Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Губернатора
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 29 января 2003 г. N 17
Положение
об организации и проведении конкурсов профессионального мастерства
мастеров производственного обучения и учащихся учреждений начального
профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа
1. Цели и задачи конкурсов
Конкурсы профессионального мастерства мастеров производственного обучения и учащихся учреждений начального профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа проводятся в целях определения уровня квалификации мастеров производственного обучения и качества профессиональной подготовки молодых рабочих, выявления их мастерства, широкой пропаганды среди молодежи рабочих профессий, повышения их престижа в современных условиях, выявления и внедрения в учебный процесс прогрессивных рациональных методов труда.
2. Организация и проведение конкурсов
2.1. Конкурсы объявляются и проводятся под руководством Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа.
2.2. Конкурсы проводятся поэтапно:
I этап - в учреждениях начального профессионального образования;
II этап - окружной;
III этап - всероссийский, заключительный.
Конкурс мастеров производственного обучения может совмещаться с конкурсом учащихся.
2.3. Первый этап проводят образовательные учреждения начального профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа за счет собственных средств.
Второй этап проводится Департаментом образования и науки автономного округа (отделом науки и профессионального образования) за счет средств бюджета автономного округа с привлечением заинтересованных предприятий, организаций, ассоциацией и спонсоров.
Третий этап организуется и проводится Управлением начального профессионального образования Министерства образования Российской Федерации. Департамент образования и науки автономного округа осуществляет расходы по участию в третьем этапе проведения конкурса в части оплаты организационного взноса и проезда участников.
2.4. Для проведения второго этапа отдел науки и профессионального образования по поручению Департамента образования и науки определяет место проведения с учетом географического положения территории и специфических особенностей профессии, по которой проводится конкурс.
2.5. Для подготовки и проведения конкурсов в учреждениях начального профессионального образования и окружного конкурса Департаментом образования и науки автономного округа создаются организационные комитеты.
2.6. В состав организационных комитетов могут включаться руководители и инженерно-педагогические работники учреждений начального профессионального образования, представители Департамента образования и науки, представители заказчиков рабочих кадров, заинтересованных управлений и ведомств, общественных организаций.
2.7. В функции организационных комитетов входит:
- разработка и утверждение условий конкурса с учетом специфических особенностей профессии;
- установление сроков проведения конкурса;
- определение образовательного учреждения, на базе которого будет проводиться конкурс;
- разработка содержания теоретических и практических заданий;
- организация подготовки рабочих мест для выполнения заданий (в соответствии со спецификой профессии), технической и технологической документации, средств контроля знаний, умений и навыков;
- разработка критериев оценки конкурсных работ;
- проведение жеребьевки;
- подведение итогов, определение победителей и призеров, мер их поощрения;
- оформление и направление заявки на участие в следующем этапе конкурса.
2.8. Оргкомитет окружного конкурса создает из своего состава мандатную комиссию для проверки документации, представленной на участников. В мандатной комиссии должно быть не менее 3 человек.
2.9. Для оценки знаний, умений и навыков участников конкурса Департаментом образования и науки автономного округа создаются жюри. В состав жюри включаются лучшие инженерно-педагогические работники образовательных учреждений, высококвалифицированные рабочие, представители Департамента образования и науки, предприятий и организаций.
2.10. На жюри возлагается оценка уровня теоретической подготовки и практических работ в пределах, установленных конкурсными заданиями. Члены жюри контролируют технологию и качество работы, правильность трудовых приемов, время выполнения заданий, соблюдение правил безопасности труда участниками конкурса.
2.11. За 30 дней до начала II этапа оргкомитет окружного конкурса сообщает в учреждения начального профессионального образования дату, адрес, место проведения конкурса и регистрации участников, телефон для справок, способ прибытия.
2.12. Подготовка материально-технической базы, технической и технологической документации, средств контроля знаний, умений и навыков, создание безопасных условий труда, а также поощрение работников за активное участие в организации и проведении конкурса обеспечиваются администрацией образовательного учреждения, где проводится конкурс, Департаментом образования и науки автономного округа.
3. Участники конкурсов
3.1. В конкурсах, как правило, участвуют учащиеся выпускных групп независимо от сроков обучения, если учебными программами установлен одинаковый уровень квалификации. Минимальный уровень квалификации мастеров производственного обучения должен быть на один-два разряда (класса, категории) выше установленного для выпускников образовательного учреждения по данной профессии.
3.2. Для участия в окружных конкурсах допускаются победители I этапа конкурсов. Решение об увеличении числа участников может быть принято оргкомитетом исходя из местных условий.
3.3. На третий (заключительный) этап от Ханты-Мансийского автономного округа направляется один участник, занявший первое место на втором окружном этапе. Если обучение какой-либо профессии ведется только в одном образовательном учреждении округа, участвующем в конкурсе, то на третий (заключительный) этап направляется победитель первого этапа.
3.4. Учреждения начального профессионального образования, Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа не позднее 15 дней до начала последующего этапа конкурса представляют в соответствующий в соответствующий оргкомитет заявку на победителя и призеров предыдущего этапа, содержащую сведения:
- фамилия, имя, отчество;
- число, месяц, год рождения;
- индекс учебной группы, курс обучения, полное наименование профессии, уровень квалификации по итогам поэтапной аттестации (на обучающихся);
- профессия, уровень квалификации (на мастеров производственного обучения);
- полное название образовательного учреждения, его почтовый адрес;
- заказчик рабочих кадров, его подчиненность.
К заявке прилагается выписка из акта об итогах этапа конкурса.
В заявку включается также фамилия, имя, отчество и должность лица, сопровождающего обучающегося.
Паспорт и ученический билет предъявляются мандатной комиссии участниками конкурса лично.
3.5. Сопроовождающее лицо несет ответственность за поведение, жизнь и безопасность учащегося в пути следования и во время конкурса.
3.6. Участники конкурсов должны иметь свою спецодежду (за исключением отдельных случаев).
3.7. Питание, проживание, культурное обслуживание, медицинская помощь учащихся обеспечиваются учреждением начального профессионального образования, на базе которого проводится конкурс за счет оргвзносов, перечисленных образовательными учреждениями, представляющими участников конкурсов, а мастеров производственного обучения - участников конкурса и сопровождающих лиц - за счет командировочных средств, а также за счет средств бюджета Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа.
4. Содержание и порядок проведения конкурсов
4.1. Конкурсы включают выполнение теоретического и практического задания.
4.2. Содержание и сложность теоретического задания и практической работы должны соответствовать:
- для обучающихся - учебным программам по профессии применительно к периоду обучения;
- для мастеров производственного обучения - требования квалификационной характеристики на один-два разряда (класса, категории) выше установленной для выпускников образовательного учреждения по данной профессии.
В теоретическое задание для мастеров производственного обучения включаются вопросы по методике производственного обучения.
4.3. На выполнение теоретического задания отводится 1-2 академических часа, практического - не более 6 часов в день.
4.4. Конкурсные изделия (выполняемые работы) должны подбираться с учетом их практической целесообразности.
4.5. Для выполнения практического задания всем участникам конкурса по жребию предоставляются равноценные рабочие места (станок, машина, агрегат, объект и др.) с необходимыми материалами, сырьем, набором инструмента и приспособлений.
4.6. Теоретические задания оцениваются по пятибальной системе на основании результатов письменных работ. Проверка теоретических знаний может проводиться с применением технических средств контроля.
4.7. Общая оценка практического задания складывается из оценок составляющих его элементов: качества работы, соблюдения технических и технологических требований, выполнения трудовых приемов и операций, норм времени (выработки), применения рациональных приемов и методов труда, соблюдения правил безопасности.
Каждый элемент задания оценивается в баллах в зависимости от его значимости и сложности.
4.8. При несоблюдении условий конкурса, грубых нарушениях технологии выполнения работы, правил безопасности труда участник конкурса по решению оргкомитета отстраняется от дальнейшего выполнения задания.
5. Подведение итогов, поощрение участников конкурсов
5.1. Победители и призеры конкурсов определяются по лучшим показателям выполнения конкурсных заданий.
5.2. Каждый член жюри составляет ведомость оценок выполнения теоретического и практического заданий, подсчитывает соответственно для каждого участника сумму баллов (приложения 1, 2).
Председатель жюри суммирует раздельно эти показатели и делит полученный результат на число членов жюри. Итоговая оценка заносится в сводную ведомость (приложение 3).
При равенстве показателей предпочтение отдается участнику, имеющему лучшую оценку выполнения практического задания.
5.3. Итоги конкурсов оформляются актом (приложение 4).
Акт первого этапа конкурса утверждается директором образовательного учреждения.
Акт второго окружного этапа утверждается директором Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа. К акту прилагается сводная ведомость оценок.
Акт заключительного окружного этапа конкурса направляется в Министерство образования России.
5.4. Сроки подведения итогов конкурса устанавливаются соответствующими оргкомитетами.
5.5. Меры поощрения победителей и призеров конкурсов устанавливаются образовательным учреждением, Департаментом образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа.
5.6. Участникам конкурсов, показавшим высокие результаты в решении отдельных задач (при выполнении всех требований конкурсных работ), могут устанавливаться дополнительные поощрения.
5.7. Итоги конкурсов объявляются приказом: первого этапа - по образовательному учреждению, второго - по Департаменту образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа.
Информация о результатах окружного конкурса должна доводиться до сведения учреждений начального профессионального образования не позднее одного месяца после окончания конкурса.
5.8. Итоги конкурсов рассматриваются в образовательных учреждениях, на совещаниях руководителей учреждений начального профессионального образования, с определением мер по улучшению качества профессиональной подготовки обучающихся и повышению уровня квалификации мастеров производственного обучения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.