Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 24 декабря 2007 г. N 340-п в заголовок приложения 2 к настоящему постановлению внесены изменения
Приложение 2
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 29 июля 2003 г. N 302-п
Требования
к проектированию и ведению локального экологического мониторинга
в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью
добычи нефти и газа на территории Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
8 февраля, 24 декабря 2007 г.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 24 декабря 2007 г. N 340-п в раздел 1 настоящих требований внесены изменения
1. Общие положения
1.1. Настоящие Требования разработаны в соответствии с абзацами 4 и 6 статьи 6, статьей 63 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом перспективы долгосрочной разработки месторождений полезных ископаемых на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и применяются к проектированию и ведению локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Требования).
1.2. Настоящие Требования обязательны для пользователей недр независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
1.3. Проектирование и ведение локального экологического мониторинга осуществляется отдельно по каждому лицензионному участку на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
1.4. Локальный экологический мониторинг является комплексной системой регулярных наблюдений, сбора информации, оценки и прогнозирования пространственно-временных изменений состояния компонентов окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов в границах лицензионного участка недр в период разработки месторождений нефти и газа.
1.5. Проектирование локального экологического мониторинга лицензионных участков должно основываться на результатах предварительных исследований исходной загрязненности компонентов природной среды, проведенных с учетом Требований к определению исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (приложение 1 к настоящему постановлению).
При проектировании систем локального экологического мониторинга на территориях длительно эксплуатируемых месторождений в границах лицензионных участков в качестве исходных концентраций загрязняющих веществ допустимо использовать результаты исследований компонентов природной среды, проводившихся ранее в рамках ведомственного контроля и научно-производственных работ. Материалы должны быть представлены в виде отчета или отдельной главы проекта системы локального экологического мониторинга и содержать следующую информацию в кратком объеме:
физико-географическое описание территории лицензионного участка;
сведения о техногенной нагрузке на момент проведения исследований по форме, приведенной в таблице 1 (приложение 3 к настоящему постановлению);
информацию о загрязнении территории с начала освоения месторождения (общее количество аварий, в том числе с попаданием загрязняющих веществ в водные объекты, площадь загрязненных и рекультивированных земель);
характеристику выполненных работ по обследованию, включая использованные методы анализа и отбора проб, обработки полученной информации;
фактические данные в виде таблиц, графиков, карт-схем;
оценку уровней загрязнения природных сред на основе нормативных и/или интегральных показателей с выделением наиболее загрязненных сред;
оценку масштабов распространения зон загрязнения компонентов природной среды, в том числе аварийных зон загрязнения, карты-схемы с выделением наиболее загрязненных участков;
рекомендации по организации сети наблюдений;
рекомендации по проведению приоритетных природоохранных мероприятий.
1.6. Проект локального экологического мониторинга должен содержать следующую информацию:
физико-географическое описание территории лицензионного участка;
срок эксплуатации месторождения, сведения о техногенной нагрузке в соответствии с таблицей 1 (приложение 3 к настоящему постановлению);
обоснование количества и местоположения пунктов наблюдения, периодичности проведения наблюдений за компонентами природной среды;
перечень определяемых загрязняющих веществ и параметров в пробах, а также перечень предельно допустимых концентраций или других установленных нормативов, в сравнении с которыми осуществляется оценка загрязненности компонентов природной среды;
перечень информации о результатах локального экологического мониторинга и сроки ее представления в Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент);
карта территории лицензионного участка на топографической основе (масштаба не менее 1:50000 в формате MapInfo или форматах, совместимых с ним) с информацией о техногенной нагрузке, направлениях поверхностного стока, размещении пунктов отбора проб компонентов природной среды;
ландшафтная (почвенно-растительная) с указанием техногенных объектов и местоположения всех точек отбора проб (масштаб не менее 1:50 000 в формате MapInfo или совместимых с ним);
обзорная карта расположения лицензионного участка с информацией о крупных техногенных объектах и линейных коммуникациях соседних территорий.
Проект подлежит корректировке при изменении техногенной нагрузки в границах лицензионного участка и изменениях законодательства в области мониторинга и охраны окружающей среды.
1.7. Перечень показателей и периодичность отбора проб для разных пунктов наблюдательной сети могут быть различными, в каждом конкретном случае должны быть обоснованы результатами предварительного исследования исходной загрязненности компонентов природной среды, производственного экологического контроля, техногенной нагрузкой и транспортной доступностью территории лицензионного участка.
1.8. Проект локального экологического мониторинга согласовывается в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и подлежит обязательному согласованию с Департаментом.
1.9. Один экземпляр согласованного проекта локального экологического мониторинга для контроля выполнения работ по ведению мониторинга представляется в электронном и бумажном видах в Департамент.
1.10. Организация и ведение локального экологического мониторинга осуществляются в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом.
1.11. Прекращение наблюдений в пунктах наблюдательной сети локального экологического мониторинга, изменение местоположения действующих пунктов наблюдений, организация новых пунктов, изменение списка определяемых веществ и параметров, периодичности наблюдений подлежат обязательному согласованию с Департаментом.
1.12. Несанкционированная смена места расположения точек отбора проб и изменение периодичности наблюдений и набора контролируемых параметров не допускаются.
1.13. Пункты мониторинга закрепляются на местности опознавательными знаками. Отбор проб компонентов природной среды должен осуществляться в соответствии с федеральным законодательством, государственными стандартами, иными нормативно-техническими документами, с учетом настоящих Требований. Лабораторный анализ проб проводится по методикам, включенным в область аккредитации лаборатории и нижний предел обнаружения которых ниже предельно допустимой концентрации или других установленных нормативов.
1.14. Определение текущей загрязненности компонентов природной среды при ведении локального экологического мониторинга могут проводить организации, имеющие лицензию на данный вид деятельности, выдаваемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.15. Мониторинг подземных вод осуществляется в соответствии с требованиями федерального законодательства и условиями лицензионного соглашения на пользование подземными водами.
1.16. Измерение содержания нефтепродуктов в снежном покрове и поверхностных водах производится методом ИК-спектроскопии.
2. Требования к ведению мониторинга атмосферного воздуха
и снежного покрова
2.1. Пункты наблюдений за атмосферным воздухом и снежным покровом организуются с учетом РД 52.04.186-89 "Руководство по контролю загрязнения атмосферы", РД 52.4.2-94 "Методические указания. Охрана природы. Комплексное обследование загрязнения природных сред промышленных районов с интенсивной антропогенной нагрузкой". Места расположения пунктов наблюдения выбираются с учетом преобладающих направлений движения воздушных масс и зон разгрузки загрязняющих веществ.
2.2. Расположение пунктов наблюдений и периодичность отбора проб должны обеспечивать получение данных о состоянии воздушной среды на территории лицензионного участка, воздействии на атмосферный воздух крупных источников выбросов и трансграничном переносе загрязняющих веществ. Подфакельные наблюдения организуются с подветренной стороны от факела в зоне максимальных концентраций загрязняющих веществ на расстоянии 10-40 высот трубы факела.
2.3. Периодичность опробования атмосферного воздуха - 2 раза в год в бесснежный период (июнь, сентябрь). Периодичность подфакельных наблюдений - 2 раза в год (июнь, сентябрь) при условии, что выбросы от факела пронормированы в действующем томе предельно-допустимых выбросов и соблюдается технологический режим эксплуатации. В противном случае периодичность ежеквартальная.
2.4. Геохимическое опробование снежного покрова осуществляется в пунктах наблюдения атмосферного воздуха и в районах расположения крупных промышленных площадок, имеющих стационарные источники выбросов. Опробование осуществляется один раз в год в период максимального влагозапаса (март-апрель). В районе промплощадок пункты отбора проб снежного покрова располагаются с подветренной стороны с учетом преобладающего направления ветра в зимний период в зоне максимальных концентраций загрязняющих веществ на расстоянии 10-40 высот трубы источника выбросов.
2.5. Перечень загрязняющих веществ и параметров, исследуемых в обязательном порядке в пробах атмосферного воздуха, снежного покрова, приводится соответственно в таблицах 2, 3 (приложение 3 к настоящему постановлению).
3. Требования к ведению мониторинга поверхностных вод
и донных отложений
3.1. Пункты мониторинга поверхностных вод организуются на водоемах и водотоках, подверженных техногенному загрязнению; кроме того, создаются пункты наблюдений на относительно незагрязненных водоемах и водотоках.
3.2. Расположение пунктов наблюдений и периодичность отбора проб должны обеспечивать получение данных о содержании загрязняющих веществ в поверхностных водах и донных отложениях на территории лицензионного участка и их трансграничном переносе.
3.3. Параметры наблюдательной сети устанавливаются на основе выбранной программы исследований в зависимости от категории поста и с учетом требований ГОСТ 17.1.3.07.-82 "Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков".
3.4. Перечень загрязняющих веществ и параметров, подлежащих обязательному исследованию в пробах поверхностных вод, и периодичность наблюдений приводятся в таблице 4 (приложение 3 к настоящему постановлению).
3.5. Отбор проб для определения хлоридов и нефтепродуктов как приоритетных загрязняющих веществ проводится ежемесячно с учетом гидрологических особенностей водных объектов и техники безопасности.
3.6. Обязательное опробование донных отложений осуществляется в пунктах отбора проб поверхностных вод 1 раз в год в летне-осеннюю межень.
3.7. Перечень загрязняющих веществ и параметров, подлежащих обязательному исследованию в пробах донных отложений, приводится в таблице 5 (приложение 3 к постановлению). Валовые формы металлов определяются 1 раз в 3 года; подвижные формы металлов - ежегодно.
4. Требования к ведению мониторинга почв
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 24 декабря 2007 г. N 340-п пункт 4.1 настоящих требований изложен в новой редакции
4.1. Пункты мониторинга почв организуются в подфакельных зонах (на расстоянии 10-40 средних высот трубы факельной установки) и зонах воздействия промышленных площадок (на расстоянии 300-500 м от источника загрязнения) с учетом направлений переноса загрязняющих веществ. Пункты наблюдений, не подверженных техногенному влиянию, создаются на аналогичных типах почв, что и контрольные.
4.2. Расположение пунктов наблюдений и периодичность отбора проб должны обеспечивать получение данных о содержании загрязняющих веществ в почвах на территории лицензионного участка.
4.3. Периодичность обязательного отбора проб почв - 1 раз в год (сентябрь), в период относительного покоя биоты.
4.4. Перечень загрязняющих веществ и параметров, исследуемых в обязательном порядке в пробах почв, приводится в таблице 6 (приложение 3 к настоящему постановлению). Валовые формы металлов определяются 1 раз в 3 года; подвижные формы металлов - ежегодно.
4.5. В случае аварийных разливов загрязняющих веществ мониторинг состояния нефтезагрязненных земель проводится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и автономного округа.
5. Требования к ведению мониторинга ландшафтов
5.1. Мониторинг ландшафтов организуется для наблюдения за изменением состояния природных комплексов и их трансформацией.
5.2. В рамках проведения мониторинга ландшафтов 1 раз в пять лет осуществляется дистанционное зондирование территории лицензионного участка (аэрофотосъемка или спектрозональная космосъемка высокого разрешения). Аэрофото- или космическая съемка может быть заменена или совмещена с проведением полевых ландшафтных исследований.
5.3. Проведение мониторинга ландшафтов должно обеспечивать выявление антропогенной нагрузки, динамики площадей антропогенных изменений, степени деградации природных комплексов. Полученная информация отражается на ландшафтной карте (масштаба не менее 1:50000, в формате МарInfo или форматах, совместимых с ним) и представляется на бумажном и электронном носителях в Департамент один раз в 5 лет с результатами локального экологического мониторинга в границах лицензионного участка.
5.4. На ландшафтной карте должны быть отражены:
а) природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию;
б) антропогенные ландшафты:
вырубки и стадия их восстановления,
гари (независимо от причин возгорания) и стадия их восстановления,
лесопосадки и их возраст,
рекультивированные карьеры и стадия их рекультивации,
рекультивированные загрязненные ландшафты и стадия их рекультивации,
нерекультивированные территории, нарушенные при проведении строительных работ, перемещении оборудования, несанкционированном передвижении техники и пр.,
рекультивированные и нерекультивированные свалки;
в) геотехносистемы:
действующие трубопроводы, с разбивкой по категориям:
магистральные, межпромысловые, внутрипромысловые,
наземные и подземные;
г) нефтепроводы, газопроводы, водопроводы (техническая или питьевая вода);
д) разведочные и поисковые скважины;
е) кустовые площадки;
ж) другие промышленные площадки (с указанием дожимных насосных станций, установок подготовки сброса воды, установок подготовки нефти и т.д.);
з) шламовые амбары (с указанием стадии и сроков рекультивации);
и) автодороги;
к) линии электропередач.
6. Информация о результатах локального экологического мониторинга
в границах лицензионного участка
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 24 декабря 2007 г. N 340-п пункт 6.1 настоящих требований изложен в новой редакции
6.1. Сводная информация по техногенной нагрузке на окружающую среду, результаты исследований текущей загрязненности компонентов природной среды в соответствии со сроками и по формам, определенными таблицами 1-6 (приложение 3 к настоящему постановлению), в установленном формате представляются на электронных носителях в Департамент для ведения единой базы экологических данных.
6.2. Кроме материалов, указанных в пункте 6.1 настоящих Требований, пользователь недр ежегодно представляет до 1 апреля, следующего за отчетным года в Департамент на бумажных и электронных носителях информацию о результатах локального экологического мониторинга в границах лицензионного участка, которая должна содержать:
6.2.1. Наименование лицензионного участка с указанием владельца лицензии и номера лицензии.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 24 декабря 2007 г. N 340-п подпункт 6.2.2 пункта 6.2 настоящих требований изложен в новой редакции
6.2.2. Информацию об изменении в техногенной нагрузке на окружающую среду за отчетный период по сравнению с предыдущим годом с указанием места расположения построенных объектов.
6.2.3. Информацию о количестве аварий за отчетный год, их местоположении, площади и экологических последствиях, мерах, принятых по их устранению.
6.2.4. Краткую характеристику экологического состояния территории лицензионного участка. Оценка загрязненности компонентов природной среды (атмосферного воздуха, снежного покрова, поверхностных вод, донных отложений, почв) осуществляется на основании сопоставления результатов количественного химического анализа с утвержденными федеральными и региональными санитарно-гигиеническими и экологическими нормативами содержания загрязняющих веществ.
6.2.5. Сводные результаты проведения локального экологического мониторинга в границах лицензионного участка (из протоколов количественного химического анализа), с указанием аккредитованной лаборатории, выполнявшей анализы проб компонентов природной среды, и наличия лицензии на вид деятельности. По всем пунктам наблюдений обязательно должны быть указаны географические координаты (в системе координат 1942 года).
Пользователь недр может проводить локальный экологический мониторинг по расширенной программе, включая наблюдения за состоянием подземных вод, почв в зоне антропогенного воздействия, состоянием биоты и других компонентов в соответствии с РД 52.44.2-94 "Методические указания. Охрана природы. Комплексное обследование загрязнения природных сред промышленных районов с интенсивной антропогенной нагрузкой".
6.2.6. Карту лицензионного участка на топографической основе (масштаба не менее 1:50000, в формате МарInfo или форматах, совместимых с ним), на которую наносятся в том числе новые (введенные в эксплуатацию за отчетный год) кусты скважин, трубопроводы, компрессорные и насосные станции, факела (с указанием режима работы) и другие крупные стационарные источники выбросов в атмосферу, нефтезагрязненные участки, ЛЭП, дороги и прочие коммуникации и объекты, являющиеся источниками техногенного воздействия на природную среду, а также пункты наблюдений. Картографический материал представляется в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.