегодного роста распространенности злоупотребления наркотиками. В связи с этим особой заботой Правительства автономного округа является укрепление наркологической службы округа, доведение обеспеченности врачебными кадрами и материально-технической базы до среднего уровня в России.
Для снижения напряженной эпидемиологической ситуации в округе по ВИЧ-инфекции, успешной реализации целевой программы "Анти-СПИД" в ближайшем будущем необходимо обеспечить выполнение следующих мероприятий:
- улучшить материально-техническую базу Окружного центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями;
- разработать и утвердить территориальные программы "Анти-СПИД" во всех муниципальных образованиях;
- обеспечить безопасность донорской крови и т.д.
В целях уменьшения распространения различных заболеваний, снижения медицинских и социальных последствий и экономического ущерба будут продолжены разработки научных тем по следующим направлениям:
- неотложные меры борьбы с туберкулезом;
- мониторинг состояния систем жизнеобеспечения человека в условиях Приобья вследствие воздействия основополагающих факторов внешней среды;
- лекарственные средства и лечебно-столовые воды на основе минерального сырья Ханты-Мансийского автономного округа;
- изучение патологии гепато-билиарной системы и поджелудочной железы у коренного и пришлого населения Приобья.
Культура. Среди основных задач политики в области культуры следует выделить следующие:
- содействие возрождению и развитию народного творчества, национального и межнационального культурного сотрудничества;
- развитие библиотечного дела через активную работу по информатизации библиотечных процессов, разработка новых технологий обслуживания и создание электронных каталогов. Библиотечных учреждений в автономном округе в 2001 году насчитывалось 254 единицы, из них 93 процента расположены в приспособленных зданиях. Обеспеченность книжным фондом на этот период составляла по округу 45 процентов.
В предстоящем периоде продолжится работа по созданию системы мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, по инвентаризации и мониторингу земель историко-культурного наследия.
Получат дальнейшее развитие ставшие традиционными театральный фестиваль "Чайка", международный фестиваль "Югра", международный фестиваль ремесел финноугорских народов.
Физкультура и спорт. Первоочередной задачей в области физической культуры и спорта в автономном округе является массовое привлечение населения (учащиеся, молодежь допризывного и призывного возраста, студенты, лица с ограниченными возможностями, ветераны спорта и др.) к регулярным занятиям физической культурой и спортом, организация активного досуга детей и подростков по месту жительства, предупреждение правонарушений, наркомании и пьянства среди несовершеннолетних, а также укрепление материально-технической базы спортивных сооружений в дворовых территориях городов и районов округа.
В 2001 году в округе насчитывалось около 1700 единиц спортивных сооружений с пропускной способностью 43 тыс. человек в день, что составляет 17 процентов от нормативов.
Социальная защита населения. Основные действия Правительства автономного округа на краткосрочную перспективу в сфере социальной поддержки населения будут направлены на:
- содействие развитию негосударственного пенсионного обеспечения;
- государственную поддержку семьи и детства посредством разработки доступной и реально обеспеченной системы гарантий, реализуемых при рождении и воспитании детей;
- обеспечение всеобщедоступными базовыми социальными услугами;
- стимулирование производств, обеспечивающих социальную адаптацию инвалидов;
- существенное снижение уровня бедности за счет адресного обеспечения социальной помощи социально уязвимым слоям населения, имеющим доходы ниже величины прожиточного минимума.
Труд и занятость
В 2001 году среднегодовая численность постоянного населения на территории Ханты-Мансийского автономного округа составила 1412,9 тыс. человек, в том числе городского населения - 1289,9 тыс. человек (91,3 процента), сельского - 123,0 тыс. человек (8,7 процента). Увеличение по сравнению с 2000 годом произошло на 21,1 тыс. человек, или на 1,5 процента.
Положительные экономические и политические тенденции в округе обусловили миграционный прирост населения в 2001 году. Так, число прибывших по округу составило 46439 человек, число выбывших - 31844 человек против 49066 и 35168 человек за аналогичный период 2000 года соответственно. За счет механического прироста население округа в 2001 году увеличилось на 14595 человек, что больше величины аналогичного показателя 2000 года на 697 человек.
Ханты-Мансийский автономный округ входит в число немногих регионов страны, где отмечается превышение числа родившихся над числом умерших. За январь-декабрь 2001 года в округе родилось 16957 человек, умерло 9918 человек, в том числе детей до года - 160 человек. Естественный прирост населения за 2001 год составил 7039 человек. По сравнению с соответствующим периодом 2000 года число родившихся увеличилось на 9,6 процента (1486 человек), а число умерших на 6,6 процента (610 человек). Несмотря на превышение рождаемости над смертностью, уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения. Изменение состава населения по основным возрастным группам свидетельствует о его старении, так как доля детей сокращается, а доля населения пенсионного возраста возрастает. Однако соотношение этих групп в Ханты-Мансийском автономном округе благоприятнее, чем в среднем по России. Первые три места среди причин смертности устойчиво занимают болезни системы кровообращения; несчастные случаи, отравления и травмы; онкологические заболевания.
Предполагается, что в 2002 - 2003 годах в показателе рождаемости и миграции по-прежнему будет отмечаться положительная динамика. В 2002 году по прогнозной оценке среднегодовая численность постоянного населения составит 1431,4 тыс. человек, а к 2003 году по второму варианту среднегодовая численность постоянного населения на территории Ханты-Мансийского автономного округа увеличится против 2001 года на 36,7 тыс. человек, или на 2,6 процента, и составит 1449,6 тыс. человек. Прирост городского населения составит 1,5 процента, а сельского - 5,7 процента.
Позитивные тенденции в реальном секторе экономики, которые оказывают значительное влияние на ситуацию, складывающуюся в области занятости населения, сохранятся до 2003 года. Будет прослеживаться тенденция роста среднесписочной численности работников, занятых на предприятиях округа. Так, в 2002 году численность занятых в экономике увеличится по сравнению с показателем 2001 года на 0,7 процента и составит 790,9 тыс. человек, к 2003 году численность занятых в экономике по второму варианту прогноза увеличится с 785,3 тыс. человек в 2001 году до 793,5 тыс. человек в 2003 году. Сохранится высокая доля работающих в отраслях материального производства по сравнению с непроизводственной сферой, рост численности занятых в материальном производстве составит 6,5 тыс. человек, или 1,2 процента, и показатель достигнет 571,1 тыс. человек, а доля в общей численности занятых в экономике в 2003 году составит около 72 процентов.
Численность занятых в отраслях непроизводственной сферы, где занята одна треть от общего числа работающих округа, по второму варианту прогноза возрастет с 220,7 в 2001 году до 222,4 тыс. человек в 2003 году, или на 0,8 процента. На увеличение трудового потенциала в округе окажет влияние прирост численности населения в трудоспособном возрасте.
Число работающих в организациях государственной и муниципальной форм собственности за период с 2001 по 2003 год увеличится с 236,4 до 238,0 тыс. человек. На предприятиях и в организациях со смешанной формой собственности за этот же период численность занятых увеличится по сравнению с 2001 годом на 2,5 тыс. человек, или на 1,2 процента. К 2003 году ожидается увеличение числа работающих и в частном секторе на 3,8 тыс. человек, или на 1,2 процента, за счет роста занятых в зарегистрированных частных предприятиях (на 2,6 тыс. человек) и лиц, занятых индивидуальным трудом, а также по найму у отдельных граждан (на 1,0 тыс. человек).
В 2001 году позитивные изменения социально-экономической ситуации в округе, начавшиеся в конце 1999 года, приобрели устойчивый характер и были обусловлены ростом объемов продукции во всех отраслях промышленности, увеличением объема инвестиций в основной капитал предприятий за счет всех источников финансирования, что способствовало наиболее полному обеспечению занятости трудоспособного населения округа. Так, среднегодовая численность безработных, состоящих на учете в окружной службе занятости, снизилась за 2001 год на 2,8 тыс. человек, или на 15,1 процента, и составила 15,7 тыс. человек. Показатель уровня регистрируемой безработицы от экономически активного населения по Ханты-Мансийскому автономному округу за год снизился на 0,4 процента с 2,1 процента на 1 января 2001 года до 1,7 процента на 1 января 2002 года.
По социально-демографическому признаку среди обратившихся в службу занятости за 2001 год можно было выделить следующие категории: рабочие - 33,8 процента, служащие - 12,3 процента, ранее не работавшие, ищущие работу впервые и другие категории - 53,9 процента. На рынке труда автономного округа больше всего пользовались спросом специалисты рабочих специальностей, так как 72,3 процента среди заявленных рабочих мест - вакантные места по рабочим специальностям. В отчетный период имела место несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, которая проявлялась в несоответствии профессионально - квалификационной структуре рынка труда.
В 2002 году среднегодовая численность официально зарегистрированных безработных по оценке несколько возрастет и составит 17,3 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы составит 1,8 процента от экономически активного населения. Основной причиной складывающейся ситуации на рынке труда автономного округа является поздний срок начала финансирования активной политики занятости за счет средств федерального бюджета, что затрудняло работу Службы занятости населения автономного округа в первом полугодии 2002 года. Учитывая существующую тенденцию роста числа безработных в прогнозном 2003 году по сравнению с 2001 годом, следует также ожидать увеличения среднегодовой численности регистрируемых безработных граждан с 15,7 тыс. человек (1,7 процента экономически активного населения) до 19,5 тыс. человек (2,0 процента экономически активного населения).
По первому варианту прогноза численность занятых в экономике в 2003 году по сравнению с 2001 годом увеличится на 5,6 тыс. человек и составит 790,9 тыс. человек, а среднегодовая численность зарегистрированных безработных составит 21,3 тыс. человек, или 2,2 процента от экономически активного населения.
С 92,7 до 97,9 тыс. человек в 2003 году по второму варианту прогнозируется увеличение численности безработных граждан, рассчитанной по методологии Международной организации труда, что составит 10 процентов от экономически активного населения.
Малое предпринимательство
На основании анализа статистических данных за ряд лет, учитывая тенденции развития малого предпринимательства в нашем регионе и в целом по стране, прогнозируется увеличение количества предприятий в промышленности, строительстве, торговле в 2003 году до 4,4 тыс. единиц.
В связи с ростом количества малых предприятий увеличится и численность занятых в малом бизнесе в 2003 году до 43 тыс. человек (в 2001 году - 42,7 тыс. человек). Следует отметить, что число работающих в уже действующих предприятиях увеличивается и они переходят в разряд более "крупных", стабильных, устойчиво наращивающих объемы.
Выпуск товаров и услуг в сопоставимых ценах в 2003 году возрастет по сравнению с 2001 года на 7,1 процента. Увеличение прогнозируется пропорционально во всех отраслях экономики. Общий объем выпуска товаров и услуг в малом бизнесе по прогнозным оценкам в действующих ценах 2003 года составит 50,4 млрд. рублей.
Возможным это станет и за счет вложения инвестиций в основной капитал малых предприятий. Этот показатель в сопоставимых ценах в 2003 году возрастет по сравнению с 2001 годом на 8 процентов.
Внешнеэкономическая деятельность
Предприятия автономного округа ведут деловое сотрудничество с предприятиями-партнерами и с организациями 67 стран мира. Основными партнерами являются США, Австрия, Германия, Финляндия, Канада, Чехия, Польша, Франция, Швейцария; из стран СНГ - Украина, Казахстан, Беларусь, Литва.
Перспективы развития международных связей Ханты-Мансийского автономного округа нацелены на расширение деловых контактов с международными организациями, правительствами и общественными организациями иностранных государств. Туристическая деятельность, ожидающая своего развития на территории округа, - еще одно из направлений международных связей, которое может стать источником валютных доходов. Перспективной формой стимулирования внешнеэкономического сотрудничества в настоящее время является выставочная деятельность в целях распространения информации среди деловых кругов зарубежных стран о жизнедеятельности округа, расширения сотрудничества и привлечения инвестиций.
На 1 января 2002 года зарегистрировано 13 представительств иностранных фирм и 197 предприятий с иностранными инвестициями.
За 2001 год на предприятия округа поступило иностранных инвестиций 200,9 млн. долларов США, которые в основном были направлены на предприятия топливной промышленности и геологические предприятия. Основными инвесторами в 2001 году были Великобритания, Кипр, США, Венгрия, Финляндия.
Основной характерной чертой внешней торговли автономного округа является положительное сальдо торгового баланса. Внешнеторговый оборот в 2001 году составил 11,4 млрд. долларов США, в том числе экспорт - 10,8 млрд. долларов, импорт - 0,6 млрд. долларов. Доля экспорта Ханты-Мансийского автономного округа в объеме экспорта России возросла с 4,4 процента в 1999 году до 10,1 процента в 2001 году. Увеличение экспорта в 2001 году объясняется высоким уровнем цен на нефть на мировом рынке.
Во внешнеэкономической деятельности округа ведущее место занимает экспорт в страны дальнего зарубежья. Основными видами экспортных поставок остаются сырая нефть и пиломатериалы. По оценке в 2002 году объем экспорта увеличится по сравнению с 2001 годом на 3 процента, что обусловлено высокими ценами на нефть на мировом рынке и увеличением с апреля 2002 года поставок нефти на экспорт предприятиями округа. На 2003 год по первому варианту прогнозируется снижение объема экспорта к оценке 2002 года на 7,5 процента в связи с предполагаемым уменьшением экспортных поставок ОАО "Сургутнефтегаз", а по второму варианту - рост объема экспорта на 2 процента к уровню 2002 года. В общем объеме экспорта поставки пиломатериалов занимают незначительную долю, но в последующие годы предполагается увеличивать поставки, что станет возможным благодаря расширению ассортимента и повышению качества продукции, выпускаемой деревообрабатывающими предприятиями округа.
Цель импорта в автономном округе - развитие промышленного производства за счет внедрения новейшего оборудования, не имеющего аналогов в России, привлечение передовых технологий и эффективного менеджмента, а также обмен опытом в области улучшения социальной защиты и повышения жизненного уровня населения округа. В структуре импорта автономного округа преобладают следующие группы товаров: машины и оборудование, материалы и товары народного потребления (включая продовольствие и медикаменты), строительные услуги, современные технологии.
Объем импорта по оценке на 2002 год составит 614,4 млн. долларов, или 104,8 процента к уровню предыдущего года. На 2003 год прогнозируется рост объема импорта на 5 процентов по первому варианту и на 9 процентов по второму варианту.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития
Ханты-Мансийского автономного округа на период до 2005 года
Показатели | Единица измерения |
Отчет 2000 |
Отчет 2001 |
Оценка 2000 |
Прогноз | |||||
2003 | 2004 | 2005 | ||||||||
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
|||||
Численность постоянного населения (среднегодо- вая) |
тыс.человек |
1391,80 |
1412,90 |
1431,40 |
1439,90 |
1449,60 |
1452,10 |
1456,20 |
1458,80 |
1462,00 |
Индекс потребитель- ских цен |
в % к предыдущему году, среднегодовой |
122,60 |
120,75 |
121,00 |
116,50 |
114,50 |
113,05 |
113,00 |
112,15 |
112,00 |
декабрь к декабрю предыдущего года ,% |
121,10 |
119,24 |
120,00 |
116,00 |
114,00 |
112,55 |
112,50 |
111,05 |
111,00 |
|
Валовой региональный продукт |
млн.руб. в ценах соответствую- щих лет |
440884,20 |
538501,00 |
584658,20 |
658047,30 |
682689,80 |
728862,90 |
779961,00 |
807027,70 |
881807,00 |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
107,60 |
107,80 |
102,20 |
103,20 |
105,10 |
101,70 |
102,90 |
101,50 |
102,40 |
|
Объем произведенной промышленной продукции по полному кругу предприятий |
млн.руб. в ценах соответствую- щих лет |
375665,10 |
426862,50 |
470860,60 |
540780,50 |
570201,80 |
592831,50 |
650513,70 |
652038,30 |
730675,10 |
Индекс промышленного производства |
в % к предыдущему году |
106,10 |
107,60 |
106,90 |
104,60 |
106,70 |
102,20 |
103,00 |
101,80 |
102,20 |
индекс-дефля- тор,в % к пред. году |
190,90 |
105,60 |
103,10 |
109,80 |
113,50 |
107,20 |
110,70 |
108,10 |
109,80 |
|
Производство важнейших видов продукции в натуральном выражении |
||||||||||
Электроэнергия | млн.кВт.ч | 53546,00 | 51609,00 | 52125,00 | 52125,00 | 53167,50 | 52646,30 | 54762,50 | 53172,80 | 56405,40 |
Нефть на территории округа |
тыс.тонн |
180906,00 | 194189,00 | 206000,00 | 213443,30 | 217792,00 | 218355,00 | 222967,00 | 222428,00 | 227539,00 |
Нефть, добытая предприятиями округа |
тыс.тонн |
174958,00 | 188176,00 | 199800,00 | 207578,60 | 211595,40 | 212057,00 | 216699,00 | 215913,00 | 221024,00 |
Газ естественный |
млн. куб.м | 20329,00 | 20573,00 | 19600,00 | 20217,80 | 20478,00 | 20541,30 | 21092,00 | 20952,00 | 21724,70 |
Древесина деловая |
тыс. плот.куб.м |
1732,30 | 1712,80 | 2100,00 | 2370,00 | 2650,00 | 2435,00 | 3000,00 | 2660,00 | 3500,00 |
Пиломатериалы | тыс. плот.куб.м |
453,80 | 466,60 | 550,00 | 640,00 | 800,00 | 700,00 | 915,00 | 775,00 | 1000,00 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования |
млн.руб. в ценах соответствую- щих лет |
107411,20 |
157481,63 |
164474,05 |
177889,39 |
189200,66 |
196063,24 |
212189,57 |
216799,27 |
239201,87 |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
173,50 |
116,10 |
89,27 |
96,57 |
102,71 |
100,20 |
101,96 |
101,45 |
103,42 |
|
Прибыль предприятий (организаций) |
млн.руб. |
210894,00 | 208732,00 | 102458,00 | 109507,20 | 105531,70 | 106597,20 | 108697,70 | 108729,20 | 111958,60 |
Фонд заработной платы |
млн.руб. |
69353,00 | 113149,20 | 131008,00 | 145537,70 | 148154,70 | 168823,70 | 174822,00 | 194147,30 | 204541,70 |
Численность занятых в экономике (среднегодо- вая) |
тыс.человек |
792,00 |
785,30 |
790,90 |
790,90 |
793,50 |
793,50 |
797,80 |
797,80 |
799,00 |
Оборот розничной торговли |
млн.руб. в ценах соответствую- щих лет |
29464,00 |
41555,30 |
49000,00 |
55517,00 |
56595,00 |
61723,80 |
64156,09 |
67328,32 |
71367,24 |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
105,00 |
119,10 |
103,40 |
103,00 |
105,00 |
102,00 |
104,00 |
101,00 |
103,00 |
|
индекс цен на товары, в % к пред. году |
121,80 |
118,40 |
114,00 |
110,00 |
110,00 |
109,00 |
109,00 |
108,00 |
108,00 |
|
Объем платных услуг населению |
млн.руб. в ценах соответствую- щих лет |
8363,40 |
11988,70 |
17484,40 |
22946,10 |
23797,50 |
28554,20 |
29897,10 |
34951,80 |
36964,10 |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103,40 |
108,60 |
108,00 |
105,00 |
108,00 |
102,00 |
103,00 |
102,00 |
103,00 |
|
индекс цен и тарифов на услуги, в % к пред. году |
125,30 |
132,00 |
135,00 |
125,00 |
126,00 |
122,00 |
122,00 |
120,00 |
120,00 |
|
Численность безработных, зарегистриро- ванных в службах занятости |
тыс.человек |
18,50 |
15,70 |
17,30 |
21,30 |
19,50 |
20,70 |
16,80 |
21,00 |
16,20 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Думы Ханты-Мансийского АО от 30 октября 2002 г. N 437 "О прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа на 2003 год и основных параметрах прогноза на период до 2005 года"
Текст Постановления опубликован в сборнике "Собрание Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа" от 18 ноября 2002 г. N 10