Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика сферы реализации Программы
1. Социально-экономическое положение автономного округа
Программа является проектом переселения и будет реализована на всей территории автономного округа в соответствии с действующим законодательством автономного округа.
Автономный округ входит в состав Уральского федерального округа (далее - УрФО) и располагается в центральной части Западной Сибири.
Площадь территории автономного округа составляет 534,8 тыс. кв. км.
Предварительная оценка численности населения автономного округа на начало 2013 года составила 1583,9 тыс. чел. (3 место в УрФО и 27 место в Российской Федерации). Это самый крупный по численности населения регион, территория которого приравнена к районам Крайнего Севера.
Автономный округ характеризуется высокой степенью урбанизации. Доля городского населения на начало 2013 года составила 91,8 %.
В состав автономного округа входят 106 муниципальных образований, в том числе 13 городских округов, 26 городских и 58 сельских поселений.
По предварительным итогам 2012 года автономный округ сохранил свои лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации:
I место:
по производству электроэнергии,
по добыче нефти
II место:
по объёму промышленного производства,
по добыче газа,
по поступлению налогов в бюджетную систему Российской Федерации
III место:
по объёму инвестиций в основной капитал.
Автономный округ является основным нефтегазоносным регионом Российской Федерации и обеспечивает около 8 % мировой и 50 % российской добычи нефти.
Специфика экономики автономного округа - моноотраслевая с сырьевой направленностью.
Среди наиболее развивающихся отраслей экономики на сегодняшний день можно выделить: добычу полезных ископаемых, химическое производство, энергетику, а также строительство.
По основным видам промышленной продукции доля автономного округа в общем объеме производства Российской Федерации по итогам 2012 года составила:
нефть - 50,2 %;
газ - не менее 4,9 %;
электроэнергия - 8 %.
Ресурсы автономного округа обеспечивают энергетическую безопасность страны, создают необходимую базу для дальнейшего развития хозяйственного комплекса, лежат в основе ее экспортного потенциала.
По разведанным и подтвержденным запасам углеводородного сырья, возможностям добычи, состоянию производственной инфраструктуры и рентабельности освоения автономный округ остается на ближайшие десятилетия основной стратегической ресурсной базой углеводородного сырья России.
По предварительным данным автономного учреждения автономного округа "Научно-аналитический центр рационального недропользования имени В.И. Шпильмана" по итогам 2012 года добыча нефти на месторождениях автономного округа снизилась на 1,0 % и составила 259,9 млн. тонн. Объем добычи нефти прогнозируется в 2013 году в размере 255,2, в 2014 - 253,5, в 2015 - 250,9 млн. тонн соответственно.
Объем добычи газа природного и попутного составил 32,2 млрд. куб. м, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 2,4 %.
Организациями электроэнергетики автономного округа в 2012 году произведено электроэнергии 83,6 млрд. кВт. ч или 99 % к 2011 году.
С учетом прогнозируемого развития экономики автономного округа производство электроэнергии к 2015 году намечается в объеме 99,8 млрд. кВт. ч (117,1 % к 2011 году) и электропотребление внутреннего рынка увеличится до 66,5 млрд. кВт. ч (101,6 % к 2011 году).
Автономный округ не является по своим климатическим особенностям территорией благоприятного земледелия, численность сельского населения - 8,4 % от всего населения региона.
При этом именно в сельских населенных пунктах наиболее высокий уровень безработицы и низкая заработная плата. В целях создания равных стартовых возможностей для предпринимателей в сельских населенных пунктах в автономном округе проводится политика государственной поддержки агропромышленного комплекса и ставится задача по увеличению количества вновь создаваемых малых форм хозяйствования, самозанятости населения.
По итогам 2012 года эта задача решена. Объем продукции сельского хозяйства по оценке составил в действующих ценах 9,0 млрд. рублей. Индекс производства - 106,2 %.
В результате оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям из бюджетов всех уровней в 2012 году выделены средства в объеме около 1,6 млрд. рублей, в результате чего достигнуты положительные показатели практически по всем видам продукции, создано 57 крестьянских хозяйств и 699 новых рабочих мест.
В автономном округе создан мощный лесопромышленный комплекс, позволяющий перерабатывать и производить высококачественную лесопродукцию - более 130 лесозаготовительных и лесоперерабатывающих организаций.
В лесопромышленном комплексе в 2012 году произведено:
древесины необработанной 1 301,9 тыс. куб. м или 92,1 % по отношению к 2011 году;
пиломатериалов - 280,5 тыс. куб. м или 94,0 % по отношению к 2011 году.
Увеличился объем производства древесно-стружечной плиты на 14,6 % в результате выхода на 80 % проектной мощности открытого акционерного общества "Югра-плит", древесноволокнистой плиты средней плотности на 6,8 %, блоков дверных в сборе на 41,9 %.
В январе-декабре 2012 году в автономный округ по оценке инвестировано 669,9 млрд. рублей, при этом увеличение к уровню 2011 года в сопоставимых ценах составило 5,2 %. Основную долю в структуре инвестиций по источникам финансирования занимают собственные средства организаций - 81,6 %, привлеченные средства - 18,4 %, в том числе бюджетные средства - 5,3 %.
В автономном округе внедряется стандарт деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа по обеспечению благоприятного инвестиционного климата (далее - Стандарт). Стандарт призван улучшить инвестиционный климат в автономном округе и, с учетом лучших региональных практик, создать необходимый минимум условий для увеличения притока инвестиций в автономный округ.
Главным приоритетом развития строительной индустрии автономного округа в прогнозном периоде является создание новых и техническое перевооружение существующих производств по выпуску строительных материалов, что является необходимым для обеспечения возрастающих объемов строительных работ в последующие годы в рамках реализации национальных проектов.
По итогам года объем ввода жилья составил 1021 тыс. кв. м.
В результате обеспеченность жильем среднестатистического гражданина автономного округа в 2012 году составила 19,6 кв. м., увеличившись по сравнению с 2011 годом на 0,6 м. В среднесрочном периоде на строительство жилья прогнозируется ежегодно направлять около 15 млрд. рублей, что позволит увеличить обеспеченность населения жильем в автономном округе в 2015 году до 20,9 кв. м.
Наиболее полная информация об истории, климатических условиях, общественно-политической жизни, экономическом развитии автономного округа представлена на едином официальном сайте государственных органов автономного округа: http://www.admhmao.ru.
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Численность населения автономного округа составляет немногим более 1 % от общей численности населения Российской Федерации, в 2008 году (на конец года) она составила 1504,3 *(1) тыс. человек, в 2009 году - 1521,21 тыс. человек, в 2010 году численность населения с учетом окончательных данных проведенной в 2010 году всероссийской переписи населения составила 1537,1 тыс. человек.
Численность постоянного населения на 1 января 2012 года составила 1561,2 тыс. человек (48,9 % составляют мужчины и 51,1 % женщины), увеличившись за последние 3 года на 40,0 тыс. человек или на 2,6 %.
Средний возраст населения автономного округа на 1 января 2012 составил для обоих полов 33,8 года (2009 год - 33,9 года), для мужчин - 32,8 года (2009 год - 32,9 года), для женщин - 34,9 года (2009 год - 34,9 года) (в Российской Федерации - для обоих полов 39,2 лет, для мужчин - 36,5 лет, для женщин - 41,5 года).
Население автономного округа помолодело в 2011 году на 0,1 года по сравнению с 2009 годом. В ближайшей перспективе в соответствии с прогнозом социально-экономического развития автономного округа средний возраст населения будет увеличиваться, что может вызвать дефицит рабочей силы на рынке труда.
На начало 2012 года значение показателя численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте составило - 1061,3 тыс. человек, в последующие годы планового периода (до 2015 года) их число будет постепенно снижаться и к 2015 году составит 1047,78 тыс. человек. В связи с чем в экономику автономного округа планируется привлечь около 45,0 тыс. человек - иностранных трудовых мигрантов.
В настоящее время 52,2 тыс. человек - работающие граждане, находящиеся за пределами трудоспособного возраста *(2). К базовому 2011 году численность трудовых ресурсов в 2015 году увеличится на 1,4 %.
Естественный прирост населения за 2011 год составил - 15325 человек, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 11,6 % (2009 год - 13733 человека, 2010 год - 14642 человека). За январь - декабрь 2012 года показатель естественного прироста составляет 17737 человек (январь - декабрь 2011 года -15325 человек).
По данным Департамента экономического развития автономного округа на весь прогнозный период с 2012 по 2014 годы наблюдается стабильно высокий показатель естественного прироста и к 2014 году он составит 17351 человек.
Миграционный прирост населения за 2012 год составил 4999 человек (за 2011 год - 8779 человек).
Положительный миграционный прирост населения в автономном округе свидетельствует о достаточно высокой привлекательности автономного округа в пределах России и стран СНГ. Объяснением этого факта служат высокие доходы населения и развитая социальная политика в автономном округе.
По состоянию на 1 января 2013 года фактически на территории автономного округа пребывает 44,5 тыс. иностранных граждан, что на 25,8 % больше по сравнению с соответствующей датой 2011 года - 35,4 тыс. человек), временно проживает 6,7 тыс. иностранных граждан (на 1 января 2012 года - 6,6 тыс. граждан), постоянно - 5,8 тыс. человек (на 1 января 2012 года - 3,1 тыс. человек).
В целом демографическая ситуация, сложившаяся в автономном округе в 2011-2012 годы, имеет позитивный характер.
Ситуация на рынке труда автономного округа в течение 2010 - 2012 годов свидетельствует о положительных тенденциях. Реализуется комплекс мероприятий по обеспечению социальной стабильности, повышению занятости населения и защите от безработицы.
По данным обследования населения по проблемам занятости в последние 3 года среднегодовая численность занятых в экономике автономного округа имеет положительную динамику: 2009 год - 844,5 тыс. человек, 2010 год - 845,5 тыс. человек, 2011 год - 846,5 тыс. человек. В 2011 году численность занятого населения превысила среднегодовые данные 2009 года на 0,24 %, 2010 года - на 0,12 %.
Численность безработных по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) в среднем за 2011 год составила 57,0 тыс. человек и снизилась по сравнению с 2009 годом на 7,9 %, по сравнению с 2010 годом снизилась на 17,1 % (2009 год - 61,9 тыс. человек, 2010 год - 68,8 тыс. человек, 2011 год - 57,0 тыс. человек). Соответственно снизился уровень безработицы по МОТ и составил в среднем за 2011 год 6,3 % (2009 год - 6,8 %, 2010 год - 7,5 %).
Положительные тенденции сохранились и в 2012 году. Об этом свидетельствует увеличение численности экономически активного населения и занятого населения автономного округа, снижение безработных и уровня безработицы по МОТ.
В среднем за октябрь - декабрь 2012 года численность экономически активного населения автономного округа по данным обследования населения по проблемам занятости населения составила 904,5 тыс. человек и увеличилась относительно аналогичного периода прошлого года на 1,1 тыс. человек (октябрь - декабрь 2011 года - 903,6 тыс. человек). При этом число занятых в экономике автономного округа увеличилось на 9,7 тыс. человек и составило 856,2 тыс. человек, число безработных по МОТ снизилось на 8,6 тыс. человек и составило 48,4 тыс. человек (октябрь - декабрь 2011 года - 846,5 тыс. человек и 57,0 тыс. человек соответственно). Уровень безработицы по МОТ снизился с 6,3 % в октябре - декабре 2011 года до 5,3 % в октябре - декабре 2012 года.
Ситуация на регистрируемом рынке труда автономного округа в 2012 году также сохраняла позитивную динамику и характеризовалась снижением: численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, численности официально зарегистрированных безработных, уровня регистрируемой безработицы, напряженности на рынке труда автономного округа.
Снижение численности граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, свидетельствует о снижении напряженности на рынке труда автономного округа. В 2012 году число граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, составило 49,6 тыс. человек и снизилось с предыдущим годом в 1,2 раза (2011 год - 60,1 тыс. человек).
Доля граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, в общей численности экономически активного населения автономного округа снизилась в 2012 году до 5,5%, что также подтверждает стабилизацию ситуации на рынке труда автономного округа (в 2011 году - 6,6 %).
В 2012 году признаны безработными 17,3 тыс. человек, что на 30,8 % меньше аналогичного показателя 2011 года (2011 год - 25,0 тыс. человек).
По состоянию на 31 декабря 2012 года (по сравнению с 1 январем 2012 года):
численность зарегистрированных безработных снизилась на 34,1 % и составила 5274 человека (на 1 января 2012 года - 7998 человек);
уровень регистрируемой безработицы снизился на 0,29 % и составил 0,58 % (на 1 января 2012 года - 0,87 %);
коэффициент напряженности на рынке труда по числу незанятых граждан на одну заявленную вакансию снизился до 0,4 (на 1 января 2012 года - 0,5);
спрос работодателей на рабочую силу снизился на 6,8 %, но при этом остается высоким и составил 20,6 тысяч свободных рабочих мест, что превышает число безработных граждан в 4 раза (на 1 января 2012 года - 22,1 тыс. единиц).
Развитие экономики автономного округа сопровождается ростом потребности работодателей в рабочей силе, повышением качества предлагаемых вакантных рабочих мест (с более высоким уровнем заработной платы и условий труда).
В 2012 году совокупный спрос на рабочую силу увеличился на 1,7% и составил 126631 свободное рабочее место (2011 год - 124519 вакансий).
По видам экономической деятельности кадровая потребность организаций, заявленная работодателями в органы службы занятости населения автономного округа в 2012 году, сложилась в следующих пропорциях:
строительство - 32685 единиц или 25,8 % от всех заявленных в отчетном периоде вакансий (2011 год - 31,5 %);
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 15309 единиц или 12,1 % (2011 год - 9,9 %);
добыча полезных ископаемых - 13800 единиц или 10,9 % (2011 год - 8,9 %);
оптовая и розничная торговля - 12571 единица или 9,9 % (2011 год - 7,5 %);
транспорт и связь - 10862 единицы или 8,6 % (2011 год - 6,6 %);
здравоохранение и предоставление социальных услуг - 8492 единицы или 6,7% (2011 год - 6,1 %);
образование - 7055 единиц или 5,6 % (2011 год - 6,5 %);
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 6789 единиц или 5,4 % (2011 год - 6,2 %);
обрабатывающие производства - 4425 единиц или 3,5 % (2011 год - 4,5 %);
производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 2832 единицы или 2,2 % (2011 год - 1,9 %).
Отраслевая структура заявленной потребности в рабочей силе в 2012 году по сравнению с 2011 годом изменилась в сторону увеличения в сферах: операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, здравоохранение, производство и распределение электроэнергии, газа и воды; в сторону уменьшения потребности в сферах: строительство, образование, предоставление коммунальных и социальных услуг, обрабатывающие производства.
По категориям персонала (квалифицированные (неквалифицированные) рабочие/служащие) структура кадровой потребности организаций автономного округа сложилась в следующих пропорциях:
54,0 % (или 68335 рабочих мест) составляли вакансии по профессиям квалифицированных рабочих (2011 год - 49,4 %);
26,9 % (или 34080 рабочих мест) - вакансии по неквалифицированным рабочим местам (2011 год - 30,2 %);
19,1 % (или 24216 рабочих мест) - вакансии по должностям служащих (2011 год - 20,4 %).
По сравнению с предыдущим годом доля вакансий для замещения квалифицированных рабочих профессий увеличилась на 4,6 %, доли вакансий по неквалифицированным рабочим и должностям служащих снизились на 3,3 % и 1,3 % соответственно. Увеличение доли вакансий по квалифицированным рабочим профессиям свидетельствует об оживлении производственной сферы в экономике автономного округа.
В 2012 году сохраняется несоответствие спроса и предложения рабочей силы, наблюдаемое в предыдущие года, которое заключается как в территориальном, так и в профессионально-квалификационном дисбалансе.
Профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы выражается, с одной стороны, в недостатке квалифицированных кадров, с другой - в их переизбытке. Недостаток квалифицированных кадров наблюдался как в производственных, так и в непроизводственных отраслях. В производственных отраслях дефицит квалифицированных кадров наблюдался в строительстве, нефтедобыче, электроэнергетике, в непроизводственной сфере: здравоохранении, образовании.
На основе приведенного выше анализа сферы социально-экономического развития автономного округа принятие Программы обусловлено необходимостью обеспечения динамично развивающейся экономики автономного округа квалифицированной рабочей силой, сбалансированности предложения и спроса регионального рынка труда.
3. Проблемы, с которыми могут столкнуться участники Государственной программы при переезде в автономный округ
1. Несмотря на положительную динамику выше рассматриваемых показателей и отсутствие проблем, связанных с демографической ситуацией, занятостью, существует ряд проблем, с которыми могут столкнуться участники Государственной программы.
Первостепенной для автономного округа продолжает оставаться жилищная проблема.
Автономный округ отстает от большинства субъектов Российской Федерации по уровню обеспеченности жилой площадью, опережает по показателям ветхого и аварийного жилого фонда.
Так, число проживающих в автономном округе в 2012 году составляло 1 572,5 тыс. человек, из них 7,7 % проживало в ветхом и аварийном жилфонде.
Удельный вес общей площади жилых помещений в многоквартирных жилых домах к общей площади всего жилого фонда составляет 89 %.
Средняя рыночная стоимость 1 кв. м жилья в капитальном исполнении в 1 квартале 2013 года составляет 48,018 тыс. рублей, в деревянном исполнении - 32,177 тыс. рублей. Средняя стоимость в месяц аренды (найма) жилья у частных лиц однокомнатной квартиры в муниципальных образованиях автономного округа - 17,294 тыс. рублей.
В связи с чем при переезде участники Государственной программы могут столкнуться с проблемой отсутствия в отдельных муниципальных образованиях автономного округа благоустроенного жилья либо высокой арендой платой за съемное жильё.
Для решения жилищной проблемы в автономном округе ведется активное жилищное строительство, отрабатываются разные схемы приобретения жилья населением (долевое софинансирование, кредитование, компенсация процентной ставки кредита). Однако решение жилищной проблемы автономного округа только за счет средств бюджета автономного округа невозможно, требуется более активное привлечение средств самих граждан, что не всегда возможно в связи с невысоким уровнем заработной платы.
2. Немаловажной особенностью автономного округа является наличие монопрофильных населенных пунктов.
В соответствии с критериями, установленными Министерством регионального развития Российской Федерации, на территории автономного округа отнесены к монопрофильным 14 населенных пунктов, в которых градообразующими являются организации топливно-энергетического комплекса.
Необходимо отметить, что 70 % населения автономного округа проживает в монопрофильных населенных пунктах, 2 из которых являются крупнейшими городами автономного округа (Сургут и Нижневартовск).
Проблемы моногородов определяются, прежде всего, тем, что их настоящее и будущее полностью зависит от состояния и перспектив развития градообразующих предприятий, от политики их собственников в отношении своего бизнеса.
В муниципальных образованиях автономного округа, отнесенных к монопрофильным населенным пунктам, участники Государственной программы, изъявившие желание осуществить переезд в эту территорию вселения, могут столкнуться с проблемой подбора рабочего места как для себя, так и для членов своей семьи (за исключением крупных городов автономного округа).
В ряде моногородов осуществляется реализация приоритетных инвестиционных проектов:
модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса г. Радужный;
реконструкция, модернизация и развитие систем водоснабжения и водоотведения г. Радужный;
реконструкция, модернизация и развитие систем теплоснабжения г. Когалыма на 2010 - 2020 годы;
реконструкция, модернизация и развитие систем водоснабжения, водоотведения г. Когалым на 2010 - 2020 годы;
строительство детского сада на 180 мест в пгт. Пойковский Нефтеюганского района автономного округа;
строительство детского сада на 320 мест в микрорайоне 11 "Б" г. Нефтеюганск;
детский сад на 320 мест в микрорайоне N 4 жилого района "Центральный" г. Нягань;
детский сад на 320 мест в микрорайоне N 6 жилого района "Центральный" г. Нягань;
детский сад на 120 мест в микрорайоне 2П г. Нижневартовск;
детский сад на 200 мест в 9-м микрорайоне г. Мегион;
детский сад на 260 мест п. Горноправдинск Ханты-Мансийского района;
расширение производства древесно-стружечной плиты и увеличение мощности до 265 тыс. куб. м в год в г. Советский.
После завершения реализации вышеуказанных приоритетных инвестиционных проектов участники Государственной программы смогут трудоустроиться на вновь созданные новые рабочие места.
3. Еще одна проблема, с которой могут столкнуться участники Государственной программы, - отсутствие съемного жилья и работы либо отсутствие работы при наличии возможности снимать жилье.
Кроме того, недостаточная плотность сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения не всегда позволяет жителям автономного округа проживать в сельской местности, а работать в близлежащих населенных пунктах.
Региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства автономного округа.
Не обеспечены постоянной круглогодичной связью по автомобильным дорогам с твердым покрытием 61 % населенных пунктов. Экономический рост автономного округа сдерживается также отсутствием транспортной доступности для хозяйственного освоения новых территорий и возможности обеспечения необходимой подвижности населения и мобильности трудовых ресурсов, формирующих развитый региональный рынок.
В настоящее время 112 населенных пунктов не имеют связи с сетью автомобильных дорог общего пользования.
Из них:
9 населенных пунктов имеют подъездные дороги без "выхода" на сеть автомобильных дорог общего пользования (связь их с сетью автомобильных дорог общего пользования зависит от строительства автомобильных дорог к другим населенным пунктам);
к 9 населенным пунктам автомобильные дороги находятся в стадии строительства (п. Сосновка, пгт. Куминский, п. Дальний, д. Ушья, пгт. Коммунистический, п. Унъюган, с. Угут, с. Тундрино, п. Высокий Мыс);
к 30 населенным пунктам строительство автомобильных дорог и подъездов требует дополнительного технико-экономического и экологического обоснования, т.к. дороги проходят по "экологически уязвимым" территориям либо их строительство сопряжено с выполнением объемов работ, приводящих к большой стоимости строительства и затратам, приходящимся на одного жителя, проживающего в населенных пунктах;
к 64 населенным пунктам требуется строительство 2577 км автомобильных дорог и подъездов.
4. Оценка готовности автономного округа к приему участников Государственной программы и членов их семей
Оценка готовности автономного округа к приему участников Государственной программы приведена в приложении 3 к Программе.
Рынок труда
Трудоустройство участников Государственной программы планируется на имеющиеся в региональном банке вакансии с учетом их профессии (специальности).
Возможности их трудоустройства распределяются по нескольким направлениям трудоустройства:
на имеющиеся вакансии;
занятие предпринимательской деятельностью;
занятие агропромышленным производством.
Трудоустройство участников Государственной программы возможно у отдельных работодателей с предоставлением жилья по факту наличия таких вакансий на момент их обращения.
Наиболее полная информация об имеющихся вакансиях в автономном округе для трудоустройства участников Государственной программы и членов их семей представлена на:
информационном портале Федеральной службы по труду и занятости (http://www.trudvsem.ru), где информация классифицируется по регионам, профессиям, размеру заработной платы, дополнительным условиям, включая возможность переезда;
информационном портале Департамента труда и занятости населения автономного округа: http://job.dznhmao.ru (раздел "Ищу работу", подраздел "Поиск вакансий");
официальном сайте Департамента труда и занятости автономного округа http://www.deptrud.admhmao.ru (раздел "Для граждан", подраздел "Банк вакансий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в разрезе центров занятости населения").
Возможности занятия предпринимательской деятельностью участниками Государственной программы, переселяющимися в автономный округ, определяются Гражданским кодексом Российской Федерации.
На территории автономного округа созданы условия для развития собственного бизнеса, поэтому участники Государственной программы после получения гражданства Российской Федерации смогут воспользоваться мерами поддержки, предусмотренными целевыми или государственными программами автономного округа, направленными на поддержку и развитие среднего и малого предпринимательства.
С начала 2011 года в автономном округе осуществляется реализация мероприятия "Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан" в рамках целевой программы автономного округа "Содействие занятости населения на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2010 года N 246-п.
Этим мероприятием предусмотрено предоставление безработному гражданину субсидии из средств бюджета автономного округа на организацию собственного дела в размере 88,2 тыс. рублей. Кроме того, в случае создания им дополнительных рабочих мест для трудоустройства других безработных граждан предоставляется субсидия в размере 88,2 тыс. рублей за каждое дополнительно созданное рабочее место.
Безработный гражданин предварительно перед получением субсидии имеет право на получение государственной услуги, включающей выявление способностей и готовности к осуществлению предпринимательской деятельности с помощью тестирования, получение консультационных услуг по вопросам подготовки технико-экономического обоснования проекта (бизнес-плана).
Целевой программой автономного округа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2010 года N 241-п, начинающим субъектам малого предпринимательства предусмотрено оказание грантовой поддержки.
Гранты направляются вновь зарегистрированным и действующим менее 1 года субъектам малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и потребительские кооперативы.
Для получения грантовой поддержки выделена приоритетная целевая группа субъектов малого предпринимательства - получателей грантов: зарегистрированные безработные, работники, находящиеся под угрозой массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпуска без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников), работники градообразующих предприятий, военнослужащие, уволенные в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, субъекты молодежного предпринимательства, субъекты малого предпринимательства, относящиеся к социальному предпринимательству.
Стоимость грантов не превышает 0,5 млн. рублей на одного получателя поддержки.
Условиями предоставления грантовой поддержки являются: предварительное прохождение претендентом обучения (не менее 48 академических часов) на базе общества с ограниченной ответственностью "Окружной Бизнес-Инкубатор" и его филиалов в муниципальных образованиях автономного округа, наличие бизнес-проекта, оцениваемого комиссией по предоставлению грантов.
Кроме того, для организации собственного дела Фондом микрофинансирования автономного округа предоставляются микрозаймы для целевого использования на возвратной основе в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Максимальная сумма займа составляет 1 000,0 тыс. рублей, максимальный срок займа - 12 месяцев, процентная ставка - 10 % годовых.
Субъектам малого и среднего предпринимательства предусмотрена компенсация процентной ставки в размере не более 2/3 - 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации по кредитным договорам на развитие собственного бизнеса.
С целью устойчивого развития агропромышленного комплекса и сельских территорий автономного округа, повышения конкурентоспособности продукции, произведенной на территории автономного округа, разработана и утверждена государственная программа автономного округа "Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2014 - 2020 годах".
В рамках вышеназванной государственной программы предусмотрены меры государственной поддержки:
грантовая поддержка индивидуальным предпринимателям, физическим лицам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременная помощь на бытовое обустройство;
грантовая поддержка крестьянским (фермерским) хозяйствам, прошедшим конкурсный отбор, на развитие семейных животноводческих ферм;
грантовая поддержка индивидуальным предпринимателям, физическим лицам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременная помощь на бытовое обустройство;
субсидия юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, общинам коренных малочисленных народов Севера, а также гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность в автономном округе, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам);
субсидия юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), а также крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным и осуществляющим деятельность в автономном округе, на возмещение части затрат на улучшение почвенного плодородия;
субсидия юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), а также крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным и осуществляющим деятельность в автономном округе, на возмещение части затрат на приобретение оборудования и семени быков-производителей для проведения искусственного осеменения;
субсидия юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным и осуществляющим деятельность в автономном округе, на возмещение части стоимости приобретенных племенных животных;
субсидия юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, общинам коренных малочисленных народов Севера, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность в автономном округе, на содержание поголовья северных оленей.
Жилищное обустройство
Временное жилищное обустройство на этапе приема и адаптации участников Государственной программы возможно путем найма (аренды) жилья.
Участнику Государственной программы будет осуществляться компенсация расходов по найму (аренде) жилья по фактическим расходам, но не более 25,0 тыс. рублей на семью, на период до приобретения им собственного жилого помещения, но не более 12 месяцев с момента его прибытия в муниципальное образование автономного округа, подтвержденного проездными документами.
На этапе постоянного жилищного обустройства обеспечение жилыми помещениями участников Государственной программы может осуществляться путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством автономного округа, самостоятельного приобретения ими жилых помещений.
Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории автономного округа осуществляется в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Законом автономного округа от 6 июля 2005 года N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Принятие на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, к которым должны быть представлены документы, подтверждающие их право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с полномочиями, отнесенными к ведению органов местного самоуправления, в муниципальных образованиях автономного округа установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетная норма площади жилого помещения для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения.
На территории автономного округа действует целевая программа автономного округа "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 23 декабря 2010 года N 368-п (далее - жилищная программа).
Меры государственной поддержки имеют возможность получить следующие категории граждан:
молодые семьи, в которых возраст обоих супругов не превышает 35 лет включительно на день принятия решения о предоставлении субсидии. В случае если семья неполная - родитель ребёнка должен быть в возрасте до 35 лет;
граждане, состоящие на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
работники, осуществляющие иную деятельность в органах государственной власти автономного округа, работники иных органов, денежное содержание которых полностью осуществляется за счет средств бюджета автономного округа;
государственные гражданские служащие автономного округа, муниципальные служащие автономного округа, работники муниципальных учреждений автономного округа, работники иных органов, денежное содержание которых полностью осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований автономного округа;
иные граждане, желающие приобрести жилые помещения в собственность.
Условиями получения мер государственной поддержки при приобретении (строительстве) жилья является: проживание на территории автономного округа и наличие нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, обеспеченные жильем менее 12 кв. м на каждого члена семьи.
Жилищной программой определены следующие формы государственной поддержки при приобретении жилья:
компенсация процентной ставки по ипотечным кредитам. Данная форма государственной поддержки предоставляется единожды и не исключает возможность получения субсидии;
жилищные субсидии.
Для получения ипотечного кредита на территории автономного округа граждане имеют возможность обратиться в банки, действующие на территории автономного округа.
Участникам Государственной программы возможно предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС). Порядок их предоставления предусмотрен статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются без предварительного согласования места размещения объекта, путем проведения торгов (аукционов).
Образование
Предоставление общего образования, дополнительного образования детям участников Государственной программы будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Оказание услуг дошкольного образования участникам Государственной программы и членам их семей будет осуществляться на равных условиях с гражданами Российской Федерации, проживающими в автономном округе, в соответствии с принципом очередности приема детей в дошкольные образовательные учреждения.
Существует проблема в обеспечении жителей автономного округа детскими садами.
Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1 года до 7 лет составляет 58,5 % (в 2011 году 57,9 %), в том числе: детей от 3 до 5 лет - 78,3 %, от 5 до 7 лет - 86 %.
В автономном округе один из самых высоких показателей охвата дошкольным образованием в сельской местности - 71,4 %, тогда как в Российской Федерации - 40 %.
В настоящее время услуги дошкольного образования предоставляет 451 дошкольное учреждение, которое посещают 78985 детей. В целом по автономному округу зарегистрирован на получение места в дошкольное учреждение 66361 ребенок, из них 83,2 % (55725) от 0 до 3 лет.
Наиболее проблемная ситуация в г. Сургуте: 17815 детей зарегистрированы на получение места в учреждения дошкольного образования, в Сургутском районе - 6245 детей, г. Нижневартовске - 6860 детей, г. Ханты-Мансийске - 4887 детей.
Сеть общеобразовательных учреждений в автономном округе состоит из 327 школ.
Практически все дети школьного возраста в автономном округе вовлечены в систему общего образования, за исключением детей, не обучающихся по медицинским показаниям.
Особенность автономного округа - наличие малокомплектных сельских школ в труднодоступных и отдаленных местностях, что объясняется их устройством и взаиморасположением, в том числе национальных. Именно это позволяет обеспечить доступность обязательного общего образования всем без исключения детям независимо от места их проживания.
В сфере образования автономного округа действуют 68 учреждений дополнительного образования детей.
Большая часть - 55,9 % - учреждений предоставляет услуги по всем видам образовательной деятельности, 17,6 % - осуществляют художественное образование, 7,3 % - реализуют спортивное, 4,4 % - эколого-биологическое направление.
Высшее профессиональное образование автономного округа представлено 3 университетами и 1 академией, находящимися в ведении Департамента образования и молодежной политики автономного округа (14,3 тысяч студентов), и федеральным вузом - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Югорский государственный университет" (5 тысяч студентов).
Экономике автономного округа нужны высококвалифицированные рабочие кадры, поэтому созданы многопрофильные и многоуровневые колледжи, в которых реализуются программы начального и среднего профобразования.
В 17 колледжах и 3 училищах обучаются 17,2 тысячи человек.
Ежегодно за счет средств бюджета автономного округа принимаются на обучение по программам профессионального образования всех уровней - 7,5 тысячи жителей автономного округа.
Подготовка специалистов ведется по:
17 укрупненным группам специальностей высшего профессионального образования (73 специальности и направления подготовки).
20 укрупненным группам специальностей среднего профессионального образования (53 специальности);
16 укрупненным группам специальностей начального профессионального образования (60 профессий).
Потенциал системы профессионального образования равномерно распределён по трём образовательным округам: Нижневартовский, Сургутский и Ханты-Мансийский. Сбалансированное размещение учреждений профессионального образования по территории автономного округа обеспечивает доступность образовательных услуг, позволяет получить профессиональное образование без выезда за пределы автономного округа.
Учреждения профессионального образования автономного округа планомерно меняют структуру приема и открывают подготовку по новым специальностям и направлениям. В целом структура распределения бюджетных мест последовательно меняется в пользу приоритетных для социально-экономического развития автономного округа специальностей. Планомерно снижаются контрольные цифры приема по направлению подготовки "Экономика и управление" и увеличиваются по таким востребованным в автономном округе направлениям подготовки, как "Строительство и архитектура", "Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника", "Автоматика и управление", "Транспортные средства", "Образование и педагогика", "Здравоохранение".
Здравоохранение
Медицинская помощь населению автономного округа в 2012 году предоставлялась в государственных, муниципальных и федеральных медицинских организациях. Всего 167 организаций (в 2011 году - 169), в том числе 43 окружного подчинения, 123 муниципального и 1 организация федерального подчинения.
По типам медицинские организации подразделяются на: 72 больничных учреждения, 17 диспансеров, 43 самостоятельных амбулаторно-поликлинических организации, 14 стоматологических поликлиник, 5 станций скорой медицинской помощи, 4 станции переливания крови, 4 центра медицинской профилактики, 1 центр медицины катастроф, 1 бюро судебно-медицинской экспертизы, 2 санаторных учреждения, 1 дом ребенка.
Амбулаторно-поликлиническая помощь населению автономного округа оказывается в 141 медицинской организации, в том числе в 112 муниципальной и 29 окружной форм собственности.
Потребность населения автономного округа в высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП) обеспечивается в медицинских организациях автономного округа за счет средств окружного и федерального бюджетов, а также в федеральных центрах. В 2012 году ВМП населению автономного округа оказывалась в 8 государственных медицинских организациях автономного округа.
В настоящее время в автономном округе оказываются практически все виды специализированной и ВМП по всем профилям.
Таким образом, в автономном округе имеются ресурсы здравоохранения для оказания всех видов медицинской помощи при переселении участников Государственной программы в планируемых объёмах.
Социальное обслуживание
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правами в сфере социального обслуживания, что и граждане Российской Федерации.
На 31 декабря 2012 года система учреждений, подведомственных Департаменту социального развития автономного округа, включала 60 учреждений социального обслуживания (31 учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, 29 учреждений социального обслуживания семьи и детей), 5 казенных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бюджетное учреждение автономного округа "Методический центр развития социального обслуживания", казенное учреждение автономного округа "Центр социальных выплат".
Услуги в области культуры и досуга
По состоянию на 1 января 2013 года сеть учреждений культуры автономного округа состоит из 487 учреждений культуры всех видов культурной деятельности, в том числе:
библиотечное дело - 237 муниципальных общедоступных библиотек и их филиалов и Государственная библиотека Югры;
культурно-досуговая деятельность - 122 учреждения культурно-досугового типа;
3 парка культуры и отдыха;
образование в сфере культуры - 58 муниципальных учреждений дополнительного образования детей, 5 средних специальных учебных заведений;
музейное дело - 35 музеев и их филиалов;
профессиональное искусство - 7 государственных и муниципальных театров, Международный центр моды, 5 концертных организаций;
кинематография - 3 учреждения кинопоказа и кинопроката, 120 киноустановок;
охрана объектов культурного наследия - 2 учреждения по охране памятников истории и культуры.
По состоянию на 1 января 2013 года в сфере культуры, искусства, кинематографии и образования в сфере культуры автономного округа создано 39 автономных учреждений.
Кроме государственных и муниципальных учреждений услуги культуры в автономном округе оказывают 11 некоммерческих организаций (включая общественные организации и фонды).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.