В связи с поступающими запросами налогоплательщиков о порядке применения льгот по уплате сбора на нужды образовательных учреждений в части сумм сбора, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных образований, при отсутствии решения представительного органа местного самоуправления об их льготировании, считаем необходимым сообщить позицию Управления МНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу по данному вопросу.
В силу положений статьи 20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции до 1 января 2004 г.) сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, относился к налогам республик в составе Российской Федерации и налогам краев, областей, автономных областей, автономных округов и устанавливался законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Порядок исчисления и уплаты сбора на нужды образовательных учреждений на территории Ханты-Мансийского автономного округа до 1 января 2004 г. был определен Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 20.06.2001 N 57-ОЗ "О сборе на нужды образовательных учреждений на территории Ханты-Мансийского автономного округа".
Статьей 6 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 25.12.2000 N 122-ОЗ "О налоговых льготах в Ханты-Мансийском автономном округе" были определены льготы по уплате сбора на нужды образовательных учреждений, действующие в силу статьи 1 данного Закона на всей территории автономного округа. Однако, в статье 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 20.06.2001 N 57-ОЗ содержалось положение о том, что льготы по уплате сбора в пределах сумм, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных образований предоставляются решением представительного органа местного самоуправления муниципального образования согласно Перечню категорий налогоплательщиков, установленному Законом Ханты-Мансийского автономного округа "О налоговых льготах в Ханты-Мансийском автономном округе", что и повлекло за собой неопределенность при применении льготы в части сумм сбора, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных образований.
Принципы установления, введения в действие налогов и сборов субъектов Российской Федерации установлены Налоговым кодексом РФ.
Налоговым кодексом РФ определены полномочия представительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при установлении налога. Согласно п. 2 ст. 17 Налогового кодекса РФ при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования. Таким образом, право установления льгот по налогу принадлежало представительному органу Ханты-Мансийского автономного округа и не входило в компетенцию органов местного самоуправления. При этом установление налога субъекта Российской Федерации (включая налоговые льготы) производится независимо от бюджета (бюджетов), куда он должен зачисляться.
Таким образом, учитывая положения статей 6 и 7 Налогового кодекса РФ, льготы по сбору на нужды образовательных учреждений, определенные для соответствующих категорий налогоплательщиков в статье 6 Закона Ханты-Мансийского автономного округа "О налоговых льготах в Ханты-Мансийском автономном округе", распространялись в периоды действия данной статьи не только на суммы налога, подлежащие зачислению в бюджет автономного округа, но и на суммы, подлежащие зачислению в бюджеты муниципальных образований автономного округа на основании закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа на соответствующий год, независимо от наличия решения представительного органа местного самоуправления о льготировании сумм сбора, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных образований.
Заместитель руководителя Управления МНС России
по Ханты-Мансийскому автономному округу |
Н.В. Бойко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС России по Ханты-Мансийскому АО от 4 февраля 2004 г. N 06-25/01020 "Об использовании льгот по сбору на нужды образовательных учреждений"
Текст Письма опубликован в газете "Вестник Налоговой Службы". Январь 2004 г. N 2